Мария голубкина актриса год рождения. Единственный муж марии голубкиной

На протяжении долгих тринадцати лет Мария Голубкина и Николай Фоменко были одной и самых ярких супружеских пар в российском шоу-бизнесе. Потом отношениям звездной пары пришел конец, однако ради двоих общих детей артисты сумели сохранить дружеские отношения. Сейчас старшей дочери Голубкиной и Фоменко Анастасии 17 лет, а младшему сыну Ивану – 12. Шесть лет назад у Николая появился ребенок от четвертого брака – сын Василий. Кроме того, у шоумена есть взрослая дочь Екатерина.

Оказывается, все дети Фоменко дружат между собой, и Мария Голубкина этому только рада. «У меня сейчас дети совершенно спокойно общаются и с Колиной женой, и со своим братом, и со старшей сестрой», - делится Голубкина.

Актриса говорит о бывшем муже без тени обиды. По тону Марии становится понятно, что после развода с Николаем они остались друг другу родными людьми, а у детей тоже здоровые отношения с новой семьей папы. «У Коли ведь уже трое внуков. И прекрасно все вместе существуют. Мы вообще живет немного в другое время, сейчас все это проще», - говорит звезда.

Примечательно, что в детстве сама Голубкина знала о том, что бок о бок с ней растет ее сводная сестра Мария Миронова, однако девочки между собой не общались. Близость между звездами кино появилась только в зрелом возрасте, после совместных съемок в фильме «Свадьба». «Обычное дело, что после 30 лет братья и сестры начинают ближе общаться. Потому что в молодости каждый сам по себе. А с Машей мы учились в параллельных классах. Центр-то небольшой, вот мы и оказались в одной школе, - признается Мария. - В детстве проходили мимо друг друга, разве что просто здоровались».

// Фото: Кадр из фильма «Свадьба»

Голубкина считает, что из ревности мама была против ее общения со сводной сестрой и ее семьей. Андрей Миронов оставил первую жену Екатерину Градову, когда их дочке Маше было всего три года. Однако, по словам актрисы, ее мама Лариса Голубкина, которая стала второй супругой легендарного артиста, была в курсе, что Андрей Миронов видится со своей дочкой от первого брака. Артистка вынуждена признать, что культура воспитания в те времена была не такой высокой, как сейчас, поэтому, наверное, она знала о сестре не многое. «Мама даже ставила мне в пример Машу Миронову. Так и говорила: «Вот Маша Миронова – она молодец, она хорошая девочка, она на пятерки учится и в комнате убирает». А Маша сейчас говорит, что слышала про меня в детстве то же самое» - смеется Голубкина в интервью изданию «7 дней» .

Голубкина Мария - выдающаяся актриса театра и кино. В свои 44 года ей удалось сняться в более чем тридцати фильмах, среди которых «Девочки», «Личный номер», «Сказка о женщине и мужчине», «Вместо меня», «Ленинград» и другие. Биография Марии Голубкиной непроста. В ее жизни было немало трудностей. Однако это не помешало ей взобраться на звездный Олимп и стать любимицей миллионов телезрителей.

Родители актрисы и ее детство

Мария Андреевна Голубкина родилась в московском роддоме 22 сентября 1973 года. Ее кровный отец, Николай Григорьевич Щербинский-Арсеньев, является обладателем трех международных премий, которые были получены им за режиссерскую и операторскую деятельность. Сама же Мария своего биологического отца не признает. Скорее всего, это связано с детской обидой. Ведь Николай Григорьевич ушел из семьи практически сразу после рождения Маши.

Мама Марии Андреевны, Голубкина Лариса Ивановна - советская и российская актриса театра и кино, известная по таким фильмам, как «Гусарская баллада», «Сказка о царе Салтане», «Трое в лодке, не считая собаки» и др. Когда Маше был год, в их семью пришел Андрей Миронов. С ним ее мама прожила 14 лет - вплоть до самой смерти Андрея Александровича. Миронов очень сильно любил Машу, поэтому через несколько лет совместной жизни с Ларисой Ивановной он ее официально удочерил. Так в жизни Андрея Александровича появляются две дочери: одна от первого брака, которую, кстати, тоже звали Марией, вторая - наша героиня. К сожалению, сестры так и не смогли сродниться. По сей день девушки испытывают неприязнь друг к другу, которая была видна еще с момента их совместной работы в фильме «Свадьба» (реж. Павел Лунгин).

В своих интервью наша героиня очень часто поднимает тему своих родителей. В биографии Марии Голубкиной они сыграли немаловажную роль - это правда. Их советы всегда помогали Маше принять правильное решение.

Начало творческого пути

Как это часто бывает, Мария пошла по стопам своих родителей, хотя у нее были все задатки для того, чтобы стать профессиональной спортсменкой. С 11 лет будущая актриса стала заниматься конным спортом. Все свое свободное время она посвящала лошадям и верховой езде. Однако со временем актерские гены все же взяли свое - Голубкиной захотелось стать большой артисткой.

