Михаил Турецкий: «Заменить мать может только отец. Михаил турецкий - биография, информация, личная жизнь От чего умерла первая жена михаила турецкого

Михаил Борисович Турецкий. Родился 12 апреля 1962 года в Москве. Российский музыкант, основатель и продюсер арт-групп «Хор Турецкого» и SOPRANO. Народный артист РФ (2010).

Михаил Турецкий родился 12 апреля 1962 года в Москве в еврейской семье выходцев из Белоруссии.

Отец - Борис Борисович Эпштейн, родился в семье кузнеца в Могилёвской губернии. В 18 лет, после смерти отца, уехал в Москву, где учился в педагогическом техникуме, а затем в Академии внешней торговли. Работал мастером цеха шелкографии на подмосковной фабрике.

Мать - Белла (Бейля) Семёновна Турецкая, работала няней в детском саду. Ее семья была уничтожена гитлеровцами во время войны.

Родители Михаила познакомились перед самой войной в местечке Пуховичи под Минском. Они прошли всю войну: отец ушел на фронт со второго курса Академии в первые дни войны, был участником прорыва Ленинградской блокады, мать была медсестрой эвакуационного госпиталя в Горьком.

Михаил - поздний ребенок. На момент его рождения отцу было 50, а матери - 40. Поскольку день рождения сына совпал с Днём космонавтики, ребёнка хотели назвать Юрием - в честь . Но отец настоял на имени Михаил. В семье было принято решение дать сыну фамилию матери - так как на тот момент ни одного представителя фамилии уже не было в живых.

Имеет старшего брата Александра (разница между ними 15 лет).

Как вспоминал Михаил, его отец даже в преклонном возрасте был энергичным и бодрым человеком, который прекрасно себя чувствовал: даже в 70 лет работал, ходил на каток и в танцзал.

Семья жила скромно, в 14-метровой комнате коммунальной квартиры на станции метро «Белорусская».

Уже в раннем детстве Михаил проявил музыкальные способности. В 3 года он уже пел, а первой концертной площадкой маленького музыканта был стул, на котором для старшего брата и его друзей мальчик охотно пел популярную тогда песню «Сиреневый туман».

Вскоре в доме Михаила появились вторая комната в коммунальной квартире и пианино. Заметив незаурядные способности, родители решили нанять для сына педагога по фортепьяно. Но занятия продлились только четыре месяца: преподаватель заявил об абсолютном отсутствии у ребёнка таланта.

Тогда Михаил Турецкий стал посещать музыкальную школу по классу флейты-пикколо (малой флейты). Параллельно с флейтой отец водил сына в капеллу мальчиков.

Судьбоносным для творческого будущего Турецкого оказался один из визитов двоюродного брата отца, знаменитого дирижера Рудольфа Баршая. Услышав на семейном обеде, что Михаил занимается игрой на флейте, маэстро предложил ему консультацию у одного из знакомых профессионалов. Узнав, что племянник ещё и поёт, дядя попросил мальчика исполнить песню. После Рудольф Борисович сделал звонок директору Хорового училища имени А. В. Свешникова с просьбой не предвзято прослушать Михаила. Турецкому на тот момент было одиннадцать лет, в то время как средний возраст поступающих - семь. Несмотря на это, вскоре мальчик был принят.

После окончания училища, выдержав серьёзный конкурс, Михаил Турецкий поступает на дирижерско-хоровой факультет Государственного музыкально-педагогического института имени Гнесиных. В 1985 получив диплом с отличием, продолжает обучение в аспирантуре, занимается симфоническим дирижированием. Регулярно присутствует на репетициях Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под руководством Е. А. Мравинского, наблюдая за работой маэстро. Вскоре Турецкий становится хормейстером и актёром Театра музыкального искусства под управлением Юрия Шерлинга, где серьёзно погружается в историю синтетического искусства.

По окончании института, в 1989 году, Михаил Турецкий начал набор солистов в мужской хор при Московской хоральной синагоге. Все участники коллектива имели профессиональное музыкальное образование. Главной целью хора стало возрождение иудейской духовной музыки в СССР. Репертуар коллектива составила еврейская литургическая музыка, которая не исполнялась с 1917 года. По традиции все произведения музыканты пели a cappella, то есть без музыкального сопровождения, что требовало высокой профессиональной подготовки.

Всего за восемнадцать месяцев хор под руководством Михаила Турецкого подготовил обширную программу еврейской духовной и светской музыки, с которой с успехом выступал в Израиле, Америке, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании (фестиваль «Por Me Espiritu» в компании звёзд мировой музыки: Пласидо Доминго, Исаак Стерн, Зубин Мета).

Коллектив достаточно быстро стал востребован за рубежом, однако в России начала 90-х, артистам найти свою слушательскую аудиторию было сложно. В 1993 году музыкантов кратковременно поддерживали ЛогоВАЗ (Борис Березовский) и президент Российского еврейского конгресса Владимир Гусинский.

В 1995-1996 году коллектив разделяется на две части: одна остается в Москве, вторая отправляется в США (Майами, Флорида) на работу по контракту. Михаилу Турецкому приходится руководить одновременно обеими группами.

Опыт, полученный коллективом во время работы в США, заметно повлиял на дальнейшую репертуарную политику хора и понимание синкретической природы настоящего шоу. Артисты погружались в атмосферу американской культуры с характерной для неё зрелищностью, динамикой, яркостью музыкальных красок, а также всего, что входит в современное понятие action (экшн). Именно в США, среди знаменитых бродвейских мюзиклов и первоклассных музыкантов, впервые формируется эстрадное направление проекта.

Благодаря совместному концертному турне с , в 1997-1998 гг. с творчеством коллектива знакомится и публика бывшего СССР.

В 1998 году хор получает статус городского муниципального коллектива.

В период с 1999 по 2002 г. у хора появляется свой репертуарный спектакль («Вокальное шоу Михаила Турецкого») в Московском государственном театре эстрады под управлением , который проходит 2 раза в месяц. На этой сцене и состоялась презентация хора для широкой общественности Москвы.

