Утверждает что реформы перестройки ссср. Перестройка — Реформы Горбачева

Началом коренных перемен послужили изменении я в составе КПСС. На 27-ом съезде проходившем в феврале-марте 86-го года, была принята новая редакция программы партии и ее новый устав. Некоторые положения устава провозглашали большую свободу в партийной жизни. Постепенно Горбачев и его соратники пришли к выводу, что решить столь масштабные задачи по переустройству страны, какие они поставили, можно лишь при расширении свободы и демократии в жизни всего общества.

В 1987 году на январском пленуме ЦК КПСС были поставлены задачи "дальнейшей демократизации советского общества" и "совершенствования советской избирательной системы", предложено проводить выборы партийных и государственных руководителей на альтернативной основе.

Однако вскоре стало ясно, что новый курс одобряется далеко не всеми высшими партийными деятелями. Жесткие выступления консерваторов прозвучали и на 19-ой конференции КПСС, состоявшейся летом 88-го года.

Многие критиковали политику "гласности", называли выступления журналистов "очернительством". Раздавались требования свернуть программу демократизации, усилить партийный контроль над обществом.

"Перестройка - единственно возможный путь укрепления и развития социализма, решение назревших проблем общественного развития… Перестройка - это наша судьба, шанс, который дает нам история. Он не может и не должен быть упущен" - говорил М.С. Горбачев, выступая на XIX Всесоюзной конференции КПСС.

Но большинство делегатов конференции все же поддержало Горбачева и дало согласие на проведение новых, значительно более радикальных реформ. Последние изменения, прежде всего, коснулись высших органов государственной власти.

1 декабря 88-го года Верховный Совет СССР принял законы "Об изменениях и дополнениях Конституции СССР" и "О выборах народных депутатов СССР". Отныне высшим органом власти в Советском Союзе считался Съезд народных депутатов СССР. Он собирался один раз в год. В промежутках между созывами Съезда работал Верховный Совет СССР, членами которого становились отдельные депутаты Съезда. Состав Верховного Совета должен был каждый год обновляться на 1/5 часть.

В январе 89-го года в СССР началась предвыборная кампания, а 26 марта состоялись выборы, ставшие самыми демократическими за всю историю Советского Союза. На Съезд были делегированы многие общественные деятели, выступавшие с оппозиционными взглядами, критиковавшие всевластие коммунистической партии (Б.Н. Ельцин и А.Д. Сахаров).

В августе 1990 года были приняты указы Президента СССР М.С. Горбачева о реабилитации жертв политических репрессий 1920-х--1930-х годов и о возвращении советского гражданства всем, кто был его лишен с 1966 по 1988 годы. В рамках демократизации происходило оформление политического плюрализма. В марте 1990 года была отменена 6-я статья Конституции, закреплявшая монопольное положение КПСС в обществе, что открывало возможность для формирования легальной многопартийности в СССР. Ее юридическое обоснование нашло отражение в Законе об общественных объединениях (1990). В 1989--1991 годы были сформированы основные партийно-политические партии и блоки. Кризис КПСС привел к идейному расколу партии и образованию ВКП(б) (Н.А. Андреева), Российской коммунистической рабочей партии (В.А. Тюлькин), движения «Трудовая Россия» (В.И. Анпилов), Коммунистической партии РСФСР (И. Полозков, затем Г.А. Зюганов) и др. партии социал-демократического типа включали в себя: Социал-демократическую партию России (О. Румянцев, В. Шейнис), Социалистическую партию трудящихся (Л.С. Вартазарова), Народную партию свободной России (А.В. Руцкой) и др. Либеральный спектр политических сил был представлен движением «Демократическая Россия» (Е.Т. Гайдар), Демократической партией России (Н.И. Травкин), Республиканской партией РФ (В.Н. Лысенко) и др. Фланг праворадикальных и консервативных партий был следующим: Христианско-демократическая партия России (А. Чуев), Монархическая партия, Крестьянская партия России и др. Национально-патриотические: Русский национальный собор (генерал А.Н. Стерлигов), Российский общенародный союз (С.Н. Бабурин), Либерально-демократическая партия (В.В. Жириновский) и др. Образовались радикал-националистическиепартии: Национально-патриотический фронт «Память» (Д.Д. Васильев), Всероссийское общественное патриотическое движение «Русское национальное единство» (А.П. Баркашов),Национально-республиканская партия (Н.Н. Лысенко) и др.

Для определения законодательной политики в стране вновь вернулись к традиции созыва Съездов народных депутатов в качестве высшего законодательного органа страны. Съезд формировал Верховный Совет СССР (фактически парламент). На основе закона об изменении системы выборов от 1988 года вводился принцип альтернативных выборов народных депутатов СССР. Первые альтернативные выборы проходили весной 1989 года. После этого состоялся в мае -- июне 1989 года. Первый съезд народных депутатов, на котором Председателем Верховного Совета СССР был избран М.С. Горбачев. Председателем Верховного Совета РСФСР стал Б.Н. Ельцин. В 1990 году в СССР был введен институт президентства. III съезд народных депутатов СССР в марте 1990 года избрал М.С. Горбачева Президентом СССР. В декабре 1991 года прошли выборы президентов в большинстве союзных республик. 12 июня 1991 года Президентом РСФСР был избран Б.Н. Ельцин. Политические преобразования и неоднозначность их оценок в обществе вызвали борьбу вокруг содержания, темпов и методов реформ, сопровождавшуюся все более острой борьбой за власть. Осенью 1988 года в лагере реформаторов выделилось радикальное крыло (лидеры А.Д. Сахаров, Б.Н. Ельцин и др.), настаивавшее на демонтаже унитарного государства. После весенних выборов 1990 года в местные Советы и партийные комитеты к власти в Москве и Ленинграде также пришли силы, оппозиционные руководству КПСС -- представители движения «Демократическая Россия» (лидер -- Е.Т. Гайдар). 1989--1990 годы стали периодом активизации деятельности неформальных движений, организации оппозиционных партий. М.С. Горбачев и его сторонники попытались ограничить деятельность радикалов. Н.Б. Ельцин был отстранен от руководства Московской парторганизацией. Но, создав возможность для ликвидации гегемонии КПСС, Горбачев и его соратники не осознавали невозможность возвращения к старому. К началу 1991 года центристская политика Горбачева все больше совпадала с позицией консерваторов.

Ускорение. «Сухой закон». Гласность. Политические реформы. Национальные движения.

Реформы в годы перестройки

Введение

Понятие “перестройка” весьма спорно: каждый подразумевает под ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Я понимаю под словом “перестройка” совокупность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире перестройку справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Итак, термин “перестройка” появился в нашей политической лексике в 1985 году.

Апрель 1985 года положил начало медленным, осторожным реформам, направленным на частичное обновление существующей системы. Перемены, происходившие на протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х годов прошлого века. Сто тридцать лет назад потребность в частичной модернизации режима была осознана в результате поражения в Крымской войне, которая продемонстрировала всему миру, как далеко отстала Российская империя от других европейских держав за время, прошедшее после триумфальной победы ее над наполеоновской Францией. Теперь же причиной начавшегося “ремонта” стало отставание от США в гонке космических вооружений: неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу “звездных войн” убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно (о близости экономического кризиса говорит хотя бы такой факт: с 1971 по 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям).

Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему - существующая вполне устраивала правящие верхи. Систему эту стремились лишь приспособить к новым - прежде всего международным - условиям. Напротив, в первоначальном проекте перестройки во главу угла ставилась технология, а не человек - ему отводилась непонятная роль “человеческого фактора”.

1.Ускорение

На апрельском 1985 года Пленуме ЦК КПСС Горбачев выступил «как автор» стратегии ускорения, суть которой была изложена Генеральным секретарем по всем правилам партийно-бюрократического стиля: «Широко используя достижения научно-технической революции, приведя форму социалистического хозяйствования в соответствие с современными условиями и потребностями, мы должны добиться существенного ускорения социально-экономического прогресса» /1/. Об «ускорении» Горбачев говорил и на 27-ом съезде КПСС в феврале 86 года.

