Внутренняя политика александра 3 по пунктам. Внутренняя и внешняя политика Александра III

Вступление на престол. После гибели 1 марта 1881 г. Александра II от бомбы террориста на престол вступил его сын Александр III Александрович. Он был вторым сыном Александра II и вначале предназначался к военной службе. В 18 лет он уже имел чин полковника.
Первоначально наследником престола был старший сын Александра II - Николай Александрович. Но в 1865 г. в Ницце он умер от болезни почек. Второго сына - двадцатилетнего Александра - срочно стали готовить к престолу. Воспитание Александра Александровича проходило под общим наблюдением генерал - адъютанта Б.А. Перовского, образованием руководил профессор Московского университета А.И. Чивилёв, специалист по политической экономии. Русский и немецкий языки, историю и географию ему преподавал известный академик Я.П. Грот. Он первый привил Александру любовь к родной истории и культуре. Затем историю преподавал известный учёный С.М. Соловьёв. После этого любовь к родной истории сформировалась у цесаревича окончательно. Никто из предшественников Александра III не занимался столько изучением родной истории и родной культуры, сколько Александр III. Правоведение великому князю преподавал известный учёный, профессор гражданского права К.П. Победоносцев . После окончания преподавания курса К.П. Победоносцев был назначен обер-прокурором Синода. Тактику и военную историю Александру Александровичу преподавал капитан М.И. Драгомиров, впоследствии генерал и один из основоположников национальной военной теории. В общем, Александр Александрович получил фундаментальное образование.
В 1866 г. состоялось бракосочетание цесаревича с дочерью датского короля Дагмарой, наречённой в православии Марией Фёдоровной. Она вначале предназначалась первому сыну Александра II Николаю Александровичу. Смерть наследника потрясла его невесту Дагмару и его брата Александра. Но у смертного одра Николая оба встретили свою судьбу. Преклонение перед памятью Николая оба пронесут через всю свою жизнь и своего старшего сына назовут его именем.
Александр III был хорошо образованным, трудолюбивым, интеллигентным. Большой рост и богатырское здоровье позволяли ему ломать подковы. Его любимым кушаньем была гурьевская каша, любимым занятием - рыбалка. "Европа может подождать, пока русский император удит рыбу", - сказал он однажды, желая подчеркнуть вес и значимость России в мировой политике.
1 марта 1881 г. он вступил на престол. Ему досталось тяжёлое наследство. После всеобъемлющих реформ 60-70-х гг. и русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. финансы страны были расстроены, экономическое развитие замедлилось, в сельском хозяйстве наблюдался застой. Крестьянство повсеместно проявляло недовольство проведённой реформой, в обществе росла напряжённость, постоянно происходили убийства и покушения на жизнь государственных деятелей.
Но Александр III дела правления сразу взял в свою твёрдую руку.
2 марта 1881 г. он присягнул Государственному совету и заявил, что в политике будет следовать заветам отца. В 1881 г. ещё при Александре II министр внутренних дел М.Т. Лорис-Меликов разработал проект введения представителей земских и городских учреждений в состав правительственных комиссий по разработке законопроектов. Этот проект сразу же при дворе стали называть "конституцией". Утром в день своей гибели Александр II в общем одобрил этот проект, и на 4 марта было назначено обсуждение этого проекта на заседании Совета министров. Из-за убийства императора заседание Совета министров было перенесено на 8 марта. Сразу же после гибели отца Александр III сказал М.Т. Лорис-Меликову: "Не изменяйте ничего в повелениях отца. Они будут его завещанием". Но 6 марта император получил письмо от обер-прокурора Синода К.П. Победоносцева, в котором тот призывал отказаться от либерального курса Александра II. "Это будет погибель и России, и ваша", - убеждал К.П. Победоносцев. Обер-прокурор Синода к этому времени стал главным советчиком Александра III. Его мнением царь дорожил.
8 марта 1881 г. состоялось заседание Совета министров под председательством Александра III, на котором обсуждался вопрос о дальнейшем направлении внутренней политики. М.Т. Лорис-Меликов настаивал на утверждении своего проекта. Его поддержали военный министр Д.А. Милютин и министр финансов А.А. Абаза. Их главным противником стал К.П. Победоносцев. Он призывал отказаться от политики либеральных реформ, утверждая, что Россия погибнет, как когда-то погибла великая Польша. Спасёт Россию только неограниченное самодержавие. Реформы и уступки только расшатывают государство. Проект министра внутренних дел - это попытка "устроить всероссийскую верховную говорильню". Депутаты не будут выражать мнение страны. Нужно не реформы проводить, а каяться, так как ещё не погребено тело либерально настроенного государя.
Речь обер-прокурора произвела сильное впечатление на присутствующих. Александр III начал колебаться. Проект М.Т. Лорис-Меликова был передан на рассмотрение в Особую комиссию, но та так ни разу и не собралась. Александр III колебался около месяца, затем встал на сторону К.П. Победоносцева. Все видные террористы "Народной воли", участвовавшие в убийстве Александра II, были арестованы. А затем по приговору суда в апреле 1881 г. повешены.
29 апреля 1881 г. Александр III выступил с манифестом "О незыблемости самодержавия", подготовленным К.П. Победоносцевым. (См. Дополнительный хрестоматийный материал) В манифесте говорилось о приверженности нового императора принципам неограниченного самодержавия, и были сформулированы основные принципы внутренней и внешней политики правительства. В области внутренней политики основным лозунгом стал "Россия для русских", во внешней политике император руководствовался принципом поддержания мира со всеми государствами.
На следующий день либерально настроенные М.Т. Лорис-Меликов, А.А. Абаза, Д.А. Милютин подали царю прошение об отставке. Отставка была принята. Вскоре царским манифестом был обновлён состав правительственных чиновников. В правительство пришли консервативно настроенные Д.А. Толстой, В.П. Мещерский, Г.С. Строганов и другие. Первоочередные меры правительства были направлены на предотвращение революции.
Министром внутренних дел был назначен Н.П. Игнатьев, бывший до этого послом в Турции. Новый министр пытался сочетать полицейско-административные меры по искоренению "крамолы" с либеральным курсом М.Т. Лорис-Меликова. 14 августа 1881 г. им было издано "Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия". Первоначально положение распространялось на территории 10 губерний полностью и 2 частично. Согласно этому постановлению любая местность могла быть объявлена на чрезвычайном положении. Губернаторы получали право арестовывать в административном порядке на срок до 3 мес., штрафовать на сумму от 500 до 5000 руб., передавать дело на рассмотрение военного суда, конфисковать имущество. Была активизирована деятельность цензуры. Местная администрация могла закрывать учебные заведения, торговые и промышленные предприятия, приостанавливать деятельность земств и городских дум, закрывать органы печати. В 1882 г. была создана межведомственная комиссия для выработки мер по усилению надзора за молодёжью. Вместе с тем были предприняты меры по улучшению экономического положения крестьян. В 1881 г. Н.П. Игнатьев поручил своему помощнику М.С. Каханову разработать реформу местного управления, направленную на расширение полномочий местных органов управления. Важным шагом в политическом преобразовании России Н.П. Игнатьев считал созыв совещательного Земского собора как исторически присущую России форму взаимодействия императора с народом. Втайне от К.П. Победоносцева Н.П. Игнатьев разработал проект созыва Земского собора и представил его императору. 27 мая 1882 г. Земский собор должен был открыться к коронации Александра III и продемонстрировать единение народа с императором. Однако проект Н.П. Игнатьева получил резкую оценку К.П. Победоносцева, а сам Н.П. Игнатьев 30 мая 1882 г. получил отставку.
После этого внутренняя политика Александра III всё чётче становилась консервативно-охранительной. В 80-е - начале 90-х гг. в области просвещения, печати, местного управления, суда и в конфессиональной политике последовал ряд законодательных актов, которые ранее в научно - исследовательской и учебной литературе определяли не совсем удачно как "контрреформы". На самом деле, правительство предприняло ряд мер, направленных на ограничение характера и действия реформ 60-х - 70-х гг. Происходила корректировка либерального курса Александра II с учётом российских реалий.

