Творческое объединение балы дворянского собрания. История России

В Екатерининском зале Культурного центра ВС России - прошел
Зимний благотворительный
Кажется, что сама история золотого века дворянства ожила на несколько часов в этом прекрасном зале.

Бальные танцы возрождаются как "память о благородном типе, выработанным длительным культурным процессом" (Николай Бердяев) прерванным, почти на целый век...

"Люблю я бешенную младость, и тесноту, и блеск, и радость, и дам обдуманный наряд..." писал Александр Пушкин, и с тех пор из стихов и поэм, посвященных балам, можно составить целую анталогию.

Но и блестящую дворянскую эпоху, да и саму эту бальную анталогия навсегда - как еще совсем недавно казалось - завершило стихотворение Евгения Винокурова -

Балы! От шпор до штукатурки,
От люстр до коков все дрожит.
Вот с дамой Батюшков кружит...

Всего каких-то полтораста

О мир танцующий дворянства,
Тебя уже в помине нет..."

Но в загадочной, мистической истории России все повторяется.

фото, видео



Пушкинистка Лариса Черкашина, князь Игорь Козловский, Тамара Верде.


Князь Игорь Васильевич Козловский.

Бал Московского Дворянского собрания.


Бал Московского дворянского собрания - вальс.

Афанасий Фет

Когда трепещут эти звуки
И дразнит ноющий смычок,
Слагая на коленях руки,
Сажусь в забытый уголок.

И, как зари румянец дальный
Иль дней былых немая речь,
Меня пленяет вихорь бальный
И шевелит мерцанье свеч.

О, как, ничем неукротимо,
Уносит к юности былой
Вблизи порхающее мимо
Круженье пары молодой!

Чего хочу? Иль, может статься,
Бывалой жизнию дыша,
В чужой восторг переселяться
Заране учится душа?


Фотографии на память.

Бал Московского Дворянского собрания.

Бал - выступление артистов.

Евгений Баратынский
БАЛ
http://classicpoems.ru/baratynskij-evgenij/bal.html


Бал Московского Дворянкого собрания - в Центральном Доме Культуры Российской Армии.

Евгений Винокуров

***
Балы! От шпор до штукатурки,
От люстр до коков все дрожит.
Вот Пестель - он летит в мазурке,
Вот с дамой Батюшков кружит.

Трещат вощеные паркеты,
Солдаты дуют, молодцы.
Кружат сановники, поэты,
Тираноборцы, мудрецы.

Стихи в альбомах женщин милых,
трактаты в дружеском письме.
Как все легко: мазурка в жилах,
В душе мазурка и в уме.

Всего каких-то полтораста
Иль двести продержалось лет...
О мир танцующий дворянства,
Тебя уже в помине нет.

Твои подметки отстучали,
Ты был так яростно спален,
Что средь псковских болот торчали
Лишь камни эллинских колонн.

Не тот ли здесь писал когда-то,
Что был лишь истиной влеком,
В шелку тяжелого халата,
Дымя янтарным чубуком?

А ведь от вольтерьянских максим
Совсем не долог путь к тому,
Чтоб пулемет системы "максим"
С тачанки полоснул во тьму.

История России. Дворянские балы

История России.

Дворянские балы

Д.Кардовский.Бал в петербуржском дворянском собрании. 1913 г.

Начиная с петровской эпохи во всех государственных высших и средних учебных заведениях, высших школах, иностранных пансионах танец стал обязательным предметом. Его изучали в царском лицее и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие и старинные бальные танцы, но умели исполнять их в благородной манере. Иностранные специалисты - владельцы частных танцевальных классов - невольно перенимали русскую манеру обучения. Танцевальная культура России в XIX веке стояла на большой высоте. Русская школа классического танца с каждым десятилетием, с каждым новым творческим этапом заявляла о себе как о сильной художественно-педагогической системе. Петербург и Москва постепенно становятся самыми значительными хореографическими центрами Европы.

James Tissot

Балы проходили в огромных и великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышенных площадках по двум сторонам залы у стены стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.


Zichy Mihaly. Бал в честь Александра II в Гельсингфорсе
в сентябре 1863 года в здании вокзала.

Балы проводились по определенной четко утвержденной в дворянском обществе традиционной программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В XVIII веке было принято открывать бал польским танцем или полонезом, этот танец заменил менуэт, вторым танцем на балу был вальс. Кульминацией бала была мазурка, и завершал балы котильон. Кавалеры на балах заранее записывались, приглашая дам на разные танцы. Во второй половине XVIII—XIX веке дворяне на балы ездили с удовольствием.


Zichy Mihaly.Бал в Концертном зале Зимнего дворца во время официального визита Nasir al-Din S.

Танцы осваивали с раннего детства — с 5—6 лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена, которая в нужный момент придавала танцорам ловкость, уверенность, привычность в движениях, непринужденность. Ножки танцующих независимо от их волнения «делали свое дело». Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество. Это было, как говорят, «в крови» и воспитывалось с детства.


Brozh Karel (Carl). Бал в Николаевском зале Зимнего дворца.

Полонез, которым открывался бал, вошел в моду при Екатерине II. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно было назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор». Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным на балу потерять такт. Вторым танцем был вальс, о котором А. С. Пушкин писал:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихор шумный,

Чета мелькает за четой.


Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений.

Вальс — танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по зале. Только русские исполняли на балах «летучие, почти воздушные вальсы».

Мазурка — это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 году. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно, скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки «антраша», во время которых в воздухе он должен уда-рить нога об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придает мазурке неповторимость и шик. В 20-е гг. XIX века мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Об этом писал А. С. Пушкин:

Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале все дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы,
Теперь не то: и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.


Под звуки вальса, художник Владимир Первунинский

Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры. Каждый новый танец на балу содержал меньше форм торжественного балета и больше танцевальной игры, свободы движений. В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец-игру, шаловливый и непринужденный. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, сажают ее, обманывают, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту. На балах, кроме основных, были и другие старинные танцы — гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов.


Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11-м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда хозяин давал знать, то музыка прекращалась, и все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дам и обнимал знакомых, трепал их по плечу. Улица заполнялась экипажами.


James Jacques Joseph Tissot

James Jacques Joseph Tissot

Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII века появился клавесин — дедушка нынешнего фортепиано. Музыка и танцы были частью дворянского образования.

Wilhelm Gause Hofball in Wien

Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно тогда появляются книги хороших манер. Одна из них, появившаяся при Елизавете Петровне, учила, что «большая вежливость — это учтивый обман», «истинное учтивость — это одолжение», «притворное лукавство — это обхождение», «всякое излишнее вредно, а наипаче в обхождении».

Святослав Гуляев.Пушкин на балу

Дворянский бал был школой общения для людей. На балу влюблялись и выбирали невесту и жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю. В наше время история балов возобновляется.


В. Первунинский. На балу


Крымские балы, картина Владимира Первунинского


Берта Моризо.На балу

Екатерина Алаева впервые узнала о предстоящем мероприятии: Бал в Дворянском Собрании – совершенно случайно.
В столице, считай, раз в месяц, а то и чаще, объявляются самые удивительные и завлекательные мероприятия: гастроли выдающихся артистов, концерты иностранных ансамблей, фестивали театральных представлений и тому подобное.