В 2003 Турецкий открывает своё универсальное понятие в музыке, оставив след в истории мирового и отечественного шоу-бизнеса не только как музыкант-профессионал, но и как создатель такого явления в массовой музыкальной культуре, как «арт-группа». С этого момента его коллектив приобретает современное имя - «Арт-группа Хор Турецкого» . Теперь это ансамбль из 10 солистов, в котором представлены все существующие виды мужских голосов: от самого низкого (бас-профундо) до самого высокого (тенор-альтино). Перерождение коллектива открывает музыкантам более широкие горизонты. Репертуар хора заметно расширяется, выходит за рамки одной национальной культуры, еврейские молитвы и песни по-прежнему остаются в репертуаре, но уже не составляют его основу.

Суть понятия «арт-группа» заключена в безграничности творческих возможностей внутри одного музыкального коллектива. Репертуар арт-группы охватывает музыку разных стран, стилей и эпох: от духовных песнопений и оперной классики до джаза, рок-музыки и городского фольклора. В рамках нового явления сосуществуют всевозможные варианты исполнения: a cappella (то есть без сопровождения), пение под инструментальный аккомпанемент, шоу-представления, сочетающие вокал с элементами авторской хореографии.

Хор Турецкого - С тобой навсегда

Новый стиль, в котором работает «Хор Турецкого», отчасти определяется понятием classical crossover (синтез элементов поп-, рок- и электронной музыки), однако в творческой деятельности арт-группы есть тенденции, выходящие за рамки этого понятия: многоголосное пение и имитация голосом музыкальных инструментов, интерактивность и внедрение элементов хэппенинга (например, участие публики в танцевально-песенной программе). Таким образом, каждый концертный номер превращается в «мини-мюзикл», а концерт − в незаурядное по своей энергетике шоу. В репертуаре «Хора Турецкого» по-прежнему остаются и шедевры классической музыки в подлинном виде. Сам Михаил не только поёт, но и блестяще ведёт и направляет собственное шоу. Сегодня коллектив не имеет аналогов во всем мире.

С 2004 года «Хор Турецкого» приступает к широкой концертной деятельности, начинает свою светскую жизнь и переживает стремительный взлёт эстрадной карьеры, который сопровождается множеством наград и постоянным возрастанием количества поклонников. Коллектив выступает на лучших концертных площадках страны и мира. В их числе: СК «Олимпийский» (Москва) и Ледовый дворец (Санкт-Петербург), Большой концертный зал «Октябрьский» (Санкт-Петербург), Альберт Холл (Англия), крупнейшие залы США − Карнеги Холл (Нью-Йорк), Dolby Theatre (Лос-Анджелес), Джордан Холл (Бостон).

В 2005 году к 15-летию коллектива Михаил Турецкий написал книгу-автобиографию «Хормейстер» - о своей жизни, работе и коллегах по хору.

В 2008 году «Хор Турецкого» собрал четыре аншлага в Государственном Кремлёвском дворце, и по просьбам зрителей дал дополнительный аншлаговый пятый концерт во Дворце спорта «Лужники», чем установил своеобразный рекорд.

Несмотря на то, что коллектив существует много лет, костяк его по-прежнему составляют музыканты, с которыми М. Турецкий знаком и дружен со студенческих лет или с момента образования хора.

В 2010 году он учредил новый проект - женский - под названием «SOPRANO» . Это уникальный проект, которому подвластны произведения мировой музыкальный культуры любой сложности создавался на протяжении двух лет. За право петь в коллективе боролись сотни претенденток, и в результате нескольких кастингов в проекте остались лучшие из лучших. В «SOPRANO» представлены все существующие женские певческие голоса: от самого высокого (колоратурное сопрано) до самого низкого (меццо). Каждая солистка представляет свой стиль пения: от академического до фольклорного и эстрадно-джазового. В одном концерте арт-группы «SOPRANO Турецкого» звучат классика и рок, джаз и диско, модная современная музыка и ретро хиты. За последний год коллектив сделал мощный рывок в сторону авторских песен и достиг высоких показателей.

Со своими композициями девушки выступали на фестивалях «Песня года», «Новая Волна», «Славянский Базар», «Пять звезд». В профессиональной биографии проекта – ежегодные гастрольные туры в России и за рубежом (США, Канада, Швейцария, Израиль и др).

Soprano Турецкого - Зима, Зима

В 2017 году Михаил Турецкий стал Лауреатом премии Правительства РФ 2016 года в области культуры и был удостоен Ордена Дружбы - За заслуги в развитии отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность.

Рост Михаила Турецкого: 170 сантиметров.

Личная жизнь Михаила Турецкого:

Первая жена - Елена, его однокурсница по институту имени Гнесиных. Поженились вопреки воле родителей в 1984 году. В том же 1984-м у них родилась дочь Наталья.

Жена Елена трагически погибла в ДТП. В августе 1989 года вместе со своим другом и учителем Владимиром Семенюком Турецкий отправился в Клайпеду. Ночью музыканту пришла телеграмма от старшего брата со словами «Срочно позвони. Саша». Наутро Михаил узнал о страшной трагедии: на трассе Минск - Москва в автомобильной катастрофе погибли его тесть, жена и её брат.

Он вспоминал: "Отец моей первой жены ехал на машине с ней и ее братом из Литвы, со дня рождения сестры. По рассказам очевидцев, на 71-м километре трассы Минск - Москва машина выехала на полосу встречного движения, ударилась об автобус, а потом столкнулась с фурой. Лоб в лоб. И мгновенная смерть. Всех троих".

В 2001 году у него родилась внебрачная дочь Изабель (Белла), которая живёт со своей матерью Татьяной Бородовской в Германии. Они встретились в 2000 году, когда Михаил со своим хором были на гастролях в Германии. Во время концерта во Франкфурте он увидел в первом ряду невероятно красивую женщину и, потрясенный ее внешностью, спрыгнул со сцены и пригласил даму танцевать. Затем попросил телефон. Так начался их короткий роман, от которого в декабре 2001 года родилась дочь. Белла унаследовала не только внешность своего знаменитого отца, но и его музыкальность - играет на скрипке.

Татьяна Бородовская - мать внебрачной дочери Михаила Турецкого

Вторая жена - Лиана, она армянка. История Михаила и Лианы началась в 2001 году во время гастролей «Хора Турецкого» по Америке. Отец Лианы получил предложение организовать концерт коллектива. Это была любовь с первого взгляда. Четырех месяцев по большей части телефонного общения хватило Лиане, чтобы променять благоустроенную американскую жизнь на непривычную для нее жизнь в России. Лиана на момент их знакомства была женщиной с пятилетним ребенком - имела дочь . Михаил Турецкий говорил: "И я увидел в ней прежде всего заботливую мать. В дальнейшем, когда у нас появились еще дочери, это мнение только укрепилось. Для моей жены дети всегда на первом месте, и я это принял".

