Социальное обучение. Образование формальное и неформальное

Исторически формальное образование по-прежнему привязано к понятию учебной программы. Можно утверждать, что учебная программа представляет работу в образовательных учреждениях по методикам с определенным тестированием, которое неразрывно связано с процессом учебы. Разработка учебных программ является контрольным механизмом укрепления и воспроизведения получаемых знаний.

Существует также неформальное образование с помощью общения, разговора, диалога или можно создать серьезный патриотический социальный проект , рассматривая его как демократический инструмент, который может помочь в воспитании молодежи.

Таким образом утверждается, что неформальное образование предлагает свободный и демократический механизм, который не может и не должен следовать учебной программе. В самом деле видно, что если неформальное образование принимает учебную программу, то оно по определению перестанет быть неформальным общением.

Однако чисто неформальное общение представляет пока очень редкий опыт, особенно при обсуждении в контексте патриотического социального проекта.

Привязанность к учебной программе

Академическое обучение пытается определить, анализировать и оценивать учебную программу в рамках формального образования. Таким образом, трудно дать абсолютное определение понятия этого сложного и проблематичного понятия.

Имеется три решающих значения для учебной программы в рамках обучения, и они обеспечивают прочную основу понимания для дальнейшего обсуждения. Учебная программа может рассматриваться:

  • как план, состоящий из опыта обучения для школьников, здесь можно охарактеризовать как разработка документа, включая цели, мероприятия, учебные материалы и графики;
  • использование учебной программы как системы или динамических рамок, существующих с целью осуществления, оценки и изменения опыта обучения;
  • использование учебной программы описывается как синоним для области профессионального обучения.

Общее для этих и других описаний учебных программ, можно отметить важное значение взаимосвязи между целями и предметом.

Нынешняя политика образования действительно выступает за строгое и частое тестирование.

Альтернативная точка зрения может быть принята для молодежи и для другой однородной группы, чьи образовательные и культурные потребности имеют мало разнообразия.

Неформальное основано на доверии

Некоторые образовательные философы предлагают взаимную позицию, что получение знаний должно содействовать свободе, деятельности и центральное значение позиции учащегося в этом важном демократическом процессе. Хотя многие теоретики обсуждают демократические знания в формальных условиях и предлагают альтернативные методологии неформального общения.

Философия неформального образования предполагает, что мир полон потенциальных возможностей в области получения знаний, действительно большая часть знаний приобретается не в школе, а в жизни. Неофициальный педагог выступает в качестве посредника или советника с этими возможностями. То есть, педагог являются помощником в процессе обучения людей, а не мастером обучающим других.

Общение занимает центральное место в работе неофициального педагога, но почему это так?

Во-первых необходимо понимать, что разговор неофициального педагога является отличительной формой разговора, это диалогическая попытка добиваться понимания. Диалог должен быть как двусторонний разговор, в котором обе стороны имеют степень равенства. Разговорный или диалогический подход требует также определенных характеристик, чтобы инициатива присутствовала в обеих сторонах. Таким образом, неофициальный разговор привлекает ее участников и получение знаний происходит спонтанно, когда преподавание как бы не происходит. Этот метод не является современным явлением, диалогический разговор был излюбленным методом преподавания для греческого философа Сократа.

Во-вторых разговор предлагает ситуацию, где каждый человек имеет эффективное равенство шансов принять участие в непринужденном диалоге. Во взаимном доверии, уважении, готовности прислушиваться и рисковать мнением является основополагающим в диалогических разговорах и, таким образом, ключом к работе неформального общения.

Неформальные знания являются мощным регулирующим идеалом, который может ориентировать нашу практическую и политическую жизнь. Сразу же можно наблюдать потенциальный конфликт между традициями неформального и формального образования. Конфликт на основе концепции власти. Разговор занимает центральное место в работе неформального образования, поскольку он содействует развитию демократии и позволяет отдельным лицам и группам оспаривать социальную гегемонию и решать их права, поэтому разговор можно рассматривать как расширение прав и возможностей. Учебная программа, с другой стороны, контролирует власть и ограничивает свободу личности, бросая вызов нынешней социальной гегемонии. И наконец неформальное образование предполагает, что измерение знаний в оценках ненужное, вредное и контрпродуктивное. Истинное измерение нельзя достичь, так как неофициальный педагог будет иметь только ограниченное понимание последствий опыта. По этой причине измерения (выставление оценок) не принимаются и не практикуется неофициальным воспитателем.

Смешивание теорий

Почти дихотомическая (деление надвое) линия существует между теориями формального и неформального образования. Неформальное образование существует, по большей части, в мире учебных программ и часто методы неофициального воспитателя должны адаптироваться и разбавляться для того, чтобы дать качественные знания. Это разбавление особенно наглядно проявляется в сфере работы с молодежью.

Молодежная работа, главным образом, это не неформальное образование, и представляет один из элементов комплекса.

Через учебную программу, формальное общение существует как средство социального контроля, в то время как разговор и диалог неофициального педагога промульгирует демократию и позволяет расширять права и возможности обучаемых.

Исследования междисциплинарной теории и практики социальной ответственности определили принципы видения обучения:

  • философские, исторические и социальные основы исследования молодежи и образования с акцентом на социальную ответственность в различных общинах;
  • интегрированный учебный план обеспечивает связь между теорией и практикой;
  • плюралистический подход к педагогике исследует несколько возможных этапов обучения;
  • участие в образовательных социальных проектах признает значимость школы/колледжа и партнерство государственных, национальных и международных обязательств.