Политика в области цензуры. После отставки Н.П. Игнатьева министром внутренних дел стал Д.А. Толстой. Одновременно он был назначен и шефом жандармов. 27 августа 1882 г. были утверждены новые "Временные правила о печати". Правительство создавало Особое совещание четырёх министров - внутренних дел, юстиции, народного просвещения и обер-прокурора Синода, которое устанавливало строгий административный надзор над газетами и журналами. Отныне редакторы по требованию министра внутренних дел должны были сообщать имена авторов статей, печатающихся под псевдонимами. Любой печатный орган после трёхкратного предупреждения мог быть закрыт решением Особого совещания. В 1883 - 1884 гг. были закрыты все радикальные и многие либерально настроенные печатные издания. В частности, были закрыты "Отечественные записки" М.Е. Салтыкова - Щедрина. Журнал "Дело" Н.В. Шелгунова, газеты "Голос", "Московский телеграф", "Земство", "Страна" сами прекратили свои издания. Правительство оказывало поддержку и субсидировало "правые" издания, в частности, газеты "Московские ведомости" М.Н. Каткова, "Гражданин" В.П. Мещерского.

Политика правительства в области просвещения. В 1884 г. был отменён либеральный университетский устав, допускавший выборность ректоров, деканов, профессоров и предоставлявший университетам автономию. Было введено назначение ректоров и профессоров министром просвещения. При назначении на должность большее внимание уделялось политической благонадёжности претендентов. Был организован надзор за поведением студентов, вновь вводилась форменная одежда. Для поступления в университет требовалась характеристика школы, а также свидетельство полиции о благонадёжности поступающего в университет. Плата за обучение в университетах повысилась с 10 руб. до 50 руб. в год. В случае неповиновения студента исключали из университета, и он оказывался по закону о всеобщей воинской повинности в армии в качестве рядового. Из университетов был уволен целый ряд профессоров, пропагандировавших революционные идеи: юрист С.А. Муромцев, социолог М.М. Ковалевский, филолог Ф.Г. Мищенко, историк В.И. Семевский и др. В 1882 - 1883 гг. практически ликвидировалось высшее женское образование: были закрыты высшие женские курсы в Петербурге, Москве, Киеве, Казани. Деятельность возобновили только в 1889 г. Бестужевские женские курсы в Петербурге. Церковноприходские школы были переданы в ведение Синода. В 1887 г. был издан циркуляр, получивший название указа "о кухаркиных детях". В циркуляре предписывалось не принимать в гимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей, детей коих, за исключением разве одарённых необыкновенными способностями, вовсе не следует выводить из среды, к коей они принадлежат". Резко повышалась плата за обучение в гимназиях. Реальные училища были преобразованы в технические школы, окончание которых не давало право поступления в университет.

Введение института земских начальников. Правительство предприняло меры к укреплению государственной власти на местах. В 1889 г. было издано "Положение о земских участковых начальниках", по которому в 40 губерниях России создавалось 2200 земских участков во главе с земскими начальниками. Земские начальники назначались министром внутренних дел по представлению губернаторов и губернских предводителей дворянства из местных потомственных дворян - землевладельцев. Земский начальник наделялся самыми широкими правами и полностью контролировал жизнь вверенной ему деревни. Он мог отменить любое решение схода, получал право суда над крестьянами, по своему усмотрению мог подвергать крестьянина телесным наказаниям, арестовывать без всякого суда сроком до 3 дней и штрафовать его на сумму до 6 руб., давал разрешение на раздел семьи, на передел земли. Земский начальник также назначал членов волостного суда из предложенных крестьянами кандидатур, мог отменить любое решение волостного суда, а самих судей арестовывать, подвергать телесным наказаниям, штрафовать. Постановления и решения земских начальников считались окончательными и не подлежали обжалованию. Должность земских начальников вводилась с целью приблизить к народу правительственную власть.

