Кадры из аниме. Кадры из аниме Смотреть что такое "Akira" в других словарях

Акира Никайдо (二海堂 ?)
Сэйю: Ono Daisuke


Главный герой, ОЯШ, 16 лет, учится во втором классе старшей школы. У него русые волосы, серые глаза, носит облегающую одежду и практически никогда не снимает любимый ошейник. В младшей школе сам себе сделал пирсинг.
Он часто пропускает уроки и не любит школу, утверждая, что там скучно. Ему вообще по жизни скучно и по большому счету ничего не надо.
Играет на гитаре и фортепиано, говорит на английском. Смотрит фильмы 70-90х годов, читает научную фантастику и мистику. Обожает кошек, но те к нему не благосклонны, его это очень расстраивает. Терпеть не может сладости, детей, курение, зиму, лето, толпу и драки.

В облике сина его волосы чернеют, глаза становятся рубинового цвета. Так же меняется и одежда, появляется оружие - два прозрачных клинка. Со временем их размер и форма меняются.
Для того чтобы снова стать человеком использует Широгане в качестве своей тени. В аниме это изменили и большую часть времени он использует мгновенный доппель - черную куклу, на которую нужно наступать для активации.
Является реинкарнацией истинного Короля Света - Рюуко. Однажды в прошлом уже пробуждался как Рюуко. Это случилось во время первой встречи Акиры и Кенго с Ко, которому он наказал защищать Акиру. Ко тогда стер их память и Аки жил в неведении о своей королевской сущности до тех пор, пока не встретил Широгане.

Рюуко (劉?)


Истинный Король Света. Был убит по приказу Хомураби.
У Рюуко длинные черные волосы и глаза рубинового цвета. Любит кошек, эксперименты и наблюдение за своим миром. Ужасно путается во времени, прожил так долго, что его внутренний ритм дал сбой. Нередко можно провести целый день в ожидании его прихода, что злит Широгане, хотя другие не обижаются за опоздания.
Минимум физической силы, хорошая ловкость, при этом в бою он силен. Его оружие - серебристая коса.
Несмотря на то, что он уже пробуждался однажды, его воспоминания продолжают быть запечатанными в Акире. Так как Рюуко еще не восстановил свою силу полностью, он не способен долго оставаться в форме рэя.

Широгане (白?)
Сэйю: Suwabe Junichi


Второй главный герой. Истинный Король Тени, был сотворен одновременно с Рюуко и правил с ним вместе.
Носит длинное черное пальто, наглухо застегнутое, шляпу и серебряные волосы, заплетенные в косу. При себе всегда носит трость, которая на деле оказывается замаскированной катаной - оружием короля.
Широгане довольно загадочная личность, не понятно чего он хочет и что может сделать в следующий момент. При Акире свою обычную язвительность, холодность и агрессивность скрывает за обманчивой мягкостью и неискренней улыбкой. Правда удается это не очень хорошо, не может до конца скрыть свою темную сторону.
Мангака шутила что у него раздвоение личности, но как известно "в каждой шутке..".
Был очень привязан к Рюуко, хотя привязанность не демонстрировал. Наотрез отказался бросить его и бежать из дворца, спасаясь от Хомураби, за что и поплатился. Был побежден и изгнан из Мира Тени.

Хомураби (焔?)
Сэйю: Okiayu Ryotaro


Второй Король Мира Тени, в отличае от Широгане и Рюуко он был не сотворен, а призван из человеческого мира, не известно из какой эпохи и какой страны.
У него алые волосы и ярко-зеленые глаза с вертикальным зрачком, на руках длинные острые ногти.
Холодная, беспощадная личность, с несколько маньячной натурой. В прошлом был более адекватен, но избыток Тени сделал его таким, каков он сейчас.
Безжалостен к Шисуи, вызывал его на болезненные разговоры и доводил едва ли не до слез. К Истинным Королям не проявлял такой открытой враждебности, что не помешало ему избавиться от них обоих, оставив одного Шисуи.
Возглавляет группу синов, заключивших с ним контракт. С ними так же беспощаден как и со всеми остальными.
Очень высокий и сильный, самые выдающиеся физические данные среди всех королей. Отличный боец и отличный политик, у него поистине королевская осанка и изысканные манеры. Великолепно владеет техникой рукопашного боя, которую изучил еще будучи человеком. В бою не использует какого-либо оружия, дерется врукопашную. Любит шахматы, всемирную историю и прогуливаться по своим владениям.

