Подвеска в виде лотоса значение. Гармония и чистота

Лотос на сегодняшний день является одним из самых известных, универсальных, общепризнанных символов Востока и его культуры. Лотос - цветок совершенства, он означает жизнь и смерть, возрождение и стремление к истине, чистоту и вечность, духовный рост и развитие, непорочность и плодородие, божественность и бессмертие, мир и спокойствие, борьбу и счастье . Значение тату лотос очень богато и многообразно. Каждая культура смогла увидеть в нем некий особый неповторимый смысл, пропитала этот символ своим национальным духом.

Лотос много веков удивлял и восхищал людей не только своей красотой, но и невероятной способностью сохранять свою чистоту даже в самых грязных озерах и болотах. В этом и проявляется оригинальность и привлекательность этого чистого и нежного цветка, растущего сквозь грязь и ил, и раскрывающегося навстречу солнцу.

Лотос, как важнейший религиозный и культурный символ присутствует с давних времен почти во всех азиатских странах. Так в индуизме и буддизме лотос - пробуждения и стремления к реальной духовной жизни . Это может объяснятся тем, что цветок лотоса начинает расти на самом дне озера среди грязи и гадости, растет он медленно, постепенно направляясь к солнечному свету. Начинает цвести, как только достигает поверхности воды. По преданию из лотоса родился сам Будда. Этот цветок часто служит троном для медитации в изображениях буддийских святых монахов и Белой Тары. Поэтому он часто символизирует некую божественность, соединение противоположностей, превозносит свет над тьмой, добро над злом, любовь над ненавистью. Значение татуировки лотос в Индии определяется как символ женского начала и плодородия , и изображается в форме чаши.

В Древнем Египте лотос изображался вместе с богами солнца и означал «огонь интеллекта» и бессмертие, был эмблемой Верхнего Нила. В финикийской, ассирийской и хеттской культуре лотос имел важное погребальное значение, символизировал смерть, возрождение и жизнь после смерти.

Лотос это один из Восьми Сокровищ и Благоприятных Знаков в китайской традиции . В греко-римской культуре и мифологии он ассоциируется с Афродитой (Венерой). В Иране он стал безупречным символом солнца. В древней культуре майя он означал проявленную вселенную - саму Землю. У даосов этот солнечный цветок стал космическим колесом жизни и символом человеческого сердца. В Тибете нежный цветок лотоса считался хранителем и символом неведанной тайны, в Японии - знаком целомудрия.

Значение татуировки лотоса также различается в зависимости от его цвета. Так белый лотос - это состояние духовного совершенства, красный - знак чистого сердца, любви и страсти, голубой лотос означает мудрость и знание, розовый - божественность.

На Востоке значение тату лотоса в общих чертах совпадает со значением розы и лилии на Западе.

В различных традициях реализация потенциальных возможностей изображается как распускание цветка на поверхности вод; на Западе — это роза или лилия, на Востоке — лотос. Космический лотос выступает как образ творения, возникновения мира из первоначальных вод или из пустоты; это особый универсальный принцип, управляющий миром и развивающейся в нем жизнью.

Этот символ соединяет в себе солнечный и лунный принципы; он одинаково близок воде и огню, хаосу тьмы и божественному свету. Лотос — это результат взаимодействия созидательных сил Солнца и лунных сил воды, это Космос, поднявшийся из водного хаоса, подобно Солнцу, взошедшему в начале времен, «мир развивающейся жизни в вихре перерождений» (Дж. Кэмпбелл). Это время — прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение имеет бутоны, цветы и семена одновременно. «Время и вечность являются двумя аспектами одного и того же восприятия целого, двумя планами единственной, недуалистичной невыразимости; таким образом, сокровище вечности покоится на лотосе рождения и смерти» (Дж. Кэмпбелл).

Раскрываясь с рассветом и закрываясь на закате, лотос олицетворяет возрождение Солнца, а значит, и любое другое возрождение, возобновление жизненных сил, возращение молодости, бессмертие.

По словам Е. П. Блаватской, «лотос символизирует жизнь человека, как и Вселенной» , при этом его корень, погруженный в илистую почву, олицетворяет материю, стебель, тянущийся сквозь воду, — душу, а цветок, обращенный к Солнцу, является символом духа. Цветок лотоса не смачивается водой, также как дух не пятнается материей, поэтому лотос олицетворяет вечную жизнь, бессмертную природу человека, духовное раскрытие.

В Древнем Египте с образом лотоса связывалось творение, рождение и Солнце как источник жизни. Этот великий цветок распустился, поднявшись из глубин первичных вод, и вынес на своих лепестках бытие, воплощенное в образе солнечного божества, золотого младенца: из лотоса рождается бог солнца Ра. Восходящее Солнце также часто представляли в виде Гора, который поднимается из лотоса, олицетворяющего Вселенную. Цветок лотоса мог служить троном Осириса, Изиды и Нефтиды.