Уже к началу 70-го года специалистам стало ясно, что экономика СССР в целом не выдерживает соревнования с экономикой «капиталистического мира»: США, Западной Европы, Японии. 14 мая 75-го года в первом Главном управлении КГБ (внешняя разведка) выступил с большим докладом директор экономико-математического института академии наук СССР академик Н.В. Федоренко. Он заявил ошеломленным офицерам разведки, что нормальное развитие экономики возможно только в том случае, если две трети прироста годового производства происходит за счет научно-технического прогресса, а одна треть за счет других факторов (денежные вложения – инвестиции, дисциплина труда, и так далее), тогда как в СССР дело обстоит наоборот. Были приведены и другие печальные цифры: ручной труд в промышленности составляет 60 %, в сельском хозяйстве – 80 %, на транспорте – 50 %. Эта статистика мало изменилась и к началу 80-х. годов. Зато в остальном мире начали происходить глобальные перемены. Политолог Ф.М. Бурлацкий, один из идеологов перестройки, писал: «Думается, мы все еще не достаточно глубоко проникаемся сознанием, того величественного (а быть может грозного) процесса, который, подобно океанским волнам, прокатывается по земному шару. Речь идет о технологическом перевороте, а точнее – новой технологической революции» /2/. Знаток и теоретик технологической революции, американский ученый О. Тоффлер, следующим образом оценивал начавшийся в мире глобальный переворот: «В период «первой волны» сельскохозяйственной цивилизацией – самой главной формой собственности была земля. Во время «второй волны» самой главной собственностью является уже не земля. Это здания, заводы, машины, средства промышленного производства. Основной собственностью в период «третьей волны» является информация… Поэтому нет ничего более вредного, чем контроль, цензура, чрезмерная секретность. Поэтому свобода информации впервые становится не просто политическим или философским вопросом, а конкретно экономическим вопросом: Сколько рублей у русского человека в кармане. Информация становится центральной проблемой экономического развития. Это заставляет пересмотреть нас нашу идеологию – как буржуазную, так и марксистскую» /3/.

Однако никто из лидеров СССР марксистскую идеологию пересматривать не собирался. Отставание экономики беспокоило их потому, что это не могло не отразиться на боеспособности армии и военно-морского флота. По мнению самих американцев, США вели «одновременно две войны: в области вооружений – с Советским Союзом, в области промышленности - с Японией». Итак, важнейшая задача – ускорить экономическое развитие за счет научно-технической революции – была поставлена. Члены Политбюро и Совета Министров начали размышлять, как воплотить ее в жизнь: «… где начинать прогресс? В химии? В авиации? В металлургии?». Решено было начать с машиностроения. В эту действительно важную отрасль стали усиленно вкладывать деньги из бюджета, усилили контроль за качеством производимой продукции (была создана так называемая «Госприемка») – но ничего не помогало. Экономика и наука по-прежнему не находили общего языка. Поскольку между предприятиями государственной экономики совершенно отсутствовала конкуренция, их руководство просто не имели стимула внедрять на своих конвейерах новейшие технологии – деньги-то исправно поступали из казны, не зависимо от того, как работали фабрики и заводы. «Ускорение» так и не произошло.

2.«Сухой закон»

В мае 85-го года появилось постановление ЦК КПСС и указ Президиума Верховного Совета СССР: «Партия и Советское государство ставят качественно новую, ответственную задачу большой политической значимостью: единым фронтом повсеместно создать обстановку нетерпимости к пьянству, искоренить его» /4/. В «борьбе с пьянством», которую повел Горбачев и его команда, ярко проявился насильственный характер «революций сверху», когда благие начинания воплощаются в жизнь бюрократией таким образом, что превращается в зло. Авторы указа рассуждали: «Почему рабочие и крестьяне работают плохо? – потому что, пьют много водки. Давайте сократим количество выпускаемых спиртных напитков, закроем часть винных магазинов, ресторанов, баров, и тогда население станет меньше пить и лучше работать». В течение года в СССР «фактически установился режим сухого закона». Результаты оказались ошеломляющими: выросло потребление наркотиков, у дверей магазинов выстроились огромные очереди, а «теневая экономика» мгновенно освоила подпольный выпуск спиртных напитков крайне низкого качества, которые продавались «из-под полы», увеличивая капитал организованной преступности (в 87-88 годах на страницах печати ее открыто именуют «мафией»). Надежды народа на «доброго царя» начали постепенно таять.

3. Гласность

Терпя серьезные неудачи в преобразовании экономики «революционеры сверху» добились впечатляющих успехов в осуществлении политики гласности. Когда в 60-е годы 19-го века правительство Александра IIОсвободителя боролось с сопротивлением консервативно настроенных дворян-крепостников и чиновников, оно также проводило политику «гласности», позволяя журналистам и писателям разоблачать отдельные злоупотребления. Советники Горбачева, хорошо изучившие историю «революций сверху», решили использовать этот опыт. Начиная с 1986 года, на страницах газет и журналов появляется все больше и больше критики в адрес взяточников, бездельников, а то и явных уголовных преступников – из среды партийно-государственной бюрократии. Конечно, «гласность», имела четкие границы. Можно было критиковать: Л.И. Брежнева и его приближенных; нельзя: КПСС в целом, социализм, правившее руководство партии и государства. Новый генсек и его «команда» активно пытались использовать против своих противников «идеологическое оружие» - средства массовой информации. В 87-году особенную популярность получил роман А.Б. Рыбакова « Дети Арбата», рассказывающий о событиях 34-го года: убийстве С.М. Кирова, внутрипартийных интригах и начале массовых репрессий. Это является явным доказательством того, что «команда» во многом вернулась к политике Хрущева. Еще на заре своей истории партия большевиков огромное влияние уделяла пропаганде. На протяжении десятилетий все кризисы и трудности в развитии страны коммунисты объясняли двумя основными причинами: «тяжелым наследием царского режима», и «происками мирового империализма». В 87-ом году объяснять топтание экономики на месте «тяжелым наследием», оставленным, якобы, династией Романовых, было уже невозможно. Сваливать все беды на «капиталистическое окружение» тоже становилось неудобно: советские дипломаты вели сложные переговоры с США и ведущими европейскими государствами по ограничению гонки вооружений. Тогда и была сформулирована основная идея гласности: Сталин, присвоив себе неограниченную власть, извратил ленинские идеи, истребил преданных делу Ленина принципиальных коммунистов, в результате чего социализм хотя и был построен, но со многими недостатками. Теперь предстоит эти недостатки исправить. Тогда же возник и термин «перестройка». Советская интеллигенция с восторгом приняла политику гласности. Множество ученых, писателей, публицистов считали своей гражданской обязанностью разоблачение «сталинских преступлений». О трагедии 37-38 годов в 87-89 годах много пишется в газетах «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Известия», «Правда»; в журналах «Огонек», «Новый мир», «Дружба народов», «Звезда», «Октябрь», «Нева». Цензура с каждым годом слабела, запретных тем становилась все меньше. ЦК

КПСС дает указание прокуратуре закончить реабилитацию тех репрессированных партийных и государственных деятелей, которых не успел или побоялся оправдать Хрущев. К 90-му году пришла очередь «злейшего врага советской власти» А.И. Солженицына, высказывания которого цитировались ведущими политиками с трибуны Съезда народных депутатов. Были освобождены Бухарин и Рыков, которые были против отмены НЭПа в 29 году; Каменев, Зиновьев и Троцкий. Во время перестройки советские зрители смогли увидеть прежде недоступные зарубежные фильмы, а также запрещенные в 70-х годах советские фильмы, например, картина Т. Абуладзе «Покаяние», призывающий зрителей к отказу от наследия коммунистического времени. Открылись выставки иммигрировавших художников и скульпторов, таких как Э. Неизвестный, М. Шемякин. Была опубликована ранее запрещенная книга Солженицына «Архипелаг Гулаг», «В круге первом» и др. Из подполья вышли деятели запрещенных музыкальных движений. Наибольшей популярностью пользовались рок-группы «Кино», «Алиса», «Аквариум», «ДДТ». Оживилась религиозная жизнь в стране. В 88-ом году широко отмечалось тысячелетие принятия христианства на Руси. После этого прекратились гонения на Русскую Православную Церковь. В СССР стали свободно действовать не только последователи православия, но и мусульмане, буддисты и представители различных сект.

