Личная жизнь артиста евгения матвеева. Биография матвеева евгения семеновича

Евгений Матвеев – талантливый режиссер и актер, биография, дети и личная жизнь которого интересуют многих. Поклонники знают и любят его благодаря ролям в таких фильмах, как «Любовь земная», «Цыган» и «Любить по-русски».

Евгений родился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка. Мама будущего актера была обычной крестьянкой. По ее линии дедушка был церковным старостой. Семен Матвеев, папа Жени, прирожденный коммунист и интеллигент. Когда сыну было четыре года, отец бросил семью.

Мама приехала вместе с мальчиком в Виноградово. Он хотел помогать матери финансово, поэтому в детстве Женя продавал на дороге арбузы. Родительница разрешила потратить заработанные деньги на свои желания, поэтому мальчик, не задумываясь, купил балалайку. С самого раннего возраста он проявлял свои творческие способности, писал частушки, и исполнял их под музыку, которую сам и играл на балалайке. Позже некоторые частушки использовались в фильме «Любовь земная». Эту ленту Матвеев снял в качестве режиссера.

В школе Женя делал большие успехи, и мама отправила сына в Цюрупинск. Сегодня этот город называется Олешки, и именно там будущий актер получал образование. Там же он впервые увидел театральную постановку и понял, что это его увлекает и интересует. Будучи учеником, Женя стал принимать участие в самодеятельности. Окончив девятый класс, Матвеев переехал в Херсон.

В городе был самый настоящий театр, где молодой человек начал играть эпизодические роли и участвовать в массовых сценах. Профессионалы, работающие там, заприметили мальчика. Со временем он стал играть и более значительных персонажей.

Однажды Евгений исполнял роль музыканта, и его игра очень понравилась актеру Николаю Черкасову. Он посоветовал юноше отправиться в Киев, чтобы поступить в специальную школу. Матвеев пользуется этой рекомендацией, и начинает ходить на занятия в актерскую школу при Киевской киностудии.

По окончанию Второй мировой войны Евгений начинает работать в разных театрах. В результате он оказывается в Москве. Там он начинает сниматься в кинофильмах и пробует себя в роли режиссера.

Творчество

1963 год ознаменован появлением на экранах мелодрамы «Родная кровь», в которой снимался Матвеев. Актер работал в паре с известной Вией Артмане. Мужчина сыграл роль танкиста Владимира, а потом и старшего механика на корабле. Артмане играла паромщицу Соню, которая, согласно сюжету, знакомится с Вовой. События развиваются таким образом, что между молодыми людьми возникает роман, который заканчивается трагически. Девушка погибает. После этого Владимиру приходится иметь дело с бывшим мужем Сони.

Кадр из фильма «Дом, в котором я живу»

В конце 60-х на экраны вышел фильм «Цыган». Он рассказывает зрителям о Будулае Романове. Это обрусевший цыган, принимавший участие во Второй мировой. На войне Романов был разведчиком, а по ее окончании отправился на донский хутор, где нашел сына. Матвеев выступил здесь не только как режиссер. Он также играл главного персонажа.

Фильм «Любовь земная» вышел в 1974 году. Снова Евгений был и режиссером, и исполнителем главной роли. На этот раз его персонажем был Захар Дерюгин. В киноленте речь шла о зрелом председателе колхоза. Примерный семьянин и отец четырех детей, Захар неожиданно влюбляется в Маню, молодую девушку из села, где живёт сам Дерюгин.

Народные артисты СССР Евгений Семенович Матвеев и Нонна Викторовна Мордюкова

Прошло ещё три года, и зрители увидели продолжение этой увлекательной истории. Она получила название «Судьба». Во второй части фильма идёт речь о том, что в самом разгаре Великая Отечественная война. Дерюгин попал в плен, но вскоре ему удавалось сбежать. Он присоединяется к партизанам, спасая свое родное село от немцев.

Матвеев также сыграл роль Емельяна Пугачева – предводителя Крестьянской войны. Историческая дилогия была создана режиссером Алексеем Салтыковым. В этом проекте Матвеев снова работал в компании с Артмане. Вия играла роль Екатерины Второй. На экраны фильм вышел в 1978 году.

Позже, в 1984, вышла драма «Победа», которая состояла из двух серий. Одну из главных ролей снова играл Матвеев. История рассказывает о двух военных корреспондентах. Один представляет американскую сторону, второй – советскую. Сначала мужчины встречаются в 1945 году на Потсдамской конференции. Спустя тридцать лет, они снова видят друг друга в Хельсинки, куда приехали на совещание представителей европейских государств.

В этой киноленте изображаются исторические деятели, также присутствуют кадры из реальной документальной хроники. Евгений сыграл Василия Карпова. Интересно, что он также был режиссером этой драмы.

Наступили 90-е, и Евгений выпустил трилогию «Любить по-русски». В этой драме он также сыграл главную роль. По сюжету Валерьян Мухин решает переехать в деревню. Он кардинально меняет свою жизнь и становится фермером. Ранее мужчина был примерным семьянином и партийным деятелем. В фильме показывается, что он бросает жену, переезжает и начинает роман с хуторянкой. Валерьян начинает жизнь заново, он знакомится с людьми, меняет сферу деятельности и борется с местными криминальными личностями.

В кино последней работой Матвеева стала роль Леонида Брежнева. Евгений сыграл ее в мелодраме «Под полярной звездой», которая состояла из шести серий. Фильм о легендарном секретаре ЦК КПСС вышел в 2001 году. Евгений уже играл этого исторического деятеля в киноленте «Клан», вышедшей на десять лет раньше. В этом фильме зрители узнают о коррупционных делах, которыми занимались московские следователи. Действия фильма разворачивались как раз в период правления Брежнева.

Личная жизнь

Матвеев женился на Лидии Алексеевне. С женщиной он познакомился в конце 50-х. Пара жила душа в душу в течение пятидесяти шести лет. Матвеев – счастливый отец сына и дочери. Он также стал дедушкой трех замечательных внуков.

О личной жизни артиста можно рассказать следующее:

  • с будущей женой Женя познакомился в Новосибирске;
  • после свадьбы пара переехала в столицу;

  • на момент переезда уже родилась дочка;

  • руководитель театра пытался помочь новоиспеченной семье с жилой площадью.

Изначально Матвеевы жили в гостинице. Потом они проживали с дочерью в коммунальной квартире. В тот момент родился Андрей, младший сын актера. Не отставала и жена – она тоже обладала творческими способностями и пела в хоре. Их совместные семейные фото часто публиковались в прессе.


О биографии и семье Евгения Матвеева известно многим. Но некоторые поклонники даже не представляют, что в жизни актера происходили и такие события:

  • снимая фильм «Жеребенок», в основу которого легла книга «Режевские сокровища», актер упал с лошади и сильно ушибся;

  • доктора настояли на том, чтобы Матвеев отправился на Урал; там, на курорте «Озеро Молтаево», он лечился с помощью лечебных грязей;
  • говорят, что именно на Урале артист написал основной сценарий фильма «Цыган».

Eugene Matveev Карьера: Актер
Рождение: Украина, 8.3.1922 - 1.6
Евгений Матвеев - советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист. Родился 8 марта 1922 года.Впервые в кино Матвеев снялся в 1954 году, в фильме Андрея Фролова "Доброе утро", а первый успех пришел к нему после картины Льва Кулиджанова и Якова Сегеля "Дом, в котором я живу" (1956), где он сыграл одну из главных ролей.В качестве режиссера Евгений Матвеев известен по таким картинкам как: "Цыган" 1967 год, "Любовь заемная" 1974 год, "Бешенные деньги" 1981 год, "Любить по-русски" 1995 год, "Любить по-русски 2" 1997 год, "Любить по-русски 3" 1999 год и др.

