Небольшое краткое содержание повести ночь перед рождеством. «Ночь перед Рождеством

В рамках проекта "Гоголь. 200 лет" РИА Новости представляет краткое содержание произведения "Ночь перед Рождеством" Николая Васильевича Гоголя - повести, открывающей вторую часть цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки" и являющейся одной из самых известных в цикле.

На смену последнему дню перед Рождеством приходит ясная морозная ночь. Дивчины и парубки еще не вышли колядовать, и никто не видел, как из трубы одной хаты пошел дым и поднялась ведьма на метле. Она черным пятнышком мелькает в небе, набирая звезды в рукав, а навстречу ей летит черт, которому «последняя ночь осталась шататься по белому свету». Укравши месяц, черт прячет его в карман, предполагая, что наступившая тьма удержит дома богатого козака Чуба, приглашенного к дьяку на кутю, и ненавистный черту кузнец Вакула (нарисовавший на церковной стене картину Страшного суда и посрамляемого черта) не осмелится прийти к Чубовой дочери Оксане. Покуда черт строит ведьме куры, вышедший из хаты Чуб с кумом не решаются, пойти ль к дьячку, где за варенухой соберется приятное общество, или ввиду такой темноты вернуться домой, — и уходят, оставив в доме красавицу Оксану, принаряжавшуюся перед зеркалом, за чем и застает ее Вакула.

Суровая красавица насмехается над ним, ничуть не тронутая его нежными речами. Раздосадованный кузнец идет отпирать дверь, в которую стучит сбившийся с дороги и утративший кума Чуб, решив по случаю поднятой чертом метели вернуться домой. Однако голос кузнеца наводит его на мысль, что он попал не в свою хату (а в похожую, хромого Левченка, к молодой жене коего, вероятно, и пришел кузнец), Чуб меняет голос, и сердитый Вакула, надавав тычков, выгоняет его. Побитый Чуб, разочтя, что из собственного дома кузнец, стало быть, ушел, отправляется к его матери, Солохе. Солоха же, бывшая ведьмою, вернулась из своего путешествия, а с нею прилетел и черт, обронив в трубе месяц.

Стало светло, метель утихла, и толпы колядующих высыпали на улицы. Девушки прибегают к Оксане, и, заметив на одной из них новые расшитые золотом черевички, Оксана заявляет, что выйдет замуж за Вакулу, если тот принесет ей черевички, «которые носит царица».

Меж тем черта, разнежившегося у Солохи, спугивает голова, не пошедший к дьяку на кутю. Черт проворно залезает в один из мешков, оставленных среди хаты кузнецом, но в другой приходится вскоре полезть и голове, поскольку к Солохе стучится дьяк. Нахваливая достоинства несравненной Солохи, дьяк вынужден залезть в третий мешок, поскольку является Чуб. Впрочем, и Чуб полезает туда же, избегая встречи с вернувшимся Вакулой. Покуда Солоха объясняется на огороде с пришедшим вослед козаком Свербыгузом, Вакула уносит мешки, брошенные посреди хаты, и, опечаленный размолвкой с Оксаною, не замечает их тяжести. На улице его окружает толпа колядующих, и здесь Оксана повторяет свое издевательское условие. Бросив все, кроме самого малого, мешки посреди дороги, Вакула бежит, и за ним уж ползут слухи, что он то ли повредился в уме, то ли повесился.

Вакула приходит к запорожцу Пузатому Пацюку, который, как поговаривают, «немного сродни черту». Застав хозяина за поеданием галушек, а затем и вареников, кои сами лезли Пацюку в рот, Вакула робко спрашивает дороги к черту, полагаясь на его помощь в своем несчастье. Получив туманный ответ, что черт у него за плечами, Вакула бежит от лезущего ему в рот скоромного вареника. Предвкушая легкую добычу, черт выскакивает из мешка и, сев на шею кузнеца, сулит ему этой же ночью Оксану. Хитрый кузнец, ухватив черта за хвост и перекрестив его, становится хозяином положения и велит черту везти себя «в Петембург, прямо к царице».

Найдя о ту пору Кузнецовы мешки, девушки хотят отнести их к Оксане, чтоб посмотреть, что же наколядовал Вакула. Они идут за санками, а Чубов кум, призвав в подмогу ткача, волочит один из мешков в свою хату. Там за неясное, но соблазнительное содержимое мешка происходит драка с кумовой женой. В мешке же оказываются Чуб и дьяк. Когда же Чуб, вернувшись домой, во втором мешке находит голову, его расположенность к Солохе сильно уменьшается.

Кузнец, прискакав в Петербург, является к запорожцам, проезжавшим осенью через Диканьку, и, прижав в кармане черта, добивается, чтоб его взяли на прием к царице. Дивясь роскоши дворца и чудной живописи по стенам, кузнец оказывается перед царицею, и, когда спрашивает она запорожцев, приехавших просить за свою Сечь, «чего же хотите вы?», кузнец просит у ней царских ее башмачков. Тронутая таковым простодушием, Екатерина обращает внимание на этот пассаж стоящего поодаль Фонвизина, а Вакуле дарит башмачки, получив кои он почитает за благо отправиться восвояси.

В селе в это время диканьские бабы посередь улицы спорят, каким именно образом наложил на себя руки Вакула, и дошедшие об том слухи смущают Оксану, она плохо спит ночь, а не найдя поутру в церкви набожного кузнеца, готова плакать. Кузнец же попросту проспал заутреню и обедню, а пробудившись, вынимает из сундука новые шапку и пояс и отправляется к Чубу свататься. Чуб, уязвленный вероломством Солохи, но прельщенный подарками, отвечает согласием. Ему вторит и вошедшая Оксана, готовая выйти за кузнеца «и без черевиков». Обзаведшись семьей, Вакула расписал свою хату красками, а в церкви намалевал черта, да «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо».