    Преподаватели стремятся к непрерывному обучению, профессионализму, творческим продуманным действиям и стремлению к интеллектуальному совершенству. Они поддерживают этические размышления и работу учить других и себя уважать в глобальной среде с ограниченными ресурсами. Смотря в будущее и наблюдая изменения на местном, национальном и международном уровнях, необходимо корректировать учебный план, который должен соответствовать меняющимся потребностям молодежи.

Введение

Глава 1. Понятие социального образования

Глава 2. Эволюция социального образования в последние годы

1 Основные направления современного социального образования за рубежом

2 Современное российское социальное образование. Перспективы развития

Заключение

Список литературы

Введение

Последние два десятилетия в России стали временем серьезных перемен в области образования. Особую актуальность и значимость приобретает анализ исторического опыта образовательной системы предшествующих веков, который делает возможным осмысление фактов в данной сфере для выработки стратегии в будущем. Развитие социального образования в России характеризуется сложными и противоречивыми процессами, обусловленными воздействием множества различных факторов развития общества. Современная ситуация в России, модернизация различных сфер жизни общества, потребности и интересы личности требуют развития системы образования на базе сочетания традиционных и современных подходов. Одним из таких направлений, сочетающих в себе лучшие традиции гуманизма российской системы образования и воспитания, направленные на решение проблем социальной и профессиональной активности человека, является социальное образование.

Современный этап развития Российской Федерации ставит перед национальным образованием задачу интеграции интеллектуального потенциала нации в мировое сообщество, в котором социальное образование выступает неотъемлемым компонентом духовного, социального, нравственного развития личности, которое важно не только для международной интеграции,но и для развития общества в целом.

Основополагающая задача данной работы-это изучение современной социальной политики Российского государства, её развитие в сравнении с зарубежными странами, с целью рассмотрения перспектив развития социального образования, так как именно эта сфера жизни дает обществу гарантию в социальной защите, оказывает материальную, физическую и духовную помощь нуждающимся слоям населения.

Глава 1. Понятие социального образования

Как в нашей стране, так и за рубежом система высшего образования складывалась традиционно, включая в себя вначале богословское и гуманитарное, затем естественнонаучное и инженерно-техническое образование. В последние десятилетия из этой системы выделились - экономическое, информационное и уже на наших глазах социальное образование. Безусловно, становление, оформление новых отраслей знания, образования нельзя понимать прямолинейно: это следствие сложных процессов взаимодействия − дифференциации, интеграции, ассимиляции в области науки, образования, религии, культуры, всей духовной сферы человеческого общества.

То есть социальное образование интегрирует в себе совокупность знаний в области философии, психологии, социологии, педагогики, истории, биологии, физики, математики, экономической теории т. д. Столь широкий сегмент определяется содержанием социального образования, которое, по мысли В. И. Жукова, − «социальный феномен, обусловленный потребностями становления и развития конкретной личности и общества в целом». То есть социальное образование, система социальных знаний «отвечает» за все проблемы, существующие в человеческом обществе и касающиеся самого человека. При этом социальное образование не охватывает все сферы жизнедеятельности, а имеет узкое направление.

Социальное образование определяется «как система подготовки кадров для нужд «третьего сектора» (С.И.Григорьев); часть общего и любого вида профессионального образования (Е.И.Холостова); подготовка специалистов для учреждений социальной сферы, обучение социальным наукам, привитие навыков воспитания (И.М.Лаврененко). Вместе с тем ученые подчеркивают, что социальное образование направляется на формирование личности, способной к самореализации в социальной сфере, к осуществлению всех компонентов интегративного образовательного процесса, к выполнению функций и профессиональных ролей специалиста социальной сферы (В.И.Жуков)». Отмечается также, что социальное образование предполагает обучение специалистов социальной сферы основным правилам жизнедеятельности человека в обществе, освоение социальной культуры, формирование социального мышления и действия, культуры социальных чувств и культуры социальной организации. Подчеркивается роль социального образования для развития творческой инициативы, самостоятельности, конкурентоспособности, мобильности будущих специалистов социальной сфере, адекватных представлений о процессах, происходящих в современном мире, специфике интересов и поведения разных социальных групп.

Учеными выделяется социальная функция социального образования, которая заключается в социализации личности в процессе профессиональной деятельности, а также культурная функция, направленная на развитие способностей будущего специалиста социальной сферы и преобразование социальной действительности. К стратегиям социального образования относят:

ñуниверсализацию;

ñсвободу выбора;

ñучастие в становлении гражданского общества.

«Цель социального образования выражается в подготовке специалистов, готовых к разработке и апробации технологий социальной интеграции личности в общество, социальной экспертизы проектов в социальной сфере, социального менеджмента учреждений и организаций. Выделяются основные задачи социального образования: профилактика социальных проблем; разработка и внедрение инновационных технологий личностной реализации; реализация социальных технологий в социальных учреждениях и др. В числе главных задач социального образования выделяют установление «баланса» потребностей человека и общества, что достигается выдвижением приоритетных ценностей в виде соблюдения интересов человека».

В ходе специальных исследований феномена социального образования и его значимости для решения задач повышения профессионализма специалистов по социальной работе выделяют виды и уровни социального образования:

неформальное социальное образование представляет собой совокупность разрозненных практических сведений о мире, полученных вне рамок формального образовательного процесса в течение всей своей жизни;

формальное социальное образование связано с целенаправленной образовательной деятельностью, организуемой в системе профессионального образования и во многом определяет уровень социализации человека, его готовность к самостоятельному функционированию в профессиональной деятельности.

