"выбомбить германию из войны". Бомбардировки Германии союзниками как причина изменения психологии немцев

Впервые немецкие войска применили тактику авиационного террора — начали бомбить мирных жителей, говорит кандидат исторических наук, доцент кафедры истории РГГУ Александр Медведь:

"Если сначала они уничтожали английские радиолокационные станции, бомбили аэродромы, то потом они перешли на бомбардировки по городам, считая, что таким образом они смогут нанести морально-психологический ущерб, то есть снизить волю к сопротивлению. Первые бомбардировки на города были недостаточно массовые. Там участвовали десятки самолетов. Поэтому сами англичане начали даже посмеиваться над сообщениями немецкого радио: вот разбомбили, Лондон горит. Тогда было решено нанести действительно мощный удар по Лондону с участием порядка 600 бомбардировщиков и примерно такого же количества истребителей".

Бомбардировки Лондона сопровождались сильными разрушениями и пожарами. С лица земли были стерты целые кварталы, уничтожены исторические памятники. Существовало мнение, что летчики Люфтваффе специально не трогали собор Святого Павла, так как он служил им главным ориентиром. Но на самом деле он тоже был очень близок к гибели. Бомба упала совсем рядом. К счастью, она не разорвалась…

Больше всего пострадал восток британской столицы — Ист-Энд, где были расположены заводы и доки. В Берлине рассчитывали, что нанося удар по небогатому пролетарскому кварталу, удастся внести раскол в английское общество. Недаром супруга короля Георга VI — королева-мать Елизавета — на следующее утро после бомбардировки Букингемского дворца заявила: "Слава Богу, теперь я ничем не отличаюсь от своих подданных".

Историки подчеркивают, что британские власти предвидели возможность массированных бомбардировок. Поэтому еще в 1938 году лондонцев начали обучать тому, как вести себя при налетах. Станции метро, подвалы церквей были обустроены под бомбоубежища. В начале лета 1940 года было решено эвакуировать из города детей. Тем не менее, за время бомбардировок с сентября 1940 года по май 1941 погибло более 43 тысяч человек.

Но поставить Великобританию на колени, создать такие условия, чтобы англичане попросили мира, немцам не удалось, говорит член Ассоциации историков Второй мировой войны, писатель, эксперт Военно-исторического общества России Дмитрий Хазанов:

"Несмотря на то, что они нанесли существенный ущерб Великобритании, большие были потери в авиации, но цели своей немцы не достигли: господства в воздухе они не завоевали, сломить английскую авиацию не смогли. Немцы различными способами пытались решить свою задачу. Но англичане оказались на высоте. Они меняли тактику борьбы, вводили новые силы, значительно увеличили еще в начале лета производство истребителей. Они оказались готовы к такому развитию событий. Несмотря на то, что численное преимущество было у немцев, задачу свою они не выполнили".

Лондон был не единственным британским городом, который страдал от немецких бомбардировок. Разрушены были такие военные и промышленные центры, как Белфаст, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Манчестер. Но британцы отстояли свою страну. "Битва за Англию" была выиграна.

Лондон выстоял, несмотря на то, что в городе не было помимо метрополитена действительно безопасных убежищ, - было очень мало подвалов и погребов, которые могли бы выдержать прямые попадания.

На обширных пространствах, признавал позднее Черчилль, уже нечего было жечь и разрушать. Несмотря на тяжкие испытания, выпавшие на долю лондонцев, они не пали духом. Квалифицированные и неквалифицированные рабочие, мужчины и женщины стояли у станков и работали в цехах под бомбами врага, словно они были на «передовых позициях».

По существу они были в окопах «битвы за Англию». Лондон, с горечью вспоминал Черчилль, походил на какое-то огромное историческое животное, способное переносить страшные раны, изувеченное и кровоточащее и все же сохраняющее способность жить и двигаться.

Ночью 03 ноября впервые после почти беспрерывной двухмесячной бомбардировки в столице не было объявлено воздушной тревоги. Оказалось, что на следующий день Геринг приказал рассредоточить удары люфтваффе по всему острову, снова изменив тактику германского наступления.

Хотя Лондон по-прежнему считался главным объектом нападения, основные усилия были направлены на разрушение других промышленных центров страны. В ноябре немецкие летчики ожесточенно бомбили крупнейшие города Англии - Бирмингем и Ковентри, Шеффилд и Манчестер, Ливерпуль и Бристоль, Плимут и Глазго, Гулль и Ноттингем, Кардифф и Портсмут.

Особенно тяжкие испытания выпали на долю жителей Ковентри. Ночью 14.XI.1940 года 500 немецких бомбардировщиков, летевших волнами, сбросили на город 600 тонн бомб большой разрушительной силы и тысячи зажигательных бомб. В городе с 350-тысячным населением почти не было убежищ.

Люди спасались в громадном готическом соборе. Но при прямом попадании тяжелой бомбы под сводами собора были погребены сотни людей. В городе полыхало более 2 тысяч очагов пожара. Центральная часть Ковентри, кроме одиноко торчавшей колокольни, была сметена с лица земли.

Это был самый опустошительный налет, который пришлось пережить Англии, хотя министерство авиации за два дня было предупреждено о нем через разведку 1 .

Германское радио заявило, что все английские города ждет печальная участь Ковентри: они будут «ковентрированы», то есть беспощадно стерты с лица земли. Через 20 лет после окончания войны автору этой монографии довелось посетить Ковентри. В центре города еще сохранились развалины, поросшие густой травой.

На них с грустью взирала покровительница Ковентри леди Годива, чудом уцелевшая на своем гранитном пьедестале во время ожесточенной бомбежки. В центре же сохранились лишь остатки готического собора, скорбным памятником напоминавшие о днях тяжелых испытаний, выпавших на долю многострадального города.