Изменения в области местного управления и суда. В земских и городских органах местного самоуправления, созданных в результате реформ Александра II, вскоре - на рубеже 70-х - 80-х гг.- возобладали либеральные настроения. Земства в основном встали в оппозицию к правительству. Всё чаще земские деятели выступали с конституционными притязаниями. Правительство стало предпринимать меры к ограничению действия городской и земской реформ Александра II.
Правительство попыталось усилить роль дворянства в земствах и ограничить в них представительство недворянских элементов, ограничить компетенцию земств и поставить земства под жёсткий контроль правительства. В 1890 г. было утверждено новое "Положение о губернских и земских учреждениях". Оно сохраняло принцип сословности и выборности земств. Землевладельческая курия , по которой ранее баллотировались все землевладельцы, теперь становилась только курией дворян - землевладельцев. Для дворян снижался избирательный ценз вдвое, число гласных землевладельческой курии ещё более увеличивалось, соответственно число гласных по другим куриям - городской и сельской - уменьшалось. Крестьяне фактически лишались земского представительства. Теперь они могли выбирать только кандидатов в земские гласные, список же этот рассматривал уездный съезд земских начальников. По утверждению этого съезда губернатор утверждал гласных. Резко повышался избирательный ценз для городской курии, вследствие этого более половины городских жителей лишались права участвовать в выборах в земства. Вместе с тем правительство пошло на ограничение прав земств. Теперь деятельность земств была поставлена под жёсткий контроль местной администрации. Отныне губернатор мог отменить любое постановление земства и внести на рассмотрение земства любой вопрос, исходя из принципа целесообразности.
В 1892 г. было издано новое "Городовое положение", по которому ограничивались избирательные права городского населения. Был значительно повышен избирательный ценз, вследствие чего избирательных прав были лишены мелкая буржуазия, мелкие торговцы, приказчики и т.д. В результате резко сократилось число избирателей в городские думы. Например, в Петербурге число избирателей сократилось с 21 тыс. до 6 тыс., в Москве с 23 до 7 тыс. В других городах число избирателей сократилось в 5 - 10 раз. Городские думы также были поставлены под контроль местного губернатора. Городские головы и члены городских управ отныне стали считаться государственными чиновниками.
Частичным изменениям подверглось и судопроизводство. Уже в 1881 г. существенно ограничивалась гласность в судопроизводстве по политическим делам, прекратились публикации отчётов о политических процессах. В 1887 г. был издан указ, согласно которому министру юстиции предоставлялось право запрещать публичное рассмотрение в суде любого дела. В 1889 г. был издан указ, по которому ограничивалась роль присяжных заседателей. Из их юрисдикции был изъят ряд дел, повышался ценз для присяжных.

Национальный вопрос. Национальная политика правительства была направлена на укрепление официального православия, на русификацию окраин и на стеснение в правах некоторых национальностей. Появился лозунг "Россия для русских и православных". На территории России началось усиленное строительство православных храмов. За 11 лет правления Александра III было построено 5000 церквей, наиболее известные из них - Храм Воскресения Христова на месте гибели Александра II, храм Святого Равноапостольного князя Владимира в Киеве. В правление Александра III было закончено строительство Храма Христа Спасителя в память об избавлении России от наполеоновского нашествия. В религиозной политике правительство стало преследовать последователей христианских неправославных сект, старообрядцев, католиков. Бурятам и калмыкам было запрещено строительство буддистских храмов. На востоке империи правительство всячески поощряло переход местного населения в православие.
Существенно были стеснены в правах евреи и поляки - католики. Ещё в XVIII в. для евреев была введена "черта оседлости" , в пределах которой им разрешено было проживание. Черта оседлости включала Польшу, Литву, Белоруссию, Правобережную Украину, Бессарабию, Черниговскую и Полтавскую области. Это ограничение не распространялось на евреев-купцов 1 гильдии, лиц с высшим образованием, ремесленников и солдат. В 1882 г. были изданы "Временные правила", согласно которым евреи были лишены права селиться вне городов и местечек, определённых "чертой оседлости", им также запрещалось приобретение и аренда недвижимого имущества. В 1887 г. для евреев была определена процентная норма при приёме в высшие учебные заведения - 3% в столицах, 5% - вне черты оседлости. С 1889 г. был приостановлен приём евреев на должности присяжных поверенных (адвокатов).
Правительство проводило активную политику по "обрусению" Польши. На все важные посты в Польше назначались русские, русский язык усиленно насаждался в школе и в делопроизводстве польских административных учреждений. Был предпринят ряд мер по дальнейшему интегрированию польской экономики в экономику России. Так, в 1885 г. Польский банк был преобразован в Варшавскую контору Петербургского банка. Польская монета прекратила своё хождение. В Западном крае стала проводиться поддержка русских землевладельцев. Дворянский земельный банк в Западном крае предоставлял кредиты только русским землевладельцам.
Русификация проводилась на территориях, где проживало родственное русским население. Так, на Украине в 1881 г. было подтверждено ограничение 1875 г., запрещавшее на Украине издание книг на украинском языке. В результате центр украинофильского движения переместился в Галицию, входившую в состав Австро-Венгрии. Это привело к усилению на Украине антирусских настроений.
В Прибалтике правительство вело "борьбу с германизацией". Три прибалтийские губернии - Эстляндия, Лифляндия, Курляндия - жили обособленной от остальной территории империи жизнью. Земля здесь в основном принадлежала "остзейским немцам" - потомкам знатных немецких и шведско-датских родов. Они занимали все важные посты в местной администрации, немецкий язык господствовал в учебных заведениях, судах. Православные платили сборы в пользу лютеранских церквей и лютеранского духовенства. Исторически в Прибалтике сложилось противостояние между "остзейскими немцами" и остальным латышским и эстонским населением. От этого "немецкого" засилья страдало не только русское, но и местное население. Правительство стало переводить учебные заведения, судебную систему, местные органы управления на русский язык. В 1887 г. было введено преподавание на русском языке во всех высших учебных заведениях. Это встречало одобрение местного населения.
В то же время автономия Финляндии была существенно расширена. Великое княжество Финляндское вошло в состав Российской империи в 1809 г. По традиции оно обладало самой широкой автономией: имело свой сейм, свои войска, свою денежную систему. Финский сейм при Александре III получил право законодательной инициативы, которого он добивался два десятка лет. Государственным языком, по-прежнему, оставался шведский язык, хотя на нём говорило только 5% населения, и финский. С 1890 г. правительство стало предпринимать меры для более тесного единения Финляндии с Россией. В 1890 г. был издан манифест, согласно которому российская монета вводилась на почтах и железных дорогах. При Николае II финляндское войско было упразднено.

Экономическая политика правительства. В 80-е гг. XIX вв. России начался спад экономического роста. Поэтому с самого начала правления Александр III поставил перед правительством задачу - вывести российскую экономику из кризисного состояния.
Для стимулирования экономического роста решено было привлечь научные силы страны. На ключевые должности в правительстве были назначены выдающие финансисты, экономисты, юристы, историки, правоведы, математики, статисты.