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель Е. В. Харитонова

03afdbd66e7929b125f8597834fa83a4

В ночь перед Рождеством месяц восходит на небо, чтобы осветить хутор. Ведьма, собирая звезды, встречает черта, который крадет с неба луну, чтобы отомстить кузнецу Вакуле, за искусно расписанную церковную стену. В безлунную ночь казак Чуб, отец красавицы Оксаны, не пойдет к дьяку на кутью, и Вакула не встретится перед праздником со своей любимой.

Пока черт ухаживал за ведьмой, нашептывал ей то, что «обыкновенно нашептывают всему женскому роду», Чуб с кумом, выйдя из дома и удивившись непроглядной тьме, все-таки пошли на застолье.


В это время, в хату Чуба тихо вошел кузнец. Избалованная Оксана вертелась перед зеркалом, нахваливая свою красоту. Любуясь собой, она не сразу заметила вошедшего Вакулу. Сердце кузнеца было полно нежности, а Оксана лишь насмехалась над ним. Стук в дверь прервал их беседу. Кузнец пошел открывать. За дверью оказался сбившийся из-за метели с дороги Чуб, который потерял попутчика. Казак решил вернуться домой. Увидев свою хату, он постучался. Однако, услышав голос кузнеца, подумал, что забрел не в свой дом. Вакула, не разобрав из-за вьюги, кто пришел, выгнал казака, чуть его не побив. Чуб смекнул, что хата чужая, а в ней кузнец, значит, мать Вакулы дома одна и направился в гости к Солохе.

Черт, вившийся вокруг ведьмы, обронил месяц, который поднялся в небо и осветил все вокруг. Метель стихла. Шумная толпа вломилась в хату Чуба и закружила в веселом хороводе Оксану и кузнеца. На одной из своих подруг гордая красавица увидела красивые черевики, расшитые золотом. Влюбленный Вакула пообещал достать для желанной Оксаны черевики еще красивее, но капризная девушка заявила, что ей нужны только те, что носит сама царица, и, если кузнец достанет ей такие, то она выйдет за него замуж.


В дом приветливой Солохи один за другим начали приходить гости – уважаемые казаки. Черт спрятался в мешок из-под угля. Затем голове и дьяку пришлось залезать в мешки. Самый желанный гость – вдовый Чуб, чье богатство планировала прибрать к рукам Солоха, влез в мешок на дьяка. Самый последний гость, казак Свербыгуз, был «грузен телом» и в мешок бы не поместился. Поэтому его Солоха вывела в огород, чтобы выслушать, зачем он пришел.

Вакула, вернувшись домой, увидел посреди хаты мешки и решил убрать их. Взяв тяжелую ношу, он вышел из дома. На улице, в веселой толпе, ему послышался голос Оксаны. Вакула бросил мешки, пробрался к любимой, но Оксана, напомнив ему про черевички, засмеялась и убежала. Разгневанный кузнец решил свести счеты с жизнью, но, опомнившись, пошел за советом к запорожцу Пацюку. По слухам, Пузатый Пацюк водил дружбу с нечистой силой. Отчаявшийся Вакула спросил, как найти дорогу к черту, чтобы получить от него помощь, но Пацюк дал невнятный ответ. Очнувшись, благочестивый кузнец выбежал их хаты.


Черт, сидевший в мешке за спиной Вакулы, не мог упустить такую добычу. Он предложил кузнецу сделку. Вакула согласился, но потребовал закрепить договор и, обманом перекрестив черта, сделал его смирным. Теперь черт вынужден был везти кузнеца в Петербург.

Гуляющие девушки нашли мешки, брошенные Вакулой. Решив посмотреть, что наколядовал кузнец, они поспешили за санками, чтобы отвести находку к Оксане в хату. Из-за мешка, в котором сидел Чуб, разгорается спор. Кумова жена, думая, что внутри мешка кабан, отбила его у супруга и ткача. К всеобщему удивлению в мешке оказался не только Чуб, но и дьяк, а еще в одном – голова.

Прилетев в Петербург на черте, Вакула встретил запорожцев, проезжавших ранее через Диканьку, и поехал с ними на прием к царице. Во время приема запорожцы ведут речь о своих заботах. Царица спросила, чего же хотят казаки. Вакула упал на колени и попросил черевички, такие же, как у государыни. Сраженная искренностью кузнеца, царица велела принести ему башмачки.


Весь хутор гомонил про смерть кузнеца. А Вакула, одурачив черта, пришел с подарками к Чубу сватать Оксану. Казак дал согласие кузнецу, а Оксана с радостью встретила Вакулу, готовая выйти за него и без черевиков. Позже в Диканьке хвалили чудно расписанный дом, в котором жила семья кузнеца, и церковь, где искусно был изображен черт в аду, в которого все плевали, когда проходили мимо.

Работал над произведением, которое носит название «Ночь перед Рождеством», в период 1830-1832 гг. В центре рассказа читатель видит развивающиеся любовные отношения между главными персонажами, а вокруг них юмористически изображена сельская жизнь во время большого праздника.