За Лондоном и Ковентри наступила очередь Бирмингема, второго по величине промышленного центра Англии с миллионным населением, родины «скобяных королей» из рода Чемберленов - министра-колониалиста Джозефа Чемберлена, его старшего сына Остина и незадачливого младшего, мюнхенца Невиля.

Правда, вскармливая фашистского зверя, помогая создавать германскую авиацию, Невиль Чемберлен и другие мюнхенцы были глубоко убеждены, что немецкие бомбы не упадут на Лондон и другие города. Однако только в 1940 году на головы британских подданных фашистские стервятники сбросили свыше 36 тысяч бомб и более 21 тысячи бомб в 1941 году 2 .

Еще при жизни Н. Чемберлена, в начале октября 1940 года ушедшего в отставку и доживавшего свои последние дни (он скончался 09.XI.1940 года), история жестоко посмеялась над неразумным политиком, ставшим политическим преступником по отношению не только к английскому народу, но и к другим порабощенным немецкими фашистами народам Европы.

С 19 по 22 ноября немецкая авиация нанесла три последовательных удара по Бирмингему, причинив городу огромные разрушения. После этих варварских налетов на красивой площади города - Виктория-сквер близ памятника королеве Виктории в большой братской могиле было похоронено около 800 граждан города, в том числе и детей.

Потери гражданского населения Англии от немецких бомбардировок с июня 1940 года по июль 1941 года, когда прекратилось немецкое воздушное наступление на Англию, составили 146 777 человек, из них 60 595 человек убитыми. По всей Англии от фашистских бомб погибло 7736 детей, не достигших 16-летнего возраста 3 .

1 Уинтерботэм Ф. Указ, соч., с.81, 82.

2 Вторая мировая война 1939-1945. М., 1958, с.95.

3 Strength and Casualties of th"e Armed Forces and Auxiliary Services

of the United Kingdom 1939 to 1945. London, 1946, p.9.

В 1943 г. одновременно с проведением наступательных операций на Средиземноморском театре военных действий союзники осуществляли воздушные бомбардировки фашистской Германии.

В директиве англо-американского Объединенного комитета начальников штабов от 21 января 1943 г. указывалось, что основной задачей воздушного наступления является прогрессивно нарастающее разрушение и дезорганизация военной, промышленной и экономической системы Германии и подрыв морального духа немецкого народа до такой степени, при которой его способность к вооруженному сопротивлению резко ослабнет {1096} .

Первостепенная по значению и очередности выполнения задача авиации заключалась в том, чтобы уничтожить и разрушить все наиболее важные верфи, где строились немецкие подводные лодки. Далее бомбардировкам подлежали авиационные заводы, средства транспорта, нефтеперерабатывающие заводы и предприятия по производству синтетического горючего и другие «объекты военной индустрии противника».

Удары с воздуха по Германии намечалось осуществлять совместными усилиями авиации США и Англии. Американские военно-воздушные силы нацеливались на уничтожение отдельных важных военных и промышленных объектов посредством прицельного дневного бомбометания, английская авиация - на совершение массированных ночных налетов с применением бомбометания по площадям.

Выполнение этих задач возлагалось на английское Бомбардировочное командование (командующий главный маршал авиации А. Гаррис) и американскую 8-ю воздушную армию (командующий генерал А. Икер). В апреле 1943 г. Бомбардировочное командование насчитывало 38 эскадрилий тяжелых и 14 эскадрилий средних бомбардировщиков, всего 851 тяжелый и 237 средних бомбардировщиков. В составе 8-й американской воздушной армии находилось 337 тяжелых бомбардировщиков и 231 самолет в соединениях тактической авиации.

Хотя в приказах и директивах для воздушных ударов указывались военные объекты, на практике же, по словам А. Гарриса, руководившего бомбардировками Германии, основными объектами налетов являлись города и особенно их центральные части. «Разрушенное предприятие в городе мы всегда рассматривали как дополнительную удачу» {1097} . В отчете Управления по изучению результатов стратегических бомбардировок сказано: «Считалось, что налеты на города представляют собой средство для подрыва морального духа германских граждан. Считалось, что если удастся повлиять на моральное состояние промышленных рабочих, если удастся отвлечь их от работы на заводах и заняться другими делами, например попечением о семьях, ремонтом своих поврежденных домов... то германское военное производство потерпит ущерб» {1098} . Примером избранной союзниками тактики может служить массированный налет английских бомбардировщиков на Вупперталь в ночь на 30 мая 1943 г., когда было уничтожено около 90 процентов застроенной части города {1099} .

С 6 марта по 29 июня 1943 г. Бомбардировочное командование санкционировало 26 массированных налетов на города Рура, во время которых союзники сбросили 34 705 тонн бомб, потеряв при этом 628 самолетов. Помимо этого в марте - апреле 1943 г. было проведено три массированных налета на Берлин, четыре на Вильгельмсхафен, по два на Гамбург, Нюрнберг и Штутгарт и по одному на Бремен, Киль, Штеттин, Мюнхен, Франкфурт-на-Майне и Мангейм. В ночь на 17 мая 1943 г. английские бомбардировщики разрушили плотины на реках Мене, Эдер и Зорпе.

Действия американской авиации носили ограниченный характер. 4 апреля 8-я американская воздушная армия силами 85 самолетов бомбардировала заводы Рено в Париже. 5 апреля она совершила налет на Антверпен. 14 мая 126 американских тяжелых бомбардировщиков бомбили Киль.

