Ведьмак 3 задания в белом саду. Белый сад

Квест состоит из двух частей, и чтобы продвинуться дальше, придется выполнить обе задачи. Для переключения между ними используйте клавишу V. Обратите внимание, что вы можете увидеть расстояние до ближайшей цели. Выбирайте сначала ту цель, до которой меньше всего двигаться. В этом задании два разных места находятся неподалеку друг от друга, поэтому данное правило соблюдать необязательно. Но в остальных квестах все может быть куда сложнее!

Сначала лучше всего отправиться к травнице и узнать, где растет крушина. Пройдите к ней в дом и пообщайтесь обо всем. Вы узнаете, что растение нужно искать под водой. Появится очередной маркер на карте.

Прежде, чем уходить, расспросите о Лине – раненной девушке. Начнется дополнительный квест.

Побочный квест «На смертном одре»

Поскольку задание не сложное, то опишем его. Все, что от вас требуется – изготовить эликсир «Ласточка». Для него нужно следующие ингредиенты:

  • Ласточкина трава x5. Растет неподалеку от дома – просто бегайте по локации и собирайте кусты с желтыми цветками. Кусты будут больше, чем обычные одуванчики.
  • Мозг утопца. Когда пойдете к реке, чтобы сорвать крушину, то у моста встретите двух утопцев. После гибели каждого из них выпадает мозг.
  • Краснолюдский спирт. Его вы можете купить у сестры Брама в таверне, в корчме Белый Сад.

Эликсир «Ласточка»

Собрав все это, откройте инвентарь на I и переключитесь при помощи Page Down и Page Up на нужную страницу – «Алхимия». В разделе «Эликсир» выберите «Ласточку» и приготовьте ее. Отнесите эликсир травнице в ее дом. Поговорив, вы завершите задание, распрощаетесь с одним эликсиром и получите награду: 350 очков опыта, 2 яда, новую формулу «Масло против проклятых» и 50 крон.

Бестия из Белого Сада (продолжение)

Следуйте к реке и ныряйте под воду. Используя ведьмачье чутье, вы увидите несколько кустов крушины. Сорвите один из них – достаточно. Рядом с мостом, к слову, можно отыскать труп. На нем вы найдете ключ. Используйте ведьмачье чутье, чтобы под водой неподалеку от берега найти сундук с сокровищами – ключом отоприте его и заберите награду.

Заполучив крушину, следуйте к домику охотника. Постучитесь, но дома его не застанете. Зажмите ПКМ и по следам найдите охотника. Он будет недалеко от дома. Поговорите с ним и согласитесь помочь с дикими собаками. Идите за Мыславом, убейте диких собак и поговорите обо всем. Следуйте к месту, где он отыскал солдат из Нильфгаарда. Обыщите его – вам нужно найти красные следы.

Охотник Мыслав

По следам доберитесь до гнезда грифона. Придется перепрыгнуть мост, несколько раз взобраться на скалы и т. д. В гнезде осмотрите трупы и изучите тело мертвого грифона. Это самка. Определите ее возраст, причину смерти и вид. Геральт придет к выводу, что сейчас в окрестностях беснует самец, чью самку убили солдаты.

Возвращайтесь к таверне в Белом Саду и пообщайтесь с Весемиром. Расскажите обо всем, а когда будете готовы, то сообщите, что настало время устанавливать ловушку.

Следуйте к указанному месту и вновь побеседуйте с Весемиром. Вскоре появится Королевский грифон. Сразитесь с ним. Грифон, конечно, будет и сам периодически приземляться, но, чтобы заставить его это сделать, можете стрелять из арбалета. Для этого зафиксируйте цель на клавишу Z, а затем стреляйте, используя колесико мыши. Атакуйте грифона мечом.

К слову, до этого вам придется изготовить эликсир «Гром». Не забудьте использовать его для повышения урона. Бегите за грифоном, когда он улетит в другое место – к мельнице. Это неподалеку отсюда, поэтому лошадь не нужна. Здесь добейте грифона. Не забывайте периодически уклоняться или использовать кувырки. Достаточно просто заметить, когда грифон замахивается для нанесения удара.

Опасный грифон

Осмотрите труп и заберите все предметы, включая трофей – голову грифона. Отвезите ее в крепость и отдайте капитану. Решите, брать деньги или нет. Он предложит вам 150 крон.

Вернитесь в таверну в Белом Саду, поговорите с Весемиром и разберитесь с пьянчугами. Смотрите кат-сцену с появлением Йеннифэр.

Ведьмак 3 — Белый сад: побочные квесты. Все задачи, которые вы можете сделать в Белом Саду.

Ниже вы найдете описания побочных квестов, которые вы можете взять в Белый сад. Некоторые из них можно найти на информационном табло, в то время как другие требуют, чтобы вы посещали определенные места и людей. Стоит заботиться о них, чтобы развить Геральта и подготовить его к опасностям, скрывающимся в основных миссиях.

Боковой квест: забава с огнем

Вы можете активировать миссию после разговора с кузнецом Уиллисом (Карта № 1), находящимся к востоку от доски объявлений в деревне Бялы Сад. Вы можете найти его у сожженной хижины. Карлик скажет вам, что кто-то посадил огонь и с радостью заплатит вам, если вы найдете поджигателя.

Прогуляйтесь по развалинам мастерской и используйте смысл Ведьмака, чтобы обнаружить следы . Начинайте идти по ним, направляясь к Плачущему мосту на востоке (№ 2). Изучите тропы на пляже, затем идите под мост и направитесь на пляж слева. Посмотрите на следующие треки, из которых видно, что поджигатель сражался против докеров (№ 3).

Красные знаки, которые приведут вас к поджигателю

Продолжайте движение по красным точкам, пока не доберетесь до хижины (№ 4). Идите внутрь и идите влево, используя свои чувства. Вы встретите человека по имени Niepełka, прислонившегося к стене. Начните разговор с поджигателем и решите, хотите ли вы его пощадить или потратить на кузнеца.

