Философия и понятие человека. Что такое человек

Для человека величайшей из всех тайн был и остается он сам. Индивид как личность вне общения с окружающими существовать не может. Он живет не только в себе и для себя, но и в других и для других. Иными словами, его жизнь проявляется в памяти и внимании людей, в их уважении и любви. Наиболее значимые человеческие мысли, чувства и действия не исчезают бесследно, а определенным образом преломляются в сложной социально-культурной системе общественных отношений. Человек как личность — это высшая ценность мировой культуры, являющаяся целью и эталоном исторического развития.

Философия человека.

Философия человека — это не просто комплекс знаний о человеческом феномене, которые дают наука и медицина, искусство и религия. Это осмысление целостности человека: метафизическое постижение его как уникальной родовой сущности, вместилища духовных потенций и социальных свойств, источника воли и морального поведения, а также его особого положения в природе и обществе в качестве разумного существа. Это стремление постигнуть самосознание человека как субъекта свободных действий, творца всех культурных ценностей и своей собственной судьбы. Это нацеленность на постижение бытия человека как личности (меры целостности) — индивидуального средоточия и выражения общественных связей и отношений, всех идеалов и норм социального бытия. Глубоко анализируя и синтезируя человеческую суть, философия стремится понять диалектику внутренних и внешних импульсов в становлении личности, обладающей некими почти божественными качествами, а именно способностью вносить порядок в природные и общественные процессы и явления. Человек — единственное существо на Земле, а может быть, и во Вселенной, знающее о своей смертности, но активно стремящееся к вечности.

Знаменитый поэт и философ Омар Хайям (ок. 1048-ок. 1123) человеческую сущность оценивает следующим образом: «Человек, словно в зеркале мир, многолик. Он ничтожен и все же безмерно велик». Не случайно в истории философии издавна бытуют принципиально разные трактовки человеческого феномена. Одни его представляют как «тупиковую ветвь» в мировой эволюции, то есть как природную патологию, а другие, наоборот, как наивысшую ступень в саморазвитии Мироздания и как особый смысловой пласт в становлении и совершенствовании принципиально новой, постбиологической формы движения материи — ноосферной. Философы давно, еще во времена античности (Сократ), поставили перед собой ответственную задачу познать и понять человеческую суть. Отсюда целевым алгоритмом в научном познании человека и философском осмыслении его качеств и способностей стала критическая оценка его уникальности с последующим осознанием его особой роли в судьбе планеты, Космоса.

Согласно современным научно-философским воззрениям, человека не следует понимать как некую марионетку, бесприкословно подчиняющуюся имманентным побуждениям и инстинктивным позывам собственной биологической природы. Он обладает волей, одарен разумом — совокупным умом, «созидающим второй мир», дорожит своими честью и достоинством. В силу этого обстоятельства человек с присущей ему настойчивостью ищет смысл собственной жизни. Он осознает свое прошлое, оценивает настоящее и прогнозирует будущее. Осознание себя как уникального земного существа позволяет индивиду раскрыть в себе некое космическое предназначение. А это значит, что каждый человек живет и действует в мире природы и обществе только как личность. Важно подчеркнуть, что задача научного и философского прояснения сущности личности -одна из основных (если не главная) в общечеловеческом бытии.

Частные проявления феномена человека изучают такие науки, как биология, физиология, психология, медицина, социология и другие. Но целостное его постижение — это «привилегия» философии. Философская программа познания тайны человека сохранилась с древних времен. Что есть человек? Откуда он взялся? Какова структура его внутреннего (духовного) мира? На первый взгляд эти вопросы могут показаться простыми. Однако при внимательном рассмотрении выясняется, что в них заложен глубинный смысл бытия всей Вселенной.

В XVIII веке по воле и разумению Карла Линнея (1707-1778), шведского естествоиспытателя, совокупность представителей человеческого вида получила известнейшую формулировку — Homo sapiens. Человек всегда объективно совокупносоциален, а субъективно — индивидуален. Это единственный на планете субъект созидательной общественно-исторической деятельности, а посему творец собственной сущности.

