«У нее своя жизнь, у меня — своя». Бывшая жена Табакова не общается ни с бросившей актерскую карьеру дочерью, ни со своей внучкой-художницей

Сейчас актриса Людмила Крылова не часто появляется на телеэкранах. По ее собственному признанию, достойных предложений о съёмках в хороших проектах не поступает, а в заведомо плохих картинах она сниматься категорические не хочет, предпочитая делиться своим актерским талантом со зрителями театра "Современник".

Все свободное от работы время она посвящает детям и внукам. Она не любит ставшие такими популярными в последнее время ток-шоу, на которых многие известные люди выставляют напоказ свою личную жизнь. Природная скромность характера не позволяет Л. Крыловой выносить тонкости личной жизни на всеобщее обозрение лишь для того, чтобы позабавить публику.

Детство и юность

Людмила Крылова появилась на свет в 1938 году в одном из небольших подмосковных городов. Ее детство можно было бы считать счастливым, если бы в девятилетнем возрасте она не потеряла маму. Когда ее не стало, Людмила замкнулась в себе, предпочитая обществу друзей одиночество. Девочку спасали книги, чтением которых она заполняла всю свою жизнь.

Несколько лет потребовалось Людмиле, чтобы оправиться от смерти матери. Она стала задумываться над тем, чем хотела бы заниматься в жизни. Первые серьезные мысли об актерской карьере посетили ее, когда одна из выпускниц школы смогла поступить в театральный вуз. И тогда Людмила тоже решила попробовать свои силы на актерской стезе. Тем более что она в течение нескольких лет занималась в школьном театральном кружке. Л. Крылова после окончания школы успешно сдает экзамены в театральное училище имени М. С. Щепкина.

Судьбоносная встреча

Первая встреча с Олегом Табаковым произошла, когда она сидела в зрительском зале, а он играл на сцене театра «Современник». Его игра настолько поразила девушку, что Табаков в одночасье стал для нее кумиром, в которого юная Людмила влюбилась без оглядки. Именно тогда появилось желание доказать всему миру, что она хорошая актриса.

Людмила которой могла бы сложиться по-другому, не случись этой встречи, отчего-то была уверена, что их жизни обязательно соединятся. У нее появилась мечта встретиться на съемочной площадке с тем самым Табаковым, который, сам того не ведая, в первую же встречу определил жизненный путь Людмилы. Она совмещала учебу, работу в Малом театре, стала сниматься в кино.

И вот в картине «Рассказы о Ленине» ее партнером стал не кто иной, как Олег Табаков. Заветная мечта осуществилась. Людмила Крылова не сводила с него влюбленных глаз. Наверное, именно ее искренность и открытость и впечатлили Табакова. Их отношения начали развиваться с первого же дня. Он жил в маленькой комнате в центре столицы, и она, которая сразу же восприняла их отношения очень серьезно, вскоре туда переехала. Впереди их ждало много трудностей, но тогда жизнь была наполнена любовью и счастьем.

Долгое время пара жила гражданским браком в той самой коммуналке, где снимал комнату Табаков еще до встречи с будущей женой.

«Невеста в коробке»

Некоторые из окружения Табакова и Крыловой говорили, что Людочка вовсе не была в юности такой наивной барышней, какой хотела казаться. Их брак мог бы и не состояться, если бы не ее настойчивость и прямолинейность, которые соседствовали с наивностью и неопытностью. Она почти сразу сказала всем однокурсникам, что они с Олегом теперь муж и жена. То же самое Людмила заявила и отцу прямо в присутствии Табакова, когда впервые привела его в родительский дом. Он был шокирован таким заявлением, но преданные глаза смотрели на него с искренней любовью, и противоречить Табаков не стал.

Потом Людмила Крылова забеременела. И выпускные экзамены ей пришлось сдавать, мучаясь поздним токсикозом, на последних месяцах беременности. Родился сын Антон. И только после этого Табаков сделал официальное предложение, но и это произошло очень спонтанно. Он предложил, они поймали такси, поехали в ЗАГС и расписались. Это долгожданное событие отмечали всем коллективом театра «Современник». Свадьба была веселой, да еще смекалистые и задорные друзья устроили жениху грандиозный сюрприз. Посадили невесту в громадную коробку, перевязали алым бантом и подарили Табакову.

Трудности

Второе дыхание любви…

Когда в 1964-м Олег Табаков в возрасте 29 лет перенес тяжелый инфаркт, он понял, насколько дорожит им его жена. Людмила выхаживала его и всячески поддерживала. Хотя ей самой было невыносимо тяжело разрываться между прикованным к постели мужем, маленьким сыном и театром. После того как трудный период миновал, их отношения словно переродились. Любовь друг к другу вспыхнула с новой силой. Именно тогда (1966 год) на свет появился их второй ребенок - дочь Александра. Людмила Крылова, биография, личная жизнь которой доказывают, насколько дорог ей был Олег Табаков, снова пошла на жертву. После тяжелейших первых родов вторая беременность могла закончиться для нее летальным исходом. Но она не могла отказаться от желания подарить любимому мужу дочь.