В первом случае, Niepełka даст вам 20 коронок. Вернитесь к кузнецу и скажите, что, к сожалению, вам не удалось определить преступника.

Во втором случае вам придется решить, хотите ли вы поселиться дружно или с насилием. Если вы не хотите вступать в бой, используйте знак Ведьмака во время разговора и ведите Невоцкой к кузнецу. Второй вариант — выиграть с ним кулачный поединок. Независимо от решения, вернитесь к Вилли за приз. Padlock будет приговорен к смертной казни, и вы получите 20 крон и скидки на кузнечные изделия.

Боковой квест: потерянный в действии

Вы можете запустить задачу после принятия ее на доске объявлений White Orchard (Карта № 1). Ваша цель будет найти Dune Vildenvert пребывание в Burned Country, к юго-востоку от White Orchard. Вы встретите здесь Dune (№ 2), который расскажет вам о его брате Бастии , который погиб во время битвы. Человек попросит вас помочь найти труп.

Если вы согласились, идите на поле битвы (№ 3) к северу от Пылающей деревни. Поговорите с Дан (если его там нет, подождите немного, пока вы не доберетесь туда), затем отправляйтесь на близлежащее поле битвы. Используйте способности Ведьмака, чтобы найти щиты с белыми цветами (их контуры будут отмечены красным цветом).

Щиты, которые ищут, используя смысл Ведьмака

В то же время, подготовьтесь к отражению атаки нескольких упырей, которые нападут на вас. Продолжайте поиск щитов. После взаимодействия с некоторыми из них собака Хузар поймает след. Начните работать с помощью pooch. Это приведет вас в хижину, где вы найдете живого Бастиена и Нильфгаардиан Росин, которые спасли ему жизнь. Теперь вы должны решить, оставить ли Розину на произвол судьбы или убедить Дюну поблагодарить его за спасение его жизни.

Независимо от вашего выбора, вы получите 25 очков опыта. Стоит добавить, что если вы не выполните эту миссию, в более поздней части игры вы сможете найти тело Бастеина и Росина в той же хижине. Раненые солдаты умрут от истощения.

Боковой квест: Сковорода, как новый

На северо-западе деревни Бялы-Сад, у реки, есть одинокий коттедж. Вы можете найти с ней пожилую женщину , поговорить с ней. Он расскажет вам о человеке, которого она одолжила за кастрюлю, и он взял его, не возвращая товар.

После диалога разрушите дверь (с мечом или знаком Aard) и войдите в коттедж. Идите направо, где вы найдете труп и монокль, лежащие на земле, которые вы поднимаете. Посмотрите на трупы и войдите в кухню. На столе вы найдете чистую кастрюлю . Возьмите ее и посмотрите на все еще сгоревшие бумаги, лежащие в камине справа. Вы можете прочитать их с уровня техники.

Сделав это, стоит немного поглядеть вокруг дома (здесь вы найдете, в частности, рецепт в одном из сундуков). Когда вы закончите, оставьте хижину и дайте кастрюлю женщине. В качестве награды вы получите 10 очков опыта и продуктов питания.

Боковой квест: ценная посылка

Вы можете начать миссию после разговора с покупателем (карта № 1), стоящей у дороги к северо-западу от деревни Бялы-Сад (к югу от поста Нильфгаардов). Покупатель попросит вас проверить автомобиль, который в результате атаки отправился в лес и нашел для него ценную посылку .

Возьмите северную дорогу и используйте чувства Ведьмака, чтобы найти красные следы вагона, ведущего к болотам (№ 2). Продолжайте движение вперед, пока не доберетесь до автомобиля. Посмотрите на него, и окажется, что он упакован стрелами. Поблизости вы также найдете человека с выстрелом и лошадь, которая окажется несовместимой с историей покупателя. Рядом с убитыми есть поле для поиска. Возьмите его и верните клиенту.

Коробка с ценным товаром, который вам нужно найти

Во время разговора с покупателем вы можете действовать несколькими способами, от которых зависит дальнейший ход миссии.

Если вы дадите покупателю коробку и не упоминаете ваши выводы, вы получите 20 коронок.

Если вы упомянете найденные следы, покупатель убежит. Затем вы можете оглушить его и отдать его нильфгардам (30 крон) или оставить его (30 крон или 50 крон и лекарство для последнего варианта).

Помните, однако, что если вам не удастся достать покупателя по дороге на станцию, вам придется сражаться с несколькими охранниками, кроме него.

Боковой квест: на смертном одре

Вы можете начать миссию в доме Томилы Хербери (Карта № 1) на западе деревни Бялы Сад (тот самый, который вы посетите как часть главной миссии Зверя из Бялы-Сад ). В коттедже вы увидите умирающую Лену — девушку, на которую напал грифон. Чтобы помочь ей, травник попросит вас эликсир ведьмы (ласточки ), который поможет девушке или убьет ее.

Чтобы создать ласточку, вам понадобятся три ингредиента: карликовые духи, пять ласточек и мозг тонуса. Травы можно легко найти в ходе карт разведки (они помечены зелеными листьями), купить алкоголь, например. В таверне, и мозг может быть найден путем поиска мертвых Drowners тела (часто возникают, например, в болотах к северу от дома травник 2 #).

Перейдите на экран алхимии, где нужно создать ласточку. Вернитесь к травнику вместе с ней и дайте ей выпить. В качестве награды вы получите 350 очков опыта и 50 крон.

Игра начинается с того что ведьмак отдыхает в ванне. Йеннифэр будит его и наш герой начинает свой путь и получает первое задание выбраться из спальни.

Для того чтобы использовать ведьмачье чутьё нажимаем на правую кнопку мыши, и исследуем спальню. Все предметы которые имеют какое-то квестовое значение подсвечиваются красным цветом. Ключ лежит на столе на открытой книге. Берём его и используем чтобы открыть дверь спальни.