Лотос символизировал обновление жизненных сил и возращение молодости, ибо по воззрениям египтян, старый бог умирает, чтобы возродиться молодым. Изображение умершего, держащего цветок лотоса, говорит о воскрешении из мертвых, пробуждении на духовном плане.

Как символ процветания и плодородия лотос был атрибутом мемфисского бога растительности Нефертума, который изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса. В «Текстах пирамид» он назван «лотосом из носа Ра». Каждое утро бог Нефертум встает из лотоса и каждый вечер опускается в воду священного озера.

С древнейших времен лотос ассоциировался с верховной властью: лотос был символом Верхнего Египта, а скипетр египетских фараонов выполнялся в виде цветка лотоса на длинном стебле.

В Древней Индии лотос выступает как символ творческой силы, как образ сотворения мира. В лотосе усматривали символ Вселенной, отображение земли, которая плавает, подобно цветку по поверхности океана. Раскрытая чашечка цветка, расположенная посредине,— гора богов Меру.

В Упанишадах творцом и хранителем мира становится Вишну. Он — начало, середина и конец всего мира. Когда Вишну просыпается, из его пупа вырастает цветок лотоса, а в нем рождается Брахма, созидающий миры. В центре небесного рая Вишну течет небесный Ганг, дворец Вишну окружают пять озер с синими, белыми и красными лотосами, которые блестят, как изумруды и сапфиры.

С лотосом связана супруга Вишну — Лакшми, богиня счастья, богатства и красоты. Согласно одному из мифов, когда боги и асуры пахтали океан, из него с лотосом в руках вышла Лакшми. По другим представлениям, Лакшми возникла в самом начале творения, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса; отсюда ее имена Падма или Камала («лотосная»). Трон в виде лотоса — атрибут большинства индуистских и наиболее почитаемых буддийских божеств.

В буддизме лотос символизирует изначальные воды, духовное раскрытие, мудрость и нирвану. Лотос посвящен Будде, «Жемчужине Лотоса», явившемуся из лотоса в виде пламени. Это образ чистоты и совершенства: вырастая из грязи, он остается чистым — так же, как Будда, рожденный в мире. Будда считается сердцем лотоса, он восседает на троне в виде полностью раскрывшегося цветка.

Кроме того, в буддизме с появлением лотоса связывается начало новой космической эры. Полный расцвет лотоса олицетворяет колесо непрерывного цикла существования и является символом Гуань-иня, Будды Майтрейи и Амитабхи. В буддийском раю, как и в раю Вишну, в водоемах, сделанных из драгоценностей, «цветут удивительные лотосы разных цветов».

«Одним из наиболее могущественных и любимых бодхисаттв буддизма махаяны Тибета, Китая и Японии, является Несущий Лотос Авалокитешвара, „Бог, который смотрит вниз с сочувствием“... К нему обращена миллионы раз повторяемая молитва: Ом мани падме хум, „О Сокровище в сердцевине лотоса“... Он удерживает в одной из левых рук лотос мира» . (Дж. Кэмпбелл).

В Китае лотос почитался как священное растение ещё до распространения буддизма и олицетворял чистоту и целомудрие, плодородие и производительную силу.

Согласно традиции китайского буддизма, «Лотос Сердца» олицетворяет солярный огонь, а также время,невидимое и всепоглощающее, раскрытие всего сущего, мир и гармонию. На западном небе, в лотосовом раю, находится лотосовое озеро, где среди цветов, в окружении бодхисаттв восседает Амитофо (Амитабха), Будда Запада. Каждый лотос, растущий на этом озере, соотносится с душой умершего человека.

В даосской традиции одна из восьми бессмертных, добродетельная дева Хэ Сянь-гу изображалась держащей в руках символ чистоты — цветок белого лотоса на длинном стебле, изогнутом подобно священному жезлу исполнения желаний.

Из Египта, Индии и Китая символика лотоса проникла и в другие страны. В греко-римской культуре лотос считался растением, посвященным Гере и Афродите. В золотом челне в форме лотоса совершает одно из своих путешествий древнегреческий герой Геракл .

Геродот называл розовый лотос, который считался самым священным и чудодейственным, «розовой лилией Нила». Надпись в Храме Хатхор в Дендерах гласит: «Возьми себе лотос, который существовал с начала времен, лотос священный, который царил над большим озером, лотос, который выходит для тебя из Унит, он освещает лепестками землю, которая до того была во мраке» .






Лотос... Основное и, видимо, исходное значение этого мифопоэтического символа - творящая сила, связанная с женским принципом, отсюда - более специальные символические значения Лотоса: лоно как место зарождения жизни; плодородие, процветание, потомство, долголетие, здоровье, жизненная полнота, слава; земля как космическая, самопорождающая суть; спонтанное творение, вечное рождение (божественное, сверхчеловеческое); бессмертие и воскресение к вечной жизни; чистота, духовность, смиренномудрие. В разных традициях с Лотос связываются также жизнь, чистота, андрогинность, согласие, мечтательность, забвение, мир, тишина, твёрдость, непрерывность, солнце. Структура цветка Лотоса (периферийная, лепестковая часть и центр) символизирует взаимодействие женского и мужского начал.