4.Политические реформы

Чтобы сплотить партию и повысить ее роль в обществе, Горбачев попытался приступить к реформам КПСС. На 27-ом съезде проходившем в феврале-марте 86-го года, была принята новая редакция программы партии и ее новый устав. Некоторые положения устава провозглашали большую свободу в партийной жизни. Постепенно Горбачев и его соратники пришли к выводу, что решить столь масштабные задачи по переустройству страны, какие они поставили, можно лишь при расширении свободы и демократии в жизни всего общества. В 1987 году на январском пленуме ЦК КПСС были поставлены задачи «дальнейшей демократизации советского общества» и «совершенствования советской избирательной системы», предложено проводить выборы партийных и государственных руководителей на альтернативной основе /5/. Однако вскоре стало ясно, что новый курс одобряется далеко не всеми высшими партийными деятелями. Жесткие выступления консерваторов прозвучали и на 19-ой конференции КПСС, состоявшейся летом 88-го года. Многие критиковали политику «гласности», называли выступления журналистов «очернительством». Раздавались требования свернуть программу демократизации, усилить партийный контроль над обществом. “Перестройка – единственно возможный путь укрепления и развития социализма, решение назревших проблем общественного развития… Перестройка- это наша судьба, шанс, который дает нам история. Он не может и не должен быть упущен,” – говорил М.С.Горбачев, выступая на XIX Всесоюзной конференции КПСС /6/.

Но большинство делегатов конференции все же поддержало Горбачева и дало согласие на проведение новых, значительно более радикальных реформ. Последние изменения прежде всего коснулись высших органов государственной власти. 1 декабря 88-го года Верховный Совет СССР принял законы «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР» и «О выборах народных депутатов СССР». Отныне высшим органом власти в Советском Союзе считался Съезд народных депутатов СССР. Он собирался один раз в год. В промежутках между созывами Съезда работал Верховный Совет СССР, членами которого становились отдельные депутаты Съезда. Состав Верховного Совета должен был каждый год обновляться на 1/5 часть.

В январе 89-го года в СССР началась предвыборная кампания, а 26 марта состоялись выборы, ставшие самыми демократическими за всю историю Советского Союза. На Съезд были делегированы многие общественные деятели, выступавшие с оппозиционными взглядами, критиковавшие всевластие коммунистической партии (Б.Н. Ельцин и А.Д. Сахаров).

5.Национальные движения

Лидеры КПСС всегда утверждали, что национальный вопрос в СССР решен раз и навсегда: не существует угнетенных наций и нет ограничения в правах лиц какой-либо нации или народа. Не говорилось только о том, что подобное единство достигалось жестокими средствами: традиции и религии всех без исключения народов СССР объявлялись «реакционными пережитками», «национализмом» и искоренялись безжалостно. Когда власть государства ослабела, противоречия, загнанные вглубь после образования СССР в 1922-ом году моментально вышли наружу. Важнейшей проблемой, с которой теперь столкнулась новое советское руководство, стала националистическое движение. В 86-ом году произошли волнения в Алма-Ате, где молодежь вышла на улицы города под лозунгами, получившими название «националистических». Демонстрантов разогнали, а в средствах массовой информации сообщили о беспорядках, устроенных «хулиганствующими элементами». Тогда никто в руководстве СССР не смог оценить глубину начинающегося кризиса. Затем последовал конфликт в Нагорном Карабахе, Латвии, Литве, Эстонии, Молдавии, что, в конечном счете, ускорило развал Советского Союза. В этих республиках началось создание так называемых «народных фронтов», выступающих за выход республик из состава СССР. Поскольку на огромном пространстве страны экономическая ситуации продолжала ухудшаться, правительству Горбачева все труднее становилось доказывать взбудораженным народам выгоды их жизни в составе СССР. К тому же местная организованная преступность и бывшие партийные вожди, почувствовавшие, что появилась возможность избавиться от контроля Москвы, поддерживали и финансировали некоторые национальные движения.

6.Неудавшийся НЭП

В 87-ом году одной из самых популярных идей была идея возрождения НЭПа. Неудача политики «ускорения» побудила руководство СССР прислушаться к подобным мнениям. Горбачев, Рыжков и их главный консультант по вопросам экономики Л.И. Абалкин решили попытаться объединить социализм и рынок. С 89-го года все государственные предприятия перешли на хозрасчет и самофинансирование. Это означало, что руководство фабрик, заводов, колхозов и совхозов отныне должно было само искать сбыт для производимой продукции и само решать, как распорядиться полученной прибылью. Но государство сохраняло за собой право размещать среди промышленных и сельскохозяйственных предприятий так называемый «госзаказ», обязательный для исполнения. Еще в 86-ом году в СССР стало разрешено создавать кооперативы (частные предприятия) в сфере питания, бытового обслуживания, мастерские, столовые, кафе, рестораны. Правда, налоги, которые должны были платить кооператоры, достигали 65 % от получаемого дохода /7/. Капиталы «теневой экономики» сразу ринулись в кооперативное движение. Появились первые советские миллионеры (Артем Тарасов). Однако высокие налоги побуждали предпринимателей скрывать свои доходы. Многие из них стали скупать у государственных предприятий товары, а затем перепродавать по завышенной цене. Одновременно в страну хлынул поток товаров из-за рубежа, конкурировать с которыми советская промышленность не могла. В СССР сложилась необычная экономическая ситуация: в частных магазинах можно было купить практически все, но по ценам, недоступным для большинства населения. Прилавки государственной торговой сети пустели с каждым днем. Продолжали расти очереди. Падали доходы государства. В 88-89 годах дефицит бюджета достигал 100 миллиардов рублей. Советский Союз оказался не готовым к рынку/8/

Заключение

Рассмотрев основные экономические и политические преобразования в эпоху перестройки, можно преступить к рассмотрению её итогов и результатов, чего добивался Горбачев, и что в реальности мы получили. К концу 1991 года в стране имелся гибрид бюрократического и экономического рынка (преобладал первый), имелся почти законченный (именно за счет принципиальной юридической неопределенности в отношении формальных прав собственности) номенклатурный капитализма. Господствовала идеальная для бюрократического капитализма форма - лжегосударственная форма деятельности частного капитала. В политической сфере - гибрид советской и президентской форм правления, республика посткоммунистическая и преддемократическая.

Перед новой независимой Россией стояли очень трудные и масштабные задачи. Первоочередной и самой насущной была экономическая реформа, призванная вывести страну из кризиса и обеспечить россиянам достойный уровень жизни. В экономике для этого виделся единственный путь - переход к рыночным методам хозяйствования, пробуждение предпринимательской инициативы частных собственников.

За годы «перестройки» было сделано удивительно мало для реального реформирования хозяйственного механизма. Принятые союзным руководством законы расширяли права предприятий, разрешали мелкое частное и кооперативное предпринимательство, но не затрагивали принципиальных основ командно-распределительной экономики. Паралич центральной власти и, как следствие, ослабление государственного контроля за народным хозяйством, прогрессировавший распад производственных связей между предприятиями разных союзных республик, возросшее самовластье директоров, недальновидная политика искусственного, за счет дополнительной денежной эмиссий, роста доходов населения, как и другие популистские меры в экономике - все это привело к нарастанию в течение 1990-1991 гг. экономического, кризиса в стране. Разрушение старой экономической системы не сопровождалось появлением на ее месте новой. Эту задачу предстояло решать уже новой России /9/. Предстояло продолжить процесс формирования свободного демократического общества, успешно начатый «перестройкой». В стране уже была реальная свобода слова, выросшая из политики «гласности», складывалась многопартийная система, проводились выборы на альтернативной (из нескольких кандидатов) основе, появилась формально независимая пресса. Но сохранялось преимущественное положение одной партии - КПСС, фактически сросшейся с государственным аппаратом. Советская форма организации государственной власти не обеспечивала общепризнанного разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ее ветви. Требовалось реформировать государственно-политическую систему страны, что оказалось вполне по силам новому российскому руководству.