Однако, все эти выступления и спектакли рассчитаны на пассивное восприятие: с площади, из партера или со скамьи стадиона, но так чтобы участвовать самой, да еще в лучшем своем платье или костюме, такого Екатерине давно не приходилось делать.
Бал – ведь это так восхитительно, так возвышенно и очаровательно, что решение в нем поучаствовать у Екатерины сложилось немедленно: Бал по случаю 25-летия воссоздания Московского Дворянского Собрания в Гороховском переулке на пересечении со Старой Басманной улицей.
По мере того, как в течение нескольких дней четко оформилось желание, возникли побочные обстоятельства.

Очевидно в наше время на бал надо идти с кавалером.
У Екатерины есть два молодых человека, но вот уже более года она не решится предпочесть одного другому.
Виталий - представительный, рослый, но явно не торопится жениться, считая ее психологически зажатой и робкой.
Олег – специалист по компьютерам, болезненного вида, небольшого роста. Парнишка ждет не дождется, когда Екатерина предложит ему жениться на ней, чтобы начать семейную жизнь в квартире ее родителей, с которыми она живет в центре города.
Все еще находясь в замешательстве по поводу выбора кавалера, молодая женщина поручила Виталию заказать и оплатить заранее два билета на праздничный бал.
Виталий беспрекословно выполнил поручение Екатерины Алаевой и даже подвез ей на работу два билета.

И надо же было такому случиться, что он передал ей билеты в присутствии Олега, который в этот день поджидал свою симпатию по завершении трудового дня.
Виталий еще не успел вручить билеты, как Олег, не говоря ни слова, резко развернулся на виду у Екатерины, спешно покидая проходную предприятия.
Но буквально в ту же минуту на проходной появилась Лаура Носова - бойкая сотрудница этого же предприятия.

Приятельница Екатерины, заметила Виталия, не церемонясь поздоровалась с ним за руку, так что тот чуть не выронил билеты, которые еще держал в руке.
Узнав, что билеты на бал, Лаура буквально вырвала их из рук Виталия, выражая восторг и умиление, как будто это она собирается на бал.
Виталий быстро, не мешкая, раскланялся и покинул проходную предприятия.
– Лаура, ты в своем уме? – возмутилась Екатерина. – Я намерена пойти на бал со своим близким человеком.…
– Екатерина, не смеши, - входя в азарт произнесла Носова. – У тебя нет более близкого человека, чем я.
– Подруга, ты на что намекаешь? Мы останемся с тобой на пару в девах? – спросила Екатерина, пряча билеты в свою дамскую сумочку, которую ей подарил недавно Олег.

Подруги покинули проходную предприятия и направились по узкому переулку в сторону широкого проспекта с продовольственными гастрономами и модными бутиками.
– Почему в девах? В хороших приятельницах и задушевных подругах, - отреагировала Лаура.
– Одно другому не мешает, - парировала Екатерина. – Я сегодня же вечером позвоню Виталию и договорюсь с ним о совместном посещении бала. Лаура, я хочу пойти на бал…
– Послушай, подруга, но я тоже хочу на бал!
Молодые женщины остановились у витрины модных платьев.
– И с кем же ты пойдешь на бал? – машинально произнесла Екатерина, разглядывая великолепное то ли свадебное, то ли бальное платье.
– С тобой! Или с Виталием… А ты в следующий раз пойдешь с Олегом, - ничтоже сумняшеся произнесла Лаура.

– Почему я должна с тобой делиться своими женихами? – переводя взгляд с витрины на подругу, недоуменно произнесла Екатерина.
– Потому что ты – моя лучшая подруга, и должна делиться со мной самым лучшим.
– Лаура, ты - клиническая дура! – резко отчеканила Екатерина, развернувшись на тротуаре назад и спешно уходя в двери гастронома.
– Скупердяйка! - произнесла вслед удалившейся подруги Лаура и зашла в вестибюль станции метрополитена.
Что и говорить… Словесная перепалка с подругой отложила на сердце Алаевой неприятный осадок.

Эгоизм Лауры коробил, но ей самой очевидно не стоило так пренебрежительно себя вести по отношению к давней подруге, которой скупо улыбается счастье личной жизни.
Вечером того же дня, когда Екатерина была уже дома, позвонил Олег и стал выговаривать обидные слова. Мол, он к своей пассии от всей своей широкой души, а она отвергает его от своего сердца.
Как только Олег оборвал свой телефонный разговор, Екатерина позвонила Виталию. Но тот сказал, что просьбу ее выполнил, а на бал с ней пойти не может, поскольку…
У Екатерины аж сердце защемило и слезы навернулись на глаза.
Пересилив свою обиду, Екатерина позвонила Лауре.
– Я так и знала, - стремительно заверещала закадычная подруга.
– Что ты знала? - попыталась перехватить инициативу разговора Екатерина. - Ты, еще не ведаешь, по какой причине я тебе звоню.
– Знаешь, подруга, давай не темни, - отреагировала на том конце городского телефонного провода Лаура. - Ты намерена позвать меня с собой на Бал в Дворянском Собрании? Так?
– Лаура, из тебя никудышняя провидица. Я намерена отказаться от этого мероприятия.

– Ох, Катерина, не лукавь! Мужчины приходят и уходят, а бал в благородном собрании у симпатичной дамы может оказаться единственным в жизни.
– Лаура, ты безбашенная хитрюга, - начала сдавать свою позицию Екатерина. - Короче, у нас с тобой два билета, и мы идем на бал! Я, правда, не знаю, какое платье мне одеть. Ну да что-нибудь придумаю.

Попикировавшись словесно по телефону еще некоторое время, молодые женщины сговорились встретиться в пять часов вечера на станции метро Курская в центре зала.
Екатерина пришла на десять минут раньше, заранее досадуя, что Лаура всенепременно опоздает.
Но «О, чудо!» Лаура пришла точно в пять. Подруга была в простеньком бальном платье, короткой меховой шубке и модельных туфлях.
Екатерина даже слегка опешила: на улице ранний снег, ноябрьская морось и осенняя прохлада, а ее напарница при всем параде.
– Видишь ли, подруга, я решила не тратить время на переодевание в гардеробе дворянского особняка.
– Как знаешь, а я сложила в сумку свои платье и туфли.
Идти от метро в сторону Гороховского переулка пришлось сначала через длинный туннель под железнодорожными путями, потом какими-то глухими закоулками подозрительного квартала, где коротают время, а то и ночи проводники поездов дальнего следования. Наконец женщины по мокрому от подтаявшего снега тротуару выбрались на взгорье, на котором расположились учебные и жилые корпуса МИИГАиК.

Природа явно не благоволила к бедным существам. Очевидно, добираться сюда в архаичный, маргинальный центр столицы надо было с магистрали Садового кольца на личном автомобиле или на такси.