Глава 2. Эволюция социального образования в последние годы

1 Основные направления современного социального образования за рубежом

В зарубежной системе социального образования (Франция, Швейцария, Австрия и др.) в качестве перспективного направления профессиональной деятельности специалиста по социальной работе выделена социально-культурная деятельность. Специалистов данного направления именуют как специалист-аниматор в сфере социальной работы.

«Составной частью подготовки специалистов по социальной работе является социально-культурная анимация (франкоязычная Швейцарии). Окончание школ социально-культурной анимации позволяет выпускникам работать в смежных областях. В немецкой Швейцарии на учебу принимаются студенты, имеющие опыт работы в сфере социально-культурной анимации. Подготовка приобретает характер «сопровождения профессии». В Швейцарии (г. Люцерн, г. Цюрих) введен специальный курс «Аниматор», в котором внимание уделяется «разработке теоретических концепций социально-культурной анимации и самостоятельной разработке исследовательских проектов, сопровождающих практику и направленных на обучение студентов роли посредника в социальной работе с молодежью».

В Австрии для подготовки кадров работников с молодежью существует специальная школа для обучения руководителей досуговыми центрами молодежи.»Школа сотрудничает с молодежными общественными организациями, представители которых входят в контролирующий орган школы, влияющий на выработку содержания и форм подготовки

Великобритании (графство Стаффордшир) действует Общенациональная организация по обучению специалистов, работающих с молодежью, которая обеспечивает им доступ к Высшим курсам, с последующим присвоением степени. Содержание программ подготовки направлено на овладение теорией межличностного общения, формирование умений создавать и поддерживать межличностные отношения, работать в команде, на развитие организаторских и аналитических способностей, стремления постоянно развивать и повышать знания и навыки профессиональной деятельности.

Система подготовки специалистов по социальной работе во Франции предусматривает «специальную программу подготовки теоретиков - ученых, которые должны пройти все уровни обучения и иметь опыт социальной работы. Содержание программы направлено на формирование навыков исследовательской работы в сфере социальной работы» .

Таким образом, профессиональная подготовка за рубежом имеет ряд особенностей: осуществляется в образовательных учреждениях с привлечением к процессу обучения ресурсов общественных организаций; она носит характер «сопровождения профессии», то есть будущие специалисты совмещают теоретическую подготовку и профессиональную деятельность; среди основных направлений деятельности будущих специалистов социальной сферы выделяют коммуникативное, социально-культурное, научно-исследовательское.

Необходимо обратить внимание на тот факт, что в зарубежной системе социального образования довольно мощно представлен практико-ориентированный подход к профессиональной подготовке, что находит выражение в целенаправленной подготовке специалистов по социальной работе в общественных организациях. Этот опыт может быть учтен в отечественном социальном образовании при разработке специализаций и организации курсов повышения квалификации для специалистов по социальной работе.

2.2Современное российское социальное образование. Перспективы развития

Современная социальная ситуация в России, к сожалению, не вызывает достаточного оптимизма: крайняя дифференциация в доходах и уровне жизни, детская беспризорность, бюрократизм, стагнация среднего класса, деградация деревни, вспышки национальных противоречий и многие другие «проблемы российского общества делают достаточно умозрительными прогнозы некоторых «аналитиков» о скорейшем и чуть ли не «автоматическом» приобщении России к числу «цивилизованных» государств.» Способом практического решения социальных проблем в нашей стране может служить их непредвзятый кропотливый научный анализ и претворение его результатов в практику посредством широкого общественного обсуждения, изменения законодательства, ключевых кадровых перестановок и т. д.

Такая ситуация диктует необходимость качественных сдвигов в развитии социальной научно-образовательной сферы. Начало этому процессу было положено в ноябре 1991г., когда Постановлением Правительства РФ был открыт Московский государственный социальный институт (ныне Российский государственный социальный университет), и в государственные образовательные стандарты введена новая специальность «Социальная работа». В настоящее время в системе социального образования профессионально работают более 120 вузов России. Флагманом среди них, безусловно, является Российский государственный социальный университет(РГСУ): он возглавляет Учебно-методическое объединение (УМО) по образованию в области социальной работы;на базе РГСУ сформирована Академия социального образования; в состав Университета входит 70 территориальных подразделений, охватывающих своей сетью значительную часть Российской Федерации. Это позволяет РГСУ разрабатывать единую стратегию социального образования, руководить ее практическим воплощением, добиваться конкретной отдачи в виде изменения социальной ситуации в стране в позитивном направлении.

В тоже время анализ научной литературы, материалов конференций, собственный опыт работы позволил выявить следующие тенденции в развитии социального образования: влияние зарубежного опыта теоретической и практической профессиональной подготовки специалистов по социальной работе; введение отечественных Государственных образовательных стандартов (1995 и 2000 гг.), обеспечивающих единство образовательного пространства; многоступенчатость и непрерывность профессиональной подготовки; углубление и расширение специализаций подготовки по специальности «Социальная работа»; переход отечественного социального образования на западноевропейские образовательные стандарты (Болонская декларация министров образования стран Западной Европы, сентябрь 2003 г.).

«Выявленные тенденции социального образования свидетельствуют о необходимости поиска путей его оптимизации, под которой можно понимать выбор лучшего из возможных вариантов для данной ситуации, что требует в каждом конкретном случае выбора наилучшего варианта плана деятельности, содержания, методов, средств, форм обучения и воспитания (Ю.К. Бабанский, М.М.Поташник).Анализ результатов исследований, проводившихся по проблеме профессиональной подготовки в вузе, показал, что в процессе профессиональной подготовки студентов в числе доминирующих задач определяется содержание социального образования с учетом зарубежного опыта профессиональной подготовки специалистов по социальной работе»

Именно по этим причинам заслуживает внимания обращение к изучению опыта социального образования за рубежом. При этом мы отдаем себе отчет в невозможности и нецелесообразности прямого копирования зарубежного содержания в отечественное социальное образование.