Весной 1943 г. налеты на Германию осуществлялись без сопровождения истребителей, так как радиус их действия был недостаточен. В то же время военно-воздушные силы Германии получили самолеты «Фокке-Вульф-190А» с усовершенствованным вооружением, а также ночной истребитель «Мессершмитт-110». Применяя усовершенствованные радиолокационные прицелы, немецкие истребители наносили значительный урон союзной авиации как днем, так и ночью.

Чтобы уменьшить потери самолетов, союзное командование пересмотрело очередность бомбардировок объектов. 18 мая 1943 г. Объединенный комитет начальников штабов одобрил «План объединенного бомбардировочного наступления с Британских островов» под кодовым наименованием «Пойнтблэнк». Этот план лег в основу директивы от 10 июня 1943 г., согласно которой основной задачей военно-воздушных сил являлось уничтожение немецких истребителей и разрушение промышленных предприятий, связанных с их производством. «Пока это не будет достигнуто, - указывалось в директиве, - наша бомбардировочная авиация не сможет выполнить поставленные перед нею задачи» {1100} . Главная роль в выполнении плана «Пойнтблэнк» отводилась американской 8-й воздушной армии.

Согласно плану объединенное бомбардировочное наступление состояло из четырех этапов. На первом этапе (он заканчивался в июле) главными объектами должны были стать верфи подводных лодок. На втором (август - сентябрь) - основные усилия сосредоточивались по районам базирования истребительной авиации и заводам, выпускающим истребители. За это время количество тяжелых бомбардировщиков предполагалось довести до 1192. На третьем (октябрь - декабрь) - планировалось продолжать уничтожение немецкой истребительной авиации и других средств ведения вооруженной борьбы. К январю 1944 г. предполагалось иметь 1746 тяжелых бомбардировщиков. Задачи последнего этапа (январь - март 1944 г.) сводились в основном к обеспечению подготовки вторжения союзных войск на континент. К 31 марта количество тяжелых бомбардировщиков должно было увеличиться до 2702 {1101} .

В июле 1943 г. английская бомбардировочная авиация совершила налеты на Кёльн, Ахен, Эссен и Вильгельмсхафен. Особое место среди бомбардировок городов Германии англо-американской авиацией заняли налеты на Гамбург, осуществленные с 25 июля по 3 августа 1943 г. В этих налетах участвовало 3095 самолетов, из них 2630 вышли на цель и сбросили на город 8621 тонну бомб. Потери союзников составили 87 бомбардировщиков {1102} .

В августе бомбардировкам подверглись Берлин, Мангейм, Нюрнберг, а также итальянские города Турин и Милан. В ночь на 18 августа около 600 самолетов сбросили 1937 тонн бомб на экспериментальный центр ракетного вооружения в Пенемюнде.

С осени 1943 г. воздушные бомбардировки стали все больше подчиняться подготовке вторжения союзных войск во Францию. В разделе «Воздушное наступление» заключительного доклада Объединенного комитета начальников штабов на конференции «Квадрант» 24 августа 1943 г. указывалось: «Подрыв и дезорганизация во все возрастающих масштабах военно-экономической мощи Германии, разрушение важнейших объектов на коммуникациях противника и значительное сокращение боевых сил немецкой авиации путем проведения объединенного воздушного наступления со всех удобных баз являются предварительным условием проведения операции «Оверлорд» (если русские одни не одержат полной победы до начала указанной операции). Поэтому, в силу особой стратегической важности воздушного наступления, ему по-прежнему необходимо уделять величайшее внимание» {1103} .

За последние десять дней августа были совершены три налета на Берлин, в результате были сильно разрушены районы Сименс-Штадта, Мариендорфа и Лихтенфельде. Потеряв во время налетов 125 самолетов, Бомбардировочное командование временно прекратило налеты на столицу рейха. В сентябре оно провело два массированных налета на Мангейм, в октябре - бомбардировки Ганновера, Касселя и Дюссельдорфа.

Осенью 1943 г. 8-я американская воздушная армия наносила удары преимущественно по городам, расположенным в глубине Германии. Она при этом несла большие потери. Например, 14 октября 1943 г. во время бомбардировок 388 американскими тяжелыми бомбардировщиками Швейнфурта было потеряно 60 самолетов. «Истина заключалась в том, - констатировали американские историки, - что 8-я воздушная армия на некоторое время потеряла превосходство в воздухе над Германией» {1104} .

В середине ноября возобновились налеты на Берлин. В ночь на 19 ноября 402 бомбардировщика сбросили на город 1593 тонны бомб. Потери составили 9 самолетов {1105} .

При проведении воздушных бомбардировок союзное командование стремилось различными способами ввести противника в заблуждение относительно истинных объектов атаки. Так, например, маршруты бомбардировщиков выбирались с таким расчетом, чтобы создать впечатление, будто они летят в направлении определенного объекта. Но в самый последний момент самолеты внезапно меняли курс и шли к своей действительной цели. Такой маневр, осуществлявшийся авиацией, зачастую сбивал с толку операторов постов управления и наведения немецких истребителей.

Как 8-я американская армия, так и особенно английское Бомбардировочное командование придерживались плана воздушного наступления на Германию лишь в его общих чертах. Английская авиация вместо налетов на важные военно-промышленные объекты основные усилия сосредоточивала на бомбардировке наиболее крупных городов Германии {1106} . Главный маршал авиации Гаррис 7 декабря 1943 г. заявил, что «к концу октября 1943 г. на 38 главных городов Германии было сброшено 167 230 тонн бомб, уничтожено около 8400 гектаров застроенной площади, что составляло 25 процентов общей площади городов, подвергшихся воздушному нападению» {1107} . Однако разрушение жилищных массивов не привело и не могло привести к снижению выпуска военной продукции.