Спуститесь на первый этаж поговорите со старым ведьмаком и с Цири. Пройдите обучение с Цири и с Весемиром где узнаете как передвигается и сражается ведьмак. Также изучите 5 ведьмачьих знаков.

  1. Аард - телекинетический удар оглушает противника и иногда сбивает с ног
  2. Игни - наносит урон огнём
  3. Ирден - магическая ловушка которая замедляет врагов
  4. Аксий - позволяет временно дезориентировать врагов
  5. Квен - охранный щит который защищает от урона

После этого Геральт увидит охотников и проснётся.

Сирень и крыжовник

Обсудите с Весемиром письмо от Йеннифэр, после чего на нас нападут гули убиваем их серебряным мечом. Рядом с лошадью посмотрите лежит квестовый предмет хрустальный череп . Скачем на лошади за Весемиром, по дороге увидим как на повозку купца напал грифон. Прогнав грифона расспросите крестьянина про женщину. Он отправит нас в таверну деревни Белый сад.

В таверне расспросите сестру Брама о девушке, она скажет что не видела её. В таверне, будут сидеть крестьяне разговариваем с ними в диалоге используем знак Аксий, чтобы развязать им языки, но они ничего не знают. За другим столом сидит картёжник. С ним можно сиграть в Гвилт. Ваша задача набрать больше очков, чем у противника, расставляя карты. Выиграв два раунда получим награду

И за другим столом сидит путник Гюнтер О,Дим спросите его о Йеннифэр. Он скажет, что видел её в нильфгаардском гарнизоне. В гарнизоне поговорите с начальником. Он даст нам новое задание по поиску грифона.

Бестия из белого сада

Отправляйтесь к хижине охотника, чтобы спросить его про тела группы отправившейся на поиски грифона (точка 09 деревня Белый сад). Найдите следы охотника и следуйте к нему. Далее он нас приведёт к гнезду грифона. На месте мы найдём самку грифона. Поговорите с травницей Тамирой (Белый сад Запад точка 06) она расскажет где взять траву для привлечения грифона.

Когда всё будет готово отправляйтесь в таверну и поговорите с Весемиром. Возле места встречи ведьмаки поставят ловушку для грифона. Перед боем Весемир даст нам арбалет. Уничтожаем грифона. Он будет взлетать в воздух и налетать на нас, когда он в воздухе стреляйте в него из арбалета. При попадании или после нескольких заходов он будет приземляться на землю, где кромсаем его стальным мечом.

После того как у него останется половина жизней он улетит к старой мельнице, нагоните его там и добейте. Привезите голову грифона капитану гарнизона. Он скажет вам, что Йеннифэр поехала в Вызиму и так же предложит награду. Можно взять денег, если откажетесь то не получите денег, но получите больше опыта.

Важно. Если вы ещё не всё сделали в Белом саду, то не подходите к Весемиру и не сообщайте что узнали куда поехала Йеннифэр, или иначе утратите все дополнительные задания на этой карте, поэтому сначала стоит сделать все дополнительные задания.

Когда закончите, поговорите с Весемиром, чтобы покинуть Белый сад. Перед уходом в таверне начнётся патасовка. Одолейте бандитов. На выходе нас будет ждать Йеннифэр и попросит нас отправиться вместе с ней в Вызиму на аудиенцию к королю. Весемир же нас покинет и отправится в Каэр Морхэн.

Аудиенция

Встретившись с Йеннифэр мы отправимся с ней на в замок на аудиенцию к королю. По дороге за нами погонятся и она уничтодит мост и вместе с ней солдат. Перед аудиенцией с королём ведьмака помоют и побреют. Вам предложат три наряда, можно забрать их все и один из них надеть. После чего камергер обучит вас поклоняться королю, правильный второй вариант в диалоге.

После этого следуйте за камергером он приведёт вас к королю, у вас будет выбор поклониться королю или нет. Если не поклонитесь. то ничего страшного не произойдёт, хотя не забывайте наши действия определяют концовку игры. Король попросит нас найти его дочь Цириллу, которую мы видели в начале во сне молодой девочкой. Сейчас она уже стала взрослой девушкой. После разговора с королём следуйте за камергером. Он приведёт вас Йеннифер, поговорите сначала с ней, а потом с послом, они дадут блее подробную информацию

На выходе от вы встретите камергера, он отдаст снаряжение ведьмака и на этом задание будет завершено. Отправляемся в Велен

Белый сад Восток (правая часть карты)

Карта Белый сад Восток (левая часть карты). Чтобы раскрыть нажмите на картинку

01. Точка старта игры . Здесь мы начинаем свой путь вместе в Весемиром. Здесь же поищите находится хрустальный череп

02. Указатель . Отмечайтесь возле них чтобы открывать быстрые точки перемещения по карте.

03. Переправа через реку . В этом месте на купца нападёт грифон, он направит нас в деревню

04. Персонаж Дуни . Возле доски объявлений вы можете получить квест «Пропавший без вести». Поговорите с ним он предложит вам плату, если вы поможете справиться с гулями отыскать тело его брата.

05. Место встречи с Дуни . Когда поговорите с Дуни о брате встретьтесь с ним перед полем битвы. Он отправит вас к месту битвы.

06. Ящик . В котором лежит рецепт: Альбедо

07. Используйте ведьмачье чутьё чтобы отыскать темерский щит. Возле одного из щитов вы увидите следы, идите по ним до хижины.

08. Бастьен прячется в хижине после битвы. Найдя его задание «Пропавший без вести» будет выполнено.

09. Контрабанда . Под мостом обыщите ящики и соберите весь лут.

10. Лагерь бандитов. Чертёж: ударный болт и вырванная страница: отвар из вилохвоста

11. Лагерь бандитов. Руины замка Амавет . Чертёж: стальной меч школы Змеи и протокол допроса. Как только возьмём чертёж и протокол получим новое дополнительное задание.