Pодился 8 марта 1922 года в селе Новоукраинка Скадовского района Херсонской области. Отец Матвеев Семен Калинович. Мать Коваленко Надежда Федоровна. Супруга Матвеева Лидия Алексеевна (1925 г. рожд.). Дочь Матвеева Светлана (1947 г. рожд.). Сын Матвеев Андрей (1957 г. рожд.). Внуки: Алексей, Евгений, Надежда.

Евгений Матвеев до срока приобщился к нелегкому крестьянскому труду, мог реализовывать любую крестьянскую работу; огромное почтение к человеку, тот, что трудится на земле, сберег на всю бытие. Мальчишкой Женя уходил в поле, которому не было конца и края. Уходил в силу того что, что испытывал огромную отрада, оставаясь наедине с ним, слушая пение жаворонка. Там же, в поле с печалью думал о маме, которой досталась фатум одинокой женщины. Впечатления детства часто были горькими, оттого Женя вечно тянулся к чему-то светлому, радостному, веселому. Любил подражать пению разных птиц, вызывая добрые улыбки односельчан, любил распевать, аккомпанируя себе на балалайке. В школе все называли его Женька-артист. В раннем детстве хлопчик ещё не знал, что на свете существуют театры и актеры, но бессознательно уже лицедействовал.

Из 2-го класса мальчика перевели безотложно в 4-ый учителя подметили в нем склонность к наукам и посоветовали матери переселиться в град, чтобы вручить сыну образование. В городе Цюрюпинске он впервой увидел любительский спектакль и понял, что его местоположение в театре. Театр покорил его и стал его единственной мечтой. Евгений начал заниматься в самодеятельности, был фокусником, танцором, певцом. В 9-м классе Евгений решительно решил кинуть школу и тронуться в Херсон ближний областной середина, где были профессиональная труппа и театральная студия. Получив благословение матери, 17-летний паренек уселся на баржу с арбузами и поплыл к своей мечте.

Шел 1939 год. В херсонском театре Матвеев стал участвовать в массовых сценах, ему доверяли и небольшие роли. Одной из них была образ музыканта в спектакле Бесталанна. Юноша лихо в такт музыки ударял в бубен, и более того не догадывался, что его отметил профессиональный воззрение Николая Черкасова, находившегося в зале. Черкасов похвалил бессловесного исполнителя, посоветовал ему обучаться в Киеве у А. Довженко, обещая свою поддержку.

Окончив экстерном два последних класса школы и получив аттестат, Евгений поступил в актерскую школу при Киевской киностудии. Здесь он стал учеником Александра Петровича Довженко, тот, что учил своих студентов чуткости, внимательности к людям, но главное, конечно, многосложному ремеслу актера.

Внезапно начавшаяся битва разрушила все планы. Под беспрерывными бомбежками Евгений копал окопы, участвовал в создании укреплений около города. Навсегда в его памяти остались страшный звук моторов немецких самолетов, свист авиабомб, панический страх беззащитных людей. Матвеев рвался добровольцем на фронт. Но фатум распорядилась по иному. Его направили на учебу в Тюменское пехотное училище. С детства не приученный действовать что-либо через рукава, Матвеев и в училище был отличником. И... как отличника его оставили в качестве преподавателя. Многочисленные просьбы и рапорты об отправке на фронт оставались без внимания.

Преподавая военную науку, он не забывал и о своей гражданской привязанности. Вскоре молодого офицера весь городок узнал как одаренного актера. Пришел и фарт первое местоположение на конкурсе чтецов Сибирского военного округа.

В 1946 году, демобилизовавшись, Евгений Матвеев остался в Тюмени, став актером местного драматического театра, которым стоял во главе режиссер Д. Бархатов. Жизнь провинциальных театров вечно сложна: небольшая труппа, частые премьеры, постоянные выезды со спектаклями в отдаленные районы. Однако многие актеры, прошедшие школу периферийных театров, справедливо полагают, что нигде больше нет таких возможностей переиграть великое море ролей, попробовать себя в разных амплуа.

Евгений Матвеев был обречен на роли героев. Высокий, пригожий, мужественный, обаятельный, возбудимый все это делало игру актера заразительной. Он сыграл роли в спектаклях Молодая гвардия А. Фадеева (Ваня Земнухов), За тех, кто в море Б. Лавренева (Боровский), Молодой лес Н. Погодина (Черемизов). Успех не заставил себя долговременно поджидать. За претворение в жизнь роли Боровского Евгений Матвеев получил приз и был допущен к заключительному туру Всероссийского смотра театральной молодежи в Москве. Успешный показ в Москве повлек за собой массу заманчивых предложений. Молодого актера приглашали и в Алма-Ату, и в Красноярск, и в Московский театр имени Ленинского комсомола. Но он остановил свой отбор на новосибирском Красном факеле, тот, что не без оснований считали сибирским МХАТом. В нем были прекрасная труппа и великолепная режиссура. В Новосибирске началась настоящая серьезная профессиональная учеба Матвеева. А обучаться в этом месте было у кого. Во главе театра стоял мужчина огромной культуры В. Редлих, в этом месте же работали и В.К. Дени, жесткий, требовательный режиссер и педагог, и Э.М. Бейбутов с его взрывным темпераментом, яркой театральностью. Здесь юный артист впервой соприкоснулся с учением К.С. Станиславского. Наставники Матвеева основательно заботились о творческом росте молодого актера. Именно в Красном факеле стремились открыть его индивидуальность.

На сцене театра Е.С. Матвеев играл как собак нерезаных и благополучно. Среди его работ тех лет: Джон Гармон (Наш групповой друг по Ч. Диккенсу), Леонтьев (Кандидат партии А. Крона), Виктор Лавров (Великая сила Б. Ромашова), Аксанич (Константин Заслонов А. Мовзона), Юрий Поднебесько (Счастье по роману П. Павленко), барон Фитингоф и Комиссар округа (Незабываемый 1919-й Вс. Вишневского), Нил (Мещане М. Горького). Самый огромный фарт выпал на долю молодого исполнителя в роли Улдыса в спектакле Вей, ветерок! поставленном Э. Бейбутовым по пьесе классика латышской литературы Я. Райниса.

Эта постановка стала важной вехой на творческом пути актера. В 1951 году Красный факел показал тот самый спектакль во время гастролей в Ленинграде. И ещё раз Матвеев получил приглашение безотложно в немного московских и ленинградских театров. На тот самый раз он принял предложение старейшего коллектива страны Мкумачового театра и в 1952 году дебютировал на академической сцене в роли Незнамова в драме А.Н. Островского Без вины виноватые. Желание совершенствоваться приводит Евгения Матвеева в творческую лабораторию М.Н. Кедрова, ученика К.С. Станиславского, организованную при Всероссийском театральном обществе. Вместе с молодыми начинающими актерами занятия посещали многие известные актеры и режиссеры, посреди которых были В. Марецкая, Р. Плятт, Н. Анненков и другие большие мастера.

Среди образов, созданных Евгением Матвеевым за 12 лет работы в Государственном академическом Малом театре, выделяются: Звонарев (Порт-Артур А. Степанова и И. Попова), Яровой (Любовь Яровая К. Тренева), Родон (Ярмарка тщеславия В. Теккерея), Трофимов (Главная роль С. Алешина), Столбов (Осенние зори В. Блинова), Ераст (Сердце не камень А.Н. Островского), Освальд (Привидения Г. Ибсена) и др. В 1958 году Евгений Матвеев был удостоен своего первого почетного звания Заслуженный артист РСФСР.