Шуичи Вагацума - Мастер - Шисуи (マスター - 我妻 秋?)
Сэйю: Hatano Wataru


Шуичи - загадочный знакомый Широгане, владелец бара «Aging». Как правило, к нему обращаются «Мастер».
В форме человека у него гладкие черные волосы и пронзительно синие глаза, которые всегда закрыты. Он слепой, но может чувствовать присутствие духов и кокучи. У него есть способность, позволяющая исцелять других, при этом исцеляемый испытывает ужасную боль.
Хороший слушатель и рассказчик, всегда поможет советом тем, кто приходит к нему в бар выпить и пожаловаться на свои проблемы.
Довольно слаб физически, так как ограничен в передвижении. Любит джаз, животных с длинной шерстью и алкогольные напитки.

Он Второй Король Света, так же призванный из человеческого мира как и Хомураби.
В форме рея имеет изумрудные волосы и глаза цвета меда.
Долгое время не мог заключить контракт с реями и набрать нужное их количество для поддержания баланса. Объяснял тем что просто не способен оторвать кого-то от семьи, взять и забрать с собой. Очень добрый и мягкий, нерешительный. Ужасно злил этим Хомураби.
Способен создавать зеркальные миры. Его оружие - магический посох. Слеп, но может слышать мысли и "видеть" души, из-за этого в мире людей ему всегда казалось что вокруг слишком шумно. Ему невозможно солгать. Однако это распространяется на всех, кроме Хомураби. Его мысли и душа всегда недоступны, это пугает Шисуи.

Кенго Асамура (浅村 賢?)
Сэйю: Kamiya Hiroshi


Кенго - ровесник Акиры. Они учатся в одном классе и обычно проводят время вместе. Несмотря на то, что Акира держится отстранено ото всех, их связывает крепкая дружба. У Кенго неунывающий характер. Его скрытые возможности проявились, когда он старался помочь своей старшей сестре, одержимой кокучи. Сражается он используя только свои навыки и перчатки, полученные от Широгане и увеличивающие его силу.
Является носителем фактора тьмы, который дарует ему значительную выносливость, необходимую для пребывания в мире теней. Однако это же является и причиной его обращения в берсерка (если он поглотит слишком много тьмы), когда он начинает нападать на друзей и врагов без разбора. В этом состоянии он способен резко увеличивать физическую силу и призывать кокучи. Ко заблаговременно запечатал фактор Кенго (печатью настолько сильной, что даже Широгане не заметил, что Кенго - носитель фактора) при их первой встрече. Но печать была сломана, когда Кенго встретился с Хомураби, поэтому в последствии Ко приходится снова запечатывать этот фактор.

Айя Сузуно (鈴野 ?)
Сэйю: Asano Masumi


Одноклассница Акиры, член дисциплинарного комитета, обладает сильным чувством справедливости и весьма непосредственная личность. Поскольку она очень натренированна в кендо, то легко использует свои умения в сражениях с кокучи. Ее браслет, полученный от Широгане, дарует ей броню и катану для битвы. В дальнейшем браслет улучшается во время битвы с Лулу, предоставляя ей новые доспехи и еще один меч. Так же во время битвы обнаруживается, что Айя намного сильнее и более умела в использовании двух мечей, чем одного.

Ко (?)
Сэйю: Konishi Katsuyuki


Рэй Рюуко, друг Акиры и Кенго после случая, произошедшего за два года до событий оригинального сюжета. Внешне выглядит на 25 лет, ведет себя как слегка озабоченный, но на самом деле скрывает сильное чувство вины из-за того, что покинул Рюуко в момент его гибели. Это разжигает сильное желание защитить Акиру любой ценой, даже если это будет стоить ему жизни.
У него есть способность выпивать тьму из чужого тела подобно вампиру с помощью своих длинных клыков. Эту способность он использовал дважды для возвращения Кенго к нормальной форме.
Является результатом экспериментов Рюуко, был создан искусственно из хакуа и человека. Изначально был в форме большого серебристого пса, но после гибели Рюуко принял форму человека и бежал в мир людей, спасаясь по приказу Рюуко.