Герои произведения

  • Кузнец Вакула – первый парень на деревне, обладающий богатырской мощью и имеющий некоторые живописные навыки. Влюблён в дочь богатого казака. Ради достижения своей цели готов отправиться в фантастическое путешествие и победить проявления тёмных сил.
  • Оксана – капризная, своенравная девушка, которой приходится по душе внимание кузнеца. Считает себя лучшей из всех, поэтому жениху будущему даёт практически неосуществимое задание.
  • Черт –антогонист, который вступил в борьбу с кузнецом, надеясь на лёгкую победу, но проиграл и стал извозчиком.
  • Чуб – зажиточный казак, отец красавицы Оксаны, вдовец.
  • Солоха – по своей натуре ведьма средних лет, родившая и воспитавшая кузнеца Вакулу, великая искусительница мужчин. У неё было множество поклонников, но никто из них не ведал о существовании соперника.
  • Другие персонажи: голова, Пацюк, дьяк, царевна Екатерина, кум.

Гоголь «Ночь перед Рождеством» - краткое содержание

Рассказ начинается с эпизода , показывающего, как в небо на своей метле поднялась страшная ведьма и стала воровать звёзды. Ещё одним дерзким преступником оказался обыкновенный черт, незаметно для всех положивший в карман месяц. Таким образом, ночь перед Рождеством оказалась совершенно лишена всякого света.

Далее, Н. В. Гоголь объясняет мотивацию черта. Дело в том, что Вакула-кузнец намалевал картину христианского Страшного суда, где это тёмное создание подверглось унижению. Черт знал, что силач и отчасти живописец вознамерился навестить свою возлюбленную. Украв свет на небосклоне, он надеялся разрушить планы молодого человека.

Гоголь «Ночь перед Рождеством» - Добрая попойка

Отец Оксаны вместе с кумом Панасом намерен провести вечер у дьяка и напиться, как подобает казакам. Выйдя на улицу, мужи замечают, что ступать по кромешной темноте практически невозможно. Несколько подумав, они все же решают идти к дьяку вслепую.

Оксана после ухода отца Чуба осталась дома одна. Она любуется своим отражением в зеркале. Пришедший Вакула застаёт девушку за этим приятным занятием. Кузнец нежно обращается к Оксане, изливает душу, но в ответ получает лишь усмешки и издевательские остроты. Добрый молодец впадает в несвойственную печаль, решая, что красавица совсем его не любит. Слышен стук, Вакула спешит открывать дверь.

Сплошная неразбериха во тьме

На улице становилось холоднее. Черт и ведьма Солоха возвращается через дымоход в дом кузнеца. Хозяйка ждёт к себе в гости Чуба, которого она выделяет особо среди своих поклонников. Черт, видя, что отец Оксаны уходит от собственного дома, устраивает сильнейшую метель в надежде возвратить знатного казака в хату.

Чуб и кум расходятся в разные стороны . Отец Оксаны стучится к себе и слышит возмущённый возглас Вакулы. Кузнец, не разобравшись в кромешной тьме, избивает Чуба. Последний делает вывод, что пока сына Солохи нет дома, к ней можно наведаться. В это время завистливый черт, перелетая от трубы к трубе, теряет из своего мешочка месяц. На рождественском дворе становится ясно, а метель совсем стихает. На улицах появляются колядующие девушки.

Далее, Гоголь в знаменитом рассказе «Ночь перед Рождеством» повествует о весёлых сборщицах, отправляющихся в дом казака Чуба. Красавица Оксана видит на ногах одной из них прелестную обувь и ясно даёт понять Вакуле, что желает подобный дар. Девушка шутливым тоном объявляет: «хочу те черевички, какие сама царица носит! Принеси их, и я выйду за тебя замуж». Кузнец со всей душой обещает достать своей возлюбленной это «сокровище».

В доме у ведьмы

Продолжая изложение краткого содержания, скажем, что в мешке около печи спрятался сам черт . Ведьма вскоре начинает встречать гостей. Первым в дом Солохи наведался голова, который только и успевает выпить чарку водки, как к ворожее нагрянул дьяк. Испуганный поклонник спрятался во втором тюке. После прихода Чуба, священнослужителю также пришлось залезать внутрь последнего мешка.

Наконец, возвращается расстроенный кузнец. Казак спешно прячется в третьем тюке, где уже сидит неудачливый служитель церкви. Когда мать выходит из дому, Вакула решает выбросить все три набитых мешка, не замечая тяжести от досады после разговора с Оксаной. На улице силач встречает колядующих и свою возлюбленную, она вновь повторяет остроумное и невыполнимое предложение. Рассерженный кузнец бросает мешки на землю, забирает самый лёгкий и убегает.

Гоголь рассказ «Ночь перед Рождеством» - поиски трудностей

Вакула приходит в гости к местному целителю Пацюку , который знаменит своим мистицизмом. Молодой человек просит познакомить его с чёртом, могущим исполнить его желание. Пацюк намекает на то, что нечистая сила находится за плечами Вакулы. Черт пугается своего положения и желает подписать контракт на основание крови. Кузнец игнорирует его пожелания, хватает беса за хвост, седлает, словно коня, и приказывает лететь в Петербург на царский двор.

В это же время колядующие девушки решают унести оставленные мешки и уходят за санями. Кум, который ранее был в кабаке, уносит Чуба и дьяка в собственный дом. Во время ругани Панаса и жены, несостоявшиеся поклонники Солохи вылезают из тюка и утверждают, что решили разыграть комедию. Оставшийся мешок увозят к Оксане. Увидев внутри смущённого главу, Чуб удивляется хитрости деревенской ведьмы.

