Что такое Троица и почему этот день называют Днем рождения церкви? Праздник святой троицы.

Что это такой за праздник Святой Троицы ? Почему мы празднуем Троицу? Что особенного в празднике святой Троицы? Почему праздник называется ?

Дело в том, что в этот день на землю видимым образом сошел Святой Дух – третья Личность Божества. До этого момента Бог проявлял себя как Бог Отец, затем на землю пришел Божий Сын – Иисус Христос. Он является второй личностью Триединого Бога, который открывается нам в Библии. И наконец, наступил День, когда на землю сошел Дух Святой – Третья Личность Божества. Бог Явил себя в трех лицах, для того чтобы осуществить Свой план искупления человечества. .

Для чего нужно было приходить Святому Духу?

Я уже говорил в предыдущих статьях о том, что Целью прихода Иисуса – Было спасение людей от неминуемой погибели. Своей смертью и Воскресением Иисус одержал победу над дьяволом и подарил эту победу людям. Только вот не всем она оказалась нужна… Когда Иисус уходил с Земли Он пообещал: «… Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет. Не оставлю вас сиротами; приду к вам. » (Иоан.14:16-18)

Для чего Иисус послал на землю Святого Духа? Частично ответ содержится в самом тексте: «ибо Он с вами пребывает и в вас будет ». Иисус послал Святого Духа для того, чтобы Он поселялся в людях, которые захотели принадлежать Ему. Для чего это нужно?

Во-первых, – Библия говорит, что Дух Святой в сердце верующего – это залог того, что Этот человек будет с Богом и получит все наследство, которое приготовил ему Небесный Отец.

Обычно, когда люди собираются купить квартиру, то дают продавцу залог, который говорит о серьезных намерениях покупателя и говорит о том, что скоро будет внесена вся оставшаяся сумма платежа.

Бог дал верующим в Сына залог Духа святого, который гарантирует, что Бог исполнит все свои обещания. А Бог обещает, что Его дети будут с Ним навеки и будут разделять вместе с Ним Его славу и величие.

Во-вторых, — Святой Дух наделяет верующего человека, принадлежащего Богу, возможностями, которые дают христианину способность делать то, что он раньше делать не мог.

Например: Святой Дух дает человеку отвращение ко греху и стремление к праведной жизни. Мы уже говорили о том, что любой человек рождается с заложенной в нем программой, которая заставляет его грешить, и человек даже понимая, что он поступает неправильно, все равно продолжает делать грех. Дух Святой меняет внутреннюю сущность человека и дает ему силу и власть говорить греху «нет». Поэтому Христиан некоторые выделяют в отдельную рассу, которая отличается от всех других людей тем, что не хочет грешить и может это себе позволить!

Далее, Святой Дух становится связующим звеном между Богом и человеком, благодаря чему Бог понимает даже то, что человек выразить не в состоянии. Об этом говорит следующий текст: «Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными ». (Рим.8:26) Другими словами Святой Дух передает Богу то, что Изречь или сказать невозможно.

Бывают такие моменты, когда человек не может выразить словами свои чувства и переживания – Так Вот Бог их понимает на все 100%.

Моя Бабушка рассказывала мне историю о том, как однажды проснувшись утром она обнаружила, что практически не может двигаться. Муж был на работе, старшие дети ушли в школу, а дома осталась младшая дочка совсем маленькая. Дочка пришла к ней и стала просить кушать. Находясь в таком беспомощном положении Бабушка не могла ни позвонить, ни позвать кого-то на помощь, потому что никого и не было рядом, кто мог бы помочь. Собрав все свои силы, она сползла кое-как с кровати на пол, на колени, и просто заплакала. Она не сказала ни одного слова, ни о чем не просила Бога, — просто плакала. Через несколько минут, она вдруг почувствовала, что силы стали возвращаться и она может снова двигаться. Через некоторое время все симптомы исчезли, как будто их и не было. Бабушка говорит: Бог услышал мою молитву, даже несмотря на то, что она была без единого слова…

Библия говорит, что Святой Дух так же наделяет людей сверхъестественными способностями по своему усмотрению. Кому то он дает способность исцелять людей, кому-то способность убедительно говорить, а кто-то получает возможность понимать и говорить на другом языке, которого человек никогда не знал и не учил. Все эти сверхъестественные способности Святой Дух дает только с одной целью: Для того чтобы строилась Церковь Христова. «…к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова .» (Еф.4:12)

И наконец одна из самых главных причин, для которой пришел Святой Дух на землю –

Это создание Церкви Христа.

Все мы прекрасно понимаем, что Церковь – это не храмы и купола, это не кресты и иконы. Библия называет Церковью Людей, которые пожелали последовать за Христом и получили в Дар Святого Духа. Именно по этой причине Церковь существует до сих пор. Можно разрушить все храмы, но это никак не повлияет на церковь, потому что Церковь – это не здания, а люди.

