Педагогическая техника в педагогической деятельности. Индивидуальная педагогическая техника учителя

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА

Понятие о педагогической технике. Структура педагогической тех­ ники. - Внешний вид педагога. - Культура и техника речи. - Техника педагогического общения. - Культура и техника движений педагога. - Психотехника.

Понятие о педагогической технике. Структура педагогической техники

Как отмечалось выше, педагогическая техника является компонентом педагогического мастерства. Уместно ли говорить о технике, когда речь идет о воспитании, формировании, при­косновении к личности ребенка, т.е. о процессе, который про­текает по-разному, в зависимости от индивидуальности челове­ка и условий его жизнедеятельности? Однако А.С.Макаренко говорил, что в педагогической деятельности для него «стали решающими такие «мелочи»: как стоять, как сидеть, как под­няться со стула, из-за стола, как повысить голос, усмехнуться, как посмотреть». «Воспитывает все, - писал он, - люди, вещи, явления, но, прежде всего, и дольше всего - люди». Из них на первом месте - родители и педагоги». Для обозначения умения педагога владеть приемами организации своего поведения и влияния на учащихся, АС.Макаренко ввел понятие «педагоги­ческая техника», которое напоминает педагогу о необходимо­сти беспокоиться о форме проявления своих намерений, своего духовного потенциала.

Значительный вклад в развитие как педагогического мас­терства, так и непосредственно педагогической техники, вне­сли ученые-педагоги Ю.ПАзаров, В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик, Л.И.РувинсКИЙ, М.М.Яковлев и др. Так, В.Н.Гринева считает, что педагогическая техника - это совокупность умений и осо­бенностей поведения учителя, которые позволяют сформиро­вать его педагогическую культуру, позволяющую адекватно влиять на учащихся с целью формирования его как разносто­ронне развитой личности благодаря целесообразно выбранным методам и формам деятельности в соответствии с особенностя­ми конкретных объективных и субъективных условий.

В современной «Педагогической энциклопедии» понятие педагогическая техника» трактуется как комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эф­фективно применять на практике избираемые им методы педа-тгического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом. С точки зрения И.А.Зязюна педагогическая техника представляет собой совокупность про­фессиональных умений, способствующих гармонии внутрен­него содержания деятельности учителя и внешнего его прояв­не и ия. Исходя из этого, индивидуальная педагогическая тех­ника определяет различие методики преподавания учителей.

Что же составляет суть педагогической техники, какие ком­поненты входят в ее состав? Одним из первых попытку выделить компоненты педагогической техники осуществил А.СМакаренко. Обобщая его опыт и опыт других педагогов, В.Н.Гринева выделяет такие компоненты педагогической техники:

    Умение одеваться, следить за своей внешностью.

    Культура речи: направленность, логическая грамотность, темп и ритм, интонация, дикция, дыхание.

    Умение владеть своим телом: ходить, сидеть стоять.

    Умение владеть жестами и мимикой.

    Умения психотехники: понимание своего психического состояния, умение управлять им; понимание психическо­го состояния воспитанника и адекватно влиять на него; умение выбирать темп и ритм в работе.

    Умение педагогического общения (см. рис.6).

ЭЛЕМЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ

Умение следить за внешностью

Психотехника

Культура речи

Управление общением

Владение телом, мимикой и пантамимикой

Если внимательно проанализировать их, можно выделить две гр уппы составляющих.

Первая г руппа связана с умением руководить своим поведением,

втор ая - с умением повлиять на личность и коллектив.

Практика показывает, что в процессе профессиональной деятельности как молодые педагоги, так и более опытные допускают ряд ошибок в педагогической технике , которые, в ко­нечном итоге, снижают эффективность учебно-воспитательного процесса. К наиболее типичным из них И.А.Зязюн относит:

    неумение поговорить с учащимся, его родителями;

    неумение сдержать или, наоборот, проявить гнев;

    неумение преодолеть неуверенность;

    неумение принять соответствующую позу, подобрать необходимый жест;

    недостатки речи: монотонность, бесцветность, невыра­зительность, плохая дикция и т.п.

К методам формирования педагогической техники относят:

    систему тренировочных упражнений по формированию определенных умений и навыков (психофизиологический тренинг);

    систему определенных правил и требований к будущей профессиональной деятельности; педагогический ролевой тренинг (включение в ситуации, моделирующие профессиональную деятельность) и совер­шенствование профессиональных качеств и особенностей, обеспечивающих повышение уровня педагогической техни­ки. Таким образом, каждый педагог должен овладеть педагоги­ческой техникой, знать ее компоненты, обеспечивающие ус­пешность его деятельности. Рассмотрим более подробно ос­новные компоненты педагогической техники.

Внешний вид педагога

Плохо как излишнее внимание к своей внешности, так и небрежное отношение к ней. Желательно, чтобы во внешности учителя не было элементов, отвлекающих внимание учащихся, мешающих им сосредоточиться. Но поскольку учитель являет­ся примером для детей во всем, и в одежде тоже, он обязан сле­дить за модой, одеваться элегантно, но скромно. Костюм не должен мешать выполнению педагогических операций: рабо­тать с аппаратурой и приборами, писать на доске, склоняться к учащимся, садиться и т.п. Одежда должна гармонировать с фи­гурой, обликом педагога, быть красивой и опрятной. Элегант­но, красиво одетый учитель вызывает положительные эмоции учащихся, поднимает их настроение, побуждает следить за со­бой, воспитывает их вкус. Все в облике учителя - и прическа, и костюм, и косметика, и духи - должно быть подчинено воспи­танию детей.

Учитель должен работать над своей внешностью до тех нор, пока не появится привычка всегда хорошо выглядеть, иметь свой стиль, образ, который включает не только внешний вид (одежда, украшения, прическа, макияж), но и умения поль­зоваться парфюмерией, говорить, двигаться, стоять и ходить.

Весь облик учителя должен гармонично дополнять его профессиональную деятельность, его индивидуальность, помо­гать в воспитании детей. «Я должен быть эстетически вырази­тельным, поэтому я ни разу не вышел в нечищеных ботинках или без галстука... Я не допускал к уроку учителя, который был одет неопрятно. Поэтому у нас вошло в привычку, ходить і о работу в лучшем костюме. И я сам ходил на работу в лучшем своем костюме, который у меня был»

Требования и правила к внешнему виду учителя:

    Выделяйте время для ухода за одеждой и внешностью.

    Следите за литературой по этикету, тенденциями моды.

    Выходя из дома, проверьте свой внешний вид.

    Одевая новый костюм, проверьте, удобно ли будет рабо­тать в нем.

    По пути на работу старайтесь не запачкаться.

    Придя в учебное заведение, прежде всего, проверьте свой внешний вид: костюм, прическу, обувь и пр.

    Перед каждым занятием проверяйте свой внешний вид.

    Анализируйте с педагогических позиций одежду, внеш­ний вид разных людей, коллег, прохожих, актеров, дикто­ров.

    Наблюдайте, как ваши коллеги реагируют на ваш внешний вид.

10. Главное во внешнем виде - опрятность и чистота, эле­ гантность и чувство меры.

Учитель должен уметь красиво одеваться, учитывая тен­денции современной моды, но при этом избегать крайностей. Обувь также должна быть удобной, элегантной и, конечно, чистой. Не стоит забывать, что учитель большую часть времени проводит на ногах и должен чувствовать себя в обуви ком­фортно.

Прическа должна быть к лицу, аккуратной, волосы обяза­тельно чистыми. В пользовании косметикой необходимо со­блюдать меру, подчеркивать достоинства лица и скрывать его недостатки. При выборе украшений следует учитывать, что они являются лишь дополнением к костюму и не должны иг­рать доминирующую роль.

Однако ни костюм, ни прическа, ни украшения не заменят хорошего настроения учителя, его доброжелательности, которые должны отражаться на лице, в походке, движениях, над чем тоже необходимо работать. Хмурое, злое выражение лица не поправить никакими внешними атрибутами. Главное в об­лике учителя - его настроение.

Необходимо отметить важность правильной осанки и походки учителя. В.Н.Гринева советует для этого: максимально развернуть плечи, чтобы они «смотрели» точно в бок и лопатки на спине почти сходились. Выровнять тело, «подтянуть» голову назад и верх, слегка втянуть подбородок, чтобы при взгляде в профиль шея и голова продолжали тело, а не выдавались впе­ред. Потом нужно подтянуть живот и таз. Пятки вместе, носки слегка врозь, руки свободно расположены вдоль тела, пальцы расслаблены.

Правильная осанка - основа для правильной походки. Оп­ределяем ширину своего шага, усваиваем правильную постановку стопы. Ставим обе ступни на одну линию так, чтобы пятка одной ступни касалась носка другой. Центр тяжести держать так, чтобы стоять на обеих ногах одновременно. Те­перь разведем ноги в стороны. Это и есть ширина нашего шага. Из этого положения начинаем спокойно двигаться вперед, из­редка проверяя ширину шага (сводя носки на одну линию). И помнить нужно о том, что пятки находятся на одной линии, носки разведены, ширина шага соблюдается постоянно.