Еще будучи актером театра, Евгений Матвеев стремился к самому массовому виду искусства кинематографу. Возможность вылезти на многомиллионную аудиторию, усилить свой звук невиданным по мощность рупором это было его мечтой. И в 1955 году его греза стала осуществляться. К концу 1950-х годов его послужной список в кино насчитывал уже немного ролей: главная образ в фильме Искатели по роману Д. Гранина, Константин в фильме Л. Кулиджанова и Я. Сегеля Дом, в котором я живу, Лобанов в картине Дело Пестрых, командарм Сорокин в фильме Восемнадцатый год.

Конец 1950-х начало 1960-х годов крайне насыщенный отрезок времени в творческой биографии Е.Матвеева. Работы следовали одна за иной, и все они были отмечены талантом, вдохновением, темпераментом их создателя и в силу того что имели заслуженный фарт. За короткое время в Малом театре состоялось 11 премьер с его участием. Киноленты, в которых играл Матвеев, не сходят с экранов. Появились Федотов в картине М. Ершова Родная кровь, потрясший всех своей мужественной добротой и пронзительной искренностью, красноармеец Трофим из короткометражного фильма Жеребенок по рассказу М. Шолохова, Павловский в Крахе.

С юности одним из любимых героев, которого мечтал сыграть артист, был Макар Нагульнов из шолоховской Поднятой целины. Образ Макара в самой высокой степени отвечал тому, что разрешается обусловить словами герой Матвеева, что составляет главную тему его творчества влюбленность к Родине, людям, жизни. И в жизни, и на сцене его привлекали люди, живущие на самом пределе физических и эмоциональных сил, когда всякий момент наполнен до отказа, каждая минута проживается так, как подобно как она последняя.

Легко представить себе состояние актера, когда из Ленинграда пришла телеграмма с приглашением на съемки фильма Поднятая целина. Но саммит с режиссером картины А. Ивановым подействовала на Матвеева как ушат холодной воды. Ему предлагалась образ отнюдь не Нагульного, а Давыдова. Актер испытал ощущение стыда, горечи, состояние невосполнимой потери близкого, родного человека, с которым прожил свои лучшие годы. И все-таки Матвеев упросил режиссера хотя бы познать его в роли Нагульнова. Проба произвела на всех такое сильное ощущение, что сомнений ни у кого не оставалось: Матвеев и есть Нагульнов. Так произошла саммит артиста и роли, которая стала не только одной из самых удачных, запоминающихся и лучших работ актера, но и подлинным событием в советском кинематографе, классикой отечественного кино.

Макар Нагульнов предстал перед зрителями истинным рыцарем революции. Это сгусток энергии, герой внебытовой. Для него любое действо это фрагмент борьбы не на бытие, а на конец во имя революции. Гражданская битва для него не кончилась, и в каждое занятие, которое ему поручает партия, он бросается, как в махач, как в лихую конную атаку. Конечно, в нем есть и наив, и детское простодушие, но вкупе с тем и бездна обаяния незаурядной личности.

Всем актерам и режиссерам необходимо проходить чистку классикой. Проверять себя сколь доросли до нее. Это слова Евгения Матвеева. Сам же Евгений Семенович кроме того прошел эту проверку. Во время работы Поднятой целины режиссер М. Швейцер пригласил Евгения Матвеева на образ князя Нехлюдова в экранизацию романа Л.Н. Толстого Воскресенье. Времени на плавное, неторопливое вхождение в образ не было. Совмещать обе работы было невероятно тяжко, тяжело более того физически, не говоря уже о том, что приходилось практически на ходу обращаться из Нагульнова в Нехлюдова и напротив. А героев больше разных тяжко себе представить. Нужно было, чтобы вся могучая эмоциональность актера клокотала только внутри у него и сильно скупо, минимально, практически по крохам выходила наружу. Нехлюдов мужчина с сердцем, способный на душевные движения, и актерская индивидуальность Матвеева откликнулась на это, а образ принесла актеру колоссальный фарт.

Несмотря на счастливый момент в кинематографе, театр постоянно оставался для Евгения Матвеева его любовью, его болью и его мечтой. Немыслимая работоспособность, практически на пределе физических и душевных сил, с годами стала жизненным кредо Евгения Матвеева. Иначе он уже не мог. Трудно вымолвить, сколь продолжительно Евгений Матвеев оставался бы слугой двух господ кино и театра. Однако во время работы Поднятой целины он упал с коня и повредил позвоночник. Серьезная немочь на долгий срок оторвала актера от любимого дела. На сцену он больше не вернулся.

Долгие два года Евгений Матвеев был прикован к постели. Давно тайно заболевший режиссурой, он обложился книгами, занимался теорией режиссуры, мечтал о полноценной творческой работе, его экраном стал потолок, на котором он внутренне просматривал свои будущие фильмы. Искусство не позволяло ему поддаваться панике и унынию. Именно тогда он дал себе словечко сделаться на ноги, и под натиском его воли к жизни и страсти к профессии немощь отступила.

Режиссерским дебютом Е.С. Матвеева стал кино Цыган, поставленный по повести А. Калинина. За внешне бесхитростном рассказом о добром, мужественном, не ожесточившемся душой кузнеце Будулае вставала живая человеческая фатум, в которой, как это зачастую бывает в жизни, беда и веселье присутствовали не в равных пропорциях. С момента выхода фильма, где постановщик сыграл и главную образ, зрители принимают работы Матвеева-режиссера так же, как до этого принимали работы Матвеева-актера. В качестве режиссера он снял фильмы: Цыган (образ Будулая, 1967), Почтовый роман (образ Ковшова, 1969), Особо важное задание (образ Кириллова, 1980), Бешеные деньги (1981), Победа (образ Карпова, 1984), Любовь земная (образ Захара Дерюгина, 1974), Судьба (образ Захара Дерюгина, 1977), Чаша терпения (гл. роль). Среди его работ, снятых в 1990-х годах, три фильма под общим названием Любить по-русски.

Как артист Е.С. Матвеев немало и плодотворно снимался у других режиссеров: Солдаты свободы (Брежнев), Укрощение огня (Директор завода), Сибирячка (Добротин, 1972), Ярость (Гулявин), И был вечерок, и было утро (Ярцев), Смертный враг (Арсений, 1971), Фронт за линией фронта (Секретарь обкома, 1977), Фронт в тылу врага (Секретарь обкома, 1981) и др.

Замечательные актерские и режиссерские достижения Матвеева оцениваются по заслугам: зрители неоднократно называли его лучшим актером года; картина Почтовый роман получает приз IV Всесоюзного кинофестиваля как оптимальный историко-революционный фильм; дилогия Любовь земная и Судьба приносят Матвееву звание лауреата Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых; за воплощение в жизнь главной роли в дилогии Высокое звание он становится обладателем золотой медали имени А.П. Довженко; за образ Пугачева в фильме Емельян Пугачев его признают лучшим исполнителем мужеский роли на XVI Международном кинофестивале в Чехословакии; кино Победа получает особый приз Оргкомитета и Министерства обороны на XVIII Всесоюзном кинофестивале; за образ в фильме Любить по-русски Е.Матвеев удостоен приза за лучшую мужскую образ на XII Международном кинофестивале стран Азии, Африки и Америки.

Е.С. Матвеев был избран академиком Национальной академии кинематогарфических искусств и наук России.