Мало того, Библия говорит, что церковь – это единый организм, который состоит из миллионов христиан, которые соединены друг с другом через Святого Духа. Дух святой объединяет всех Христиан. Именно поэтому христиане называют друг друга «Братья» и «Сестры». Бог говорит, что всякий, кто обращается к Нему для того, чтобы получить прощение и спасение от грехов, становится ребенком Божьим: «А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились. » (Иоан.1:12,13) Так что Сам Бог дал Христианам власть и право называть себя «Сын Божий» или «Дочь Божья».

Таким образом, Праздник Троицы – это праздник не только явления третьей Личности Божества видимым образом, о чем повествует книга Деяний Апостолов 1 и 2 главы., но это и день рождения Церкви Иисуса Христа на земле, которая существует и до наших дней.

Библия говорит, что наступит день, когда Бог завершит формирование Своей Церкви здесь на земле, и Она будет взята от земли, для того, чтобы Быть с Богом навечно. Этот момент называют еще вторым пришествием Христа или восхищением Церкви, когда Бог вернется, за теми, в Ком живет Его Дух Святой.

Говоря сейчас о Церкви, я не говорю о какой-то отдельной деноминации или конфессии. Я говорю о Церкви, как о людях, в которых живет Святой Дух.

Друг, В настоящее время еще есть время воспользоваться величайшей привилегией из всех существующих, Бог предлагает тебе не только получить прощение грехов и жизнь вечную, но и стать Его родственником. Никогда никому Бог не давал такой привилегии! Сегодня у тебя есть шанс ей воспользоваться. Мало того, скажу, что формирование Церкви – это конечная цель существования нашего мира.

Святая Троица - богословский термин, отражающий христианское учение о Триипостасности . Это одно из важнейших понятий православия.

Догмат о Пресвятой Троице – основание христианской религии.

Бог есть един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святых Дух, Троица единосущная и нераздельная.

Само слово «Троица» небиблейского происхождения, в христианский лексикон введено во второй половине II века Феофилом Антиохийским. Учение о Пресвятой Троице дано в христианском Откровении.

Догмат о Пресвятой Троице непостижим, это таинственный догмат, непостижимый на уровне рассудка. Для человеческого рассудка учение о Пресвятой Троице противоречиво, потому что это тайна, которая не может быть выражена рационально.

Не случайно о. Павел Флоренский называл догмат о Святой Троице «крестом для человеческой мысли». Для того, чтобы принять догмат о Пресвятой Троице греховный человеческий рассудок должен отвергнуть свои претензии на способность все познавать и рационально объяснять, т. е. для уразумения тайны Пресвятой Троицы необходимо отвергнуться своего разумения.

Тайна Пресвятой Троицы постигается, причем только отчасти, в опыте духовной жизни. Это постижение всегда сопряжено с аскетическим подвигом. В.Н.Лосский говорит: «Апофа- тическое восхождение есть восхождение на Голгофу, поэтому никакая спекулятивная философия никогда не могла подняться до тайны Пресвятой Троицы».

В Троицу отличает христианство от всех других монотеистических религий: иудаизма, ислама. Учение о Троице есть основание всего христианского веро- и нравоучения, например, учения о Боге Спасителе, о Боге Освятителе и т. д. В.Н.Лосский говорил, что Учение о Троице «не только основа, но и высшая цель богословия, ибо… познать тайну Пресвятой Троицы в ее полноте – значит войти в Божественную жизнь, в саму жизнь Пресвятой Троицы.»

Учение о Триедином Боге сводится к трем положениям:
1) Бог троичен и троичность состоит в том, что в Боге Три Лица (ипостаси): Отец, Сын, Святой Дух.

2) Каждое Лицо Пресвятой Троицы есть Бог, но Они суть не три Бога, а суть единое Божественное существо.

3) Все три Лица отличаются личными, или ипостасными свойствами.

Святые отцы, для того, чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, пользовались различного рода аналогиями, заимствованными из мира тварного.
Например, солнце и исходящие от него свет и тепло. Источник воды, происходящий из него ключ, и, собственно, поток или река. Некоторые усматривают аналогию в устроении человеческого ума (святитель Игнатий Брянчанинов. Аскетические опыты): «Наш ум, слово и дух, по единовременности своего начала и по своим взаимным отношениям, служат образом Отца, Сына и Святого Духа».
Однако все эти аналогии являются весьма несовершенными. Если возьмем первую аналогию – солнце, исходящие лучи и тепло, – то эта аналогия предполагает некоторый временный процесс. Если мы возьмем вторую аналогию – источник воды, ключ и поток, то они различаются лишь в нашем представлении, а в действительности это единая водная стихия. Что касается аналогии, связанной со способностями человеческого ума, то она может быть аналогией лишь образа Откровения Пресвятой Троицы в мире, но никак не внутритроичного бытия. К тому же все эти аналогии ставят единство выше троичности.
Святитель Василий Великий самой совершенной из аналогий, заимствованных из тварного мира, считал радугу, потому что «один и тот же свет и непрерывен в самом себе и многоцветен». «И в многоцветности открывается единый лик – нет середины и перехода между цветами. Не видно, где разграничиваются лучи. Ясно видим различие, но не можем измерить расстояний. И в совокупности многоцветные лучи образуют единый белый. Единая сущность открывается во многоцветном сиянии».