Впервые попробовать себя в кинематографе Марии удалось еще в школьные годы. Так, в возрасте 16 лет ее приглашают сняться в фильме «Ребро Адама» (реж. Вячеслав Криштофович) в роли Насти. После того как картина вышла на экраны телевизоров, у Маши появились первые поклонники.

Студенчество и дальнейшая работа в кино

Чтобы продолжить развивать свой актерский талант, Маша поступает в Щукинское училище. Параллельно с учебой Голубкина продолжает сниматься в кино. За весь период обучения в «Щуке» ей удалось сняться в четырех прекрасных фильмах, среди которых «Завтра» (реж. Александр Панкратов), «Фанданго для Мартышки» (реж. Александр Бурко), «Сыскное бюро «Феликс»» (реж. Владимир Лаптев) и «Хоровод» (реж. Владимир Кучинский). Однако всероссийскую славу нашей героини принесет фильм «Свадьба», снятый в 2000 году режиссером Павлом Лунгиным. После того как эту картину увидят миллионы телезрителей, в биографии актрисы Марии Голубкиной произойдет резкий творческий подъем. Ее фильмография начнет стремительно пополняться.

Сегодня Мария продолжает сниматься в кино. Среди ее последних работ такие фильмы, как «Куба» (2017), «Садовое кольцо» (2016), «Синхронистки» (2016), «Жемчуга» (2016), «Москвичка» (2014), «Разрывая замкнутый круг» (2014), «Путь лидера» (2013) и другие.

Карьера в театре

В 1995 году наша героиня оканчивает Щукинское училище и вступает в труппу театра Сатиры, в котором когда-то играл ее отчим - Андрей Александрович Миронов. Там Мария проработает 11 лет, а затем перейдет в Театр им. Пушкина, где тоже долго не продержится.

О личном

Личная жизнь в биографии Марии Голубкиной занимает особое место, она всегда была интересна многим ее поклонникам. Поэтому будет несправедливо, если мы о ней не поговорим.

Первым мужем Марии Голубкиной стал небезызвестный Николай Фоменко (актер, шоумен, музыкант). Поженились возлюбленные в 1995 году, практически сразу после того, как Мария Андреевна окончила Щукинское училище. Их брак просуществовал недолго - всего 13 лет, однако подарил бывшим супругам двух замечательных деток - Анастасию и Ивана.

Вообще, Мария очень тяжело переживала этот развод. Чтобы хоть как-то заглушить свою боль, Голубкина стала принимать антидепрессанты. После добавился алкоголь. Вернуться к жизни Марии Андреевне помогли ее дети. Ради них она взяла себя в руки и продолжила строить актерскую карьеру. С этого момента в биографии Марии Голубкиной начался новый период. Кстати, сейчас Мария и Николай поддерживают дружеские отношения.

Были ли еще мужья в биографии Марии Голубкинй? А вот здесь начинается самое интересное. В 2013 году, спустя пять лет после развода с Николаем Фоменко, актриса появляется на публике в свадебном платье, аргументируя это тем, что совсем недавно вышла из отделения ЗАГСа и еще не успела переодеться. Затем Мария Андреевна раскрыла тайну о том, что ее новым мужем стал космонавт, который сразу после окончания бракосочетания отправился покорять космос. Разглашать имя своего избранника актриса не могла в связи с тем, что это было государственным секретом. Конечно, все это оказалось выдумкой артистки. Такой выходкой она хотела выставить на посмешище общественности российских журналистов. Стоит признать, что это у нее прекрасно получилось.

Невыдуманная история о новом возлюбленном

Совсем недавно в жизни нашей сегодняшней героини появился «реальный» мужчина. Новым возлюбленным Марии стал сын советского «Шерлока Холмса» - Борис Ливанов. Судьба этого человека непроста. Несколько лет ему пришлось провести за решеткой. Но, несмотря на это, Мария Голубкина все же смогла разглядеть в нем чуткого и доброго мужчину. Также есть информация, что влюбленные уже подали заявление в ЗАГС и вскоре хотят отыграть шикарную свадьбу. Что ж, нам остается только ждать. Будем надеяться, что это не очередная выдумка Марии.

О биографии, личной жизни и новом муже Марии Голубкиной мы уже поговорили. Теперь настало время интересных фактов:

  • Российская актриса вот уже на протяжении более тридцати лет занимается конным спортом.
  • Свою любовь к лошадям Мария передала и своему первому мужу - Николаю Фоменко. Несколько лет назад у него был даже собственный конь.
  • После того как в Театре им. Пушкина стал работать новый художественный руководитель, наша героиня сразу же уволилась оттуда.
  • В 1991 году Мария Андреевна была удостоена премии «Созвездие» в номинации «За дебют».
  • После своего развода с первым мужем Мария долгое время избегала общения со своими близкими и родными. Кстати, о причинах разрыва отношений бывших возлюбленных до сих пор нет точной информации. Кто-то говорит, что развод произошел из-за измены Николая с молодой особой из Петербурга, другие считают, что всему виной «жесткий» характер Марии, с которым Фоменко было очень тяжело смириться.
  • Со своим новым мужчиной, Борисом Ливановым, Мария Голубкина была знакома еще с Щукинского училища. Однако любовь между ними вспыхнула только спустя десятилетия.