Феноменальная человеческая сущность, ее становление и самоутверждение — ключевые проблемы практически всех философских систем, всеобщей истории общественного развития и естественных наук, но особенно биологических и медицинских. В естественно-природной и социально-культурной эволюции человека по сей день очень много неясного, не до конца понятого. Еще Г. Гегель поставил острый философский вопрос об историчности человеческой сущности и предложил идею рассматривать человека как наивысшую разумную самоценность. Л. Фейербах, не согласившись полностью с гегелевским абстрактно-философским толкованием сущности человека, провозгласил программу антропологизации самой философии. Но и его понимание было слишком общим, поэтому и подверглось, в свою очередь, критике К. Маркса. По мнению последнего, сущность человека не может быть раскрыта вне исторического рассмотрения развития самого общества, многообразных связей и отношений внутри него. Иными словами, согласно К. Марксу, человеческая сущность есть совокупность всех общественных отношений .

Действительно, сущностная основа человека имеет конкретно-исторические свойства и проявления. Ее содержание, оставаясь всегда социальным, качественно изменяется в зависимости от исторического времени и уровня освоения индивидом общечеловеческой культуры. Жизнь человека — это некий своеобразный процесс присвоения и воспроизведения социальнокультурного опыта человечества, «абсолютного движения становления» (К. Маркс). Определяющим условием его бытия является созидательная деятельность, в процессе которой он изменяет социальную и природную среду своего обитания, творит новый мир и себя в нем. Марксистская философия, активно подчеркивая природную и общественную специфику человека, органично связывает последнюю с признанием его уникальной самоценности. Такая философская позиция имеет особо положительные черты, ориентируя каждого индивида на выявление и развитие самодостаточности. Действительно, большинство людей стремится жить с осознанием своей личной ответственности за собственные поступки, с пониманием, для кого или во имя чего он живет. В связи с этим человек получает шанс обессмертить свое дело, обретя признательность и благодарность современников и память потомков.

Что касается смысла жизни, то здесь речь идет не столько об осознании человеком себя как личности, способной решать непростые жизненные задачи, сколько о признании им своей персональной ответственности за все содеянное, сотворенное. Ведь каждый индивид рано или поздно ставит сам перед собой сакраментальный вопрос: кто я и какова моя роль на Земле? К объяснению понятия смысла человеческой жизни философы и ученые, как правило, подходят двух с разных позиций. Одни рассматривают его применительно к каждой отдельно взятой личности, другие — применительно к человеку как родовому существу, социально-разумному феномену. Правомерны оба подхода, ибо философское значение постижения индивидом своей собственной сущности состоит именно в том, чтобы понять универсальность социально-природной жизнедеятельности человека, его особую ответственность, оценить уникальность его роли в социально-культурном созидании, в преобразовании планеты.

Чтобы жить разумно и нравственно, человеку необходимо действовать в соответствии с определенным им же самим судьбоносным смыслом своего существования. Такое определение в принципе доступно каждому, независимо от пола, возраста, развитости интеллекта, качества образования, природного темперамента, сформировавшегося характера и т.д. Практически каждый человек добровольно связывает себя ответственностью перед тем, кому или чему он, образно говоря, присягает на служение. Одни, например, отдают себя служению народу, Родине, другие — науке или медицине, иные — Богу, а кто-то — семье, детям и т.д. Проблема смысла человеческой жизни — наиважнейший и наисложнейший научный и философский вопрос. Осмысление индивидом своего жизненного пути есть целенаправленное определение собственной судьбы. Еще в Древней Греции мудрецы учили постижению смысла жизни, которое начинается с познания самого себя, своих интересов и потребностей.

Человек разумный (Homo sapiens) постоянно находится в процессе самопостижения, определения своего места в мире, «конструирования» собственной судьбы. Кстати, судьба, по мнению античных мудрецов, в принципе неотделима от смысла жизни. Стать человеком, учили они, значит понять назначение своей жизни и сделаться направленным на утверждение своей судьбы, то есть на «осуществление» самого себя. Впрочем, по мудрому замечанию Платона, становиться человеком гораздо легче, чем быть им. От себя добавим: быть человеком очень трудно там, где честь и достоинство рассматриваются как недостаток, а иногда и как порок.