Девушки определенно забыли, если, вообще, могли помнить, например, по рассказам своих бабушек или прабабушек, что дворянские балы воплощали символ счастливой цивилизованной жизни в Императорской России. Это при том, что во времена Екатерины II представительные балы устраивались в Санкт-Петербурге, а в Москве дворянские балы проводились от случая к случаю мелкопоместными дворянами и, как правило, по велению императоров во время их пребывания во второй столице государства Российского.
Здание, где собиралось возродившееся было дворянское общество, заметим, не сословие, построенное в 1799 г., чудом уцелело за время, превышающее два века.
Когда две женщины в полутьме, судорожно сцепившись руками, выбрались к Гороховскому переулку их охватил душевный трепет.
Неожиданно открывшийся исторический особняк Демидовых, бывшее здание Константиновского Межевого института, сиял в освещении прожекторных ламп и оконных светильников.

К подъезду бывшего дворца с другого конца неширокой улицы подходили праздничные пары; непрерывно подъезжали легковые автомобили, и служивые люди в форменной одежде помогали выбраться на тротуар их респектабельным пассажирам. Мнительная Алаева на какое-то мгновение засомневалась, а стоило ли ей – простой, непритязательной прядильщице с ткацкой фабрики стремиться попасть на этот праздник жизни новых русских.
В направлении центрального входа по небольшой маршевой лестнице шли под руку мужчина и женщина или две женщины под руку с одним мужчиной.
Екатерина, почувствовав неловкость, реально остановилась у нижней ступеньки.

Однако Лауру уже охватил азарт авантюристки. Остановить ее какими-либо словами сомнения было невозможно. Приосанившись, распахнув свою короткую шубку, она первой вступила своей ножкой в красном чулке и лаковой туфельке в яркий круг света на парадных ступенях особняка, решительно вытаскивая за собой из тени оробевшую Екатерину.
Вдруг, как принято говорить, откуда ни возьмись, появился щеголеватый молодой человек, который буквально подхватил под руки двух приятельниц, властно увлекая их к парадным дверям.
Екатерина едва успела предъявить два билета на контроле, как они уже втроем оказались в длинном коридоре второго этажа, где находились буфет, подсобные помещения и гостевые уборные.
Екатерина попыталась провести Лауру в комнату для переодевания, но поскольку подруга была, что называется, при всем наряде, то вычурная модница, вручив Екатерине свою шубку, направилась с «первым встречным» сразу в буфет.
Минут двадцать пришлось Екатерине приводить себя в порядок.
Это при том, что большая часть отведенного времени у нее ушла не на бальное облачение, а на то, чтобы справиться со своими «взвинченными» чувствами.
Все-таки она себе представляла бал с любимым кавалером, а не с кавалершей в компании с жигало. Опять же, чего греха таить, Алаева не прочь была, если не сблизиться, то хотя бы познакомиться с современным дворянином, конечно, если такое возможно в условиях сумбурной жизни столичной жительницы спального района Москвы с облупившимися от ветхости многоэтажками и понурыми жителями.

Тем временем, «повеселевшие» компаньоны, не дожидаясь Екатерины, сразу прошли в основную залу. Когда, же туда подошла и сама Екатерина, то ее глазам предстала празднично одетая публика, правда несколько пестрая, если не сказать разношерстная.
Чиновного вида мужчины, перемежались с чопорно одетыми в бальные платья женщинами, но большая часть присутствующих была одета, кто во что горазд. Некоторые дамы, не заморачиваясь строгими платьями, в открытую демонстрировали свои выдающиеся части тела: грудь, спину, бедра – почти у всех были оголены руки и припрятаны ноги под длинными платьями.
Вдоль короткого простенка между входными дверьми в залу и боковыми высокими окнами были расположены узкие столы, на которых ровными шеренгами выстроились бокалы, наполненные шампанским.
Чопорная часть публики только искоса посматривала на соблазнительного вида угощение.

Екатерина не успела еще сориентироваться, как вельможного вида мужчина подвел ее под руку к столику.
– Сударыня, угощайтесь, - произнес он и удалился в другой конец обширного зала.
Шампанское оказалось не столько вкусным, сколько кстати, поскольку от пережитых волнений у Катерины пересохло в горле.
Выпитое шампанское умиротворяло и слегка вскружило голову женщины, пришедшей на дворянский бал.

Не успела Екатерина покинуть столы с игристым вином и толком оглядеться, когда к ней присоединились Лаура с Георгием, как представился их неожиданный партнер.
То, что партнер один, Екатерину устраивало, однако иначе оценила ситуацию Лаура.

Дело в том, что Георгий, увидев благонравную Екатерину после переодевания, стал явно предпочитать ее кичливой Лауре.
Несколько раз, ухватив Екатерину за руку, мужчина увлекал ее в очередной бальный танец – вальс или квикстеп, пренебрегая Лаурой.
В итоге Носова, не дожидаясь, когда Георгий выберет ее на очередной танец, сама хватала его за руку и увлекала в центр зала.

Как на грех, никто из одиноких кавалеров не решался подойти к респектабельной распрекрасной даме, чтобы пригласить Алаеву на танец в отсутствии Георгия и Лауры.
На паркетный пол зала с началом звуков музыки выходила чуть ли не половина присутствующих. Отцы семейства, матроны и пожилые господа с дворянскими орденами оставались стоять или ходить вдоль стен зала.

В основном повторялись в разной аранжировке пять танцев: квикстеп, медленный вальс, танго, медленный фокстрот и венский вальс.
Танцующие были одеты в бальные платья и костюмы: кавалеры во фраки черного или темно-синего цвета, с бабочкой или галстуком. Большинство мужчин вместо фрака были облачены в смокинг или в жилет.
Екатерина заметила, что плечи изысканных костюмов оставались ровными, стоило мужчинам развести руки в стороны.

Когда вдруг объявили танец-игру «в ручеек», достопочтенный господин с дворянскими регалиями взял Екатерину за левую руку, пристроился с ней к шеренге-колонне танцевальных пар и поднял своей правой рукой ее полуобнаженную руку. Замешательство Катерины длилось недолго. Мужчина из какой-то танцевальной пары, пробегая с дамой в полусогнутом положении между парами с высоко поднятыми руками, схватил руку Екатерины. Теперь она оказалась вовлечена в «ручеек» с другим партнером, а ее мимолетный кавалер уже оказался позади ее пары с другой партнершей.
Игру в «ручеек» Катерина помнила со времен пионерского лагеря. Это увеселение сопровождалось тучей пыли на танцевальной площадке и завершалось непроизвольной сутолкой в виде «кучи-малы».
Внутренне Катерина полагала, что танцы в пионерском лагере и в Дворянском Собрании не должны быть похожи.
Впрочем, сегодня нет пионерских лагерей, но и дворяне похоже из коммунистической дворни.