Такой вывод сделал английский историк А. Верриер, который в книге «Бомбардировочное наступление» пишет: «Нам теперь известно, что германская тяжелая промышленность и основные производственные мощности не понесли в 1943 году серьезного ущерба. Несмотря на опустошение Рура, металлургические и другие предприятия продолжали работать; не ощущалось недостатка в машинном оборудовании; не было острой нехватки сырьевых материалов» {1108} . Другой английский историк А. Тейлор свой вывод о том, что воздушное наступление на Германию не оправдало возлагавшихся на него надежд, подкрепляет конкретными данными. «В 1942 году, - пишет он, - англичане сбросили 48 тыс. тонн бомб; немцы произвели 36 804 единицы оружия (тяжелых орудий, танков и самолетов). В 1943 году англичане- и американцы сбросили 207 600 тонн бомб; немцы выпустили 71 693 единицы оружия» {1109} .

Ни английскому Бомбардировочному командованию, ни командованию 8-й американской воздушной армии к концу 1943 г. не удалось полностью выполнить задач, предусмотренных планом «Пойнтблэнк».

Наступление англо-американских войск в Италии и воздушные бомбардировки Германии в 1943 г. не привели к тем результатам, на которые рассчитывало союзное командование. Заверения Черчилля в том, что в Италии будут скованы значительные силы вермахта и это окажет существенную помощь Советской Армии, не подтвердились {1110} . Немецко-фашистское командование направило в Италию небольшое количество войск, и то главным образом из Франции. В сентябре в Италии было лишь 17,5 немецких дивизий, в то время как на советско-германском фронте находилась 221 дивизия. Отвлечение союзных сил для операций в Италии вело к затяжке войны в Европе.

Контрнаступление под Курском, а затем общее стратегическое наступление Советской Армии лишили гитлеровское командование возможности изменить ход событий в Италии. Героическая борьба советского народа в значительной мере облегчила англо-американским войскам проведение операций в Сицилии и на Апеннинском полуострове.

Вооруженные силы США и Англии, действовавшие в Европе, внесли свой вклад в общее дело борьбы против гитлеровской коалиции. Выход Италии из войны ослабил силы фашистского блока.

В ходе высадки войск в Сицилии и в районе Салерно, а также последующих действий в Италии англо-американские армии получили опыт подготовки и проведения десантных операций и наступления с захваченных плацдармов. Количество соединений, получивших боевую закалку в проведенных боях, увеличилось. У командования и личного состава появилось больше уверенности в успехе вооруженной борьбы против вермахта.



В течение нескольких десятилетий в Европе то и дело раздаются призывы придать бомбардировке древнего города Дрездена статус военного преступления и геноцида жителей.
Немецкий историк Йорк Фридрих в своей книге отметил, что бомбардировки городов были военным преступлением, поскольку в последние месяцы войны они не были продиктованы военной необходимостью: «…это была абсолютно излишняя в военном смысле бомбардировка». Ниже приводятся наиболее интересные отрывки из его исследования «Пожар: Германия в бомбовой войне 1940-1945»

«Мы выбомбим Германию - один город за другим. Мы будем бомбить вас все сильнее и сильнее, пока вы не перестанете вести войну. Это наша цель. Мы будем безжалостно ее преследовать. Город за городом: Любек, Росток, Кельн, Эмден, Бремен, Вильгельмсхафен, Дуйсбург, Гамбург - и этот список будет только пополняться», - с этими словами командующий бомбардировочной авиацией Великобритании Артур Харрис обращался к жителям Германии. Именно такой текст был распространен на страницах миллионов разбрасываемых над Германией листовок.
Слова маршала Харриса неотвратимо претворялись в жизнь. День за днем газеты выдавали статистические сводки.
Бинген - разрушен на 96%. Дессау - разрушен на 80%. Кемниц - разрушен на 75%. Маленькие и большие, промышленные и университетские, полные беженцев или забитые военной промышленностью - немецкие города, как и обещал британский маршал, один за другим превращались в тлеющие руины.
Штутгарт - разрушен на 65%. Магдебург - разрушен на 90%. Кельн - разрушен на 65%. Гамбург - разрушен на 45%.
К началу 1945 года новости о том, что еще один немецкий город перестал существовать, воспринимались уже как обыденность.
«Теоретики бомбовой войны пришли к выводу, что город противника сам по себе является оружием - структурой с гигантским потенциалом самоуничтожения, надо лишь привести оружие в действие. Надо поднести фитиль к этой бочке с порохом, - говорит Йорг Фридрих. - Немецкие города были крайне восприимчивы к огню. Дома были преимущественно деревянными, чердачные перекрытия - это готовые загореться сухие балки. Если поджечь в таком доме чердак и выбить окна, то возникший на чердаке пожар будет подпитываться кислородом, проникающим в здание через выбитые окна, - дом превратится в огромный камин. Понимаете, каждый дом каждого города потенциально являлся камином - надо было только помочь ему превратиться в камин».
Оптимальная технология создания «огненного шторма» выглядела следующим образом. Первая волна бомбардировщиков сбрасывала на город так называемые воздушные мины - особый тип фугасных бомб, главной задачей которых было создание идеальных условий для насыщения города зажигательными бомбами. Первые воздушные мины, применявшиеся британцами, весили 790 килограммов и несли в себе 650 килограммов взрывчатки. Следующие модификации были куда мощнее - уже в 1943 году британцы применили мины, несшие в себе 2,5 и даже 4 тонны взрывчатки. Огромные цилиндры длиной три с половиной метра высыпались на город и взрывались от соприкосновения с землей, срывая с крыш черепицу, а также вышибая окна и двери в радиусе до километра.
«Взрыхленный» таким образом, город становился беззащитным перед градом зажигательных бомб, высыпавшихся на него сразу же после обработки воздушными минами. При достаточном насыщении города зажигательными бомбами (в отдельных случаях на квадратный километр сбрасывалось до 100 тысяч зажигательных бомб) в городе одновременно вспыхивали десятки тысяч пожаров. Средневековая застройка городов с ее узкими улочками помогала огню перекидываться с одного дома на другой.
Перемещение пожарных расчетов в условиях всеобщего пожара было крайне затруднено. Особенно хорошо занимались города, в которых не было ни парков, ни озер, а только высушенная веками плотная деревянная застройка.
Одновременное возгорание сотен домов создавало на площади нескольких квадратных километров тягу небывалой силы. Весь город превращался в печь невиданных размеров, засасывающую в себя кислород из окрестностей. Возникающая тяга, направленная в сторону пожара, вызывала ветер, дующий со скоростью 200-250 километров в час, гигантский пожар высасывал кислород из бомбоубежищ, обрекая на смерть даже тех людей, кого пощадили бомбы.
Любеку суждено было стать первым немецким городом, испытавшим на себе технологию «огненного шторма». В ночь на Вербное воскресенье 1942 года на Любек было высыпано 150 тонн фугасных бомб, взломавших черепичные крыши средневековых пряничных домиков, после чего на город пролился дождь из 25 тысяч зажигательных бомб. Вовремя понявшие масштаб катастрофы пожарные Любека попытались вызвать подкрепление из соседнего Киля, но безуспешно. К утру центр города представлял собой дымящееся пепелище.
Ровно спустя два месяца после уничтожения Любека, в ночь с 30 на 31 мая 1942 года, погодные условия над Кельном оказались более удобными - и выбор пал на него.
Налет на Кельн стал одним из самых массированных налетов на крупный немецкий город. Для атаки Харрис собрал всю имевшуюся в его распоряжении бомбардировочную авиацию - включая даже бомбардировщики береговой авиации, критически важные для Британии. Бомбившая Кельн армада насчитывала 1047 машин, а сама операция получила название «Тысячелетие».