Культура и техника речи

Учение о речевой культуре зародилось еще в Древней Гре­ции и Древнем Риме, где в обществе чрезвычайно высоко це­нилось ораторское искусство. Примером тому могут служить вошедшие в мировую истории выступления Цицерона, Сенеки а также наследие по обучению риторике Квинтилиана и др. Устная речь, как основное средство педагогической деятельно­сти, является важнейшим элементом мастерства. Словарный запас современного взрослого человека должен составлять 10-12 тыс. единиц.

Яркость и выразительность, точность и ясность - таким должен быть язык учителя для обеспечения внимания со сто­роны учащихся (Я.А.Коменский). Дети стремятся подражать учителю, а всегда ли его речь достойна подражания? Н.А.Сухомлинский говорил, что искусство воспитания это, прежде всего искусство владения еловой. Работа педагога над своей речью требует значительных усилий. Ведь очень часто подготовка сводится к усвоению теоретических сведений и ме­тодики, а в овладении педагогической техникой речи возника-ют проблемы. Поэтому свою задачу видим в том, чтобы дать элементы культуры и техники речи, а также ряд тренировоч­ных упражнений, которые помогут студентам в овладении этим важнейшим компонентом педагогической техники.

Культура речи - это речевое мастерство, умение выбрать стилистически уместный вариант, выразительно и доходчиво изложить мысль. Педагог должен владеть правилами произно­шения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.п. Куль­тура речи - основа общей педагогической культуры. Ведь от уровня речевой культуры, характера речевого общения зависят и эмоционально-психологический фон занятия, и микрокли­мат в группе (В.Н.Гринева).

Речь - могучее средство формирования личности. Речь педагога, как и любого культурного человека, должна отвечать следующими требованиям:

    правильность: соответствие нормам ударения и грамматики;

    точность: соответствие мыслям говорящего и правильность отбора языковых средств выражения содержания мысли;

    ясность: доходчивость и доступность для собеседников;

    простота, доступность и краткость: употребление простых, неусложненных фраз и предложений, наиболее легких для восприятия учащимися;

    логичность: построение композиции рассуждения так, чтобы все части его содержания последовательно следовали друг за другом, были взаимосвязаны и вели к его конечной цели;

    выразительность: исключение из речи штампов и шаблонных словосочетаний, умелое использование фразеологических оборотов, пословиц, поговорок, крылатых выражений, афо­ризмов;

    богатство и разнообразие по лексико-словарному составу: боль­шой словарный запас и способность употреблять одно слово в нескольких значениях;

    уместность выражений: употребление наиболее подходящих для данного случая стилистически оправданного языкового средства с учетом состава слушателей, темы диалога и его со­держания, решаемых задач;

    языковая и речевая стилистика;

    обращенность учителя к ученику.

Несоблюдение этих требований в процессе общения обычно ведет к снижению его эффективности. Так, паузы, неумением правильно распределять дыхание, случайные логические ударения, многоударность, неверные интона­ции приводят к тому, что смысл сказанного учителем понима­ется неверно, либо не понимается совсем. Например, рассмот­рим предложение: «Завтра, в субботу, занятий на I курсе не бу­дет». Если сделать ударение на «I курсе», то мы обращаем вни­мание на то, что занятий не будет только на I курсе. Если хотим подчеркнуть, что занятий не будет «завтра» или «в субботу», то делаем ударение на этих словах и т.д. Всего в этом предложе­нии может быть четыре варианта логического ударения. (.)шибкой будет голосовой нажим на ударном слове. Выделить нужное слово можно паузой между словами, изменив ритм фразы и пр.

Речь без логических ударений воспринимается трудно, но іще труднее воспринимать речь, в которой подчеркивается ка­ждое слово. Изменение логического ударения ведет к измене­нию смысла. Например:

Я сегодня хорошо провел время. Я сегодня хорошо провел время. Я сегодня хорошо провел время. Я сегодня хорошо провел время.

Для облегчения правильного построения устной речи, как учителю, так и учащимся, ознакомимся с логическими правилами устной речи:

1. Если во фразе есть противопоставление, то выделяются оба противопоставляемых слова.

2. При сочетании двух существительных выделяется то, которое стоит в родительном падеже.

    Всегда выделяются однородные члены предложения.

Прилагательное обычно не принимает на себя ударения. Определение как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется. Если же нужно подчеркнуть именно определение, следует прибегнуть к инвер­сии - изменению принятого в грамматике порядка слов.

    Если к слову относится несколько определений, то они выделяются все, кроме последнего, которое сливается с определяемым словом.

    При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения. При этом необходимо следить, что­бы ударение не падало на вспомогательные слова.

    Частицы «не» и «ни» интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся, причем уда­рение падает на само слово: «ни тебе, ни мне», «как ни старайся, ничего у тебя не выйдет».

У неопытного педагога речь часто перегружена логически­ми ударениями, т.к. все в ней кажется ему важным. Иногда ударения расставлены верно, а смысл сказанного непонятен, т.к. фраза звучит в едином речевом потоке, что на слух плохо воспринимается. Поможет здесь смысловая группировка слов вокруг логических центров с тем, чтобы ученики воспринима­ли не отдельные слова, а смысловые блоки, называемые речевы­ми тактами.

Речевой такт объединяет слово или группу слов, тесно свя­занных между собой по смыслу и произносимых как единое це­лое с логическим ударением на одном из слов. Подлежащее и сказуемое отделяются паузой и должны находиться в разных речевых тактах. Паузы, отделяющие один речевой такт от дру­гого, называются логическими паузами. Подготовка к занятию должна включать разбивку текста на речевые такты, постанов­ку логических ударений и пауз, а в итоге - построение логиче­ской перспективы речи. Это поможет учащимся понять смысл сказанного учителем.

С.С.Сперанский говорил, что необходимо соблюдать два правила расположения мыслей:

1. Все мысли должны быть связаны между собой, и каждая последующая мысль содержать зачатки предыдущей.

2. Все мысли должны быть подчинены главной. Точность и выразительность речи достигается употребле­нием синонимов, т.е. слов близких по смыслу, но отличающихся различными оттенками (например: хохот-смех, плач-рев, сме­лый-храбрый, учителъ-педагог-воспитатель и т.п.); паронимов близких по звучанию, но различных по смыслу (например, усвоить-освоить, абонент-абонемент и т.п.).

Качество речи снижает тавтология - повторение одного и того же разными словами: «бегать бегом» «играть в игру», «па­мятные сувениры» и т.п.

Большое значение для устной речи имеет интонация, кото­рая бывает двух видов: логическая и эмоционально-эспрессивная. Цель первой - подчеркнуть смысловую нагруз­ку отдельных слов, выражений, второй - помочь учителю пере­дать свои чувства, отношение к сказанному.

В кругу общения специалистов в области физической культуры и спорта в их устной и письменной речи распространены жаргонные слова и выражения. Например, «сделать соперни­ка», т.е. победить, «подвесить» - устроить на работу и т.п. Изъ­яны речи, небрежность в произношении, неправильные ударе­ния отвлекают учащихся от содержания, т.к. они невольно об­ращают на это внимание, отвлекаясь от главного.

Сила воздействия слова педагога связана с уместностью ре­чи, т.е. соответствием средств языка составу слушателей, теме разговора, его содержанию и решаемым учебно-воспитатель­ным задачам. Ведь один и тот же текст может быть доступным старшеклассникам и не доступным для младших школьников. По-разному реагируют на замечания тренера и дети, обла­дающие различным характером, темпераментом, психически­ми процессами. С первых дней работы тренер должен внима­тельно изучать все особенности ребенка с целью последующего продуктивного общения с ним.

Исследования показали, что монотонный голос при изло­жении материала снижает его восприятие на 35-55%. Важно придать оттенок речи при одобрении или порицании поступ­ков учащихся. Следует отметить, повышение и понижение голоса помогает удержать инициативу в общении. Обычно разговоp ведется спокойно, без повышения голоса, но в случае на­рушений дисциплины, режима, проявлений эгоизма, «звездной болезни» в голосе педагога должны звучать оттенки возмуще­ния, негодования. Однако никогда не следует употреблять ос­корбительных слов и выражений, а тем более не высмеивать недостатки, которые ребенок не в состоянии исправить.

В условиях спортивной деятельности необходимо учиты­вать состояние спортсмена, его переживания. На соревновани­ях тренер своей речью должен помочь ему преодолеть нервоз­ность/тревожность, неуверенность, т.е. его голос должен быть уверенным, исключающим возможность поражения.

Культура речи педагога самым тесным образом связана с его двигательными умениями. Показ упражнения не должен нарушать плавность и выразительность речи.

Хорошо, когда педагог свои переживания, эмоции, чувства подкрепляет выразительной речью, насыщенной различными интонациями, что способствует развитию адекватных проявле­ний у детей.

Для становления речевой культуры учителя большое зна­чение приобретает знание и владение разными речевыми сти­лями - бытовым, деловым, научным, художественным (В.Н.Гринева). В зависимости от аудитории, с которой общает­ся, учитель должен выбрать и соответствующий стиль речи для обеспечения эффективного общения. Достигается это знанием языка и наличием речевых навыков, которые формируются в речевой деятельности, с опытом. Безусловно, речевая культура непосредственно зависит от языковой среды: чем выше уровень речевой культуры населения, тем большее влияние он оказыва­ет на воспитание и формирование личности.