Краткая история догмата о Пресвятой Троице

В то, что Бог есть един по существу, но троичен в лицах, христиане верили всегда, но само догматическое учение о Пресвятой Троице создавалось постепенно, обычно в связи с возникновением различного рода еретических заблуждений. Учение о Троице в христианстве всегда было связано с учением о Христе, с учением о Боговоплощении. Тринитарные ереси, тринитарные споры имели под собой христологическое основание.

В самом деле, учение о Троице стало возможным благодаря Боговоплощению. Как говорится в тропаре Богоявления, во Христе «Троическое явися поклонение». Учение о Христе «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1 Кор. 1, 23). Также и учение о Троице есть камень преткновения и для «строгого» иудейского монотеизма и для эллинского политеизма. Поэтому все попытки рассудочно осмыслить тайну Пресвятой Троицы приводили к заблуждениям либо иудейского, либо эллинского характера.

Первые растворяли Лица Троицы в единой природе, например, савеллиане, а другие сводили Троицу к трем неравным существам (ариане). Осуждение арианства произошло в 325 году на Первом Вселенском Соборе с Никее. Основным деянием этого Собора было составление Никейского Символа Веры, в который были внесены небиблейские термины, среди которых особую роль в тринитарных спорах IV столетия сыграл термин «омоусиос» - «единосущный».

Чтобы раскрыть подлинный смысл термина «омоусиос» понадобились огромные усилия великих Каппадокийцев: Василия Великого, Григория Богослова и Григория Нисского.
Великие Каппадокийцы, в первую очередь, Василий Великий, строго разграничили понятия «сущности» и «ипостаси».неначинаемость бытия и Божеское достоинство принадлежат одинаково всем трем ипостасям. Отец, Сын и Святой Дух суть проявления ее в Лицах, из которых каждое обладает всей полнотой божественной сущности и находится в неразрывном единстве с ней. Отличаются же Ипостаси между собой только личными (ипостасными) свойствами.
Кроме того, Каппадокийцы фактически отождествили (прежде всего два Григория: Назианзин и Нисский) понятие «ипостась» и «лицо». «Лицо» в богословии и философии того времени являлось термином, принадлежавшим не к онтологическому, а к описательному плану, т. е. лицом могли называть маску актера или юридическую роль, которую выполнял человек.
Отождествив «лицо» и «ипостась» в троичном богословии, Каппадокийцы тем самым перенесли этот термин из плана описательного в план онтологический. Следствием этого отождествления явилось, по существу, возникновение нового понятия, которого не знал античный мир: этот термин - «личность». Каппадокийцам удалось примирить абстрактность греческой философской мысли с библейской идеей личного Божества.

Различие Божественных Лиц по ипостасным свойствам

Согласно учению, Ипостаси суть Личности, а не безличные силы. При этом Ипостаси обладают единой природой. Естественно встает вопрос, каким образом их различать?
Все божественные свойства относятся к общей природе, они свойственны всем трем Ипостасям и поэтому сами по себе различия Божественных Лиц выразить не могут. Невозможно дать абсолютное определение каждой Ипостаси, воспользовавшись одним из Божественных имен.
Одна из особенностей личностного бытия состоит в том, что личность уникальна и неповторима, а следовательно, она не поддается определению, ее нельзя подвести под некое понятие, поскольку понятие всегда обобщает; невозможно привести к общему знаменателю. Поэтому личность может быть воспринята только через свое отношение к другим личностям.
Именно это мы видим в , где представление о Божественных Лицах основано на отношениях, которые между ними существуют.
Примерно начиная с конца IV века можно говорить об общепринятой терминологии, согласно которой ипостасные свойства выражаются следующими терминами: у Отца – нерожденность, у Сына – рожденность (от Отца), и исхождение (от Отца) у Святого Духа. Личные свойства суть свойства несообщимые, вечно остающиеся неизменными, исключительно принадлежащие тому или другому из Божественных Лиц. Благодаря этим свойствам Лица различаются друг от друга, и мы познаем их как особые Ипостаси.
При этом, различая в Боге три Ипостаси, мы исповедуем Троицу единосущной и нераздельной. Единосущие означает, что Отец, Сын и Святой Дух суть три самостоятельных Божественных Лица, обладающие всеми божественными совершенствами, но это не три особые отдельные существа, не три Бога, а Единый Бог. Они имеют единое и нераздельное Божеское естество. Каждое из Лиц Троицы обладает божественным естеством в совершенстве и всецело.

День Святой Троицы празднуется на пятидесятый день после Пасхи, поэтому этот еще называется Пятидесятницей. Праздник Пятидесятницы, или день Святой Троицы проходил так. В десятый день по Вознесении Господа Иисуса Христа, в день иудейского праздника первой жатвы, когда ученики и с ними Дева Мария находились в Сионской горнице, в третий час дня в воздухе послышался сильный шум, как во время бури. В воздухе появились яркие трепещущие языки огня. Это был огонь не вещественный – он был одной природы с благодатным огнем, который ежегодно сходит в Иерусалиме на Пасху, он светил, не обжигая. Носясь над головами апостолов, языки огня опустились на них и опочили. Тут же, вместе с внешним явлением произошло и внутреннее, совершившееся в : “исполнишася вси Духа Свята”. – И Богоматерь, и апостолы ощутили в тот миг необыкновенную силу, действующую в них. Просто и непосредственно им был дан свыше новый благодатный дар глагола – они заговорили на языках, которых не знали прежде. Это было дарование, необходимое для проповеди Евангелия по всему миру.