К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику /10/.

Ускоренный рост зарплат и пособий, начавшийся с 1989 г., увеличил неудовлетворенный спрос, к концу года большинство товаров исчезло из государственной торговли, но зато втридорога продавалось в коммерческих магазинах и на «черном рынке». За период с 1985 г. по 1991 г. розничные цены выросли почти в три раза, государственный контроль за ценами не мог остановить инфляцию. Неожиданные перебои в снабжении населения различными потребительскими товарами вызывали «кризисы» (табачный, сахарный, водочный) и огромные очереди. Вводилось нормированное распределение многих продуктов (по талонам). Люди опасались возможного голода /11/.

Серьезные сомнения возникли у западных кредиторов в платежеспособности СССР. Суммарный внешний долг Советского Союза к концу 1991 г. составлял более 100 млрд. долларов, с учетом взаимных долгов чистая задолженность СССР в конвертируемой валюте в реальном выражении оценивалась около 60 млрд. долларов. До 1989 г. на обслуживание внешнего долга (погашение процентов и др.) уходило 25-30% от суммы советского экспорта в конвертируемой валюте, но затем в связи с резким падением экспорта нефти Советскому Союзу для приобретения недостающей валюты пришлось продавать золотой запас. К концу 1991 г. СССР уже не мог выполнить свои международные обязательства по обслуживанию внешнего долга. Экономическая реформа становилась неизбежной и жизненно необходимой /12/.

Список литературы

1. Материалы апрельского Пленума ЦК КПСС. М., Политиздат, 1985.

2. Ф. Бурлацкий. Записки современника.М.,1989.

3. О. Тоффлер. Информатика и идеология. Пер.с англ. М., 1992.

4. Постановление ЦК КПСС и Верховного Совета СССР «Об усилении борьбы с пьянством и алкоголизмом», М., 1985.

5. Материалы январского Пленума ЦК КПСС. М., Политиздат, 1987.

7. Закон СССР «О кооперативах», М., 1986.

8. История России и ее соседей. Аванта плюс,1999.

9. Егор Гайдар «Государство и эволюция»,1998.

10.С. Рябикин «Новейшая история России (1991-1997)»

11.Михаил Геллер «Седьмой секретарь: 1985-1990»

12. Михаил Геллер «Россия на распутье: 1990-1995»

Испытывая нарастающие трудности в экономике, руководство страны во главе с М. С. Горбачевым с лета 1988 г. решилось - не без колебаний - на реформирование закостеневшей политической системы СССР, которую расценило как главное звено «механизма торможения». Подталкивало его к реформам и другое обстоятельство: появление альтернативных вариантов общественных преобразований, а также их «носителей» - новых политических сил, грозивших в дальнейшем взорвать монополию КПСС на власть.

На первом этапе целью политической реформы было укрепление руководящей роли КПСС в обществе через оживление Советов, подмятых в свое время под ее железную пяту, привнесение в советскую систему элементов парламентаризма и разделения властей.

В соответствии с решениями XIX Всесоюзной конференции КПСС (июнь 1988 г.) учреждается новый высший орган законодательной власти - Съезд народных депутатов СССР и соответствующие республиканские съезды. Выборы депутатов проводились в 1989-1990 гг. на альтернативной основе (лишь на союзном уровне треть депутатских мест резервировалась для прямых выдвиженцев самой партии и руководимых ею общественных организаций). Из числа народных депутатов были сформированы постоянно действующие Верховные Советы СССР и республик. Вводился новый пост - председателя Совета (от Верховного до районного). Председателем Верховного Совета СССР стал генеральный секретарь ЦК КПСС М. С. Горбачев (март 1989 г.), председателем Верховного Совета РСФСР - Б. Н. Ельцин (май 1990 г.).

Еще раньше (с середины 1987 г.) был провозглашен курс на «гласность», т. е. на контролируемое сверху смягчение цензуры над средствами массовой информации, ликвидацию «спецхранов» в библиотеках, публикацию ранее запрещенных книг и т. п. Однако вскоре выяснилось, что партаппарат, давно утративший свою гибкость и адаптационные возможности, не способен удержать поток свободного слова в русле официально подтвержденного «социалистического выбора».

Политическая реформа нанесла сильнейший удар по партийной номенклатуре: правительственные структуры начали создаваться путем свободных выборов. Значительные полномочия предоставлялись членам местного самоуправления, в результате чего, в 1989 году была отменена 6 ст. Конституции СССР, которая закрепляла доминирующую роль партии в государственном руководстве.

В 1990 году М. Горбачев отменил должность Генерального Секретаря, учредив вместо нее президентство, что говорило о стремлении максимально приблизиться к демократическому устройству Европы. Предложенный Горбачевым новый курс предполагал модернизацию советской системы, внесение структурных и организационных изменений в хозяйственные, социальные, политические и идеологические механизмы.

3.Экономическая реформа

Экономические реформы в России (1990-е годы) - экономические реформы, реализованные в 1990-е годы в России. К ним, в частности, относятся либерализация цен, либерализация внешней торговли и приватизация.

Ключевым в стратегии реформ М.С. Горбачева являлось ускорение темпов экономического роста, научно-технического прогресса, увеличение производства средств производства, развитие социальной сферы. Приоритетной задачей экономических преобразований было признано ускоренное развитие машиностроения как основы перевооружения всего народного хозяйства. При этом упор делался на укрепление производственной и исполнительской дисциплины (меры по борьбе с пьянством и алкоголизмом); контроль над качеством продукции (закон о госприемке).

Разработкой реформы занимались известные экономисты (Л.И. Абалкин, А.Г. Аганбегян, П.Г. Бунин и др.), она осуществлялась в соответствии с концепцией хозрасчетного социализма.

Проект реформы предусматривал:

Расширение самостоятельности предприятий на принципах хозрасчета и самофинансирования;

Постепенное возрождение частного сектора экономики, прежде всего путем развития кооперативного движения;

Отказ от монополии внешней торговли;

Глубокую интеграцию в мировой рынок;

Сокращение числа отраслевых министерств и ведомств, между которыми предполагалось установить партнерские отношения;

Признание равенства на селе пяти основных форм хозяйствования (колхозы, совхозы, агрокомбинаты, арендные кооперативы, фермерские хозяйства).

Проведение реформы характеризовалось непоследовательностью и половинчатостью. В ходе преобразований не произошло реформирования кредитной, ценовой политики, централизованной системы снабжения.

Однако, несмотря на это, реформа способствовала формированию частного сектора в экономике. В 1988 году были приняты Закон о кооперации иЗакон об индивидуальной трудовой деятельности (ИТД). По новым законам открывалась возможность для частной деятельности более чем в 30 видах производства товаров и услуг. К весне 1991 года более 7 млн человек были заняты в кооперативном секторе и еще один миллион - индивидуальной трудовой деятельностью. Обратной стороной этого процесса стала легализация «теневой экономики».

В 1987 году был принят Закон о государственном предприятии (объединении). Предприятия переводились на самоокупаемость и хозрасчет, получая право на внешнеэкономическую деятельность, создание совместных предприятий. В то же время большая часть производимой продукции по-прежнему включалась в госзаказ и, следовательно, выводилась из свободной продажи.

По Закону о трудовых коллективах вводилась система выборов руководителей предприятий и учреждений.