Ведьмачьи древности: Снаряжение школы змеи

Необходимо найти все чертежи ведьмачьей школы змеи. Один мы уже только что нашли. Прочитайте протокол допроса про ведьмака, которого осудили за то что он не делал. После этого нам надо будет найти останки Кольгрима. Второй чертёж находится в склепе (точка 10 Белый сад Север)

Серебрянный меч школы Змеи

Когда вы соберёте два чертежа и все ингредиенты то в гарнизоне у кузнеца можете собрать себе оба: стальной и серебряный меч школы змеи

12. Сокровища под охраной. Рецепт: Нигредо, чертёж: цидарийский гамбезон, рецепт: киноварь

13. Лагерь бандитов .

14. Гнездо чудовищ . Можно уничтожить бомбой Самум или картечью. Ингредиенты для бомбы можно купить у травницы Тамиры (смотрит точка 06 Белый сад Запад)

Деревня Белый сад (карта самой деревни)

Карта самой деревни Белый сад

01. Таверна . В таверне поговорите об Йеннифэр с посетителями. Купите карты у продавца у вас появится задание

Собрать полную коллекцию карт

02. Доска объявлений на ней будет висеть много объявлений берём их все и получаем дополнительное задание и ведьмачий заказ

Дополнительное задание: Пропавший без вести

Дуни Вельдервет потерял своего брата. В сгоревшей деревне (смотри точку 04 на карте Восток Белого сада) Поговорите с Дуни. Дальше двигайтесь по заданию пока не найдёте его брата Бастьена.

Заказ: Лихо у колодца

Один из крестьян повесил объявление который просит уничтожить призрака возле старого колодца. Перейдите в точку 07 и поговорите с Одоланом. Он отправит нас в заброшенную деревню, где исследовав место мы выясним что это призрак-полуденница, которую нужно будет уничтожить (смотри подробнее Белый сад Юг).

03. Кузнец Вилли. Получите у него задание

Игра с огнём

Поговорите с гномом, у него ночью спалили мастерскую, предложите ему свои услуги по поиску поджигателя. Следуйте по следу до Непелки. Смотри точки 04, 05. Выполнив задание получим от кузнеца хорошую скидку и возможность ковать у него оружие.

04. Следы за мастерской Вилли

Используйте ведьмачье зрение чтобы увидеть их и следуйте по ним до воды. На берегу увидите сапог. Пройдите под мостом и увидите на берегу продолжения следов которые веду обратно к деревне.

05. Персонаж Непелка. Идя по следу придёте в хлев, где увидите рану на руке Непелки. В диалоге можете выбрать сдавать его или нет. Если решите сдать его то задание «Игра с огнём» будет выполнено.

06. Выйдя из таверны вас будут ждать солдаты на улице чтобы с вами подраться. С ними можно договориться, но можно им и навалять.

07. Одолан . Поговорите с Одоланом о заказе: лихо у колодца, он отправит вас в южную часть карты в заброшенную деревню (Карта белый сад Юг 01). Когда уничтожите призрака вернитесь к нему за вознаграждением и чтобы завершился квест.

08. Старушка . Поговорите со старушкой, она расскажет душещипательную историю про то как потеряла свою сковороду. У неё же получите задание. Внутри дома рецепт: эфир

Сковорода как новая

Используйте знак Ард чтобы сломать дверь в хату. Внутри, используя ведьмачье зрение осмотрите труп, найдите монокль, сожжённые бумаги и отдраенную сковороду. Сковорода нужна была человеку чтобы из её сажи сделать тушь и написать письма. Отдайте сковороду бабуле.

09. Используйте ведьмачье зрение в эту точку нас отправит начальник нильфгаардского гарнизона и идите по следам на юг где найдёте Мыслава (точка 09 Юг белый сад)

Белый сад Юг (нижняя часть карты)

01. Заброшенная деревня . Обыщите деревню, используя ведьмачье чутье, чтобы найти доказательство присутствия духа. Осмотрев труп собаки и следы возле колодца, узнаем что это призрак-полуденница. Обыщите домики в одном из них найдёте останки мужчины. Рядом возьмите пожелтевший дневник из которого узнаем о неком браслете, который привязывает духа к деревне.

Пройдите по следам крови, осмотрев следы поймём, что следы ведут к самому колодцу. Увидев верёвку внутри колодца увидим повешенный труп женщины. Обследовав скелет, прыгаем в колодец и на дне находим браслет девушки. Плывём на выход к озеру.

02. Внутри колодца, когда будем плыть под водой к выходу озера можно найти чертёж: болт с широким наконечником и вырванная страница: отвар из водной бабы .

03. Здесь мы выплывем из колодца, после этого вернитесь к самому колодцу, подойдите к скелету девушки и появится полуденница, Уничтожьте её. Получим мутаген полуденнецы .

04. Лагерь бандитов . Дезертиры. Чертёж: Гвеннель и вырванная страница: отвар из катакана

05. Место силы . 1 очко умений

06. Место силы . 1 очко умений

07. Опустевшее селение . Жители покидают эти места когда рядом появляется какая-то опасность, например чудища. Если вы уничтожите всех врагов рядом с ним, то люди начнут его заселять.

08. Сокровище под охраной . Это сокровище охраняют утопцы. Вырванная страница: отвар из призрака

09. Персонаж Мыслав . (Нужен для выполнения задания Бестия из белого дома, получите его в гарнизоне. Помогите ему уничтожить диких собак в точке 10.

10. Уничтожьте диких собак для Мыслава и идите в следующую точку за ним.

11. Место смерти нильгаардских солдат отправившихся за грифоном. Исследуйте это место используя ведьмачье зрение и идите в точку 12.

12. Мёртвый грифон. К этому месту придёте по следам солдат гарнизона грифон нужен для задания Бестия из белого дома.

Белый сад Север (верх карты)

01. Старая Мельница.

02. Скрытое сокровище , здесь же найдете ключ с темерскими лилиями к сундуку в погребе под домом точка 03.

Темерские ценности

Задание получим как только из ящика достанем пропитанные кровью военные приказы. Отправляйтесь в точку 03, где и откроете с помощью ключа клад. На этом задание будет завершенно.