В какой-то момент, когда Георгий на время оставил своих подопечных женщин, Лаура предложила Екатерине пройти в дамскую комнату.
– Послушай, подруга, - произнесла слегка заплетающимся языком – последствие выпитого в буфете коньяка, которым она угостила Георгия и себя любимую, - мне надо, чтобы ты «испарилась».
– Что ты мелешь, Лаура?
– Что слышала! Я решила – Жорж мой!
– Но Георгий не мой тип. Я не имею на него никаких видов.
– Вот и чудесно! Значит мы договорились, - произнесла Лаура, ловко снимая с себя белые трусы.
Только тут Екатерина поняла, что под простеньким платьем Лаура оснастила свое тело эротическим бельем: черный пояс-грация с резинками для красных чулок. Вот уж поистине: зло привлекает, когда добро изменяет.
– Что ты надумала, - встрепенулась Екатерина. – Почему ты не одела плотные колготки по такой погоде.
– Не строй из себя девственницу, - отрезала Носова.
– Но это невозможно. Я не могу тебя оставить одну. Мы пришли вместе и должны вместе уйти.
– Алаева! Или ты не мешаешь задуманному мною, или ты меня больше никогда не увидишь.
Слова подруги словно ножом полоснули по сердцу Екатерины.
После всех нелепиц и неурядиц танцевального мероприятия она не прочь была тут же покинуть бал.
Тайком, крадучись, Екатерина досадливо направилась к полуприкрытым дверям танцевального зала, в котором только начался знаменитый венский вальс под запись великолепной музыки Георгия Свиридова.
– Почему же так несправедливо судьба обходиться со мной? - только и успела подумать Екатерина, когда волевым движением мужских рук она была отторгнута от дверей и увлечена в коридор, ведущий прочь от зала.
Вглядевшись в похитителя, женщина обомлела: это был Виталий.
– Извини, что я не могу составить тебе компанию. Мне необходимо увести тебя с этого бала.

Случившееся было столь невообразимо, что Екатерина безропотно подчинилась Виталию.
– Мне надо переодеться, - едва не теряя сознание, проговорила Катерина.
– Не надо! Оставайся так, - с необычайной решительностью произнес Виталий. - Возьми только с собой свои вещи из уборной. Я на машине.
Схватив свою сумку и накинув на плечи осеннее пальто, Алаева выскочила из дверей особняка на уличную лестницу и, только глотнув холодного вечернего воздуха, начала приходить в себя. Однако, следов Виталия было не видно.
– А почему, собственно, они не смогли потанцевать, как она будет перемещаться по закоулкам в бальном платье, и куда можно спешить, когда уже глубокий вечер?

Все эти вопросы один за другим чередой стали проявляться в ее остуженном сознании, когда к подъезду подкатила легковушка, из нее вышел Виталий и, открыв дверцу, галантно предложил Екатерине занять пассажирское место на переднем сиденье.
– Виталий, что это значит? Тебя сделали начальником, выдали депутатское удостоверение или ты выиграл в лотерею?
– Ни то, ни другое, ни третье! – парировал молодой человек. – Если ты не возражаешь, мы заедем минут на десять ко мне, а потом я доставлю тебя по названному тобой адресу.
– Виталий! Чудеса, да и только. Конечно я понимаю, что у мужчины могут быть свои тайны, - прибегая к игривому тону, произнесла молодая женщина. – Но мне никогда не приходило в голову, что они могут быть у тебя.
– То есть ты меня не считала в полном смысле мужчиной?
– Ну, зачем же так? – касаясь левой рукой плеча Виталия, пояснила Екатерина. - Просто я считала, что ты мне симпатичен такой, какой есть.
– Но это, как бы тебе сказать, не совсем устраивало меня, - отозвался Виталий.
– Что именно?
– Что готова была смириться с моей, как бы это выразиться?…
– Ты намерен произнести слово «ущербностью»?
– Например!
– Виталий! И что же изменилось к сегодняшнему вечеру? – попыталась поймать ход мыслей своего почитателя Екатерина.

– Не все сразу, - произнес ухажер, притормаживая у респектабельного многоэтажного здания на Мещанской улице.
– Виталий, а ты уверен, что мне следовало оставаться в бальном платье? Может быть мне нужно переодеться, например, в кузове автомобиля?
– Екатерина, мне кажется, что сегодня ты неотразима, - парировал поклонник, помогая со своего сиденья открыть переднюю пассажирскую дверь.
Мужчина заглушил двигатель, вышел из машины, заблокировал электронным ключом двери и, подхватив Екатерину под левую руку, направился к широкому подъезду с массивной входной дверью.
Набрав код, Виталий по хозяйски открыл дверь и провел Алаеву к лифту. Лифтовая кабина сияла зеркалами и чистотой.
Когда кабина остановилась на четвертом этаже, пассажиры ее покинули.
Открыв ключом две дверь, Виталий пригласил свою спутницу пройти в квартиру.
– Бабуля, это Катерина Алаева, о которой я тебе говорил.
Молодая особа прошла внутрь.

С торца стола в гостиной сидела седовласая, по своему симпатичная пожилая женщина, которая, не вставая, протянула Екатерине руку.
Усадив гостью напротив своей бабушки, Виталий проговорил:
– Вы сидите, я принесу с кухни чай и конфеты.
За чаем состоялся небольшой разговор. Но говорил в основном Виталий. Екатерине его слова представлялись какой-то светской болтовней, о которой она, впрочем, имела малое представление, но которая нисколько не расширила ее представления о Виталии. Аделина Валерьевна, как звали бабушку, все больше присматривалась к молодой женщине. Она, правда задавала какие-то странные, ничего не значащие вопросы.
Например, чем она красит волосы своей прически или где приобретает женские платья?

Екатерине не составляло труда отвечать старушке в то время, как Виталий смотрел на нее восхищенным взглядом.
Было такое ощущение, что ее спутник, того гляди, воспарит на «седьмое небо».
Однако, судя по всему, здравомыслие не покидало его.
Не дожидаясь, когда у бабушки кончатся силы для светского разговора, а у Екатерины терпение его продолжать, Виталий чмокнул бабушку в щеку и предложил Алаевой попрощаться.
– Аделина Валерьевна, - четко, слегка грассируя, - произнесла Екатерина. – Разрешите нам с Вашим внуком откланяться, поскольку мы, очевидно, чересчур задержали Ваше внимание.
Надо было видеть, как искрились глаза пожилой женщины, когда она смотрела вслед молодой женщине в бальном платье и модельных туфлях.
– Почему ты не останешься здесь? - спросила Екатерина, когда они заходили в лифт.
– Не сегодня, - ответил молодой человек.
Стоило им отъехать от подъезда дома, Виталия как подменили: он периодически останавливал машину и между поцелуями рассказывал историю своей больной бабушки.
– Впрочем, сейчас не это главное, - произнес Виталий, когда они подъехали к дому Алаевой.
хилому подъезду пятиэтажки Алаевой без лифта.
– Все, приехали, - стала благодарить женщина своего провожающего. – До завтра?
Однако сама не очень спешила покинуть кузов легкового автомобиля.

Между тем, с Лаурой случилась беда, если не сказать, трагедия.
Носова, явно рассчитывая расположить к себе щеголеватого мужчину, отдалась ему в одной из подсобных комнат с тусклой лампочкой под потолком. Вообще-то Лаура готова была отдаться хоть на банкетном столе среди рюмок шампанского, настолько она была уверена в неотразимости своего сексуального имиджа, но у Георгия, видимо, были другие виды на завершение этого вечера.
Удовлетворив свое сиюминутное половое влечение, раскопав желанную белую розу среди ажурного белья черно-красного цвета, парень выскользнул из подсобки, щелкнув снаружи замочным ключом.