У пары родились две дочери: Эммануэль (2005 г.р.) и Беата (2009 г.р.).

В 2014 году Михаил стал дедушкой: у Натальи родился сын Иван Гилевич. А в 2016 году Наталья родила ему внучку Елену.

Старшая дочь Турецкого Наталья - юрист, работает в офисе «Хора Турецкого». Сарина окончила МГИМО, факультет международной журналистики, работает музыкальным продюсером.

Михаил Турецкий в программе "Пока все дома"

Библиография Михаила Турецкого:

2005 - Хормейстер

Дискография «Хора Турецкого»:

1999 - High Holidays (еврейская литургия)
2000 - Jewish Songs
2001 - Bravissimo
2003 - Хор Турецкого представляет...
2004 - Звёздные дуэты
2004 - Такая великая любовь
2004 - Когда поют мужчины
2006 - Рожденные петь
2006 - Великая музыка
2007 - Музыка всех времён и народов
2007 - Москва - Иерусалим
2009 - Аллилуйя любви


«Я не знаю, как моя тёща 24 года назад пережила тот день, когда в одной машине погибли её дочь, сын и муж... Лобовое столкновение с фурой».

Кремль и «Карнеги-холл», гастроли по всему миру, выступления с мировыми звёздами Пласидо Доминго , Хулио Иглесиасом , Глорией Гейнор и др. «Хор Турецкого» везде встречают овациями. Впору сказать: создатель арт-группы Михаил Турецкий — настоящий везунчик. Ещё бы, живёт в роскошном доме в Сколкове с красавицей-женой, у него четыре дочери... И лишь немногие знают, что ему пришлось пережить на пути к успеху...

Накануне дня рождения создатель популярного хора поведал «АиФ» об очень личном...

Не только дома, но теперь и на работе окружён женщинами. Турецкий со своим творением — коллективом «Сопрано», которому уже 5 лет. Фото: Из личного архива

Тёща — авторитет

Когда артист поехал в США, ради дочери взял с собой не молодую любовницу, а 73-летнюю маму. С дочкой Наташей. Калифорния, 1995. Фото: Из личного архива

— Моя первая жена погибла в автокатастрофе. Мне был 21 год, когда мы поженились, Елена — моя однокурсница по Гнесинке... Как пережить такую боль? Да никак не пережить... Она навсегда осталась. Но нужно было как-то держаться — ведь дочери Наташке тогда не было и 5 лет. Я не знаю, что испытала тогда моя тёща — героическая женщина Зоя Ивановна . Как она пережила гибель дочери, сына и мужа? Они все были в одной машине... Лобовое столкновение с фурой.Зоя Ивановна по сей день для меня авторитет. Бывший завуч, директор школы. В свои 87 лет сильнейшая женщина.

Практически сразу после гибели я очень остро нуждался в помощи. И эта помощь пришла ко мне свыше. Мне предложили создать в Москве хор еврей-ской духовной музыки. Это было спасением. Музыка предков — древнее могучее искусство — дала мне силы жить. В ней очень много страданий, ностальгии, душевного трепета. И я ушёл с головой в работу. Я даже ночью репетировал. Мне хотелось быть лучшим в том, что я делаю. Именно это меня в тот момент поддержало больше, чем друзья или даже мои родители.

Я достаточно долго не женился. Видел: моя дочь не готова принять новую маму. Смотрел на ситуацию именно с точки зрения ребёнка. У меня хорошая интуиция. Если видел, что девушка хочет быть со мной, но ей вряд ли нужна моя дочка, это для меня сразу же означало конец фильма, знак «Въезд воспрещён» на дороге. Мне не хотелось жениться просто для того, чтобы у меня была жена. Мне нужно было, чтобы у ребёнка появилась мать. Конечно, иногда бывает чудо — чужая женщина становится роднее матери, но такое я только в сериалах видел! Мать ребёнку никто не может заменить. Только отец, если он есть. Так что я для дочки и папа, и мама. Aidishe pape...

Художественный руководитель и арт-директор «Хора Турецкого» Михаил Турецкий с супругой Лианой и дочерью Эмануэль. 2012 год. Фото: РИА Новости / Екатерина Чеснокова

Мама вместо любовницы

Понятно, что я не пуританин, были у меня и романы, и тайные отношения, которые нужны молодому мужику. Но выбор я всегда делал в итоге в пользу ребёнка. Cобираясь работать по длительному контракту в США (Майами, Флорида), я не взял с собой девушку, с которой тогда встречался, а поехал со своей 73-летней мамой. Это было некоторое самопожертвование. Но, с другой стороны, я радовался сразу за двоих — и маме моей хорошо, что она в Майами, и Наташке хорошо быть с бабушкой... Со временем понял: нужно вырастить дочку до такого возраста, когда будет нужна не мать, а просто подруга. Что и произошло... Когда Наташе было почти 17, я встретил Лиану . (Лиана, дочь организатора гаст-ролей «Хора Турецкого» в США, жила в Америке и работала программистом. — Ред.) Между женой и дочерью разница в 8 лет. Мы даже какое-то время жили вместе. Я, моя дочь и Лиана с её дочерью от первого брака, которую я потом удочерил.

Потом мы с дочерью разъехались — это вообще самая лучшая модель. Все должны жить в разных местах и приезжать друг к другу в гости. Иначе всегда присутствуют ревность и конфликт интересов. Поэтому я стараюсь чётко расчертить все зоны, чтобы не было никаких столкновений. У меня свои отношения с женой, свои отношения с дочерью. Между ними не было конфликтов — и уже за это я благодарен!

Недавно у моей старшей дочери родился сын. У него есть молодой отец, который может им заниматься. Получилось так, что внук родился с 18 на 19 января... Зоя Ивановна попросила: «Мишенька, назовите мальчика Ванечкой. Я прошу». А я для неё всё готов сделать. Назвали Иваном ... А дальше смотрю: фамилия отца Гилевич . Это же Евангелие — Иван Гилевич! И родился он в крещенскую ночь... Так что печать избранника есть на этом ребёнке. Но для меня главное, чтобы он был хорошим человеком. Говорю жене: «Лиана, ты спишь с дедушкой. Но ты-то, слава богу, не бабушка!» (Смеётся.) У меня тот редкий случай, что сам я дед, но не сплю с бабкой. (Улыбается.) Какое счастье!