Еще в ранней античности судьба представлялась неким трансцендентным (запредельным) бытием, управляющим человеком и органично соединяющим его жизнь с полисным укладом. С тех пор судьба чаще всего понимается как слепое, темное, необъяснимое внешнее воздействие, растворяющее индивида во всеобщем потоке жизни. Кстати, латинское слово «индивид» является копией греческого термина «атом». Оба слова на русский язык переводятся как «неделимый». Но разница состоит в том, что в греческом понимании — это неделимость вещества, а в латинском — человеческая особь. Жизнь индивида в полной мере обретает смысл лишь в сообществе людей, где он становится личностью, приобретающей определенную ценность.

Судьба человека исторически рассматривается и как случайная удача, и как неотвратимое возмездие за содеянное. Она представляет собой длинную вереницу уникальных и нередко непредсказуемых ситуаций, набор сложнейших повседневных жизненных задач и проблем, причем решать их необходимо сугубо индивидуально, самостоятельно. «На Бога надейся, а сам не плошай», — учит народная мудрость. В наше время происходит своеобразное возрождение и содержательное обогащение идеи судьбы. В христианстве судьбу представляют как божественное предопределение. А в светской жизни ее связывают с личным определением базовых параметров осмысленной жизни и деятельности человека, которые служат главным стимулом его будущности.

Будущее человека зависит от объективных и субъективных обстоятельств. Так, каждый знает, что его личная судьба складывается в результате сочетания природных и противоречивых социально-культурных условий, которые и предопределяют его характер, статус в жизни, личностное становление. Многие отдают себе отчет в том, что несут перед сообществом определенную ответственность за свои слова и дела. Каждый ответственен и за свою жизнь, ибо, придав ей определенный смысл, может быть уверенным в завтрашнем дне. Люди, верящие в судьбу, всегда стремятся каким-то образом предугадать свою будущность. Но очень часто они не могут понять ее сущностные основания. Между тем многие современные философы и психологи утверждают, что это вполне возможно: необходимо лишь настойчиво искать смысл жизни, определять конкретные цели жизнедеятельности, приобретая средства для их достижения.

Экзистенциалисты пытались дать ответы на смыслообразующие вопросы человеческой жизни, стремились сформулировать идеи нового гуманизма, который должен объединить людей. «Вера в смысл жизни всегда предполагает шкалу ценностей, свободный выбор, предпочтение», — утверждал французский философ-экзистенциалист А. Камю (1913-1960) . Только при нахождении смысла личного бытия и определении ясных целей на своем жизненном пути человек сможет достигнуть истинного счастья. Отсюда понятна главная цель современной философии медицины — искать и возвышать смысл жизни медика, без которого последний не сможет реализовать свое уникальное предназначение. Истинный врач всю свою жизнь посвящает служению людям. А для этого ему необходимо сформировать сильную волю, высокую нравственность и добровольно взять на себя повышенную личную ответственность перед обществом.

На занятиях по философии часто обсуждаются проблемы смысла жизни вообще и предназначения медика в частности. Соотношение между этими смыслами студенты определяют как связь общего и особенного. Общее — это стремление стать личностью, достойной своего времени. Особенное — это смысл целенаправленной жизнедеятельности современного медика. Большинство студентов (около 70% опрошенных) считает, что смысл жизни врача заключается прежде всего в том, чтобы быть всегда готовым оказать квалифицированную медицинскую помощь людям, попавшим в беду. А этого можно достигнуть, только выработав в себе такие качества, как компетентность, милосердие и общая эрудиция. Заметим, что приоритет принадлежит ценностям нравственного характера и научного творчества.

1. Понятие человека

2. Основные проблемы философской антропологии

3. Представления о человеке в истории философии

1. Понятие человека

Раздел философии, изучающий специфику существования человека, называется философской антропологией (от греч. antropos - человек), или антропософией.

Современная философская антропология тесно связана с другими науками, изучающими проблемы человека - антропологией, исследующей естественноисторическое происхождение человека и человеческих рас; социологией, рассматривающей особенности существования человека в обществе; педагогикой - наукой о воспитании человека; физиологией, изучающей жизнедеятельность человеческого организма и др.

Отличие философской антропологии от других наук о человеке состоит в том, что она исследует наиболее общие проблемы человеческого бытия, отражающие специфику существования человека как такового. Среди них важнейшими являются вопросы о происхождении человека, о смысле существования человека как вида и смысле жизни отдельной личности, о свободе и необходимости в человеческих действиях и др.

Одной из основополагающих проблем философской антропологии является определение самого понятия "человек".