Финансы. В мае 1881 г. на пост министра финансов был назначен выдающийся учёный-экономист, ректор Киевского университета Н.Х. Бунге . Финансы страны находились в расстроенном состоянии. На 1 января 1881 г. государственный долг составлял 6 млрд. руб. Н.Х. Бунге решил оздоровить финансы страны путём реформирования системы сбора налогов. В 1887 г. в России была отменена подушная подать (прямой налог). Вместо неё в 1881 - 1886 гг. вводятся косвенные налоги: акцизные сборы на водку, сахар, табак, нефть. Были увеличены поземельный налог, с недвижимости в городах, с золотодобывающей промышленности, раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий, с доходов от денежных капиталов, были введены налоги на наследство и на заграничные паспорта. С 1882 по 1885 гг. на 30% были увеличены таможенные пошлины. Это автоматически уменьшало импорт товаров в Россию, но увеличивало ввоз капиталов. Правительство отказалось от прямого финансирования большинства предприятий, число опекаемых предприятий резко сократилось. Правительство продолжало поддерживать стратегически важные производства - горные и оружейные заводы, паровозостроение. Правительство усиливало государственный контроль над оборотами железных дорог для прекращения крупных спекуляций, выкупало наименее доходные частные железные дороги. По инициативе Н.Х. Бунге начал издаваться "Вестник финансов, промышленности и торговли", где впервые начались публикации государственного бюджета. Н.Х. Бунге выступал против льгот поместному дворянству, был сторонником частного капитала, выступал за сокращение вооружённых сил. Его деятельность на посту министра финансов встречала противодействие К.П. Победоносцева, подвергалась резкой критике на страницах консервативных изданий - "Московских ведомостей" и "Гражданина". Меры Н.Х. Бунге не ликвидировали дефицит государственного бюджета и инфляцию.1 января 1887 г. Н.Х. Бунге был уволен.
Министром финансов стал крупнейший учёный - математик, предприниматель И.А. Вышнеградский. Он энергично принялся ликвидировать дефицит бюджета, но идя на жёсткие меры по отношению к народным массам. Были резко увеличены прямые налоги: государственный поземельный, с городских недвижимых имуществ, торговые и промысловые. Также резко были повышены косвенные налоги на предметы первой необходимости: на спички и осветительные масла, питейный акциз. Усилилось протекционистское направление таможенной политики: в 1891 г. был издан новый таможенный тариф, который был больше прежнего уже на 1/3. Был значительно увеличен экспорт хлеба и других продовольственных товаров. Правительство установило ещё более жесткий контроль над деятельностью частных железнодорожных компаний. Ещё активнее государство скупало частные железные дороги. К 1894 г. государству уже принадлежало 52% всех железных дорог. Благодаря этим мерам, железные дороги страны стали представлять собой единый организм. И.А. Вышнеградскому удалось увеличить доходную часть бюджета с 958 млн. до 1167 млн. руб. Дефицит бюджета был ликвидирован, доходы даже несколько превысили расходы. И.А. Вышнеградский создал золотой запас свыше 500 млн. руб., начал подготовку винной и табачной монополий. На посту министра финансов своё личное состояние удвоил и довёл до 25 млн. руб. В 1892 г. министром финансов был назначен С.Ю. Витте .

Развитие российской промышленности. Правительство предприняло важные меры для привлечения отечественного капитала в промышленность. В 90-е гг. начинается заметное оживление всех отраслей экономики, особенно металлургической, машиностроительной, химической, текстильной, пищевой. Бурно развивались отрасли промышленности, связанные с новыми видами топлива - углём и нефтью. В Донецком бассейне, где до 1887 г. было 2 металлургических завода, в 1887 г. их стало уже 17. Бурный рост переживала нефтяная промышленность на Кавказе. В 1900 г. Россия занимала первое место в мире по нефтедобыче - 600 млн. пудов. Здесь успешно внедрялись новые способы добычи, хранения, переработки нефти и нефтепродуктов, пользующихся всё большим спросом во всём мире. В Закавказье успешно развивалась и горная промышленность. На предприятиях, созданных в 90-е гг., внедрялись формы крупного производства, передовая техника, новейшие технологии.
В правление Александра III уделялось большое внимание развитию транспорта, особенно железнодорожного. С 1880 по 1888 гг. была сооружена Закаспийская железная дорога , связавшая Среднюю Азию с берегом Каспийского моря. В 1891 г. началось строительство Сибирской железной дороги , связавшей центр России с Дальним Востоком. Закладку Уссурийского участка этого пути в 1891 г. во Владивостоке совершил наследник престола Николай Александрович. В 90-е гг. была введена в строй Закавказская железная дорога , связавшая Баку, Тифлис, Эривань c городами Центральной России. Если в 60-е гг. XIX в. протяжённость железных дорог в России составляла 2 тыс. вёрст, то к концу XIX в. - 53 тыс. вёрст.
Новым вопросом в экономической политике становится рабочий вопрос. В правление Александра III было положено начало рабочему законодательству. Так, рабочий день малолетних детей от 12 до 15 лет ограничивался 8 часами, труд детей до 12 лет вообще запрещался. Был принят закон о штрафах, о фабричной инспекции. Штрафы регламентировались и не могли превышать 1/3 зарплаты, причём штрафные деньги должны были расходоваться на нужды рабочих. Российское рабочее законодательство вскоре опередило западноевропейское.

Сельское хозяйство. Сельское хозяйство продолжало оставаться отсталой отраслью экономики. Эволюция капиталистических отношений в сельском хозяйстве происходила очень медленно.
После реформы 1861 г. положение многих помещичьих хозяйств ухудшилось. Часть помещиков не смогла приспособиться к новым условиям и разорилась. Другая - вела хозяйство по-старинке. Правительство было обеспокоено этим положением и стало предпринимать меры для поддержания помещичьих хозяйств. В 1885 г. был создан Дворянский банк. Он выдавал помещикам ссуду на срок от 11 до 66,5 лет из расчёта 4,5% годовых. В целях обеспечения помещичьих хозяйств рабочей силой в 1886 г. были установлены строгие наказания за уход батраков от помещика раньше намеченного срока.
Ухудшалось положение значительного числа крестьянских хозяйств. До реформы крестьяне были на попечении помещика, после реформы оказались предоставленными сами себе. У основной массы крестьянства не было ни денег на приобретение земли, ни агрономических знаний для развития своих хозяйств. Задолженности крестьян по выкупным платежам росли. Крестьяне разорялись, продавали землю и уходили в города.
Правительство предпринимало меры к снижению налогообложения крестьянства. В 1881 г. были понижены выкупные платежи за землю и прощены крестьянам накопившиеся по выкупным платежам недоимки. В этом же году все временнообязанные крестьяне переводились на обязательный выкуп. В деревне главной проблемой для правительства всё более становилась крестьянская община. Она сдерживала развитие капитализма в сельском хозяйстве. В правительстве были как сторонники, так и противники дальнейшего сохранения общины. В 1893 г. был принят закон о пресечении постоянных переделов земли в общинах, так как это вело к росту напряжённости в деревне. В 1882 г. был создан Крестьянский банк. Он предоставлял крестьянам на выгодных условиях кредиты и ссуды для совершения операций с землёй.