Настоящее время

Сегодня биография Марии Голубкиной продолжает пополняться яркими событиями: она активно снимается в кино, работает на радио и телевидении, пытается построить новые отношения. Кроме этого, актриса является частым гостем «Инстаграма». Там можно увидеть огромное количество фотографий Марии в различных ипостасях.

Выросшая в семье звезд советского кино Андрея Миронова и Ларисы Голубкиной, Мария Голубкина продолжила знаменитую актерскую династию. Ее отец — режиссер Николай Щербинский-Арсеньев, Миронов удочерил девочку после официального оформления отношений с Ларисой Голубкиной в 1976 г. Маша практически выросла за кулисами театра, еще в детстве она начала выходить на сцену Театра Сатиры, а в 16 лет впервые появилась на большом экране, сыграв одну из главных ролей в фильме «Ребро Адама». За нее юная актриса даже получила премию гильдии киноактеров «Созвездие» в номинации «За дебют». После школы Голубкина поступила в театральное училище имени Щукина на курс Аллы Александровны Казанской и окончила его в 1995 году. Сразу после окончания учебы девушка начала работать актрисой в театре Сатиры, где служили и Лариса Голубкина, и Андрей Миронов. Параллельно с работой в театре она продолжала сниматься. Несмотря на то, что этот этап ее карьеры пришелся на середину 90-х, когда фильмов снимали очень мало, как минимум раз в год фильмография Марии Голубкиной пополнялась новой картиной. Среди ее работ тех лет - «Фанданго для мартышки», «Сыскное бюро «Феликс»», «Хоровод», «Завтра. Любовь в запретной зоне» и пр. Самой заметной и для зрителей, и для критиков стала ее роль в «Свадьбе» Павла Лунгина (2000 г.), где также снялась ее тезка и сестра по отцу - дочь Андрея Миронова и актрисы Екатерины Градовой — Мария Миронова.

В 1995 году Мария Голубкина вышла замуж за актера, телеведущего и шоумена Николая Фоменко, впоследствии вместе с супругом она работала в Театре Пушкина, куда перешла из театра Сатиры в 2007 г. В 2010 г. после смерти художественного руководителя театра Романа Козака и назначения нового худрука Голубкина и Фоменко одновременно заявили о своем уходе из труппы. Вместе супруги прожили 13 лет, у них в 1998 году у них родилась дочь Анастасия, а в 2003 - сын, которого решили назвать Иваном. Расставание пары было громким и публичным, в частности, о предстоящем разводе Фоменко и Голубкина сообщили прямо в эфире радиостанции «Маяк», где Мария тогда работала ведущей дневного шоу. В 2014 году актриса вернулась на «Маяк», став соведущей дневного шоу буднего дня «Любовь и голуби» (другая ведущая - ее подруга Маргарита Митрофанова). Впоследствии напарницей Голубкиной по шоу на «Маяке» стала писательница Арина Холина.

Помимо опыта работы на радио, у актрисы есть и опыт работы телеведущей: с 2012 по 2014 год она была одной из ведущих программы «Девчата» на телеканале «Россия-1».

После развода с Фоменко о личной жизни актрисы практически ничего не было известно. В 2013 году появление Марии Голубкиной на Московском международном кинофестивале наделало много шума: она пришла на открытие кинофестиваля в белоснежном свадебном платье и в фате и с удовольствием позировала фотографам. И лишь потом выяснилось, что Голубкина появилась на ММКФ прямо после собственной свадьбы, прошедшей в кругу самых близких. Изначальна она этого не планировала, но поддалась на уговоры Митрофановой, которая была свидетельницей. О новом избраннике актрисы известно мало: его зовут Андрей, он летчик-космонавт, живет и работает в Звездном Городке, а с Голубкиной они познакомились в храме, прихожанами которого оба являются.

Факты

  • Мария Голубкина очень любит лошадей, с 9 лет занимается конным спортом, держит своего коня и является мастером спорта по конному спорту. Также актриса участвует в проекте «Галопом в Рио-де-Жанейро», задача которого привлечь внимание к конному спорту перед Олимпиадой 2016 года в Бразилии.
  • В 2005—2006 годах Голубкина была в жюри игр высшей лиги КВН.
  • Актриса дружит с теле- и радиоведущей Маргаритой Митрофановой, они вместе вели программу «Девчата» на «России-1» и «Любовь и голуби» на радио «Маяк», Митрофанова была свидетельницей на свадьбе Голубкиной.
  • С первым мужем, актером, телеведущим и шоуменом Николаем Фоменко Голубкина прожила 13 лет. В 2013 году актриса снова вышла замуж, ее супруга зовут Андреем, по профессии он летчик.
  • От первого брака у Мария двое детей - дочь Анастасия и сын Иван.

