Где жили петр и феврония муромские. Икона святых Петра и Февронии Муромских

Икона Февронии и Петра появилась благодаря тому, что много веков назад на территории Руси произошла, как предполагается, загадочная история. К жене одного из русских князей стал летать змей, который ассоциировался с нечистой силой. Она рассказала об этом своему мужу (Муромскому князу Павлу), и тот совместно со своим братом Петром стал охотиться за незваным гостем. Они преуспели в этом деле, чудовище было убито Петром с помощью легендарного меча, выкованного сыном царя Ирода Агриком. Летописи отмечают, что меч светился голубым светом и легко рубил любые доспехи, что указывает на возможную сверхъестественную или высокотехнологичную природу этого оружия.

Икона Февронии и Петра является носителем ликов двух святых, которые стоят рядом (иногда изображаются на фоне города). Но до того как уподобиться священного чина, эти люди прошли долгий путь. Петр во время сражения со змеем был обрызган кровью врага, от чего получил которые не поддавались лечению. Но спасение было найдено в селе Ласково, где проживал бортник (сборщик меда диких пчел) и его дочь Феврония, которая отличалась познаниями в травах. Она составила для князя мазь в обмен на то, что он возьмет ее в жены.

Они не расстались

Икона Февронии и Петра запечатлела супружескую пару, т.к. князь действительно женился на крестьянской девушке. После смерти старшего брата Петр стал правителем Мурома совместно с Февронией, что не понравилось боярам, т.к. они не хотели мириться с обществом простолюдинки. Чтобы не расставаться, пара ушла из Мурома, после чего в городе начались кровавые распри за власть, и горожане попросили изгнанных правителей вернуться, на что те согласились.

Муромских, а также их мощи находятся в Муроме, в Троицком монастыре. Кроме того, поклониться святым можно в столице. Частицы мощей находятся в Москве в храмах при ГУ МВД и на улице. Незадолго перед кончиной пара приняла монашеский сан (Петр под Феврония стала Ефросиньею). Супруги умерли в один день (по легенде, по их собственному решению), и когда их похоронили в разных гробах, несколько раз непостижимым образом объединялись и после смерти. Они упокоены нераздельно, а история их жития не нашла до сих пор ни подтверждений, ни опровержений.

Кому помогает икона

Икона Св. Петра и Февронии поможет гармонизировать семейную жизнь, избавит от разногласий, сохранит мир и благополучие в доме. Перед ней молятся об удачном браке, крепости семейного очага, а также об укреплении силы государства, о даровании детей. День Февронии и Петра отмечают во время 8 июля. Этот праздник, в отличие от западного дня влюбленных, посвящен именно взаимоотношениям в семье.

Старинный и современный праздник

Икона Февронии и Петра стала особо почитаться в связи с тем, что с 2008 года в день этих святых празднуется общероссийский праздник любви, семьи и верности, инициатором которого стала жена Президента страны в тот период Светлана Медведева. По народным календарям в этот день производили первые покосы, а также считали, что в водоемах можно купаться безопасно, т.к. русалки уходят от берегов в глубину озер и рек и там впадают в сон.

Благоверные князь Петр, в иночестве Давид, и княгиня Феврония, в иночестве Евфросиния, Муромские

Бла-го-вер-ный князь Петр был вто-рым сы-ном Му-ром-ско-го кня-зя Юрия Вла-ди-ми-ро-ви-ча. Он всту-пил на Му-ром-ский пре-стол в 1203 го-ду. За несколь-ко лет до это-го свя-той Петр за-бо-лел про-ка-зой, от ко-то-рой ни-кто не мог его из-ле-чить. В сон-ном ви-де-нии кня-зю бы-ло от-кры-то, что его мо-жет ис-це-лить дочь пче-ло-во-да, бла-го-че-сти-вая де-ва Фев-ро-ния, кре-стьян-ка де-рев-ни Лас-ко-вой в Ря-зан-ской зем-ле. Свя-той Петр по-слал в ту де-рев-ню сво-их лю-дей.