Гоголь рассказ «Ночь перед Рождеством» - прямиком в столицу и обратно

В Петербурге Вакула встречает запорожцев и с чертовой помощью уговаривает их взять себя на приём к Екатерине. Нечистый прячется в кармане у кузнеца. Когда царица спрашивает у пришедших об их просьбе, влюблённый силач простосердечно просит подарить ему такие же черевички, как у Екатерины. Она отвечает любезностью и удовлетворяет просьбу, правительнице нравиться слушать и пришедших запорожцев.

В Диканьке расползаются слухи о том, что Вакула или повесился, или утонул . Оксана расстраивается, потому что больше не увидит любящего её человека. Кузнец добирается до родной деревни и прогоняет от себя черта. Утром он отправляется с черевичками в хату Чуба. Отец благословляет просьбу кузнеца о женитьбе на Оксане, которая полностью открывается, намекая на то, что любит Вакулу без всяких даров. Чтобы закончить «Ночь перед Рождеством» в сокращении, скажем, что после свадьбы жених разрисовывает свой дом, где изображает черта в преисподней.

Разбор краткого содержания

На заметку!

После изучения краткого содержания, настоятельно рекомендуется читать полное произведение.

Канун Рождества, ночь. Выглянули звезды и месяц. Пришло время славить Христа и колядовать. Но вдруг в Диканьке из трубы одной хаты вместе с клубами дыма выскочила ведьма. Сидя на метле, поднимаясь всё выше, хватала она с неба в рукав звёзды. Откуда ни возьмись появилось чёрное пятнышко и стало превращаться в нечто странное. Спереди была мордочка, похожая на лицо немца в пенсне, но с пятачком, как у свиньи, и козлиной бородкой. На голове были рожки. А одето это существо было в мундир, как губернский стряпчий. Завершал странную картину торчавший из-под мундира хвост. Это был чёрт, который явился для того, чтобы погрешить и пошалить перед таким важным для людей событием, как Рождество. Чёрт взвился ввысь и украл месяц. Но зачем?

Он знал, что в эту ночь дочь Чуба, красавица Оксана, останется дома одна, потому что её батя уйдёт в дьяку на кутью. И к ней придёт кузнец, который известен в околотке как живописец, искусно расписывающий иконы. Он был человек богобоязливый, и за это чёрт его не любил. Особенно обозлился он на кузнеца после того, как тот нарисовал картину Страшного суда и поверженного чёрта. Нечистый после этого поклялся отомстить кузнецу.

А между тем Чуб и Панас собрались в гости к дьякону в его новую хату. Но лишь вышли за порог, погрузились в полную темноту. В чём дело - поняли быстро: месяца-то нет! Кум предложил остаться дома, но Чуб, который и сам этого хотел, был всё-таки упрямым и наперекор словам Панаса сказал, что идти надо.

В это время Оксана любовалась собой перед зеркалом и сама с собой вела диалог. Хороша ли она на самом деле, как люди говорят. Нет, не хороша. Глаза чёрные, прожигающие, косы, как змеи. Но нет - хороша! Счастлив будет тот, кому она в жёны достанется. За этим самолюбованием и застал её кузнец Вакула. Девушка рассердилась и в то же время смутилась. Но и насмешка была в её взгляде.

Оксана пытает Вакулу, верно ли люди говорят, что мать его ведьма. В ответ она слышит, что кузнецу всё это безразлично. А важна для него только она.

На самом деле Солоха, мать Вакулы, ведьма. Это она летала по небу. Домой она вернулась вместе с чёртом. И это не единственный её гость. К ней захаживают многие из хуторских мужиков. При этом никто не подозревает, что есть у ловкой Солохи ещё обожатели. Больше всего она мечтала породниться с богатым вдовцом Чубом. Она боялась, что влюбленный в Оксану Вакула женится на девушке и получит всё её добро, а сама Солоха уже не сможет зажить одной семьёй с казаком. Не положено, согласно христианским правилам.

В доме Солохи нечаянно столкнулись черт и заплутавшие Чуб с кумом. Разозлённый чёрт устроил сильную метель, чтобы вернуть обратно Чуба, а заодно спугнуть кузнеца. Чуб действительно возвращается, но кузнец, не узнав его, гонит прочь.

Чуб снова идёт к Солохе, с которой уже вовсю кокетничает чёрт. Месяц вылетает из кармана нечистого и возвращается на небо. Погода устанавливается хорошая, начинается массовое колядование.
Оксана хвалит подружкины черевички, и кузнец обещает, что достанет ей такие же, и даже лучше - какие мало у какой панночки есть. Оксана в ответ горделиво требует царских черевичек и обещает в случае успеха пойти за Вакулу замуж. Парубок и сердится на возлюбленную, и не может противиться её чарам.

Между тем у Солохи в доме происходит целая комедия с мешком. Сначала туда попадает чёрт из-за опасности попасться на глаза сельскому голове, который зашёл к женщине из-за метели. Потом слышится стук в дверь дьяка. Вдова велит прятаться голове в мешок.

Дьяк рассыпается в любезностях перед Солохой, но вскоре является казак Чуб. Испуганный служитель церкви прыгает в другой мешок. Дьяка сразу отправили в мешок из-под угля, но уже в другой. Служитель церкви оказался таким худым и так съежился от страха, что сверху неплохо было насыпать дополнительных полмешка угля.

Чуб уверен в том, что он здесь один, шутит, но вот раздаётся стук в дверь, и появляется кузнец. Чуб оказывается в одном мешке с дьяконом.