  • Благодаря этим и другим мерам в сельском хозяйстве появились новые черты. В 80-е гг. заметно увеличилась специализация сельского хозяйства по отдельным регионам:
    • хозяйства в польских и прибалтийских губерниях перешли на производство технических культур и производство молока;
    • центр зернового хозяйства переместился в степные районы Украины, Юго-Востока и Нижнее Поволжье;
    • животноводство получило развитие в Тульской, Рязанской, Орловской и Нижегородской губерниях.

В стране преобладало зерновое хозяйство. С 1861 по 1891 гг. посевные площади увеличились на 25%. Но сельское хозяйство развивалось в основном экстенсивными методами - за счёт распашки новых земель. Урожайность повышалась очень медленно, подавляющая часть крестьян обрабатывала поля старыми методами, не применяя передовых технологий: улучшенные сорта, удобрения, современную технику. Стихийные бедствия - засуха, продолжительные дожди, заморозки - продолжали приводить к страшным последствиям. Так, вследствие голода 1891 - 1892 гг. умерло свыше 600 тыс. чел.

Развитие науки. В правление Александра III наблюдается дальнейшее развитие российской науки. Личная заслуга императора была в этом весьма значительна. Активно развивалось краеведение. В естественных, технических, математических науках формируются оригинальные школы. Мировую известность получает геолого-географическая, минералогическая, почвоведческая школа В.В. Докучаева. В 1882 г. Александр III издал указ об открытии в Сибири первого университета в г. Томске. Никто из русских правителей не придавал столько значения развитию исторической науки, сколько Александр III. Он был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его председателем. Император был знатоком русской археологии. Он поощрял издание Русского Биографического Словаря, труды по изучению памятников отечественной истории, научные изыскания отдельных исследователей.

Внешняя политика. Главой министерства иностранных дел стал Н.К. Гирс . Во главе многих подразделений министерства и в русских посольствах ведущих стран мира оставались опытные дипломаты горчаковской школы.

  • Основные направления внешней политики Александра III:
    • укрепление влияния на Балканах;
    • поиск союзников;
    • установление границ на юге Средней Азии;
    • закрепление России на новых территориях Дальнего Востока.

1. Политика России на Балканах. После Берлинского конгресса на Балканах значительно укрепила своё влияние Австро-Венгрия. Оккупировав Боснию и Герцоговину, она стала стремиться распространить своё влияние и на другие балканские страны. Австро-Венгрию в её устремлениях поддерживала Германия. Австро-Венгрия стала пытаться ослабить влияние России на Балканах. Центром борьбы Австро-Венгрии и России стала Болгария.
В результате русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг. после пятивекового турецкого ига Болгария в 1879 г. обрела свою государственность. В Петербурге для Болгарии была разработана конституция. В духе времени Болгария стала конституционной монархией. По конституции власть правителя Болгарии несколько ограничивалась, зато более широкими полномочиями наделялся глава правительства. Но болгарский престол был вакантным. По Берлинскому договору 1878 г. претендент на болгарский престол должен был получить одобрение русского царя. По рекомендации Александра II князем Болгарии в 1879 г. стал 22 - летний гессенский принц А. Баттенберг, племянник императрицы Марии Александровны. Россия рассчитывала, что Болгария станет её союзницей. Вначале болгарский князь проводил дружественную России политику. Во главе болгарского правительства он поставил Л.Н. Соболева, на все важные министерские посты назначил русских военных. Русские офицеры и генералы стали активно создавать болгарскую армию. Затем болгарский князь попал под австрийское влияние. В мае 1881 г. А. Баттенберг совершил государственный переворот: отменил конституцию и сделался неограниченным правителем. Болгарский князь не считался с русофильскими настроениями народных масс Болгарии и стал проводить проавстрийскую политику. Чтобы удержать Болгарию под своим влиянием, Александр III принудил А. Баттенберга восстановить конституцию. А. Баттенберг после этого сделался непримиримым врагом России.
Австро-Венгрия не оставила намерений вывести Болгарию из-под влияния России и стала подстрекать сербского короля Милана Обреновича начать войну против Болгарии. В 1885 г. Сербия объявила Болгарии войну, но болгарская армия разбила сербов и вступила на территорию Сербии.
К этому времени в Восточной Румелии (Южная Болгария в составе Турции) вспыхнуло восстание против турецкого владычества. Турецкие чиновники были изгнаны из Восточной Румелии. Было объявлено о присоединении Восточной Румелии к Болгарии.
Объединение Болгарии вызвало острый балканский кризис . Война между Болгарией и Турцией с вовлечением в неё России и других стран могла вспыхнуть в любой момент. Александр III был разгневан. Объединение Болгарии произошло без ведома России, это вело к осложнению отношений России с Турцией и Австро-Венгрией. Россия понесла тяжелейшие людские потери в русско-турецкой войне 1877 - 1878 гг. и к новой войне была не готова. И Александр III впервые отступил от традиций солидарности с балканскими народами: он выступил за неукоснительное соблюдение статей Берлинского договора. Александр III предложил Болгарии самой решать свои внешнеполитические проблемы, отозвал русских офицеров и генералов, не стал вмешиваться в болгаро-турецкие дела. Тем не менее русский посол в Турции объявил султану, что Россия не допустит турецкого вторжения в Восточную Румелию.
На Балканах Россия из противницы Турции превратилась в её фактическую союзницу. Позиции России были подорваны в Болгарии, а также в Сербии и Румынии. В 1886 г. дипломатические отношения между Россией и Болгарией были разорваны. Александр Баттенберг был вынужден отречься от престола. В 1887 г. новым болгарским князем стал Фердинанд I, принц Кобургский, состоявший до этого офицером на австрийской службе. Новый болгарский князь понимал, что он правитель православной страны. Он старался считаться с глубокими русофильскими настроениями широких народных масс и даже в крёстные отцы своему наследнику сыну Борису в 1894 г. избрал русского царя Николая II. Но бывший офицер австрийской армии так и не смог преодолеть по отношению к России "чувство непреодолимой антипатии и известного страха". Отношения России с Болгарией оставались натянутыми.
2. Поиски союзников. В 80-е гг. осложняются отношения России с Англией. Столкновение интересов двух европейских государств происходит на Балканах, в Турции, Средней Азии. В то же время осложняются отношения Германии и Франции. Оба государства находились на грани войны друг с другом. В этой ситуации и Германия, и Франция стали искать союза с Россией на случай войны друг с другом. В 1881 г. германский канцлер О. Бисмарк предложил России и Австро-Венгрии возобновить на шесть лет действие "Союза трёх императоров". Суть этого союза заключалась в том, что три государства обязались соблюдать решения Берлинского конгресса, не изменять без согласия друг друга положение на Балканах и соблюдать нейтралитет по отношению друг к другу на случай войны. Следует отметить, что эффективность этого союза для России была незначительной. В то же время О. Бисмарк втайне от России в 1882 г. заключил Тройственный союз (Германия, Австро-Венгрия, Италия) против России и Франции, который предусматривал оказание странами-участницами военной помощи друг другу на случай военных действий с Россией или Францией. Заключение Тройственного союза не осталось тайной для Александра III. Русский царь стал искать других союзников.
В 1887 г. отношения между Германией и Францией обострились до предела. Но Александр III не поддержал агрессивные устремления Германии в отношении Франции. Используя родственные связи, он напрямую обратился к германскому императору Вильгельму I и удержал его от нападения на Францию. Но война Германии с Францией с целью полного разгрома последней была в планах канцлера О. Бисмарка. Из-за русских сорвались его планы. Тогда О. Бисмарк решил наказать Россию и предпринял против неё меры экономического характера. Ухудшение отношений нашло отражение в "таможенной войне". В 1887 г. Германия не предоставила России займа и повысила пошлины на русский хлеб, в то же время она создала благоприятные условия для ввоза в Германию американского зерна. В России были повышены пошлины на ввозимые немецкие товары: железо, уголь, аммиак, сталь.
В этой ситуации началось сближение России и Франции, что было для Франции единственным путём избежать войны с Германией. В 1887 г. французское правительство предоставило России крупные кредиты. Летом 1891 г. французская эскадра прибыла в Кронштадт с "визитом дружбы". Французских моряков встречал сам Александр III. В 1893 г. в Тулоне французы принимали русских моряков. В 1891 г. были согласованы действия России и Франции на случай военной угрозы для одной из сторон, а через год была подписана секретная военная конвенция. Русско-французский союз стал противовесом Тройственному союзу, заключённому Германией, Австро-Венгрией и Италией.