95-летний юбилей отца маэстро — Бориса Борисовича Эпштейна. Михаил Турецкий с дочерью Эммануэль, женой Лианой, дочерьми Натальей и Сариной. Фото: Из личного архива

Три рубля заработал — два отдай

У меня четыре дочери. Мечтаю ли о сыне? Если захотим — завтра родим. Ещё есть время. Отец меня родил в 50 лет. И ещё увидел сына народным артистом России — дожил до 96 лет.

Папа мой — участник прорыва Ленинградской блокады. 900 дней сидел в окопах. Он мне рассказывал: «От голодухи два наших солдата пошли и украли две банки консервов со склада. Их расстреляли сразу на моих глазах». Или: «Прикуривая, я уклонился от ветра, а пуля, что в меня летела, попала в друга моего».

Несмотря на всё, что ему пришлось пережить, отец умел радоваться каждому дню. Вот я на него и равняюсь во всём. Когда отцу было 93, он меня спросил: «А твои певцы довольны тем, как ты им платишь?» И, харизматично грассируя, продолжил: «Три рубля заработал — два отдай. Будешь долго жить».

Но жизнь внесла в эти планы свои коррективы, и теперь Михаил не представляет своей жизни без любимых дочерей: 27-летней Наташи, 14-летней Сарины, 5-летней Эммануэль и 2-летней Беаты – и обожаемой жены Лианы, хотя смущенно признается, что младшая дочка Беата была первым его ребенком, которого он увидел сразу после родов, – о рождении старших детей он всегда прежде узнавал, будучи далеко от дома в гастрольном туре.

Михаил, как вы поняли, что встретили свою суженую?

Моя первая супруга Елена погибла в страшной автокатастрофе, когда нашей дочке Наташе было 5 лет. Конечно, мое душевное состояние в то время было «соответствующим случаю», поэтому я с головой ушел в работу, а личная жизнь отодвинулась на второй план. Но прошли годы – и после встречи с Лианой, которая произошла во время гастролей нашего хора в Америке, я почувствовал, что встретил «своего» человека. Отец Лианы занимался организацией наших гастролей. В фойе наши взгляды встретились, и… Хотя формально между нами ничего не произошло – сходили в кафе и проговорили 2 часа, – я почувствовал, что она меня зацепила, и из каждого города, где мы были с гастролями, я звонил Лиане: наш рекорд был 6 часов общения по телефону. Хотя наши отношения развивались непросто, ведь мы жили в разных странах и виделись нечасто. Лиана поначалу боялась сразу бросить все, ведь она в то время вполне успешно работала программистом. Но в какой-то момент вопрос встал ребром, и Лиана приехала ко мне в Москву – знакомиться с моими родителями и дочкой Наташей. «Смотрины» прошли замечательно, мои родные были «категорически за» появление такой замечательной новой родственницы, и я стал уговаривать Лиану бросить работу и переехать в Москву. Хотя некоторое время мы все-таки жили на две страны, и Сарина родилась в США.

Это было трудно?

Лиана – мудрая женщина. Она понимает, что карьера не может заменить семьи и предназначение женщины – рожать детей. Поэтому в конце концов она действительно ушла с работы и переехала ко мне. Мы стали жить вместе в маленькой двухкомнатной квартире вместе с моей дочкой Наташей, которой к тому времени было уже 17 лет.

Как Наташа восприняла появление в доме «новой мамы»?

Лиана никогда не пыталась стать Наташе мамой, но быстро подружилась с моей дочкой. Во время переходного возраста именно Лиана во многом помогала Наташе женскими советами.

А как Наташа отреагировала на сообщение о том, что у нее скоро появится брат или сестра?

Она была на седьмом небе от счастья, ведь долгое время мечтала о брате или сестре! Причем несколько лет Наташа с Сариной даже спали в одной кровати, и сейчас они очень близки. Правда, Саринка, когда была маленькая, страшно ревновала Наташу к ее подругам. Особенно когда Наташа вечером уходила гулять. Сарина постоянно упрекала ее в том, что Наташа своих друзей любит больше, чем сестру. Хотя Наташа малышку обожала; более того, няни у нас еще не было, и Наташа нам здорово помогала. Если мы с Лианой куда-то отлучались, за малышку всегда были спокойны: знали, что Наташа накормит, искупает младшую сестру и уложит ее спать.

Как изменился ваш быт после появления Сарины?

Лично мой быт изменился очень мало: я большую часть времени провожу на гастролях, поэтому не могу похвастаться историями о том, как укачивал ребенка в 5 часов утра. Жена и старшая дочка в этом вопросе меня выручали. Но с каждым следующим ребенком я становлюсь все более опытным папой: когда родилась Эммануэль, я уже больше времени проводил с детьми, а к рождению Беаты даже умудрился оказаться в роддоме. Никогда не забуду врача, которому я кричу в эйфории: «Доктор, доктор, смотрите, она только что родилась, а у нее уже волосики есть!» А врач смотрит на меня в недоумении и говорит: «Михаил Борисович, это же ваш четвертый ребенок». Но для меня вид новорожденной дочери действительно был культурным шоком.

А как вы относитесь к идее партнерских родов?

Мы в семье эту тему даже не обсуждали. Лиана понимала, что я человек творческий, впечатлительный, и ей не хотелось, чтобы я видел какие-то интимные подробности появления ребенка на свет. Я думаю, что такие вопросы в каждой паре решаются индивидуально, может быть, если бы я сам был врачом, то идея присутствия на родах меня бы не покоробила. Но и жена в этом, по-моему, не нуждалась. Какие-то деликатные детали действительно лучше оставлять за кадром, чтобы жена всегда оставалась загадкой.

Вы планировали детей или все получалось «спонтанно»?

Дети появлялись спонтанно, хотя всякий раз очень вовремя. Сарину очень ждала Наташа, потом, когда Наташа стала жить отдельно, Сарина начала очень тосковать одна и просила у нас братика или сестричку. Мы с Лианой как-то еще не до конца определились, хотим мы еще одного ребенка или нет, как вдруг жена приглашает нас с Сариной в ресторан в День святого Валентина и торжественно вручает мне… положительный тест на беременность. Сарина еще спросила меня: «Папочка, это, наверное, градусник?» Конечно, мы решили, что раз это уже случилось, то так тому и быть.