Изменения в сельском хозяйстве начались с реформирования совхозов и колхозов. В мае 1988 года было заявлено о целесообразности перехода на арендный подряд на селе (по договору об аренде земли на 50 лет с правом распоряжаться полученной продукцией). К лету 1991 года на арендных условиях (на основе закона 1989 года об аренде и арендных отношениях) обрабатывалось лишь 2 % земель и содержалось 3 % поголовья скота. В целом в аграрной политике не удалось добиться серьезных изменений. Одна из главных причин заключалась в характере государственной политики в области продовольственного обеспечения. Долгие годы цены на основные продукты питания поддерживались на низком уровне при низких темпах роста сельскохозяйственного производства, чему способствовали дотации и производителя (до 80 %), и потребителя (1/3 российского бюджета) продовольствия. Дефицитный бюджет с такой нагрузкой справляться не мог. Не были приняты законы о передаче земли в частную собственность и увеличении приусадебных участков.

Экономические реформы в России 1990-х гг. были обусловлены затяжным экономическим кризисом, имевшим место в СССР в последние годы его существования. Падение цен на нефть в условиях неэффективной жесткой государственно-плановой системы экономики и чрезвычайно высоких затрат на оборонный комплекс обусловили нарастание продовольственного и общеэкономического кризиса в стране. К 1990-му г. продовольственный кризис начал вступать в острую фазу. Все острее ощущался дефицит товаров первой необходимости, возникали громадные очереди. Экономические результаты показали противоречивость проводимых реформ. Оставшись в рамках социалистической экономической системы (всеобщего планирования, распределения ресурсов, государственной собственности на средства производства и т. д.) народное хозяйство страны лишилось и административно-командных рычагов принуждения со стороны партии. При этом рыночных механизмов создано не было.

В середине 80-х годов руководство СССР пришло к выводу о необходимости покончить с пятнадцатилетним “застоем” через ускорение социально-экономического развития страны. Необходимость ускорения обосновывалось четырьмя факторами: во-первых, острыми, нерешенными социальными задачами (продовольственной, жилищной, ширпотреба, здравоохранения, экологической); во-вторых, угрозой слома военно-стратегического паритета; в-третьих, необходимостью восстановления экономической независимости страны прежде всего по стратегическим поставкам; наконец, угрозой экономического кризиса. Новый курс внутренней политики. впервые заявленный на апрельском (1985 г.) пленуме ЦК КПСС, был одобрен ХХVII съездом партии и воплощен в планах XII пятилетки.

Введение

Понятие “перестройка” весьма спорно: каждый подразумевает под ним нечто, соответствующее его политическим взглядам. Я понимаю под словом “перестройка” совокупность общественно-политических процессов в период 1985-1991 годов. По масштабу вызванных ею перемен в Европе, да и во всем мире перестройку справедливо сопоставляют с такими историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917 года в России. Итак, термин “перестройка” появился в нашей политической лексике в 1985 году.

Апрель 1985 года положил начало медленным, осторожным реформам, направленным на частичное обновление существующей системы. Перемены, происходившие на протяжении примерно трех последующих лет, отдаленно напоминали ситуацию, сложившуюся в России в конце 50-х годов прошлого века. Сто тридцать лет назад потребность в частичной модернизации режима была осознана в результате поражения в Крымской войне, которая продемонстрировала всему миру, как далеко отстала Российская империя от других европейских держав за время, прошедшее после триумфальной победы ее над наполеоновской Францией. Теперь же причиной начавшегося “ремонта” стало отставание от США в гонке космических вооружений: неспособность в силу экономических причин дать ответ на программу “звездных войн” убедила правящие круги СССР в том, что соревнование в сфере высоких технологий уже почти проиграно (о близости экономического кризиса говорит хотя бы такой факт: с 1971 по 1985 гг. налицо была отрицательная динамика роста по важнейшим экономическим показателям).

Речь шла вовсе не о том, чтобы изменить систему - существующая вполне устраивала правящие верхи. Систему эту стремились лишь приспособить к новым - прежде всего международным - условиям. Напротив, в первоначальном проекте перестройки во главу угла ставилась технология, а не человек - ему отводилась непонятная роль “человеческого фактора”.

1.Ускорение

На апрельском 1985 года Пленуме ЦК КПСС Горбачев выступил «как автор» стратегии ускорения, суть которой была изложена Генеральным секретарем по всем правилам партийно-бюрократического стиля: «Широко используя достижения научно-технической революции, приведя форму социалистического хозяйствования в соответствие с современными условиями и потребностями, мы должны добиться существенного ускорения социально-экономического прогресса» /1/. Об «ускорении» Горбачев говорил и на 27-ом съезде КПСС в феврале 86 года.

Уже к началу 70-го года специалистам стало ясно, что экономика СССР в целом не выдерживает соревнования с экономикой «капиталистического мира»: США, Западной Европы, Японии. 14 мая 75-го года в первом Главном управлении КГБ (внешняя разведка) выступил с большим докладом директор экономико-математического института академии наук СССР академик Н.В. Федоренко. Он заявил ошеломленным офицерам разведки, что нормальное развитие экономики возможно только в том случае, если две трети прироста годового производства происходит за счет научно-технического прогресса, а одна треть за счет других факторов (денежные вложения – инвестиции, дисциплина труда, и так далее), тогда как в СССР дело обстоит наоборот. Были приведены и другие печальные цифры: ручной труд в промышленности составляет 60 %, в сельском хозяйстве – 80 %, на транспорте – 50 %. Эта статистика мало изменилась и к началу 80-х. годов. Зато в остальном мире начали происходить глобальные перемены. Политолог Ф.М. Бурлацкий, один из идеологов перестройки, писал: «Думается, мы все еще не достаточно глубоко проникаемся сознанием, того величественного (а быть может грозного) процесса, который, подобно океанским волнам, прокатывается по земному шару. Речь идет о технологическом перевороте, а точнее – новой технологической революции» /2/. Знаток и теоретик технологической революции, американский ученый О. Тоффлер, следующим образом оценивал начавшийся в мире глобальный переворот: «В период «первой волны» сельскохозяйственной цивилизацией – самой главной формой собственности была земля. Во время «второй волны» самой главной собственностью является уже не земля. Это здания, заводы, машины, средства промышленного производства. Основной собственностью в период «третьей волны» является информация… Поэтому нет ничего более вредного, чем контроль, цензура, чрезмерная секретность. Поэтому свобода информации впервые становится не просто политическим или философским вопросом, а конкретно экономическим вопросом: Сколько рублей у русского человека в кармане. Информация становится центральной проблемой экономического развития. Это заставляет пересмотреть нас нашу идеологию – как буржуазную, так и марксистскую» /3/.

Однако никто из лидеров СССР марксистскую идеологию пересматривать не собирался. Отставание экономики беспокоило их потому, что это не могло не отразиться на боеспособности армии и военно-морского флота. По мнению самих американцев, США вели «одновременно две войны: в области вооружений – с Советским Союзом, в области промышленности - с Японией». Итак, важнейшая задача – ускорить экономическое развитие за счет научно-технической революции – была поставлена. Члены Политбюро и Совета Министров начали размышлять, как воплотить ее в жизнь: «… где начинать прогресс? В химии? В авиации? В металлургии?». Решено было начать с машиностроения. В эту действительно важную отрасль стали усиленно вкладывать деньги из бюджета, усилили контроль за качеством производимой продукции (была создана так называемая «Госприемка») – но ничего не помогало. Экономика и наука по-прежнему не находили общего языка. Поскольку между предприятиями государственной экономики совершенно отсутствовала конкуренция, их руководство просто не имели стимула внедрять на своих конвейерах новейшие технологии – деньги-то исправно поступали из казны, не зависимо от того, как работали фабрики и заводы. «Ускорение» так и не произошло.