Роман на стороне

После этого Людмила Крылова, актриса, которая могла сыграть еще больше ролей, стала почти все свое время отдавать заботе о детях и муже. Работа отошла на второй план. А у Олега Павловича, напротив, на семью совсем не оставалось времени. Он днями и ночами пропадал на работе. Днем - в «Современнике», а ночью - в «Табакерке». Тогда, в конце 70-х, его детище еще не получило статуса театра, но спектакли уже показывали. Даже несмотря на критику в адрес Табакова со стороны чиновников, желающих поработать с ним было предостаточно. Он никому не отказывал. Репетиции проходили в основном в ночное время. Именно тогда в «Табакерку» и начала приходить школьница которая впоследствии стала второй женой Олега Павловича.

Марина уже тогда была девушкой целеустремленной: планировала стать великой артисткой и найти достойного мужа. Начав заниматься в «Табакерке», Зудина стала обращать внимание на брутального Табакова не только как на педагога, но и как на мужчину. Исходя из скупых высказываний на эту тему, роман Олега Табакова и Марины Зудиной начался в 1986 году. Но одна из бывших подруг Марины рассказывала, что уже спустя год после окончания школы, на встрече выпускников, Зудина хвалилась своими отношениями с Табаковым. И действительно, на вступительных экзаменах в ГИТИС именно Олег Павлович замолвил за нее слово перед другими членами приемной комиссии.

Гордость и достоинство

Со временем об их романе узнала и Людмила Крылова. Биография, личная жизнь этой женщины демонстрируют ее природную тактичность, ведь ни в одном из интервью она не осуждала мужа и его новую спутницу жизни, которые причинили ей и ее детям столько боли.

Ей были невыносимы эти слухи об отношениях ее любимого мужчины с девушкой младше его на тридцать лет. Ее душили слезы. Однако в течение еще нескольких лет они жили вместе. Людмила хотела, чтобы у детей был отец. Когда же чаша терпения была переполнена, она подала на развод.

Людмила Крылова, личная жизнь которой для нее же самой всегда была самым сокровенным, не оскорбляет отца своих детей, как делают многие другие представители актерской профессии, не клеймит проклятиями разлучницу Марину Зудину. Она достойно обходит стороной эту тему, лишний раз доказывая свое благородство. И только ей известно, сколько боли принесло предательство любимого мужчины.

Дети остались на стороне матери…

После расставания родителей дети - Антон и Александра - долгое время не могли простить отцу предательство и боль матери. Антон спустя годы переступил через обиды и возобновил отношения с отцом. А дочь осталась солидарна с Людмилой, которая и сейчас справедливо называет поступок бывшего мужа предательством.

Олег Табаков официально женился на Марине Зудиной, в браке родилось двое детей: сын Павел и дочь Мария.

Людмила Крылова (фото см. ниже) очень достойно повела себя после развода. Но и по сей день для нее тема расставания - это незажившая рана, напоминающая о страданиях, которые пришлось пережить.

Фильмография

Многим известно, Людмила Крылова - жена Табакова, которую он оставил ради Марины Зудиной. Однако роли в кино характеризуют ее как замечательную талантливую актрису. Представители старшего поколения наверняка помнят яркие образы, сыгранные ею в таких картинах, как «Сверстницы», «Достояние республики», «Живые и мертвые», «Катя-Катюша», «Добровольцы», «Рассказы о Ленине» и др.

И сейчас, несмотря на то что много времени любящая мама и бабушка посвящает заботе о детях и внуках, Людмила Ивановна часто появляется на сцене театра «Современник».

Родилась 2 октября 1938 года в Москве. Окончила театральное училище им. М.С.Щепкина. С 1960 года — актриса театра «Современник».

Первая жена Олега Табакова Людмила Крылова не любит рассказывать о личной жизни, не дает интервью — статьи о себе в газетах кажутся ей чем-то нескромным. Лишь для «КП» было сделано исключение.

Людмилу Крылову, сыгравшую в фильмах «Сверстницы», «Живые и мертвые», «Добровольцы», «Рассказы о Ленине», помнит старшее поколение и любит молодежь.

…Мы встретились в ее квартире на Покровке. Первое, что бросилось в глаза, — маленький рост актрисы. По телевизору она кажется выше, а в жизни — ну Дюймовочка! Хрупкая, миниатюрная. И по-прежнему хороша!

Я сразу же почувствовала себя в плену этой удивительной женщины, то, как она дает интервью, надо видеть — это настоящий театр одного акте
- У меня было трудное детство, — рассказывает актриса. — В 1947 году умерла мама. Мне не было девяти. Не понимала, что мама ушла навсегда, долго-долго ее ждала.

Семья у нас была малообеспеченная. Книг в доме мало, и я каждый день ходила в читальный зал. Пойти в театральный решила после того, как одна из выпускниц школы смогла поступить в Щепкинское училище. Я подумала: а если и я попробую?..