Какое-то время Лаура сидела тихо, приводя в порядок свое нижнее белье и истерзанные губы, - она определенно надеялась, что любовник вернется, но затем ее стала одолевать злость, и обманутая женщина начала стучать в закрытую дверь, призывая к себе на помощь.
Сторож, обходя внутренние помещения, отозвался на шум и выпустил затворницу из заключения.
– Мадам, как Вы сюда попали, - с недоумением спросил он, - и почему Вы в красных чулках? Это моветон в Дворянском Собрании – здесь женщины не позволяют себе уличных фривольностей.
– Никакая я тебе не мадам, старый забулдыга, - зло отрезала Лаура. – Как мне пройти в зал бальных танцев?
– Но зал закрыт, а все гости благородного собрания разъехались.
– Благородного? – еще пуще злобясь, парировала Носова, - пройдохи и выскочки – вот кто сюда съехались.
– Ну, зачем же Вы так? Я, например, потомок столбовых дворян Сапуновых.

– Потомок столбовых! Не смеши, дядя. Да стоит мне задрать спереди юбку, и ты будешь у меня между ног!
– Право дело, мадам, Вы не в себе, отоспитесь у меня в коморке, а утром я Вас выпущу из бывшего особняка Демидовых.
– Это ты таким образом надумал меня поиметь? - ехидно произнесла Лаура. – Показывай, дедуля, как мне найти гардеробную для гостей.
В принципе она понимала, что сторож прав, тем более, что ее шубу наверняка украли пижоны типа Жоржа.
Но, когда Носова обнаружила в неприкосновенности свою меховую шубку, ее намерение срочно покинуть дворянское заведение стало непреклонным.
Уже у самых дверей на выход сторож, окинув придирчивым взглядом, молодую женщину, не удержался от замечания:
– Мадам, Вы чересчур сексуально одеты для этого привокзального района столицы. Или оставайтесь, или прикройте по возможности юбкой свои красные чулки.
Лаура прекрасно понимала, что сторож печется о ее же благе. Парадокс, сколько она себя помнит, о ней все заботились: в детском саду, в школе, в пионерлагере, в техникуме, на швейной фабрике, - но при этом девушка всегда была самой затрапезной, самой непривлекательной, наконец, самой бедной.
В сущности Носова только и делает, что слушает советы в стране советов, но, хоть кто-нибудь взял ее за руку и привел в страну безусловной любви или беспроблемного счастья.

– Я помню, как мы с подругой шли сюда переулками от Курского вокзала, - попыталась ответом сгладить резкость своего поведения Лаура.
– Мадам, я бы Вам посоветовал выйти на Земляной вал, а там…
Лучше бы он этого не говорил.
Носовой как будто «шлея попала под хвост»: она торопливо ринулась вниз по Гороховскому переулку.

Увы! То ли здесь вечерами из подворотен выползает сомнительного вида народец: ханыги, кидалы, насильники и грабители, то ли разговор у парадных дверей бывшего особняка Демидовых встревожил обитателей ночлежек, однако с какого-то момента, как только она ступила на мостовую переулка, Лауре померещились определенно подозрительные звуки.
Модница попробовала ускорить шаг, поскользнулась, наступив на какую-то фанерку, приземлилась на свою «пятую точку» и, как если бы оседлала тобогган, лихо понеслась по слегка заснеженному тротуару, пока не въехала, уже лежа на спине ногами вперед, в слабо освещенную подворотню.
Картина, представшая взору придворцовых обитателей, привела их в экстаз.
Можно было подумать, что сам Дьявол-искуситель приготовил им эротическое видение: празднично разодетая барышня в бальном наряде, с задранной спереди юбкой в красных чулках, в черной грации с резинками-висюльками и без трусов.
Несчастной даже не стали набрасывать на голову мешок или юбку, что еще больше должно было привести в ужас Лауру: она все и всех видела, кто проталкивался к ней и внутрь ее.

Кричать не было смысла: шабаш в подворотне сопровождался визгом, рычание и криками, как если бы львиный прайд рвал на части тушу добычи.
Впрочем, до «разрывания туши» дело не дошло, но тело несчастной было истерзано до неприличия.

В какой-то момент от холода и полного беспредела Носова потеряла сознание.
Дворовая шпана решив, что их жертва того гляди испустит дух, подложили под ее лежащее тело тот самый кусок листовой фанеры, развернули ее ноги в направлении снежного склона Горохового переулка и легонько подтолкнули сзади.
Фанерный лист с бессознательной жертвой ночного насилия, как подобие самолета По-2, сначала медленно, а потом, ускоряясь до свиста в ушах, можно сказать, чуть не взлетел в воздух, если бы поперек ему не возник подвижный полицейский патруль с белым Мерседесом.

Пеший полицейский едва успел отскочить в сторону, когда полуголое тело женщины, лежащее на фанере, чуть не разнесло материальную часть патруля.
Чтобы высвободиться из фанерного плена, правоохранителям пришлось снять несчастную с ее маргинального средства передвижения.
Один из патрульных, сидящих в автомобиле уже приготовил блокнот для записи обстоятельств и состояния пострадавшей, когда пеший полицейский показал ему на красные чулки и черную грацию с остатками оборванных резинок.
– Так, это, видимо, новая клиентка с наша участка. Другое дело, почему женщина в таком неприглядном виде?
– Я хочу домой. На меня напали бандиты, отобрали мобильный телефон. Помогите мне добраться до станции метро, - с трудом приходя в себя, попросила жертва ночного происшествия.
– Какое метро в таком непотребном виде? – произнес старший по патрулю. - Сержант, мы с Петровым, осмотрим этот район на предмет выявления распоясавшейся шпаны. А Вы доставьте гражданку в отстойник вокзальных путан, чтобы она могла привести себя в порядок.
Сержант не стал везти пострадавшую в привокзальный околоток, а передал в участок полиции нравов, где женщины-полицейские оказали Носовой самую необходимую помощь. Они даже выдали ей пару не шибко новых коричневых колготок ее размера.
Первой электричкой метро Лаура добралась к себе на квартиру.
Она отключила домашний телефон и залеглась отсыпаться почти на целые сутки.
Вечером, слабо понимая, что же с ней произошло, Носова открыла входную дверь на прозвучавший звонок.
На пороге стояла Алаева.
С первого взгляда Екатерина поняла, что с подругой случилось несчастье.
– Я уж не знала, что и думать, - проходя в квартиру и садясь за стол на кухне, произнесла гостья.
– Катя-Катерина! Насколько я понимаю, этот самый Жорж оказался прощелыгой, жуиром. Видимо, у него была цель подцепить женщину дворянских кровей, то-бишь с приданным.
– И что? – откликнулась Екатерина.
Лаура налила себе в чашку холодного чая, залпом выпила и сокрушенно проговорила:
– По существу, он на мне выместил свою злость на то, что и на этот раз у него не получилось, - горестно отрезала Носова.
– Ты хочешь сказать, что он будет и впредь посещать подобные мероприятия, чтобы добиться своего? - прикасаясь к руке Лауры произнесла Катерина.
– Вот именно! - отозвалась несчастная женщина. – Безумец! Неужели ему не понятно, что к дворянскому прошлому в этой стране возврата нет.
Счастье и несчастные в одном доме не уживаются.
– Получается, что поскольку жигало не нашел у тебя желаемого дворянского статуса и, соответственно, дворянского наследия, он переключился бы на меня? – встрепенулась Алаева.
– Что ты имеешь в виду?
– Видишь ли, пару месяцев назад в бумагах своего деда я нашла жалованную грамоту, свидетельствующую о том, что мой дед пожалованный граф, - пояснила Екатерина. - Вот мне и захотелось взглянуть на дворянских отпрысков, но нас с тобой развели, как лохов.