Награды
1991 — Премия «Созвездие» в номинации «За дебют»
Фильмы
1990 - «Ребро Адама»

1991 - «Завтра»

1992 - «Фанданго для мартышки»

1993 - «Сыскное бюро «Феликс»

1994 - «Хоровод»

2000 - «Вместо меня»

2000 - «Свадьба»

2001 - «Пятый угол»

2001 - «Афера»

2001 - «Святой и грешный»

2003 - «Небо и земля»

2003 - «Не привыкайте к чудесам»

2004 - «Француз»

2004 - «Личный номер»

2004 - «Московская жара»

2004 -«Джек-пот для Золушки»

2005 - «Брежнев»

2005 - «Есенин»

2006 - «Девочки»

2007 - «Ленинград»

2007 - «Живописная авантюра»

2008 - «Сказка о женщине и мужчине»

2009 - «Деревенская комедия»

2011 - «Чокнутая»

2011 - «Понаехали тут»

2011 - «Отношения»

2012 - «Соловей-разбойник»

2013 - «Вверх тормашками»

2014 - «Разрывая замкнутый круг»

Бывший любовник актрисы раскрыл тайну рождения дочери Андрея Миронова

Бывший любовник актрисы раскрыл тайну рождения дочери Андрея Миронова

Николай ЩЕРБИНСКИЙ, который считался отцом Марии ГОЛУБКИНОЙ, накануне 25-летия со дня смерти Андрея МИРОНОВА решил пролить свет на темную историю рождения дочери Ларисы ГОЛУБКИНОЙ. Оказывается, приписанная ему дочь была зачата, когда актриса еще находилась в браке с другим мужчиной - бывшим директором «Мосфильма» Владимиром ДОСТАЛЕМ.

Когда несколько лет назад всплыло свидетельство о рождении Марии Голубкиной , где в графе «Отец» значился Николай Щербинский , казалось, в темной истории появления на свет будущей актрисы поставлена точка. Но Лариса Голубкина , несмотря на документ, тогда не прокомментировала свои отношения с Щербинским, заявив, что в ее жизни был один мужчина - всенародный любимец Андрей Миронов . Вот и в этот раз на вопрос, почему актриса не вышла замуж за названного в свидетельстве отца ребенка Щербинского, звезда «Гусарской баллады» предпочла уйти от ответа.

Это было 40 лет назад, и я его, Ленина , с тех пор не видела, - с сарказмом объяснила Лариса Ивановна. - На эту тему я не разговариваю. Телефонному звонку и аналогичному вопросу не обрадовался и сам Николай Щербинский:

Эту неведомую мне Марию Голубкину я, слава тебе Господи, и отроду не видел! Да и дочерью-то моей она просто ну никак быть не может. Как говорится, ни по законам божеским, ни по законам человеческим!

Все эти бесчисленные «информационные вбросы» в желтые газетенки типа «СПИД-инфо», разумеется, исходили отнюдь не от меня. Этот, с позволения сказать, грязный PR постоянно изумлял и моих друзей, и деловых партнеров. Все это только вредило моей деловой репутации и тому серьезному бизнесу, которым я занимаюсь. Разумеется, я предпринял надлежащие юридические меры для того, чтобы доискаться источника всей этой злонамеренной лжи. Признаюсь, поначалу я, было, подумал, что кто-то из коллег Голубкиной, как говорится, хочет нагадить самой Ларисе Ивановне. Но, увы, все оказалось много проще и много хуже. Мне было убедительно доказано и абсолютно документально подтверждено, что все эти лживые публикации исходили из двух непримиримо-противоборствующих источников - самой Ларисы Голубкиной и ее извечной соперницы в «борьбе за тело» покойного Миронова, сочинительницы «мемуаров-трансформеров», бывшей любовницы Андрея Миронова, микроактрисы Татьяны Егоровой . За те десятилетия, в течение которых я, слава тебе Господи, был избавлен от личного общения с Ларисой Ивановной, можно, казалось бы, уже сто раз излечиться даже и от всяческой «любовной заразы». Но вот от патологического внимания семейства Голубкиных к моей скромной персоне избавиться, увы, видимо, так и не удастся! - с горечью заявил Николай Георгиевич Щербинский, доктор экономических наук, генеральный директор известной технической компании, автор целого ряда беллетристических и научных книг, создатель более 50 художественных и документальных фильмов, три из которых были удостоены престижных премий. - Тем не менее, - продолжил он, - я все-таки надеялся на то, что в конце концов эти две пожилые, потрепанные жизнью дамы-соперницы наконец-то угомонятся и окончат свои информационные войны. При этом хочу особо подчеркнуть, что за все те годы, что минули после моего разрыва с Голубкиной, сам я, как меня ни просили, ни разу так и не дал ни единого интервью ни прессе, ни телевидению. Лично мне всегда безумно претила та актерская шатия-братия, которая строит всю свою «творческую» карьеру на альковных утехах и получает «популярность» благодаря бесстыдной демонстрации собственного грязного исподнего бельишка. Как, например, та же Татьяна Егорова, которая вполне успешно зарабатывает на хлеб с маслом за счет книжно-газетно-журнального эксгибиционизма. Но ведь, согласитесь, всякому человеческому терпению есть предел! Вот поэтому-то сегодня я в конце концов все-таки прихожу к мысли о неизбежной необходимости сказать правду. Как говорится, расставить точки над «е». Может быть, хоть этим удастся остановить поток голубиного информационного помета, который продолжает сыпаться с ясного неба на меня, косвенно задевая и моих коллег, друзей, близких мне людей. Ну, сами посудите - то появляется интервью, где сообщается о том, что меня, будто бы «в одночасье собрав мое барахлишко», якобы перевезли на Патриаршие пруды в квартиру Марии Голубкиной, покинутой экс-жены экс-шоумена Фоменко. И все это, дескать, для того, чтобы я выгуливал их детишек. Или вот издается массовым тиражом бульварная книженция - «Голубкина и Миронов». В этом опусе, разумеется со слов самой же Голубкиной, меня, с балаганной развязностью объявляют «красавцем, эрудитом, полиглотом» и голословно зачисляют в «отцы» «маловысокохудожественной» артистки - Марии Голубкиной. Правда, если повнимательнее присмотреться ко всему этому потоку абсолютно алогичного и противоречивого вранья, то невольно возникает мысль, что и сама-то Голубкина толком не ведает, от кого же в самом деле она зачала свое дитя. То есть буквально по русской пословице - «Отец - проходящий молодец».