Этот символ соединяет в себе солнечный и лунный принципы; он одинаково близок воде и огню, хаосу тьмы и божественному свету. Лотос - это результат взаимодействия созидательных сил Солнца и лунных сил воды, это Космос, поднявшийся из водного хаоса, подобно Солнцу, взошедшему в начале времен, «мир развивающейся жизни в вихре перерождений» (Дж. Кэмпбелл). Это время - прошлое, настоящее и будущее, поскольку каждое растение имеет бутоны, цветы и семена одновременно. «Время и вечность являются двумя аспектами одного и того же восприятия целого, двумя планами единственной, недуалистичной невыразимости; таким образом, сокровище вечности покоится на лотосе рождения и смерти» (Дж. Кэмпбелл).

Раскрываясь с рассветом и закрываясь на закате, лотос олицетворяет возрождение Солнца, а значит, и любое другое возрождение, возобновление жизненных сил, возращение молодости, бессмертие.

По словам Е.П. Блаватской, «лотос символизирует жизнь человека, как и Вселенной», при этом его корень, погруженный в илистую почву, олицетворяет материю, стебель, тянущийся сквозь воду, - душу, а цветок, обращенный к Солнцу, является символом духа. Цветок лотоса не смачивается водой, также как дух не пятнается материей, поэтому лотос олицетворяет вечную жизнь, бессмертную природу человека, духовное раскрытие.

В Древнем Египте с образом лотоса связывалось творение, рождение и Солнце как источник жизни. Этот великий цветок распустился, поднявшись из глубин первичных вод, и вынес на своих лепестках бытие, воплощенное в образе солнечного божества, золотого младенца: из лотоса рождается бог солнца Ра. Восходящее Солнце также часто представляли в виде Гора, который поднимается из лотоса, олицетворяющего Вселенную. Цветок лотоса мог служить троном Осириса, Изиды и Нефтиды.

Лотос символизировал обновление жизненных сил и возращение молодости, ибо по воззрениям египтян, старый бог умирает, чтобы возродиться молодым. Изображение умершего, держащего цветок лотоса, говорит о воскрешении из мертвых, пробуждении на духовном плане.

Как символ процветания и плодородия лотос был атрибутом мемфисского бога растительности Нефертума, который изображался юношей в головном уборе в виде цветка лотоса. В «Текстах пирамид» он назван «лотосом из носа Ра». Каждое утро бог Нефертум встает из лотоса и каждый вечер опускается в воду священного озера.

С древнейших времен лотос ассоциировался с верховной властью: лотос был символом Верхнего Египта, а скипетр египетских фараонов выполнялся в виде цветка лотоса на длинном стебле.

В Древней Индии лотос выступает как символ творческой силы, как образ сотворения мира. В лотосе усматривали символ Вселенной, отображение земли, которая плавает, подобно цветку по поверхности океана. Раскрытая чашечка цветка, расположенная посредине,- гора богов Меру.

В Упанишадах творцом и хранителем мира становится Вишну. Он - начало, середина и конец всего мира. Когда Вишну просыпается, из его пупа вырастает цветок лотоса, а в нем рождается Брахма, созидающий миры. В центре небесного рая Вишну течет небесный Ганг, дворец Вишну окружают пять озер с синими, белыми и красными лотосами, которые блестят, как изумруды и сапфиры.

С лотосом связана супруга Вишну - Лакшми, богиня счастья, богатства и красоты. Согласно одному из мифов, когда боги и асуры пахтали океан, из него с лотосом в руках вышла Лакшми. По другим представлениям, Лакшми возникла в самом начале творения, всплыв из первозданных вод на цветке лотоса; отсюда ее имена Падма или Камала («лотосная»). Трон в виде лотоса - атрибут большинства индуистских и наиболее почитаемых буддийских божеств.

В буддизме лотос символизирует изначальные воды, духовное раскрытие, мудрость и нирвану. Лотос посвящен Будде, «Жемчужине Лотоса», явившемуся из лотоса в виде пламени. Это образ чистоты и совершенства: вырастая из грязи, он остается чистым - так же, как Будда, рожденный в мире. Будда считается сердцем лотоса, он восседает на троне в виде полностью раскрывшегося цветка.

Кроме того, в буддизме с появлением лотоса связывается начало новой космической эры. Полный расцвет лотоса олицетворяет колесо непрерывного цикла существования и является символом Гуань-иня, Будды Майтрейи и Амитабхи. В буддийском раю, как и в раю Вишну, в водоемах, сделанных из драгоценностей,
«цветут удивительные лотосы разных цветов».