– Есть люди, которым дано благоденствовать, а есть те, кому на роду не написано, - чуть было не вспылила Лаура.
– Человек – сам кузнец своего счастья, - произнесла Екатерина Алаева.
– Катя, ты все так здраво говоришь. Но я не могу здесь оставаться, - голосом, полным решимости произнесла Носова. - Меня постоянно будет преследовать эта жестокая насмешка-издевательство надо мной. После разговора с тобой я окончательно решила вернуться в родной дом моей матушки в Липецке, где нет этих головокружительных соблазнов и сокрушительных разочарований.
Увы, Екатерине нечего было возразить, хотя она и понимала, что теряет свою доверительную подругу.

Вернувшись домой, Алаева обнаружила звуковую запись на телефоне, сделанную в ее отсутствие.
Виталий приглашал в ближайшую субботу Екатерину посетить Аделину Валерьевну у нее дома.
Алаева закрутилась на работе в последние дни недели и, когда утром в субботу раздался звонок в дверь ее квартирки, где она жила с матерью, Екатерина слегка опешила.
– Нет проблем, - заявил Виталий, - пока ты будешь собираться, я сделаю небольшую поездку на своем автомобиле.
– Как скажешь, - произнесла Екатерина без особого воодушевления.
– Я буду тебя ждать у подъезда через два часа, - настойчиво пояснил неожиданный гость.

Когда Виталий увидел выходившую из подъезда Екатерину, мужчина ринулся из машины, открыл ей переднюю дверцу, усадил, захлопнул дверцу, обошел спереди машину, сел на водительское кресло и… спросил заговорщеским тоном:
– Куда мы едем?
– Как куда? К Аделине Валерьевне!
– Да, но мы можем поехать на ее квартиру, а можем посетить ее в больнице. Позавчера ей стало плохо и скорая отвезла ее в Первую градскую больницу.
– Конечно, в больницу и побыстрее.
– Хорошо! Но там прием посетителей после четырех часов дня. А пока я предлагаю заехать на ее квартиру.
И что же? В квартире своей бабушки Виталий вдруг показывает Катерине грамоту о дворянском происхождении Аделины.
– Как все это странно, - произносит Екатерина. - Получается, что потомки дворян определенно обходительны и благопристойны.

Когда же они приехали в Градскую больницу им сказали, что Аделина Валерьевна Базарова скончалась.
Алаева вызвалась помочь с похоронами.
А в понедельник они подали заявление в ЗАГС. Только тут Екатерина узнала, что фамилия Валерия Базаров.

Вот так переплелось скорбное и радостное в жизни новобрачных.
Теперь чета Базаровых регулярно посещает балы в Дворянском собрании.
Глубокое прошлое и благородное настоящее должно непременно проходить через сердца и судьбы людей прекрасной страны.
Счастье и несчастье не две стороны одной медали, а два образа жизни.

В Москве в воскресенье, 14 мая 2017 года прошел Благотворительный Московский Императорский Бал, организуемый совместно с Российским Дворянским Собранием.

В воскресенье, 14 мая 2017 года, в Москве состоялся Благотворительный бал, проводимый Оргкомитетом Московского Императорского Бала и Российским Дворянским Собранием, и посвящаемый 25-летию восприятия Главой Российского Императорского Дома Её Императорским Высочеством Государыней Великой Княгиней Марией Владимировной прав и обязанностей Её Августейших Предков – Императоров Всероссийских, а также завершению работы Всероссийского Дворянского Съезда.

21 апреля 2017 года исполнилось ровно 25 лет с того дня, когда 21 апреля 1992 года после того, как почил в Бозе Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Великий Князь Владимир Кириллович, Его единственная Дочь Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна восприняла права и обязанности Своих Августейших Предков – Императоров Всероссийских.

А накануне бала, 13 мая 2017 г. в Москве прошел очередной отчётно-выборный XVIII Всероссийский Дворянский Съезд – Съезд единого Российского Дворянского Собрания.
Завершением мероприятий Всероссийского Дворянского Съезда и станет Благотворительный Московский Императорский Бал, организуемый совместно с Российским Дворянским Собранием.
Благотворительный Бал прошел в Выставочном (Универсальном) зале Правительства Москвы по адресу: Новый Арбат, дом 36, район станции метро «Краснопресненская».

Во Всероссийском Дворянском Съезде и в Благотворительном Московском Императорском Балу приняли участие руководители и делегации региональных Дворянских Собраний, входящие в единое Российское Дворянское Собрание, от Калининградской области и новых государств Балтии на западе до Магадана и Сахалина на востоке, от Якутии и Республики Коми на севере до Крыма, Кавказа и Казахстана на юге. Прибыли гости из зарубежных стран Европы и Америки.

Присутствовали также гости и друзья Российского Дворянского Собрания из государственных, военных и общественных структур, представители отечественного и зарубежного дипломатического корпуса, журналисты.

Программа Бала включила:

· исторические бальные и популярные танцы под музыку оркестра;

· ювелирное дефиле с демонстрацией копий брошей Фаберже;

· вокальные выступления звёзд русской оперы и русского романса непосредственно на танцевальной площадке;

· Литературно-музыкальный салон в камерном зале;

· винную дегустацию;

· презентацию кондитерских, шоколадных изделий фабрики «Победа»;

· шампанское;

· лёгкие закуски.

Съезд гостей Бала – с 17.00, торжественное открытие Бала – в 18.30.

Dress-code:
дамы – бальное или вечернее платье полной длины
кавалеры – фрак, смокинг, тёмный костюм, бабочка
офицеры – парадная форма

Средства собранные за счёт Благотворительного Бала, за вычетом расходов на сам Бал, будут направлены через Московскую Медицинскую Палату на лечение больных детей.

Контакты:

7-916-282-41-05
директор Департамента социально-экономических программ Российского Дворянского Собрания Людмила Владимировна Скульская
+7-916-633-67-25
директор Департамента культуры Российского Дворянского Собрания Александр Николаевич Шеффер
[email protected]

Президент Общества
Русско-Грузинской дружбы
Тамаз Джандиери (справа)
с коллегой

18 Дворянский бал

Слово «бал» пришло в Россию из Европы. Впервые оно появилось в Германии в XV в. и означало «мяч», «шар». Немецкие девушки дарили подругам, вышедшим замуж, по мячику или шарику, набитому пухом или шерстью. Шарик или мяч натыкали на шест и ставили перед домом, а хозяйка обязательно должна была пригласить к себе в гости на танцы. Позже балом стали называть любые вечеринки с танцами.