Человек обладает многими гранями бытия. Как биологическое существо он принадлежит миру природы, его телесное существование подчиняется ее законам. Однако в отличие от остальных природных объектов человек обладает сознанием - способностью мыслить, творить. Духовное содержание человеческой жизни не менее значимо, чем физическое. Человек - это вид осмысленного (одухотворенного) существования материи. В этом заключается сущность человека как объекта философского осмысления.

С самого своего рождения человек живет в обществе себе подобных. Общественный характер существования человека - еще одна важнейшая грань человеческого бытия.

"Все люди, которых до сих пор открыли в самых диких и ужасных странах, живут обществами, как бобры, муравьи, пчелы и многие другие виды животных... У каждого животного есть свой инстинкт. Инстинкт человека, укрепленный разумом, влечет его к обществу, так же как к еде и питью. Потребность в обществе не только не развратила человека, но его портит, наоборот, удаление от общества. Тот, кто жил бы совершенно один, вскоре потерял бы способность мыслить и изъясняться. Он стал бы в тягость самому себе. Он дошел бы до того, что превратился в животное", - писал Вольтер.

Философское понятие "человек" отличают от понятия "личность", которое отражает только социальное содержание человеческой жизни. Личность - это совокупность социальных черт и качеств человека. В общественных науках используются также понятие индивид (от лат. individuum - неделимый). Его используют, когда хотят подчеркнуть обособленные действия человека среди других людей.

Философское понятие "человек" включает в себя все аспекты человеческого существования - биологический, духовный, социальный. Человек - это родовое понятие, однопорядковое с понятиями "природа", "общество", в отдельных философских системах - с понятиями "объективный разум", "Бог". Обладание материальным и идеальным видами существования является важнейшей спецификой бытия человека. Наличие сознания отличает человека от бездуховной природы, наличие тела отличает человека от объектов сферы "чистого духа".

Что такое человек? Вопрос о существовании человека на Земле, его сущности и происхождении занимал умы людей на протяжении многих тысячелетий. Существует множество теорий бытия человека, и в каждой из них представлена своя точка зрения на то, чем является человек во Вселенной. Наука определяет человека как отдельный вид из отряда приматов. От обезьян люди отличаются анатомическими особенностями, развитием материальной и духовной культуры, членораздельной речью и абстрактным мышлением. Самым близким предком человека является неандерталец, а из ныне живущих - шимпанзе.

Чем является человек и его особенности

  • Люди считаются единственными млекопитающими, которые отличаются прямохождением только на двух конечностях (некоторые обезьяны могут ходить на двух лапах, но лишь в течение короткого промежутка времени).
  • Люди отличаются от животных способом поглощения пищи (пища разнообразна и термически обработана).
  • Люди способны членораздельно говорить, в то время как животные могут лишь подражать звукам (исключения составляют отдельные представители приматов).
  • Люди обладают самым развитым головным мозгом (отделы мозга, отвечающие за координацию движений и равновесие, развиты наиболее сильно).
  • Люди определяются как социализированные существа со сложной системой поведения (каждый человек имеет свои традиции, культурные ценности, мировоззрение, религиозные взгляды).Только у человека можно выделить систему образования, социальные связи и такие характерные лишь для человека поступки, как самоубийство и обет безбрачия. Человечество стремительно увеличивается: так на данный момент население мира составляет 7 миллиардов человек, а по прогнозам экспертов к 2050 году цифра перевалит за 9 миллиардов.

Человек с точки зрения философии

В философии проблема человека считается одним из краеугольных вопросов, который в разные эпохи решался по-своему. Увы, то, что человек является личностью, человечество осознало не так давно. Какие же основные философские теории бытия человека можно выделить?