И — поступила в драмкружок ДК «Правды»… Однажды увидела там афишу — приглашение на спектакль студии «Современник». Понимаете, меня словно кто-то ведет по жизни… И вот я иду на этот спектакль. И отчаянно влюбляюсь в него (Табакова. — Авт.). Мысль, что обязательно когда-нибудь познакомлюсь с этим человеком, стала моей путеводной на несколько лет! Верю, что если чего-то сильно хотеть, то это случится.

И случилось!
- Не сразу. Сначала я окончила десятый класс. Поступила в Щепкинское — курс набирал Вениамин Иванович Цыганков, на мое счастье, он ставил в Малом театре пьесу Горбатова «Одна ночь», и ему нужен был мальчик, похожий на главную героиню. Я была на нее похожа, и режиссер буквально вел меня на вступительных экзаменах…

Так началась моя работа в Малом театре, учеба. А вскоре — и киносъемки в фильме «Рассказы о Ленине», после которого путь в кино мне был открыт…

Когда меня пригласили сняться в фильме «Добровольцы» и сказали, что одну из ролей будет играть Табаков, примчалась на студию, спрашиваю: «А где Табаков?» Ассистентка отвечает: «Табаков отказался, сценарий не понравился». Расстроилась, но сниматься пришлось. Потом звонит режиссер Ирина Ивановна Поплавская: «Люсенька, у меня такой привередливый актер в главной роли, не может найти себе партнершу, все ему не нравятся, может, вашу фотографию ему покажу.

Отвечаю, что сниматься не могу — экзамены и в театре работа. Но тут она вскользь сказала, что этот актер Табаков (!). У меня язык прилип к небу! Разволновалась, говорю: «У меня только одна фотопроба к фильму «Рассказы о Ленине», я на ней такая в косыночке…» Режиссер вскоре звонит счастливая: «Люсенька, он посмотрел вашу фотографию и сказал: «Эта, пожалуй, подойдет».

Отрывок из фильма «Добровольцы»

Как сейчас помню — пустая гримерная, спиной стоит женщина в белом халате, в кресле сидит человек, вижу в зеркале его отражение и чуть не падаю! Задрожали коленки, застучали зубы. Гримерша говорит: «Подождите, я с Табаковым закончу, займусь вами». А я: «Хо-хо-хорошо!» Меня словно колотит! Такого ощущения не испытывала никогда!


Во время съемок это состояние у меня возникало, как только встречалась с ним глазами.

Режиссер говорит: «Сейчас, Люсенька, будем снимать ваш крупный план, а вы, Олег, встаньте под камеру и подавайте реплики». Я, чуть не визжа: «Не надо! Я с ним вообще ничего сыграть не смогу!»

Режиссер удивлялась. Табакова просили отойти… Но наш с ним роман завязался практически в первую же ночь!

И это при том, что я была самая скромная на курсе! У меня был кавалер, мы с ним под ручку провожались. Но это оборвалось на самой высокой ноте! То есть никого больше уже не существовало. И когда тот молодой человек в очередной раз пришел ко мне, я перед ним закрыла дверь: «Извини, я вышла замуж». Просто выпалила эту фразу!

С момента знакомства с Табаковым прошло каких-то четыре дня! Он снимал комнатку в центре. Я оставалась у него ночевать, то есть для меня не было уже никаких преград. В институте, конечно, все узнали. Мой преподаватель меня уговаривал: «Люсенька, ты пожалеешь, еще рано, не надо, деточка…»

Для Табакова этот роман был внезапным?

Настолько сильный был у меня мой порыв, что Табаков со своим, видимо, уже достаточно богатым опытом в этом плане не мог и не хотел, наверное, устоять. А почему нет? Ведь никто не подозревал, что наш роман затянется так надолго.
- А какой была реакция вашего отца?
- На вопрос отца: «Где ты ночуешь?» — сказала: «Папа, я вышла замуж».

Людмила Крылова и Олег Табаков


Он диву дался: «Почему мы его не знаем?!» Короче, привела Табакова. Сели за стол. И я говорю: «Папа, познакомься, этой мой муж». Табаков потом рассказывал, что чуть под стол не сполз. Спрашивал: «Как ты могла такое сказать?!» «А как я могла сказать иначе, если мы с тобой живем!» — «Но мы же не расписаны». — «Я же не сказала, что мы расписаны, я сказала, что ты мой муж». — «А если мы расстанемся?» — «Значит, будем считать, что мы развелись». Вот такая наивность жила во мне!
Ну, и дипломный спектакль я сдавала, закрывая живот папкой. А расписались мы, когда сыну Антошке было месяца два, в перерыве между репетициями. Вдруг спохватились, побежали, на улице слякоть, грязь, поймали какую-то машину, приехали в загс. С друзьями выпили по бокалу шампанского — и опять на репетицию.

А свадьбу гуляли в ресторане старого ВТО. Меня вынесли в картонной коробке из-под театрального реквизита. Говорят Табакову: «Вот вам подарок!» А там я — в белом кружевном платье, которое сшила себе сама, и в фате…

Рождение ребенка помешало вашей работе? Были ли трудными ваши первые шаги?