Во времена Петра I балы называли ассамблеями. Царь начал их устраивать в 1700 г., но эти увеселительные мероприятия прививались плохо, знать старалась под разными предлогами уклониться от участия в них. В 1718 г. Петр I издал специальный указ об ассамблеях, которые устраивались не только для забавы, но и для дела. Сам царь лично назначал, в чьем доме должна быть ассамблея сегодня, а затем это стали определять комендант в Москве и обер–полицмейстер в Петербурге. Прежде чем гости расходились с одной ассамблеи, им объявляли, где будет следующая.

Азартные игры на ассамблеях не разрешались: исключением была игра в шашки и шахматы. Зато готовили трубки, табак и лучинки для их раскуривания. Табак был завезен в Россию именно при Петре I.

Главным увеселением на ассамблеях были танцы. Первое время танцующих было очень мало: танцы были мудреные, надо было то кланяться, то приседать. От танцоров требовалась немалая ловкость, иначе можно было стукнуться, толкнуть человека, оборвать хвост чужого платья и даже упасть. Дамам, затянутым в корсет, в башмаках на высоких каблуках и в напудренных париках, приходилось не легче, чем кавалерам: они были неуклюжи и смешны, неловки, не знали, как стать и сесть в тесных одеждах.

Ассамблея времен Петра I. Гравюра. XVIII в.

Игра в шахматы в XVIII в.

Танцевали только те присутствующие, которые хорошо умели это делать. Остальные сидели «по стенкам» и дичились друг друга. Но иногда участие в танцах решал принять сам Петр I. Тогда в ряды танцующих вставали все, даже дряхлые старики. Царь становился в первой паре. Он приказывал повторять его движения, а Петр слыл знатным танцором. Другие танцоры кряхтели, задыхались и… падали. За это полагалось наказание – кубок вина.

Движения в танце зависели от особенностей костюма. Широкие юбки и высокие каблуки исключали быстрые, стремительные танцевальные шаги – па, однако позволяли принимать различные позы, в которых исполнители на несколько мгновений замирали, образуя изящные картины. Поклоны и реверансы были главными элементами танцев.

На ассамблеях были два рода танцев: церемониальные и английские. Первым танцем был менуэт – утонченный красивый французский танец XVIII в. Он состоял из мелких размеренных шагов и приседаний. Танцевали его парами. Англез – тоже парный танец – представлял собой пантомиму, изображавшую ухаживания кавалера за дамой. Дама медленно и кокетливо «убегала» в танце, а кавалер ее «догонял». Аллеманд – еще один танец петровской ассамблеи. Дамы становились по одну сторону, кавалеры – по другую. Под музыку марша дамы делали реверансы и круги. Постоянные верчения дамы были основой танца. Постепенно танец становился все более оживленным, и пары начинали выполнять придуманные ими фигуры.

Сначала на ассамблеях можно было услышать только духовые и ударные инструменты: трубы, фаготы и литавры, а в 1721 г. герцог Голштинский привез с собой в Россию струнный оркестр.

По окончании танцев у небогатых хозяев подавали холодные закуски, у знатных накрывали ужин. Дамы и кавалеры сидели за столом вперемежку. Петровские ассамблеи отличались попойками, грубостью нравов и вместе с тем стремлением молодежи к галантности. В танцах было много учтивости и уважения к дамам. Окончив танец, кавалер обязан был отдать почтительный поклон даме и поцеловать у нее руку. Балы способствовали смягчению нравов, порождали новые чувства и настроения. Постепенно дворяне обучались манерам и модным танцам, и петровские ассамблеи стали уже в радость.

Екатерина II. Гравюра. XVIII в.

Здание Благородного собрания в Москве. Литография. 1840–е гг.

При дворах императриц Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны балы продолжались. Они стали очень роскошными. В царствование императрицы Екатерины II балы начинались 24 ноября, в день именин императрицы, и заканчивались 21 апреля, если это был не постный день. На бал съезжались к шести часам вечера и в двенадцать ночи разъезжались по домам. При Екатерине II были открыты первые дворянские собрания. На бале в зале Благородного собрания два раза в неделю бывало до 5 тыс. народа. Как раз к зиме из провинций в Москву съезжалось все русское дворянство.

В середине XVIII в. западные забавы и развлечения начинают проникать и в провинцию, в дворянские усадьбы. Поначалу танцы были грубы и тяжеловесны. Но скоро дворяне освоили менуэт и другие заморские танцы и стали искусными танцорами.

Дорожные сани второй половины XVIII в.

На балы ездили в каретах. При Петре I в России было еще совсем мало карет, их привозили из–за границы. При Анне Иоанновне и Елизавете Петровне мода на кареты усиливается. В царствование Анны Иоанновны число карет доходило до 100. Они были бархатными, с золочеными колесами и корпусом. Сбруя для лошадей изготавливалась из мягкой красной кожи – сафьяна.

Но более всего карет было в царствование Екатерины II. При Екатерине даже были изданы указы, как, кому и в каких каретах ездить, сколько запрягать лошадей, с тем чтобы ограничить стремление вельмож к роскоши. В то время в моде были высокие кареты со стеклами. Мода на кареты не угасла при Александре I и других русских императорах XIX в.

Дом, где проходил бал, был ярко освещен, особенно подъезд, куда заходили гости. Празднично одетые лакеи встречали кареты, из которых выходили мужчины во фраках, мундирах, при звездах и лентах, женщины в мехах. Вот как описывает это А. С. Пушкин:

Перед померкшими домами

Вдоль сонной улицы рядами

Двойные фонари карет

Веселый изливают свет…

Вот наш герой подъехал к сеням;

Швейцара мимо он стрелой

Взлетел по мраморным ступеням,

Расправил волоса рукой, Вошел.

Полна народу зала;

Музыка уж греметь устала;

Толпа мазуркой занята;

Кругом и шум, и теснота…

Балы проходили в огромных великолепных залах, окруженных с трех сторон колоннами. Зал освещался множеством восковых свечей в хрустальных люстрах и медных стенных подсвечниках. Музыканты размещались у передней стены на длинных, установленных амфитеатром скамейках. В середине зала непрерывно танцевали, а на возвышениях по двум сторонам залы у стен стояло множество раскрытых ломберных столов, на которых лежали колоды нераспечатанных карт. Здесь играли, сплетничали и философствовали. Бал для дворян был местом отдыха и общения. Протанцевав минут пять, старики принимались за карты.

Балы проводились по определенной, утвердившейся в дворянском обществе программе. Поскольку тон балу задавали танцы, то они и были стержнем программы вечера. В конце XVIII – начале XIX в. было принято открывать бал польским танцем, или полонезом. За ним следовал вальс. Кульминацией бала была мазурка, а завершал его котильон. Кавалеры на балах заранее приглашали дам на все танцы. Дамы вместе с веером носили на запястье специальную книжечку, в которую заносили имена кавалеров, пригласивших их на определенный танец.

Танцевальная зала. Литография. 1830–е гг.

Полонез, которым начинался бал, вошел в моду в начале 90–х гг. XVIII в., при Екатерине II. Длился он 30 минут. Все присутствующие должны были принять в нем участие. Его можно назвать торжественным шествием, во время которого дамы встречали кавалеров. Иностранцы называли этот танец «ходячий разговор».