«Одним из наиболее могущественных и любимых бодхисаттв буддизма махаяны Тибета, Китая и Японии, является Несущий Лотос Авалокитешвара, „Бог, который смотрит вниз с сочувствием“... К нему обращена миллионы раз повторяемая молитва: Ом мани падме хум, „О Сокровище в сердцевине лотоса“... Он удерживает в одной из левых рук лотос мира». (Дж. Кэмпбелл).

В Китае лотос почитался как священное растение ещё до распространения буддизма и олицетворял чистоту и целомудрие, плодородие и производительную силу.

Согласно традиции китайского буддизма, «Лотос Сердца» олицетворяет солярный огонь, а также время, невидимое и всепоглощающее, раскрытие всего сущего, мир и гармонию. На западном небе, в лотосовом раю, находится лотосовое озеро, где среди цветов, в окружении бодхисаттв восседает Амитофо (Амитабха), Будда Запада. Каждый лотос, растущий на этом озере, соотносится с душой умершего человека.
В даосской традиции одна из восьми бессмертных, добродетельная дева Хэ Сянь-гу изображалась держащей в руках символ чистоты - цветок белого лотоса на длинном стебле, изогнутом подобно священному жезлу исполнения желаний.

Из Египта, Индии и Китая символика лотоса проникла и в другие страны. В греко-римской культуре лотос считался растением, посвященным Гере и Афродите. В золотом челне в форме лотоса совершает одно из своих путешествий древнегреческий герой Геракл.

В Древнем Египте известны изображения Лотоса в сочетании с образами богов и другими сакральными символами. С Лотосом, подобно Нилу (по берегам которого он рос), связывалось плодородие и производительная сила, а также солнце как источник жизни и воскресения (ср. роль Лотоса в похоронных обрядах египтян). На изображениях более позднего периода на цветке Лотоса помещали бога Гора, либо он служил троном Исиды, Нефтиды, Осириса и соотносился таким образом с царской властью (цветок Лотоса носила Нефертити). Как эмблема Верхнего Египта Лотос противопоставлялся папирусу - эмблеме Нижнего Египта. В некоторых вариантах египетского космогонического мифа солнечное дитя, «осветившее землю, пребывавшую во мраке», выходит из распустившегося цветка Лотоса, росшего на холме, который возник среди изначального хаоса. Изображение младенца, сидящего на лепестках Лотоса, воспроизводилось вплоть до римской эпохи. В ряде изображений новорождённое солнце восседает на Лотосе, из Лотоса же рождается бог Ра.
В Индии символ Лотоса, соотнесённый с женским детородным органом - йони, олицетворяет богиню-мать, космический Лотос как творящее лоно, седалище или источник божественного принципа, особой сакральной силы и т. п. С мотивом Лотоса связаны и более сложные образы дуальности, олицетворяющие женское (йони) и мужское (линга) начала. Культ лотосовой богини плодородия (статуэтка обнажённой богини с цветком Лотоса в волосах) был широко распространён в земледельческих культурах Индии. Лотосовые богини были излюбленными (особенно среди женщин) низовыми божествами, с которыми сохранялись интимные связи в ритуалах и в ритуализованном быту. В изобразительном искусстве (реже в письменных текстах) известны композиции с лотосовой богиней, сидящей на коленях мужского божества или обнимающей его стопы [Вишну и его «лотосовые» жёны Падма (др.-инд. padma, «лотос»), Лакшми, Шри (которая, по преданию, возникла из Лотоса, выросшего из чела Вишну)]. Та же схема реализуется в изображении Шивы с лингой и его божественной супруги Шакти. На Лотосе нередко восседает Будда, связанный также и с лотосовой супругой по имени Прадж-ня-парамита («совершенная мудрость»), несущей Лотос. Нередко лотосовая богиня связана с водами (в частности, с женскими, жизнетворными); она фигурирует в мифе о пахтанье океана. В 1 в. до н. э. появляются изображения лотосовой богини на Лотосе со стоящими подле неё слонами, которые изливают на богиню и Лотос воду из хобота.
Путём деперсонификации и абстрагирования основных идей образа Лотоса конструируется понятие космического Лотоса как особого универсального принципа, управляющего миром и развивающейся в нём жизнью. Космический Л. выступает как образ (иногда посредствующего характера) творения, возникновения мира из космических вод или из пустоты, на которой покоится спящий Вишну, и как символ соития. «Лотосопупковый» Вишну, демиург вселенной, порождает из своего тела гигантский Лотос., на котором находится «лотосорождённый» творец Брахма. По мере роста тысячелепесткового золотого Лотоса растёт вселенная; лепестки дают начало горам, холмам, рекам, долинам (на самом Лотосе изображались символы земли или богиня земли, под лепестками Лотоса - демоны, змеи и т. п.). В другом варианте космогонического мифа Праджапати узрел в первоначальных водах лист Лотоса, обратившись в вепря, он нырнул в воды, достал со дна кусок земли и положил его на лист, а затем утвердился на листе и сам. В буддизме с появлением Лотоса также связывается начало новой космической эры. Кроме того, Лотос указывает место для священного дерева Будды. Буддийский рай нередко изображался как место, где люди, подобно богам, рождаются на цветке Лотоса. В буддийской традиции в Индии создаётся особая «лотосовая» литература («Падма-пурана», описывающая, в частности, время, когда вселенная была «золотым Лотосом», т. н. «Лотосовая сутра», сыгравшая особую роль в китайском буддизме 5 в. н. э.; ср. также «Лотос истинного Закона» - величайший памятник махаянического буддизма).
В мифопоэтической традиции Древней Индии образ Лотоса выступает и в качестве независимого символа творческой силы. В числе таких атрибутов - седалище или опора в виде Лотоса, соотносящегося с большинством индуистских божеств, с буддой и бодхисатвами; Лотос в руках божества иногда в сочетании с мечом, палицей, драгоценным камнем, солнцем или даже книгой; Вишну держит в одной из четырёх рук Лотос; Падмапани, «лотосору кий», выступает как один из получивших известную независимость эпитетов Авалокиты; в джайнском каноне Лотос в руке - символ 6-го Джины, и в Тибете - эмблема основателя ордена Падмакары; «лотосовая» формула - «От mani padme Hum» (по приблизительному толкованию, - «Да будет так, драгоценный каменьлотос»), воспринимающаяся уже как целостный сакральный символ, коренящийся в брахманизированном ритуале. Отсюда она проникла как в более поздние филиации индуизма, так и в буддизм, где она обращена к Авалоките (Авалокитешваре), изображающемуся в виде гермафродита, который восседает на Лотосе своего отца или держит Лотос и драгоценный камень. Некоторые другие атрибуты имеют более узкое распространение. Например, образ Лотоса и пламени символизирует в буддизме не только идею союза воды и огня, но и форму, в которой Ади-будда впервые открылся на горе Сумеру (в маздеизме этот же образ трактуется как эмолематическое выражение древа жизни). Об укоренённости темы Лотоса в индийской мифопоэтической традиции и культуре свидетельствуют также «лотосовые» названия особой отметины на человеческом теле и лице, хоботе слона, части колонны, особого типа храма, воинского построения, положения тела человека в состоянии медитации, вида соития, одного из девяти сокровищ Куберы, одного из восьми сокровищ, связанных с магическим действием, в свою очередь, называемым Падмини, большого числа, созвездия, разновидностей слонов, змей, обезьян, демонов, растений, специй, а также многие собственные имена, как мифологические и сакральные, так и демифологизированные и профанные, и т. п. Только в древнеиндийском языке отмечено более ста названий Лотоса (значительная часть их связана с мотивом воды или цвета). Образ Лотос - один из ведущих в индийской поэзии (Ашвагхоша, Бхаса, Калидаса, Бхартрихари и др.) и изобразительном искусстве. Красный Лотос - эмблема современной Индии.