2.«Сухой закон»

В мае 85-го года появилось постановление ЦК КПСС и указ Президиума Верховного Совета СССР: «Партия и Советское государство ставят качественно новую, ответственную задачу большой политической значимостью: единым фронтом повсеместно создать обстановку нетерпимости к пьянству, искоренить его» /4/. В «борьбе с пьянством», которую повел Горбачев и его команда, ярко проявился насильственный характер «революций сверху», когда благие начинания воплощаются в жизнь бюрократией таким образом, что превращается в зло. Авторы указа рассуждали: «Почему рабочие и крестьяне работают плохо? – потому что, пьют много водки. Давайте сократим количество выпускаемых спиртных напитков, закроем часть винных магазинов, ресторанов, баров, и тогда население станет меньше пить и лучше работать». В течение года в СССР «фактически установился режим сухого закона». Результаты оказались ошеломляющими: выросло потребление наркотиков, у дверей магазинов выстроились огромные очереди, а «теневая экономика» мгновенно освоила подпольный выпуск спиртных напитков крайне низкого качества, которые продавались «из-под полы», увеличивая капитал организованной преступности (в 87-88 годах на страницах печати ее открыто именуют «мафией»). Надежды народа на «доброго царя» начали постепенно таять.

3. Гласность

Терпя серьезные неудачи в преобразовании экономики «революционеры сверху» добились впечатляющих успехов в осуществлении политики гласности. Когда в 60-е годы 19-го века правительство Александра IIОсвободителя боролось с сопротивлением консервативно настроенных дворян-крепостников и чиновников, оно также проводило политику «гласности», позволяя журналистам и писателям разоблачать отдельные злоупотребления. Советники Горбачева, хорошо изучившие историю «революций сверху», решили использовать этот опыт. Начиная с 1986 года, на страницах газет и журналов появляется все больше и больше критики в адрес взяточников, бездельников, а то и явных уголовных преступников – из среды партийно-государственной бюрократии. Конечно, «гласность», имела четкие границы. Можно было критиковать: Л.И. Брежнева и его приближенных; нельзя: КПСС в целом, социализм, правившее руководство партии и государства. Новый генсек и его «команда» активно пытались использовать против своих противников «идеологическое оружие» - средства массовой информации. В 87-году особенную популярность получил роман А.Б. Рыбакова « Дети Арбата», рассказывающий о событиях 34-го года: убийстве С.М. Кирова, внутрипартийных интригах и начале массовых репрессий. Это является явным доказательством того, что «команда» во многом вернулась к политике Хрущева. Еще на заре своей истории партия большевиков огромное влияние уделяла пропаганде. На протяжении десятилетий все кризисы и трудности в развитии страны коммунисты объясняли двумя основными причинами: «тяжелым наследием царского режима», и «происками мирового империализма». В 87-ом году объяснять топтание экономики на месте «тяжелым наследием», оставленным, якобы, династией Романовых, было уже невозможно. Сваливать все беды на «капиталистическое окружение» тоже становилось неудобно: советские дипломаты вели сложные переговоры с США и ведущими европейскими государствами по ограничению гонки вооружений. Тогда и была сформулирована основная идея гласности: Сталин, присвоив себе неограниченную власть, извратил ленинские идеи, истребил преданных делу Ленина принципиальных коммунистов, в результате чего социализм хотя и был построен, но со многими недостатками. Теперь предстоит эти недостатки исправить. Тогда же возник и термин «перестройка». Советская интеллигенция с восторгом приняла политику гласности. Множество ученых, писателей, публицистов считали своей гражданской обязанностью разоблачение «сталинских преступлений». О трагедии 37-38 годов в 87-89 годах много пишется в газетах «Московский комсомолец», «Аргументы и факты», «Известия», «Правда»; в журналах «Огонек», «Новый мир», «Дружба народов», «Звезда», «Октябрь», «Нева». Цензура с каждым годом слабела, запретных тем становилась все меньше. ЦК

Экономические и политические реформы периода «перестройки»

Направления преобразований

Мероприятия

Результаты

Экономические реформы

    Курс на «ускорение» социально-экономического развития страны (обновление машиностроения).

    Перевод экономики (1986-1989 гг.) на новые методы хозяйствования – госприемка, хозрасчет и самофинансирование, выбор администрации работниками, разрешена индивидуальная трудовая деятельность, право рабочих на забастовку.

    «Ускорения» не произошло, резко возрос бюджетный дефицит, потеря доходов государства в результате антиалкогольной компании.

    Ухудшение экономического положения в стране: увеличилась денежная масса на руках населения, обострился дефицит товаров потребления, нарушились производственные связи между предприятиями.

Политические реформы

    Политика «гласности», идея перехода к социализму «с человеческим лицом».

    Закон о выборах народных депутатов на альтернативной основе.

    Политика «нового мышления»

    Отмена 6-ой статьи Конституции СССР.

    Проект Союзного договора и программы КПСС. Предполагалось создание Союза Суверенных Государств.

    Изменилось отношение власти к диссидентам, реабилитация жертв сталинских репрессий, правда о прошлом. Рост критики социализма.

    Легальная оппозиция (Межрегиональная депутатская группа), политический плюрализм. Нарастание националистических настроений в стране, «парад суверенитетов».

    Окончание «холодной войны».

    Ослабление власти КПСС.

Урок №51. Крах социализма в Восточной Европе.

В процессе урока:

    проанализировать предпосылки процесса краха социалистической системы в странах Восточной Европы;

    раскрыть влияние событий в СССР в период «перестройки» на революционные события в странах Восточной Европы;

    охарактеризовать процесс революционных событий в восточноевропейских странах конца 80-х гг., в результате которых произошел крах коммунизма;

    отметить особенности форм борьбы с коммунистическими режимами в ходе восточноевропейских революций;

    выявить проблемы, с которыми пришлось столкнуться восточноевропейским государствам после краха коммунизма;

    сделать выводы о современном развитии восточноевропейских стран.

Основные понятия: «бархатные» революции, приватизация, либерализация цен, интеграция.

Основные даты: 1989-1990 гг. – революции в странах Восточной Европы, крах

коммунистических режимов.

1992 г. – начало вооруженного этнического и религиозного

конфликта на Балканах.

Персоналии: В. Гавел, Л. Валенса, Н. Чаушеску, С. Милошевич.

    Охарактеризуйте основные направления экономических преобразований в СССР в период «перестройки». Почему реформы не привели к улучшению экономической ситуации в стране? Какие последствия имели эти реформы?

    Докажите, что в конце 80-х годов процесс ослабления власти КПСС и распад СССР приобрел необратимый характер.

    Раскройте противоречия во взглядах между М.С. Горбачевым и Б.Н. Ельциным на цели и пути преобразований в стране и обществе.

    Почему в период «перестройки» обострились национальные проблемы?

    События 19-21 августа впоследствии часто называли «путчем» – государственным переворотом ГКЧП. Согласны ли вы с таким определением характера этих событий? Объясните свою точку зрения.

    Как вы оцениваете распад СССР? Какие факты говорят о закономерном итоге существования СССР?

Вопросы плана урока

1. Предпосылки преобразований.

а). Кризис социалистической экономики.

б). Рост оппозиционных движений.

в). «Перестройка» в СССР и страны Восточной Европы.

 Беседа с учащимися с элементами повторения по характеристике предпосылок, которые привели к краху социалистической системы в странах Восточной Европы.

 Анализ статистического материала сравнительной таблицы «Темпы экономического роста государств Восточной Европы» (стр. 269).

Обратите внимание! Новое руководство СССР во главе с М.С. Горбачевым уже в первые месяцы пребывания у власти пыталось найти новые формы отношений со странами социалистического лагеря. Слово «лагерь» исчез из программных документов и был заменен на «социалистическое содружество». Основу новых взаимоотношений между странами социалистического содружества должны были составить экономические отношения на началах взаимовыгодности и взаимопомощи, отказ СССР от роли «старшего брата», т.е. от «доктрины Брежнева». Однако руководство восточноевропейских стран стремилось сократить собственные военные расходы, перейти в товарном обмене на мировые цены, сохранив поставки дешевого советского сырья и энергоносителей (нефти и газа). Экономическая дезинтеграция «социалистического содружества» стала прологом к политическому развалу мировой системы социализма.

    Определите на основе приведенных фактов, почему попытка изменения экономических принципов отношений между СССР и странами Восточной Европы стала предпосылкой развала социалистической системы?