Ко-гда князь уви-дел свя-тую Фев-ро-нию, то так по-лю-бил ее за бла-го-че-стие, муд-рость и доб-ро-ту, что дал обет же-нить-ся на ней по-сле ис-це-ле-ния. Свя-тая Фев-ро-ния ис-це-ли-ла кня-зя и вы-шла за него за-муж. Свя-тые су-пру-ги про-нес-ли лю-бовь друг ко дру-гу через все ис-пы-та-ния. Гор-дые бо-яре не за-хо-те-ли иметь кня-ги-ню из про-сто-го зва-ния и по-тре-бо-ва-ли, чтобы князь от-пу-стил ее. Свя-той Петр от-ка-зал-ся, и су-пру-гов из-гна-ли. Они на лод-ке от-плы-ли по Оке из род-но-го го-ро-да. Свя-тая Фев-ро-ния под-дер-жи-ва-ла и уте-ша-ла свя-то-го Пет-ра. Но вско-ре го-род Му-ром по-стиг гнев Бо-жий, и на-род по-тре-бо-вал, чтобы князь вер-нул-ся вме-сте со свя-той Фев-ро-ни-ей.

Свя-тые су-пру-ги про-сла-ви-лись бла-го-че-сти-ем и ми-ло-сер-ди-ем. Скон-ча-лись они в один день и час 25 июня 1228 го-да, при-няв пе-ред этим мо-на-ше-ский по-стриг с име-на-ми Да-вид и Ев-фро-си-ния. Те-ла свя-тых бы-ли по-ло-же-ны в од-ном гро-бе.

Свя-тые Петр и Фев-ро-ния яв-ля-ют-ся об-раз-цом хри-сти-ан-ско-го су-пру-же-ства. Сво-и-ми мо-лит-ва-ми они низ-во-дят Небес-ное бла-го-сло-ве-ние на всту-па-ю-щих в брак.

Святой благоверный князь Петр (в иночестве Давид) и святая благоверная княгиня Феврония (в иночество Евфросиния) — русские православные святые, Муромские чудотворцы.

История жизни святых князей Петра и Февронии - это история верности, преданности и настоящей любви, способной на жертву ради любимого человека.

История любви этой супружеской пары подробно описана величайшим автором XVI века Ермолаем Еразмом в древнерусской «Повести о Петре и Февронии ». Согласно «Повести», супруги княжили в Муроме в конце 12 — начале 13 веков, они жили счастливо и скончались в один день.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого святой Петр заболел проказой — тело князя покрылось струпьями и язвами. Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу.

В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь пчеловода благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле. Святой Петр послал в ту деревню своих людей.

Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления. Петр пообещал жениться, но в душе слукавил, поскольку Феврония была простолюдинкой: «Ну как это можно — князю дочь древолаза взять себе в жены! «. Феврония исцелила князя, но поскольку дочь пчеловода прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь со стыдом снова вернулся к Февронии. Феврония вновь вылечила Петра, и уже тогда он женился на ней.

Пётр и Феврония

Вместе с молодой княгиней Петр возвращается в Муром. Князь Петр полюбил Февронию за благочестие, мудрость и доброту. Святые супруги пронесли любовь друг ко другу через все испытания.

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию и, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Гордые бояре потребовали, чтобы князь отпустил свою супругу. Святой Петр отказался, и супругов изгнали. Они на лодке отплыли по Оке из родного города. Святая Феврония поддерживала и утешала святого Петра. Но вскоре город Муром постиг гнев Божий, и народ потребовал, чтобы князь вернулся вместе со святой Февронией. Приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, соблюдая все заповеди и наставления господние безупречно, молясь беспрестанно и милостыню творя всем людям, находившимся под их властью, как чадолюбивые отец и мать.

Пётр и Феврония возвращаются в Муром

Святые супруги прославились благочестием и милосердием. Были ли у них дети — устное предание не донесло сведений об этом. Святости они достигли не многочадием, но взаимной любовью и хранением святости брака. Именно в этом — смысл и назначение его.


Пётр и Феврония Муромские. Художник Александр Простев

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине. Брачные обеты даже после пострига сохраняют для них свою силу, потому что они исполняют и последнее свое обещание друг другу - умереть одновременно.

Скончались они в один день и час 25 июня 1228 года , каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе в одном гробе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Так Господь прославил не только Своих святых, но и еще раз запечатлел святость и достоинство брака, обеты которого в данном случае оказались не ниже иноческих.

Пётр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Днём памяти святых является 25 июня (8 июля).