Признаюсь, несколько раз после появления очередной подобной «псевдосенсации» я созванивался с Голубкиной-старшей. Пытался доходчиво объяснить ей, что подобные нечистоплотные методы сведения старых счетов прежде всего позорят ее саму. Но все это было, что называется, как об стенку горох.... Нет, не даром купец Лопахин - герой чеховского «Вишневого сада» любил повторять: «Всякому безобразию есть свое приличие»…

Как оказалось, последней каплей, переполнившей чашу терпения Николая Щербинского, стало телевизионное ток-шоу Киры Прошутинской , на которое в качестве героини-сказительницы была приглашена Лариса Голубкина. Комментируя это телевизионное действо, Николай Щербинский был даже несколько озадачен: - Эта, так сказать, «милая девичья болтовня» Голубкиной и Прошутинской, появившаяся на канале ТВЦ, обернулась уже истинно булгаковским «сеансом черной магии с последующим ее разоблачением»! Две рыхлые дамы в синтетических париках, ерничая и перехихикиваясь, вели вялотекущую беседу на сексуальные темы. Тут между делом Голубкина, комично потрясая желеобразными подбородками, разоткровенничавшись, поведала городу и миру и о своих фрейдистских и эдиповых комплексах, и о том, как «играли ее гормоны», ну и про то, что именно на съемках «Гусарской баллады» Владимир Досталь посватался к ней, тогда еще в первый раз. Всласть пооткровенничала Голубкина и о многих прочих, мягко говоря, «пикантных подробностях» своей интимной жизни. Если среди зрителей этой эротической «исповеди» случаем оказались бы сторонники ЛГБТ-сообщества, то они с полным одобрением выслушали бы историю про то, как Наталья Фатеева , нежась с Голубкиной в одной постели, по-сестрински передала ей свою сексуальную «эстафетную палочку» - тогдашнего фатеевского любовника Андрея Миронова. Ну, разумеется, в очередной раз Голубкина, правда вскользь, через губу, вновь сообщила и о том, что-де отцом ее дочурки являюсь именно я. Так, вперемешку с проповедью свободного секса и амурными россказнями о Достале, о Фатеевой, о Прокловой etc., о всяческих собственных половых приключениях, равно как и о любовных похождениях Миронова, Голубкина вновь выступила в привычной для нее роли «того самого Мюнхгаузена» . А по сему достопочтеннейшей публике была предложена очередная новая байка и обо мне самом. Так, не без изумления, я и узнал, что, оказывается, совсем недавно Голубкина якобы вызывала меня к себе «на дом». По ее словам, для того, чтобы меня снова «опробовать». Но, как оказалось, я, дескать, голубкинский кастинг не прошел. Слушал я всю эту беспардонную ахинею и с изумлением смотрел, как рыхлая пожилая женщина с чудовищно огромными бутафорскими розами на обширных грудях причмокивает губами. Смотрел я на все это и тщетно пытался понять: что же это такое - естественный возрастной тремор или же просто инстинктивная реакция на столь волнующие ее сладостные воспоминания?