 Работа с документом к параграфу из книги американского политика Г. Киссинджера (стр. 276) о неспособности коммунистических лидеров Восточной Европы осуществить плавную трансформацию своих режимов.

 Подготовка ответа на вопрос: «Причины краха социалистической системы в Восточной Европе».

2. Революции конца 80-х годов.

а). Чехословакия.

б). Болгария.

в). Венгрия.

г). Польша.

е). Румыния.

 Работа с текстом учебника (§39), составление смыслового плана хроники революций в восточноевропейских странах конца 80-х гг. Выявление форм борьбы с коммунистическими режимами.

 Работа с термином «бархатные» революции . В процессе обсуждения результатов работы учащихся с текстом учебника необходимо обратить внимание на то, что в тех странах, где в период перестройки началось проведение реформ, а коммунистическое руководство осознало неизбежность происходящих событий, ликвидация коммунистических режимов произошел мирно, на правовой основе – Польша, Венгрия, Чехословакия, Болгария. Только в Румынии падение коммунистической диктатуры сопровождалось серьезными военными столкновениями. Но события в Румынии были исключением из правил. Бескровный характер ликвидации коммунистических режимов в Восточной Европе, стремительность этих событий дали основание назвать их «бархатными» революциями .

    Как вы думаете, почему процессы в странах Восточной Европы, начавшиеся под лозунгом «обновления социализма», «демократического социализма», очень быстро сменились целями, исключающими социалистическую перспективу?

    Возможны ли были демократические революции в странах «социалистического содружества» без политических изменений в СССР? Почему вы так считаете?

3. Национальные конфликты и экономические проблемы.

а). Мирный распад Чехословакии.

б). Вооруженный этнический и религиозный конфликт на Балканах.

в). Рыночные реформы в странах Восточной Европы и их результаты.

 Работа с текстом учебника с элементами беседы, в процессе которой выявляются проблемы, с которыми пришлось столкнуться восточноевропейским государствам после краха коммунизма.

 Подготовка ответа на вопрос: «Процесс распада Югославии». Работа с картами №25 «Распад Югославии» (стр. XXX), №26 «Европа в конце XX в.» (стр. XXXI). Возможно заслушивание на уроке сообщений учащихся о причинах и событиях вооруженного конфликта на Балканах в результате распада Югославии с привлечением материалов СМИ, фото и видеоматериалов.

    Как вы думаете, возможен ли был иной вариант развития югославских событий?

    Как можно было предотвратить кровопролитные конфликты на территории Югославии? Обоснуйте свое мнение.

 На основе текста и карты №26 покажите территориальные и политические изменения в Европе в конце 80-х гг. В результате каких событий эти изменения произошли?

Урок №52. Становление новой России.

В процессе урока:

    охарактеризовать замыслы и реализацию курса нового российского правительства на радикальное реформирование общества;

    отметить возможные критерии оценки результатов «шоковой терапии» в России;

    дать сравнительную характеристику радикально-реформаторского и эволюционного подходов по проведению преобразований в процессе становления новой России;

    раскрыть сущность политического кризиса власти осенью 1993 года, расстановку сил в противостоянии между президентом и Верховным Советом, ход событий и результаты борьбы для становления новой государственности в России;

    рассмотреть основные черты российской многопартийности в период проведения выборов в конце 1993 года.

Основные понятия: «шоковая терапия», либерализация цен («свобода цен»), ваучерная приватизация, президентская и парламентская республики, мажоритарная система выборов, пропорциональная система выборов, партия вождистского типа, электорат.

экономических реформ, «шоковая терапия».

Октябрь 1993 г. – вооруженное столкновение в Москве в ходе

политического кризиса.

Персоналии: Г.А. Явлинский, Е.Т. Гайдар, В.С. Черномырдин, Г.А. Зюганов, В.В. Жириновский.

Вопросы для повторительной беседы:

    Охарактеризуйте причины краха коммунистических режимов в странах Восточной Европы.

    Какую роль в революционных событиях восточноевропейских стран сыграла «перестройка» в СССР?

    В какой последовательности произошли революции в странах Восточной Европы? Почему их называют «бархатные» революции? В каких странах и почему крах социализма приобрел далеко не «бархатный» характер?

    Подведите итоги и результаты революционного процесса в странах Восточной Европы.

Вопросы плана урока

Приемы, средства и содержание обучения

1. Реформирование экономики: «шоковая терапия».

а). Курс на радикальное реформирование общества.

б). «Шоковая терапия» 1992 года.

в). Первые результаты реформ 1992 года.

 Работа с текстом учебника (§40) с элементами беседы. Раскрытие сущности политики нового российского правительства «шоковой терапии ».

Характеристика замыслов и реализацию курса нового российского правительства на радикальное реформирование общества – реформа 1) либерализации цен и 2) приватизация. Подготовка ответа на вопрос: «Экономические реформы 1992 года и их результаты». Дискуссия о критериях оценки результативности радикально-либеральных реформ в России.

 В процессе обсуждения вопроса о критериях результативности радикальных экономических реформ целесообразно обратить внимание школьников на отношение к ним населения России.

Обратите внимание! Согласно опросам общественного мнения, осенью 1991 года около 47% опрошенных были готовы ради будущего процветания России и изобилия потребительских товаров терпеть на начальном этапе реформ и безработицу, и рост цен, и временное снижение уровня жизни. Только 17,8% были не согласны с такими лишениями. В референдуме 25 апреля 1993 года, в котором приняло участие 64% избирателей, одобрили социально-экономическую политику правительства Б.Н. Ельцина 53%.

Целесообразно обсудить с классом вопрос об использовании мирового экономического опыта при проведении реформ в России.

Подумайте! Вам знакомы основные экономические теории и принципы стран Запада: экономический либерализм, идеи Дж. Кейнса и политика монетаризма. Правда, такого опыта – перехода от социалистической экономической системы к капиталистической не было.

    Как вы думаете, какие элементы экономического опыта Запада были использованы в России при проведении радикальных экономических реформ?

2. Президент и

Верховный Совет: противостояние

властей.

а). Радикально-реформаторский и эволюционный подходы

к преобразованиям в России.

б). Конфликт двух ветвей власти – конфликт

подходов проведения реформ.

в). Президентская или парламентская

республика?

3. Политический кризис

осени 1993 г.

а). Конфликт Кремль – Белый дом.

б). Октябрьское вооруженное

столкновение в Москве

в). Победа

исполнительной власти.

 Беседа с учащимися с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. Работа с документами задания №2 к параграфу (стр. 282-283), фрагменты из президентского указа "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации", Обращения Президиума Верховного Совета Российской Федерации, стенограммы совещания судей Конституционного Суда 21 сентября 1993 года. Просмотр и обсуждение документального фильма о событиях сентября-октября 1993 года (по «Москва. Осень-93: Хроника противостояния // Ответственный за выпуск А.П. Сурков, М.: Республика, 1995).

    конфликт по экономической политике правительства – радикально-реформаторский подход (президент и правительство) или эволюционный (Верховный Совет);

    конфликт политический о принципах государственного устройства России по новой Конституции – президентская республика (президент и его окружение) или парламентская республика (Верховный Совет).

Целесообразно при рассмотрении данного вопроса с целью усиления межпредметных связей привлечь знания учащихся по обществознанию (Политическая сфера жизни общества).

Обратите внимание!

    Используя текст учебника и приведенные фрагменты документов, сравните позиции противоборствующих сторон. Чья оценка ситуации октября 1993 года вам кажется более объективной? Почему?

    Как события осени 1993 года и документы характеризуют степень политической зрелости представителей государственной власти? При каких условиях возможно было избежать открытое столкновение между законодательной и исполнительной ветвями власти?

    Какое значение имел результат противостояния для формирования государственности новой России?