Среднеазиатская политика. В Средней Азии после присоединения Казахстана, Кокандского ханства, Бухарского эмирата, Хивинского ханства продолжалось присоединение туркменских племён. В правление Александра III территория Российской империи увеличилась на 430 тыс. кв. км. На этом расширение границ Российской империи закончилось. России удалось избежать военного столкновения с Англией. В 1885 г. было подписано соглашение о создании русско-английских военных комиссий для определения окончательных границ России и Афганистана.

Дальневосточное направление. В конце XIX в. на Дальнем Востоке быстро усиливалась экспансия Японии. Япония до 60-х гг. XIX в. была феодальной страной, но в 1867 - 1868 гг. там произошла буржуазная революция, и японская экономика стала динамично развиваться. С помощью Германии Япония создала современную армию, при помощи Англии и США активно строила свой флот. В то же время Япония проводила на Дальнем Востоке агрессивную политику. В 1876 г. японцы приступили к захватам в Корее. В 1894 г. между Японией и Китаем началась война из-за Кореи, в которой Китай потерпел поражение. Корея становилась зависимой от Японии, к Японии отходил Ляодунский полуостров. Затем Япония захватила Тайвань (китайский остров) и острова Пэнхуледао. Китай выплачивал огромную контрибуцию, японцы получили право свободного плавания по главной китайской реке Янцзы. Но Россия, Германия и Франция заявили официальный протест и заставили Японию отказаться от Ляодунского полуострова. По соглашению с Россией Япония получала право держать войска в Корее. Соперницей Японии на Дальнем Востоке становилась Россия. Война России с Японией становилась неизбежной. Из-за отсутствия дорог, слабости военных сил на Дальнем Востоке Россия была не готова к военным столкновениям и старалась их избегать.
В 80-90-е гг.XIX, несмотря на ослабление влияния на Балканах, России удавалось сохранять статус великой державы. В царствование Александра III Россия не вела ни одной войны. За поддержание европейского мира Александр III получил название Миротворца .

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Ивановский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Сатинской средней общеобразовательной школы

ПРОЕКТ

по истории на тему «Внутренняя политика Александра III»

Выполнил: ученик 8-К класса

Куликов Дмитрий

Руководитель: учитель истории,

географии и обществознания

Ерохина Галина Васильевна

Ивановка - 2015

Введение

Характеристика Александра III

Начало царствования

Основные направления внутренней политики Александра III

Заключение

Введение

Актуальность исследования:

В настоящее время история не является популярным предметом в школах, а даже напротив: многие очень не любят эту науку, находя ее слишком сложной и нудной. В некоторых моментах я даже соглашусь с этим. Но в целом... А когда дело касается истории твоей страны, твоей родины, нельзя сказать, что ты не любишь историю. Какой ты тогда патриот?
Я же при должном количестве информации и сильном интересе к изучению политики различных правителей выбрал именно эту тему.

Цель:

Изучение внутренней политики Александра III

Задачи:

1. Дать характеристику Александру III

2. Рассказать о начале правления

3. Показать главные направления внутренней политики а) в укреплении самодержавия

б) в промышленности

в) в сельском хозяйстве

4. Развивать умение работы над проектом

Гипотеза:

Александр III - император, взявший твердый курс на сохранение основ самодержавия.

Практическая значимость:

Проект может быть использован на уроках истории. Он может помочь людям, не знающим историю страны, разобраться в политике Александра III.