В память об этом событии праздник Пятидесятницы называется еще днем сошествия Святого Духа, а так же днем Святой Троицы: в явлении Святого Духа, исшедшего от Бога-Отца по обещанию Бога-Сына, раскрылось таинство единства Святой Троицы. Название же Пятидесятницы день этот получил не только в память древнего праздника, но и потому, что это событие пришлось на пятидесятый день после христианской Пасхи. Как Пасха Христова заменила собой древний иудейский праздник, так и Пятидесятница положила основание Церкви Христовой как союзу в Духе на земле.

О Святой Троице на “Правмире”:

День Святой Троицы - один из важнейших для каждого православного верующего праздников. Он наполнен глубоким сакральным смыслом: события евангельской истории, вспоминаемые в этот день, сыграли важную роль в становлении христианской религии.

Троица является переходящим праздником: ежегодно ее отмечают на пятидесятый день после Светлого Христова Воскресения, из-за чего это событие называют также Пятидесятницей. В это время исполнилось пророчество Христа, которое тот дал своим ученикам перед Вознесением на небеса.

История и смысл праздника Святой Троицы

Согласно Новому Завету, перед восшествием на Небеса Христос неоднократно являлся апостолам, наставляя их, дабы подготовить к сошествию на них Святого Духа. Это и произошло спустя десять дней после Вознесения. Апостолы, находящиеся в комнате, где проходила их последняя трапеза со Спасителем — Тайная Вечеря — внезапно услышали необъяснимый шум с небес, подобный шуму ветра. Звук заполнил всю комнату, а после им был явлен огонь: он разделился на отдельные языки пламени, и каждый из апостолов воспринял его. С этого момента ученики Спасителя получили возможность говорить на всех языках мира, дабы нести свет христианского учения всем народам. По этой причине день Святой Троицы почитается также как день основания церкви.

В честь сошествия Святого Духа праздник и получил такое название: это событие обозначило триединство Бога. Три ипостаси Святой Троицы — Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух — существуют в единстве, творя мир и освящая его Божественной благодатью.

Праздник был установлен в конце четвертого века после принятия догмата о Божественном триединстве. На Руси празднование было утверждено спустя три столетия после Крещения. Со временем День Святой Троицы стал одним из самых любимых и почитаемых в народе праздников: помимо церковных установлений, появилось множество народных традиций и обычаев, которые стали неотъемлемой частью этого дня.

Празднование Троицы

В день Святой Троицы в храмах проходит торжественное праздничное богослужение, отличающееся необычайной пышностью и красотой. Согласно канону, священники проводят службу в одеждах зеленого цвета: этот оттенок символизирует животворящую, созидающую силу Святой Троицы. По этой же причине одним из главных символов праздника считаются березовые ветви — ими по традиции украшают храмы и дома — и свежескошенная трава, которой выстилают пол в церквях. Бытовало поверье, что пучок ветвей, использовавшихся в качестве церковного убранства, может стать прекрасным оберегом и защитить дом от невзгод, поэтому их часто забирали с собой и хранили в течение всего года.

Считалось, что травы в день Святой Троицы наделяются особой силой, поэтому собирательством целебных растений занимались именно в это время. Существовал даже обычай ронять слезы на пучок травы, ставя свечу в честь праздника — чтобы лето не принесло засухи, а почва была плодородной и радовала своими дарами.

В день Святой Троицы принято молиться о прощении грехов , а также о спасении душ всех усопших — в том числе умерших неестественной смертью. Молитвы читаются во время церковной службы, и верующие сопровождают их земными поклонами, которые вновь разрешаются после завершения череды пасхальных богослужений. Если нет возможности посетить храм, помолиться можно дома перед иконой: в день Святой Троицы любые искренние слова непременно будут услышаны.

Правильно встретив этот важный для всех христиан праздник, можно изменить свою жизнь в лучшую сторону . Пусть каждый ваш день будет наполнен радостью. Мы желаем вам благополучия и крепкой веры, и не забывайте нажимать на кнопки и

31.05.2017 06:10

«Живоначальная Троица» - это шедевр иконописи, который был и остается самой узнаваемой работой одного из...

На пятидесятый день после Светлой Пасхи православные христиане отмечают большой двунадесятый праздник — Троицу. Он входит в число двенадцати важнейших после Пасхи и называется еще Днем рождения церкви. В 2016 году Троица отмечается 19 июня.

Михаил Хаустов

В этот день во всех храмах Алтайской митрополии пройдут праздничные богослужения.