03. Секрет и спрятанный темерский клад . Зайдите в дом спрыгните в подвал, перед вами будет закрытая дверь, используйте знак Аард чтобы открыть её. Также здесь будет закрытый ящик ключ к нему находится в точке 02. Получим Чертёж меч Дориана , Вырванная страница отвар из василиска

04. Спрятанное сокровище . Чертёж: темерский кинжал, Вырванная страница: отвар из допплера

05. Спрятанное сокровище . На трупе поднимите заметки шпиона.

06. Лагерь бандитов . Дезертиры и главарь дезертиров.

07 Мост Смешки . Используйте ведьмачий знак Игни, чтобы поджечь бочки рядом и открыть себе проход дальше.

08. Гнездо чудовищ и место силы. Место силы даёт одно очко умений. Гнездо уничтожается бомбами или картечью. Ингредиенты для бомбы можно купить в травницы Тамиры (смотрит точка 06 Белый сад Запад)

09. Место силы.

10. Сокровище под охраной. Спуститесь в склеп, его охраняет призрак. Здесь находится вторая часть чертёж: серебрянный меч школы змеи .

11. Место силы и гнездо чудовищ .

Белый сад Запад (левая часть карты)

01 Нильфгаардский гарнизон .

02. Начальник гарнизона. Поговорите с ним он даст вам задание Бестия из белого дома которое является сюжетным заданием. после выполнения задания он скажет нам куда поехала Йеннифэр.

03. Лут. Нужно до него допрыгать.

04. Охраняемое сокровище.

05. Военные трофеи. Поищите внимательно здесь можно найти крушины для задания Бестия из белого дома.

06. Травница Тамира . Нужна нам для того чтобы выполнить задание Бестия из белого дома, она скажет вам где можно найти траву для привлечения грифона крушину. Также у неё можно купить селитру и чистотел чтобы приготовить бомбы для уничтожения гнёзд чудовищ.

Также стоит к ней заглянуть после того как выполните заказ Лихо у колодца, она даст вам много разных ингредиентов, для этого у неё появится ветка диалога про Клару.

Ещё вы получите дополнительно задание у травницы.

На смертном одре

Необходимо создать эликсир Ласточка для девушки которая умирает. Чистотел можно найти, посмотрев вокруг дома Тамиры. Мозг утопца, поищите возле точки 07 в болотах или убейте утопцев, обычно обитают возле воды. Третий ингредиент можно купить в таверне деревни. Когда сделаете эликсир дайте его девушке.

07. Сокровище под охраной. Охраняется водной бабой.

08. Лагерь бандитов . Чертёж: составной болт

09. Место силы. Охраняется призраком

10. Опустевшее селение. Убейте гулей чтобы люди смогли его заселить

11. Купец. Поговорите с ним получите от него задание

Ценный груз

Торговец попросит вас принести ему один сундучок, используя ведьмачье зрение найдите место откуда повозка съехала с дороги, дальше читайте про точку 12.

12. Медицинская повозка . Нужна в задании Ценный груз. Повозка съехавшая с дороги. Доберитесь до неё и обследуйте внимательно место вокруг. Повозка вся утыкана стрелами, рядом труп с пробитой головой. Торговец явно что-то недоговаривает. Поднимите сундук и вернитесь к торговцу. Если скажем ему что мы его раскусили, он попытается скрыться от нас на лошади. Догоните его на своей лошади и рубаните с меча чтобы сбросить. Дальше он признается, что он тимерский военный и уничтожил медицинскую повозку. Вы можете выбрать три варианта сдать его не сдавать и не сдавать, но забрать лекарства себе. Если отпустить его, он всё равно немного подкинет деньжат.

Карта королевский замка в Вызиме

01. Стартовая точка. Здесь вас помоют побреют и дадут одежду для встречи с королём. Здесь же вас будет ждать камергер, когда вы оденетесь, чтобы отправиться к королю.

02. Император Эмгыр вар Эмрейс. Попросит нас отыскать Цыри

03. Посол Вар Аттре. Поговорите с ним после разговора с Йеннифэр, он даст более подробную информацию

04. Йеннифэр. Поговорите с ней после короля. Она даст нам наводку на Цири в Верене и Новиграде.

05. Гвилт . Здесь можно рубануться в Гвилт.

06. Точка перемещения. Отсюда вы можете переместиться в Велен.

Белый Сад – деревня, расположенная на севере Темерии, восточнее Вызимы. На территории поселения расположен нильфгаардский гарнизон. Основная локация пролога игры.

Территория и население деревни

Визуально, деревня мало чем отличается от любой-другой деревни севера: группа домов, которые собрались вокруг главного источника прибыли – корчмы, которая, как бы цинично это не звучало, начала приносить хорошую прибыль только после начала войны. Так как деревня находится у стратегически важного перехода через реку, на её территории находится нильфгаардский гарнизон, которым командует . Поскольку, поселение находится недалеко от линии фронта, окрестности деревни очень опасны. В частности, лесопилку, которая находится на западе деревни, заполонили , в лесах полно и , река отравлена из-за обилия в ней трупов, а в небе территорию поселка терроризирует .

Население деревни, в основном, состоит из крестьян, но встречаются и отличные от них личности. Например, вне деревни живут охотник , чья хижина прямо перед лесом, и травница Тамира, чей дом недалеко от заброшенной лесопилки. Одним из известных жителей деревни так же является Вилли – краснолюд-кузнец, о репутации которого знают и в соседних деревнях. Тем не менее, с приходом нильфгаардцев, Вилли вынужден работать на захватчиков, что вызвало недовольство среди крестьян, так как они считают, что он зарабатывает на их горе. Также множество мужчин из деревни ушли на войну, и немногое затем вернулись домой.