Вакула сокрушается о том, что совсем потерял волю из-за Оксаны. Он уносит мешки, оставленные посреди хаты. Охваченный грустными мыслями, он не замечает их подозрительной тяжести. И, когда снова видит Оксану, прогуливающуюся за окном с молодёжью, волнуется с новой силой. Девушка напоминает ему о своём капризе - черевичках. Вакула бежит прочь, а жители Диканьки распространяют слухи, что кузнец или сошёл с ума, или повесился.

Вакула идёт к запорожцу Пузатому Пацюку: тот «немного сродни черту», робко просит показать ему дорогу к черту. Хозяин ест галушки и вареники, не прилагая никаких усилий: еда сама запрыгивает ему в рот. Пацюк говорит, что черт у кузнеца за плечами. И правда, на улице черт выпрыгивает из мешка и обещает Вакуле Оксану. Но кузнец хитёр: он хватает черта за хвост, осеняет крестом и приказывает везти себя к царице в Петербург.

Содержимое мешков «оживает», ухажёры Солохи понимают, что она их одурачивала, и доверие к ней сходит на нет.

Кузнец оказывается в Петербурге, находит запорожцев, которые по осени были проездом в Диканьке, и просит взять его на приём к царице. Роскошь дворца потрясает молодого парубка. Он вместе с запорожцами предстаёт перед императрицей и просит у неё царских черевичек. Екатерина тронута искренностью и простодушием кузнеца и исполняет его желание.

На хуторе в это время бабы собрались на улице и спорят о судьбе Вакулы. Оксана волнуется, плохо спит ночь, утром бежит в церковь искать кузнеца. Не найдя его там, расстраивается до слёз. А кузнец уже вернулся, выспался и стал собираться к Чубу свататься. Чуб, злой на легкомысленную и лукавую Солоху, отвечает согласием. По душе ему подарки Вакулы. Видит он и то, что сама Оксана счастлива. Обретя вновь любимого, она готова идти за него замуж « и без черевиков» . Вакула женился, как и хотел и ярко расписал свою хату. А в церкви он намалевал до того страшного черта, что все «плевали, когда проходили мимо».

  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила. Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить всем добрым людям и всему миру, чтобы было весело колядовать и славить Христа».

Парни в украинском селе готовят свои проказы, девушки наряжаются у зеркала. Скоро они выбегут на скрипучий снег, чтобы петь под окнами рождественские колядки и желать здоровья и процветания хозяевам. А в благодарность получат от кого медный грош, от кого — кусок колбасы.

Через трубу из одной хаты вместе с клубами дыма вылетела ведьма верхом не метле. Поднялась до самого неба да и набрала полный рукав звезд. Навстречу ведьме летит черт: «Спереди совершенно немец (иноземец): узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пятачком...», тоненькие ножки, сзади хвост — «такой острый и тонкий, как теперешние мундирные фраки». Небольшие рожки, козлиная боро-денка... «Последнюю ночь осталось черту шататься по белому свету и выучивать грехам добрых людей...»

Ведьма ворует звезды, а черт собрался украсть месяц. Обжегся, стал перекидывать из одной руки в другую и, наконец, «поспешно спрятал в карман».

Зачем черту это было нужно? А было черту известно, что «богатый козак Чуб приглашен дьяком на кутью», где будут почтенные гости. В его отсутствие к его дочке Оксане — первой красавице на все село — наверняка придет влюбленный в нее кузнец Вакула, «силач и детина хоть куда». А черт ненавидит Вакулу, потому что в «досужее от дел время кузнец занимался малеванием»: он расписывал миски, хаты, изображал святых и на церковной стене нарисовал «святого Петра, изгоняющего из ада злого духа».Черт был представлен в самом отвратительном и униженном виде — «грешники били его и гоняли кнутами, поленами и всем чем ни попало».

Нечистый решил отомстить Вакуле: Чуб ленив, в темную зимнюю ночь он из дому не выйдет. Вот кузнецу и не придется свидеться с Оксаной — между отцом девушки и влюбленным в нее хлопцем существует давнишняя неприязнь.

После похищения месяца сделалось так темно, что «не всякий бы нашел дорогу к шинку, не только к дьяку». Черт в темноте подкрадывается к ведьме, начинает ей нашептывать любезности...

Козак Чуб в такую темную ночь и остался бы дома, покуривая люльку (трубку), но манит его варенуха и шафранная водка, которыми наверняка попотчуют у дьяка. Да и выходит он из дому не один, а с кумом — идти будет нескучно.1

— Так что же, кум? Как нам быть? Ведь темно на дворе? — делает Чуб попытку посоветоваться.

Кум предлагает остаться дома — и Чуб тотчас поступает наперекор. Кумовья тащатся к дьяку.

Оксане не было еще и семнадцати лет, но все «парубки гуртом провозгласили, что лучшей девки и не было еще никогда, и не будет никогда на селе... Оксана знала и слышала все, что про нее говорили, и была капризна, как красавица...»

Парубки, попробовав привлечь внимание красавицы, мало-помалу отставали от нее и обращались не к таким избалованным девушкам. Один кузнец был постоянен.

После ухода отца девушка жеманится перед зеркалом: «Разве черные брови и очи мои так хороши, что уж равных им нет на свете?.. Я вижу теперь, что я совсем не хороша!» и тут же: «Нет, хороша я! Ах, как хороша! Чудо! Какую радость принесу я тому, кого буду женою!»

Кузнец, потихоньку вошедший, любуется ею — даже ее притворный гнев («Зачем пришел? А не погнать ли тебя лопатой?») и непритворное самолюбование приводят хлопца в восхищение.

Оксана расспрашивает Вакулу, правда ли, что его мать ведьма. Тот отвечает, что ему все равно: «Ты у меня и мать, и отец, и все, что есть дорогого на свете...»