Лулу (ル?)
Сэйю: Tamura Yukari


Внешне - девочка, ровесница Акиры, одетая в стиле «готической лолиты», на деле же она старше Ко. Знакома с Широгане, так как является одним из первых синов Хомураби. Заигрывает с Акирой и поначалу недолюбливает Айю, постоянно переругиваясь с последней. Как оружие использует кнут, ее основная способность - истощать силу противника. После поражения присоединилась к Акире, испугавшись, что король убьет ее, если она вернется в Мир Тени. Однако она искренне любит Хомураби и очень к нему привязана, беспокоится о его состоянии и хочет чтобы он стал таким каким был раньше, хочет снова видеть как он улыбается.

Наная (七?)
Сэйю: Yoshino Hiroyuki


Синеволосый парень с повязкой на одном глазу. В начале он представляется как главный враг, контролирующий кокучи для нападения на людей, но позднее выясняется, что он лишь выполняет приказы Короля Мира Тени. Он последний из пяти синов Хомураби. Слишком высокая самооценка приводит его к гибели. Хомураби убивает его за провал задания. Однако позднее выясняется, что Наная не убит, а превращен в берсерка. Во время путешествия в Мир Тени Акира спасет его.

В 1988 году Токио был уничтожен взрывом, который стал началом третьей мировой войны. За прошедшие с того времени три десятилетия на развалинах японской столицы был воздвигнут новый мегаполис, Нео-Токио. Во время стычки молодежных байкерских группировок подростки натыкаются на странного мальчика с серой кожей и старческими морщинами, которого преследует армейское подразделение. Пытаясь скрыться, ребенок использует телекинез, и это активирует скрытые экстрасенсорные способности байкера по имени Тецуо. Армейские медики доставляют обоих на свою базу и начинают ставить над Тецуо эксперименты. Тем временем Канеда, предводитель байкеров и старый друг Тецуо, заводит дружбу с девушкой из антиправительственной повстанческой группировки и готовится освободить товарища, стремительно превращающегося в супермена.

Создатель «Акиры» Кацухиро Отомо - большой поклонник японского комикс-сериала 1950-1960-х «Железный человек № 28», одного из ранних представителей жанра «большие роботы». Поэтому по фильму разбросаны отсылки к «Человеку»: имена «Сётаро Канеда» и «Сикисима», число 28 и так далее

Среди классических аниме-лент вышедший в 1988 году «Акира» занимает особое место. Это не просто этапное достижение японской анимации - это картина, которая в значительной мере создала международный аниме-фандом. Потому что когда зрители Америки, Европы, а позднее и России ее видели, они понимали: в ближайшие годы, а то и десятилетия они не дождутся ничего подобного от аниматоров своих стран. И «Акира» убеждал их поближе присмотреться к массовой культуре страны, выпускающей «мультики», где на седьмой минуте в упор расстреливают собаку, на 28-й минуте пытаются изнасиловать девушку (предварительно сорвав с нее одежду), а в финале разносят в клочья мегаполис. Русалочки тут не ходят!

Справедливости ради надо сказать, что «Акира» далеко не исчерпывается насилием, жестоким и грандиозным даже по меркам современных компьютеризированных блокбастеров (что уж говорить о фильмах 1980-х!). Художник комиксов Кацухиро Отомо несколько лет экспериментировал с легшими в основу «Акиры» идеями в более скромных проектах, прежде чем в 1982 году решился начать публикацию своего самого существенного и эпического произведения. И его эксперименты окупились с лихвой - издававшийся вплоть до 1990 года «Акира» получился не только длинной (около 2000 графических страниц), но и всеобъемлющей эпопеей в жанре «мрачный футуризм», который обычно называют «киберпанком».