Да, что ни говори, а прав был старик Дюма, вложивший в уста Атоса, одного из трех мушкетеров, следующие слова: «Я уважаю старость, но не в жареном виде!» А ведь действительно, незадолго до этого телевизионного балагана Голубкина нежданно-негаданно стала настырно названивать мне, зазывать в гости. Якобы для того, чтобы, по ее словам, извиниться за все те неприятности, которые она мне доставляла на протяжении стольких лет. Отлично зная про голубкинскую, чисто профессиональную способность к провокациям, я предложил Ларисе Ивановне ограничить ее покаяние именно этой телефонной беседой. Засим и положил трубку…

И вот уже постфактум, взирая на все эти телевизионные откровенничанья Голубкиной, я уже окончательно убедился в том, что на квартире Ларисы Ивановны для меня действительно была расставлена фото,- видео,- аудиоловушка. То есть был подготовлен «сценарий», уже отлично и многократно отработанный. Именно так аналогичные «казусы» не один раз случались со многими за последние годы. Сами знаете, что потом пишется в комментариях к подобному видеоряду, снятому скрытой камерой: «Этот голый человек, похожий на…, которого мы видим в постели…» Спору нет, подобные «живые кадры» или, на худой конец, профессионально-смонтированная магнитофонная запись подкрепили бы это убогое ток-шоу. Но за неимением видеоряда пришлось ограничиться лишь телефонной беседой Голубкиной с ее горячим эстонским поклонником из Таллина, который изнывает от страсти уже лет сорок и вот теперь, чисто случайно, сидел у телефона в ожидании звонка сердцеедки Голубкиной. Словом, какая-то дешевая буффонада, убогая комедия масок, или точнее, как это называют итальянцы, - commedia dell"arte .

Но самое примечательное даже не это, а то, что и в этот раз, впрочем как и всегда, «звезда» советского экрана и сцены так ни словом и не обмолвилась об искусстве, о своем творчестве, о сценических или же о кинематографических планах. Впрочем, тут все понятно: ни искусства, ни самого творчества, ни каких-либо творческих замыслов и планов у Голубкиной - у, так сказать, «одноразой звезды» - нет давным-давно, давным-давно, давным-давно… Бог свидетель - я десятилетиями молчал как партизан. По-джентльменски сносил всю ту чушь и вранье, которое она выплескивала то в печать, то на телевидение. Но теперь просто принужден кое-что наконец-таки прояснить.

От ее мандаринов у меня до сих пор оскомина…

Уже неоднократно писали о том, что с актрисой Ларисой Голубкиной Николай Щербинский познакомился в Доме литераторов. В тот вечер его приятель по Литературному институту уговорил его сходить в знаменитый писательский ресторан.

Мне было тогда лет 18 - 19. Я учился параллельно сразу в двух вузах - Московском авиационном и Литературном при Союзе писателей. Поэтому, само собой, свободного времени всегда было в обрез. Но в тот вечер приятель меня все-таки уговорил отложить курсовую работу: «Пошли в ЦДЛ. Наверняка закадрим кого-нибудь!» Но поход наш не задался. Словно судьба меня отводила в сторону от этого визита. И только перед уходом, когда уже одевались, мы увидели в фойе гардероба фигуристую красавицу. Как назло, она была не одна. Потом выяснилось, что ее спутником был известный аккомпаниатор Давид Ашкенази . Ну а про то, что артистка эта девушка или нет, мы с моим другом и понятия не имели. Да мало ли кто там, в фойе гардероба, одевается. Вышли мы на заснеженную улицу, как всегда, направились к стоянке такси. Оказалось, что и эта пара идет следом за нами. Возле дверей посольства Ливана топтался окоченевший милиционер. Ну, тут мой приятель, чтобы привлечь идущую сзади гражданку, поклонился в пояс очумевшему менту: «А барин дома?»…

Ларису Голубкину заинтересовали высокие, одетые, как тогда говорили, в «фирмУ» красавцы студенты, и она решила избавиться от провожавшего ее пианиста.

На стоянке такси Лариса нарочито громко сказала Давиду: «А я решила поехать на троллейбусе». И для большей ясности она даже указала на остановку на другой стороне Садового кольца. Разумеется, мы втроем оказались в одном салоне. Разговорились... Она стала угощать нас мандаринами, сообщила, что киноартистка, а в Доме литераторов у нее был концерт. Тут приятель мой возьми да и брякни: «А были бы вы народной артисткой, дали бы нам не мандарины, а котлетки по-киевски». Ну, после этой и еще пары-тройки подобных шуточек моего приятеля всем нам стало ясно, что ему тут ничего не светит. Да он и сам это понял и вскоре сошел. Ну а мы поехали дальше. Я проводил новую знакомую почти до самой квартиры. На лестничной площадке мы долго стояли, без умолку говорили, уж не помню, о чем, и вдруг, как-то неожиданно для нас обоих, поцеловались…

На войне и в любви все решает рукопашная…

Хотя Лариса Голубкина и была на десять лет старше приглянувшегося ей рослого и статного студента, однако отношения их как-то сами собой быстро стали предельно близкими.

Безусловно, это была сильная страсть, которая охватила их обоих. Но довольно скоро выяснилось, что духовной близости так и не сложилось.