Характеристика Алксандра III

АЛЕКСАНДР III (26 февраля1845, Санкт-Петербург - 20 октября 1894, Ливадия, Крым), российский император (с 1881), второй сын великого князя Александра Николаевича (впоследствии - император Александр II) и великой княгини (впоследствии - императрицы) Марии Александровны.

Не будучи по рождению наследником престола, Александр Александрович готовился главным образом к военной деятельности. Стал цесаревичем в 1865 после смерти старшего брата великого князя Николая Александровича, с этого времени начал получать более обширное и фундаментальное образование. Среди наставников Александра Александровича были С. М. Соловьев (история), Я. К. Грот (история литературы), М. И. Драгомиров(военное искусство). Наибольшее влияние на цесаревича оказал преподаватель законоведения К. П. Победоносцев.

В 1866 Александр Александрович женился на невесте покойного брата, датской принцессе Дагмаре (1847-1928; в православии - Мария Федоровна). У супругов родились дети: Николай (впоследствии российский император Николай II), Георгий, Ксения, Михаил, Ольга.

Александр Александрович состоял наказным атаманом всех казачьих войск, занимал ряд военных должностей (до командующего войсками Петербургского военного округа и Гвардейского корпуса). С 1868 - член Государственного совета и Комитета министров. В русско-турецкой войне 1877-78 командовал Рущукским отрядом в Болгарии. После войны участвовал вместе с Победоносцевым в создании Добровольного флота - акционерной судоходной компании, призванной содействовать внешнеэкономической политике правительства.

Черты характера и образ жизни заметно выделяли Александра Александровича из придворной среды. Александр III держался строгих правил морали, был весьма набожен, отличался бережливостью, скромностью, неприязнью к комфорту, досуги проводил в узком семейном и дружеском кругу. Интересовался музыкой, живописью, историей (он был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его первым председателем). Способствовал либерализации внешних сторон общественной деятельности: отменил коленопреклонения перед царем, разрешил курение на улицах и в общественных местах и др.

Отличаясь сильной волей, Александр III в то же время обладал ограниченным и прямолинейным умом. В реформах своего отца, Александра II, он видел прежде всего негативные аспекты - рост правительственной бюрократии, тяжелое материальное положение народа, подражание западным образцам. Он испытывал стойкую неприязнь к либерализму и интеллигенции. Эти взгляды подкреплялись впечатлениями от быта и нравов высших сфер (многолетняя связь его отца с княжной Е. М. Долгоруковой, коррупция в правительственных кругах и др.) Политический идеал Александра III опирался на представления о патриархально-отеческом самодержавном правлении, насаждении в обществе религиозных ценностей, укреплении сословной структуры, национально-самобытном общественном развитии.

Начало царствования

После гибели Александра II от бомбы народовольца у трона развернулась борьба между либералами и охранителями. Лидеры охранителей Победоносцев (с 1880 - обер-прокурор Святейшего Синода) и журналист М. Н. Катков выступили против планов изменений в государственном устройстве, предложенных министром внутренних дел М. Т. Лорис-Меликовым. По настоянию Победоносцева Александр III издал 29 апреля 1881 манифест "О незыблемости самодержавия", что привело к отставке Лорис-Меликова и его сторонников.

Начало правления Александра III характеризовалось ужесточением административно-полицейских репрессий и цензуры (Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия, 1881; Временные правила о печати, 1882). К середине 1880-х годов правительству путем репрессий удалось подавить революционное движение, прежде всего "Народную волю". В то же время был принят ряд мер, облегчающих материальное положение народа и смягчающих социальную напряженность в обществе (введение обязательного выкупа и снижение выкупных платежей, учреждение Крестьянского поземельного банка, введение фабричной инспекции, поэтапная отмена подушной подати и др.).

Преемник Лорис-Меликова на посту министра внутренних дел Н. П. Игнатьев попытался увенчать политику "народного самодержавия" созывом всесословного Земского собора, однако против этого резко выступили Катков и Победоносцев. В мае 1882 Александр III заменил Игнатьева Д. А. Толстым - убежденным сторонником реакционно-охранительной политики.

Основные направления внутренней политики А лександра III

Укрепление самодержавия

Идеологами и проводниками внутриполитического курса, определявшего все царствование Александра III (1881 -- 1894), были убежденные консерваторы: обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, издатель "Московских ведомостей" М. Н. Катков и министр внутренних дел Д. А. Толстой. Все эти деятели отрицательно относились к реформам 1860 -- 1870-х гг., рассчитывая нейтрализовать их воздействие на русскую жизнь путем контрреформ. Наиболее значительными из мер, принятых правительством в этом направлении, были создание новой администрации на местах в лице земских начальников (1889) и земская контрреформа (1890). Земский начальник стоял во главе земского участка (в каждом уезде таких участков было 4 -- 5). Назначались эти должностные лица министром внутренних дел исключительно из числа местных потомственных дворян -- помещиков. Крестьянство попадало в их полную и безоговорочную власть. Следя за соблюдением порядка, сбором податей и пр., земские начальники широко пользовались предоставленным им правом штрафовать крестьян, сажать под арест и подвергать телесным наказаниям. В результате земской контрреформы, имущественный ценз для землевладельческой курии понизился вдвое, а для городской значительно повысился. После этого преобладание землевладельцев в земствах стало еще значительней. Крестьянская же избирательная курия вообще потеряла право самостоятельного выбора: окончательное решение по ее кандидатурам принимал губернатор. Т.о., самодержавная власть пыталась максимально укрепить позиции дворян-помещиков в местном управлении. Кроме того, правительство оказывало поместному дворянству еще и финансовую поддержку: в 1885 г. был учрежден Дворянский банк, дававший ссуды на льготных условиях под залог поместий. В первый же год своей деятельности банк ссудил помещикам почти 70 млн рублей. Денежные вливания тормозили процесс оскудения поместного дворянства, но остановить его не могли.

Поддерживая дворянство, правящая бюрократия стремилась в то же время максимально укрепить свои позиции. 14 августа 1881 г. Александр III утвердил «Положение о мерах к охранению государственной безопасности и общественного спокойствия», по которому в любой местности могло быть объявлено чрезвычайное положение. Местная администрация получала возможность арестовывать всех, кого считала нужным, ссылать без суда на срок до 5 лет в любую часть Российской империи, предавать военному суду. Ей было дано право закрывать учебные заведения и органы печати, приостанавливать деятельность земств и т.п. «Положение» вплоть до 1917г. широко использовалось властью в борьбе с революционным и общественным движением. В 1880-х гг. правительство предприняло еще ряд суровых мер против образованной части общества, в которой оно видело своего главного противника: ужесточило цензуру, усилило административный надзор за высшими учебными заведениями, затруднило доступ к образованию представителей "низших сословий".