  • В философии Древнего мира (Индийской, Китайской, Греческой) человек определялся как часть космоса: он содержал в себе все основные стихии природы и состоял из тела, души и духа. Так, в Индийской философии человек обладал душой, которая переселялась, умирая, а граница между растениями, животными, Богами и человеком была вообще сильно размыта. В Античной философии человек наделялся духом, разумом и социальными способностями.
  • В Средневековой Христианской философии человек представлял собой образ и подобие Бога, который вкусил плод познания добра и зла, сформировавший в нем в итоге раздвоенную сущность. В это время было развито учение о соединении Божественной и человеческой сущностей (в образе Христа), к которому необходимо было стремиться каждому человеку, желающему быть принятым Богом после смерти.
  • В эпоху Возрождения человек, наконец, утверждается как личность, обладающая красивым телом, которое воспевается не только в трактатах того времени, но и творениях художников и скульпторов (Леонардо да Винчи, Микеланджело).
  • В философии Нового времени человеку приписывается титул субъекта духовной деятельности, который создает мир культуры и является носителем разума. В это время человек напрямую ассоциируется с высказыванием «Мыслю, следовательно, существую", то есть мышление кладется в основу существования человечества.
  • В Современной философии проблема человеческой личности считается центральной: так ницшеанство определяет человека как игру жизненных сил и влечений, экзистенциализм трактует человека как противопоставление социального и духовного, а в марксизме человек является частью общественной трудовой деятельности.

Таким образом, сущность человека очень многогранна, его в равной степени характеризует и тело, и дух, поэтому борьба низменных страстей человека и высоких духовных порывов всего лишь прерогатива философских прений.

Человек с точки зрения биологии

Выделяются следующие биологические характеристики человека:

  • средние размеры и масса тела человека колеблются в пределах 50-80 кг и 164-175 см (последние 150 лет наблюдается акселерация);
  • тело человека покрыто волосами в области головы, пах, подмышек;
  • кожа человека способна менять пигментацию (склонность к загару);
  • средняя продолжительность жизни человека составляет 79 лет;
  • женщина способна к оплодотворению в течение всего года, благодаря наличию менструаций;
  • беременность длится 40 недель, а потомство, как правило, не способно заботиться о себе в первые годы своего развития;
  • развитие человека определяется длительным периодом детства с низкой скоростью роста, и ярко выраженным скачком в период полового созревания;
  • старение человека играет большую роль в психологическом, социальном и экономическом аспектах;
  • главным способом межличностных коммуникаций является членораздельная речь.

Человек с точки зрения химии и физики

С точки зрения химии, человек - это набор химических реакций, результат взаимодействия органических молекул. Среди химиков бытует одно полушутливое определение человека, по которому человек представляет собой набор следующих химических веществ:

  • жир (7 кусков мыла);
  • известь (хватит побелить курятник);
  • фосфор (2200 спичек);
  • железо (1 гвоздь);
  • магний (1 фотовспышка);
  • сахар (около 0.5 кг).

С точки зрения физики, человек - это электростанция, так как в каждой человеческой клетке есть маленькие генераторы энергии (митохондрии), которые постоянно вырабатывают статическое электричество.

Таким образом, проблема человека всегда интересовала ученых и философов, но в наши дни главным фактором, характеризующим человеческое существо, считается определение человека как отдельной личности со своими физиологическими и духовными потребностями.

Введение

В своей работе я сделаю упор на происхождение не планеты Земля и не жизни на этой планете, а именно человека. Потому что именно человек представляет для нас Мир, именно его происхождение является наиболее интересным и значимым для нас вопросом.

С развитием общества вопрос о человеке, его сущности, месте в общественной жизни, свободе, творчестве, смысле существования приобретает все большее значение. Внимание к проблеме человека в философии неуклонно растет. Проблема человека в истории философии является центральной с самого процесса возникновения самой философии. Как писал наш отечественный мыслитель 20 века Н.А. Бердяев: "Человек предшествует философии, человек-предпосылка всякого философского познания, ибо философствует человек и для человека".

Философия рассматривает человека как уникальное, живое, духовное космическое существо. Религиозная идеалистическая философия рассматривает человека как божественное существо, сотворенное Богом. Тема человека является сквозной для всей истории философской мысли. Вопросы о сущности и природе человека, смысле и целях его существования, свободе и творчестве, являются наиболее сложными и острыми мировоззренческими и онтологическими проблемами.

Что такое человек

Человек - разумное, общественное существо, выступающее в процессе своего существования как личность. Сущность человека, личность, место в мире - все это изучают религия и философия. Человек - творец истории и цивилизации, творец культуры. Человек разумный (лат. Homo sapiens) (в биологии) - вид рода Люди (Homo) из семейства гоминид в отряде приматов, единственный живущий в настоящее время. От современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной культуры (включая изготовление и использование орудий) способность к членораздельной речи и абстрактному мышлению.