К сожалению, многие педагоги не владеют основами рече­вой деятельности, техникой речи: не знают анатомо-физиологических, психологических и грамматических основ речевой деятельности; не умеют правильно дышать; имеют не­выразительный голосовой аппарат; у них отсутствует чувство темпа речи; они посредственно владеют дикцией, основами ло­гики речи и пр. Невыразительный, тихий голос, отсутствие нужного темпа речи, плохая дикция ведут к непониманию и потере интереса учащихся к занятию. Такой учитель не спосо­бен зажечь учащихся, вдохновить их, пробудить интерес в обу­чении. И, наоборот, развитое речевое дыхание, совершенная дикция, поставленный голос придают слову педагога выразительность, которая позволяет передавать в речи богатство мыслей и чувств. Поэтому овладение техникой речи является одной из главных задач педагогической техники в целом.

Что же такое речевая техника? Это совокупность фонационного (речевого) дыхания, речевого голоса и дикции, дове­денных до степени автоматизированных навыков и позволяющих,| эффективно осуществлять речевое воздействие (I". II Чихаев) (Рис.7).

Рис.7. Структура техники речи (по В.П.Чихаеву)

Дыхание, связанное с образованием звуков, является фона­ционным дыханием. При таком дыхании вдох значительно ко­роче выдоха. Наиболее целесообразным с точки зрения гигиенистов-физиологов для учителя является смешанный тип дыхания, вырабатываемый трени­ровкой.

Важной особенностью регуляции дыхания у человека является его способность произвольно менять темп, ритм, амплитуду дыхательных движений. Это особенно важно для учителей физической культуры и тренеров, т.к. их профессиональная деятельность связана с необходимостью сочетания слова и показа физических упражнений, т.е. речедвигательной деятельностью, подсчетом по ходу выполнения упражнений, требующего навыков дыхания. Поэтому им необходимо регулярно заниматься дыхательной гимнастикой, т.к. правиль­но поставленное дыхание - это часть голоса, условие успешной деятельности. Некоторые упражнения по выработке фонаци­онного дыхания даны в материалах для индивидуальной работы.

Речевой голос. Основная роль в технике речи принадлежит голосу учителя - основному его инструменту. Будущему учителю, не полагаясь на природные данные, необходимо работать над техникой речи, соблюдая следующие требования к го­лосу:

    Учитель должен владеть техникой изменения тонально­сти в зависимости от специфики учебно-воспитательных задач и индивидуальных особенностей учащихся.

Постановка речевого голоса должна начинаться со снятия мышечного напряжения в области шеи и плечевого пояса, ос­вобождения фонационных путей. Затем следует развитие ди­намического диапазона голоса. Бедность диапазона речи учи­теля проводит к монотонности речи и снижению активности учащихся. Настоящим мастером, по мнению А.С.Макаренко, можно стать тогда, когда научишься произносить одну фразу с 15-20 звуковыми оттенками.

Голос педагога должен отличаться силой, выносливостью и гибкостью. Сила не означает громкость, т.к. громко сказанная фраза без эмоциональной окраски может уйти в никуда, не возыметь действия. Выносливость голоса - такое его состояние, когда при работе (до 6-7 уроков в день) не происходит его ос­лабления или заболевания. Гибкость предполагает широкий диапазон звучания. Все вышеназванные качества голоса нуж­даются в тренировке, соблюдении режима, заключающегося в чередовании речевой деятельности (максимум 4-5 учебных ча­сов) и перерывов в 10-15 мин. Следует избегать холодного воз­духа и воды, алкоголя и курения, т.к. они пагубно влияют на голосовые связки и появляется хрипота, сиплость и т.п. Неже­лательно и нервное напряжение. Известно, что человек, даже при незначигельном волнении иногда «теряет» голос. Поэтому условием хорошего голоса является здоровая нервная система, традиционные закаливающие процедуры, рациональное пита­ние.

Дикция - это умение правильно произносить гласные и со­гласные звуки. Дикционные навыки обусловлены активностью мышц артикуляционного аппарата, развитие которого является условием их формирования. Выработку правильной дикции следует начинать с артикуляционной гимнастики, которая развивает такие органы речи, как губы и язык, делает их, а также нижнюю челюсть, голосовые связки, легкие. Эти упражнения лучше делать перед зеркалом, са­мостоятельно.

Для того чтобы избежать так называемого пестрого голоса, когда гласные звуки звучат у зубов, неба, в гортани, необходи­ма тренировка в произношении каждого звука и их сравнения. Для овладения техникой правильного произношения очень полезно использование скороговорок и специальных упражне­ний

Техника педагогического общения

Оптимальным, с точки зрения педагогики, можно считать такое общение, которое создает наиболее благоприятные условия для развития и формирования учащихся, способствует созданию эмоционального комфорта в коллективе. Как уже отме­чалось, большая роль в общении принадлежит первому впечатлению, поэтому необходимо уметь показать себя с самой лучшей стороны, попытаться увлечь детей своими достоинствами. К первой встрече необходимо подготовиться, ознако­мившись с контингентом учащихся, отзывами о них других учителей (коллег), родителей. Однако иногда такая информация может привести к формированию негативной установки по отношению к некоторым ребятам, что сказывается на последующем отношении к ним. Невольно мы со страхом, недовери­ем смотрим на "плохих" детей, создавая труднопреодолимые барьеры в общении. Идя на урок, учитель должен продумывать все: и внешний вид, и жесты, и мимику, что и как сказать.

Педагогическая техника является компонентом педагогического мастерства. Уместно ли говорить о технике, когда речь идет о воспитании, формировании, прикосновении к личности ребенка, т.е. о процессе, который протекает по-разному, в зависимости от индивидуальности человека и условий его жизнедеятельности? Однако А.С.Макаренко говорил, что в педагогической деятельности для него «стали решающими такие «мелочи»: как стоять, как сидеть, как подняться со стула, из-за стола, как повысить голос, усмехнуться, как посмотреть». «Воспитывает все, - писал он, - люди, вещи, явления, но, прежде всего, и дольше всего - люди». Из них на первом месте - родители и педагоги». Для обозначения умения педагога владеть приемами организации своего поведения и влияния на учащихся, АС.Макаренко ввел понятие «педагогическая техника», которое напоминает педагогу о необходимости беспокоиться о форме проявления своих намерений, своего духовного потенциала.

Значительный вклад в развитие как педагогического мастерства, так и непосредственно педагогической техники, внесли ученые-педагоги Ю.ПАзаров, В.А.Кан-Калик, А.В.Мудрик, Л.И.РувинсКИЙ, М.М.Яковлев и др. Так, В.Н.Гринева считает, что педагогическая техника - это совокупность умений и особенностей поведения учителя, которые позволяют сформировать его педагогическую культуру, позволяющую адекватно влиять на учащихся с целью формирования его как разносторонне развитой личности благодаря целесообразно выбранным методам и формам деятельности в соответствии с особенностями конкретных объективных и субъективных условий.

В современной «Педагогической энциклопедии» понятие педагогическая техника - трактуется как комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике избираемые им методы педагогического воздействия, как на отдельных воспитанников, так и на коллектив в целом. С точки зрения И.А.Зязюна педагогическая техника представляет собой совокупность профессиональных умений, способствующих гармонии внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его проявления. Исходя из этого, индивидуальная педагогическая техника определяет различие методики преподавания учителей.

Что же составляет суть педагогической техники, какие компоненты входят в ее состав? Одним из первых попытку выделить компоненты педагогической техники осуществил А.С.Ма-каренко. Обобщая его опыт и опыт других педагогов, можно выделить такие компоненты педагогической техники:

1. Умение одеваться, следить за своей внешностью.

2. Культура речи: направленность, логическая грамотность, темп и ритм, интонация, дикция, дыхание.



3. Умение владеть своим телом: ходить, сидеть стоять.

4. Умение владеть жестами и мимикой.

5. Умения психотехники: понимание своего психического состояния, умение управлять им; понимание психического состояния воспитанника и адекватно влиять на него; умение выбирать темп и ритм в работе.

6. Умение педагогического общения

Если внимательно проанализировать их, можно выделить две группы составляющих. Первая группа связана с умением руководить своим поведением, вторая - с умением повлиять на личность и коллектив.

Практика показывает, что в процессе профессиональной деятельности как молодые педагоги, так и более опытные допускают ряд ошибок в педагогической технике, которые, в конечном итоге, снижают эффективность учебно-воспитательного процесса. К наиболее типичным из них относят:

неумение поговорить с учащимся, его родителями;

неумение сдержать или, наоборот, проявить гнев;

неумение преодолеть неуверенность;

неумение принять соответствующую позу, подобрать необходимый жест;

недостатки речи: монотонность, бесцветность, невыра­зительность, плохая дикция и т.п.