Еще одной стороной творческой жизни Евгения Матвеева была его педагогическая дело. В течение нескольких лет он был профессором Всесоюзного государственного института кинематографии, руководителем Азербайджанской актерской мастерской. Едва ли не самым ответственным временем в работе с будущими актерами Матвеев считал начальный период, стадию первых упражнений и несложных этюдов. Поэтому, несмотря на огромную загруженность, все занятия неизменно проводил сам. Он учил своих студентов главному закону актерского искусства внутреннему, целенаправленному, точному действию, сквозь которое позволительно высказать задачу образа, индивидуальность персонажа, жанр произведения. Он не переставал напоминать, что творческая бытие актера трудна, что специальность актера это специальность увлеченных людей, это специальность музыкальная. Мы с вами ощущение, светило, словечко, листья... Бриллиант в золотой оправе вот что такое артист...

Особой сферой жизни Евгения Семеновича были творческие встречи со зрителями. К ним он относился шибко капитально и ответственно. Ездил по стране, читал отрывки из литературных произведений, играл сцены из фильмов и спектаклей, в особенности любил внимать зрителей и откликаться на их вопросы.

Е.С. Матвеев всенародный артист СССР (1974), награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом За заслуги перед Отечеством III степени.

Главной целью Е. Матвеева в кино было воспеть русскую женщину, определить ее на пьедестал, преклоняться перед женщиной, относиться к ней с благоговением, соорудить так, чтобы мужчины неизменно оберегали женщину, любили ее.

Так же читайте биографии известных людей:
Евгений Моргунов Eugene Morgunov

Евгений Моргунов - известный советский и российский актер, заслуженный артист РСФСР. Родился 27 апреля 1927 года.Наибольшую известность принесла..

День 11 мая стал для жителей села Виноградово - земляков легенды советского кино Евгения Матвеева - знаковым. На сельском доме культуры была открыта мемориальная доска, а самому дому культуры присвоено имя Евгения Матвеева.
Односельчане гордятся своим земляком, помнят каждую встречу с ним, из их воспоминаний и вырисовывается портрет этого большого человека и великого актера - пропой, искренний, неравнодушный, он никогда не изменял себе, не стыдился своего происхождения, никогда не был старым, а людям оставил любовь... Самым большим сюрпризом для жителей села стал приезд из Москвы сына и внука великого артиста - Андрея и Евгения Матвеевых - на родину своего отца и деда

Андрей Евгеньевич Матвеев - бывший офицер милиции, ныне пребывающий на пенсии, вице-президент департамента безопасности в области культуры и духовного образования Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка Российской Федерации, академик, профессор, первый вице-президент и учредитель благотворительного фонда имени Евгения Матвеева по поддержке ветеранов кино. Год назад он приезжал в Херсон на празднование 85-летия со дня рождения своего легендарного отца. А 11 мая он вместе со своим сыном открывал в Виноградово мемориальную доску на сельском доме культуры

Андрей Евгеньевич, Вы раньше приезжали в Херсон?
-Конечно. Я был в Херсоне с папой, когда мне было шесть и двенадцать лет (может, и раньше был, но не помню). Потом я приезжал с семьей в 1985 году.

И какие впечатления остались?
- Это - моя вторая родина. Хотя я и родился в Москве, но ведь отсюда корни. Конечно, все родное. Даже когда я был в шестилетнем возрасте здесь, у меня остались воспоминания. Село помню, «инвалидку» помню - такую машину с мотоциклетным двигателем. Мы на ней ездили. Остался вкус тогдашнего воздуха, до сих пор я его ощущаю.

Когда Ваш отец последний раз приезжал на Херсонщину, то вспоминал херсонские тюльпаны и херсонские помидоры, говорил, нигде больше такого нет. А есть ли у Вас приятные ассоциации с нашим краем?
- Есть. Я как только приехал, сразу попросил соленого арбуза. Мне, честно говоря, было очень неудобно, что из-за меня весь город поставили на ноги, чтобы достать этот арбуз. Я был разочарован
- и куда они все подевались? Потом нашли, но с каким трудом! Я этот арбуз сразу и прикончил.
- Многие актерские дети стремятся пойти по стопам родителей. Почему же Вы пошли в милицию?
- Во-первых, я грезил морем, хотел стать моряком. Брат мой служил в Одессе и был капитаном дальнего плаванья. Потом моя мечта «перешла» на воздух. Открывалось тогда в Актюбинске единственное в СССР Высшее училище летчиков гражданской авиации. Но у меня, к сожалению, был перелом позвоночника, так что меня забраковали. Потом я окончил автомеханический институт, потом служба в армии и милиция.

Значит, актерская профессия Вас никогда не привлекала?
- Абсолютно нет. Хотя мама у меня певица Большого театра, и я всю жизнь провел за кулисами Большого.

А детские впечатления от «закулисной жизни» остались?
- Яркие впечатления - мамина работа. Может быть, поэтому я и не пошел по стопам родителей. Я видел, как мама работала, как отец вкалывал. Вы можете себе представить, вот мама утром отводит меня в детский сад, сестру - в школу. Мы ходили всегда аккуратные, наглаженные. После этого мама бежит на репетицию в театр. Перерыв между репетицией и спектаклем - два-три часа. И она бежит домой, чтобы заняться домашними делами, как любая женщина. Потом к семи часам снова бежит в театр. Там спектакль, опера длинная. В двенадцать -час ночи она только дома. И все начинается снова -надо погладить, собрать...
Папа - то же самое: бесконечные спектакли и репетиции.

Неужели работа в милиции легче?
- Кому-то одно легче, кому-то другое. Как-то режиссер Игорь Гостев снимал фильм «Завещание». Там три героя, которых играют Матвеев, Самойлов и Польских. Сюжет фильма завязывается во времена войны, и героев фильма в молодости должны были играть я, сын Самойлова и дочь Польских Маша. Сниматься никто так и не стал. Я пробовал работать перед камерой: милицейскую форму снимаю, военную надеваю. Мне говорят: пойди туда, встань сюда, тебе похудеть надо, прическу другую сделать... Но я же в милиции работаю, форму ношу, какая прическа! В общем, мой дебют не состоялся. Просто-напросто я отказался. Эту роль потом играл Сергей Жигунов. После чего он как раз и стал тем прославленным Жигуновым.

Что Вы унаследовали от отца? Чему он Вас учил?
- Если я начну говорить, что я взял от него, получится, что я вроде бы хвастаюсь. Давайте я лучше скажу, чему он учил. Он учил трудолюбию, скромности, порядочности, это - самое главное.
- Чем Вы внутренне похожи на своего отца?
- Такой же псих, такой же взрывной. Очень переживаю, если обидел кого. Так бывает - взорвался, а был неправ, может быть.

Вы поддерживаете взгляды Евгения Семеновича на жизнь, работу?
- Обязательно. После его смерти я создал благотворительный фонд имени Евгения Матвеева по поддержке ветеранов кино. Как у нас сейчас живут ветераны кино, на чьих фильмах мы в общем-то и воспитывались - плакать хочется... У отца всегда болело сердце за этих людей. Потому что в кино работают не только актеры (знают в основном актеров, режиссеров и сценаристов), но и те, кто находится за кадром (осветители, монтажеры) - они всегда остаются вне внимания зрителя. Всем этим людям помогать надо.

Многим успели помочь?
- Очень обидно говорить такие вещи, но есть такой знаменитый актер Владимир Заманский. Ему нужна была операция, но никто не мог помочь. Мы нашли средства и помогли сделать операцию. Помогаем малоимущим. К сожалению, почти нет таких людей, которые могли бы нам жертвовать средства, чтобы мы потом могли эти средства аккумулировать и нуждающимся помогать. Богатые люди не хотят расставаться с деньгами. Как правило, отдают деньги те, у кого они последние, а богатые не хотят... Ничего святого, ничего духовного, а только деньги, деньги, деньги... Это и пугает, и настораживает. Больше пугает, конечно.