Людмила Крылова -Семья(Антон Табаков и Олег Табаков)

Не родив, какие-то вещи женщина не может сыграть. Семья и творчество дополняют друг друга. Я работала с замечательными артистами. Но на сцене я почувствовала, что выпадаю из ансамбля, говорю в другой тональности. Самостоятельно старалась перестроиться, не фальшивить, видеть глаза актеров. А на сцене что может быть важнее партнера?!

В кино по-другому?

Да. В театре ты хозяин своей роли. Камера мне всегда мешала.

Я не хотела сниматься в «Живых и мертвых» — казалось, что там вообще нечего сыграть, но фильм оказался эпохальным. И я благодарна Столперу, что он меня пригласил. С этим фильмом и некоторыми другими я объездила много стран.

Вы давно не снимаетесь…

Если найдется интересная роль — я соглашусь сыграть! В театре «Современник» тоже сейчас не много работы. А есть опыт, силы. Может, появится какая-то интересная роль, которая даст выход моей, как вы выразились, сильной энергетике.

Любимый мой спектакль — «Крутой маршрут». Перед спектаклем думаешь: ой, Боже мой, опять эта тюрьма, но выходишь на сцену — сил оказывается в избытке, и начинаешь импровизировать, появляются новые эмоции.

Или спектакль «Три товарища». Я играю там лоточницу. В одной сценке меня сажают в коляску, и, казалось бы, такая глупая ситуация, но я вижу, как зрителю любопытно и даже смешно, и мне приятно доставить эту радость!

Семейная жизнь

А как складывалась ваша супружеская жизнь с Табаковым?
- Начинали мы семейную жизнь трудно. Отец отдал нам комнату на улице «Правды», жили в коммуналке, с нянькой за шкафом. Работали много: давали по 20 спектаклей в месяц, два утренних, еще вечером.

Однажды оставила двухлетнего Антошку с Табаковым и уехала на три дня на съемки, а когда вернулась, Антошка так же точно сидел у него на коленях с голой попой и ел холодную котлету. Табаков отдал мне ребенка и сказал: «Больше никогда этого не делай!»

Мы часто брали детей с собой на гастроли. Дочка однажды ногу сломала и со сломанной ногой с нами ездила…

Людмила Ивановна с сыном Антоном. 2002 год.
- Кто в вашей семье готовил?
- Я. Супруг мог прийти домой с компанией хоть в 12 часов ночи, но всегда было вкусное угощение.

Табаков заботился о вас?

Конечно! Помню, я снималась в «Кате-Катюше» в Днепродзержинске, а он в фильме «Люди на мосту» где-то в Сибири. И он ко мне прилетел.

Людмила Ивановна, давайте поговорим о ваших детях. Слышала, что Антона вы рожали не в столице.

Да, я поехала в Саратов рожать, потому что Олег снимался, а в Саратове жила его мама, врач… И вот мне показалось, что роды начались, мы с его мамой пошли пешком в больницу. Меня положили, пошла сплошная схватка, но и не разрожусь никак (Антошка головастый оказался). От меня убрали ложки, вилки, потому что я готова была себя вспороть — такая боль! И вот на третьи сутки подходит ко мне какой-то стажер. Я ему: «Отойдите, я умираю! Да-да, воды отошли!»

А он все спрашивает: «Ну сколько: столовая ложка, стакан?» Я взвыла: «Я мерила, что ли?! Ну, наверное, полстакана».

Он вот такие глаза сделал! Побежал куда-то и плодное место продырявил щипцами. И начались быстрые роды… Потом я не могла полтора месяца сидеть — кости таза расходились на полтора сантиметра.

Из-за этих послеродовых осложнений не могла к мужу в Москву поехать. Олег не мог мои письма прочесть, потому что я писала и плакала, и чернила расплывались…
А почему плакали?

Хотелось скорее увидеться. Сентиментальная, наверное, была.

Олег в Москве купил коляску для сына, но не знал, как переслать. Спал у меня Антошка в чемодане, я ночью просыпалась от страха — боялась, что закроется крышка и он задохнется. А еще в коммуналке было полно тараканов, и я боялась, что таракан в ухо малышу заползет!

Мама Табакова стоически все выдерживала: и готовила, и пеленками занималась…

Но все проходит, боль забывается. Через шесть лет рискнула рожать второго. Сашок (Александра. — Авт.) у меня родилась в мае, а в июне я вывезла ее в Салтыковку на дачу (мы снимали дачу вдвоем с Галиной Волчек). Было холодно, месячная Сашенька застудилась, и вот тогда я научилась делать уколы. Я тогда как кормящая мать очень сильно поправилась, а в театре играла девочку восьмилетнюю — в коротенькой юбочке, трусиках с рюшечками. Когда Галина Борисовна увидела меня из зала, закричала: «Найдите другой костюм Крыловой!» Я, как только молоко пропало, согнала лишние килограммы.

Людмила Ивановна заранее предупредила, что о разводе с Табаковым мы говорить не будем. Но тема все же вскользь прозвучала.