Ведьма же, на самом деле мать Вакулы — Солоха, с морозного неба лихо спускается в трубу, предварительно убедившись, что Вакула не назвал в хату гостей. С ней спускается и черт. К сорокалетней Солохе захаживают и дьяк (когда дьячихи нет дома), и голова, и козак Корний Чуб, и козак Касьян Свербыгуз. Солоха ловка — никто из ее обожателей не подозревает, что у него есть соперники.

Приветливее всего Солоха с Чубом: он был вдов и богат (волы, коровы, птица, огород, сундуки с нарядами покойной жены). Солоха была очень не прочь обвенчаться со вдовцом и присоединить его хозяйство к своему. Поэтому ей очень не нравилось, что сын ее влюблен в Оксану: если Вакула женится на дочери Чуба, то добро достанется кузнецу, а мать его уже не сможет выйти замуж за козака — церковь такие «перекрестные браки» порицает.

Черт уж влетел в трубу да увидел Чуба с кумом. Тогда он вновь вылетел и, по-собачьи разрывая мерзлый снег лапами, устроил настоящую метель, — надеялся, что теперь-то Чуб все-таки воротится домой и отколотит назойливого кузнеца.

Во время метели Чуб с кумом потеряли друг друга. Кум набрел на шинок, что очень его обрадовало. А Чубу удалось найти свою хату, но... Навстречу ему с грозным видом вышел кузнец:

— Чего надо?

Чуб решил, что из-за метели он перепутал дорогу. «Верно, это хата Левченко, который сейчас сидит у дьяка... А кузнец — хо-хо! — верно, ходит к его молодой жене!»

Чуб заявляет, что он пришел колядовать, но Вакула прогоняет его толчками. Чуб отправляется к Солохе, приговаривая:

— Больно поколотил проклятый кузнец!

Солоха вылезла из печи и начала прибираться. Только Кузнецовы мешки оставила посреди хаты: его мешки — пусть он и убирает!

Черт любезничает с Солохой, добиваясь нежностей. Он и не заметил, что месяц вылетел из его кармана и вновь утвердился на небе. «Метели как не бывало. Снег загорелся широким серебряным полем и весь обсыпался хрустальными звездами». Парубки и девушки высыпали на улицы, почти под каждой хатой толпились колядники.

Компания девушек с мешками ввалилась в хату Оксаны, хвастаясь наколядованным: паляницами, варениками, колбасами...

Оксана веселится. Она хвалит черевички, которые замечает на своей подруге Одарке. Кузнец обещает своей ненаглядной Оксане принести лучшие черевички — «какие редкая панночка носит».

Оксана смотрит надменно:

— Если ты достанешь черевики, которые носит царица, то сей же час выйду за тебя замуж!

Колядующие девушки уводят вслед за собой капризную красавицу. Кузнец выходит вслед за ними. Он пытается убедить себя, что «доброй хозяйки» из Оксаны не выйдет, «она только мастерица рядиться». Но ее «смеющийся образ» не оставляет его.

В это время черт увивается возле Солохи — и тут в дверь раздается стук. Это заявился сельский голова. Пока Солоха открывала дверь, черт проворно юркнул в мешок. Голова объявил Солохе о том, что из-за метели не пошел, как намеревался, к дьяку — и теперь проведет весь вечер с нею.

Теперь уж с любезностями к ведьме пристает дьяк: прикасается к ее полной руке, тут же отскакивает и спрашивает с видом лукавым и самодовольным:

— А что это у вас, великолепная Солоха?

Неизвестно, сколько бы дьяк еще так трогал и прыгал, спрашивал и отскакивал, но послышался стук и голос козака Чуба.

Трусливый дьяк заметался, задрожал всем телом:

— Что теперь, если застанут особу моего звания? Дойдет до отца Кондрата!

Но более отца Кондрата дьяк боялся своей грозной жены, которая не стеснялась в гневе вырывать дьяку волосы из положенной ему по сану косы.

Дьяк был тоже засунут в мешок из-под угля, уже в другой. Служитель церкви тщедушен, от страха он так съежился, что сверху можно было насыпать еще полмешка угля.

Чуб входит к Солохе в прекрасном настроении. Он даже шутит, будучи абсолютно уверенным, что он единственный герой сердца деревенской красотки:

— Уж не развлекалась ты уже с кем-нибудь без меня?

Но не успел шутник с морозу выпить рюмку, как в дверь постучал кузнец. Что было делать Солохе? Она затолкала Чуба в тот же мешок, где на дне скорчился дьяк.

Кузнец опустился на лавку, будучи сильно не в духе. Мать его вышла в огород, чтобы побеседовать с очередным претендентом на ее ласки. Вакула подхватил мешки: «Дрянь всякая валяется посреди хаты, а ведь праздник!» С трудом взвалив груз на плечи, кузнец выбирается из дома. Он огорчен: «Околдовала меня Оксана! Раньше подковы руками гнул, а теперь мешка не подниму!»

Бедолага не знает, что взвалил на плечи и долговязого голову, и толстого Чуба, и дьяка, да еще и черта в отдельном маленьком мешке (кузнец думает, что там — его инструменты).

Увидев на улице толпу, где сияет черными очами Оксана, кузнец подходит поближе. Лукавая девушка вновь напоминает о черевичках, «которые носит царица». Кузнец бросил все мешки (кроме маленького, с чертом) и заявил в сердцах:

— Прощай, Оксана! Ищи себе какого хочешь жениха, а меня больше не увидишь на этом свете.