Чтобы избежать столкновений самолетов в воздухе, был разработан специальный алгоритм полета - в итоге в воздухе столкнулись лишь две машины. Общее количество потерь в ходе ночной бомбежки Кельна составило 4,5% от участвовавших в рейде самолетов, при этом в городе было уничтожено 13 тысяч домов, серьезно повреждено еще 6 тысяч. И все-таки Харрис бы расстроен: ожидавшийся «огненный шторм» не возник, во время налета погибло меньше 500 человек. Технология явно нуждалась в доработке.
К усовершенствованию алгоритма бомбежек были привлечены лучшие британские ученые: математики, физики, химики. Британские пожарные давали советы относительно того, как затруднить работу их немецких коллег. Английские строители делились наблюдениями о технологиях возведения немецкими архитекторами противопожарных стен.
В итоге уже через год «огненный шторм» был реализован в другом крупном немецком городе - Гамбурге.
Бомбежка Гамбурга - так называемая операция «Гоморра», пришлась на конец июля 1943 года. Британские военные особенно радовались тому, что все предыдущие дни в Гамбурге стояла небывало жаркая и сухая погода. При налете также решено было воспользоваться серьезным технологическим новшеством - британцы впервые рискнули распылить в воздухе миллионы тончайших полосок металлической фольги, что полностью вывело из строя немецкие радары, призванные фиксировать движение через Ла-Манш самолетов противника и направлять на их перехват истребители. Система ПВО немцев была полностью выведена из строя.
Таким образом, 760 британских бомбардировщиков, под завязку загруженные фугасными и зажигательными бомбами, подлетели к Гамбургу, не испытывая практически никакого противодействия.
Хотя только 40% экипажей смогли сбросить свои бомбы точно внутри намеченного круга радиусом в 2,5 километра вокруг церкви Святого Николая, эффект от бомбежки был потрясающий. Зажигательные бомбы подожгли уголь, находившийся в подвалах домов, и уже через несколько часов стало ясно, что потушить пожары невозможно.
К исходу первого дня экзекуция повторилась: на город обрушилась вторая волна бомбардировщиков, и еще 740 самолетов сбросили на Гамбург 1500 тонн взрывчатки, а потом залили город белым фосфором...
Вторая волна бомбежки вызвала в Гамбурге желаемый «огненный шторм» - скорость ветра, всасываемого в сердце пожара, достигала 270 километров в час. Потоки раскаленного воздуха кидали обгоревшие трупы людей как куклы. «Огненный шторм» высасывал кислород из бункеров и подвалов - даже не тронутые ни бомбежкой, ни огнем подземные помещения превращались в братские могилы. Столб дыма над Гамбургом был виден жителям окрестных городов за десятки километров. Ветер пожара доносил обгоревшие страницы книг из библиотек Гамбурга до предместий Любека, располагавшихся в 50 километрах от места бомбежки.
Немецкий поэт Вольф Бирманн, переживший бомбежку Гамбурга в шестилетнем возрасте, напишет потом: «В ночь, когда с неба пролилась сера, перед моими глазами люди превращались в живые факелы. Крыша фабрики улетела в небо, как комета. Трупы сгорали и становились маленькими - чтобы уместиться в братских могилах».
В общей сложности в ходе операции «Гоморра» в Гамбурге погибло не менее 35 тысяч человек. На город было сброшено 12 тысяч воздушных мин, 25 тысяч фугасных бомб, 3 миллиона зажигательных бомб, 80 тысяч фосфорных зажигательных бомб и 500 канистр с фосфором. Для создания «огненного шторма» на каждый квадратный километр юго-восточной части города пришлось по 850 фугасных бомб и почти 100 тысяч зажигательных бомб.
Вероятность для жителей городов погибнуть в огненном кошмаре возрастала с пугающей скоростью. Если раньше люди предпочитали скрываться от бомбежек в подвалах, то теперь при звуках воздушной тревоги они все чаще бежали к построенным для защиты населения бункерам, но мало в каком городе бункеры могли вместить более 10% от числа жителей. В результате люди сражались перед бомбоубежищами не на жизнь, а на смерть, а к погибшим от бомб прибавлялись задавленные толпой.
Страх гибели под бомбами достиг максимума в апреле-мае 1945 года, когда бомбежки достигли пика интенсивности. К этому времени было уже очевидно, что Германия проиграла войну и стоит на пороге капитуляции, но именно в эти недели на немецкие города обрушилось больше всего бомб, а количество смертей среди гражданского населения составило за эти два месяца невиданную ранее цифру - 130 тысяч человек.