Иерей Олег Голубитских,
благочинный Барнаульского округа:

Праздник Святой Троицы имеет целью воодушевить христианина жить духовными интересами. Но самое главное, что в этот день родилась Церковь Христова. Она дает каждому человеку духовные силы, чтобы жить воздержанно, делать добро, любить Бога и помогать ближним. Ну и, конечно, с древних времен сохранилась традиция украшать храм зелеными ветками и свежескошенной травой. Но это, скорее, дань традиции, чем неотъемлемый ритуал.

Что произошло в этот день?

После вознесения Иисуса Христа(в 2016 году православные отмечали его 9 июня) наступил десятый день, пятидесятый после Пасхи(Воскресения). У евреев был великий праздник Пятидесятницы в память Синайского законодательства. Все апостолы в это время вместе с Божией Матерью, с другими учениками и прочими верующими единодушно находились в одной горнице в Иерусалиме.

«Вдруг сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом. И явились огненные языки и остановились по одному на каждом из учеников и исполнились они Духа Святого»…

То есть постепенно Бог открывал себя людям: в ветхозаветное время люди знали только о Боге-Отце, со времени рождения Иисуса Христа, узнали о его единородном сыне, а в день сошествия Святого Духа узнали о и о третьем лице — Святом Духе. После этого они научились верить и прославлять Бога, единого по существу, и троичного в лицах — Отца, Сына и Святого Духа. Отсюда и название — Троица.

Почему Троица — это день рождения церкви?

В этот день Святой Дух сошел на каждого из апостолов и учеников в виде языков пламени, после чего они смогли говорить на всех языках всех народов и проповедовать христианскую веру по всему миру. Также им была дана способность и сила для проповеди вероучения. Поэтому этот день и называют день рождения Церкви, поскольку ученики начали активно нести проповедь Евангелия по всему миру и создавать церкви. Ведь, по сути, до этого они были малограмотными рыбаками и простыми работягами. И вдруг они покорили весь мир — не оружием, не силой, не красноречием, не своей образованностью, а евангельской проповедью.

Кстати, в Иерусалиме в это время было много евреев и к ним первым вышли апостолы с проповедью на их родных языках. В первый же день около трех тысяч человек приняли крещение.

Почему на Троицу храмы и дома украшают зеленью?

Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками березы, цветами, свежескошенной травой. Сейчас это символизирует обновление. Также цветущие ветви напоминают о том, что под действием благодати человеческие души расцветают плодами добродетелей.

Но изначально обычай идет от Ветхозаветной Церкви, когда дома и синагоги украшались зеленью в Пятидесятницу в память того, как при Синайской горе все цвело и зеленело в день, когда Моисей получил скрижали закона.

Какие богослужения на Троицу совершаются в храме?

У Троицы один день предпразднства и шесть дней попразднства. Накануне вечером служится всенощная. Богослужение на саму Троицу отличается от обычных служб, которые совершаются по воскресным дням. В этот день после утренней службы, совершается особая Троицкая вечерня, во время которой читаются коленопреклонные молитвы. В них верующие просят о дарах Святого Духа и молятся за усопших.

Кстати, это единственный день в году, когда у Бога просят и за тех, кто находится в аду.

Бог любит Троицу

В самом конце мая или в первых числах июня - в зависимости от того, на какой день пришлась Пасха,- православные храмы украшают цветами и молодыми веточками березы. Готовятся к празднику, который имеет три названия - Пятидесятница, Сошествие Святаго Духа на апостолов и Троица. Последний - самый распространенный и любимый на Руси.

Далеко-далеко от Троице-Сергиевой Лавры, за морями-океанами, под жарким палестинским солнцем расположился один из древнейших городов на свете - Хеврон. А в городе том, вернее, около версты от него, есть известная всему миру Мамрийская роща. Дубрава Мамре - зовется она в Священном Писании. Именно здесь, в этой дубраве, жил богобоязненный человек Авраам вместе с женой своей Саррою. Рядом с их домом рос могучий дуб,под которым встречали они гостей и совершали трапезу. Он и поныне растет там, большой, кряжистый, щедро раскинувший в стороны свои корявые ветви. Дубу тому пять с половиной тысяч лет. Пять с половиной тысяч - я произношу эти слова, держа в руках маленький кусочек этого дуба, подаренный мне матушкой Горнего монастыря в Иерусалиме.

Представляешь,- сказала она, - еще Иисус Христос не пришел на землю, а дуб этот уже был...

Да, был. И рос, и буйной зеленью своею дарил прохладу благочестивому семейству Авраамову. Богат был Авраам. Имел много серебра, золота, скота, дом его был полной чашей. А вот детей не имел. Очень скорбели они об этом с Саррой. И вот однажды пришли к их дому три путника. Законы гостеприимства требовали усадить гостей за стол с яствами. Усадили. Под тот самый Мамрийский дуб. И сидели. И вкушали. И сказал один из них Аврааму: «Через год у Сарры, жены твоей, будет сын». Сарра, услышав, посмеялась про себя - какой сын, ведь ей через год будет восемьдесят, а Аврааму и подавно - сто! Только сказал ей путник: «Зря смеешься ты, Сарра. Через год родится у тебя сын». Тогда поняли Сарра с Авраамом, что не простые путники посетили их в дубраве Мамре. Господь говорил с ними, Господь дал обетование о рождении сына.