Человек есть загадка в мире, и величайшая, может быть загадка. Человек есть загадка не как животное и не как существо социальное, не как часть природы и общества, а как личность. Весь мир ничто по сравнению с человеческой личностью, с единственным лицом человека, с единственной его судьбой. Человек переживает агонию, и он хочет знать, кто он, откуда пришел и куда он идет. Еще в Греции человек хотел познать самого себя и в этом видел разгадку бытия, источник философского познания. Человек может познавать себя сверху и снизу, из своего света, из божественного в себе начала и познавать из своей тьмы, из стихийно - подсознательного и демонического в себе начала. И он может это делать потому, что он двойственное и противоречивое существо, существо в высшей степени поляризованное, богоподобное и звероподобное, высокое и низкое, свободное и рабье, способное к подъему и падению, к великой любви и жертве, к великой жестокости и беспредельному эгоизму.

Первая идея о человеке появилась под влиянием религиозной веры. Она выражена в мифах о сотворении человека Богом, о происхождении Адама и Евы, о их жизни в раю и о грехопадении, о спасении мира Христом и т.д. Эти мифы очень могущественны и очень часто непроизвольно возникают в сознании. Другую идею о человеке изобрели древние греки. Это идея "homo sapiens" (человека разумного). Третью идею о человеке обозначают короткой формулой "homo faber" (человек делающий). Это учение о "человеке делающем" вообще отрицает специфическую способность человека к разуму. То, что мы называем сознанием, разумом, не имеет самостоятельного происхождения, это просто дальнейшее развитие высших психических способностей, которые есть уже у человекообразных обезьян. Здесь можно выделить три более подробных определения человека: 1. Это животное, использующее знаки (язык); 2. Это животное, использующее орудия; 3. Это существо, наделенное мозгом (правда кора головного мозга у человека потребляет значительно больше энергии, чем у животного). Ярким проявлением этой идеи является теория эволюции Дарвина. Четвертая идея о человеке до сих пор, писал Шеллер, не понята и не принята образованным миром. Эта идея противоестественная и странная. На простой вопрос: "Что такое человек?" ученые и философы, разделяющие эту идею, отвечают: человек - это дезертир жизни, способный лишь к развитию пустых суррогатов (язык, орудия и т.п.). Он лишь жалкое выражение священного космического смысла жизни. Согласно Т. Лессингу, "человек - это вид хищных обезьян, постепенно заработавший на своем так называемом "духе" манию величия". А голландский ученый Л. Больк писал, что человек - это инфантильная обезьяна с нарушенной функцией внутренней секреции.

Для Сократа основной интерес представляет внутренний мир человека, его душа и добродетели. Он впервые обосновывает принцип этического рационализма, утверждая, что "добродетель есть знание". Поэтому человек, познавший, что такое добро и справедливость, не будет поступать дурно и несправедливо.

Демокрит - представитель материалистического монизма в учении о человеке. Человек, по Демокриту, - это часть природы, и, как вся природа, он состоит из атомов. Из атомов состоит и душа человека. Вместе со смертью тела уничтожается и душа.

Платон стоит на позиции антропологического дуализма души и тела. Но именно душа является субстанцией, которая делает человека человеком, а тело рассматривается как враждебная ей материя. Поэтому от качества души зависит и общая характеристика человека, его предназначение и социальный статус. На первом месте в иерархии душ находится душа философа, на последнем - душа тирана. Это объясняется тем, что душа философа наиболее мудрая и восприимчива к знанию, а это и является главным в характеристике сущности человека и его отличия от животного.

Аристотель человека рассматривает, как существо общественное, государственное, политическое. И эта социальная природа человека отличает его и от животного, и от "недоразвитых в нравственном смысле существ", и от "сверх - человека". По этому поводу он пишет, что "тот, кто не способен вступать в общение или, считая себя существом самодовлеющим, не чувствует потребности ни в чем, уже не составляет элемента государства, становясь либо животным, либо божеством".

Человек - это возможность стать человеком. Он может пасть ниже животного состояния, а может и возвыситься до высоких образцов благородства и духовности. В каждой точке своего бытия человек снова и снова стоит перед проблемой выбора. Свобода человека делает его отношения с миром и с самим собой исключительно сложными, подвижными и изменчивыми.