Понимаете, я не люблю предательства. Предательство — это очень емкое слово. Оно не подразумевает даже измену, нет. Предательство — гораздо глубже. Я расстаюсь сразу с предателями, будь это подруги, мужья или еще кто-то… А со мной случилось то, что должно было случиться. От разводов никто не застрахован.

Единственное, хотелось, чтобы мой развод был более человеческий, потому что… понимаете, если б я одна была и разводилась с ним, но я должна была подумать о детях, которым, может быть, тяжелее…

Но все проходит, проходят обиды. Простить — все давно прощено, но не забыто… Десять лет я живу без мужа… Ни о чем не жалею. Не страдаю от одиночества. У меня ничего не изменилось. Друзья остались со мной. У меня замечательные дети, внуки! Летом уезжаю в деревню. Люблю лес, грибы, природу… Я счастлива, что судьба мне подарила такую жизнь!
Крылова и Табаков прожили вместе 34 года.

Десять лет назад Табаков женился на актрисе Марине Зудиной (студентке, моложе его на 30 лет, вскоре родившей ему сына Павла).

Сын Антон и дочь Саша от первого брака не смогли простить предательства отца, оба оставили актерскую профессию. Александра (так же, как и бывшая жена Людмила Крылова) не общается с Табаковым по сей день.

53-летняя актриса выглядит на 30!

В Москве видные деятели театра собрались на церемонию вручения Международной премии СТАНИСЛАВСКОГО. В этом году ее приурочили к 155-летию основателя самой известной в мире театральной школы, любимой фразой которого была: «Не верю!»

Премия в номинации «Достояние российского театра» в этом году вручалась впервые. Ее лауреатом стал худрук «Ленкома» Марк Захаров . Как известно, 85-летний режиссер вот уже несколько лет борется с тяжелой болезнью и, хотя ему трудно ходить без посторонней помощи, нашел в себе силы подняться на сцену:

Я давнишний режиссер, а давнишний режиссер должен знать, что он сделал и что преподнес ему случай. У меня 50 на 50, - грустно заметил Марк Анатольевич, получая приз.

Еще одного лауреата - Александра Филиппенко - сопровождала жена Марина:

Она договаривается и по поводу съемок, и по поводу моих гонораров. Я в бытовые детали не вмешиваюсь, мне только надо знать, на какой машине меня отвезут на съемки и на какой привезут обратно. Всем остальным занимается Мариша, - заявил Филиппенко.

Получила премию и Алла Демидова .

В доме, где мы сейчас находимся, после войны жили военные с семьями - это была большая коммунальная квартира, - пустилась в воспоминания Алла Сергеевна. - Мы с ребятами в детстве часто тут играли перед входом. У меня был зуд первенства, и детям это быстро надоело. Однажды они взяли меня за руки и за ноги и попытались перекинуть через парапет Москвы-реки. Но, слава богу, не бросили. С тех пор у меня началась боязнь коллектива. Так я и прожила жизнь на обочине.

Вот и на премии 82-летняя актриса держалась обособленно, а сразу после церемонии поспешила домой, даже не оставшись на традиционный банкет.


Хорошая жена

53-летняя вдова Олега Табакова Марина Зудина , напротив, мило и с настроением общалась с коллегами, которые буквально засыпали ее комплиментами. Мол, и помолодела, и расцвела. И это спустя всего восемь месяцев после тяжелой утраты - потери любимого мужа.

Выяснилось, что спасла Зудину работа. Предложения сейчас на нее сыплются одно за другим. Снялась в сериале «Хорошая жена» - адаптации американского проекта Good Wife. Причем роль совладелицы юридической фирмы стала ее первой работой в кино за последние пять лет. А сейчас Марина Вячеславовна приступает к съемкам в новом сериале Константина Богомолова .

Сын Зудиной и Табакова Павел на минувшей неделе появился в фильме памяти Олега Павловича, который снял популярный блогер Юрий Дудь . Тот подробно остановился на теме смерти Табакова-старшего, который, как известно, скончался от рака простаты.

Молодой артист признался, что о тяжелом недуге отец узнал давно и, несмотря на всю сложность ситуации, продолжал активно работать и наслаждаться жизнью. Своим сыновьям Павлу и Антону (от брака с Людмилой Крыловой ) Олег Павлович рассказал о смертельном диагнозе еще до того, как об этом узнала Зудина.

Сколько Олег Табаков прожил с раком? - поинтересовался Дудь.


Отказала Малахову

Заметной фигурой на церемонии вручения Премии Станиславского стала и 77-летняя прима Театра Российской армии Людмила Чурсина . В кулуарах она с гордостью рассказывала коллегам, что только что наотрез отказалась участвовать в телесъемках у Андрея Малахова . И громко удивлялась:

Я вообще не понимаю, зачем мои коллеги участвуют в этих передачах. Может быть, там им деньги платят?!

Когда ей раскрыли глаза, что многие персоны приходят на «Прямой эфир», «Пусть говорят» и другие подобные шоу не забесплатно, а за солидный гонорар, Людмила Алексеевна с грустью покачала головой:

Ну, тогда понятно. Но, как говорила Раневская , деньги проем, а позор-то останется. Если бы на серьезную программу позвали, на политическую, я бы, может, и пошла. А участвовать в кухонных разборках не хочу!