А как вы узнали, что снова станете отцом?

Жена позвонила мне, когда она была в Дубае, и сообщила, что вновь беременна. Я, разумеется, сразу сказал: «Ура, конечно рожаем!» Честно признаюсь, все надеялся на появление сына. Но кто знает, может быть, он у нас с Лианой еще родится.

Как вы выбирали детям имена?

Сариной жена решила назвать дочку. Это значит «маленькая принцесса». Причем, когда жена только узнала о беременности, она купила большую фарфоровую куклу с кудрявыми волосами, и Сарина действительно на эту куклу очень похожа. А вот имя для второй нашей дочки придумывал я. Очень долго перебирал разные варианты, но никак не мог принять решение, как вдруг полетел на гастроли и оказался в одном самолете с Эммануилом Виторганом, которого жена ласково называет Эммочкой. И так мне это понравилось, что я вернулся домой и сообщил Лиане, что дочку назовем Эммануэль (окончание «эль» значит на иврите «приближенный к богу»). Когда родилась Беата, мы с женой тоже очень долго выбирали имя. Целых два месяца ребенка не могли назвать. Главный критерий был – имя на букву «б». За три года до рождения Беаты скончалась мама (ее звали Бэлла), а вскоре после рождения нашей младшей дочки ушел из жизни и отец (Борис). Мы перелистали все справочники имен и наконец остановились на международном имени Беата.

В какой стране появились на свет ваши дети?

Сарину жена рожала в Америке, а младшие, Эммануэль и Беата, появились на свет в Москве. Во многом это было связано с тем, что родители жены перебрались к нам в Москву после рождения Эммы, и мы посчитали, что нет никакого смысла рожать за океаном, а потом перевозить крошечного младенца в самолете: уровень медицинского обслуживания в столице достойный, ничуть не хуже американского. А главное преимущество – роды принимает тот самый врач, который вел беременности жены уже дважды и знает ее досконально. Лиана говорит, что если у нас еще будут дети, она их будет рожать у того же врача в Москве.

Вы часто берете детей на гастроли?

Честно говоря, я категорически не хотел, чтобы мои дети захотели стать артистами. Например, у Наташи прекрасный голос, и одно время она поговаривала о том, что хотела бы стать певицей, но я настоял, чтобы дочка получила серьезную профессию юриста, а вокальные таланты реализовывала в караоке. Сейчас Наташа работает юристом в нашем коллективе. А вот с Сариной я как-то упустил момент. Мы постоянно ездили на гастроли и репетиции вместе с ребенком, ведь до появления Эммочки родители жены жили в США, а няни у нас не было, поэтому Сарина с раннего детства росла за кулисами. И она уже категорически стала настаивать на том, чтобы учиться музыке. Я было попытался этому помешать: сказал, что учиться музыке разрешу только на скрипке (самом сложном из возможных инструментов для ребенка), но через год неустанного «пиликанья», которое 99% времени слушала жена, а не я, Лиана взмолилась, чтобы ребенка все-таки перевели в класс фортепиано. Ведь фортепиано есть электронное, и заниматься музыкой на нем можно в наушниках. Пришлось пойти жене навстречу. Но потом Сарина стала очень активно самоутверждаться в музыке: в этом году заканчивает музыкальную школу. А в Америке, где Сарина с родителями жены проводит каждое лето, два года назад она победила на международном конкурсе в Лос-Анджелесе, где получила гран-при как модель и 7 золотых медалей в нескольких других номинациях, в частности за вокальный номер и танец. Сарина активно участвует в различных музыкальных конкурсах, ее уже приглашают на показы и в рекламные ролики в качестве модели, она поет в молодежной группе «Биссектриса», и их песня входит на Муз-ТВ в «Горячую детскую десятку», она вела детский фестиваль «Кинотаврик», а сейчас снимается в кино в одной из главных ролей. Но все это она пробивает исключительно сама. Я же, как уже говорил, против сценической карьеры своих детей. Мешать, конечно, не буду, но и не помогу. Глядя на Сарину, младших детей я стараюсь пореже брать за кулисы.

Есть ли у вас няня?

Няню мы взяли только после рождения Беаты, когда родители жены уехали с Сариной и Эммой в Америку на лето. Жене эту женщину, Татьяну, посоветовала подруга, да и то Лиана еще долго к ней приглядывалась. Но сейчас, конечно, мы уже считаем Татьяну нашим родным человеком: дети ее обожают.

Как вы проводите время с детьми?

Вариантов досуга множество: мы можем пойти в театр, в музей, на каток.

Есть ли у вас своя система закаливания?

Я очень люблю баню и беру туда детей: причем нам всем нравится попариться в бане и выбежать на снег. Всех детей я приобщил к зимним видам спорта – лыжам и конькам.

Отдадите ли вы своих младших детей в детский сад или вы за домашнее воспитание?

Конечно, дети должны общаться со сверстниками, и Эммануэль уже ходит в сад, а Беата со следующего года начнет ходить в подготовительную группу детского сада – два раза в неделю на два часа. Когда младшие дети бывают в Америке, они тоже ходят там в детский сад, чтобы осваивать язык.

Как вы могли бы описать характеры ваших детей?

Они совсем разные. Наташа спокойная, рассудительная, очень добрая и правильная. Сарина целеустремленная и трудолюбивая, Эммануэль очень энергичная и жизнерадостная, а про Беату мне пока трудно сказать. Она еще самоутверждается в нашем «творческом коллективе».

Вы балуете детей подарками?

Я в этом плане стал осторожен после очень неудачной попытки исполнить заветное желание Сарины. Она обожает животных, и вот на день рождения несколько лет назад я решил сделать ей шикарный подарок – большого попугая. Мы поехали его вместе выбирать, привезли домой, и ребенок был просто в экстазе, но… прошло несколько дней и я понял, что очень плохо себя чувствую. Пришлось даже обратиться к врачу, и, к нашему ужасу, выяснилось, что у меня аллергия на попугаев! Надо было видеть лицо Сарины, когда я ей сообщил, что попугаю придется переехать на ПМЖ к Наташе. Сарина, ни секунды не задумываясь, меня спросила: «Папочка, а может быть ты у Наташи лучше поживешь?» С тех пор я с подарками аккуратничаю… Но на прошлый Новый год, когда дети очень сильно заболели, жена «дала слабину» и купила им собачку, о которой они ее хором просили уже давно. Правда, на сей раз для нового друга мы уже построили специальный домик на улице, чтобы пес не повторил судьбу попугая.