Люди в Москве и в Херсоне разные?
- В Херсоне люди проще, теплее, у нас более озлоблены. В Москве все бегом-бегом. Впрочем, сравнивать нельзя. Когда я ехал в поезде, одна дама рассуждала, что, мол, в Москве одни хамы... Я попытался ее в этом разубедить. Коренные москвичи - нормальные, добрые люди, но ведь народ в Москву стекается отовсюду. Вот в этом-то и причина хамства. Москвичей обстоятельства делают такими...

Что бы Вы хотели пожелать херсонцам?
- Трудно подобрать слова. Внутренний мир должен быть у людей, духовность. Хочется пожелать светлой жизни, мира, тепла, любви, ласки.

Евгений Матвеев - легендарный советский и российский кинорежиссер и актер, сделавший огромный вклад в российское кино, человек необыкновенной харизмы и энергетики, известный и любимый широчайшей зрительской аудиторией за сыгранные им незабываемые роли в картинах «Поднятая целина», «Любовь земная», «Родная кровь», «Судьба», «Солдаты свободы», «Цыган», «Любить по-русски».

Детские годы

Евгений Матвеев родился в маленьком селе Херсонской области Новоукраинка, в 1922 году, 8 марта. Его мать, Надежда Федоровна, была простой крестьянкой, а отец, Семен Калинович - человеком с образованием, красноармейцем и коммунистом.

Личная жизнь родителей Евгения не сложилась. Родня Надежды Федоровны не признала их брак законным и не дала на него своего благословения. Вместе родители прожили не очень долго. Маленькому Жене исполнилось всего четыре года, когда отец оставил семью. Надежда Федоровна была вынуждена возвратиться в родительский дом, ей пришлось одной воспитывать сына.

Евгений не знал об актерской профессии и не собирался становиться актером, хотя тягу к творчеству он ощущал с самого детства. Сильный и крепкий парень неустанно трудился наравне со взрослыми, как самый настоящий крестьянин. Он носил воду, пахал и даже иногда торговал. Самой заветной мечтой мальчика было приобретение балалайки. Денег на инструмент в семье, конечно, не было. Чтобы купить его, мальчику приходилось зарабатывать их самому. Он продавал арбузы, экономил каждый рубль и в конце концов балалайка все же была приобретена. Мальчик целеустремленно изучил технику игры, а затем стал выступать с импровизированными концертами перед своими односельчанами. Евгений не просто виртуозно владел инструментом, но и сам сочинял и исполнял частушки. Эти небольшие концерты пользовались большим успехом и всегда собирали многочисленных зрителей.

Первые шаги в творчестве

Односельчане оценили явные таланты мальчика и посоветовали Надежде Федоровне отвезти Женю в город, чтобы он смог получить настоящее хорошее образование. Мальчик с матерью переехали в Цюрупинск, где Евгений впервые смог увидеть любительское театральное представление. Театр захватил его целиком и он стал мечтать о сцене и актерстве.


Фото: Евгений Матвеев

Женя занимался в драмкружке, где пробовал себя сразу в нескольких амплуа: певца, фокусника, танцора, участвовал почти во всех постановках. В девятом классе он уже участвовал в массовках в Херсонском театреи даже играл небольшие роли. Его талант был замечен знаменитым актером Н. К. Черкасовым, порекомендовавшем способному юноше поступить в театральное училище к Александру Довженко. Евгений отправился в Киев и успешно выдержал вступительные экзамены.

В школе актеров Матвеев проучился недолго, начавшаяся война изменила его судьбу.

Война

В самые первые военные месяцы жители города, и Евгений в том числе, возводили укрепления, копали окопы. Конечно же, как и все мальчишки того времени, он подавал рапорты, просился на фронт. Его отправили на учебу в Тюмень, в пехотное училище.

В боях он принял участие лишь в 1944 году, уже став лейтенантом. После войны Евгений вернулся в родное Тюменское училище в качестве преподавателя. Он руководил художественной самодеятельностью, играл в спектаклях, писал сценарии и занимался творческой деятельностью труппы. На одном из концертов произошла судьбоносная для Матвеева встреча. Он познакомился со студенткой музучилища,Лидией, своей будущей единственной супругой, с которой они затем прожили счастливую и долгую совместную жизнь.

Актерское признание и слава

Через два года после работы в Тюменском драмтеатре, Матвеев перешел в Новосибирский «Красный факел». Он - ведущий актер, участвует во многих спектаклях: «Великая сила», «Бешеные деньги», «Наш общий друг», «Кандидат партии». На первом этапе театральной карьеры Евгений смог многого добиться. Благодаря увлеченности и актерской самоотдаче к нему пришла заслуженная известность. Неудивительно, что талантливого актера вскоре заметили и пригласили в знаменитый Малый театр, в труппе которого Матвеев проработал более пятнадцати лет.

Первая кинороль в творческой биографии Матвеева была сыграна только в 1955 году. Он снялся в комедии «Доброе утро», которая имела ошеломительный успех. Но всенародно известен Матвеев стал после кинофильма «Дом, в котором я живу». Он сыграл простого парня, пережившего ужасы и тяжести войны. Образ Кости Давыдова, созданный актером, очень полюбился зрителям. Уже знаменитому Матвееву стали поступать регулярные предложения о съемках у известных режиссеров. Его природный талант и стремление к новому открывали перед Матвеевым необыкновенные перспективы. Он активно снимался и принял участие во многих популярных кинокартинах, среди которых «Поднятая целина», «Воскресенье», «Сибирячка».

После яркой, триумфальной роли Нагульнова в «Поднятой целине» Матвеев безоговорочно обожаем зрителями. Новая волна всенародной любви обрушилась на Евгения Матвеева после фильма «Родная кровь», в котором никого из зрителей не оставила равнодушным пронзительная история любви и непростой жизни главного героя. После этой роли поклонницы буквально оборвали телефон Евгения Матвеева звонками и завалили его мешками писем.

За свою актерскую работу Матвеев получил народного артиста СССР, множество государственных и кинематографических наград и премий.

Режиссерская карьера

В пик наибольшей популярности, в 1965 году, Матвеев принимал участие в праздничном театрализованном представлении в городе Николаеве. Загримированному под Макара Нагульнова Матвееву предстояло проехать на тачанке по кругу стадиона. Во время поворота колесо тачанки отвалилось, и Евгений Матвеев рухнул на асфальт. В итоге он серьезно повредил позвоночник и два года был вынужден пролежать в кровати. Актеру пришлось отказаться от театра, но он вернулся в кино.

В 1967 году Матвеев начал заниматься новой интересной сферой творчества - режиссерской работой. В известной картине «Цыган» он выступил режиссером и исполнил главную роль. Некоторые критики посчитали режиссерский дебют Матвеева явным провалом, другие, наоборот, были восхищены его работой. Тот факт, что фильм популярен и сейчас, не требует дополнительны комментариев.