Белый Сад в игре «Ведьмак 3»

Деревня Белый Сад – первая локация в игре, в которой игрок по-настоящему может ощутить все элементы геймплея. Локация служит местом проведения пролога, поэтому доступ к Велену, Новиграду и Скеллеге отроется только после прохождения основного сюжета в деревне. Как и в любую-другую локацию, игрок может сюда вернуться после прохождения основного квеста на территории. Также, здесь впервые встретил , после того, как их разлучила Дикая Охота несколько лет назад.

Поскольку, Белый Сад находится в Темерии, в конце игры Нильфгаард оставит деревню. В зависимости от действий игрока, поселение перейдёт под контроль возродившейся Темерии или Редании.

Ведьмак 3: Дикая Охота - компьютерная ролевая игра по мотивам романов "Ведьмак" Анджея Саповского, разработанная польской компании CD Projekt RED. Релиз "The Witcher 3" состоялся 19 мая 2015 года для платформ PC, Playstation 4 и Xbox One.

Основные задания

Действие игры начинается с письма от Йеннифер, в нем она просит Геральта из Ривии о встречи в Вербицах, однако деревня была уничтожена в результате военного столкновения между войсками. Ведьмак и лидер школы Волка, Весемир, отправляются по следу Йеннифер.

Каэр Морхен

На очередной стоянке главный герой засыпает и видит сон, на данном этапе игрока переносят в крепость Каэр Морхен , которая является перевалочной базой для ведьмаков в Синих горах. Геральт принимает ванную, однако Йеннифер прерывает его и отправляет во внутренний двор для занятий с Цири. Под средством использования чутья, находим ключ от двери и спускаемся на этаж ниже. Геральт обнаружит спящего Весемира , Цири будет практиковаться на маятнике во внутреннем дворе. Далее, игроку предлагается пройти обучение основам управления и боевой системы. В ходе занятий Цири теряет шлем и отправляется на его поиски, внезапно происходит смена погоды и на территории Каэр Морхен появляется Дикая Охота .


Сирень и крыжовник

Задача: убить гулей

Геральт из Ривии и Весемир преследуют Йеннифер , однако на стоянке ведьмаки подверглись нападению; вступаем в бой с гулями и зачищаем местность от присутствия нечисти.

Задача: следовать за Весемиром

Садимся на Плотву и двигаемся за ведьмаком Весемиром, главные герои обнаруживают по пути в деревню торговца Брама , который подвергся нападению грифона . Ведьмакам удается прогнать чудовище, однако серьезных ранений грифон не получил.


Задача: подъехать к таверне в Белом саду

Брам сообщает о том, что Йеннифер могли видеть в местной корчме деревни Белый сад. Геральт и Весемир беседуют с Эльзой , женщина ничего не знает про Йен, однако рекомендует поспрашивать у посетителей.


Задача: расспросить путников про Йеннифер

Беседа с крестьянами – напрасная трата времени, в помещении имеется NPC по имени Альдерт , исследователь научит ведьмака правилам карточной игры гвинт , однако информации о Йен не имеет. Наибольший интерес представляет Гюнтер О"Дин , бывший торговец зеркал сообщает, что Йеннифер была замечена возле нильфгаардского гарнизона одним из разведчиков.


Задача: спросить у нильфгаардцев о Йеннифер

На выходе из заведения Эльзы на Геральта нападают местные жители , на данном этапе следует прервать выполнение сюжетного задания и отправится к доске объявлений, чтобы подзаработать золото и получить опыт. После оказания содействия населению в избавлении от различной нечисти, отправляемся на север к гарнизону Нильфгаарда (на карте - 14). После того как Геральт обозначит свой необычный род занятий, охрана отправляет главного героя в разрушенную башню на встречу с офицером , который, в свою очередь, готов предоставить информацию о Йен только после ликвидации грифона (Задание Бестия из Белого сада ).


Задача: покинуть Белый сад

После выполнения задания Бестия из Белого сада возвращаемся в деревню, Весемир и Геральт отправляются в Вызиму, именно в этот город держала путь Йеннифер . Однако ведьмаки стали свидетелями конфликта, Весемир заступается за хозяйку Эльзу и Геральту ничего не остается, как помочь своему учителю в сражении с бандитами (Задание Происшествие в Белом Саду ). На выходе из корчмы ведьмаков будет ожидать патруль Нильфгаарда во главе с Йеннифер , Геральт вместе с чародейкой отправляется в Вызиму на аудиенцию с императором, а Весемир возвращается в Каэр Морхен. По пути в город на отряд нападают всадники Дикой охоты , однако Йен и Геральт все-таки смогут добраться до резиденции императора.


Бестия из Белого сада

Геральт получает заказ на убийство грифона , который в последнее время все чаще стал нападать на местных жителей. В обмен на голову чудовища офицер Нильфгаарда предоставит информацию о Йеннифер.

Задача: обыскать гнездо грифона

Офицер сообщает, что грифон по неизвестным причинам оставил свое гнездо и теперь Геральту необходимо изучить брошенную стоянку на предмет нахождения улик. Отправляемся на юг в район Лисьего бора и на небольшой скале обнаруживаем гнездо чудовища (на карте - 15). Стоит обратить внимание на тело грифона, Геральт изучает чудовище и делает выводы - самка королевского грифона была застигнута врасплох во время высиживания яиц и убита примерно неделю назад, нападавшие также сожгли гнездо. Грифоны находят пару в молодости и на всю жизнь, а значит самец все еще на свободе и причина его агрессивного поведения очевидна.


Задача: побеседовать с травницей

Двигаемся в район лесопилки, в доме на окраине Белого сада живет травница (на карте - 16), которая сообщает о местонахождении крушины, также главный герой может взять у целительницы задание На смертном одре .


Задача: раздобыть крушину на дне реки

В районе моста рядом с мельницей ныряем на дно реки (на карте - 17) и собираем приманку для грифона , далее возвращаемся в деревню и отправляемся к Весемиру. Рекомендуется получить максимально возможное количество опыта, завершив второстепенные задания, изготовить эликсиры и т.п., в общем, провести подготовку к бою с чудовищем.