Однако очень важно учитывать специфические особенности российского государства при реформировании системы социального образования, поэтому отечественные ученые активно ведут разработку и модернизацию учебных пособий, монографий, статей по проблемам социальной работы, выпускаются специализированные журналы: «Отечественный журнал социальной работы», «Социальная работа», «Работник социальной службы»,ведется научная, исследовательская деятельность в данной области. Всё это способствует подготовке, переподготовке и повышении квалификации «современных специалистов социальной сферы, обладающих чувством гражданской и социальной справедливости, умением работать с людьми, творческим мышлением, инновационными технологиями, а также иметь высокие высокие духовно-нравственные качества».

Заключение

социальный образование политика общество

В заключение данной работы, можно сказать, что содержание и объем понятия "социальное образование" в современном российском обществе существенно расширились. Это произошло, во-первых, благодаря введению новых специальностей и развертыванию подготовки кадров по нетрадиционным специализациям, ориентированным на социальную сферу, управление и воспроизводство специалистов в области социальных наук. Во-вторых, это связано со значительным обогащением программ социального образования за счет привлечения литературы, представляющей различные парадигмы социального мышления. В-третьих, расширение произошло в связи с активным освоением зарубежного и дореволюционного отечественного опыта решения социальных проблем. Наконец, в-четвертых, данное обстоятельство обусловлено растущей сложностью, многообразием социокультурного развития, его темпов, возникновением новой социальной культуры, требующей нетрадиционных форм и содержания социального образования.

В России сложилась сеть учебных заведений, занимающихся подготовкой и переподготовкой социальных работников, в настоящее время их численность перевалила за сотню. К тому же сейчас можно утверждать, что идет активное формирование многоступенчатой, многоуровневой системы подготовки и переподготовки социальных работников. Профессиональная подготовка специалистов для социальных служб осуществляется в государственных университетах, педагогических и медицинских вузах, технических и технологических высших учебных заведениях. Ведущее место в этой сети учебных заведений занимает Российский государственный университет. Изучение опыта работы этих вузов показывает, что они творчески подходят к разработке и реализации учебных планов и учебных программ, уделяют внимание современным обучающим технологиям, издают и редактируют лучшие учебники по теории и практике социальной работы, в наибольшей мере используют зарубежный опыт.

Также можно сказать, что проводимая современная государственная социальная политика, требующая некоторой модернизации, способствует социализации больших социальных групп, удовлетворению основных социальных потребностей и интересов уязвимых слоев населения. Последние, являясь причинами социального действия, способствуют формированию определенных социальных и политических групп. Посредством социальной политики регулируется социальная структура общества и социальные отношения. То есть от социальной политики зависит во многом социальная устойчивость общества, динамизм его развития.

Список литературы

1. Аверин А.Н. Государственная система социальной защиты населения. Учебное пособие. 2007

Кожевникова Л.М.,Седельников В.Г. Статья «Вопросы современного социального образования». Красноярск,2007

Обучение социальной работе: преемственность и инновации:Сб./под ред. Ш.Рамон и Р.Сарри; перевод с англ. под ред. Ю.Б.Шапиро. М.,1996

Словарь-справочник по социальной работе под ред. Е.И.Холостовой. М.:Юрист,2000

Теория и практика социальной работы:отечественный и зарубежный опыт: в 2 томах/ Отв.ред. Т.Ф.Яркина, В.Г.Бочарова. М.,1993,Т.1

Холостова Е.И. Социальная работа:учебное пособие для вузов. М.,2007

Понятие «социальное образование». Феномен социального образования. Функции социального образования. Соотношение понятий «образование», «воспитание», «обучение». Генезис понятия «социальное образование». Основные теоретические подходы к социальному образованию. История социального образования в России. Международные и российские нормативно-правовые документы в области образования. Защита прав детей в сфере образования. Инклюзивное образование. Защита прав инвалидов на образование. Закон РФ «Об образовании» (2013 год). Место бакалавра социальной работы в образовательных учреждениях. Проблемы современного образования и социального образования.

Ответ:

Под социальным образованием стали понимать: подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук; обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание; · подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления;

· социальное просвещение, воспитание широких масс населения, формирование у них умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства - времени;

· формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов, смысложизненных ориентации, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того или иного государства, нации, человеческой общности.

Совершенствование содержания социального образования является дифференциация общего социального образования в зависимости от сферы деятельности, где предстоит работать специалисту (образование, медицина, управление, журналистика, энергетика, промышленность, сельское хозяйство, финансы).

Во-первых, потребности практики, проблематика, которая является предметом забот современного общества Во-вторых, на них оказывают влияние предпочтения, симпатии преподавательского корпуса, их подготовленность, научные интересы. В-третьих, на выбор моделей подготовки социальных работников, на формирование программ их обучения, повышения квалификации влияет развитие теорий социальной работы.



При этом требуется массовое просвещение к достоверному информированию людей о реальных масштабах социальных проблем и путях их решения в каждом поселении, районе, области, крае. Информирование населения о работе системы учреждений управления и социальной защиты каждого района, поселения, области, края, республики. Подготовка людей к социальной самозащите, обучение основам сохранения, безопасности жизни.

Совершенствование содержания социального образования в современной России связано с фундаментальными основами бытия человека и общества, типами их жизнедеятельности, социальной культуры. Это в главном связано с развитием представлений о смысле жизни и справедливости, о социальных идеалах.