Святые Петр и Феврония являются образцом христианского супружества. Своими молитвами они низводят Небесное благословение на вступающих в брак.

Святые благоверные князья Петр и Феврония почитаются Церковью как покровители христианского брака. Именно им следует молиться о ниспослании в семью мира, об укреплении супружеских уз, о достижении семейного счастья. Они поставлены в один ряд с апостолами и мучениками и другими великими святыми. И удостоены они такого прославления “ради мужества и смирения”, проявленных ими в хранении заповедей Божиих в отношении брака. Значит каждый из тех кто подвизается в христианском браке и следует их примеру, может быть поставлен в этот ряд и может стяжать венец, которого удостоились святые Петр и Феврония Муромские.


Свято-Троицкий монастырь в Муроме

Их мощи находятся в г. Муроме в Троицком женском монастыре . День памяти Муромских чудотворцев в дореволюционные времена был одним их главных общегородских праздников. В этот день в Муроме проходила ярмарка, в город стекалось множество окрестных жителей. Можно по праву сказать, что мощи святых князей являлись общегородской святыней и главным православным символом города.

Рака (гробница) с мощами святых Петра и Февронии

В 2008 году при поддержке супруги российского президента Светланы Медведевой был учрежден новый праздникДень семьи, любви и верности , приходящийся на 8 июля – день памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. Праздник этот является частью забытой традиции нашего народа. Раньше в этот день совершались помолвки, а уже после окончания Петрова поста пары венчались в церкви. Символом праздника стала простая и близкая каждому ромашка — как символ лета, тепла, уюта, чистоты и невинности.

Тропарь, глас 8
Яко благочестиваго корене пречестная отрасль был еси, / добре во благочестии пожив, блаженне Петре, / тако и с супружницею твоею, премудрою Феврониею, / в мире Богу угодивше / и преподобных житию сподобистеся. / С нимиже молитеся Господеви / сохранити без вреда отечество ваше, / да вас непрестанно почитаем.

Кондак, глас 8
Мира сего княжение и славу временну помышляя,/ сего ради благочестно в мире пожил еси, Петре,/ купно и с супружницею твоею, премудрою Феврониею,/ милостынею и молитвами Богу угодивше./ Темже и по смерти неразлучно во гробе лежаще,/ исцеление невидимо подаваете,/ и ныне Христу молитеся,// сохранити град же и люди, иже вас славящих.

ПЕТР И ФЕВРОНИЯ МУРОМСКИЕ. История вечной любви (2008)

Название: Петр и Феврония. История вечной любви
Год выхода: 2008
Жанр: Документальный
Режиссер: Артур Виденмеер
Выпущено: Студия Остров
Продолжительность: 25 минут

О фильме:
День семьи, любви и верности - так называется праздник, который 8 июля отмечается в нашей стране. По православному календарю это день святых Петра и Февронии Муромских - покровителей семьи и брака. История святых, чей брак является образцом христианского супружества. Второго сына Муромского князя Юрия Владимировича Петра в юности ранили отравленным мечом. Его тело покрылось язвами, и никто не мог его излечить. Во сне князю было видение - исцелить его может дочь бортника - крестьянка Феврония. Князь пообещал жениться на ней, если она его исцелит - так и случилось. В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час - 25 июня (по новому стилю - 8 июля) 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела похоронили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Сегодня тысячи людей приходят поклониться мощам Петра и Февронии и получают от них помощь. Десять лет назад в храме Св. Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме была замечена странная пара. На протяжении месяца они каждый день по много часов проводили на коленях перед мощами. Оказалось, что это супруги, и хотя им было уже по 50 лет, Бог не дал им детей, которых они так хотели. И случилось чудо: она забеременела! Их молитвы были услышаны, и в течение нескольких лет у них родилось пять детей!

Документальный фильм-расследование из цикла «СВЯТЫЕ»
СВЯТЫЕ. Идеальный брак Петра и Февронии

Информация о фильме
Название
Оригинальное название : СВЯТЫЕ. Идеальный брак Петра и Февронии
Год выхода : 2010
Жанр : Документальный цикл
Режиссер : Олег Бараев, Денис Красильников
Ведущий : Илья Михайлов-Соболевский
Эксперт : Аркадий Тарасов

О фильме:
Петр и Феврония всегда считались покровителями любви и семейного очага в России, хотя культ этих святых возродился только два года назад. Они исцеляли и продолжают исцелять от неудач в любви, от супружеских измен, от бесплодия. Их семья считалась идеальной. Но так ли это? В советские годы ученые подвергли сомнению информацию о существовании муромских святых. В чем же тайна Петра и Февронии? Может быть, разгадав ее, мы сможем найти рецепт идеальной семьи и счастья.