Задача: встретиться с Весемиром

Пока Геральт занимался сбором сведений и подготовкой снаряжения, Весемир разыскал место вдали от деревни. Двигаемся на север в обозначенный район (на карте - 18), после установки приманки Геральт получает в подарок арбалет .


Задача: убить грифона

Королевский грифон атакует размашистыми сильными ударами, что позволяет провести быструю атаку и уйти от встречного удара, также не стоит забывать о магических знаках и недавно полученном арбалете. Ваш противник на земле опасен только с лицевой стороны, однако спина у него будет открыта для удара. Периодически, грифон будет взлетать и проводить атаку с воздуха, в данном случае приходится маневрировать и дожидаться пока противник спуститься на землю, также Ведьмак может атаковать грифона из арбалета - точные попадания обрушат чудовище на землю.


Задача: забрать у нильфгаардцев награду

Геральт отрубает голову грифона в качестве трофея, возвращаемся в гарнизон Нильфгаарда (на карте - 14) и отправляемся на встречу с офицером. Игроку предстоит принять решение - взять золото у офицера или отказаться от него.


Дополнительные задания

Игра с огнем

На юге деревни находится кузня , которая была сожжена местными жителями. Вилли время от времени выполнял работу для местного гарнизона, чем и заслужил плохую репутацию у людей из деревни. Ремесленник просит разыскать поджигателя в обмен на золото.

Задача: исследовать следы за кузницей

Вилли сообщает, что вечером перед пожаром за домом были слышны шаги. Используя чутье ведьмака, двигаемся по следам преступника, проходим через сад и рядом с лодкой след будет потерян. Далее, в районе моста Плакальщицы Геральт вновь обнаружит следы человека и утопца, преступник подвергся нападению нечисти, но смог убежать. Возвращаемся в деревню, следы приведут ведьмака в дом напротив корчмы Эльзы.


Задача: поговорить с подозреваемым

Раненый крестьянин по имени Непелка будет находиться в дальней комнате, Геральт может вступить в сговор с поджигателем (в награду получить золото), либо отвести преступника к кузнецу Вилли (однако стоит учесть, что Непелку повесят без суда и следствия).


Пропавший без вести

Задача: найти Дуни Вильдерверта

Данное задание станет активным после изучения доски объявлений, крестьянин по имени Дуни разыскивает свого брата Бастьяна , который отправился на войну с нильфгаардцами и пропал после битвы в районе Белого сада. Переходим к сожженной деревне и возле одной из палаток обнаруживаем Дуни , ведьмак предлагает отправиться на место битвы и попробовать найти следы Бастьяна.

Задача: встретиться с Дуни у поля боя

Двигаемся на север в район распутья (на карте - 4) и совместно с Дуни начинаем поиски тела пропавшего брата.


Задача: искать темерские щиты с цветком

Крестьянин рассказывает, что все солдаты из Белого сада пометили свои щиты знаком цветка . Большое количество трупов привлекло внимание гулей, с которыми придется разбираться. Рядом с обожженным телом Геральт обнаружит очередной щит, пес крестьянина учует хозяина и приведет героев в небольшую избу неподалеку (на карте - 5). Бастьян был сильно ранен, но его вывел из битвы солдат противоборствующей стороны по имени Росэн . Ведьмак может оказать влияние на решение Дуни - на выбор игрока, крестьянин может спасти Росэна, либо оставить Черного погибать в избе.


Лихо у колодца

Задача: поговорить с Одоланом о заказе

Задание станет активным после изучения одного из объявлений на доске в деревне Белый сад , отправляемся на запад и беседуем с крестьянином по имени Одолан (на карте - 6).

Задача: найти духа обитающего у колодца

Крестьянин рассказывает о духе в одном из заброшенных хуторов на юге. В результате военных столкновений ближайшие источники воды были испорчены, так как в реку сбросили много тел. Дочь Одолана заболела и ей требуется чистая вода, единственный колодец как раз находится в заброшенном хуторе. Получив заказ, двигаемся на юг и обнаруживаем покинутую деревню (на карте - 7).


Задача: найти доказательства присутствия духа

Дух появляется в определенное время (полдень), поэтому велика вероятность, что Ведьмак никого не найдет. Посредством использования чутья, изучаем тело собаки - Геральт предполагает, что имеет дело с полуденницой .

Задача: выяснить, что привязывает полуденницу к хутору

Природа данного существа такова, что обычно для них существует некий предмет, имеющий при жизни большое значение и удерживающий призрак в мире живых. Изучаем все дома в хуторе на предмет улик, и в восточной хате главный герой найдет тело мужчины , дневник и кровавые следы , ведущие к колодцу. В дневнике Геральт найдет упоминания о браслете, именно он может быть тем предметом, который и держит полуденницу в хуторе.


Задача: спуститься в колодец

Ведьмак обнаружит следы крови и тело женщины на веревке в колодце, однако у тела не будет левой руки. Спрыгиваем в колодец, чтобы найти браслет, и на дне водоема обнаруживаем браслет с орнаментом . Далее, покидаем водоем и через затопленную пещеру выбираемся на поверхность.


Задача: подготовиться к встрече с полуденницой и вернутся к колодцу

Для увеличения урона игрок может изготовить масло против призраков , также можно изготовить зелья, позволяющие быстро восстанавливать здоровье и выносливость (необходимо помнить об интоксикации ядами; тело ведьмака может выдержать определенное количество эликсиров).

Задача: сжечь тело женщины и одолеть призрака

После завершения подготовки, возвращаемся в заброшенный хутор и сжигаем тело женщины, далее Ведьмаку предстоит одолеть полуденницу в сражении. Для эффективного противодействия духу, его необходимо заманить в магическую ловушку Ирден. Далее, подбираем заработанные трофеи и возвращаемся к Одолану для завершения задания. Рекомендуется поговорить с местной травницей, которая расскажет больше о Кларе, ее муже и о конфликте с помещиком.