Самым известным эпизодом бомбовой трагедии весны 1945-го стало уничтожение Дрездена. На момент бомбежки 13 февраля 1945 года в городе с населением 640 тысяч человек находилось около 100 тысяч беженцев.
В 22.00 первая волна британских бомбардировщиков, состоявшая из 229 машин, сбросила на город 900 тонн фугасных и зажигательных бомб, что привело к пожару практически по всему старому городу. Спустя три с половиной часа, когда интенсивность пожара достигла максимума, на город обрушилась вторая, вдвое большая волна бомбардировщиков, высыпавшая в пылающий Дрезден еще 1500 тонн зажигательных бомб. Днем 14 февраля последовала третья волна атаки - выполненная уже американскими пилотами, сбросившими на город около 400 тонн бомб. Такая же атака повторилась 15 февраля.
По итогам бомбежек город был полностью разрушен, число жертв составило не менее 30 тысяч человек. Точное количество жертв бомбардировки до сих пор не установлено (достоверно известно, что отдельные обугленные трупы изымались из подвалов домов вплоть до 1947 года). Некоторые источники, чья достоверность, впрочем, ставится под сомнение, называют цифры до 130 и даже до 200 тысяч человек.
«После войны американцы провели масштабное исследование того, какие именно последствия для немцев имела их замечательная бомбовая война. Они были очень разочарованы, что им удалось убить так мало людей, - продолжает Йорг Фридрих. - Они думали, что убили два-три миллиона человек, и очень расстроились, когда оказалось, что погибло 500-600 тысяч.
Им казалось, что это немыслимо - так мало погибших после таких долгих и интенсивных бомбардировок. Однако немцы, как оказалось, смогли защититься в подвалах, в бункерах. Но есть в этом отчете и другое интересное наблюдение. Американцы пришли к выводу, что, хотя бомбежки не сыграли серьезной роли для военного поражения Германии, характер немцев - это было сказано еще в 1945 году! - психология немцев, то, как немцы ведут себя, - существенным образом изменился.
В докладе говорилось - и это было очень умное наблюдение, - что бомбы по-настоящему взорвались не в настоящем. Они уничтожили не дома и не живущих тогда людей. Бомбы взломали психологическую основу немецкого народа, сломали его культурный хребет. Теперь страх сидит в сердце даже тех людей, которые не видели войну.
По материалам.

Маршала авиации сэра Артура Тревиса 1-го баронета Харриса, которого даже его подчинённые называли «Мясником» («Butcher Harris»), самолёты британских ВВС разбрасывали над территорией страны вместе с миллионами бомб (с 1939 по 1945 год англо-американская авиация сбросила их на Германию в общем количестве 1 млн 620 тыс. тонн).

Британская наука на службе массовых убийц

Во время Второй мировой войны Артур Харрис был главным идеологом стратегии проведения ковровых бомбардировок немецких городов (отсюда и другое его прозвище - «Бомбардировщик Харрис», - «Bomber Harris»). Но «авторство» этой идеи принадлежит не ему - он лишь фанатично её реализовывал. По словам Харриса, «массированные бомбардировки должны иметь своими целями разрушение немецких городов, убийство немецких рабочих и дезорганизацию цивилизованной жизни по всей Германии»

Британская концепция бомбовой войны против гражданского населения, применённая против нацистской Германии, была лишь развитием доктрины маршала Королевских ВВС периода Первой мировой войны Хью Тренчарда, разработанной им ещё в 1915 году. По мнению Тренчарда, «в ходе промышленной войны жилые районы противника должны стать естественными целями, поскольку промышленный рабочий является таким же участником боевых действий, как и солдат на фронте».

Действуя по известному принципу «новое - это хорошо забытое старое», британский физик немецкого происхождения Фредерик Линдеман, будучи ведущим научным советником правительства Великобритании, предложил концепцию по «обездомливанию» немецкой рабочей силы с помощью бомбардировок немецких городов. Концепция Линдемана была одобрена Кабинетом Уинстона Черчилля , что было частчино вызвано неспособностью британских ВВС поразить или даже просто найти цели меньшего размера, чем города - первоначально даже нахождение городов было для них затруднительным.

К разработке методики ковровых бомбардировок британские власти подошли основательно. Был создан целый научный консорциум из маститых математиков и физиков, химиков и инженеров-строителей, опытных пожарных и коммунальщиков. В ходе работ этот «синклит» пришёл к безусловному выводу, что для массового уничтожения населения предпочтительнее не фугасные, а зажигательные боеприпасы, поскольку старинные немецкие города, в которых преобладали фахверковые постройки (тип строительной конструкции из деревянных балок, пространство между которыми заполняется глинобитным материалом, кирпичом или также деревом), были крайне восприимчивы к огню. Технология таких бомбардировок, получивших кодовое название «Огненный шторм», выглядела следующим образом.