Вторым танцем был вальс, о котором А. С. Пушкин писал:

Однообразный и безумный,

Как вихорь жизни молодой,

Кружится вальса вихорь шумный;

Чета мелькает за четой.

Танец этот действительно немного однообразный, так как состоит из одних и тех же постоянно повторяющихся движений. Но вместе с тем вальс – танец романтический и безумный: партнер обхватывает даму за талию и кружит ее по залу. Только русские танцевали на балах «летучие, почти воздушные вальсы».

Бал. Иллюстрация В. А. Свитальского к «Евгению Онегину» А. С. Пушкина. 1935 г.

Бал у княгини М. Ф. Барятинской. Художник Г. Г. Гагарин. 1830–е гг.

Мазурка – это середина бала. Она «приехала» в Россию из Парижа в 1810 г. Дама в мазурке идет плавно, грациозно, изящно скользит и бегает по паркету. Партнер в этом танце проявляет активность, делает прыжки – антраша, во время которых в воздухе он должен ударить ногой об ногу три раза. Умелое пристукивание каблуками придавало мазурке неповторимость и шик. В 20–е гг. XIX в. мазурку стали танцевать спокойнее, и не только потому, что от нее страдал паркет. Вот что об этом писал А. С. Пушкин:

Мазурка раздалась. Бывало,

Когда гремел мазурки гром,

В огромной зале всё дрожало,

Паркет трещал под каблуком,

Тряслися, дребезжали рамы;

Теперь не то: и мы, как дамы,

Скользим по лаковым доскам.

Дама в наряде первой трети XIX в.

Мазурку танцевали в четыре пары. При ее исполнении допускались разговоры.

Каждый новый танец на балу все меньше напоминал торжественный балет, все больше было в нем танцевальной игры, свободы движений. В конце бала исполняли французский танец котильон. Он представлял собой танец–игру, шаловливую и непринужденную. Кавалеры в этом танце становятся на колени перед дамой, отскакивают от нее, перепрыгивают через платок или карту.

На балах кроме основных были и другие старинные танцы – гавоты, кадрили, польки. Все зависело от моды и вкусов устроителей балов.

Около девяти часов вечера на балу в частном доме накрывали ужин. Подавали персики и ананасы из своих оранжерей, шампанское и сухое вино своего же приготовления. Хозяин не садился за стол и заботился о гостях. Ужин заканчивался в 11–м часу, после чего играли русскую и гости пускались в пляс. Когда по знаку хозяина музыка прекращалась, все разъезжались по домам. Хозяин целовал ручки дамам, обнимал знакомых, трепал их по плечу. Улица заполнялась экипажами.

Балы были настолько важной частью дворянской жизни, что весь остальной досуг был подчинен подготовке к ним. В дворянских домах ни на минуту не умолкало звучание клавикордов, пение и танцевальные уроки. В конце XVIII в. появился клавесин – дедушка нынешнего фортепьяно. Музыка и танцы были частью дворянского образования.

Танцы осваивали с раннего детства – с пяти–шести лет. Обучение танцам напоминало тренировку спортсмена. Оно воспитывало ловкость, уверенность в движениях, непринужденность поз. Ноги танцующих независимо от их волнения делали свое дело. Танцы придавали манерам дворянина величавость, грацию, изящество – качества, которые, как говорится, были у него в крови, воспитывались с детства. Промах в танцах на балу мог стоить карьеры. Было очень постыдным сбиться в танце с такта.

Званый вечер в XVIII в.

Балы позволяли дворянским детям усваивать азы хороших манер и светских приличий. Именно в XVIII в. появляются книги о том, как следует вести себя в обществе. Одна из них, изданная при Елизавете Петровне, учила, что «большая вежливость – это учтивый обман», «истинное учтивство – это одолжение», «притворное лукавство – это обхождение», «всякое излишнее вредно, а наипаче в обхождении».

Дворянский бал был школой общения. На балу влюблялись, выбирали невесту или жениха. Именно поэтому балы имели такую долгую историю. В наше время история балов возобновляется.

Вопросы и задания

1. Каково происхождение слова «бал» и самого мероприятия?

2. Чем различались балы при Петре I и Екатерине II? Какие танцы исполнялись на ассамблеях?

3. Составьте программу бала конца XVIII – начала XIX в. Опишите подробно этот бал.

4. Перепишите, вставьте пропущенные буквы и объясните слова:

асс–мблея

к–тильон

п–л–нез

к–в–лер

кл–весин

5. Нарисуйте бальный наряд дамы и кавалера первой четверти XVIII в.; второй половины XVIII в.; первой четверти XIX в.; конца XIX в.

6. О каких этапах бала говорится в этих отрывках? –

Ее привозят и в Собранье.

Там теснота, волненье, жар,

Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар,

Красавиц легкие уборы,

Людьми пестреющие хоры,

Невест обширный полукруг,

Всё чувства поражает вдруг.

А. С. Пушкин. Евгений Онегин

Открылся бал. Кружась, летели

Четы младые за четой,

Одежды роскошью блестели,

А лица – свежей красотой.

Стоял я долго. Зал гремел…

Вдруг без размера полетел

За звуком звук. Я оглянулся,

Вперил глаза, весь содрогнулся,

Мороз по телу пробежал.

Свет меркнул… Весь огромный зал

Был полон остовов… Четами

Сплетясь, толпясь, друг друга мча,

Обнявшись желтыми костями,

Кружася, по полу стуча,

Они зал быстро облетали.

А. И. Одоевский. Бал

Глухая полночь. Строем длинным,

Осеребренные луной,

Стоят кареты на Тверской

Пред домом пышным и

старинным.

Пылает тысячью огней

Обширный зал, с высоких хоров

Ревут смычки, толпа гостей,

Гул танца с гулом разговоров.

В роскошных перьях и цветах,

С улыбкой мертвой на устах,

Обыкновенной рамой бала

Старушки светские сидят

И на блестящий вихорь зала

С тупым вниманием глядят.

Кружатся дамы молодые,

Не чувствуют себя самих,

Драгими камнями на них

Горят уборы головные,

По их плечам полунагим

Златые локоны летают,

Одежды легкие, как дым,

Их легкий стан обозначают.

Вокруг пленительных харит

И суетится, и кипит

Толпа поклонников ревнивых,

Толкует, ловит каждый взгляд:

Шутя несчастных и счастливых

Вертушки милые творят.

В движенье все. Горя добиться

Вниманья лестного красы,

Гусар крутит свои усы,

Писатель чопорно острится,

И оба правы: говорят,

Что в то же время можно дамам,

Меняя слева взгляд на взгляд,

Смеяться справа эпиграммам.

Меж тем и в лентах и в звездах,

Порою с картами в руках,

Выходят важные бояры,

Встав из–за ломберных столов,

Взглянуть на мчащиеся пары

Под гул порывистый смычков.

Е. А. Баратынский. Бал

7. Прочтите стихотворение В. Филимонова «Москва» и подумайте, почему дворяне так восхищались балами.

Вот всей Москвы зимой по

вторникам свиданье:

Наш Русский дом, Дворянское

собранье.

Блаженство, рай годов былых.

О зала дивная, единственная

Как сладкий сон мы помним их,

На зеркальном твоем паркете

И тихий экосез, и быстролетный

Ссоры