На бегу попрощался Вакула с парубками и завещал все добро, что найдется в его скрыне (сундуке), на церковь. Бросив тяжелые мешки на дорогу, с чертом за плечами бросился Вакула бежать. Остановившись перевести дух, он подумал, что, покончив с собой, все равно погубит свою душу. Не попробовать ли последнее средство — пойти к запорожцу Пузатому Пацюку, который, говорят, колдун и всех чертей знает.

Пацюк жил в Диканьке вот уж десять, а то и пятнадцать лет. Он был так огромен, что все реже выходил на улицу — видно, в двери пролезть не мог. Но у себя принимает — в селе Пацюк известен как искусный знахарь.

Кузнец «не без робости отворил дверь». Пацюк ел галушки без помощи столовых приборов и рук — просто хлебал из кадушки жижу, то и дело ухватывая зубами галушки.

Но это были еще не чудеса. А вот когда принялся бывший запорожец за вареники, то Вакула просто застыл: сами собой прыгали эти изделия из теста в сметану, обмакивались и отправлялись в широко разинутую пасть Пацюка.

Вакула удивлен и даже напуган, но, тем не менее, вежливо интересуется у знахаря, не может ли он помочь найти черта и попросить у него помощи. Ведь поговаривают, что и сам Пацюк немного сродни черту.

— Тому не нужно далеко ходить, у кого черт за плечами... — произнес запорожец.

И Вакула почувствовал, как в его разинутый от удивления рот влетел вареник и уже запачкал ему рот сметаною.

Кузнец бросился наутек. На улице черт выскочил из мешка и сел верхом кузнецу на шею. Нечистый стал сулить благочестивому Вакуле и деньги, и любовь Оксаны... Только вот нужно подписать контракт...

Кузнец сделал вид, что согласился. Но подобные контракты с чертом ведь подписывают кровью?

Кузнец полез в карман якобы за гвоздем, но, изловчившись, поймал черта за хвост и сотворил крест. «Черт сделался тих, как ягненок».

Умоляя не класть на него страшного креста, нечистый согласился служить кузнецу. Вакула велел везти его в Петербург — и тут же почувствовал себя поднимающимся на воздух.

«Долго стояла Оксана, раздумывая о странных речах кузнеца...» Но ей удалось утешиться: «Не пройдет минут десять, как он придет поглазеть на меня...» Оксана решила быть помягче. Может, дать позволить как бы нехотя поцеловать себя...

И вот уже капризная красавица смеется с подругами. Девушки обращают внимание на брошенные кузнецом огромные мешки. Решили погрузить их, неподъемные, на санки и посмотреть у Оксаны в хате, что там.

Пока девушки бегали за санками, из шинка вышел кум. Решил, что мешки набиты кнышами и паляницами, а то и чем получше. Одному ему мешка не поднять. Кстати случился ткач Остап. Вдвоем они отнесли мешок с Чубом и дьяком в хату к куму. Жена кума, обычно сплетничавшая у соседок, неожиданно оказалась дома. Поскольку кум был горький пьяница, жена его часто ставила ему синяки под глазами и ругала его на чем свет стоит. Нищая их хата была богата только скандалами.

Завидев мешок с добычей, кума вознамеривается его отобрать. Кум пытается его отстоять, кума хватает кочергу... Достается и мужу, и ткачу. Ощупав мешок, женщина решает, что там целый кабан! Но из мешка выбирается Чуб. Усмехаясь, он уверяет, что нарочно подшутил над кумом. Но пусть тот не расстраивается: внизу еще что-то шевелится... Вряд ли кабан. Но поросенок — точно! Вместо поросенка вылезает дьяк...

— Вот тебе и Солоха! — восклицает Чуб. — Теперь я все знаю: у нее в каждом мешке по два человека. А я думал, что она только мне одному...

Девушки немного удивились, не обнаружив одного мешка, но Оксана утешилась тем, что и одного хватит. Когда мешок втащили в хату, голова не смог сдерживать икоту, которая давно уже мучила его. Он принялся икать и кашлять. Девушки испугались, бросились вон. В этот момент появился Чуб. Он попросил «не прогневаться, что не называю по имени и отчеству, вылезай из мешка!»

Вылез голова. Чуб от удивления вместо того чтобы спросить, как этот важный человек залез в мешок, осведомился:

—А позволь спросить тебя, чем ты смазываешь сапоги — смальцем или дегтем?

Голова степенно ответил, что дегтем лучше — и вышел из хаты.

А Чуб долго еще вслух дивился своей глупости, проклинал Солоху и требовал вытряхнуть из мешка второго человека.

«Сначала страшно показалось Вакуле, когда поднялся он от земли на такую высоту, что ничего уже не мог видеть внизу, и пролетел как муха под самым месяцем так, что если бы не наклонился немного, то зацепил бы его шапкою...»

Но вот и Петербург, освещенный по поводу какого-то праздника иллюминацией. За шлагбаумом, опустившись на землю, черт оборотился в коня.

«Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены... Дома росли и будто поднимались из земли на каждом шагу, мосты дрожали, кареты летали... С изумлением оглядывался кузнец на все стороны. Ему казалось, что все дома устремили на него свои огненные очи и глядели... Господ в крытых сукном шубах он увидел так много, что не знал, перед кем шапку снимать...»

Кузнец, хотя и оробел, здравого рассудка не потерял. Он велел черту залезть к нему в карман и вести сначала не к царице, а к запорожцам, которые проезжали осенью через Диканьку. Он знал, что они из Сечи направлялись с бумагами к царице. Так, верно, знают, как к ней лучше обратиться с просьбою. Запорожцы не сразу, но узнали гостя: «это тот кузнец, что малюет важно!» Брать диканьского живописца с собою к царице (а визит был назначен прямо на этот вечер) запорожские послы сначала отказывались, но кузнец, стукнув по карману, велел черту: « Проси!»