Например, возьмем начало урока: один учитель врывается в класс и не замечает учащихся, другой не может справиться со своим волнением и начать урок и т.п. Поэтому с целью своего, совершенствования педагог должен иметь в своем арсенале средств, форм и методов работы стандартные средства педагогической техники, которые апробированы и вытекают из педагогического опыта. Это даст возможность педагогу глубже, ярче, талантливее проявить себя и достичь успехов в воспитании. В тоже время «наличие «жестких» схем, моделей ни в коем случае не снимает необходимость размышлять. Но размышление на основе научных знаний и опыта существенно отличается от бесконечных киданий, шараханий, которые являются следствием педагогической беспомощности, а нередко и безграмотности»

К методам формирования педагогической техники относят:

Систему тренировочных упражнений по формированию определенных умений и навыков (психофизиологический тренинг);

Систему определенных правил и требований к будущей профессиональной деятельности;

Педагогический ролевой тренинг (включение в ситуации, моделирующие профессиональную деятельность) и совершенствование профессиональных качеств и особенностей, обеспечивающих повышение уровня педагогической техники. Таким образом, каждый педагог должен овладеть педагогической техникой, знать ее компоненты, обеспечивающие успешность его деятельности. Рассмотрим более подробно ос­новные компоненты педагогической техники.

Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие «педагогическая техника», и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В.А. Кан-Калик, Ю.И. Турчанинова, А.А. Крупенин, И.М. Крохина, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, СВ. Кондратьева и др.).

Что представляет собой педагогическая техника

Педагогическая техника входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона. Т.е. в любом педагогическом процессе, и в том числе имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Воспитатель, воздействуя на воспитанников, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, - распоряжений, требований к воспитанникам, - служат слово, речь, выразительный жест, мимика.
Педагогическая техника - это и есть комплекс умений, который позволяет воспитателю ярко выразить себя и успешно воздействовать на воспитанников, добиться эффективного результата. Это- умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой (выразительными движениями лица и тела) - жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием - чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Психологи это называют социальной перцепцией- она тоже входит в педагогическую технику. Сюда же отнесем способность к перевоплощению, способность к игре, нейролингвистическое программирование (НЛП).
В зависимости от того, в какой мере воспитатель владеет средствами и каналами взаимодействия, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Хорошее владение воспитателем педагогической техникой- условие, необходимое для эффективной его работы. Отмечая роль педагогической техники в работе воспитателя, А.С. Макаренко говорил, что хороший воспитатель умеет разговаривать с ребенком, владеет мимикой, может сдержать свое настроение, умеет «организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым», каждое движение педагога воспитывает. В педагогических вузах обязательно надо преподавать и постановку голоса, и позу, и владение своим лицом. «Все это вопросы воспитательной техники».

Её роль

Какова же роль педагогической техники в педагогической технологии?
Как уже говорилось, педагогическая технология включает целеполагание, диагностику и учебно-воспитательный процесс. В стремлении, направленном на достижение цели, хороших результатов добивается тот воспитатель, который свободно владеет различными приемами педагогической техники, использует юмор, благожелателен и в то же время настойчив в общении с унащимися, обнаруживает находчивость и способность к импровизации. Все это - приемы педагогической техники, которые используются в педагогической технологии.

Связь педагогической техники с актерским мастерством. Щуркова важнейшим слагаемым педагогического мастерства и педагогической технологам считает педагогическую технику: Без педагогической техники нет смысла в педагогической технологии. Без педагогической технологии ненужным приобретением является педагогическая техника.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Лекция № 3 (1 час)

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воспитанник воспринимает вашу душу и ваши мысли не потому, что знает, что у вас на душе происходит, а потому, что видит вас, слушает вас.

АС. Макаренко

Педагогическая техника.

1.Педагогическая техника.

Профессор Н.Е. Щуркова важнейшим слагаемым педагогического мастерства и педагогической технологам считает педагогическую технику: "Без педагогической техники нет смысла в педагогической технологии. Без педагогической технологии ненужным приобретением является педагогическая техника".

В контексте педагогической деятельности педагогическая техника является одной из главных составляющих успешной творческой работы учителя, его мастерства.

Педагогическая техника — совокупность умений и приемов, используемых учителем для наиболее полного достижения целей своей деятельности.

В понятие педагогической техники входят три группы компонентов. Первая группа связана с умением педагога управлять собой, вторая и третья — с умением управлять другими. К первой группе относятся: социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); управление своими эмоциями, настроением (снятие излишнего психологического напряжения, создание творческого самочувствия); владение телом (целесообразность и выразительность мимики и жестов); техника и культура речи (дыхание, постановка голоса, дикция, орфоэпия, логичность и выразительность речи). Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив. Она раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения, К ней относятся дидактические, организаторские, коммуникативные умения, владение временем, умение принимать решения.

Педагогическая техника — это совокупность практических умений, необходимых для организации творческой деятельности учителя-воспитателя, слагаемое педагогического мастерства. Так, учебно-воспитательный проносе характеризуют следующие умения: любовь к детям и умение правильно воспринимать те явления, которые происходят в мире детей и каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях; умение ставить реальные цели и соответственно им организовывать обучение и жизнь детей; требовать и доверять; быстро ориентироваться, и переключать внимание; играть с детьми, оценивать ситуацию с различных сторон; из многообразия педагогических фактов выделить главное, в случайном факте увидеть, существенное; в одной и той же ситуации пользоваться многообразием методов и приемов, точно передавать свое настроение, чувства и мысли словом, мимикой, движениями; умение взаимодействовать.

Связь педагогической техники с актерским мастерством.

Для педагогической деятельности важны не только разнообразные способности и умения, но и знания системы К.С.Станиславского в целом, поскольку она помогает понять сущность воспитательного взаимодействия, при-. роду творческого воздействия на отдельного человека группу людей, объясняет творческое самочувствие личности и пути управления им, помогает человеку в самовыражении и развитии. В частности, концепция системы K .С. Станиславского указывает на необходимость тренировки воображения, внимания, умения владеть своим телом, техникой речи и др.

Воображение. Актеру воображение требуется для того, чтобы уметь представить себя в обстоятельствах, предложенных автором, вообразить себя человеком, возможно, живущим в другом веке, с другими чертами характера, судьбой, с совершенно отличной от его собственной.

А для чего воображение необходимо педагогу? Воображение поможет создать нечто новое, свое: придумать урок и надолго сохранить его свежесть, суметь заинтересовать учеников, побудить их к активному действию. Богатое воображение поможет понять ученика, адекватно воспринять его мысли, чувства, переживания, эмоционально идентифицировать себя с ребенком, прогнозировать результаты той или иной ситуации и найти наилучш ee решение.

Внимание. Хорошо развитое внимание позволяет актеру быть сосредоточенным, достоверным, свободным.

Педагогическое внимание сродни вниманию артиста: оно помогает улавливать тончайшие нюансы окружающей действительности. Педагог по мельчайшим признакам способен предугадать педагогическую ситуацию и возможность возникновения трудностей у своего ученика. Педагогическое внимание потребуется и для того, чтобы уметь управлять аудиторией. При нетренированном внимании, как правило, возникают растерянность, беспомощность, зажатость. В таком состоянии трудно рассчитывать на творческий подход к делу.

Умение владеть своим телом, целесообразность и выразительность пластики. Для педагога, как и для актера, крайне необходимо научиться владеть своим телом, своими мышцами. "Вы не сможете себе представить, - писал К.С.Станиславский, — каким злом для творческого процесса являются мышечная судорога и телесные зажимы. Когда они создаются в голосовом органе, люди с прекрасным от рождения звуком начинают сипеть, хрипеть и доходят до потери способности говорить. Когда зажим утверждается в ногах, актер ходит точно парализованный; когда зажимы в руках — руки коченеют, превращаются в палки и поднимаются точно шлагбаумы. Такие же зажимы, со всеми их последствиями, бывают в спинном хребте, в шее, плечах. Они в каждом случае по-своему уродуют артиста и мешают ему играть. Но хуже всего, когда зажим утверждается в лице и искривляет его, парализует или заставляет поменять мимику. Тогда глаза выпучиваются, судорога мышц придает неприятное выражение лицу, не соответствующее тому чувству, какое переживает артист. Зажим может появиться в процессе дыхания, нарушить правильность этого процесса и вызвать одышку". Способность снять напряжение освобождает от многих проблем в общении. Для педагога это также первостепенная способность.

Техника и культура речи. Одним из важнейших умений в технике речи является правильность дыхания. В первую очередь учителю необходимо освоить фонационное дыхание. Дыхание является физиологической основой речеголосового звучания. Это один из самых важных элементов искусства. От него зависят красота, сила, легкость голоса, мелодичность речи. Умелое пользование дыханием обогащает голос, благотворно действует на здоровье, неумелое может лишить речь яркости, силы, вызвать голосовые заболевания.

Качество речи, неотъемлемое для людей "речевых профессий", каковой является и профессия педагога, это хорошая дикция. Хорошая дикция означает четкость, ясность произношения слов и фраз, безукоризненность произношения каждого гласного и согласного. Чистота дикции помогает говорящему точно и выразительно доносить свои мысли до слушателей. Невнятность дикции, присутствие какого-либо недостатка отвлекает обучаемых от содержания. Залогом успеха является четкая артикуляция, для выработки которой существует гимнастика губ и языка. Работа над дикцией и дыханием является, по существу, началом речевой постановки голоса. "Поставить голос" — это значит развить, обогатить природные данные, сделать "их пригодными для профессионального звучания. Педагог должен всю жизнь укреплять и развивать свой голос. Без "голоса" — вынужден будет поменять профессию.