Для «Акиры» последнее слово не подходит - компьютеры и виртуальная реальность не играют в его повествовании сколь-нибудь значимой роли. Однако «Акира» - это определенно «панк», циничный и пессимистичный взгляд на будущее, в котором прогресс наделяет властью мерзавцев и выбрасывает на обочину всех, кто не родился с золотой ложкой (или с золотыми палочками). Коррумпированные власти, злоупотребляющие оружием полицейские и военные, садистские эксперименты над детьми, насквозь прогнившая система образования, свирепствующие молодежные группировки, расцветающие религиозные культы… Нео-Токио технически продвинут, но жить в таком месте захочет только мазохист.

До «Акиры» актеров озвучания в аниме-индустрии записывали после завершения анимации. Поэтому голоса персонажей были лишь приблизительно синхронизированы с движениями губ на экране. «Акира» делался в обратном порядке - сначала запись голосов, а уже потом рисование ртов, чтобы синхронизация была как можно более точной

Параллельно с работой над комиксом Отомо трудился над несколькими анимационными проектами, и когда ему предложили экранизировать «Акиру» (в то время еще далеко не законченного - обычная практика для японской анимации), художник настоял на том, что он сам напишет сценарий и сам поставит бескомпромиссную полнометражную ленту. Зная изнутри, как работает аниме-индустрия, Отомо очень боялся отдавать свое детище в чужие, возможно, халтурные руки. Чтобы обеспечить затребованный рекордный бюджет в 1,1 миллиарда иен (11 миллионов долларов), ведущим японским медиакомпаниям (издатель Kodansha, производитель игрушек и видеоигр Bandai, дистрибьютор Toho, телекомпания Mainichi Broadcasting System, аниме-студия Tokyo Movie Shinsha и другие) пришлось создать комитет-консорциум специально для создания «Акиры». Со временем такие комитеты стали обычной практикой.

Некоторые фрагменты «Акиры» были нарисованы с помощью компьютеров. В частности, на компьютере был создан трехмерный осциллограф, показывающий в фильме пульсацию парапсихического поля Тецуо

Когда сравниваешь получившийся в итоге фильм с главным западным киберпанковским шедевром 1980-х, «Бегущим по лезвию », в глаза сразу бросается, насколько видение Отомо выразительно свободнее, чем видение Ридли Скотта . Там, где Скотт лишь намекает на мир будущего и предлагает зрителям домыслить показанные на экране фрагменты, художники Отомо разворачивают детально прорисованные панорамы и без устали меняют пейзажи и места действия. Боевые же сцены двух картин даже сравнивать нелепо. «Акира», как уже говорилось, - это экшен на уровне современных блокбастеров, и на фоне его кромсающих город схваток между армией и сверхмощным телекинетиком Тецуо бледнеют как «Бегущий по лезвию», так и снятый десятилетие спустя «Терминатор 2 ». При этом фильм не страдает от неубедительных спецэффектов, поскольку в нем все одинаково нарисовано и все одинаково убедительно (или неубедительно - смотря как серьезно вы относитесь к анимации).

Превращая комикс в фильм, Отомо избавился от большей части политических «загогулин» оригинала и от нескольких ключевых персонажей, которые либо вовсе исчезли, либо засветились лишь в крошечных камео (в частности, политик по прозвищу «Крыса» и предводитель религиозного культа Мияко). Даже заглавный герой Акира - ребенок, чья парапсихическая сила превратила его в бессмертное божество и уничтожила старый Токио, - появился всего в нескольких сценах. Это сделало финал картины обескураживающе «бого-из-машинным» (в буквальном и фигуральном смысле слова), но зато позволило сосредоточить действие на трех основных персонажах - юных байкерах Тецуо и Канеде и полковнике Сикисиме. Последний готов на все, даже на кровавые преступления, чтобы защитить Нео-Токио от угроз, некоторые из которых он сам и создал. Интересно отметить, что этот персонаж получился едва ли не самым сложным, человечным и харизматичным во всем «Акире». Впрочем, это типично для киберпанка - вспомним Роя из «Бегущего» или агента Смита из «Матрицы ».