Ваша жена после рождения троих детей отлично выглядит. Откройте секрет, как ей это удается?

Она просто всегда подчеркивает свою женственность, и во время ожидания ребенка тоже. Даже на последних сроках беременности Лиана выглядела «сногсшибательно». В общем, если женщина за собой следит и хочет оставаться красивой и модной, мужчина восхищается женой даже на девятом месяце беременности.

У вас большая семья, много забот. Удается ли выкроить время для романтических путешествий вдвоем с женой?

Лиана помогает мне в административной работе: на все ответственные концерты за рубеж мы летаем вместе, и такие отлучки из дома на 2–3 дня помогают нам ненадолго отключиться от повседневной суеты. Но отдыхать мы вдвоем не уезжаем. Все-таки раз в год мы всей семьей едем на море со всеми детьми. Это святое.

Михаи́л Бори́сович Туре́цкий (12 апреля 1962, Москва) - музыкант, основатель и продюсер арт-групп «Хор Турецкого » и SOPRANO. Народный артист России (2010).

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Родился в Москве в еврейской семье выходцев из Белоруссии.

    Родители

    Отец - Борис Борисович Эпштейн, родился в семье кузнеца в Могилёвской губернии . В 18 лет, после смерти отца, уехал в Москву , где учился в педагогическом техникуме, а затем - в Академии внешней торговли . Спустя 9 лет, гостя у родственников в местечке Пуховичи под Минском , встретил 17-летнюю еврейскую девочку, игравшую на гитаре. Девочка - а это была будущая мать Михаила, Белла (Бейля) Турецкая - ему понравилась, и её тут же сосватали. В октябре 1940 года Борис Эпштейн увез невесту в Москву, а спустя 8 месяцев, в июле 1941 года, всю семью Беллы Семёновны уничтожили (закопали живьём) немецко-фашистские оккупанты. Уже супругами Борис и Белла прошли всю войну: он, ушедший на фронт со второго курса Академии в первые дни войны, стал участником прорыва Ленинградской блокады , она была медсестрой эвакуационного госпиталя в Горьком .

    Детство. Первые занятия музыкой

    Михаил Турецкий - поздний ребёнок в семье. К моменту его рождения старшему брату будущего артиста Александру было 15 лет, маме - 40, отцу - 50. Семья жила скромно, в 14-метровой комнате коммунальной квартиры на станции метро «Белорусская» . Отец работал мастером цеха шелкографии на подмосковной фабрике, мама - няней в детском саду.

    Поскольку день рождения сына совпал с Днём космонавтики , ребёнка хотели назвать Юрием (в честь Юрия Гагарина), но отец настоял на имени Михаил . «Югга, слишком сложно пгоизносить, пусть будет Миша» - грассируя, произнёс Борис Борисович. В семье было принято решение дать сыну фамилию матери, так как на тот момент ни одного представителя фамилии уже не было в живых .

    Музыкальные способности Михаила Турецкого проявились в раннем детстве. Уже в 3 года он повторял множество песен, доносящихся из радиоприёмника и телевизора, четко скандируя все слова, ещё даже не понимая их смысла. Первой концертной площадкой маленького музыканта был стул, на котором для старшего брата и его друзей мальчик охотно пел популярную тогда песню «Сиреневый туман».

    Вскоре в доме Михаила появились вторая комната в коммунальной квартире и пианино. Заметив незаурядные способности, родители решили нанять для сына педагога по фортепьяно, один урок которого стоил десять рублей, − на тот момент для семьи это были большие деньги. Занятия продлились четыре месяца и прекратились после заявления преподавателя об абсолютном отсутствии у ребёнка таланта.

    Спустя некоторое время Михаил Турецкий сам попросил родителей отдать его в музыкальную школу. Стесненная материально семья могла позволить себе лишь самое недорогое образование. В прейскуранте государственной школы стоимость обучения на различных инструментах разнилась в диапазоне от полутора до двадцати рублей. Так Михаил начал осваивать флейту-пикколо (малую флейту), занимавшую в перечне расценок нижнюю строку. Параллельно с флейтой отец водил сына в капеллу мальчиков.

    Профессиональное образование

    Судьбоносным для творческого будущего Турецкого оказался один из визитов двоюродного брата отца, знаменитого дирижера Рудольфа Баршая. Услышав на семейном обеде, что Михаил занимается игрой на флейте, маэстро предложил ему консультацию у одного из знакомых профессионалов. Узнав, что племянник ещё и поёт, дядя попросил мальчика исполнить песню. После Рудольф Борисович сделал звонок директору Хорового училища имени А. В. Свешникова с просьбой не предвзято прослушать Михаила. Турецкому на тот момент было одиннадцать лет, в то время как средний возраст поступающих - семь. Несмотря на это, вскоре мальчик был принят.

    После окончания училища, выдержав серьёзный конкурс, Михаил Турецкий поступает на дирижерско-хоровой факультет . В 1985 получив диплом с отличием, продолжает обучение в аспирантуре, занимается симфоническим дирижированием. Регулярно присутствует на репетициях Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под руководством Е. А. Мравинского, наблюдая за работой маэстро. Вскоре Турецкий становится хормейстером и актёром Театра музыкального искусства под управлением Юрия Шерлинга, где серьёзно погружается в историю синтетического искусства.

    Семья

    В 1984 году Михаил Турецкий женится на дочери военного Елене , своей сокурснице по институту имени Гнесиных. Родители с обеих сторон этот союз не поддерживали, желая для детей «пару своей национальности», но родственные души влюблённых (Елена тоже была музыкантом) отстаивают своё право быть вместе. В том же году у них рождается дочь Наталья . На тот момент Михаилу Турецкому исполнилось 22 года.

    Чтобы обеспечить семью всем необходимым, продолжая обучение в аспирантуре, молодой папа работал в нескольких местах одновременно: ночным директором в крупном универсаме, преподавателем. Параллельно начал работать с православным церковным хором и одновременно с ансамблем политической песни «Голос».