Первая волна бомбардировщиков сбрасывает на город особый тип фугасов, задачей которых было создать максимально благоприятные условия для эффективной обработки цели зажигательными бомбами. Первые воздушные мины несли в себе 650 кг. взрывчатки, но уже в 1943 году англичане применили мины, содержавшие от 2 до 4 тонн взрывчатки. Цилиндры длиной 3,5 метра высыпаются на город и, коснувшись земли, взрываются, сметая крыши и вышибая окна и двери в домах в радиусе до километра от эпицентра взрыва. «Подготовленный» таким способом город становится идеальным объектом для зажигательных бомб.

Застройка средневековых немецких городов с их узкими улочками способствовала перекидыванию огня с одного дома на другой. Одновременное возгорание сотен домов создавало на площади в несколько квадратных километров чудовищной силы тягу. Весь город становился громадным камином, засасывающим в себя кислород из окрестностей. Возникающая тяга, направленная в сторону пожара, вызывала ветер, дувший со скоростью 200–250 км. /час. Гигантский пожар высасывал кислород из бомбоубежищ, обрекая на смерть даже тех, кто уцелел под бомбами.

«Мораль» сэра Харриса

У этой технологии был единственный минус: она была неэффективна против оборонительных сооружений и военных предприятий. Но она и задумывалась для уничтожения именно жилых кварталов! То есть истребление населения не было «побочным результатом», как это утверждали после войны англо-американские историки. Сэр Артур Харрис был назначен для практического решения этой задачи.

Уже 14 февраля 1942 года британские ВВС получили подписанную им директиву бомбёжек по площадям. В директиве указывалось:

«Впредь операции должны быть сфокусированы на подавлении морального духа гражданского населения врага - в частности, промышленных рабочих».

21 января 1943 года на Касабланкской конференции, в работе которой приняли участие президент США Франклин Д. Рузвельт, британский премьер Уинстон Черчилль и члены Объединённого комитета начальников штабов США и Великобритании (приглашали и И. В. Сталина, но он не смог присутствовать в ответственный для СССР момент победного завершения Сталинградской битвы), было принято решение начать стратегические бомбардировки Германии совместными англо-американскими силами. Целями бомбометания должны были стать не только объекты военной промышленности, но и собственно города Германии.

Операция получила кодовое название Pointblank (англ. «Решительность»). Её задачей было планомерное уничтожение военной промышленности и экономики Германии, а также «подрыв морального духа немецкого народа». Авиаудары следовало наносить круглосуточно. При этом американская авиация должна была действовать в дневное время, нанося прицельные удары по военным объектам, тогда как британским лётчикам оставляли ночи, которые она использовали для ковровых бомбардировок городов.

В список Министерства авиации Великобритании было включено 58 немецких городов, подлежащих уничтожению. Бомбардировки эти получили кодовое название Moral bombing (англ. «моральные бомбардировки»), так как их основной целью являлось «сломить волю гражданского населения противника».

Забегая вперёд, отмечу, что эти бомбардировки вызвали обратный эффект. Как во время немецких бомбёжек на ранней стадии войны не была сломлена воля британского народа к сопротивлению, так и воля немецкого населения не была сломлена в ходе стратегических бомбардировок, которые проводились с намного большим размахом, чем немецкие бомбёжки Великобритании.

В Германии не было бунтов с требованием капитуляции, и немецкие рабочие продолжали поддерживать военное производство на максимально высоком уровне. Лояльность немецких гражданских лиц нацистскому режиму хотя и поколебалась в результате бомбардировок, но сохранилась вплоть до конца войны. Как отметил в своих мемуарах британский военный теоретик и историк генерал-майор танковых войск Джон Фуллер, «варварские разрушения британо-американских стратегических бомбардировок оказались малоэффективными в военном и психологическом плане».

Но вернёмся к «Мяснику» Харрису.

Бессмысленно и беспощадно

27 мая 1943 года Артур Харрис подписал приказ № 173 об операции под кодовым названием «Гоморра» (Operation Gomorrah; «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождём серу и огонь с неба»; Бытие.19:24.). Её целью был определён Гамбург. Опуская подробности, приведу её итог.

В ходе операции, проведённой авиацией Велиобритании и США с 25 июля по 3 августа 1943 года, от ковровых бомбардировок и вызванного ими гигантского пожара погибло до 50 тыс. жителей Гамбурга, около 125 тыс. человек получили ранения и ожоги, около миллиона жителей были вынуждены покинуть город, 250 тыс. городских зданий были полностью разрушены.

Та же судьба постигла и многие другие большие и средние города Германии. Как ликующе писали тогда британские газеты, «в ходе бомбардировок на 96% был разрушен город Бинген-на-Рейне , на 90% Магдебург, на 80% Дессау , на 75% Хемниц, на 65% и Кёльн», и так далее.

А с первых месяцев 1945 года, когда это уже абсолютно не влияло на исход войны, британские ВВС принялись за уничтожение важнейших культурных центров Германии.

Прежде их практически не бомбили, поскольку они не имели ни военного, ни экономического значения. Теперь же пробил их час.

Бомбовыми ударами уничтожались дворцы и церкви, музеи и библиотеки, университеты и памятники старины. Объяснить этот вандализм можно лишь тем, что, в отличие от И. В. Сталина, заявившего, что «Гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остаётся», союзники уничтожали не нацизм, а именно Германию - её корни, историю, культуру.

13-15 февраля 1945 года ВВС Великобритании и США совершили одно из самых страшных преступлений за всю Вторую мировую войну. Целый город был ими в буквальном смысле выжжен. Этим городом стал Дрезден - культурный центр Германии, не имевший военных производств.