ЧЕЛОВЕК

При атрибутивном подходе исследователи стараются выйти за рамки чистого описания признаков человека и выделить среди них такой, который был бы главным, определяющим в его отличии от животных, а возможно, и детерминировал бы в конечном счете все остальные. Наиболее известный и широко принятый из таких атрибутов - “разумность”, как человека мыслящего, разумного (homo sapiens). Другое, не менее известное и популярное атрибутивное определение человека - - как существа по преимуществу действующего, производящего. Третье, заслуживающее быть отмеченным в этом ряду - понимание человека как существа символического (homo symbolicus), созидающего символы, наиболее важным из которых является (Э. Кассирер). С помощью слова он может общаться с другими людьми и тем самым делать значительно более эффективными процессы мысленного и практического освоения действительности. Можно отметить еще определение человека как существа общественного, на чем настаивал в свое время Аристотель. Существуют и другие определения, во всех них схвачены, безусловно, какие-то очень важные, сущностные свойства человека, но ни одно из них не оказалось всеохватывающим и в силу этого так и не закрепилось в качестве основания развитой и общепринятой концепции природы человека. Сущностное определение человека - это и есть попытка создания такой концепции. Вся история философской мысли и есть в значительной мере поиск такого определения природы человека и смысла его существования в мире, которое, с одной стороны, полностью согласовывалось бы с эмпирическими данными о свойствах человека, а с другой - высвечивало бы в будущем перспективы его развития. Одна из древнейших интуиции - истолкование человека как своеобразного ключа к разгадке тайн универсума. Эта идея получила в восточной и западной мифологии, в античной философии. Человек на ранних ступенях развития не отделял себя от остальной природы, ощущая свою неразрывную связь со всем органическим миром. Это находит свое выражение в антропоморфизме - бессознательном восприятии космоса и божества как живых существ, подобных самому человеку. В древней мифологии и философии человек выступает как малый мир - , а “большой” мир - как макрокосмос. Представление об их параллелизме и изоморфности - одна из древнейших натурфилософских концепций (космогоническая мифологема “вселенского человека” - в Ведах, скандинавский Имир в “Эдде”, китайский Пань-Гу). Философы античности усматривают уникальность человека в том, что он обладает разумом. В христианстве рождается представление как созданном по образу и подобию Божьему, обладающем свободой в выборе добра и зла, - как личности. “Христианство освободило человека от власти космической бесконечности” (Н. А. Бердяев). Возрожденческий человека сопряжен с поиском его своеобразия, с утверждением его самобытной индивидуальности. В европейском сознании возникает идея гуманизма, прославления человека как высшей ценности. Трагизм человеческого существования находит выражение в формуле провозвестника постренессансной эпохи Б. Паскаля “человек - мыслящий тростник”. В эпоху Просвещения господствуют представления о неисчерпаемых возможностях независимой и разумной личности. Культ автономного человека - развитие персоналистской линии европейского сознания. В центре немецкой классической философии - проблема свободы человека как духовного существа, 19 век вошел в историю философии как антропологический век. В трудах И. Канта родилась идея создания философской антропологии. Критика панлогизма была сопряжена с изучением биологической природы человека. В романтизме возникло обостренное внимание к тончайшим нюансам человеческих переживаний, неисчерпаемого богатства мира личности. Человек осмысляется не только как мыслящее, но и прежде всего как водящее и чувствующее существо (А. Шопенгауэр, С. Кьеркегор). Ф. Ницше называет человека “еще не установившимся животным”. К. Маркс связывает понимание сущности человека с общественно-историческими условиями его функционирования и развития, с его сознательной деятельностью, в ходе которой человек оказывается и предпосылкой, и продуктом истории. По определению Маркса, “сущность человека... в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений”. Подчеркивая общественных связей и характеристик человека, марксисты не отрицают специфических качеств личности, наделенной характером, волей, способностями и страстями, равно как учитывают сложные взаимодействия социальных и биологических факторов. Индивидуальное и историческое развитие человека - процесс присвоения и воспроизведения социокультурного опыта человечества. Марксово понимание человека получило дальнейшую разработку в 20 в. в трудах представителей Франкфуртской школы, отечественных философов. Они раскрыли особенности философско-антропологической концепции Маркса, показав, что для него развитие человека одновременно есть процесс растущего отчуждения: человек становится пленником тех социальных институтов, которые он сам и создал.