    В последнем и зарождаются новые художественные принципы некоего синтетического искусства в разной степени сочетающего пение, элементы пластического театра и актёрское мастерство, что в результате приведёт Турецкого к созданию первой в истории арт-группы. Об этом музыкант задумывался и мечтал в те годы.

    В августе 1989 года вместе со своим другом и учителем Владимиром Семенюком Турецкий отправился в Клайпеду . Ночью музыканту пришла телеграмма от старшего брата со словами «Срочно позвони. Саша». Наутро Михаил узнал о страшной трагедии: на трассе Минск - Москва в автомобильной катастрофе погибли его тесть, жена и её брат.

    Артист остаётся с пятилетней дочерью на руках. В это тяжёлое время поддержку Турецкому оказала его тёща Зоя Ивановна , которая - по словам Михаила Турецкого - до сих пор остаётся для него авторитетом . Именно Зоя Ивановна помогала воспитывать девочку до отъезда Турецкого по контракту на гастроли в США, которые длились два года. В Америке Михаил и Наташа стали настоящими друзьями, много времени проводили вместе. Там дочь неоднократно успешно выходила на сцену и пела вместе с хором, находя горячий отклик в сердцах американских слушателей. Позже отец отговорил девочку заниматься музыкой, опасаясь, что ей трудно будет обеспечить себе будущее. Тогда музыкант ещё не имел нынешнего авторитета и положения. Сегодня Наталья, получив юридическое образование, работает в офисе «Хора Турецкого».

    Во второй раз Михаил Турецкий решается жениться лишь спустя 12 лет. Во время американских гастролей в городе Даллас (штат Техас) в Хэллоуин , после очередного концерта, артист встретил Лиану , впоследствии ставшую его женой. Девушка оказалась дочерью агента, который занимался организацией гастролей «Хора Турецкого» в США. К тому моменту жизнь Лианы уже была хорошо устроена: маленькая дочь Сарина , дом, престижная работа ведущего программиста в телекоммуникационной компании в Далласе. Спустя некоторое время Михаил и Лиана поженились, и девушка согласилась переехать в Москву. Вскоре в семье Турецких родились две дочери: Эммануэль (2005) и Беата (2009). У него также есть дочь Изабель (2001), которая живёт со своей матерью в Германии. В 2014 году Михаил стал дедушкой: у Натальи родился сын Иван Гилевич . А в 2016 году Наталья наградила Михаила внучкой Еленой.

    Творческая деятельность

    Арт-группа «Хор Турецкого»: история и современность

    По окончании института, в 1989 году, Михаил Турецкий начал набор солистов в мужской хор при Московской хоральной синагоге. Все участники коллектива имели профессиональное музыкальное образование. Главной целью хора стало возрождение иудейской духовной музыки в СССР. Репертуар коллектива составила еврейская литургическая музыка, которая не исполнялась с 1917 года. По традиции все произведения музыканты пели a cappella, то есть без музыкального сопровождения, что требовало высокой профессиональной подготовки.

    За восемнадцать месяцев хор под руководством Михаила Турецкого подготовил обширную программу еврейской духовной и светской музыки, с которой с успехом выступал в Израиле, Америке, Германии, Великобритании, Франции, Канаде, Испании (фестиваль «Por Me Espiritu» в компании звёзд мировой музыки: Пласидо Доминго, Исаак Стерн, Зубин Мета).

    Коллектив достаточно быстро стал востребован за рубежом, однако в России начала 90-х, артистам найти свою слушательскую аудиторию было сложно. В 1993 году музыкантов кратковременно поддерживали ЛогоВАЗ (Борис Березовский) и президент Российского еврейского конгресса Владимир Гусинский.

    В 1995-1996 году коллектив разделяется на две части: одна остается в Москве, вторая отправляется в США (Майами, Флорида) на работу по контракту. Михаилу Турецкому приходится руководить одновременно обеими группами. За время контракта артист совершает около двадцати перелётов из Москвы в Майами!

    Опыт, полученный коллективом во время работы в США, заметно повлиял на дальнейшую репертуарную политику хора и понимание синкретической природы настоящего шоу. Артисты погружались в атмосферу американской культуры с характерной для неё зрелищностью, динамикой, яркостью музыкальных красок, а также всего, что входит в современное понятие action (экшн). Именно в США, среди знаменитых бродвейских мюзиклов и первоклассных музыкантов, впервые формируется эстрадное направление проекта.

    Благодаря совместному концертному турне с Иосифом Кобзоном, в 1997−1998 гг. с творчеством коллектива знакомится и публика бывшего СССР.

    В 1998 году хор получает статус городского муниципального коллектива.

    В период с 1999 по 2002 г. у хора появляется свой репертуарный спектакль («Вокальное шоу Михаила Турецкого») в Московском государственном театре эстрады под управлением Геннадия Хазанова, который проходит 2 раза в месяц. На этой сцене и состоялась презентация хора для широкой общественности Москвы.

    В 2003 М. Турецкий открывает своё универсальное понятие в музыке, оставив след в истории мирового и отечественного шоу-бизнеса не только как музыкант-профессионал, но и как создатель такого явления в массовой музыкальной культуре, как «арт-группа». С этого момента его коллектив приобретает современное имя - «Арт-группа Хор Турецкого». Теперь это ансамбль из 10 солистов, в котором представлены все существующие виды мужских голосов: от самого низкого (бас-профундо) до самого высокого (тенор-альтино). Перерождение коллектива открывает музыкантам более широкие горизонты. Репертуар хора заметно расширяется, выходит за рамки одной национальной культуры, еврейские молитвы и песни по-прежнему остаются в репертуаре, но уже не составляют его основу.

    Суть понятия «арт-группа» заключена в безграничности творческих возможностей внутри одного музыкального коллектива. Репертуар арт-группы охватывает музыку разных стран, стилей и эпох: от духовных песнопений и оперной классики до джаза, рок-музыки и городского фольклора. В рамках нового явления сосуществуют всевозможные варианты исполнения: a cappella (то есть без сопровождения), пение под инструментальный аккомпанемент, шоу-представления, сочетающие вокал с элементами авторской хореографии.