Из вышедшей в январе 1945 года под грифом «Для служебного пользования» памятки Королевским ВВС:

«Дрезден, седьмой по размеру город Германии, ненамного меньше Манчестера. Это крупнейший неприятельский центр, до сих пор не подвергавшийся бомбардировкам. В середине зимы, когда беженцы стремятся на запад, а войскам нужны дома для постоя и отдыха, каждая крыша на счету. Цель атаки - ударить врага в самое чувствительное место, за линией уже прорванного фронта, и предотвратить использование города в дальнейшем; а заодно и показать русским, когда они придут в Дрезден, на что способно Бомбардировочное командование».

Вот как происходило уничтожение Дрездена.

На момент первой бомбежки 13 февраля в городе с населением 640 тыс. человек находились и около 100 тыс. беженцев и раненых (в последние месяцы войны Дрезден был превращён в город-госпиталь).

В 22.09 час. первая волна британских бомбардировщиков сбросила на Дрезден 900 тонн фугасных и зажигательных бомб, что привело к возгоранию всего старого города.

В 01.22, когда интенсивность пожара достигла апогея, на город обрушилась вторая волна бомбардировщиков, сбросивших на пылающий Дрезден ещё 1 500 тонн «зажигалок».

Ещё через 9 часов последовала третья волна: лётчики - на сей раз уже американские, - за 38 минут сбросили на город около 400 тонн бомб. Вслед за бомбардировщиками появились истребители, принявшиеся «обрабатывать» город из пушек и пулемётов. Целью одной из атак стал берег Эльбы, где от пожарища спасались тысячи беженцев и раненых из госпиталей.

Точное количество жертв бомбардировок 13 - 14 февраля 1945 года до сих пор не установлено. По данным Международной исследовательской группы историков, работавшей в 2006-2008 годах, вследствие бомбардировок погибли 25 тыс. человек, из них около 8 тысяч - беженцы (обугленные трупы извлекали из подвалов домов ещё в 1947 году). Ранения и ожоги различной степени тяжести получили ещё более 30 тыс. человек. Подавляющим большинством жертв и раненых было гражданское население. Площадь зоны полных разрушений в Дрездене в четыре раза превысила площадь зоны полных разрушений в Нагасаки.

Ложь «союзников» и памятник убийце

Вопреки бытующему на Западе мнению, уничтожение Дрездена - этой архитектурной жемчужины Европы - не только не являлось акцией, проведённой по требованию командования Красной армии. Оно даже не было согласовано с командованием Красной Армии, передовые части которой подошли непосредственно к городу.

Как следует из рассекреченных документов Ялтинской конференции, в ходе её работы советская сторона передала союзникам письменную просьбу о бомбардировке железнодорожных узлов Берлина и Лейпцига . Документально подтверждённых просьб о бомбардировке Дрездена с советской стороны не поступало.

Ежегодно 13 февраля в 22:10 в Восточной и Центральной Германии звонят церковные колокола в память о жертвах. После того, как после объединения Германии это стало практиковаться и в западной части страны, Госдепартамент США заявил, что бомбардировка Дрездена проводилась по просьбе СССР.

«Большинство американцев много слышало о бомбардировке Хиросимы и Нагасаки, но лишь немногие знают о том, что больше людей погибло в Дрездене, чем было уничтожено в любом из этих городов, - пишет американский историк и публицист Дэвид Дюк. - Дрезден не имел военной значимости, и когда его бомбили, война была практически уже выиграна. Бомбардировка лишь укрепила противостояние Германии и стоила большего числа жизней союзников. Я искренне спрашиваю себя, была ли бомбардировка Дрездена военным преступлением? Было ли это преступление против человечества? Чем были виновны дети, погибшие самой страшной из смертей - сожжением заживо?..»

После окончания Второй мировой войны методы бомбардировочной авиации и сам Харрис подвергались критике, но никогда эти бомбардировки не признавались военными преступлениями.

В Великобритании сэр Артур Харрис был единственным из военачальников, не получившим титул пэра, хотя в 1946 году ему и было присвоено звание маршала Королевских ВВС. Из-за массовых нареканий он в 1948 году был вынужден уехать в Южную Африку , где и умер в 1984 году в возрасте 92 лет.

В отличие от многих британских лётчиков, чувствовавших вину за случившееся и называвших 13 февраля 1945 года худшим днём своей жизни, Харрис никогда не сожалел по поводу бомбардировок немецких городов, и уж тем более не раскаивался в содеянном. Ещё в феврале 1945 года он писал по этому поводу:

«Атаки на города, как и всякий другой акт войны, нетерпимы до тех пор, пока они не оправданы стратегически. Но они стратегически оправданы, поскольку имеют своей целью приблизить конец войны и сохранить жизни солдат союзников. Лично я не считаю, что все оставшиеся в Германии города стоят жизни одного британского гренадёра».

А в 1977 году, за четыре года до смерти, Харрис в интервью Би-би-си уверенно заявил: «Бомбардировки не позволили более чем миллиону немцев нести службу во фронтовых частях Вермахта: эти люди были зачислены в подразделения ПВО, или изготовляли боеприпасы для этих подразделений, или же были заняты на ремонтных работах после бомбёжек».

В 1992 году британская ветеранская организация Bomber Harris Trust, невзирая на протесты Германии и части британской общественности, установила в Лондоне памятник сэру Харрису. Этот монумент массовому убийце стоит и по сей день, причём под охраной полиции - вскоре после его установки на нём стали появляться «оскорбительные» граффити, и чтобы воспрепятствовать вандалам, памятник находится под полицейским контролем.

Документально установлено, что в ходе стратегических бомбардировок Германии англо-американской авиацией обширные территории страны были полностью опустошены, свыше 600 тысяч гражданских лиц погибли, вдвое больше ранены или искалечены, 13 миллионов остались без крова.

Бывшие