Дальше Священное Писание подробно рассказывает нам и о рождении Авраамова сына Исаака, и о том, как Авраам поведет его на заклание... Но мы давайте вспомним еще раз трех сидящих под Мамрийским дубом путников и вдумаемся в слова, которые произносим, вспоминая то далекое событие, происшедшее всего в одной версте от древнейшего Хеврона. Явление Святой Троицы - говорим мы о том событии. Удивительны и непостижимы Божьи пути. Кроткий инок одного из московских монастырей Андрей Рублев спустя несколько тысячелетий после того события пишет икону, на которой изображает явление трех путников праотцу Аврааму и называет икону «Святая Троица». Троицу писали и до него. Но именно Андрею Рублеву удалось через эту икону обрести Божественную Истину и упокоиться в ней.

Отец благословляет Сына, Сын благословляет апостолов на крестное служение, Святой Дух в виде огненных языков сходит на учеников Христовых

Писать о «Троице», равно, как и говорить, - дело зряшное. Слова имеют свой предел. «Троица» за этим пределом. Вспоминаю только, как хорошо сказал известный богослов отец Павел Флоренский о рублевском шедевре: «Есть «Троица» Рублева, следовательно, есть Бог». А потому не будем и пытаться подыскать верные слова о смысле и значении, о влиянии на искусство вообще и на русское искусство, в частности. Вглядимся в «Троицу», помолчим, и еще раз вглядимся...

Иконописцы до Рублева изображали прежде всего событие. Поэтому в подробностях показывалось и приготовление трапезы, и заклание тельца. Обязательно были на иконе Авраам и Сарра. Обязательно стол, уставленный утварью и яствами. На «Троице» преподобного Андрея события нет. Мы видим лишь трех Ангелов вокруг стола, на котором одиноко стоит чаша с головою жертвенного тельца. Святая Троица... Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух. Бог Отец - Ангел, сидящий слева. Взгляните, что изображено за Ним? Да, дом, тот самый, Авраамов, другими словами - творение мира. Левый Ангел благословляющим жестом указывает на Чашу. Это призыв Сыну принести жертву во спасение человеческого рода. Средний Ангел - Бог Сын. Над Ним изображено дерево (тот самый Мамрийский дуб), символ Креста, на котором был распят Спаситель. Голова Сына несколько склонена к голове Отца. Ответный благословляющий жест направлен к Чаше. Сын согласен с Отцом принять на себя добровольную жертву. Правый Ангел - Бог Дух Святой. За ним изображена гора - символ духовного возвышения. Третий Ангел - свидетель того, что призыв к жертве принят, Он - тихий утешитель.

Стол, за которым сидят Ангелы, вовсе не напоминает пиршественный стол. Всего и стоит-то на нем единственная Чаша. Жертвенная. Всмотритесь внимательно во внутренние контуры фигур крайних Ангелов - Отца и Святаго Духа. Они образуют Собой еще одну Чашу. Бог Сын как бы заключен в Нее. Вспомните, с каким трепетом подходят православные люди к Чаше во время Святого Причастия. Жертва Христа за грешный человеческий род. Жертвенная Чаша. Как молился Христос в Гефсиманском саду? «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня Чаша сия!»

Каков символ вечности? Конечно, круг. Именно в круг вписаны фигуры Ангелов. Но ведь сама икона прямоугольна. Андрею Рублеву удалось невозможное: соединить круг с общей прямоугольной формой иконы. И еще: изображение «Святой Троицы» неделимо. Попробуйте мысленно изъять что-то изображенное, даже маленькую деталь. Ничего не получится. Конечно, почти шесть веков жизни иконы принесли ей некоторые утраты. Не сохранилось золото фона, заново, хотя и по старым контурам, написан Мамрийский дуб, кое-где появились трещины. Но главное дошло до наших дней духовно нетленным. «Бог есть любовь» - мы особенно хорошо понимаем это, взирая именно на «Святую Троицу» Андрея Рублева.

Много, очень много богословов пытались объяснить непостижимую тайну Троицы. Среди них был и блаженный Августин. Однажды, утомясь от сочинений о Святой Троице, вышел он на берег моря прогуляться. И видит: меленький мальчик небольшой ложкой черпает морскую воду и носит ее к ямке на берегу. На берег - выльет, наберет - выльет. «Что ты делаешь?» - спросил его блаженный Августин. «Да вот хочу вычерпать море и перенести его в эту ямку», - простодушно ответил мальчик. «Малыш, твоя затея бессмысленна!» - воскликнул богослов. «Нет, - сказал мальчик, - скорее я вычерпаю ложкой море, чем ты своим умом проникнешь в тайну Троицы». Сказал и исчез. Был это, наверное, Ангел...

Вот и нам не понять. И нам не осмыслить. Понять бы это - Бог есть любовь. И, глядя на рублевскую «Троицу», пусть на минуточку расслышать в себе отзвук той непостижимой жизни, в которой только любовь, только свет и только благодать.