Для Отомо «Акира»-фильм всегда был в первую очередь историей о дружбе, которая подвергается чудовищному испытанию, когда стремительно растущая сверхсила превращает Тецуо в безумца и убийцу. Противостояние антигероя с Канедой тем горше, что оба они сироты, и у них нет никого ближе друг друга. Однако то, что сверхсила сводит Тецуо с ума и почти полностью подчиняет его, делает вражду героев драматичной и эмоциональной, но не слишком интересной. Вменяемые противники (пусть даже социопатичные) были бы занимательнее. И, кроме того, когда задумываешься о происходящем в фильме, осознаешь, что подлинная главная тема «Акиры» - не дружба героев и не опасность играющей с огнем науки (обычный сюжет для Японии, подвергшейся двум атомным ударам), а энергия, скрытая в детях и подростках и не находящая созидательного выхода.

На последнем стоит остановиться подробнее, поскольку рецензии на «Акиру» обычно этого не замечают. В лучшем случае они проводят очевидную параллель с «Кэрри » Стивена Кинга . Однако в книге американца катастрофически прорывается сексуальная энергия, скованная ультраконсервативным воспитанием (понятно, мы говорим о подтексте «Кэрри», а не о перипетиях сюжета). «Акира» же критически намекает на социальное устройство японского общества, гарантировавшего молодым людям, что карьеру они будут делать не благодаря своим талантам, а по выслуге лет. Отличное предложение для скромных и послушных, но настоящая пытка для мало-мальски амбициозных ребят. Особенно для тех, у кого не было «мохнатой лапы».

Неудивительно, что в 1982 году, когда началась работа над «Акирой», численность молодежных байкерских группировок достигла пика. Разбиться или попасть в тюрьму казалось более приятным, чем прилагать уйму усилий для учебы и затем годами и десятилетиями вкалывать на незначительной должности и ждать, пока вышестоящие сотрудники уйдут на пенсию. Энергия молодежи, которая могла служить обществу, находила криминальные или в лучшем случае бессмысленные выходы, и вдумчивому человеку было отчего прийти в отчаяние и выразить свои чувства в эпопее о неприкаянных ребятах, чья невостребованная внутренняя сила разрушает города.

Это была лишь одна из многих тем, затронутых в фильме, и «Акиру» так и хочется сравнить с густым супом, в котором стоит ложка. Картина столь насыщена событиями и персонажами, что разобраться с ней с первого просмотра почти невозможно. Когда же после нескольких повторов начинаешь понимать большую часть случившегося, замечаешь, что некоторые существенные сюжетные вопросы лента оставляет без ответа - как правило, потому, что эти ответы есть в комиксе.

Жизнь показала, что это была отличная затравка для нарождавшегося зарубежного аниме-фандома. Потому что одни фаны пытались найти ответы с помощью покадрового просмотра, а другие искали друзей в Японии и выясняли у них, что сказано в недоступном за пределами страны печатном произведении Отомо. И то и другое было куда проще и веселее делать в компаниях, чем порознь, и у свежеиспеченных фанатов «Акиры» появился весомый повод объединяться в клубы.

Можно ли, учитывая все вышесказанное, назвать «Акиру» шедевром? Можно. Но это не безупречный шедевр. У него немало шероховатостей, начиная с уже упомянутого финала в стиле Deus ex machina и заканчивая тем, что Канеда и его возлюбленная Кей в некоторых сценах нарисованы так, что кажутся близнецами. Тем не менее «Акира» - эпохальная лента, задавшая для японских мультипликаторов новую планку анимационного и сюжетного качества, «продвинувшая» аниме на Западе и ставшая одним из лучших представителей своего жанра. Даже сейчас, спустя четверть века после его премьеры, «Акира» может дать фору многим фантастическим хитам. И он многое предлагает как поклонникам грандиозных зрелищ, так и зрителям, любящим поразмыслить над увиденным. Так что если вы его еще не видели, вы многое потеряли. Особенно если вы цените бескомпромиссное и непредсказуемое кино.