И вот уже, переодевшись в зеленый запорожский жупан, вместе с другими посланцами Сечи едет кузнец в огромной карете на мягких рессорах. Вот он вступает на «блистательно совещенную лестницу»... Особенно восхищают талантливого и чувствительного жителя Диканьки произведения живописи: «Что за чудная картина! Вот, кажется, говорит, кажется, живая! А дитя святое! А ручки прижало! Усмехается, бедное... А краски! Важная работа!»

Кузнеца подталкивают, чтобы не задерживался. Вместе со всеми запорожцами он оказывается в зале, где велено дожидаться. С послами Сечи беседует Потемкин, «величественного роста, довольно плотный человек в гетьманском мундире, в желтых сапожках. Волосы его были растрепаны, один глаз немного крив, на лице изображалась какая-то надменная величавость, во всех движениях видна была привычка повелевать...» Потемкин велит говорить, как он научил.

Является императрица с фрейлинами. Запорожцы падают ниц и твердят:

— Помилуй, мамо, помилуй!

— Не встанем, мамо, не встанем!

Дородная голубоглазая напудренная женщина с величественно улыбающимся видом желает познакомиться со своим народом. Поднявшись, запорожцы говорят совершенно не то, чему учил их Потемкин. Они напоминают о своих воинских заслугах и желают выдвинуть важные требования.

— Чего же хотите вы? — спрашивает Екатерина.

И тут Вакула повалился на землю со своей просьбой о черевичках для своей «жинки».

Царица засмеялась:

— Право, мне очень нравится это простодушие!

Она повелела принести для Вакулы самые дорогие башмачки с золотом.

Получив башмачки, Вакула восхитился:

—Если такие башмачки, какие ж должны быть самые ножки? Должно быть, из чистого сахара.

Царица приняла комплимент весьма благосклонно, тем более что Вакула, несмотря на смуглое лицо, был настоящим красавцем.

Запорожцы стали толкать кузнеца в бока, и он шепнул черту: «Выноси меня отсюда скорее!»

А в селе бабы до драки спорят: утопился кузнец или повесился?

Голова искренне, хотя и приземленно, сожалеет о том, что кузнец утопился.

— Какой важный живописец был! Какие ножи, серпы, крепкие плуги умел выковывать! Таких людей мало у нас на селе... А я собирался подковать свою рябую кобылу...

Оксана не верит, что кузнец мог покончить с собой: он довольно набожен, чтобы погубить свою душу. Но вдруг он у^ел, чтобы никогда не возвратиться? А ведь другого такого не найти! Всю ночь Оксана не может заснуть — «и к утру влюбилась по уши в кузнеца».

Рождественским утром вся церковь была полна празднично наряженного народа. «На всех лицах, куда ни глянь, виден был праздник... Одна Оксана стояла как будто не своя: молилась и не молилась... Слезы дрожали на глазах...» И все-таки без кузнеца всем односельчанам праздник был не таким.

Черт мигом доставил Вакулу прямо к его хате. Кузнец схватил хворостину, трижды хлестнул ею нечистого, и «бедный черт припустил бежать, как мужик, которого только что выпарил заседатель». Так «враг человеческого рода был сам одурачен».

Кузнец же от усталости заснул в сенях так крепко, что проспал заутреню и обедню. Это повергло его в уныние. Решив, что он будет каяться и весь год бить по пятьдесят поклонов, Вакула несколько успокоился, обрядился в запорожское платье, полюбовался еще раз красотой черевичек...

Новую шапку из решетиловских смушек (каракуль), новый «всех цветов пояс» и нагайку (плетку) он завернул в платок и отправился прямо к Чубу.

Чуб уж «не знал, чему дивиться: тому ли, что кузнец воскрес, тому ли, что кузнец смел к нему прийти, или тому, что он нарядился таким щеголем и запорожцем».

Вакула преподнес в дар Чубу пояс и шапку, вручил ему нагайку и склонил спину:

— Помилуй, батько! Не гневись! Бей, сколько хочешь...

Чуб взял нагайку и три раза ударил склоненную спину.

— Отдай, батько, за меня Оксану! — осмелел Вакула.

Чуб посмотрел на рогатые дары, вспомнил вероломную Солоху и согласился.

Оксана посмотрела на кузнеца «с изумлением и радостью».

Вакула протянул ей черевички — «те самые, которые носит царица».

Оксана замахала руками, не сводя с него очей:

— Не надо черевиков! Я и без черевиков...

И покраснела. «Никогда она не была так хороша...»

Спустя некоторое время проезжал через Диканьку архиерей и подивился размалеванной хате кузнеца Вакулы, около которой стояла красивая женщина с ребенком на руках. Это была Оксана. Окна хаты были обведены красной краской, а на дверях были нарисованы козаки на лошадях и с трубками в зубах.

Особенно же похвалил архиерей Вакулу, когда узнал, что тот выдержал церковное покаяние, «выкрасил даром весь левый крылос зеленою краскою с красными цветами». А на стене сбоку намалевал черта в аду — «такого гадкого, что все плевали, когда проходили мимо». Бабы же, если вдруг у них на руках плакало дитя, подносили его к картине и говорили:

— Он бач, яка кака намалевана!

«И дитя, удерживая слезенки, косилось на картину, и жалось к груди своей матери».

Ссоры