Были у Матвеева и не слишком удачные картины, но он всегда неизменно пользовался высоким авторитетом. С 1968 года Матвеев - кинорежиссер Мосфильма, затем он становится секретарем кинематографического Союза, параллельно преподает во ВГИКе. Его фильмы хорошо принимаются зрителями, в них этот открытый, искренний, бескорыстный человек показывает то, что интересно обычным людям - настоящую любовь, веру в справедливость, подлинную честь и верность. В середине 70-х Матвеев снимает ленты «Любовь земная» и «Судьба» о жизни и любви колхозного председателя Захара Дерюгина. Он играет главную мужскую роль в дуэте с замечательной актрисой - необыкновенной красавицей . Фильмы посмотрели в прокате почти пятьдесят восемь миллионов зрителей.
Перестройка, наступившая в СССР в 80-х годах, изменила многое в жизни и творчестве Евгения Матвеева. Его обвиняли в угодничестве власти, отстранили от высокой должности. Он очень тяжело переживал эти несправедливые обвинения и даже хотел покончить с собой. Пережить тяжелое время ему помогали только семья и близкие друзья.

В годы кинематографического застоя российское кино стало невостребованным, зрители предпочитали смотреть сериалы зарубежного производства или криминальные низкопробные отечественные картины. В это время Матвеев снимает свою знаменитую киноленту «Любить по-русски», где он снова не изменяет себе. Несмотря на некоторую наивность и легкую утрированность сюжета, красивая сказка о жизни покоряет зрителей настолько, что продолжение трилогии Матвеев снимал за средства поклонников фильма, с нетерпением ждавших продолжения этой захватывающей истории.

Личная жизнь

Матвеев женился один раз в жизни. Его свадьба с Лидией состоялась весной 1947 года. В том же году в молодой семье родилась дочь Светлана, спустя десять лет у них появился сын Андрей.


Фото: Евгений Матвеев с женой

Матвеев вместе с супругой прожили вместе пятьдесят шесть лет. Верная помощница Лидия была музой знаменитого актера.

Смерть

В 2003 году, в мае Евгения Семеновича неожиданно госпитализировали, близкие думали, что у него бронхит. В Центральной клинической больнице ему диагностировали рак легких, что стало полной неожиданностью и шоком для семьи. Оказывается актер знал о смертельном недуге, но ничего не говорил своим близким и не предпринимал никаких шагов по его лечению. Скончался Евгений Матвеев в возрасте восьмидесяти двух лет, в июне 2003 года, на руках у Лидии Алексеевны. Рядом находилась вся его семья, дети, внуки.

Фото: Евгений Матвеев могила

Творчество этого талантливого актера и режиссера живет и сегодня. В его память была снята документальная кинолента «Жизнь без вранья», в которой рассказывается о творческом пути простого крестьянского мальчика из далекой деревни, ставшим настоящей легендой не только российского, но и мирового кинематографа.

Избранная фильмография

  • 1953 - Судьба Марины
  • 1960 - Воскресение
  • 1972 - Сибирячка
  • 1981 - Фронт в тылу врага
  • 1995 - Любить по-русски
  • 2001 - Под Полярной звездой

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

ПАПА и мама встретились на каком-то смотре художественной самодеятельности. Не помню, где это было, но они рассказывали, что первый раз поцеловались в Свердловске, а поженились в Тюмени. Там и я родилась. Мама из Омска, отец с Украины. Это ж надо было, чтобы их дорожки пересеклись! Мама рассказывала, что папой сначала заинтересовалась ее подруга, а ей он не нравился: тощий какой-то, длинный. Встречались они так: один вечер «женились», второй «разводились». До такой степени осточертели всем родным, что им сказали: или женитесь, или расходитесь, хватит! Тогда они между репетициями забежали в загс и быстренько расписались. У нас даже нет ни одной их свадебной фотографии.

Мамины родители занимали хорошее положение, старались молодым помогать. Но отец это не приветствовал. Он всегда считал, что мужчина всего должен добиваться сам. В Тюмени он работал в театре, на радио, вел несколько драмкружков. Когда в промежутках между работами он прилетал домой, мама разливала ему суп по нескольким тарелкам - чтобы быстрее остывал. Он все это быстро съедал и уходил. Это было послевоенное время, тяжелое. У папы и мамы были продуктовые карточки служащих, у меня - детская, а у папиной мамы, моей бабушки Надежды Федоровны, - никакой. Когда в семье появлялась какая-нибудь конфетка, мы берегли ее для папы. Плиты дома не было, и мама варила мне кашу на утюге - переворачивала и на горячую поверхность ставила кастрюльку. В 1976 году, когда у меня самой родился сын и кончился на даче газ, я вспомнила об этом способе, пристроила утюг между книжками и подогрела ему молоко.

У мамы замечательный голос, и в Новосибирске, куда мы переехали из Тюмени, она была настоящей примой. Потом в Москве у нее была возможность работать на эстраде. Но она ею не воспользовалась - не хотела все время ездить на гастроли и оставлять семью. И все же родители не могли себе позволить, чтобы работал только один отец. Первое время в Малом театре он получал около 120 рублей. На эти деньги невозможно было жить нам всем. Поэтому мама устроилась в хор Большого театра.

- Наверное, быть женой знаменитого актера - не самая легкая женская судьба.

Мама тоже актриса, поэтому спокойно воспринимала минусы, сопутствующие известности. Больше всего нервничала бабушка, папина мама. Нам бесконечно звонили в дверь и по телефону, и стоило бабушке уложить меня спать, как я тут же от этого шума просыпалась. В Москве мы жили на втором этаже, и, начиная от двери в подъезд до самой нашей квартиры, на каждой ступеньке лежали цветы и записочки. А когда папа выходил из Малого театра, ему приходилось переодеваться. Но поклонницы все равно его узнавали, и одна из них как-то чуть не бросилась под колеса такси. Самое интересное, что еще со времени нашей жизни в Новосибирске у него остались две или три поклонницы - не сумасшедшие фанатки, а настоящие театралки, - с которыми родители дружили. С одной семьей они переписывались и до последнего времени. Так что я никогда не видела, чтобы мама устраивала отцу сцены. Хотя когда они выходили куда-нибудь вместе, женщины просто висли на нем. А вот если вдруг мама шла с кем-нибудь танцевать, то папа сразу вмешивался: «Пошли домой».

Вообще мы с моим младшим братом Андрюшей выросли в атмосфере любви и доброжелательности и ни разу в своей жизни не слышали, чтобы отец кричал на мать или чтобы она выговаривала ему за что-то. Конечно, как каждая нормальная семья, они, наверное, ссорились. Но, видимо, шепотом на кухне или на улице. Когда я выходила замуж, то думала, что именно такие отношения и должны быть между двумя любящими людьми. Как-то я даже сказала папе, что они из нас с Андреем воспитали идеалистов, не приспособленных к современной жизни. Он жутко обиделся. Будто бы я обвинила его в том, что они изуродовали нам жизнь, не показав ее такой, какая она есть. Но мы-то видели жизнь, какой она на самом деле была у них. И я, наоборот, хотела сделать ему комплимент.

Женщина - это святое

- ЕВГЕНИЙ Семенович как-то сказал, что для него женщина - святое. Такое отношение было заложено в детстве?

Свою маму отец любил безгранично. Бабушка всегда жила с нами - он перевез ее с Украины, как только начал работать в Тюменском театре. Бабушка ушла из жизни, когда мне было 12 лет. Она умирала дома и страдала ужасно. У нее был рак поджелудочной железы, а количество обезболивающих уколов тогда было ограниченно. Бабушка вообще-то была крутого нрава. Папу она воспитала одна. Насколько я знаю по ее рассказам, с дедом Семеном Калиновичем они были не венчаны. Их брак был зарегистрирован только в загсе. А ее отец, мой прадедушка, был регентом в церкви, внецерковный брак дочери не принимал и вообще не считал ее замужней женщиной. Соответственно и папу он не признавал законным ребенком. На Украине это называлось байстрюк - незаконнорожденный. Дед же, судя по всему, был дворянских кровей. Возможно, он считал, что бабушка недостаточно образованна. А может быть, ее церковная родня мешала ему делать карьеру. Мне кажется, что под давлением с обеих сторон они и расстались. А потом, во время войны, дед погиб.