Это долго и нудно и сюда в полном объеме не влезет, но если коротко, то:
Психические силы Тетсуо возрастали с огромной скоростью и он не умел их контролировать, они в рэндомной форме заставляли расти его тело путем абсорбции и трансформации окружающей материи в часть его тела. Чтобы остановить этот процесс, призраки детей призвали призрак Акиры (точнее они даже были не призраками, а они были новой ступенью эволюции человека, перешедшего из материальной в чисто энергетическую форму существования, не подчиняющуюся материалистичным законам физики, а способными подчинить их своей воле подобно богу) и образовали энергетическую сферу, которая поглотила бесконтрольно растущее материальное тело Тетсуо. Они все слились воедино и их психическая сила была настолько велика, что произошел большой взрыв и они образовали новую вселенную, и в этой вселенной сознание Тетсуо возобладало и он стал ее богом, произнеся "Я тетсуо!", что было символической отсылкой к библейскому "В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог", только в данном случае слово Тетсуо вместо слова Бог. Кстати, смотрел я это анимэ всего 2 раза в жизни, первый когда ходил под стол пешком и мне еще не было 5 лет, тогда я ничего не понял и не запомнил ничего, кроме визуального образа деформированного Тетсуо и еще парочки отдельных кадров. Второй раз я посмотрел его уже в сознательно возрасте в 2011 году и понял все с единственного просмотра. Так же было и с Евангелионом с похожим смыслом концовки, конец которого я тоже впервые увидел кажется в 2010 (до это были попытки его посмотреть, но обычно нарывался на случайны эпизоды по телеку, вырванные из контекста они не радовали и ничего не было понятно и в итоге я так до конца целиком десять с лишним лет никак не мог посмотреть, потом один раз засел и посмотрел за несколько дней все целиком) .
Так как еще за годы до их просмотра в нескольких свои сценариях я писал нечто подобное, ибо очень люблю тему сотворения вселенной, генной инженерии для создания сверхчеловека способного перейти к энергетической форме существования и все в таком духе - мне все было понятно. Кстати, первый свой сценарий с подобной концовкой я писал еще в школе в конце 90х, вдохновившись секретными материалами и концовкой второного сезона LEXX в которой случается коллапс вселенной. Эти сериалы тогда увлекли меня генетикой и астрономией, и начитавшись научных книг и насмотревшись Лекса и Иксфайлов я в своем творчестве совместил и развил их идеи и дополнил своими, и в общем получилась тематика создания сверхчеловека с мощнейшими психическими способностями, которые могут нарушать и создавать законы физики, что вело к абсорбции всей материи во вселенной, ее коллапсу и зарождению новой вселенной сознанием этого сверхчеловека. Потому, когда я увидел подобные вещи в Акире и Евангелионе, я не увидел чего-то принципиально нового для себя, а лишь узнал знакомые мне идеи и легко понял задумку автора, так как мы мыслим в одном ключе. Но Акира идейно мне ближе, чем Евангелион.

Манга Автор Кацухиро Отомо Публикуется в Young Magazine Публикация - июль Томов 6 Анимационный фильм Режиссёр Кацухиро Отомо Студия Akira Commitee Премьера Продолжительность 124 минуты

Сюжет

2019 год. Титанический мегаполис Нэо-Токио стоит на грани мятежа и революции. Консервативное правительство не желает понимать серьёзность ситуации и лишь разгоняет митинги и демонстрации.

В ходе разборок между подростковыми байкерскими группировками паренёк Тэцуо сталкивается, потеряв управление мотоциклом, со странным ребёнком, кожа которого сухая и синеватого цвета. Это был один из подопытных детей-«мутантов», чьи невероятные способности уже долгое время тайно изучают учёные и военные, украденный членом антиправительственной группы. Неожиданно к месту аварии прилетают вертолёты и забирают с собой обоих.

Канэда, друг Тэцуо, и его команда в смятении, они не могут понять, по какой причине войска забрали парня с собой. А тем временем военные обнаруживают, что из-за контакта с ребёнком в молодом байкере начали проявляться и с огромной скоростью расти те самые практически не поддающиеся науке силы, которыми обладают изучаемые дети. Учёные и полковник Сикисима пытаются обуздать и контролировать Тэцуо, они страшатся, что катастрофа, стёршая с лица земли город Токио в 1988 году, повторится вновь.

Та катастрофа, по мощи равная взрыву водородной бомбы, произошла из-за одного из подопытных детей. Того, кто был неизмеримо сильнее остальных. Того, кто заточён под землёй в огромной стальной сфере, при температуре близкой к абсолютному нулю. Из-за мальчика, которого зовут Акира.