Удивительно, Андрей Рублев писал свою «Троицу» во славу «аввы Сергия» - преподобного Сергия Радонежского. Почему удивительно? Потому что Сергий еще до рождения своего получил благословение прославлять Святую Троицу. Да, было такое чудесное событие в жизни благочестивой матушки будущего игумена земли Русской Марии. Стояла она в церкви, а младенец, которого носила во чреве, возьми и закричи на весь храм. Она оглянулась в испуге, не слышит ли кто, а он - второй раз, а потом - третий. Вот так еще до рождения благословил Господь преподобного Сергия прославлять Святую Троицу. Родился малыш, подрос немножко, ему и рассказали. Вот чудо-то с тобой приключилось, многие слышали, не веришь - спроси.

«Есть «Троица» Рублева, следовательно, есть Бог», - от.Павел Флоренский

Он поверил. Он ушел в дремучий лес и срубил в нем из сосны маленькую церковь. Троицкой назвал ее, памятуя о Божьем благословении. А рядом с церквушкой срубил себе келью. Не было свечи, лучину зажег и при свете лучины молился, молился, молился молодой инок, презревший богатство, счастье семейное, власть, удачу. «Дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх перед ненавистной рознью мира сего». Так писал один из авторов Жития преподобного Сергия. Вот где главное, вот где основное - рознь мира сего. Идея Троицы - в единении, мы не порознь, мы не каждый по себе. Мы вместе. И рознь между нами - великий грех. Троица Святая зовет к соборности. И опять же - к любви.

Преподобный Сергий достойно послужил Святой Троице. Им была создана Троицкая обитель, позже, после его преставления, - Троице-Сергиева, а еще позже - Троице-Сергиева Лавра, оплот Православия, самый большой мужской монастырь. Андрей Рублев создал свою «Троицу» в память о преподобном Сергии уже после его кончины. Тогда же был построен белокаменный Троицкий собор на месте деревянного Сергиева, и тогда же Рублевская икона заняла дойстойное место в том соборе - в местном ряду иконостаса, справа от Царских врат.

И пошли к Троице люди. Шли пешком отовсюду, в пролетки да телеги садились самые немощные и слабые. А так - пешком. К Троице разве можно по-другому? Не брезговали пешим паломничеством и русские цари. Наравне с простецами шли по Ярославскому тракту, а что сзади тянулись обозы с кухней, прислугой, запасными колесами и свежим платьем, это мелочи, главное - традицию соблюсти. Иван Грозный? Ходил. С женой своей первой Анастасией. Елизавета, дочь Петрова? Ходила. Очень она любила помолиться у Троицы. Екатерина Великая? Не один раз. А уж простой люд шел и шел без числа, присаживаясь на обочине испить воды с хлебцем, надвинув картузы да косынки на пропекшиеся солнцем головы, укладываясь на ночь в прохладе под разбитыми телегами. А самыми многолюдными были те походы на праздник Троицы или, если говорить совсем правильно, на праздник Пятидесятницы или Сошествия Святаго Духа на апостолов.

Почему он так называется - праздник Пятидесятницы? А потому, что празднуется на пятидесятый день после Воскресения Христова. И был по еврейскому счету часов - третий час дня, а если по-нашему - девятый, утро. Апостолы и Божия Матерь с ними собрались в одной иерусалимской горнице. Молились, вспоминали Иисуса Христа. Только вдруг как будто ветер ворвался в горницу, сильный, почти ураган. И обдал всех апостолов. Не успели они прийти в себя от неожиданности, как заалели по горнице огненные языки. Молния? Пожар? А языки мгновенно «распределились» по апостолам. На каждом почило по языку. Произошло чудо: каждый из апостолов стал славить Господа на языке, которого прежде не знал. Поднялся шум, началось волнение. В это время в Иерусалиме было многолюдно, отмечался праздник в память Синайского законодательства. Люди со всех сторон обступили горницу, с любопытством всматривались в лица апостолов, пытаясь понять, что произошло с ними, почему они вдруг заговорили на непонятных языках. «Они напились сладкого вина», - говорили многие с осуждением. И тогда вышел к ним апостол Петр. И сказал: «Мы не пьяны». И сказал им о том, что сегодня, сейчас, в этот великий день Пятидесятницы, сошел на апостолов Святой Дух и Господь благословляет их проповедовать слово Божие на всех языках, во всех странах. Внимательно слушали Петра, внимали каждому его слову. В тот день около трех тысяч человек окрестились. Именно с этой проповеди апостола Петра в иерусалимской горнице началось шествие Христова учения.

«Нет, - сказал мальчик, - скорее я вычерпаю ложкой море, чем ты своим умом проникнешь в тайну Троицы». Сказал и исчез

Этот праздник один из двунадесятых, то есть тех, которые Русская Православная Церковь отмечает особенно торжественно. Почему Пятидесятница, понятно. Есть у него и еще одно, полное название - Сошествие Святаго Духа на апостолов. Теперь это понятно тоже. Но есть и еще одно название, коротенькое и очень прижившееся на Руси - Троица. Почему Троица?