Произносительные нормы современного русского языка устанавливает особый раздел лингвистики — орфоэпия. Слово "орфоэпия" по происхождению греческое и означает "правильная речь". Орфоэпические нормы, то есть нормы литературного произношения, складывались исторически вместе со становлением и развитием русского языка. В разделе "Орфоэпия" мы касаемся современных норм литературного произношения, которые являются обязательными для культурных людей.

Культура речи — это степень соответствия речи нормам литературного языка. Культура речи учителя является компонентом общей культуры человека и педагогического мастерства. Учитель должен соблюдать следующие требования к речи: правильность и точность, логичностно и краткость, живость и выразительность.

Вторая и третья группы умений педагогической техники подробно раскрываются в главах 4, 5 — "Технология педагогического взаимодействия" и "Мастерство и технология педагогического общения".

Учение К.С.Станиславского оказывает неоценимую помощь педагогу в управлении собственным творческим самочувствием в процессе взаимодействия с детьми. Наиболее полезными являются следующие советы великого актера: психологическая настройка на предстоящее общение с учащимися (коммуникативное вдохновение), управление собой в процессе общения, например, преодоление неприятных ощущений, нетворческого настроения, применение метода физических действий по созданию определенного эмоционального состояния, постановка увлекательных творческих задач.

К.С.Станиславский выработал систему практических приемов актерской психотехники, успешно применяемую в формировании педагогического мастерства учителя.

Грехнев В. С. Культура педагогического общения. — М., I 1987.

Изард К. Эмоции человека. — М., 1980,

Казанский О.А. Игры в самих себя. — М., 1994.

Капони В., Новак Т. Сам себе психолог. - СПб., 1994.

Капони В., Новак Т. Сам себе взрослый, ребенок и родитель. - СПб., 1995.

Кнебель М.И. Поэзия педагогики. — М., 1976.

Лабунская В.А. Невербальное поведение. — Ростов-на-Дону, 1986.

Леви В.Л. Искусство быть собой. — М., 1977.

Маслова Н.Ф. Рабочая книга социального педагога. Орел, 1994.

Основы педагогического мастерства / Под ред. А.И.Зязюна.-М.,1989.

Станиславский К. С. Работа актера над собой // Собр. соч.: В 8 т.- М, 1954. Т. 2, 3.

Учителю о. педагогической технике / Под ред. Л.И.Рувинского. - М., 1987.

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

807. Педагогическая работа при прохождении практики по дисциплине «Анализ Хозяйственной Деятельности» 59.18 KB
Цель педагогической практики – ознакомиться с организацией учебного процесса в вузе, структурой и функциями его учебных подразделений, директивными и нормативными документами по деятельности вуза и организации учебного процесса, проводимыми в вузе научно-методическими работами
7872. СИСТЕМА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЕ 17.48 KB
Социальная работа характеризуется составляющими социально-педагогической деятельности: непосредственной опосредованной которые имеют ярко выраженную адресность и локальность. Частные учебные заведения общего и коррекционного типа Религиозные учебные заведения воскресные школы епархиальные гимназии духовные академии Сферы деятельности социальных работников: образовательные учреждения комиссии по делам молодежи учреждения здравоохранения сфера социальной защиты социальное обслуживание социальные приюты...
8858. Психология педагогической деятельности и личности учителя 17.25 KB
Психология педагогической деятельности и личности учителя. Понятие педагогической деятельности. Структура педагогической деятельности. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности.
18162. Проблема педагогической интуиции, ее роль в психолого-педагогической работе со школьниками 150.14 KB
В условиях общих тенденций развития образования в современном мире высоких профессиональных требований к качеству знаний и умений поставили на повестку дня потребность в формировании творческой индивидуальности педагога включая развитие не только логики мышления и познания но и интуиции. Навыки и умения педагогической интуиции играют важную роль в преподавании всех учебных дисциплин в работе со школьниками. Проблема изучения интуиции в педагогической деятельности является чрезвычайно актуальной. Сегодня вопрос о необходимости развития...
20188. ИЗУЧЕНИЕ ПРАКТИКИ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЫ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ 207.39 KB
Социально-педагогическая характеристика неблагополучной семьи 1. Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами так как именно в семье формируется и развивается личность человека происходит овладение им социальными ролями необходимыми для безболезненной адаптации ребенка в обществе. В последние годы резкие перемены в экономике политике и социальной сфере в России негативно отразились не только на материальной стороне семьи но и на взаимоотношениях между ее членами и прежде всего между...
1069. Индивидуальный стиль педагогической деятельности как специфическое выражение педагогического мастерства 597.81 KB
Индивидуальные особенности деятельности постепенно стали предметом отдельного изучения и получили название индивидуального стиля деятельности (ИСД), под которым обычно понимают устойчивую систему способов или приемов деятельности.
15084. Анализ состояния и перспективы развития деятельности ГБОУ ДОД ДДТ «Союз» по повышению педагогической культуры родителей 143.75 KB
Теоретические основы формирования педагогической культуры родителей. Понятие педагогическая культура родителей: сущность и уровни критерии оценки воспитательного потенциала семьи. Технологические особенности формирования педагогической культуры родителей. Социокультурная среда как фактор развития педагогической культуры родителей детей старшего дошкольного возраста.
6390. Агрессия в СМИ как педагогическая проблема 75.27 KB
В последнее время у родителей и у специалистов вызывают модели агрессии, демонстрируемые по телевидению. И это не случайно, ведь вербальная и физическая агрессия на наших телеэкранах вовсе не редкость. В связи с тем, что дети так часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, напрашиваются выводы
6746. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ТЕХНОЛОГИИ. МАСТЕРСТВО 11.66 KB
Слагаемые педагогического мастерства их характеристика. Общая культура педагога не только компонент педагогического мастерства но и своеобразный механизм на основе которого развиваются профессионально значимые качества педагога. Культура учителя это средство педагогической деятельности основа педагогического мастерства и условие педагогического творчества см. Важнейшей частью педагогического мастерства являются профессиональные знания и умения.
931. Психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет 496.06 KB
Агрессивное поведение формируется преимущественно в процессе ранней социализации в детском и подростковом возрасте, и именно этот период развития наиболее благоприятен для профилактики и коррекции. Этим и объясняется актуальность темы психолого-педагогическая коррекция агрессивного поведения подростков 15-16 лет.
Важная роль в становлении и формировании высокого уровня

профессионализма учителя принадлежит педагогической технике.

Без педагогической техники, без владения умениями управлять собой и взаимодействовать с другими, педагог не может использовать себя самого в качестве средства обучения и воспитания. Для достижения цели педагогической деятельности учителю необходимо овладеть комплексом следующих умений:

– техника и культура речи (постановка дыхания, голоса – его сила, интонационная окраска, тембр, дикционная четкость произношения речи, ее темп и ритмика);

– умения управлять своим организмом для выразительной презентации учебного материала, чувств и отношений к нему и участникам педагогического процесса через мимику и пантомимику;

– профессиональная саморегуляция психических состояний учителя, (снятие психофизических напряжений, зажимов, создание в себе творческого рабочего самочувствия);

– педагогическое общение и организация воздействия на личность и коллектив в учебно-воспитательном процессе.

Педагогическая техника – это внешнее проявление, форма педагогического мастерства. Ее сущность проявляется во владении учителем совокупностью специальных умений и навыков: умений мобилизовать учащихся на учебно-познавательную и другие виды воспитывающей деятельности; умений ставить вопросы, вести диалог, наблюдать и делать выводы из наблюдаемого, умений владеть собой – своим настроением, голосом, мимикой, движениями и т.д.

Педагогическая техника способствует единству внутреннего содержания деятельности учителя и внешнего его выражения, то есть синтезу духовной культуры и внешней профессиональной выразительности учителя . Основными ее средствами являются внешний вид педагога (одежда, прическа, мимика, пантомимика, осанка), эмоциональное состояние, определяющее то, как выглядит учитель внешне, и его речь, понятная учащимся, орфоэпически правильно произносимая, звучащая в оптимальном темпе .

Существует целый ряд определений сущности педагогической техники (А.С. Макаренко, Ю.П. Азаров, Н.Е. Щуркова, В.М. Мындыкану, А.А. Гримоть и П.П. Шоцкий и др.). В каждом из них при видимом отличии в содержании подчеркивается, что в отточенности педагогической техники проявляется профессиональное мастерство учителя, и что данный структурный компонент педагогического мастерства представляет собой совокупность специальных умений и навыков, позволяющих учителю организовать себя, свой организм в процессе выполняемой профессиональной деятельности и добиваться в ней организации других, прежде всего – учащихся. Ученые сходятся во мнении, что «педагогическая техника – это составная часть мастерства учителя» (Ю.П. Азаров) и представляет собой «комплекс умений, которые позволяют учителю более ярко, творчески выразить себя как личность, добиться оптимальных результатов в труде, донести до учащихся свою позицию, мысли, душу» (А.А. Гримоть, П.П. Шоцкий).



Педагогическая техника – не главный элемент в структуре педагогического мастерства (сущностным компонентом являются профессиональные знания, а системообразующим – профессионально-педагогическая направленность личности учителя), однако недостаточная ее сформированность, пренебрежение ею приводит к тому, что педагогическое мастерство не находит внешнего выражения и не проявляется в учебно-воспитательной деятельности педагога. Основными ошибками учителя, не владеющего педагогической техникой, являются неумение наладить общение с учащимися, сдерживать свои отрицательные эмоции или, наоборот, педагогически целесообразно проявлять неудовлетворенность теми или иными поступками воспитанников; невнятная речь, приводящая к неумению рассказать, доказать, убедить; чувство страха перед аудиторией, проявляющееся в излишней скованности или развязности, в соматически обусловленных явлениях (красные пятна на лице, дрожание рук, потливость и т.д.), в монотонности речи или заикании и т.д. Все это приводит к неэффективности педагогической деятельности, безрезультатности профессиональных усилий педагога.