Организация подготовки и переподготовки кадров различной квалификации имеет в нашей стране давние и прочные традиции. Цель социальной работы состоит в оказании помощи нуждающимся в ней членам общества, в стимулировании их к преодолению собственными усилиями возникающих у них личностных, семейных, групповых, производственных. Основные функции социального работника состоят в том, чтобы определить (диагностировать) эти проблемы, оказать помощь, поддержку, а затем осуществить коррекцию его поведения и социальную реабилитацию. подготовка специалистов в таком многостороннем, сложном по содержанию и формам реализации виде деятельности не может сразу сложиться и начать функционировать как целостная система, тем более в тех условиях социально-экономических преобразований, в которых сейчас находится Россия. Наиболее полной является модель, предложенная профессором И. А. Зимней.

1.Подготовка специалиста в области социальной работы осуществляется по уровням, последовательно решаются задачи введения студента в обучение, обеспечения программ самообучения и саморазвития.

2.Подготовка специалиста может рассматриваться как сложная многоаспектная деятельность, совокупным субъектом реализации которой выступает учебно-методически-административный состав учебного заведения совместно с кафедрами, преподавателями, самими студентами.

3.В области социальной работы как любая сложная развернутая во времени деятельность имеет несколько уровней, этапов. 1 уровень - ориентировочно-исследовательский есть по сути знакомство с субъектами, средствами, способами и условиями будущей профессиональной деятельности, прогнозирование ее осуществления. 2 уровень - исполнение самой деятельности в форме обучения, что предполагает определение подходов, организацию учебного процесса и его обеспечение. 3 уровень - саморазвитие, самосовершенствование специалиста.

4.Подготовка специалиста по социальной работе требует от него принятия определенных этических норм (профессиональных кодексов) и следование им, формирование определенных личностных (индивидуально-психологических) качеств, таких, например, как гуманистическая направленность, эмпатичность, альтруистическая доминанта и др.

5. Предметом подготовки по специальности «социальная работа» является практическое умение оказать эффективную квалифицированную помощь клиенту в решении его личностных проблем, трудностей (с детьми, родителями, сотрудниками, самим собой), таких, как, например, неадекватность уровня притязаний, самооценки, дезадаптация, наркотическая или алкогольная зависимость, импотенция, старость, потеря смысла жизни, инвалидность.

Положения определяют содержательную основу подготовки социальных работников, процесс которой представлен отдельными блоками, что отражает формально-организационную сторону процесса подготовки.

Рассмотрим подробнее каждый из блоков трех основных уровней подготовки, первый из которых - подготовительно-ориентировочный, второй - реализация и контроль, третий - саморазвитие.

I блок 1 уровня подготовки предполагает на основе ознакомления с отечественным и зарубежным опытом приобретение профессиональной ориентировки в содержании, целях, специфике социальной работы как профессиональной деятельности. Реальным субъектом такой деятельности являются научно-исследовательские и методические объединения, кафедры вуза.

II блок подготовки предполагает изучение, анализ и систематизацию нормативных документов. Он связан с освоением обобщенной ориентировки в нормативно-правовойбазе: а) самой социальной работы, б) процесса подготовки к ней в вузе. Субъектами блока являются: юридическая служба вуза, учебно-методические объединения.

III блок подготовки реализуется на основе актуальной оценки и прогностического анализа социальной ситуации. Определение характера (качество, направление, количество социальных работников) социального заказа, определение квалификационных требований и уровня профессионализма социального работника составляет его содержание, которое выступает также в качестве образца - результата деятельности в процессе подготовки. Субъектом является организационно-административная и психологическая службы вуза, его научно-исследовательские подразделения и кафедры.

IV блок - разработка новой парадигмы содержания и формы учебно-методического обеспечения на основе личностно-деятельностного подхода и гуманистической психологии. Субъекты - учебно-методические объединения, исследовательские группы.

V блок подготовки включает профессиональный отбор преподавателей и студентов на основе соответствия квалификационным требованиям по личностным, коммуникативным и интерактивным характеристикам. Субъект деятельности - социально-психологическая служба вуза.

VI блок подготовки - комплектование учебных групп. Субъекты деятельности - администрация вуза, психологическая служба.

VII блок профессиональной подготовки - организация учебного процесса по четырехкомпонентной схеме (освоение знаний, практика, тренинг, исследовательская работа) при параллельном освоении каждого из компонентов, модульной организации преподавания учебных дисциплин, разграничении на основные (базисные), элективные курсы, факультативы. Субъектами являются: учебно-методические объединения, преподавательский корпус.

VIII блок профессиональной подготовки включает организацию учебного процесса как управление учебной деятельностью студента и группы. Субъекты - преподаватели и сами студенты.

IX блок подготовки - обеспечение условий и положительного подкрепления практики в социальных службах, пансионатах, интернатах и т.д., формирование и деятельность института супервизоров. Субъекты деятельности - администрации вузов, научно-методические объединения, администрации социальных учреждений, супервизоры, студенты.

X блок подготовки предполагает организацию управляемой дифференциации обучения по специализациям с учетом интересов, способностей, возможностей обучающихся, результатов их предшествующего обучения. Субъект - кафедры.

XI блок подготовки - руководство саморазвитием студентов. Субъекты этой деятельности - как преподаватели, так и сами студенты.

Подготовка социальных работников основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности, представляет собой многоуровневый процесс, каждый из уровней которого (ориентировочный, исполнительный, практический) имеет свой субъект, цель, задачи, способы и средства реализации. При этом системообразующим фактором является соответствие личностных качеств студентов практике обучения, соответствующего целям, условиям работы и задачам практической деятельности будущего специалиста.