В Китае Лотос почитался как священное растение ещё до распространения буддизма. В даосской традиции одна из восьми бессмертных, добродетельная дева Хэ Сянь-гу изображалась держащей в руках «цветок открытой сердечности» - Лотос или жезл с элементами Лотоса. Цветок Лотоса олицетворяет в Китае чистоту и целомудрие, плодородие и производительную силу; он соотносится с летом и является одной из восьми эмблем удачного предсказания. Возникновение Лотоса трактуется как благовещение о рождении Будды, изображения которого имеют лотосовый знак на стопе. Духу Лотоса жгут благовония с целью изгнания злых духов. Лотос играет важную роль в китайском буддийском искусстве, в частности в живописной концепции западного неба, на котором находится лотосовое озеро. Каждый Лотос, растущий на этом озере, соотносится с душой умершего человека. В зависимости от степени добродетельности земной жизни человека цветы Лотоса расцветают или вянут. Западное небо изображается в китайской живописи как лотосовый рай («западный рай») с обилием Лотосов разных форм, размеров и оттенков; среди цветов Лотоса, в окружении бодхисатв восседает Амитабха (Амитофо), будда запада.
Из Египта, Индии и Китая лотосовая символика проникла и в смежные или близлежащие страны Средиземноморья, Ближнего Востока, Центральной и Юго-Восточной Азии. На Ближнем Востоке были распространены медальоны, розетки, орнаменты с образом Лотоса. Лотос считался растением, посвящённым Гере. В золотом солнечном челне в форме Лотоса. совершает одно из своих путешествий Геракл. Лотос. многократно упоминается Гомером; отмеченность Лотоса подтверждается включением его в один ряд с такими мифологизированными цветами, как шафран и гиацинт. В «Одиссее» излагается сюжет мифа о поедателях Лотоса - лотофагах (ср. также свидетельства Геродота - Herodot. IV 177). Отчётливые следы лотосовой символики сохраняют образы лилии и тюльпана в христианской традиции (было распространено представление, согласно которому Лотос наряду с лилией посвящён деве Марии).
Наряду с цветком Лотоса. определённое мифопоэтическое значение имеет и т. н. лотосовое дерево (киренейский Лотос, дерево ююба). В греческой традиции известен миф о нимфе Лотис (Лотиде), которая, спасаясь от преследовавшего её Приапа, превратилась в лотосовое дерево; в лотосовое дерево была превращена и нимфа Дриопа, повредившая дерево, в которое превратилась Лотис (Ovid. Met. IX 326-393). В мусульманской мифологии лотосовое дерево помещается на седьмом небе, справа от трона аллаха.
В Китае это - цветок июля. Нераспустившийся бутон, распустившийся цветок, а также семена лотоса символизировали прошлое, настоящее и будущее.