Исследователи педагогической техники (С.Б. Елканов, Ю.Л. Львова, В.М. Мындыкану, В.А. Сластенин, Н.Н. Тарасевич, Н.Е. Щуркова и др.) видят предназначение выработанных в ее рамках умений и навыков в организации учителем самого себя в педагогическом процессе и в воздействии на других. В соответствии с этим рассматривают в ее структуре два основных направления:



– комплекс приемов, используемых педагогом для отработки умений управлять своим поведением, внутренним эмоциональным состоянием, педагогически целесообразного организовывать свой внешний вид;

– совокупность приемов, необходимых педагогу для отработки умений воздействовать на личность учащегося и весь ученический коллектив, раскрывающих технологическую сторону учебно-воспитательного процесса.

Такая систематизация приемов педагогической техники, позволяющих отрабатывать профессиональные умения, является достаточно условной, в большей мере теоретической, так как любой прием, который учитель использует с целью организации себя, управления своим поведением является одновременно и способом влияния на личность учащегося или на коллектив воспитанников в целом, и средством осуществления определенной педагогической технологии.

В педагогической практике очевидны взаимосвязь и неразрывное единство всех умений и навыков в рамках педагогической техники. Учитель, стремящийся овладеть педагогическим мастерством, должен воплощать это единство в своей профессиональной деятельности.

Знание внутренней структуры педагогической техники по организации себя, путей формирования умений и навыков в соответствии с ее структурированием, выработка их уже на студенческой скамье в значительной мере обусловливает большую эффективность профессионального роста учителя.

Педагогическая техника по управлению учителем собой представлена следующими компонентами:

– управление внутренним эмоциональным состоянием, формирование творческого рабочего самочувствия учителя;

– формирование педагогически целесообразного внешнего вида, владение мимическим и пантомимическим мастерством;

– развитие перцептивных способностей (внимание, наблюдательность, память, воображение, фантазия и т.д.);

– отточенная техника речи .

Для учителя овладение способами и приемами психической саморегуляции

является важнейшим условием становления и развития его профессионального мастерства. В

повседневном труде педагог постоянно

сталкивается с необходимостью регулирования своего внутреннего эмоционального состояния, так как труд учителя характеризуется большим нервно-психическим напряжением, иногда в нем присутствуют стрессовые ситуации, нарушающие здоровье, снижающие работоспособность, творческое отношение к работе. Кроме того, важнейшим средством обучения и воспитания является педагогически выразительный внешний вид учителя, а он – всегда производное от внутреннего эмоционального самочувствия. Поэтому формирование психической культуры педагога – дело необходимое и возможное.

Наиболее значимыми для овладения умениями и навыками внутренней эмоциональной саморегуляции являются особенности типа высшей нервной деятельности человека и преобладающего темперамента. Именно они образуют природную основу для индивидуальной неповторимости личности. В человеке многое запрограммировано природой: органические процессы, действия инстинктов, динамика психофизических процессов. Они регулируются автоматически, без вмешательства сознания. Однако человек в состоянии влиять на свои психические особенности, может корригировать их действие в нужном направлении. Относительная свобода, независимость человека от природы, способность к саморегуляции как раз и есть одна из важнейших характеристик человеческой личности. Для человека важно научиться приспосабливать свои природные склонности: преобладающие особенности высшей нервной деятельности и темперамента к потребностям педагогической профессии. Вместе с тем он должен знать и уметь объективно оценивать не только типы своих ВНД (высшей нервной деятельности) и темперамента, но и особенности познавательных, эмоциональных и волевых процессов. Для этого необходимо владеть методиками самопознания, овладеть способами распознавания вышеназванных особенностей центральной нервной системы, ее функций. Ряд таких методик предложен в книге С.Б. Елканова «Профессиональное самовоспитание учителя» . Среди них основными практическими методами являются наблюдение и самонаблюдение. Не менее важны различные психологические тесты. Эти методики направлены на самоопределение силы нервных процессов, их уравновешенности, подвижности, а также на выявление данных об особенностях темперамента. Подробный анализ собранных результатов позволяет определить сильные и слабые стороны полученных от природы индивидуальных особенностей ЦНС (центральной нервной системы) и определить задачи, которые необходимо решить для более оптимального их приспособления к требованиям педагогической деятельности. Учитель может обладать и сильной, и слабой нервной системой, любым типом темперамента, однако при этом соответствие его природных данных требованиям педагогической профессии будет различным, более или менее подходящим. Следовательно, индивидуальны должны быть и усилия педагога по приспособлению своих особенностей к требованиям профессии, по воспитанию педагогической культуры темперамента, по овладению мастерством саморегуляции своего внутреннего эмоционального состояния.

Важнейшим профессиональным требованием к учителю в психологическом плане является умение сохранять эмоциональную устойчивость, иногда несмотря на неблагоприятные для этого условия.

Эмоциональная устойчивость – это свойство психики, благодаря которому человек способен успешно осуществлять необходимую деятельность в сложных условиях (по М.И. Дьяченко). Ее можно рассматривать не только как средство педагогической техники, но и как важный показатель высокого уровня квалификации учителя, так как эмоциональная устойчивость формируется на основе его глубоких профессиональных знаний, сформированных педагогических умений и навыков, развитых способностей к профессиональной деятельности. Исследования деятельности и личности учителя подтверждают, что эмоциональная устойчивость всегда присуща педагогам, имеющим хорошую профессиональную подготовку, поэтому уверенным в себе и самодостаточным. Ведь эмоциональная устойчивость вообще достигается и поддерживается при следующих условиях:

вера в собственные силы, осознанность действий;

большая степень информированности об обстоятельствах деятельности, о самой ее сущности и средствах достижения результата в ней (для достижения эмоциональной устойчивости учителю важно знать не только предмет и методику его преподавания, но и возрастные и индивидуальные особенности своих учеников, специфику классного коллектива; обстоятельства, в которых он должен работать, четко представлять себе конечный результат своей деятельности и т.д.);

владение умениями и навыками эмоционального самоуправления, приемами аутогенной тренировки (к ним относятся самооценка своего психофизического, эмоционального состояния, самовнушение, самоприказ, переключение и отвлечение своего внимания от источника стрессогенной ситуации; физические упражнения, направленные на снятие психологического напряжения: установление спокойного ритма дыхания, мгновенные релаксация и тонизирование тех или иных мышц тела, например, незаметное сжатие и разжатие ладоней рук, изменение ритма речи и движений и т.д.). Для овладения вышеназванными умениями и навыками необходимо психологическое образование и самообразование, работа со специальной литературой, а также практическое применение знаний в жизни, аутогенная тренировка.

Психолог Ф.П. Мильруд утверждает, что недостаточная профессионально-психологическая подготовка к поведению в эмоциогенных ситуациях особенно ощущается среди начинающих учителей. Формами их педагогического воздействия на учащихся с целью устранения эмоциогенной ситуации в ряде случаев становится скандальный окрик, угроза, оскорбление ученика, изгнание из класса, что не снижает, а обостряет стрессовую ситуацию.

Учителю необходимо формировать умения и навыки собственной эмоциональной регуляции, которые помогают избрать верные педагогические действия в конфликтных ситуациях, не допустить своего эмоционального срыва, разрушающего авторитет педагога, снижающего его веру в свои профессиональные возможности и способности. Иногда неумение регулировать свое внутреннее эмоциональное состояние становится причиной разрушения физического здоровья.

Сформированные умения эмоциональной саморегуляции являются для педагога показателем уровня его профессиональной квалификации, важным средством педагогической деятельности, инструментом создания условий для сохранения своего психофизического здоровья.

К важнейшим способам эмоциональной саморегуляции относятся (по В. Леви) :

знание и аналитическое исследование основных причин нарушения эмоционального равновесия, что позволяет учителю быть психологически готовым к эмоциогенным ситуациям и сохранять в них психическое равновесие (типичные причины нарушения эмоциональной устойчивости – психофизические перегрузки педагога; несложившиеся отношения с отдельными учениками или с классным коллективом в целом, с коллегами и администрацией школы; монотонность в работе, возникающая особенно в тех ситуациях, когда учитель работает в 3–4 классах одной параллели; бытовые и семейные неурядицы в жизни и т.д.);

воспитание доброжелательности к людям , оптимистического мировоззрения, культивирование положительных эмоций;

разрядка в деятельности;

специальные психофизические упражнения (расслабление определенных мимических мышц на основе словесных самоприказов: «я вижу свое лицо», «мое лицо спокойно», «мышцы лба расслаблены», «мышцы щек расслаблены», «мышцы глаз расслаблены», «мое лицо как маска»; управление тонусом скелетной мускулатуры; приемы самоконтроля темпа своих психических реакций путем мысленного произнесения вопросов и самоприказов типа: «Как темп?», «Спокойно!» и т.д.; упражнения в плавных и медленных движениях независимо от эмоциональных состояний; совершенствование дыхания; психическая разрядка; способы отключения, переключения и отвлечения от источников эмоциогенного напряжения, самоубеждение и самовнушение и т.д.);

аутогенная тренировка; она особенно полезна в сочетании с систематическими занятиями физической культурой, закаливанием организма и совершенствованием режима дня.