Большая часть святых прославляется поодиночке. Редко встречаются те, кто стал известен парой. Именно такой парой и стали - семейная пара, которая известна своими деяниями, а образ которых до сих пор творит множество чудес. В настоящее время эту пару считают образцом семьи, а праздник, в который их чествуют, носит название Дня семьи, любви и верности.

В чём смысл иконы и какова её история

Во многих летописях можно встретить описание жизни Петра и Февронии. Правда, в миру Петр был князем Давидом Юрьевичем . Правил сей князь в конце XIII века, а немного позже он принял постриг и изменил своё имя на Петра. Это делают большинство монахов в знак отречения от мирской жизни и всего что с ней связано. Однако, повесть о том, как жили князь со своей супругой и каковы были их дела, была составлена гораздо позже и в настоящее время является истинным шедевром литературы.

На большинстве икон святых изображают уже пожилыми людьми, которые прожили свою жизнь. Их волосы украшает седина, в руках Петра всегда изображён свиток, как символ мудрости, переданной людям. А руки Февронии всегда открыты и подняты вверх, символизируя чистоту их помыслов.

Но для того, чтобы достигнуть спокойной старости, молодым князьям пришлось через многое пройти. Феврония была простой крестьянской девушкой на тот момент , когда они познакомились с князем. Знакомство произошло при самых необычных обстоятельствах. Под действием болезни князь был вынужден ходить по городам и сёлам и искать лекаря, способного излечить проказу. Правда, если верить другим источникам, на него попала кровь демона, которая точила его подобно болезни.

Феврония и оказалась тем самым лекарем, что помог князю. Однако девушка поставила условие, что после исцеления князь женится на ней. Юноша пообещал, но побоялся выполнить свою клятву. Тогда недуг вновь вернулся. И приехал Пётр к Февронии снова, покаялся и увёз её с собой.

Он был прекрасным правителем, но боярские жены подбили мужей на бунт. Они были категорически против того, чтобы подчиняться простолюдинке . Конфликт зрел как снежный ком, бояре требовали свергнуть княгиню - простолюдинку.

Но князь не смог отказаться от жены. Они сели в лодку и отправились вниз по реке Ока прочь от Мурома. Сегодня ещё можно встретить некоторые иконы, изображающие именно этот момент. На ней святые изображены в полный рост, плывущими по бурной реке в небольшой лодочке. Она символизирует бурное течение жизни. Чета воздевает руки к небу, откуда на них смотрит Иисус Христос. Он благословляет молодых, держа в одной руке свиток. Пара изображена молодой и в красивых одеждах.

Этот образ является символом того, как должны вести себя люди в трудных ситуациях . Никогда нельзя бросать друг друга, нужно всегда быть вместе и надеяться на Господа. Он никогда не подведёт. Помогать икона будет в том случае, если перед ней читать молитву и просить её о помощи.

После того как князь покинул Муром, за трон разразилась настоящая битва. Жители города умоляли Петра вернуться. Он ни единым словом не упрекнул их. История описывает его как доброго и справедливого правителя, который радел о своих подданных.

На закате своих лет святые приняли монашество . Умерли они как в сказке, в один день и похоронены были в одном гробу. Правда, вначале они были похоронены в разных могилах, но на следующий день оказались в одной. Даже после смерти пара не разлучилась.

Значение образа

Сегодня у общества ценность семьи сильно снижена. Молодёжь, в большинстве случаев, учат тому, что если не получится с одним партнёром, то всегда можно выйти замуж или жениться повторно. Но до чего это может довести? Результатами подобного суждения становятся:

  • одиночество;
  • отсутствие детей;
  • неудовлетворённость жизнью;
  • осознание себя ущербным человеком.

А ведь семья является не только основой любого общества, она считается Малой церковью. А если уж и в малом порядка не будет, то что говорить о чем-то большем?