Геродот называл розовый лотос, который считался самым священным и чудодейственным, «розовой лилией Нила». Надпись в Храме Хатхор в Дендерах гласит: «Возьми себе лотос, который существовал с начала времен, лотос священный, который царил над большим озером, лотос, который выходит для тебя из Унит, он освещает лепестками землю, которая до того была во мраке».

Цветы лотоса обладают едва ли не самой богатой и универсальной символикой в мире и описаны в большом количестве самых сакральных мифов и легенд. Они известны не только своей утончённой красотой и восхитительным ароматом, но и благодаря целительным свойствам - умиротворяющим дух и исцеляющим тело, дарящим жизненные силы и уверенность, привлекательность и долгую молодость. По сути, лотос - самое священное растение стран Востока, единогласно отождествляющих его со светом, первозданной чистотой, целомудрием и самопознанием.

Причин для такого почитания изысканное дитя Флоры имеет достаточно: зарождаясь в илистом дне, бутон лотоса преодолевает толщу воды и распускается на рассвете под первыми лучами солнца - а на закате снова смыкает лепестки и погружается в тёмную прохладную глубину. Так лотос начал олицетворять Солнце, движение небесных светил, смену дня и ночи. Кроме того, этот цветок символизирует Вселенную, вечность и время - прошлое, настоящее и будущее, - ведь одно и то же растение одновременно имеет семена-орешки, цветы и нераспустившиеся ещё бутоны. Плоды лотоса, попавшие в неплодородную почву, могут проспать полтора столетия, - и затем снова дать жизнь прекрасным цветам. Соединяя в себе стихии земли (дна водоёма), воды, воздуха и огня (солнце), лотос оказывается неразделимо связанным с сотворением мира.


Лотос в Египте

У египтян лотос символизировал солнце, воскрешение, красоту, процветание и плодородие, а так же верховную власть. Ароматный цветок гибкими зелёными стеблями вплёлся в мифологию древней цивилизации, став неотъемлемым атрибутом богов. Бог солнца Ра родился из лотоса, распустившегося на поверности Первоначальной Воды. Его сын, Гор, каждое утро поднимался из цветка лотоса с восходом солнца и в него ложился почивать. Бог плодородия и возрождения жизни Осирис с женой Исидой сидели на тронах из лотосов, и их головы венчали сплетённые из прекрасных цветов головные уборы.

Наследуя своих богов, фараоны украшали свои головы цветами «небесной голубой лилии», носили скипетры в виде цветка лотоса на длинном стебле, и его же лепестками были усыпаны гробницы владык – чтобы они воскресли в загробной жизни. Пять лотосов были эмблемой Верхнего Египта, а бутоны были выгравированы на золотых монетах. Венками из лотоса украшали статуи богов, храмы, головы важных гостей, а на пирах слуги разносили свежие цветы наподобие блюд, и заменяли их свежими при первых признаках увядания. Лотос использовался в египетской архитектуре – на колоннах, в качестве украшения стен. Египтяне даже применяли изображение лотоса как иероглиф, обозначающий число 1000.


Египтянки использовали масло из нильского лотоса в любовной магии: они считали, что капнув им на три главные точки – за ушами и в центре лба – образовывали пирамиду, обращённую вершиной к звёздам, - и это делало их особенно обаятельными. Лотос служил так же оберегом: вдыхая аромат цветка, человек получал его защиту, а если постоянно носил на теле стебель, лист, лепесток или орех лотоса - боги одаривали его благословением, счастьем и безсмертием.

Древнеегипетская поговорка гласит: «Много лотосов на воде - велико будет плодородие». А это было уже вполне земным счастьем египетского народа – ведь из богатых крахмалом, клетчаткой и сахарами плодов лотоса пекли сытный хлеб и готовили лекарственные настои.