Формирование личности, ее социализация связаны с такими понятиями как социальное обучение и социальное воспитание.

Социальное обучение - целенаправленный процесс и результат передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков у детей.

Воспитание и социальное воспитание

Возникновение социальной педагогики как области научной и практической деятельности совпало с периодом переосмысления сущности воспитания как социального феномена.

Формирование личности, ее социализация связаны с социальным воспитанием. Социальное воспитание - понятие многомерное. Это забота общества о поколении будущего, поддержка человека обществом, коллективом, другим человеком, помощь человеку в усвоении и принятии нравственных отношений, которые сложились в семье и обществе, принятии правовых, экономических, гражданских и бытовых отношений. Помочь человеку - это значит научить его найти новый путь в своей жизни, суметь перестроиться в новой жизненной ситуации. Воспитание должно обеспечить такое поведение человека, которое будет соответствовать нормам и правилам поведения, принятым в определенном обществе.

Социальное воспитание означает процесс, помогающий человеку в целях его совершенствования, достижения успеха в определенной жизненной ситуации, умения ориентироваться в общественных отношениях. Социальное воспитание происходит в семье, в школе, во всех звеньях образования, в труде. А для подростка это еще и улица.

Гуманизм социального воспитания проявляется в том, чтобы личности помочь, а не заставить. Помочь быть самим собой, убедиться в своей исключительности, уникальности как человека и быть ответственным за свою жизнь, а поступки другого человека принимать без осуждения, поддержать оступившегося в критической ситуации. Гуманизм состоит и в том, чтобы строить отношения ребенка (подростка) и воспитателя не на давлении, а на диалоге и взаимопонимании, не на конфликтах, а на сопереживании, принятии друг друга. Соответственно задача социального педагога - стимулировать физические, нравственные и духовные силы ребенка, помогать ему самому воспитывать в себе качества, приемлемые обществом. Так, в основе социальной педагогики стоит воспитание личности (в обществе и для общества), следует помнить, что задача социального воспитания состоит в формировании гражданской личности, самостоятельной, творческой, способной на позитивные отношения с людьми, ответственной за свое здоровье, за свое время.

Социальная педагогика рассматривает воспитание и образование в государственных, муниципальных, общественных и частных учебных учреждениях.

Первостепенными задачами социального воспитания являются:

Индивидуальная помощь личности в ее кризисной ситуации в семье, школе, когда необходимо восстановить здоровье: физическое, психическое и социальное состояние ребенка (подростка);

Защита прав ребенка (подростка) на достойную жизнь в обществе, его профессиональное самоопределение;

Охрана здоровья ребенка (подростка), а также организация его социальной, физической, познавательной и творческой деятельности;

Помощь в подходах к принятию самостоятельных решений в организации своей жизни.

Социальное образование.

Профессиональная деятельность в области социальной работы включает в себя педагогическую составляющую, которая реализуется через систему образовательной подготовки.

Образование относится к числу фундаментальных ценностей современного глобального общества, ориентированного на социальное и культурное развитие человека, соответствие его образовательно-профессионального уровня потребностям общественного производства.

В настоящее время образование претерпевает ряд изменений, связанных с тенденцией международной интеграции образовательного процесса. Они обу-

словлены глобализацией профессий, межкультурным обменом между странами, применением новых технологий, изменением образа и стиля жизни людей.

В постиндустриальных странах воплощается концепция интегрального образования (К.Манхейм). Она строится на идее неделимости личности, новый опыт которой соединяется с уже существующими знаниями в процессе непрерывного образования. Следовательно, образование выступает одним из основных социальных факторов, воздействующих на поведение человека и на формирование его личности.

В рискогенном, изменяющемся мире все большее значение приобретает умение людей обеспечивать для себя в конкретном обществе приемлемый уровень и качество жизни. Это достигается путем овладения социальными знаниями и формирования социальных навыков. Фундаментом социального научения человека выступает освоение им особой образовательной области – социальных наук, объединенных междисциплинарными связями. Это социальная антропология, социология, социальная экология, социальная психология и другие науки, которые ориентируются на изучение социальных отношений как на общий объект. Область социального знания, представленная социальными науками, ретранслируется с помощью системы социального образования.

Существует три основных подхода к пониманию содержания социального образования. Согласно первому из них, социальное образование означает подготовку профессиональных кадров для учреждений социальной защиты. Вторая точка зрения определяет социальное образование как обучение, ориентированное на познание закономерностей развития социальной сферы. Третий подход содержит расширительное толкование социального образования как института общества.

Представление об образовании в области социальной работы как об одной из подсистем социального образования приближает ее исследователей ко второй из перечисленных концепций. Становление социального образования в названном качестве в России связано с осознанием в 90-е гг. XX в. в государственном масштабе необходимости научного анализа социальных реалий эконо-мической и социокультурной ситуации и выработки стратегии дальнейшего социального движения, поэтому социальные науки стали уделять больше внимания изучению социальной сферы как пространства развития социальной жизни и социальной работы.

Цель социального образования состоит в осмыслении человеком своего места в мире и в овладении оптимальными способами взаимодействия с ним. Принципами осуществления образовательного процесса в рамках социального образования должны являться его доступность, непрерывность получения, гуманизация и экологизация содержания, формирование у человека социального интеллекта.