Значение семейного союза подчёркивает икона Петра и Февронии Муромских , на которой они изображены вместе и держащимися за руки. На ней красивая и молодая княжна смотрит на сильного и мужественного князя нежным взглядом. Символизм этого момента заключается в том, что они чтили семейные узы и брак, а ни о чём другом более не помышляли. Именно об этом же свидетельствуют и их жесты. А над головами пары в облаках расположился улыбающийся Иисус.

О чём следует молиться перед образом

В любой семье проблемы носят один и тот же характер . Очень сложно воспитать в себе волю, чтобы долгое время строить отношения с одним и тем же человеком. Ведь здесь важно не только смирить собственный нрав, но и воспитать в себе терпение к чужим слабостям.

В настоящее время молодым прививается мысль о том, что если удалось найти себе пару, то это уже хорошо. А муж должен всячески угождать и ухаживать за своей женой. А мужчины же мечтают найти такую женщину, которая будет объединять в себе функции домохозяйки и молчаливой красавицы.

Но все это обычная красивая сказка, ведь идеальных людей в мире не существует . Кроме того, супруг даётся не для того, чтобы удовлетворять все потребности другого человека. Каждый христианин должен правильно воспитывать своего ребёнка и поддерживать в нём духовность.

Святые муж и жена являются символом того, что и в мирской жизни есть место подвигу во имя семьи. Несмотря ни на что, можно найти время на молитву и заботу о то, кого любишь, а также на благочестие несмотря ни на статус, ни на богатство. Икона Петра и Февронии Муромских помогает сохранить семью каждому, у кого она есть . Перед ней принято возносить молитву и просить о чем-то в следующем случае:

  • о прочности семейных уз;
  • о семейном счастье;
  • о решении многих бытовых проблем;
  • о получении многих душевных качеств.

Святые супруги учат принимать и быть благодарным за супруга, подаренного богом. Есть даже житие, в котором говорится о двух детях, которых родили святые супруги.

Где стоят храмы

С того самого момента, как появился праздник, посвящённый ценностям христианства в браке , началась и повсеместная любовь народа к иконе. Ведь святые стали для многих христиан истинным символом семейной верности. А потому множество храмов было возведено по всей стране.

В Москве имеется чтимая всеми икона Петра и Февронии Муромских в храме Малого Вознесения. Это строение считается очень древним. Ещё в XVI веке имеется запись о храме во многих летописях. Располагалась ранее сия церковь в новгородской волости. Деревянный храм был сожжён и разграблен, а на его месте построен каменный. Ныне храм имеет три престола, каждый из которых носит свое название. И один из них посвящён святой чете.

Долгое время святых держали в Муроме в кафедральном Рождественском соборе . Здесь в конце XVIII века соорудили кипарисовую гробницу, которую украсили красным бархатом. На самом покрове имеется прекраснейшая вышивка, изображающая пару. Рака с мощами стояла на возвышении и поддерживалась резными колоннами. Все работы по возведению гробницы были выполнены на пожертвования от купцов.

Внутреннее убранство храма также никого не оставит равнодушным. В каждом куполе проделаны окна, которые не позволяют ни одному углу церкви остаться в темноте. Иконостас содержит в себе более пяти рядов, на которых выставлены 60 святых ликов. Сам иконостас украшен удивительно красивой резьбой. Но не во все года святыни чтились так свято:

  • в 20 году прошлого века мощи были перевезены из храма в музей;
  • храм в 1934 году закрыли, а на его территории сделали футбольное поле;
  • во время Великой Отечественной войны все колокольни и сам собор были разобраны;
  • в 1989 году мощи были переданы на хранение в местную епархию.

Сегодня поклониться мощам святых можно в Троицком женском монастыре, где местные монахини рассказывают о множестве чудес, творимых иконой. Так, известен случай, когда образ мироточил на крышке гробницы с мощами. Лампады, горящие теперь возле мощей постоянно, ранее гасились на ночь. Но они сами собой загорались, освещая все вокруг своим светом. Молитва, вознесённая возле иконы бесплодным человеком, была услышана - в скором времени у него родился сын.