Невероятным образом, после встречи с одним из детей-«мутантов», Тэцуо приобрел невиданные парапсихические и физические силы и возможности подобные Акире…

Манга

Персонажи

  • Сётаро Канэда (金田 正太郎) - лидер байкерской банды и лучший друг Тэцуо ещё до школы, со времён детского приюта.
    Сэйю : Мицуо Ивата .
  • Тэцуо Сима (島 鉄雄) - участник мотобанды, возглавляемой Канэдой, который приобрел невиданную силу и возможности подобные Акире.
    Сэйю : Нозому Сасаки.
  • Кэй (ケイ) - девушка, которую встретил Канэда в полиции и выручил. Состоит в антиправительственной организации (в которой также состоят Рю и Нэдзу).
    Сэйю : Мами Кояма .
  • Ямагата (山形) - участник той же мотобанды.
  • Кай (甲斐) - участник той же мотобанды.
  • Каори (カオリ) - девушка, которая дружит с Тэцуо.
  • Полковник Сикисима (敷島 大佐) - полковник, руководитель тайного проекта по исследованию детей-«мутантов».
  • Киёко , Такаси , Масару (キヨコ, タカシ, マサル) - дети-«мутанты», изучаемые учёными, которые имеют номера (25, 26 и 27 соответственно).
  • Акира (アキラ) - ребёнок-«мутант», обладающий огромной энергией и сильнейшими парапсихическими и физическими возможностями. Номер 28.
  • «Доктор» (ドクター) - учёный и участник проекта по исследованию детей-«мутантов».
  • Рю (竜) - член антиправительственной организации.
  • Нэдзу (根津) - член правительства, работающий на антиправительственную организацию.
    Сэйю : Хироси Отакэ.
  • Хозяин бара - хозяин бара, в котором часто встречались участники мотобанды Канэды.
  • Мияко (ミヤコ) - руководитель культа Акиры.
  • «Клоун» (ジョーカー) - конкурирующая мотобанда, также зовутся её члены.

Ссылки

  • Аниме «Akira» (англ.) в энциклопедии сайта Anime News Network

Категории:

  • Аниме и манга для мужчин
  • Апокалиптика
  • Психологические аниме и манга
  • Научно-фантастические аниме и манга
  • Манги
  • Аниме-фильмы
  • Мультфильмы по алфавиту
  • Аниме 1988 года
  • Манга 1982 года
  • Издания Dark Horse Comics
  • Фильмы о Токио
  • Действие происходит в 2019 году
  • Фильмы Кацухиро Отомо

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Akira" в других словарях:

    Akira - アキラ Género Cyberpunk Manga Creado por Katsuhiro Otomo Editorial Kōdansha Publicado e … Wikipedia Español

    Akira - may refer to: *Akira (name)In entertainment: * Akira (manga), a 1980s cyberpunk manga by Katsuhiro Otomo ** Akira (film), a 1988 anime film adaptation of the manga ** Akira (video game), a video game based on the anime film * Akira , a song by… … Wikipedia

    Akira - bezeichnet: einen schottischen, japanischen oder nigerianischen Vornamen, siehe Akira (Vorname). eine Manga Serie von Katsuhiro Otomo und einen zugehörigen Anime Kinofilm, siehe Akira (Manga). Akira ist der Familienname von: Asa Akira (* 1986),… … Deutsch Wikipedia

    - (мужское имя) Смышленый, сообразительный. Японские имена. Словарь значений … Словарь личных имен

    Akira - (アキラ) es un manga en el que también esta basada la película homónima de animación japonesa. Ambas obras tuvieron un reconocimiento instántaneo como clásicos dentro de sus respectivos géneros. El monumental manga, de más de dos mil páginas, fue… … Enciclopedia Universal

    Akira - Cette page d’homonymie répertorie les différents sujets et articles partageant un même nom. Akira peut désigner: Akira, un prénom japonais ; Akira, un manga de Katsuhiro Ōtomo ; Akira, un anime adapté du manga ; Akira, un jeu … Wikipédia en Français

Любовь