Социальное образование выполняет мировоззренческую, воспитательную, социально-политическую, информационную, коммуникативную, экономическую и экологическую функции, которые осуществляются посредством усвоения социальных знаний личностью и применения их в социальной практике. Оно ориентирует общество на создание интеллектуальных предпосылок для социального развития, а личность – на проявление всех ее возможностей и способностей. Результатом социального образования должно быть формирование социального мышления, основанного на ценностях социальной справедливости и индивидуальной свободы.

Cоциальное образование можно представить в виде системы, состоящей из ряда уровней, на каждом из которых рассматривается свой объект. Ее метатеоретический уровень включает изучение общества в целом, его подсистем и места социальной деятельности в его развитии. Общенаучный уровень социального образования сосредоточен на законах развития социальной сферы и соци-ального взаимодействия коллективов и групп. Частнонаучный уровень высшего социального образования позволяет овладеть теоретико-методологическими, общепрофессиональными и специальными основами конкретной социальной специальности. Так, социальное образование в области социальной работы на этом уровне предусматривает изучение проблем ее теории и практики.

Образование в области социальной работы в России развивается в русле мировых тенденций развития образовательного процесса. Это проявляется в интернационализации обучения социальной работе, активном взаимодействии ученых и практиков социальной работы, а также международных организаций в направлении совершенствования подготовки специалистов. Одновременно ре-шается традиционная для российского образования задача обеспечения будущих социальных работников высоким уровнем знаний и профессиональных умений.

Обучение социальной работе в странах Западной Европы и США началось в конце XIX – начале XX вв., причем учреждение первых программ образования в этой области происходило одновременно с формированием социальной работы как вида практической и теоретической деятельности. В России обучение социальной работе в вузах страны связано с моментом институционализации социальной работы как профессии. Специальность «Социальная работа» была утверждена 7.08.1991 г., согласно приказу Государственного комитета СССР по народному образованию «Об открытии специальности «Социальная работа». С этого момента началось взаимосвязанное развитие практики соци-альной работы и образования в данной сфере.

В настоящее время данной специальности обучают в 130 государственных, муниципальных и частных вузах в 75 регионах России, в которых за прошедшие годы подготовлено более 8000 бакалавров, специалистов и магистров социальной работы (91. С.671-673). Кроме того, развивается система среднего профессионального образования в области социальной работы – дипломиро-ванных социальных работников готовят в десятках колледжей и техникумов. Сложился ряд крупных образовательных и научно-методических центров в области социальной работы – Московский государственный социальный университет (МГСУ), Московский гуманитарный университет, Алтайский государственный университет, Пермский государственный университет и др.



В многоуровневой системе подготовки кадров социальной работы можно выделить допрофессиональный уровень (в профориетационных объединениях и школах); уровень базовой профессиональной подготовки (в вузах и средних специальных учебных заведениях); уровень переподготовки и повышения квалификации кадров (в системе ИПК, ФПК и аспирантуры).

Профессиональная подготовка специалистов по социальной работе включает в себя разработку и апробацию стандартов высшего, среднего специального образования и допрофессиональной подготовки, научно-методическое оснащение учебных программ, разработку технологий решения образовательных задач, развитие форм повышения квалификации и профессионального совер-шенствования специалистов и т.д.

Обучение социальной работе в высшей школе осуществляется в различных формах: очной, заочной, вечерней, дистанционной, экстерната и др. Оно включает федеральный (обязательный для всех вузов), региональный компоненты и дисциплины по выбору студентов. Студенты при этом получают фундаментальную социально-гуманитарную, естественнонаучную, общепрофес-сиональную и специальную подготовку.

Социальная работа как учебная дисциплина представляет собой комплексное понятие, включающее в себя многоуровневое систематическое изложение основ теории и практики социальной работы. Ее целью является формирование у обучаемых целостного представления о содержании и направлениях социальной работы, ее инструментарии, технологиях и методах. Интегральный характер социальной работы как профессии обусловливает необходимость мультидисциплинарного характера обучения данной специальности. Для этого основные аспекты социальной работы освещаются в учебном процессе с позиции взаимосвязи идей гуманитарных, естественных и социальных наук как знаний о человеке, его личностном и социальном развитии в гармонии с обществом и природой.

Системообразующим фактором процесса обучения социальной работе является соответствие качеств будущего специалиста целям, задачам и условиям его многофункциональной профессиональной деятельности, поэтому основное значение в обучении социальных работников приобретают их универсальные знания, навыки и принципы. Объем и уровень знаний специалиста определены образовательным стандартом, представляющим собой теоретизированную профессиональную модель социальной работы. Начиная с 1991 г. Учебно-методическим объединением (УМО) вузов России на базе МГСУ, являющимся научным и методическим центром образования в области социальной работы, были разработаны и утверждены два поколения Государственных стандартов высшей профессиональной подготовки специалистов социальной работы. Ныне действующий образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 040101 – социальная работа, формально определяющий требования к знаниям специалиста, был принят в 2000 г.

Положения Госстандарта определяют характер учебного процесса, набор и содержание преподаваемых дисциплин, выдвигают требования к характеристикам, которые требуются от специалистов по социальной работе. К последним относят:

знания, необходимые для организации профессиональной помощи;

навыки анализа конкретных социальных ситуаций;

поддержку базовых общечеловеческих и ключевых профессиональных ценностей;

сформированность и сознательное использование профессиональных и личностных качеств;

дифференцированное применение навыков общения в профессиональных целях;

социальную ответственность;

искреннюю заинтересованность в работе с клиентом;

устойчивую установку на самовоспитание и самообразование;

готовность и умение решать сложные социальные проблемы.