Лотос в Индии

Древняя Ведическая цивилизация считала Лотос цветком Жизни, поскольку он присутствовал в первоначальном хаосе, и дал начало всему сущему: Упанишады описывают землю как плавающий по поверхности космической бесконечности цветок лотоса. Индусы изображали трон многих индуистских богов в виде лотоса. Из пупа первого в мире бога Вишну некогда вырос лотос, и из этого цветка появился созидающий миры Брахма. Боги впахивали молочный океан – и тогда из его глубин вышла богиня счастья и красоты Лакшми с лотосом в руках, ставшая супругой Вишну.

Из лепестков голубого лотоса заваривали ароматный чай, а так же их курили через кальян. Эмблемой Индии и сегодня является красный лотос - «друг солнца, распускающийся, лишь когда уходит месяц и холод ночи».


Лотос в Китае

В Китае эпохи Даосизма лотос считался священным растением: деву Хэ Синь-гу, одну из восьми Бессмертных, изображали с цветком лотоса в руках. Строение Вселенной в буддистском веровании понимается как бесчисленные лотосы, заключающиеся последовательно один в другом до бесконечности. Изображение этого цветка обязательно присутствовало в китайской живописи – в западной части небосвода художники изображали «небесное лотосовое озеро» - так в Древнем Китае понимали рай, где каждый цветок общался с душами. Если умерший человек был обродетелен – лотос распускался, в обратном же случае вянул.

Буддисты связывали лотос с образом Будды: когда он родился, с неба упал щедрый дождь из лотосов. Мальчик сразу сделал семь первых шагов, и где его ноги оставляли следы – выростали лотосы. Самую известную позу йоги, в которой достигается медитативное сосредоточение и наиболее острая концентрация внимания, назвали позой «лотоса» не случайно. Будда так же изображается сидящим на распустившемся цветке лотоса: его корень подобен материи, тянущийся вверх стебель – душе, а не касающийся воды и напоенной солнецем цветок – дух. «Даже живя среди болотной грязи, можно оставаться незапятнанно чистым» - говорил Будда. Поэтому поза лотоса символизирует нирвану - полное раскрытие души и духа. Рай Будды так же предствляли как сады с цветущими белыми, голубыми, жёлтыми, розовыми и красными лотосами в водоёмах.

В популярном сегодня во всём мире течении фен-шуй изображения цветка лотоса или его стеклянные статуэтки используются для пробуждения духовного сознания и умиротворения домашней атмосферы, для активизации зон богатства и партнёрства.


Лотос в Античности

Гомер описал в «Одиссее» давний миф о «лотофагах» - людях, отведавших лотоса, забывшими свою прошлую жизнь и не желающими покидать места цветения магического цветка – Ливию (именно в таком месте спутники Одиссея захотели навсегда остаться). А у древних римлян была легенда о преследуемой Приапом нимфе Лотис, превратившейся в цветок лотоса. Геракл совершал одно из своих путешествий в золотом челне в форме лотоса. Овидий «Метаморфозах» повествует о превращении в лотосовое дерево Дриопы, сорвавшей лотос. Этот цветок так же посвящался Афродите и Гере.


Лотос в Европе

Старая германская легнда рассказывает, что у каждой водяной лилии есть крохотный крылатый друг: якобы из бутона рождается эльф, для которого венчик цветка служит домом – а затем они вместе умирают. Возможно, отсюда и возник сюжет о сказочной Дюймовочке. Впрочем, речь уже не о лотосе, а её родственнице – кувшинке. Древние германские саги рассказывают и о прекрасных русалках – никсах – живущих среди кувшинок, и завлекающих путников в трясину. Чем севернее и дальше от солнечного Востока – тем меньше остаётся божественного света в понимании лотоса, и всё больше добавляется мрачного мистицизма и нечисти.

Лотос в Америке

Зато намного вдохневеннее и эпичней рождение «лотоса» описывает старая легенда североамериканских индейцев: отважный и могущественный вождь племени пустил в небо стрелу, которую захотели получить Полярная звезда и Венера. Когда они бросились её ловить, то столкнулись лбами – на землю посыпались яркие искры и попали в водоём. Из них и появились белые кувшинки.

Просто лотос

Лотос — символ чистоты и мудрости

Лотосы вдоль дорог,

Как обрамление храма,

Если б я только мог,

Флора нашей планеты чрезвычайно разнообразна, несмотря на все учащающиеся попытки человека самыми разными способами ее уменьшить. В настоящее время биологи определяют от 400 тысяч до миллиона видов цветковых растений. Но только единицы из них являются священными символами для разного рода религий, культов, мистических течений.

Великий немецкий поэт Генрих Гейне писал об этом цветке:

Опустясь головкой сонной

Под огнем дневных лучей,

Тихо лотос благовонный

Ждет мерцающих ночей.

Этот цветок считается священным в странах Европы, Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Этот цветок во все века воспевался поэтами . Этот цветок – один из самых прекрасных и глубоких символов в истории человечества.