Таким образом, воспитание психической культуры – дело не сиюминутное, требует ежедневной тренировки и глубокого осознания необходимости ее формирования для педагога.

Вхождение в творческое рабочее самочувствие
Мастерство эмоциональной саморегуляции учителя предполагает его умение входить в творческое рабочее самочувствие, даже невзирая на неблагоприятные для этого условия.

Состояние творческого рабочего самочувствия во время работы – важная характеристика педагогического мастерства, показатель отточенного владения педагогической техникой. Исследователями творческого характера педагогической деятельности доказано, что творчество педагога на уроке – это 50% производительности его труда.

Впервые понятие о творческом рабочем самочувствии дал К.С. Станиславский относительно актерской профессии. Он указал на то, что творческое самочувствие – это такое состояние, душевное и телесное, которое благотворно влияет на процесс творчества актера. «Ясно почувствовав вред и неправильность актерского самочувствия, – писал К.С. Станиславский, – я, естественно, стал искать иного душевного и телесного состояния артиста на сцене – благотворного, а не вредного для творческого процесса. В противоположность актерскому самочувствию, условимся называть его творческим самочувствием» .

К педагогической профессии это понятие адаптировала Ю.Л. Львова, определившая творческое самочувствие учителя как особое психическое и физическое состояние, при котором педагог достигает наибольших результатов в труде, находится в состоянии вдохновения, заряжает аудиторию своей энергией и получает от аудитории наибольшую отдачу . Данное состояние характеризуется сосредоточенностью внимания учителя на предмете изучения, на учащихся, на себе в процессе работы, богатством его воображения и речи, высокой перцептивностью педагога. Внешне творческое рабочее самочувствие проявляется в физической подтянутости, энергичности учителя, в блеске его глаз, приветливой улыбке, в общей психофизической собранности.

Основами творческого самочувствия педагога Ю.Л. Львова считает:

контакт с учащимися, видение всего класса , понимание состояния всех в целом и каждого ученика в отдельности;

создание реальных, а не условных обстоятельств в работе с детьми;

уравновешенность раздражения и торможения в нервной системе учителя.

Основными элементами творческого рабочего самочувствия, по мнению Ю.Л. Львовой, являются сосредоточенность, поглощенность учителя ведущей целью и задачами урока, прицел на его «сверхзадачу»; видение и понимание учащихся в процессе работы с ними, сосредоточенность на аудитории; ощущение и понимание себя во время работы, наличие самоконтроля, который уравновешивает расчет и вдохновение, не позволяет учителю чрезмерно увлечься деталями урока и отойти от главной его цели, а также снимает «несвободу», мышечные напряжения и зажимы, не позволяющие творить.

Ею разработаны основные психологические механизмы вхождения учителя в творческое рабочее самочувствие. К ним относятся:

подготовка к педагогической деятельности, которая включает в себя не только глубокое проникновение в знания по предмету, планирование урока или внеклассного мероприятия, но и духовную подготовку к взаимодействию с детьми, его душевную работу, направленную на профессиональную деятельность;

создание психологических установок на предстоящую работу, принятие так называемого «духовного душа», мысленное сосредоточение на том, что нужно сделать, и на тех, для кого это делается. Иногда требуется усилием воли отключиться от посторонних, ненужных в данной ситуации раздражителей, привести в порядок мысли и нервы, освободиться от обыденных забот и приобрести нужный эмоциональный настрой (конкретно это – просмотр плана предстоящей деятельности, содержания материала, изучаемого на уроке; продумывание деталей обстановки, в которой будет проходить работа, иногда даже деталей своей внешности, и т.д.);

– при необходимости учителю нужно использовать специальные психофизические упражнения, способствующие появлению творческого рабочего самочувствия, устранению ненужных эмоций, снятию психологического или физического напряжения, при котором не может быть и речи о нужном для работы эмоциональном самочувствии (например, упражнения на релаксацию, позволяющие снять усталость; самовнушение с установкой на уверенность в себе, энергичность, бодрость; самопоощрение – радость от того, что можешь как профессионал многое, что все получится в работе так, как нужно и т.д.).

Ю.Л. Львова призывает учителя к тщательной работе над собой в плане овладения педагогической техникой, в частности, приобретения умений входить в творческое рабочее самочувствие. Она пишет: «Само понятие «работа учителя над собой» в общепринятом смысле предполагает лишь самообразование. Самообразование, безусловно, необходимо, и оно стало неукоснительным законом учительского труда, основной формой повышения педагогической квалификации. А вот работа учителя над своей психикой, самовоспитание чувств, их саморегуляция, развитие определенных эмоций, продиктованных спецификой педагогического труда, не стали еще неотъемлемой частью творческой лаборатории учителя» . Она подчеркивает, что именно такая работа учителя над собой определяет во многом его профессионализм. Однако, как предупреждает К.С. Станиславский, «ленивого, не любящего своего дела, недобросовестного человека не спасут никакие психологические упражнения... Они становятся подспорьем мыслящего, знающего, творческого человека в борьбе за творческое состояние и труд».

Полезные советы по управлению своим эмоциональным состоянием и вхождению в творческое рабочее самочувствие дает учителю В.А. Сухомлинский:

– воспитывайте в себе душевное равновесие и оптимизм;

– не допускайте прорастания в своем характере угрюмости, не преувеличивайте чужих пороков;

– обращайтесь чаще к юмору, умейте смеяться над своими недостатками;

– будьте доброжелательны к людям.

Владение эмоциональным равновесием и умениями вхождения в творческое рабочее самочувствие является основой для формирования учителем своего педагогически целесообразного внешнего вида.

Педагогическая целесообразность внешнего вида учителя определяется эстетической выразительностью его одежды, прически; мимической и пантомимической выразительностью.

Педагогические требования к одежде, внешнему оформлению фигуры педагога общеизвестны и просты: учитель должен одеваться красиво, со вкусом, модно, просто, аккуратно, с чувством меры и в гармонии с собой, с учетом профессиональных, жизненных обстоятельств, в которых он находится. По сути, такие требования предъявляются к одежде как важному элементу внешнего вида человека любой профессии, они имеют общекультурное значение. Однако нельзя забывать о важной специфической особенности педагогической профессии: ее субъект всегда является одновременно и средством деятельности, то есть умение учителя одеваться в соответствии с профессиональными требованиями (а не только моды и собственных желаний) играет большую воспитательную роль: учитель своим внешним видом уже учит и воспитывает.

Как упоминалось выше, внешний вид человека – это всегда производное от его внутреннего эмоционального состояния, от его интеллекта, духовного мира. Поэтому формирование умений учителя создавать индивидуальный педагогический стиль в одежде начинается не в момент обдумывания деталей внешнего вида, создания образа, с которым учитель придет на урок к детям. Эти умения формируются параллельно с развитием профессиональных знаний педагога, его интеллекта, эмоциональной и волевой сфер, психической культуры и т.д. Все это и находит свое выражение в умении учителя одеваться эстетически выразительно, в соответствии с требованиями профессии.

Важным компонентом педагогической техники, мастерства внешней выразительности учителя является мимическая выразительность.

Мимика – это искусство выражать свои мысли, чувства, настроения, состояния движениями мускулов лица. Она повышает эмоциональную значимость информации, способствует лучшему ее усвоению, созданию необходимых контактов с учащимися. Лицо учителя должно не только выражать, но иногда и скрывать те чувства, которые не должны проявляться в процессе работы с детьми в силу разных обстоятельств (особенно должны скрываться педагогом чувства презрения, раздражения; не следует нести в класс и чувство недовольства, вызванное какими-то личными неурядицами).

Учителю необходимо понимать значение мимики в педагогическом процессе, знать возможности мимической деятельности лица, какие мышцы несут в ней большую нагрузку; четко и адекватно представлять свои возможности в данном направлении педагогической техники.

Наибольшая мимическая нагрузка приходится на мышцы лба, глаз и рта. Именно они отвечают за живость лица, умение сопроводить слово нужным его выражением, что самое главное – за умение педагога улыбаться и нести в класс вместе со своей улыбкой доброжелательность, расположенность к учащимся.

Лицо учителя, эмоциональные состояния, проявляющиеся на нем, – открытости и доброжелательности или равнодушия и надменности, а иногда даже злобности и подозрительности – во многом определяют стиль общения с учащимися, результат педагогических усилий. Выражение на лице чрезмерной строгости, даже суровости, холод глаз настораживают детей, вызывают у них чувство страха перед педагогом, либо желание дать отпор, защитить себя. Очевидная доброжелательность, написанная на его лице, располагает к диалогу, активному взаимодействию.

И.И. Рыданова утверждает, что «ложно понятый педагогический авторитет, стремление к самовозвышению побуждает некоторых учителей, в обыденной жизни веселых и жизнерадостных, надевать на себя маску нарочитой официальности, мимической невозмутимости и эмоциональной сухости. Такая тенденция затрудняет переход от ролевого взаимодействия к межличностному, снижает силу личного влияния педагога» .