    Новый стиль, в котором работает «Хор Турецкого», отчасти определяется понятием classical crossover (синтез элементов поп-, рок- и электронной музыки), однако в творческой деятельности арт-группы есть тенденции, выходящие за рамки этого понятия: многоголосное пение и имитация голосом музыкальных инструментов, интерактивность и внедрение элементов хэппенинга (например, участие публики в танцевально-песенной программе). Таким образом, каждый концертный номер превращается в «мини-мюзикл», а концерт − в незаурядное по своей энергетике шоу. В репертуаре «Хора Турецкого» по-прежнему остаются и шедевры классической музыки в подлинном виде. Сам Михаил не только поёт, но и блестяще ведёт и направляет собственное шоу. Сегодня коллектив не имеет аналогов во всем мире.

    С 2004 года «Хор Турецкого» приступает к широкой концертной деятельности, начинает свою светскую жизнь и переживает стремительный взлёт эстрадной карьеры, который сопровождается множеством наград и постоянным возрастанием количества поклонников. Коллектив выступает на лучших концертных площадках страны и мира. В их числе: СК «Олимпийский» (Москва) и Ледовый дворец (Санкт-Петербург), Большой концертный зал «Октябрьский» (Санкт-Петербург), Альберт Холл (Англия), крупнейшие залы США − Карнеги Холл (Нью-Йорк), Dolby Theatre (Лос-Анджелес), Джордан Холл (Бостон).

    В 2008 году «Хор Турецкого» собрал четыре аншлага в Государственном Кремлёвском дворце, и по просьбам зрителей дал дополнительный аншлаговый пятый концерт во Дворце спорта «Лужники», чем установил своеобразный рекорд.

    Артисты ежегодно выходят на сцену 200−250 раз, 100 раз в году садятся в самолёт, проезжают 120 тыс. км. на автомобилях, автобусах и поездах.

    Несмотря на то, что коллектив существует уже более 20 лет, костяк его по-прежнему составляют музыканты, с которыми М. Турецкий знаком и дружен со студенческих лет или с момента образования хора.

    23 января 2016, 12:04

    В 1984 году Михаил Турецкий женится на дочери военного Елене , своей сокурснице по институту имени Гнесиных. Родители с обеих сторон этот союз не поддерживали, желая для детей «пару своей национальности» (Михаил - еврей), но родственные души влюблённых (Елена тоже была музыкантом) отстаивают свое право быть вместе. В том же году у них рождается дочь Наталья . На тот момент Михаилу Турецкому исполнилось 22 года.

    Чтобы обеспечить семью всем необходимым, продолжая обучение в аспирантуре, молодой папа работал в нескольких местах одновременно: ночным директором в крупном универсаме, преподавателем. Параллельно начал работать с православным церковным хором и одновременно с ансамблем политической песни «Голос».

    В последнем и зарождаются новые художественные принципы некоего синтетического искусства в разной степени сочетающего пение, элементы пластического театра и актёрское мастерство, что в результате приведёт Турецкого к созданию первой в истории арт-группы. Об этом музыкант задумывался и мечтал в те годы.

    В августе 1989 года вместе со своим другом и учителем Владимиром Семенюком Турецкий отправился в Клайпеду. Ночью музыканту пришла телеграмма от старшего брата со словами «Срочно позвони. Саша». Наутро Михаил узнал о страшной трагедии: на трассе Минск - Москва в автомобильной катастрофе погибли его тесть, жена и её брат.

    Артист остаётся с пятилетней дочерью на руках. В это тяжёлое время поддержку Турецкому оказала его тёща Зоя Ивановна , которая - по словам Михаила Турецкого - до сих пор остаётся для него авторитетом. Именно Зоя Ивановна помогала воспитывать девочку до отъезда Турецкого по контракту на гастроли в США, которые длились два года. В Америке Михаил и Наташа стали настоящими друзьями, много времени проводили вместе. Там дочь неоднократно успешно выходила на сцену и пела вместе с хором, находя горячий отклик в сердцах американских слушателей. Позже отец отговорил девочку заниматься музыкой, опасаясь, что ей трудно будет обеспечить себе будущее. Тогда музыкант ещё не имел нынешнего авторитета и положения.

    Во второй раз Михаил Турецкий решается жениться лишь спустя 12 лет. Во время американских гастролей в городе Даллас в Хэллоуин , после очередного концерта, артист встретил Лиану , впоследствии ставшую его женой. Девушка оказалась дочерью агента, который занимался организацией гастролей «Хора Турецкого» в США. К тому моменту жизнь Лианы уже была хорошо устроена: маленькая дочь Сарина , дом, престижная работа ведущего программиста в телекоммуникационной компании в Далласе. Спустя некоторое время Михаил и Лиана поженились, и девушка согласилась переехать в Москву. Вскоре в семье Турецких родились две дочери: Эммануэль (2005) и Беата (2009).

    Наталья (1984). Сегодня Наталья, получив юридическое образование, работает в офисе «Хора Турецкого». В 2014 году Михаил стал дедушкой: у Натальи родился сын Иван Гилевич





    Сарина (1996)



    Эммануэль (Один провидец предсказал артисту, что его дочь, в имени которой две «м», родит короля) и Беата (Борис+Бэла, имена родителей Михаила)



    У него также есть дочь Изабель (2001), которая живет со своей матерью в Германии. Сейчас 14-летняя Белла проживает в Германии вместе с матерью Татьяной Бородовской. Дирижер встретил её на одном из своих выступлений в Германии. Встреча перевернула жизнь обоих. Через какое-то время Татьяна переехала в Москву, чтобы чаще видеться с Михаилом. Некоторое время они даже жили вместе. Тогда Михаил был очень взволнован радостным событием, которое должно было произойти по прошествии девяти месяцев. Татьяна беременна! На несколько месяцев музыкант уехал в Штаты, а Таня, чтобы не скучать, отправилась в Германию. Михаил будто в воду канул: не звонил и не приезжал. От стресса у Татьяны начались преждевременные роды. Уже спустя несколько лет она узнала, что там, в Америке, музыкант встретил «свою настоящую любовь» Лиану, которая и стала его второй супругой. Татьяна говорит, что, несмотря на то, что от неё и дочери Беллы он отказался, тем не менее, в свидетельстве о рождении стоит имя Турецкого как отца девочки. Татьяна утверждает, что он иногда приезжает к ним.

    Отец пятерых дочерей мечтает о наследнике, которого назовёт в честь своего отца

    Психология