Основные изменения, внесенные обновленным стандартом в состав общепрофессиональных и специальных дисциплин, касаются углубления профессионализации специалиста и гуманизации его обучения. Соответственно, расширен круг объектов и сфер использования специалистов – кроме системы социального обеспечения, они могут работать в системах образования, здраво-охранения, обороны, правоохранительных органов и т.д. Это повышает требования к подготовке социальных работников, к кадровой, материальнотехнической и учебно-методической составляющим учебного процесса.

Совершенствование профессии в современном мире включает две разнонаправленные тенденции: специализацию и универсализацию, что требует интеграции академической подготовки и практической работы, поэтому особо важной частью образования в области социальной работы, формирующей качества студента как личности и квалифицированного специалиста, является практика. Четыре вида практики по социальной работе – ознакомительная, учебная, производственная и преддипломная позволяют студенту развить знания в области социологических, психологических, педагогических и иных основ социальной работы и умения внедрять их в жизнь.

Структурно социальная работа представлена ее специализациями, сформулированными УМО РФ по образованию в области социальной работы и в Государственных стандартах и обусловленными практикой. Выделяют специализации, связанные с универсальным, междисциплинарным характером социальной работы – это организация социальной поддержки, а также социально-экономическая, социально-правовая, социально-педагогическая, социально-психологическая, социально-медицинская помощь. Кроме того, существуют специализации, связанные с частными объектами, подсистемами и видами социальной работы – например, социальная работа с детьми-сиротами, социальная работа в сфере занятости, социальное обслуживание населения.

В настоящее время существуют три ступени высшего образования в области социальной работы со следующими квалификациями – бакалавр социальной работы (4 года обучения), специалист по социальной работе (5 лет обучения), магистр социальной работы (6 лет обучения). Содержание каждого из этих видов профессионального образования построено по принципу до-полнительности, что позволяет студентам переходить от одного из них к другому. На первое место при обучении бакалавра выдвигают его подготовленность к исследовательско-прикладной деятельности, которая может сочетаться с проведением организационно-административной и практической деятельности. Подготовка специалиста носит интегративный, т.е. теоретический, практически-деятельностный, исследовательско-аналитический, научно-педагогический характер. Магистр социальной работы должен быть подготовлен к выполнению задач исследовательского, прогнозно-проектного и информационно-ресурсного характера, поэтому половина времени, отведенного на его подготовку, посвящена научно-исследовательской работе и научно-педагогической практике.

Качество обучения социальной работе с идеальной точки зрения характеризуется наличием интеллектуальных, коммуникационных, технологических и других знаний, умений и навыков в их органическом единстве. Для обеспечения высокого качества образования в области социальной работы необходимо учитывать качество отбора абитуриентов, профессорско-преподавательского состава, научно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса, научного обеспечения содержания образования, организации образовательного процесса, практической подготовки студентов, контроля уровня знаний, духовно-нравственного, социокультурного и физического развития студентов и т.д. С этими аспектами связаны проблемы в области обучения социальной работе, требующие решения.

Представляется, что рост престижа профессии социального работника в российском обществе напрямую связан с развитием новых образовательных программ по социальной работе государством и субъектами федерации. Сейчас в российском обществе наблюдается тенденция к свертыванию программ подготовки социальных работников как экономически невыгодных, в условиях роста финансовых проблем, возникающих перед образованием. В то же время, уровень развития социальной работы продолжает оставаться индикатором ориентированности общества и региона на социальные нужды и решение проблем граждан.

Специалисты говорят о необходимости разработки Комплексной программы подготовки и переподготовки профессиональных социальных работников, обеспечивающей высокое качество образования на основе современных концепций обучения. Она включает создание в России непрерывной системы образования в области социальной работы, куда входили бы ступени начального профессионального образования в средней школе, среднего профессионального образования в колледжах и техникумах, высшего профессионального образования и послевузовского профессионального образования.

Для совершенствования системы образования в области социальной работы требуется реализация следующих подходов:

дифференцированный подход к подготовке специалистов в зависимости от конкретных условий в обществе и регионах;

всеохватывающий подход в территориальном и кадровом отношении: включение в систему подготовки специалистов не только Министерства здравоохранения и социального развития РФ, но и других заинтересованных министерств, а также уровней федерации и регионов, взаимодействующих между собой;

практико-ориентированный подход, предполагающий вовлечение квалифицированных практических специалистов в процесс обучения, в соединении с фундаментальностью обучения;

превентивный подход, требующий при проектировании образования учета тенденций развития системы социальной защиты населения и др.

Эти подходы усиливают обучающую функцию социальной работы, стимулируя появление новых образовательных программ и расширение диапазона использования специалистов в социальной сфере.

Обучение в области социальной работы предусматривает анализ, проектирование и конструирование ситуаций и процессов социальной работы. На лекциях и практических занятиях в вузе осваиваются конкретные теории, научные методы и технологии будущей деятельности. Соответственно, в процессе обучения данной специальности центральным его субъектом должен быть студент, который несет ответственность за результаты своего труда. В свою очередь, преподаватель, находящийся со студентом в непосредственной взаимосвязи, а также административные структуры вуза, обязаны создать условия, благодаря которым возможно личностное и профессиональное саморазвитие студента в образовательном процессе.

Таким образом, социальное образование в области социальной работы представляет собой профессиональное становление личности специалиста. В современном мире оно связано с возникновением потребности в постоянном самосовершенствовании, в выработке умения побуждать себя к непрерывному обновлению знаний. В образовательный процесс российской социальной работы воплощается принятая в современном мире концептуальная идея о воспитании и развитии личности через профессию, особенно актуальная для профессий системы «человек-человек».

Психология