Сама она весь вечер провела в непринужденном общении с новым спутником намного моложе себя. Автор этих строк уже было порадовалась за любимую актрису, что та, в свое время побывавшая трижды замужем, в том числе за сыном Генсека ЦК КПСС Юрия Андропова , вновь обрела личное счастье. Но когда я на следующий день позвонила Людмиле Алексеевне, чтобы уточнить имя ее таинственного кавалера, она надолго задумалась, а потом выдохнула в трубку:

К сожалению, ничем помочь вам не могу и имя его не помню. Около меня всегда кто-нибудь да увивается!

Людмила Крылова родилась 2 октября 1938 года в Подмосковье. Ей было всего 8, когда умерла её мать. От её смерти девочка несколько лет не могла оправиться. Спасали только книги, которые она брала в местной библиотеке. В эти выдуманные миры маленькая Люда погружалась с головой, мечтая о том, что когда-нибудь и у нее будет свой дом, семья и никогда больше она не будет себя чувствовать такой одинокой. Своего шкафа с книгами в семье не было: жили Крыловы очень бедно. И тем не менее иногда отец выделял Люде немножко денег, чтобы она сходила в театр, которым увлекалась.

И вот однажды Крылова увидела на сцене в спектакле «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова в «Современнике» Олега Табакова , одного из шести основателей гремевшего тогда театра. Как она потом рассказывала в интервью, харизма светловолосого талантливого яркого актера в роли Миши настолько поразила ее, что она влюбилась в одночасье и начала мечтать о том, что тоже станет актрисой и когда-нибудь они встретятся благодаря общей работе. Тогда у нее будет возможность показать Табакову, что она тоже хорошая актриса и заслуживает его внимания.

Олег Табаков и Людмила Крылова. Фото: www.globallookpress.com

Так и случилось: она поступила в Щепкинское училище, постепенно начала делать первые шаги в кино и театре. Однажды, снимаясь в 1959 году на «Мосфильме» в мелодраме Василия Ордынского «Сверстницы» в роли Светланы, она встретила в коридорах киностудии Табакова . Он в тот момент снимался в картине Александра Зархи «Люди на мосту», где играл Виктора Булыгина, сына главного героя.

Табаков и Крылова разговорились, девушка смотрела на актера такими влюбленными глазами, что на него это произвело впечатление. Роман завязался в ту же ночь. Табаков в ту пору жил в комнате в коммуналке, куда и переехала Крылова. Несмотря на то, что этой скоропалительной любви многие друзья-актеры предрекали быстрый конец, зная увлекающийся нрав Табакова, пара не расставалась. Как говорили потом коллеги Олега Павловича, Людмила, несмотря на ангельский облик, была не так проста, как хотела казаться. Было понятно, что она твердо решила выйти замуж за Табакова. Она постоянно говорила всем, что они муж и жена, в том числе и своему отцу сказала однажды: «Папа, я вышла за Олега замуж». Присутствовавший при разговоре Табаков не мог возразить.

Она оканчивала вуз, уже будучи в положении. В июле 1960 года у пары родился сын Антон . Жили, несмотря на то, что оба были достаточно яркими артистами, очень бедно. Единственную комнату разгородили пополам, а за шкафом спала няня, которая присматривала за малышом, когда молодые пропадали в театре.

Людмила Крылова с сыном Антоном. Фото: www.globallookpress.com

Только через 6 лет, когда у Табакова и Крыловой родилась дочь Александра , в семье решился квартирный вопрос и они наконец переехали из коммуналки в собственную квартиру. Впрочем, как рассказывала актриса, ее мало волновали бытовые проблемы: она обожала своего мужа, детей и была счастлива как женщина. Артистка не скрывала, что зачастую отказывалась от хороших ролей в пользу семьи: роль жены и матери для нее была куда важнее.

И тем труднее для Крыловой было пережить измену мужа. В 1981 г. Олег Табаков набирал актерский курс в ГИТИСе. Так он познакомился с 16-летней студенткой Мариной Зудиной , влюбленной в него (в Табакова были в той или иной степени влюблены чуть ли не все студентки). Начался роман. Встречались они 10 лет, Табаков не планировал уходить из семьи, не желая травмировать детей. Не выдержала Крылова, которая, как и все в театральном мире, давно уже знала об этой любовной истории своего супруга. Она вызвала мужа на откровенный разговор, признавшись, что больше не может жить в этом мире лжи.

Марина Зудина и Олег Табаков. 1998 г. Фото: РИА Новости

В одном из интервью Крылова сказала: «Я не люблю предательства. Оно не подразумевает даже измену, нет. Предательство — гораздо глубже. Я расстаюсь сразу с предателями, будь это подруги, мужья или еще кто-то».