К моим огромным и огорчению, и недоумению, Лариса как личность оказалась довольно сырой и серой. Однажды мы с ней заехали в гости к одной из моих бабушек, профессору консерватории по классу арфы Ксении Александровне Эрдели , к слову сказать, окончившей знаменитый Смольный институт. Голубкина, видимо, желая показать ей, что и сама она «не лыком шита», сообщила, что Лариса - это «барское имя». Что именно так назвала Голубкину ее бабушка, которая, дескать, хотела, чтобы внучка стала «настоящей барыней». - Господи, и это актриса! Какой-то воинствующий плебс! Ну и вкус же у тебя… - только и сказала мне Ксения Александровна после ухода Голубкиной. Сперва мне было весьма странно то, что Лариса, будучи актрисой, сама абсолютно не интересовалась театром как искусством. За все время нашего знакомства мы вместе так ни разу и не побывали ни в одном из московских театров, кроме Театра Советской Армии. А уж о походах в Большой или в консерваторию с ней вообще не могло быть и речи. Разумеется, поначалу я сам приглашал ее, но у нее всегда находились непреодолимые причины, чтобы отказаться. Само собой, что и музеи, и выставки тоже оставляли ее совершенно равнодушной. Волей-неволей мне пришлось находить себе других спутниц для музейно-театрально-консерваторских посещений. Другой дикостью тогда показалось мне то, что за все несколько лет нашего знакомства Голубкина фактически так и не прочла ни единой книжки. Сам-то я тогда книгами просто зачитывался.

В нашем доме была огромная и отлично подобранная родительская библиотека. Многие книги в ней принадлежали еще моим деду и прадеду. А ей все это было абсолютно неинтересно. Тем не менее она любила рассказывать о том, что якобы скульптор Голубкина - ее родная тетя. Разумеется, я верил. Помню, как-то между прочим спросил:

А ты в тетушкином музее когда в последний раз была? - В каком-таком музее? - Как в каком?! Да в мастерской ее на улице Щукина. (Так назывался тогда Большой Левшинский переулок. ) Тут-то и выяснилось, что о музее она и слыхом не слыхивала. Даже как звали по имени-отчеству саму Анну Семеновну Голубкину, лжеплемянница, оказалось, тоже не ведает. Конечно, это мелочь, просто глупое тщеславие. Так сказать, психологическая ошибка. Но, как резонно заметил Сталин: одна ошибка - это ошибка, две ошибки - это две ошибки, а три ошибки - это уже линия! Вот так, мало-помалу, именно линия из нанизанных на нее ошибок и стала прочерчиваться все отчетливей, все черней, пока наконец вообще она не разделила нас навсегда... О бывшем женихе Голубкиной Владимире Достале Николай услышал от нее самой уже вскоре после более тесного общения. - Она мне сама со смехом поведала, что, кажется, буквально на следующий день после нашего знакомства они с Досталем собирались подавать документы в загс. Но, по словам Ларисы, именно наша встреча и перечеркнула эти матримониальные планы. Признаюсь, что только долгое время спустя я наконец-то понял, зачем так усердно Голубкина рассказывала мне то про свои поцелуи с Досталем в бутафорской мосфильмовской карете, то про ухаживания Миронова, то еще о каких-то других своих кавалерах… Ревности у меня ко всем эти ухажерам никогда не было. В этих случаях я всегда с усмешкой вспоминал строки Есенина: «…что отлюбили мы давно, ты не меня, а я другую, и нам обоим все равно играть в любовь недорогую». Точно так же я по своему тогдашнему абсолютному непониманию ровным счетом не придавал никакого значения тому, что за Голубкиной, то бишь за «корнетом Азаровым», табуном бегали поклонницы-лесбиянки. Кстати, главный «миронововед» и «боевая подруга» Андрея Миронова - Татьяна Егорова потом, с пеной у рта, уверяла меня, что Голубкина - лесбиянка. Не знаю. Впрочем, эта проблема меня мало волновала и тогда, а уж теперь-то и тем более. Единственным нашим разговором с Голубкиной на лесбийскую тему был мой категорический протест против приглашения ею в дом некой абсолютно бездарной поэтессы-конъюнктурщицы Инны Кашежевой , странной и препротивной мужеподобной гражданки, щеголявшей в мужской шляпе из кожзаменителя и в мужском же обвисшем пиджаке. Эта весьма противная и одиозная личность была тогда известна всем писателям как отъявленная лесбиянка. Недаром же ей была посвящена эпиграмма: «Впечатленье чего-то несвежего производит Инна Кашежева». Одним словом, я тогда был не в курсе лесбийских страстей и в этом вопросе не продвинулся дальше Сафо.