У папы с самого детства была тяга к актерству. В деревне он копировал то бычка, то птичек. Когда женщины приходили с работы, надевали чистую одежду и садились на завалинку, он начинал песни петь - такие жалостливые, что все плакали. Как-то он сказал дедушке, что хочет балалайку. Прадед был человеком суровым и ответил: «Заработай и купи». И в девять лет папа пошел работать - продавал по обочинам арбузы, возил на полевой стан бочки с водой. Потом бабушка переехала вместе с папой в районный центр, чтобы он учился в хорошей школе. Для этого ей самой пришлось работать там уборщицей. А затем папа поступил в киевскую киноактерскую школу, где учился у самого Довженко. Но это был непростой период в его жизни - он даже хотел покончить жизнь самоубийством.

- Любовь?

В том-то все и дело, что не любовь. В школе ввели плату за обучение. Папа и еще кто-то из его сокурсников не могли заплатить. Они совершенно отчаялись, и тогда за них заплатил сам Довженко. А потом началась война. С 1941 по 1946 год папа служил офицером Тюменского пехотного училища. Кстати, он хотел быть летчиком, но его не взяли в летное училище. Возможно, потому, что он был слишком высоким. На войне с отцом произошла такая история - он чуть не попал под трибунал. Ему прислали необученных новобранцев, которых надо было послать в бой. А они даже с простыми задачами не справлялись. Все шишки за плохое обучение новичков посыпались на папиного командира, и отец встал на его защиту, взял вину на себя. Его пригрозили отправить под трибунал. Сочувствующие друзья налили ему стакан водки, папа хлопнул и отключился. Пока он спал, командир, к счастью, все уладил.

Войну папа воспринимал очень эмоционально. В фильме «Особо важное задание» он показал эпизод, который ему запомнился больше всего. Многих эта картина удивила - ведь столько крови было вокруг, столько человеческих жизней изуродовано, а тут - такая мелочь. Папа мне рассказывал, как в детстве он с друзьями ловил и топил сурков, чтобы они не уничтожали посевы. И вот во время войны он увидел горящую степь и в ней - сурка и услышал его страшный крик. Говорил, что запомнил это на всю жизнь. И еще папа говорил, что, несмотря на все страдания и лишения, во время войны он не видел злых глаз. Видел тоску, боль, горе, но не видел зла. А в начале перестройки, когда ему приходилось иногда ездить общественным транспортом, он возвращался домой совершенно потрясенный: «Я не понимаю, что происходит с людьми». Он чувствовал, что злость висела в автобусах, как гиря. Все были до такой степени наэлектризованы, что, дотронься только до кого-нибудь, тут же разгорался скандал.

После войны папе прочили карьеру военного и советовали поступать в военную академию, но актерство опять перетянуло, и в 46-м году он начал работать в Тюменском областном театре. С 1948 по 1951 год - новосибирский «Красный факел». С 1951 по 1968-й - Малый театр в Москве. А с 1968 года, после травмы, он работал на «Мосфильме».

39 уколов

- ТРАВМА произошла во время съемок?

В те годы устраивали большие концерты на стадионах. Это было на Украине. Папа в костюме Нагульного, которого он сыграл в фильме «Поднятая целина», должен был выезжать, стоя на тачанке. Лошади в нее были запряжены милицейские, в упряжке не ходившие. И когда, увидев папу, зрители вскочили, кони шарахнулись и выкинули его из тачанки. Тогда отец получил две травмы - ноги и позвоночника. Мне трудно сейчас сказать точно, сколько он пролежал, прикованный к постели. Помню, навещала его то в одной больнице, то в другой, и он не поднимался на ноги. Это было довольно сложное время для нашей семьи. Было очень тяжело материально. Фактически мы жили на мамину театральную зарплату, папа получал пенсию по инвалидности - 43 рубля. Ему советовали вообще сменить профессию - было ясно, что на сцену он вернуться уже не сможет. Даже когда отец стал выздоравливать, он не мог долго оставаться в одном положении. Тогда он стал изучать кинорежиссуру и вскоре поставил свой первый фильм - «Цыган». Сам сыграл главную роль. Снимался он в жестком корсете, а по сценарию надо было танцевать. Тогда корсет снимали, отцу делали 39 обезболивающих уколов, и он танцевал. Несколько раз терял сознание - опять вводили обезболивающее, и он снова снимался.

Вообще, если сценарий или роль трогали его душу, для него преград не существовало. Если бы отцу надо было бы встать на голову, чтобы снимать фильм, он бы встал и снимал. Это было для него важнее всего. Когда папа работал, в кабинет не допускался никто, трогать там тоже ничего не разрешалось. Но мой сын Алеша эту проблему решил просто. Однажды, когда отец был на съемках, мы с мамой увидели, что Лешка скинул все с папиного стола и крутится посередине на пятой точке. А однажды он, устав подглядывать за дедушкой сквозь стеклянные двери, просто взял вырезанную из куска цельного дерева сувенирную трубку и разбил ею стекло. Зато когда ночью Лешка просыпался с плачем, то успокаивался он только на руках у деда.

- А когда вы с братом были детьми, успевал ли Евгений Семенович заниматься вашим воспитанием? Например, ходил ли он на родительские собрания?

Когда мой брат Андрюша учился в первом классе, папу вызвали в школу, запихали за маленькую парту первоклассника и заставили выучить стишок, который не смог запомнить его сын. Папа пришел совершенно удрученный: «Я такого стыда натерпелся, в жизни ничего подобного не испытывал. Сидел за партой, коленки зажимали мне уши, и я не мог выучить этот стишок». А отец тогда уже был заслуженным артистом. После этого на все собрания к Андрюше ходила я.

Папа, конечно, был очень занят, но он приезжал и устраивал нам разгон, воспоминаний о котором хватало на полгода. А я была девчонка оторви да брось. Мне, правда, тогда казалось, что папа совершенно несправедливо меня наказывает, но перечить ему я не могла. Однажды он поставил меня в угол. Мама с бабушкой по очереди бегали ко мне и упрашивали: «Светочка, ну попроси у папы прощения». Но я считала, что репрессирована незаслуженно, и не соглашалась. Папа уже и сам изнывал и не знал, как меня выковырять из этого угла. Но сказать: «Ладно, я тебя прощаю», - он не мог, поскольку я должна была осознать свою неправоту. Кончилось тем, что я заснула прямо в углу. А один раз отец за что-то лупил меня и никак не мог понять, почему я смеюсь. А у меня была накрахмаленная нижняя юбка, и все его шлепки от нее отскакивали. Чем сильнее он меня лупил, тем смешнее мне было и тем больше он сердился. Но у отца был очень эффективный метод воспитания. Он умел сказать одно такое обидное слово, что запомнишь на всю жизнь. Когда мне было лет восемь, мы с родителями зашли в автобус, и я плюхнулась на единственное свободное место. Папа сказал маме: «Лидочка, ты постой, потому что Светлана у нас устала очень». Этот стыд я не забуду никогда.

Однажды был настоящий скандал. Мама взяла меня в театр на папин спектакль, нас посадили в ложу. Отец играл хорошего персонажа, которому плохой выкручивал руки. Увидев это, я вскочила на парапет ложи и на весь зал запела: «В защиту мира вставайте, люди!» Папа разинул рот, занавес тут же закрыли. Тогда он влетел в ложу, схватил меня за грудки и закрыл в гримуборной. Потом артист, который был с ним на сцене, говорил: «Как я играл! Даже ребенка проняло!»