Сковородка, как новая

Задача: взломать запертую дверь

Ведьмак может взять данный квест у старой женщины на берегу возле полуразрушенного дома (на карте - 8), Геральта нанимают, чтобы разыскать потерянную сковороду . Главный герой может уничтожать некоторые предметы под средством использования знака Аард .

Задача: осмотреть хату и понять, что произошло

Внутри помещения Ведьмак обнаружит тело мертвого человека, сковородка будет находиться в дальней комнате хаты. Сковородку использовали, чтобы получить сажу, с ее помощью подозреваемый написал несколько писем. Также Геральт находит сожженные бумаги в печи и разбитый монокль, для завершения задания возвращаем женщине сковородку.


Грязные деньги

Геральт нашел лагерь дезертиров, бандиты напали на ведьмака и были убиты в бою. Далее, главный герой обыскал лагеря и нашел немало ценностей (для завершения задания необходимо найти два лагеря, на карте Белого сада - 1, 2).

Золото дезертиров

Данное задание начнется после обследования лагеря дезертиров, который расположен на севере относительно Белого сада (на карте - 3). После изучения найденных заметок, отправляемся в район мельницы на севере и в подвале дома обнаруживаем тайник (на карте - 10).


Темерские ценности

В сундуке на дне реки (на карте - 9) Геральт обнаружит старое письмо, в котором содержится информация о другом складе в данном районе. После прочтения документов, отправляемся в район мельницы и в одном из домов обнаруживаем тайник (на карте - 10).

Ведьмачьи древности: снаряжения Школы Змеи

Задача: обыскать развалины замка

Исследуя земли в районе сожженной деревни (на карте - 1), Геральт обнаруживает развалины замка, которые были использованы разбойниками как лагерь. После ликвидации мародеров, Ведьмак обнаружит часть чертежа снаряжения Школы Змеи и старый дневник.

Задача: найти останки Кольгрима

Изучаем найденные письменные свидетельства и отправляемся на старое кладбище в район мельницы (на карте - 11). В подвале центрального здания Геральт обнаруживает спрятанный тайник, однако перед этим предстоит сразиться с призраком (необходимо осмотреть скелет человека).


Ценный груз

Задача: найти повозку

Неподалеку от нильфгаардского поста на перекрестке будет находиться купец (на карте - 12), который подвергся нападению утопцев. Торговец нанимает Геральта, чтобы вернуть ценный груз. Отправляемся в обозначенный район чуть севернее и при помощи чутья обнаруживаем следы повозки (на карте - 13).


Задача: найти коробку

Главный герой обнаружит повозку в болоте неподалеку, однако сама повозка будет утыкана стрелами. Изучаем местность на предмет нахождения улик и поднимаем коробку с грузом, стоит обратить внимание на тело убитого.

Задача: вернуть ценный груз купцу

Возвращаемся к купцу и обвиняем его в нападении на повозку, после неудачной попытки сбежать незнакомец рассказывает о том, что он принадлежит к остаткам темерской армии , а в повозке были лекарства. Главный герой может отдать лазутчика нильфгаардской страже, либо отпустить его (также Геральт может сохранить себе лекарства).


На смертном одре

Задание: принести эликсир травнице

В доме травницы будет находиться жертва грифона, которая умирает от внутреннего кровотечения, однако Геральт может помочь ей при помощи эликсира Ласточка .


Аудиенция

Задание: одеться и поговорить c камергером

Геральт вместе с Йеннифер прибывает в Вызиму , и ведьмака начинают готовить к приему у императора. Пока прислуга приводит главного героя в порядок после долгого путешествия, командующий дивизией "Альба" по имени Морвран Воорхис проводит небольшой допрос ведьмака (эмуляция решений во второй части игры при импортировании сохранений будет отсутствовать). Проходим в следующую комнату, выбираем костюм и беседуем с камергером, для Геральта проведут небольшой урок этикета .


Задание: следовать за камергером

После всех приготовлений вместе с прислугой отправляемся на встречу с императором Нильфгаарда. Эмгыр сообщает о возращении дочери из долгого путешествия, однако за Цири по неизвестным причинам гонится Дикая Охота . Геральта нанимают, чтобы найти Цири и вернуть в Вызиму.


Задание: побеседовать с Йеннифер

После аудиенции главного героя отводят к чародейке, Йеннифер признается в том, что именно ее заклинания привлекли внимание Дикой Охоты (в свою очередь, это привело к погоне близ Вызимы). Данное обстоятельство вынуждает прекратить использовать магию, и Йеннифер решила привлечь к поискам Цири лучшего следопыта. Последний раз Цириллу видели свидетели в Велене и Новиграде , чародейка предлагает начать поиски со следа в Велене, из Новиграда были получены в основном не подтвержденные слухи, однако в поисках может помочь Трисс Меригольд.


Задание: получить снаряжение у камергера

Получив необходимые сведения о заказе, двигаемся за камергером, чтобы получить свое снаряжение, и завершаем выполнение задания. Также можно побеседовать с послом, который весьма подробно расскажет о текущей политической обстановке в мире. В частности, Геральт узнает, что состояние Нильфгаардской армии оставляет желать лучшего, в Велене сейчас правит кровавый барон, и посол настоятельно рекомендует избегать с ним контакта.

Карта:деревня Белый сад


Ключевые слова: he Witcher 3: Wild Hunt,Дикая Охота,Белый сад,Аудиенция,Вызима,Основные задания,Каэр Морхен,Сирень и крыжовник,Бестия из Белого сада,Дополнительные задания,Игра с огнем,Пропавший без вести,Лихо у колодца,Сковородка, как новая,Грязные деньги,Золото дезертиров,Темерские ценности,Ведьмачьи древности: снаряжения Школы Змеи,Ценный груз,На смертном одре,Йеннифер,Цири,Весемир,Брам,грифон,травница,Непелка,кузнец,Бастьян,Дуни,полуденница,браслет с орнаментом,Аудиенция,Вызима,Эмгыр

Психология