Николай Щербинский не рассматривал Ларису как свою потенциальную невесту или супругу, а поэтому и на ее прошлое смотрел сквозь пальцы. - Три года мы встречались достаточно регулярно. В основном наши свидания происходили у нее на квартире в доме 12 по Мичуринскому проспекту. Конечно, я понимал, что у Ларисы имелись серьезные виды на меня. Но я в те годы ни о каком браке еще и не думал. Во-первых, она была на 10 лет старше меня. А во-вторых, моя бабушка говаривала, что в дореволюционные времена, гвардейские офицеры женившиеся на актрисах, обязаны были уходить из полка. Конечно, я-то не был офицером императорской гвардии, как один из моих дедов - генерал-лейтенант Арсеньев, который с Белой армией ушел в эмиграцию и ныне покоится на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Кстати и второй мой дед - вице-губернатор Таврической губернии, полковник, был участником русско-японской и Первой мировой войны. Так что традиции в нашей семье были вполне устоявшиеся. Надо полагать, что и автор «Гусарской баллады» хорошо владел темой, а потому гусарский корнет Шурка Азаров не зря говорил: «Актерок не терплю!» В своих интервью Лариса Голубкина любит рассказывать о том, как после выхода «Гусарской баллады» ее стали по нескольку раз в год посылать в дальние заграничные командировки - от Норвегии до Африки, от Бразилии до Японии и Франции, далее везде.. Сейчас, когда мы уже много знаем и много понимаем, есть повод призадуматься над загадочными превратностями судеб самых ярких звезд советского кинематографа. Скажем, призадуматься над тем, почему получившая «Гран-при» в Каннах бесподобная Татьяна Самойлова за всю свою жизнь съездила за рубеж считанные разы, почему гениальная Людмила Гурченко фактически вообще оставалась «невыездной» вплоть до распада СССР, почему, наконец, режиссера Владимира Меньшова даже за своим честно заслуженным «Оскаром» так и не выпустили в Голливуд. Впрочем, таких «неудачливых» кинематографистов было тогда подавляющее большинство. А если кому-то и выпадала удача выбраться хотя бы Болгарию, его долго и нудно инструктировали перед выездом, а «за бугром» обязывали ни в коем случае не отрываться от группы, обязательно возвращаться в гостиницу только вместе со всеми, ну и так далее. Прикомандированный к каждой делегации «искусствовед в штатском» строжайше следил за своими подопечными.

Словом, шаг в сторону - побег, прыжок на месте - провокация. Впрочем, на некоторых избранных счастливчиков эти правила не распространялись. Лариса Голубкина тоже попала в эту «золотую обойму». К слову о золоте. Были у Ларисы Ивановны чудные золотые часы с выгравированной на крышке дарственной надписью от Председателя КГБ СССР. Чем это не артистизм? Вот, скажем, молодая советская актриса едет в Бразилию, чтобы так, между делом, «пообщаться» там с бывшими власовцами. То, между делом, она оказывается любовницей западного продюсера Московича . А родина так ничего не замечает и безмолвствует. Ну, может, конечно, просто потому, что она великая актриса. Ведь можно же и такое предположить. Помните, была такая красавица и суперзвезда кинематографа Третьего рейха - Ольга Чехова , любовница Гитлера, подруга Лени Рифеншталь и Евы Браун , та, что потом, после окончания войны, гостила в доме Берии, а вернувшись в ФРГ, написала захватывающую мемуарную книгу - «Мои часы идут иначе». В 1993 году старейший чекист Павел Судоплатов называл Ольгу Чехову «одной из сверхсекретных агентов Берии и Сталина». То же говорил и Серго Гегечкори (сын Берии) в своей книге «Личные агенты отца», где он называет Чехову «опытнейшей советской разведчицей». По некоторым данным, именно Ольга Чехова сообщила нашему командованию время танкового удара немцев под Курском. Может, и Ларисины золотые часики тоже тикали как-то иначе.

У этой актрисы именитая родня, имеющая непосредственное отношение к искусству. Она могла бы воспользоваться их положением и связями, и с легкостью оказаться на вершине Олимпа. Но Мария Голубкина привыкла всего в жизни добиваться самостоятельно, поэтому несмотря на все трудности, которые пришлось преодолеть, стала сегодня успешной актрисой, на счету которой уже более трех десятков успешных кинопроектов.

Мария Голубкина очень рано засветилась в кино, девушке было всего 16. Первой картиной, принесшей ей успех было «Ребро Адама». Потом было много хороших и успешных работ, но именно в этом фильме она научилась работать с режиссером и отстаивать свою точку зрения.

В том же 2017-м ее пригласила ведущая в свою программу «Секрет на миллион». В ней актриса откровенно рассказала о своей личной жизни с отцом ее детей, и раскрыла секрет их пребывания в Лондоне.

Летом 2018-го на экраны вышла картина «Садовое кольцо», в котором были задействованы обе дочери А.Миронова — Мария Миронова и Мария Голубкина. Роль главного персонажа досталась Мироновой, Голубкина в этом сериале стала Катей. Партнерами двух сводных сестер по фильму стали , А.Белый.

Избранная фильмография

  • 1990 - Ребро Адама
  • 1993 - Сыскное бюро «Феликс»
  • 2000 - Свадьба
  • 2001 - Афера
  • 2004 - Личный номер
  • 2005 - Брежнев
  • 2005 - Есенин
  • 2009 - Деревенская комедия
  • 2012 - Соловей-Разбойник
  • 2016 - Садовое кольцо

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Ссоры