А Табаков уход от жены прокомментировал так: «Как ни банально это звучит, пришла любоф-ф-ф...». Позже в одном из разговоров Табаков обмолвился, что он всегда мечтал о семье, в которой было бы очень много детей. По его словам, согласись Людмила родить еще одного, брак мог бы и не распасться. Их расставание было драматичным: супруги не просто не сумели сохранить мирные отношения, но стали врагами. Более того, оскорбившись за мать, с отцом перестали общаться Антон и Александра Табаковы. И если спустя многие годы сын все-таки начал разговаривать с Олегом Павловичем, то Александра принципиально отказывалась общаться, считая, что своим уходом из семьи он предал и их, детей. За все годы после развода родителей дочь с отцом не перемолвились даже словом.

Александра Табакова с родителями. Фото: Кадр youtube.com

«Мама и Саша обижены не потому, что это случилось. Они обижены тем, как это случилось. После развода родителей я тоже не общался с отцом. Однако, посмотрев на ситуацию со стороны, я понял, что это выглядит как „назло маме отморожу уши“. Я обиды быстро забываю», — рассказывал в интервью Антон Табаков.

Когда в марте 2018 года Олега Табакова не стало, Людмила Крылова и Александра Табакова не пришли на похороны бывшего мужа и отца. Актриса на этот счет сказала: «Мы многие годы не перемолвились ни единым словом, не общались».

Впрочем, как выяснилось, не общается сегодня артистка и с дочерью, говоря, что не знает, как у той дела: «У меня своя жизнь, у нее — своя». Последнюю пока что роль в кино Крылова сыграла в 2008 году, а вот в «Современнике», где она служит до сих пор, одной из блестящих ее работ стала старуха Гликерия в постановке по роману Елены Чижовой «Время женщин». По-прежнему выходит на сцену она и в «Крутом маршруте» потексту Евгении Гинзбург .

Светлана Коркошко в роли Евдокии, Людмила Крылова в роли Гликерии и Таисия Михолап в роли Ариадны (слева направо) в сцене из спектакля «Время женщин», поставленного режиссером Егором Перегудовым в театре «Современник». Фото: РИА Новости / Сергей Пятаков

В воскресенье на канале «Россия» не проспите в 7.10 фильм «Сверстницы»

Классическая советская лента конца 50–х годов, где отрицательных персонажей вычисляешь с первого появления в кадре. Да, есть судьбоносный факт: в этом фильме режиссера Василия Ордынского состоялся кинодебют Владимира Высоцкого. В небольшом эпизоде актер сыграл роль студента Пети. Но речь сейчас не о многогранном таланте Владимира Семеновича.

Стоит напомнить сюжет картины: Кира, Таня и Света дружили с самого детства, ходили в школу и вместе решили поступать в институт... Одна поступила в медицинский институт, вторая - в театральный, а третья - Света - осталась не у дел. Но тяжелобольному отцу она наврала, что, мол, учится. Сама же проводила время с двумя бездельниками–стилягами (!)... Короче, поступала не по–комсомольски до тех пор, пока в клубе часового завода их не забрали в милицию за хулиганство. Но есть драматический нюанс, он же - мораль! Ее отец как раз в эту ночь умер, и в беспутной девушке просыпается совесть, наконец, она начала осознавать свою беспутную и никчемную жизнь...

Эту запутавшуюся и завравшуюся девушку как раз и сыграла актриса Людмила Крылова. Тогда, в 50–х, худосочные актрисы невысокого роста, похожие на подростков (вспомните звезду международного уровня Джульетту Мазину), как правило, не выходили за рамки амплуа травести и инженю. В этом плане итальянке Мазине здорово повезло с супругом – режиссером Федерико Феллини: в 1954 году он снял фильм «Дорога», в котором главную роль исполнила миниатюрная супруга режиссера. Кстати, очевидно не укладывающаяся в рамки неореализма картина является безусловным кинематографическим шедевром и сегодня. Именно тогда Феллини и его жена Джульетта Мазина - главная героиня фильма - получили мировую известность. Но это реальная история, как тогда говорили, кинематографа капиталистических стран. В советском же - актрисы с невыразительной внешностью до пенсии играли в театре шекспировских Джульетт, а в кино в лучшем случае - Кислицыных Тонь.

Наверное, у актрисы Людмилы Крыловой послужной список был бы иным, не случись развода с супругом - известным и ныне влиятельным актером и режиссером Олегом Табаковым. К чести актрисы, она не изливает душу и личные темы в СМИ, не клеймит разлучницу - актрису Марину Зудину...

Безусловно, никто не собирается сейчас давать оценки случившемуся в знаменитой актерской семье. Тем более каждый из них уже сказал, что хотел. Сын Антон Табаков однажды так и означил известные события: «Сейчас стыдно признаться в этом, но я сильнее переживал за чужую старушку, которая, хромая, переходит улицу, чем по поводу размолвок родителей, происходящих под носом».