Русская религиозная философия 19-20 вв. характеризуется персоналистическим пафосом в понимании человека (см.: Бердяев Н. А. О назначении человека. М-, 1993). Как “символическое животное” трактует человека неокантианец Кассирер. Труды М. Шелера, X. Плеснера, А. Гелена кладут начало философской антропологии как специальной дисциплины. Понятие бессознательного определяет понимание человека в психоанализе 3. Фрейда, аналитической психологии К. Г. Юнга. В центре внимания экзистенциализма - вопросы смысла жизни (вина и ответственность, решение и выбор, человека к своему призванию и к смерти). В персонализме личность предстает как фундаментальная онтологическая , в структурализме - как отложение в глубинных структурах сознания прошедших веков. В. Брюнинг в работе “Философская антропология. Исторические предпосылки и современное состояние” (1960; см. в кн.: Западная философия. Итоги тысячелетия. Екатеринбург-Бишкек, 1997) выделил основные группы философско-антропологических концепций, созданных за 2,5 тысячи лет существования философской мысли: 1) концепции, ставящие человека (его сущность, природу) в от наперед заданных объективных порядков - будь то “сущностей” или “норм” (как в традиционных метафизических и религиозных учениях) либо законов “разума” или “природы” (как в рационализме и натурализме); 2) концепции человека как автономной личности, разделенных субъектов (в индивидуализме, персонализме и спиритуализме, в дальнейшем - в философии экзистенциализма); 3) иррационалистические учения , растворяющие его в конечном счете в бессознательном потоке жизни ( и др.); 4) восстановление форм и норм, вначале - только как субъективных и интерсубъективных (трансцендентальных) установлений, затем - опять-таки как объективных структур (прагматизм , трансцендентализм, объективный идеализм).

Собственно научное в строгом смысле слова человека начинается со 2-й половины 19 в. В 1870 И. Тэн писал: “Наука наконец дошла до человека. Вооружившись точными и всепроникающими инструментами, доказавшими свою изумительную силу на протяжении трех столетий, она направила свой опыт именно на душу человека. Человеческое мышление в процессе развития своей структуры и содержания, его корни, бесконечно углубленные в историю и его внутренние вершины, вздымающиеся над полнотой бытия, - вот что стало ее предметом”. Этот процесс необычайно стимулировала естественного отбора Ч. Дарвина (1859), оказавшая большое влияние на развитие не только учения о происхождении человека (антропогенез), но и таких разделов человековедения, как этнография, археология, психология и др. На сегодня не существует ни одной стороны или свойства человека, характеризующих его как автономного индивида (или автономную личность) или вытекающих из его отношения к природному миру и миру культуры, которые не были бы охвачены специальными научными исследованиями. Накоплен огромный массив знаний, касающийся всех сторон жизнедеятельности человека и как биологического, и как социального существа. Достаточно сказать, что все связанное с генетикой человека - целиком детище 20 в. Характерно появление многих наук, в названии которых присутствует само слово “антропология”, - культурная антропология, социальная антропология, политическая антропология, поэтическая антропология и др. Все это сделало обоснованным и постановку вопроса о создании единой науки о человеке, предметом которой был бы человек во всех свойствах и отношениях, во всех своих связях с внешним (как природным, так и социальным) миром. В качестве рабочего определения человека, выработанного в отечественной литературе, такая единая могла бы исходить из того, что человек - это субъект общественно-исторического процесса, развития материальной и духовной культуры на Земле, биосоциальное существо, генетически связанное с другими формами жизни, но выделившееся из них благодаря способности производить орудия труда, обладающее членораздельной речью и сознанием, нравственными качествами. В процессе создания единой науки о человеке предстоит огромная работа не только по переосмыслению богатого опыта философских антропологии, но и поисков сопряжения этих исследований с результатами конкретных наук в 20 в. Однако даже в перспективе своего развития наука вынуждена останавливаться перед рядом загадок духовного мира человека, постигаемых иными средствами, в частности с помощью искусства.

Ввиду угрожающего человечеству напора глобальных проблем и реальной антропологической катастрофы создание единой науки о человеке предстает сегодня не только теоретически актуальной, но"и практически важнейшей задачей. Именно она должна выявить возможность реализации подлинно гуманистического идеала развития человеческого общества.


Чувства