Очень точно с точки зрения психологии и педагогики и пишет о значении мимики, об умении нести доброжелательность на лице В. Леви: «Тонус лица. Очень хитрая, очень тонкая штука... Лицо – средоточие психической мускулатуры... Быстрое сбрасывание зажимов лица – хорошее средство сохранения спокойствия и уверенности при всяких неожиданностях. Кроме того, вы, вероятно, заметили, что мимическая игра оживляет умственную деятельность... Отдельно – улыбка... Важно понять, что улыбка не только рождается чувством, но и рождает его... Откроем для себя, что только подлинная, изнутри светящаяся улыбка по-настоящему действует и на других, и на нас самих» .

Учителю необходимо изучать и знать особенности и возможности своей мимической деятельности и отрабатывать мимическую выразительность. Для развития ориентировки в осознании собственного мимического поведения нужно изучать эталоны мимической выразительности, представленные психологами. Знание этих эталонов (спокойствие, веселье, задумчивость, грусть, гнев, удивление, деловитость и т.д.) помогает разрабатывать мимическую подвижность мускулов. Учителю необходимо иметь «живое» лицо как инструмент взаимодействия с учащимися, соответствовать важнейшим требованиям к мимической деятельности: быть мимически выразительным, но не гримасничать, постоянно поддерживать визуальный контакт с участниками педагогического взаимодействия.

Особое внимание следует уделять в процессе отработки мимической выразительности визуальному контакту . Взглядом, направленным на собеседника, привлекают внимание к себе и предмету разговора, выражают расположение или отчуждение, иронию, строгость, вопрос, то есть поддерживают психологический контакт. Пристальный взгляд усиливает впечатление от сообщаемой информации. Ускользающий или тяжелый, злобный взгляд раздражает, отталкивает. Каждый учащийся в классе нуждается в визуальном контакте с учителем, помогающем поддерживать внимание, более глубоко вникать в объяснение наставника. Однако следует помнить, что взгляд, длящийся более 10 секунд, вызывает у собеседника чувство психологического дискомфорта.

Таковы средства мимической выразительности педагога, важного структурного компонента педагогической техники. А.С. Макаренко был глубоко убежден, что не может быть хорошим воспитателем тот учитель, который не владеет своей мимикой, который не может придать своему лицу необходимое выражение или сдержать свое настроение .

Педагогическая целесообразность внешнего вида учителя, его эстетическая выразительность во многом зависят от уровня развития его пантомимического мастерства. Пантомимика – это движения рук, ног, поза человека. Пантомимическими средствами являются осанка, походка, поза и жест.

Исключительной силой экспрессии обладают жесты, движения рук. Е.Н. Ильин называет руку учителя «главным техническим средством». «Когда она развернута, – пишет он, – это картина, иллюстрирующая слова и иллюстрированная словами, поднятая вверх или на кого-то направленная – акцент, требующий внимания, раздумий; сжатая в кулак – некий сигнал к обобщению, концентрации сказанного и т.д.» .

Жест требует к себе большого внимания учителя, работы над его уместностью, пластичностью, изяществом и простотой. Следует учитывать, что жест в большей степени, чем слово (отражение работы сознания), подчинен подсознанию человека, но, как и слово, несет в себе информацию. Жест опережает слова, которые он сопровождает, поэтому иногда информация слова и жеста не совпадают, что требует продуманности жеста, соотнесения его с тем, что нужно сказать.

Различают жесты психологические и описательные. Психологические способствуют выражению чувств, невербальному общению с собеседником. Описательные в большей степени обеспечивают невербальное общение, так как несут в себе дополнительную информацию о предмете разговора. Учитель должен владеть ими в равной мере, так как его общение должно быть живым, эмоциональным, окрашенным определенными чувствами и переживаниями.

Пантомимическая выразительность учителя зависит и от того, как он владеет культурой телодвижений, позы, каковы его осанка и походка. Деятельность учителя предполагает пантомимическую энергичность, выражающуюся в стройности осанки, легкости и изяществе походки, в общей физической подтянутости тела. «Телесная расслабленность, некотролируемость внешнего рисунка поведения, – пишет И.И. Рыданова, – круглая спина, выпяченный живот, привычка не опускаться на стул, а грузно «плюхаться», широко расставлять ноги, беспорядочное хождение взад и вперед или топтание на месте – критически осмысливаются детьми, вызывают насмешки, отвлекают внимание от предмета разговора» . Нередко пантомимика учителя бывает шокирующей. Почесывание носа или головы во время объяснения, сидение на краю стола учащегося, засунутые в карманы брюк руки – отрицательные моменты в пантомимике отдельных учителей, не придающих значения педагогической технике, а иногда и не знающих о ее существовании. Владение педагогическим мастерством предполагает развитые способности контролировать пантомимическую экспрессию, придерживаться нравственно-эстетических эталонов в организации своего поведения.

Пантомимическая выразительность учителя, отточенность его педагогической техники зависят и от того, как учитель двигается по классу, какое место избирает в ходе общения с аудиторией. Чтобы общение было активным, поддерживалось визуальным контактом, педагог должен быть обращен к детям всегда лицом (особенно это касается моментов, когда он работает у доски или с приборами) и находиться впереди по центру помещения, в котором работает с учащимися.

При движении по классу необходимо помнить, что несколько шагов вперед в момент объяснения усиливают значимость произносимых слов, помогают сосредоточить на них внимание, а движение назад или в сторону – наоборот, невербально означает, что сказанное в данный момент не столь важно и внимание можно ослабить. Отступая назад, говорящий как бы дает отдохнуть слушающим. В момент объяснения не нужно интенсивное движение по аудитории. Пройтись по классу учитель обязан в момент выполнения учениками упражнений, самостоятельной или контрольной работы. Причем походка в этот момент должна быть легкой, двигаться нужно бесшумно, чтобы не отвлекать ребят от работы.

Эффективность общения педагога с учащимися обусловлена и его пространственной организацией. Важную роль играет правильный выбор учителем нужной в той или иной ситуации дистанции с учащимися. Она имеет глубокий педагогический смысл. «Беседуя с ребятами, не стою на месте, а хожу по классу. Стараюсь ко всем «подойти», – пишет Е.Н. Ильин. – Слово беру в кавычки, ибо подойти не значит только сократить дистанцию, а непосредственной близостью, тем, что всякому оказано внимание, создать на уроке комфортные условия, ситуацию взаимного успеха и дружбы» . Удлинение или укорачивание дистанции обусловливает ослабление или усиление взаимодействия учителя с учеником, вносит в него определенный эмоциональный аспект, то есть может создать официальную обстановку общения (дистанция более 3 м.) или, наоборот, камерную, интимную, дружескую (менее 0,5 метра). Игнорирование данного положения может провоцировать у учащихся стрессовые состояния, что не способствует эффективности учебно-воспитательного процесса.

Таким образом, суммируя все вышеизложенное о мастерстве учителя в организации себя в рамках педагогической техники, можно выделить следующие основные показатели проявления его педагогического профессионализма:

1. Психологическая культура (эмоциональное равновесие, владение собой, своими чувствами, умения быстро входить в творческое рабочее самочувствие).

2. Педагогическая имиджиология (одежда, прическа и т.д. отражают духовную глубину и обаяние, высокий уровень интеллекта, интеллигентность).

3. Мимика (подвижная, эстетически выразительная, в выражении лица доминируют улыбчивость, доброжелательность).

4. Контакт глаз (соблюдается всегда).

5. Жестикуляция (оживленная, органичная личности учителя и педагогической ситуации, изящная и плавная).

6. Энергичность позы, пластичность, отсутствие мышечных зажимов и бесконтрольных неэстетичных движений.

7. Общий артистизм личности педагога (эстетика манер, внешнего оформления в целом).


Речь учителя является главным инструментом его профессиональной деятельности. Процесс ее восприятия и понимания учебного материала учащимися тесно связан с процессом

слушания того, о чем говорит педагог (на это отводится половина учебного времени школьника). Поэтому совершенно очевидно, что процесс учения школьников во многом зависит от совершенства устной речи педагога. Неправильное произношение им отдельных звуков вызывает у учащихся смех и недоумение, монотонность речи нагоняет скуку, а неоправданная интонация, неуместная патетика воспринимаются как фальшь, вызывают недоверие к учителю. Существенным признаком профессионального мастерства педагога является отточенная техника его речи.

К основным средствам техники речи относятся поставленные дыхание и голос, четкая дикция, оптимальные темп и ритм речи, интонация .

Дыхание является не только физиологической функцией организма, но и энергетической базой процесса произношения звуков. В повседневной жизни, когда наша речь по преимуществу диалогична и не требуется ее произносить перед достаточно большой аудиторией, дыхание не вызывает трудностей, но на уроке, если оно недостаточно хорошо поставлено, могут возникнуть проблемы: его не будет хватать для произношения фраз, монологических высказываний (оценочных суждений, объяснения и толкования материала, чтения школьной лекции и т.д.).

Различают два вида дыхания в одном дыхательном процессе: физиологическое, обеспечивающее жизнедеятельность человека, поступление кислорода в организм, и фоническое , которое обусловливает энергетику произношения звуков в процессе речевой деятельности. Их отлич

Ссоры