Исполнительная власть . Из президентского указа "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". «В Российской Федерации сложилась политическая ситуация, угрожающая государственной и общественной безопасности страны. Прямое противодействие осуществлению социально-экономических реформ, открытая и повседневно осуществляемая в Верховном Совете обструкция политики всенародно избранного Президента Российской Федерации, попытки непосредственного осуществления функций исполнительной власти вместо Совета Министров со всей очевидностью свидетельствуют о том, что большинство в Верховном Совете Российской Федерации и часть его руководства открыто пошли на прямое попрание воли российского народа … Съезд и Верховный Совет предпринимают систематические и все более активные усилия узурпировать не только исполнительную, но даже и судебную функции…Таким образом, разрушаются сами основы конституционного строя Российской Федерации: народовластие, разделение властей, федерализм. Еще не успев возникнуть и окрепнуть, дискредитируется сам принцип парламентаризма в Российской Федерации… Стремясь к ликвидации политического препятствия, не дающего народу самому решать свою судьбу; учитывая неудовлетворяющее парламентским стандартам качество работы Верховного Совета и Съезда народных депутатов Российской Федерации; принимая во внимание, что безопасность России и ее народов - более высокая ценность, нежели формальное следование противоречивым нормам, созданным законодательной ветвью власти;

сохранения единства и целостности Российской Федерации; вывода страны из экономического и политического кризиса; обеспечения государственной и общественной безопасности Российской Федерации;

постановляю:

1.Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и верховным Советом Российской Федерации…»

Законодательная власть. Из Обращения Президиума Верховного Совета Российской Федерации.

«Граждане России! Соотечественники!

Президент пошел на крайние, заранее запланированные действия по свержению конституционного строя и свертыванию демократии. В России совершен государственный переворот, введен режим личной власти Президента, диктатуры мафиозных кланов и его проворовавшегося окружения. Мы являемся свидетелями преступных действий, открывающих путь к гражданской войне, в которой не будет победителей и побежденных. Может стать реальностью кровавая трагедия миллионов людей. Избранные волей народа, отстаивающие народовластие в этих тяжелых условиях, верные Конституций Российской Федерации, народные депутаты Российской Федерации определяют действия, Ельцина Б.Н. как антиконституционные и антинародные. Руководствуясь Конституцией Российской Федерации, беря на себя всю полноту ответственности за судьбу страны и благо народа, Верховный Совет Российской Федерации призывает всех граждан России выступить против антиконституционных действий Президента и его окружения.

Основываясь на Конституции Российской Федерации, Президиум Верховного Совета объявляет о введении в действие ее статьи 121" об отрешении Б.Н.Ельцина от должности Президента Российской Федерации в связи с приостановлением им деятельности официально избранных органов власти как инициатора государственного переворота…»

Судебная власть. Из стенограммы совещания судей Конституционного Суда 21 сентября 1993 года

Председатель Конституционного Суда РФ В.Д. Зорькин (впоследствии мнение отражено в Заключении Конституционного Суда РФ) «Это Указ, это нормативный акт, но это же решение, которое принято высшим должностным лицом государства. И что в решении мы читаем? В решении изменен конституционный строй, введено фактически, пусть это и временно, но прямое президентское правление, если говорить конституционным языком, попросту совершен государственный переворот: ликвидированы высшие органы представительной власти, пусть они плохие… Я полагаю, принято решение и совершено фактически деяние, заключающееся в том, что путем заговора узурпирована вся власть в государстве. Президентом присвоена не только законодательная власть, но и власть всей системы прокуратуры, полностью под контроль взята банковская система, которая по Конституции не подчиняется Президенту. Фактически блокирована деятельность Конституционного Суда и тем самым, на мой взгляд, совершен государственный переворот. Я не могу иначе оценить эти деяния...»

4. Выборы в Федеральное Собрание.

б). Левые и их предвыборные программы.

в). Мажоритарная и пропорциональная системы выборов в России.

 Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Подготовка развернутого плана ответа на вопрос: «Российская многопартийность первой половины 1990-х годов», с последующим обсуждением результатов работы.

Характеристика особенностей политической программы партий и движений правого и левого политических спектров в России.

 Одним из вариантов рассмотрения данного пункта плана урока может быть беседа с учащимися по характеристике российской многопартийности начала 1990-х годов.

Подумайте! Как вы считаете, какие события в России повлияли на результаты выборов в Государственную думу в конце 1993 года? Аргументируйте свой ответ.

Работа над понятиями электорат , партия вождистского типа , мажоритарная система выборов, пропорциональная система выборов.

Уроки №№53-54. Российская Федерация: новые рубежи в политике и

экономике.

В процессе уроков:

    рассмотреть основные положения Конституции 1993 года о государственном устройстве и осуществлении государственной власти в Российской Федерации;

    охарактеризовать экономические проблемы в России во второй половине 90-х годов;

    проанализировать изменения в социальной структуре российского общества, которые произошли в результате экономических и политических преобразований последнего десятилетия XX века в стране;

    проанализировать на основе сравнения итоги парламентских выборов 1993, 1995, 1999 гг. и президентских выборов 1996, 2000 гг.;

    раскрыть проблемы федеративных отношений в России в условиях становления новой государственности, которые привели к этнополитическим конфликтам и создали реальную угрозу целостности Российской Федерации;

    охарактеризовать социально-экономическое и политическое положение в российском обществе, сложившееся на рубеже XX – XXI вв.;

    определить основные направления деятельности нового президента и правительства по решению кризисных явлений в стране, отметив первые итоги правления президента в 2000-2002 гг.

Основные понятия и названия: «галопирующая» инфляция, Федеральное Собрание, этнополитический конфликт, «этническая война», маргинальные группы, «вертикаль» власти, бездефицитный бюджет, дефолт, право вето, гиперинфляция, криминализация промышленности и торговли, этнократические тенденции.

Основные даты: 1992 г. – подписание республиками Российской Федерации

Федеративного договора.

Федерации.

1994 г. – операция по наведению «конституционного

порядка» российскими войсками в Чечне.

Август 1998 г. – финансовый кризис в России.

1999 г. – антитеррористическая операция российских войск в

Персоналии: А.И. Лебедь, С.В. Кириенко, Е.М. Примаков, В.В. Путин, М.М. Касьянов, Ю.М. Лужков, Б.Е. Немцов, Д. Дудаев, А. Масхадов.

Вопросы для повторительной беседы:

    Охарактеризуйте взгляды радикально-реформаторского и эволюционного подходов к становлению новой России. Какой из подходов и почему был реализован в начале 90-х гг.?

    Какие экономические реформы были проведены в России в 1992 г.? Как вы оцениваете первые результаты реформ 1992 года? Каковы социальные и экономические достижения и издержки экономического курса, предложенного реформаторами в 1992 г.?

    Раскройте суть политического кризиса осени 1993 г., расстановку противоборствующих сил, ход событий и результаты.

    Охарактеризуйте российскую многопартийность первой половины 1990-х годов. Какие итоги выборов в Государственную думу в конце 1993 года вы считаете наиболее важными?

Вопросы плана уроков

Приемы, средства и содержание обучения

1. Новая Конституция Российской Федерации.

а). Особенности принятия Конституции РФ 1993 г.

б). Характер государственного строя России.

в). Президентская республика.

 Беседа с учащимися с элементами повторения и обобщения. Работа с Конституцией Российской Федерации. Актуализация знаний школьников по теме «Политическая сфера жизни общества» курса обществознания.

    Как в Конституции РФ решается вопрос о разделении властей?

    Используя текст учебника и Конституцию РФ, охарактеризуйте структуры государственной власти в стране с точки зрения властных полномочий исполнительной, законодательной и судебной ветвей власти.

    Опираясь на текст учебника и структуру государственной власти Конституции РФ, докажите, что в России сложилась президентская республика.

    В чем особенности федеративного устройства России?

    Согласны ли вы с утверждением, что с принятием Конституции Российской Федерации в 1993 году советский период истории нашего Отечества завершился? При любом варианте ответа, аргументируйте свою точку зрения.


по использованию учебника О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. ... в пособие включено некоторое количество рекомендаций и заданий, ориентированных и на профильное обучение . Во втором концентре...
Любовь