Практически все мировые религии и эзотерические традиции используют этот символ. Почему? В чем причина? На нашей планете есть множество цветов не менее красивых, чем лотос, но именно он почитаем и индуистами, и буддистами, и даосами и многими-многими другими. Что же в лотосе такого, что мудрейшие люди в истории нашей цивилизации называли его символом чистоты, мудрости и духовного совершенства?

Попробуем разобраться.

Лотос в руках у Будды.

Сила всех стихий

Начнем с того, что лотос вобрал в себя силу всех природных стихий. Он произрастает из Земли, живет в Воде, получает Огонь от Солнца и впитывает в себя энергию стихии Воздуха. При этом его корень, погруженный в илистую почву, олицетворяет материю, стебель, тянущийся сквозь воду, — душу, а цветок, обращенный к Солнцу, является символом духа.

В индийской традиции уделяется много внимания и тому, сколько лепестков у лотоса. Так, пятилепестковый лотос символизирует пять чувств и миров, рождение, посвящение, брак, отдых от трудов и смерть. Семь лепестков лотоса означает семь планет. Восьмилепестковый лотос воспринимался в Индии как Сердце Бытия, в котором пребывает Бог Творец Брахма. Девятилепестковый лотос – символ человека, а двенадцатилепестковый – Вселенной и Бога.

Символ чистоты

У лотоса есть одна интересная особенность. Его листья покрыты восковым налетом и потому они и не смачиваются водой и не пачкаются грязью. Лотос всегда остается чистым — настоящий символ чистоты. Лучшего символа для духовного совершенства придумать просто невозможно. Произрастая из грязи лотос, тянется к небу, оставаясь при этом совершенно незапятнанным. Один из самых глубоких мистиков средних веков Фудоти Сиеме Року в своем «Тайном писании о непоколебимой мудрости» писал: «Лотос произрастает из грязи, но остается незапятнанным. Рано или поздно наш ум должен стать подобным лотосу».

Лотос — сексуальная метафора

Роберт Бир пишет в книге «Тибетские символы и орнаменты»: «Падма или камала («лотос» на санскрите), — это синоним женской вагины, мягкой и открытой. Ваджра — это синоним мужского пениса, твёрдого и проникающего. Союз ваджры и лотоса — это сексуальная метафора союза формы и пустоты, сострадания и мудрости, их божественные объятия наполнены блаженством…

Манящие, широко открытые глаза богинь и дакинь описываются как глаза, подобные лотосам. Самые прекрасные супруги известны как падмини, они источают аромат лотосов, их глаза, груди, пупок и влагалище подобны лотосам».

Чуть выше в этой же книге Бир пишет: «Рождение из лотоса подразумевает непорочное зачатие, а следовательно, врожденную божественную чистоту…. Таким образом, лотос, как божественная утроба, становится сильной сексуальной метафорой». И тут, я отмечу, что у Бира всё смешалось — «кони, люди». 🙂 Посылки, приведенные им никак не ведут к такому выводу. Лотос — сексуальный символ вовсе не потому, что он «божественно чист», а потому, что он божественно похож 🙂 , потому что он раскрывается.

Аналог мирового дерева

И еще один важный момент. На человека наиболее сильное влияние оказывают глубинные символы, зародившиеся еще в архаические времена. Одним из таких символов является мировое дерево . Лотос — аналог мирового дерева в китайской и тибетской культурах. Он соединяет три мира – мир подземный, мир поднебесный и мир небесный. В тибетской традиции он обозначает колесо жизни, он соединяет в себе прошлое (нераскрывшийся бутон), настоящее (цветок) и будущее (семена). Широко известная тибетская мантра «Ом мани падме хум », переводится как «жемчужина в цветке лотоса» и означает, что человек имеет возможность достичь Нирваны и прервать колесо собственных перерождений.

Выше мы отметили, что лотос – священный символ, символ духовного совершенства. Добавим еще и то, что в разных культурах лотос символизирует: счастье, красоту, благополучие. Кроме того, лотос еще и символ Солнца.

Один из древних индийских поэтов писал, обращаясь к своей возлюбленной: «Моя любимая, лотосоокая, печаль моя земная и высокая…». Лотос – одновременно и земной и горний. Лотос – пример того, как можно достичь неба, оставаясь при этом на земле.

P.S. Немного любопытной информации о лотосах.
Самые большие лотосовые поля находятся не в Индии, и не в Индокитае, а в дельте Волги. Ими можно, и нужно, любоваться в августе — сотни гектаров Каспийского взморья покрыты лотосами.
В этих местах лотос не вымерзает даже зимой.
И еще два интересных факта.
В холодные летние ночи (если такие случаются), лотосы регулируют температуру своих цветков (поддерживая 30-35 градусов — комфортные для насекомых опылителей).
Семена лотоса могут оставаться жизнеспособными около 200 лет.

Психология