Венчальная икона

Молодожёны издревле приходили на поклон к иконе, прежде, чем заключить брак . Сегодня эта традиция возродилась с новой силой. Именно поэтому икона святых считается самым лучшим подарком на свадьбу. Ведь он будет всегда напоминать о том, что такое брак и насколько он священен, а также помогать в трудностях.

Выбирая подарок, следует исходить из собственных финансовых возможностей и привязанности к тем, кому будет дариться икона. Лучше всего её вышить самостоятельно. Ведь в таком образе будет заложена также частичка души вышивальщицы.

Конечно, монашеская жизнь - священна. Но и брак священен . А потому икону святых следует поместить в спальне молодожёнов или же в гостиной, но предварительно здесь нужно выделить особое место для неё . Там она будет находиться постоянно.

Просить и возносить молитву Муромским святым можно в любое время, главное, чтобы слова шли от чистого сердца. А помогать икона будет каждому, кто может просить.

Но стоит помнить, что семейная жизнь не начнётся, пока не будет подобрана пара . Но многие люди испытывают проблемы с этим. Для того, чтобы обрести супруга, также следует возносить молитвы к Муромским святым. Икону нужно принести в дом и регулярно просить у неё помощи. Также можно встретить супруга на богослужении, но не стоит на молитве думать о чем-то кроме служения во время службы. Свадьба будет не за горами, если вы будете регулярно просить помощи.


История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.Свв. блг. князь Петр и княгиня Феврония, чудотворцы Муромские (†1228) – "предобрая и пречистая двоица". В житии этих святых не найти ни подвигов монашеского самоотречения, ни мученических страданий за веру Христову. Они угодили Богу добрыми делами, благочестием и милосердием к бедным, явили истину целомудренной любви между собой и к ближним; и Церковь прославила их как образец христианского супружества. В Муроме в Свято-Троицким женском монастыре стоит рака с мощами муромских святых Петра и Февронии.

Сюда постоянно прибывают паломники, чтобы поклониться мощам самой известной русской святой супружеской четы, покровителей семьи и брака.

Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви - дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда - по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату "суждена от Петрова плеча и Агрикова меча". Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: "Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!"

Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, - большую награду. "Я хочу его вылечить, - без обиняков ответила Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его". Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5:26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. "И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди".

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: "Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, - попросила княгиня. - Одинакова вода или одна слаще другой?" - "Одинакова", - отвечал тот. "Так и естество женское одинаково, - молвила Феврония. - Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?" Обличенный смутился и покаялся в душе.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. "Что теперь с нами будет?" - с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: "Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!" В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: "Да будут они утром большими деревьями". Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли "для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет" (Иов. 14:7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце.

В Муроме правление князя Петра было правдолюбивое, но без суровой строгости, милостивое, но без слабости. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа, всех любили, но не любили ни гордости, ни неправедной корысти; покоили странников, облегчали участь несчастных, чтили иноческий и священнический чин, ограждая его от нужд.

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

"Пронеся любовь друг к другу через всю жизнь, они договорились умереть в один день и час. Когда Петр почувствовал, что умирает, он послал послушника в соседний монастырь к жене. В это время Феврония золотым шитьем вышивала воздух (покрывало чаши для причастия). "Пусть подождет, мне надо закончить…", - просила передать Феврония. Через некоторое время опять прибежал послушник с сообщением, что умирает ее супруг. И опять просила Феврония его подождать… И когда в третий раз посыльный сказал, что князь отходит, Феврония сделала последний стежок, воткнула иголку в шитье и "затихла навеки". Положили их в гробы для отпевания, а утром обнаружили тела в общем гробу, который супруги перед смертью завещали сделать. Тела переложили в разные гробы согласно монашеским канонам, но Петр и Феврония снова оказались вместе. Так происходило три раза. Похоронили супругов вместе".

Преподобные Петр и Феврония Муромские. Икона с житием. Икона, 1618 г. Из собора Рождества Богородицы г. Мурома

На Московском соборе 1547 г. положено было местно прославить их. Впоследствии (вероятно с 1552 г.) это празднование стало повсеместным.

Сегодня честные мощи святых покоятся в Свято-Троицком Новодевичьем монастыре в Муроме и совершают во славу Божию чудеса тем, кто с верой обращается к ним. В жизни своей они были образцом христианского супружества, готовые на все лишения для евангельской заповеди о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословение на вступающих в брак.

Ссоры