Вообще–то как актриса Крылова давно состоялась и «засветилась» в картинах, которые вошли в золотой фонд советского киноискусства: «Катя–Катюша», «Сверстницы», «Добровольцы», «Живые и мертвые», «Рассказы о Ленине»... Служит в театре «Современник». В сегодняшнем небольшом, но разнообразном репертуаре актрисы такие заметные работы, как Аня Маленькая в «Крутом маршруте» Евгении Гинзбург, Анна Кеннеди в спектакле «Играем... Шиллера!» (сценический вариант трагедии Ф.Шиллера «Мария Стюарт»), мамочка в «Трех товарищах» Эриха Марии Ремарка. Ну а в личной жизни от трагедий, как известно, никто не застрахован.

Заслуженная артистка России Людмила Крылова родилась в 1938 году в Москве. Окончила театральное училище имени М.С.Щепкина. Выросла сиротой - когда ей было 9 лет, умерла мать. В мир искусства, как это часто бывает, попала случайно. Но есть нюанс!

В молодого актера Олега Табакова была влюблена прежде, чем с ним встретилась в профессиональной плоскости. Короче говоря, еще школьницей она выделила молодого артиста. «Однажды увидела афишу - приглашение на спектакль студии «Современник». Понимаете, меня словно кто–то ведет по жизни... И вот я иду на этот спектакль. И отчаянно влюбляюсь в него (Табакова. - Прим. автора). Мысль, что обязательно когда–нибудь познакомлюсь с этим человеком, стала моей путеводной на несколько лет! Верю, что если чего–то сильно хотеть, то это случится», - вспоминала актриса в единственном интервью, данном после развода с Табаковым.

Чуть позже они могли встретиться на съемочной площадке фильма «Добровольцы», но Олегу Павловичу тогда не понравился сценарий и он отказался от съемок... Людмила же продолжала сниматься, работала в Малом театре, бегала на спектакли в «Современник». Впрочем, желание встретить своего кумира подтачивало юную актрису ежедневно.

И, как пишут в любовных романах, все случилось вдруг. Работая на картине «Рассказы о Ленине», влюбленная Крылова заслужила встречу, о которой мечтала. «Как сейчас помню - пустая гримерная, спиной стоит женщина в белом халате, в кресле сидит человек, вижу в зеркале его отражение и чуть не падаю! Задрожали коленки, застучали зубы. Гримерша говорит: «Подождите, я с Табаковым закончу, займусь вами». А я: «Хо–хо–хорошо!» Меня словно колотит! Такого ощущения не испытывала никогда!» - вспоминает актриса.

Роман начался, по ее признанию, «практически в первую же ночь».

Через несколько дней Людмила Крылова переехала в квартирку в центре Москвы, которую тогда снимал Олег Табаков. А своему преданному другу и поклоннику, который зашел к ней как–то в гости, она сразу же сообщила, что вышла замуж... Кстати, отцу тоже говорила о счастливом замужестве. Многие из свидетелей этих стремительно развивавшихся событий были поражены, некоторые даже отговаривали Крылову от поспешных решений. Хотя у самой героини есть особое мнение на этот счет: «Настолько сильный был у меня мой порыв, что Табаков со своим, видимо, уже достаточно богатым опытом в этом плане не мог и не хотел, наверное, устоять. А почему нет? Ведь никто не подозревал, что наш роман затянется так надолго».

Официально они зарегистрировали отношения только тогда, когда сыну Антону исполнилось два месяца. «Вдруг спохватились, побежали, на улице слякоть, грязь, поймали какую–то машину, приехали в ЗАГС. С друзьями выпили по бокалу шампанского - и опять на репетицию», - рассказывала Крылова. Позже состоялась свадьба в ресторане ВТО. Невесту вынесли в картонной коробке из–под какого театрального реквизита... Прямо голливудский хеппи–энд!

После сына Антона родилась дочь Саша. Сейчас уже взрослая дочь не встречается с отцом (Александра Табакова известна по роли подружки маленькой Веры в одноименном фильме. - Прим. автора), даже ушла из «Табакерки». Дети обычно принимают сторону матери. Антон со временем простил отца и в одном интервью рассказал о том сложном периоде: «Но мы делали вид, что все нормально. Папа потом объяснял, что скрывал роман с Мариной исключительно из нежелания причинить нам боль. Он сам испытал это на себе, когда его отец, которого он очень любил, оставил мать. Вернувшись с войны, мой дед привез новую семью и ушел из дому. Папа тогда действительно очень страдал (в ту пору ему было лет 13), но я не уверен, что воспоминания о тех переживаниях были главной причиной того, что он так долго не решался оставить нас».

Наверное, сложись все иначе, будь у нее свой Феллини, актрису бы приглашали в культовые ленты. Возможно, и в театре случились бы победы иного диапазона... Впрочем, личная жизнь Людмилы Ивановны плавно перелилась на детей и внуков. Писали, что в один период артистка Крылова даже строит дачу, чтобы отвлечься. А по поводу ухода Табакова однажды обронила: «Понимаете, я не люблю предательства. Предательство - это очень емкое слово. Оно не подразумевает даже измену, нет. Предательство - гораздо глубже. Я расстаюсь сразу с предателями, будь это подруги, мужья или еще кто–то... А со мной случилось то, что должно было случиться. От разводов никто не застрахован».

Крылова и Табаков прожили вместе 34 года.

Психология