В сравнении с той, ветхозаветной Троицей, изображенной на иконе великого Рублева, где Отец, Сын и Святой Дух посещают богоизбранное семейство праотца Авраама, Троица новозаветная сходит на апостолов, посещает их, Отец, Сын и Святой Дух. Отец благословляет Сына, Сын благословляет апостолов на крестное служение, Святой Дух в виде огненных языков сходит на учеников Христовых.

В этот день в Троице-Сергиевой Лавре Престольный праздник. И, как в былые времена, тянутся, тянутся к сверкающему куполами монастырю благочестивые паломники. Кто посостоятельней, едут на автомобилях. Кто победнее - электричкой. В электричках тесно, на автостоянках не повернуться. Троицкий монастырь по-прежнему принимает в свои объятия тех, кто хочет разделить с ним великий праздник. Ходят ли сейчас пешком? Недавно читала Ивана Александровича Ильина, богослова, религиозного писателя, философа. Умер он сорок лет назад, можно сказать, наш современник. Так вот он вспоминает, как однажды ехал в Сергиев Посад, в Лавру. Народу в электричке было мало, а одна старушка все ходит и ходит взад-вперед по вагону. «Посиди,- говорит ей Ильин,- ты чего расходилась-то?». А она ему: «Я к Троице иду. Силы-то уж не те, чтобы по Ярославскому тракту, так я хоть в электричке, а все равно иду». Вот такая «хитрая» бабуля. Да, сейчас пешком - не те времена. Но прп. Сергий, сам исходивший всю Русь пешком и принявший у себя в обители не одну тысячу пеших паломников, снисходит к нашей немощи. Как прежде, над серебряной ракой с его нетленными святыми мощами горят неугасимые лампады. Как прежде, он вслушивается в наши молитвы и спешит на помощь «по вере нашей». И какая уж теперь разница, пешком или нет?

Хочу рассказать все-таки. Наверное, надо рассказать. Из Нижнего Новгорода год назад отправился к Троице один паломник. Не просто пешком отправился, взял на себя тяжелейший подвиг проползти этот долгий путь на коленях. По нашей жизни диво дивное - на коленях! А он полз себе и полз. Некоторые газеты писали об этом, фотокарточки печатали - ползет. Зима, в том году суровая была, а он продвигался и продвигался к намеченной цели. И вот - Лавра! Святые врата! Путь окончен. Долго стоял пред вратами паломник. Волновался, считал себя недостойным войти в духовные объятия Преподобного Сергия? Ждал пышной встречи. Ждал, когда выйдет наместник с поклоном, братия с хоругвями. А они не вышли, каждый был занят своим делом. Прогневался паломник, стал кричать, браниться. Много всего услышала братия в свой адрес. Не захотел и входить в святую обитель. Потом вошел, правда, несколько дней пожил, а где теперь - кто ведает. Видите, как бывает. Сколько перетерпел, перестрадал, а Преподобный и не принял. Преподобному наше чистое сердце надобно, а с гордыней-то что к нему? Только трата времени.

Жаль, нет больше в Троице-Сергиевой обители «Троицы» Рублева. 500 лет была, сколько молитв впитала в себя, сколькими чудесами одарила, а вот ведь забрали в 1929 году в Третьяковскую галерею. А ведь Андрей Рублев писал свою «Троицу» для обители.

Как бы там ни было, а православные люди как молились перед иконой «Троицы», так и молятся. Сначала молились перед подлинником, шедевром, сейчас перед списком, выполненным художником Барановым. На том же самом месте, в нижнем ряду иконостаса справа от Царских врат помещается список с рублевской «Троицы». Длинная очередь выстраивается перед Троицким белокаменным собором в день Пятидесятницы. Каждый хочет припасть к мощам Преподобного Сергия, помолиться перед святыми иконами. Веточки березы с клейкими листочками в наших руках. Много веточек. А в храмах все равно - что в лесу, веточки окаймляют иконы, веточки перед алтарем, даже послушник выглядывает из-за свечного ящика, как из зарослей молодого березняка.

Идея Троицы - в единении, мы не порознь, мы не каждый по себе. Мы вместе. И рознь между нами - великий грех. Троица Святая зовет к соборности. И опять же - к любви

Троица... Дубрава Мамре, три Ангела, пришедших погостить в Авраамов дом, блаженный Августин, пытающийся познать тайну Божьего триединства, Андрей Рублев, одним вздохом приблизивший нас к великой тайне. Преподобный Сергий, пришедший послужить Троице и воспеть ее своей удивительной жизнью. Паломники, идущие «сквозь снег и ветер, и звезд ночной полет» к Святым вратам Троице-Сергиевой Лавры...

Дай веточку,- просит хулиганистый парень у чистенькой девочки с большим березовым букетом. Дает.

Дай еще одну! - дает, но уже не так охотно, а парень, вот ведь искушение, просит еще.

Сколько можно? - девочка прижимает к себе букет.

Еще одну. Чтоб три было. Ты что не знаешь, что Бог Троицу любит?

Конечно же, она знает. И протягивает еще одну, третью веточку. Что ей, жалко что ли?

Наталия Сухинина

P.S.: В храме свв.кн.Бориса и Глеба в мощевике бережно и с трепетом хранится частица Мамрийского дуба.

Измена жены