В детском парке, куда меня водила бабушка, я собирала вокруг себя толпу народа, пела все песни, какие знала, читала стихи и плясала. При этом я залезала на лавку, чтобы всем было видно. Когда мой репертуар заканчивался, я делала русский поклон, говорила: «Концелт окончен» - и уходила. А однажды от детского театра до дома я шла на четвереньках - изображала медвежонка. И когда уже стала постарше, многие друзья папы ему говорили: «Светку твою надо в кино снимать. Она у тебя красавица!» Отцу это не нравилось. Я слышала, как однажды он выговаривал своему приятелю: «Что ты мне дочь портишь?! Ничего красивого нет!» Помню, как после травмы - он тогда уже начинал ходить - папа провожал меня до ворот больницы, где я его навещала. Вдруг он изо всех сил хряснул меня костылем по спине. Я испугалась, думала, что он падает. Оказалось, что папа просто хотел, чтобы я не сутулилась.

Однажды мама пришла с родительского собрания совершенно потрясенная. Учительница ее спросила: «Я надеюсь, Светлана в ваших застольях не участвует?» В ее представлении артисты должны были все время проводить в пьянках. Но тем артистам, которые работают, не до гулянок. Иногда папа после спектакля ехал в другой город, снимался там, на следующий день возвращался, играл спектакль, и все повторялось. А маму в свободные дни я помню так: она что-то убирает, шьет или вяжет перед телевизором. Вот вам и богема.

Брови Ильича

- ЕВГЕНИЮ Семеновичу часто припоминали, что в свое время он сыграл Брежнева в фильме «Солдаты свободы»?

Отца травили за эту роль, хотя это был всего лишь эпизод. Говорили, что власть его осыпала подарками. На самом деле все свои награды и звания он получил до фильма. А из-за него, наоборот, лишился звезды Героя Соцтруда. Он был представлен на звание, уже был подписан указ, и тут ему как раз предложили роль Брежнева. Получилось, что звезду давать было уже как-то неудобно. Говорят, что Брежнев смотрел фильм с женой, и она сказала: «Лень, посмотри, это ты». Он говорит: «Это не я, это артист Матвеев. Но брови мои». Вообще, отец знал о Брежневе много интересного. И сейчас собирался, выйдя из больницы, снова его сыграть.

Брежнева папе припомнили и на 5-м съезде Союза кинематографистов СССР в 1986 году. Тогда не переизбрали весь секретариат. Говорили, что все - и Бондарчук, и Матвеев, и Кулиджанов - конъюнктурщики, что они забронзовели под крылом Кремля. Двуличие и предательство коллег его очень тогда потрясли, и он снова думал о самоубийстве. Вообще, перестройка для нашей семьи, как и для многих других, была временем очень трудным. В 1992 году и я, и Андрюша потеряли работу, а папа и мама - все свои сбережения. Он ужасно переживал - и не столько из-за потери денег, сколько из-за того, что государство, в которое он так верил, его надуло. У родителей в жизни было несколько периодов безденежья и голода, и он очень боялся, что, случись что-нибудь с ним, мама не будет обеспечена, хотя она никогда его не попрекала отсутствием денег и ничего не просила. Отец тогда уже был на пенсии, но получилось, что он один должен был кормить семью из 8 человек. Но он справился.

Вообще, в своей жизни папа выбирался из стольких сложных ситуаций, что мы и сейчас, когда он заболел, никак не думали, что он не выберется.

- Ваш отец знал, насколько серьезно болен?

Трудно сказать. Судя по его планам, не знал. Он, конечно, неважно себя чувствовал, но что до такой степени… Отец планировал сниматься в двух фильмах - в одном должен был играть Брежнева, в другом - раскулаченного старика, который во время войны спасает чекиста и политрука, то есть представителей той самой власти, которая его и репрессировала. Режиссировать сам уже не собирался. Сил не было. В декабре он лежал в больнице, ему должны были делать операцию, но потом сказали, что сердце не выдержит наркоза. Он был очень этим удручен и как-то сник. И все же для всех нас его смерть была как гром среди ясного неба. До последнего момента мы не говорили отцу, насколько серьезна ситуация. Я и маме не хотела говорить, но не смогла - разрыдалась прямо в телефонную трубку. Отца я только просила: «Папа, пожалуйста, продержись еще немножечко». Мы надеялись начать новое лечение, и 1 июня никто не ждал ничего плохого. Мы все были в больнице, отец пошел покурить, вернулся, сел на кровать и вдруг повалился назад. Мы стояли рядом, пораженные. Это настолько было внезапно! У него вдруг прекратилось дыхание, я пыталась нащупать пульс, держала его за руки. Смотрю ему в лицо и вижу, как тускнеют глаза. Этот момент я не забуду никогда.

«Жаль, что они уходят»

Вспоминает Алена ГАЛИЧ, актриса, заслуженная артистка России, президент фонда «Отчий дом» им. Александра Галича:

В 50-е годы в Малый театр были приглашены из провинции два молодых актера - Евгений Матвеев и Юрий Аверин, мой отчим. Они дебютировали в Москве почти в одно и то же время. Актеры тогда жили довольно скудно, в новых домах на улице Левитана Аверину и Матвееву дали двухкомнатную квартиру на две семьи. Евгений Семенович поселился там с мамой, женой Лидией Алексеевной и дочкой Светочкой, с которой мы дружили. Аверин жил со своей женой, моей мамой актрисой Валентиной Архангельской. Я жила у отца, но часто приходила в этот дом.

Аверин и Матвеев оба были спортивными болельщиками. По выходным они любили ездить на стадион и смотрели там все подряд: волейбол, футбол, баскетбол. Нас со Светкой они брали с собой. Помню, нам там было жутко скучно. Мама Евгения Семеновича - Надежда Федоровна была замечательной хозяйкой. Хорошо помню, как она делала украинский борщ и к нему пампушки - белые булочки, которые надо было обмакивать в чесночный соус. Кухня была маленькая, и вся она наполнялась чудесными запахами.

Евгений Семенович был очень красивый, высокий, худой. И красоту свою сохранил до последних лет. В Малом театре у него было амплуа, как говорят режиссеры, героя-неврастеника. Никто не ожидал тогда, что он вырастет в актера совершенно другого плана, разнохарактерного. К сожалению, очень редко вспоминают его замечательную работу - Нагульного в «Поднятой целине». А ведь она достойна была бы «Оскара».

В одной квартире с Матвеевыми мама и отчим прожили несколько лет. Все праздники отмечали вместе - у нас остались очень смешные фотографии. Я вспоминаю то время с большим удовольствием. Это была эпоха очень порядочных и честных людей, которые всю свою жизнь прожили достойно. Жаль, что они уходят. Именно эти чувства - чести и порядочности во всем - в семье, в актерском мастерстве - отличали Евгения Семеновича. Сейчас такие семьи встретишь редко.

Я горжусь!
mawkins 04.06.2007 09:07:08

такие люди как Евгений Матвеев, вызывают у меня только гордость. Это действительно ВЕЛИКИЙ человек. А особенно мне приятно, что я лично знакома с его внуком Евгением и его женой. У них кстати растет замечательная дочка, думаю Евгений Семенович был бы очень рад правнучке. Совсем недавно сидели на кухне с женой внука и пели песню из кинофильма "Судьба" - мурашки по коже!!! Вот благодаря таким людям как Матвеев старший и живет еще Россия!!!

Психология