Николай II (1894 -- 1917) поначалу также пытался следовать реакционному курсу своего отца. В его царствование была создана единая сеть охранных отделений -- высокопрофессиональных органов политического сыска. С полной нагрузкой работали царские суды. Обычным явлением стало употребление для борьбы с «массовыми беспорядками» не только полиции и жандармерии, но и войск. Слабые попытки некоторых представителей высшей бюрократии, прежде всего министра финансов С. Ю. Витте, провести преобразования буржуазного характера, связанные с разрушением общины и укреплением слоя зажиточного крестьянства, не находили у царя поддержки.

Экономическая политика внутри страны

Экономическая политика Александра III была направлена на решение двух важнейших задач: ускорение хозяйственного развития страны и поддержку и усиление позиций дворянства. В решении первой задачи глава министерства финансов Н.Х. Бунге ориентировался на расширение внутреннего рынка, одновременный подъем сельского хозяйства и промышленности, упрочение положения средних слоев населения.

9 мая 1881 г. был принят закон о снижении размеров выкупных платежей и списании недоимок по ним за предыдущие годы. Убытки, понесенные в результате казной, призвано было покрыть повышением земельного налога в 1,5 раза, налога на городскую недвижимость, а также ставок акцизных сборов на табак, спирт и сахар.

Постепенная отмена подушной подати (1882-1886) сопровождалась развитием других форм налогообложения: увеличились доходы от денежных вкладов, возросли акцизы, было преобразовано торгово-промышленное налогообложение, значительно повышены таможенные пошлины (почти вдвое).

Обременительной для бюджета страны была система государственных гарантий доходов частных железных дорог. При Н.Х. Бунге вводится контроль над железнодорожным хозяйством и начинается выкуп государством частных и финансирование строительства казенных железных дорог. внутренний политика самодержавие

В 1883 г. возобновляется создание акционерных частных банков. В 1885 г. создается Дворянский земельный банк, призванный поддержать помещичье землевладение (против его создания возражал Н.Х. Бунте).

В январе 1887 г. под нажимом консерваторов, обвинявших его в неспособности преодолеть дефицит госбюджета, Бунге ушел в отставку.

Сменивший его И.В. Вышнеградский (1887-1892), известный ученый-математик и крупный биржевой делец, сохранил общую направленность экономической и финансовой политики своего предшественника, но основной упор сделал на накоплении денежных средств и повышении курса рубля путем финансовых и биржевых операций. Вышнеградский усилил протекционизм в таможенной политике.

В целом за 1880-1890 гг. повышение пошлин на импорт принесло увеличение дохода почти на 50%. В 1891 г. был осуществлен общий пересмотр таможенного тарифа с целью его централизации и уничтожения местных тарифов. Благодаря протекционистской таможенной политике увеличился ввоз в Россию иностранных капиталов. В конце 80-х годов удалось преодолеть дефицит государственного бюджета.

Промышленное развитие России в 80-х - начале 90-х годов.

В большинстве отраслей крупной промышленности России к 80-м годам XIX в. завершился промышленный переворот. Экономическая политика министров финансов Бунге и Вышнеградского способствовала ускоренному развитию промышленного производства.

Россия вышла на первое место в мире по темпам роста добычи нефти и угля.

90-е годы отмечены активным строительством промышленных предприятий.

Несмотря на быстрый рост российской промышленности, ее отставание от развитых стран Запада (США, Англии, Германии и др.) как по технической оснащенности и энерговооруженности, так и по объемам добычи угля, нефти, производству металла и машин на душу населения оставалось весьма значительным.

Общий объем продукции тяжелой промышленности России к 1896 г. составлял меньше 1/4 всей производимой продукции. Лидирующее место в экономике сохраняла легкая промышленность. Только текстильное производство давало продукции в 1,5 раза больше, чем добыча угля, нефти, полезных ископаемых, металлообрабатывающая и металлургическая промышленность, вместе взятые.

С 1881 г. в России начался промышленный кризис. Особенно остро сказались на экономике последствия русско-турецкой войны 1877-1878 гг., падение мировых цен на зерно, а также общее снижение темпов развития внутреннего рынка из-за резкого уменьшения покупательной способности крестьянства. В 1883-1887 гг. кризис сменился длительной депрессией, но в конце 1887 г. было отмечено оживление сначала в тяжелой, а затем в легкой промышленности.

Транспорт

Огромное внимание правительство уделяло развитию железнодорожного транспорта, которому придавалось не только хозяйственное, но и стратегическое значение. С 80-х годов развернулось строительство новых и выкуп в казну частных железных дорог. К середине 90-х годов 60% всей железнодорожной сети оказалось в руках государства. Общая протяженность государственных железных дорог в 1894 г. составила 18 776 верст, всего же к 1896 г. было построено 34 088 верст. В 80-х годах развивается сеть железнодорожных линий у западных границ России.

Развивалось речное и морское пароходство. К 1895 г. число речных пароходов составило 2539, увеличившись более чем в 6 раз по сравнению с дореформенным 1860 годом.

Развитие внутренней и внешней торговли напрямую было связано с развитием транспорта. Увеличивается количество магазинов, лавок, товарных бирж (особенно вблизи железнодорожных станций). Внутренний товарооборот в России (без мелкой торговли) в 1895 г. составил 8,2 млрд. руб., увеличившись в 3,5 раза по сравнению с 1873 г.

Заключение

Работая над проектом, исследуя данную тему, можно сделать следующие выводы:

1) Выдвинутая мною гипотеза подтвердилась - Александр III был консерватором, приверженцем самодержавия.

2) Александр III - выдающаяся личность.

3) Александр III за время своего правления сильно улучшил экономическое положение страны, благодаря росту промышленности и модернизации сельского хозяйства.

4) Написав данную работу, я приобрел навык поиска информации и составления из нее проекта.

Информационные ресурсы

1. История России 8 класс, А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, Издательство «Просвещение», Москва - 2007

2. Wikipedia - свободная энциклопедия

3. russian.rin.ru

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Личность Александра Македонского, характер, а также его военные успехи. Молодость Александра и его краткая биография. Походы Александра Македонского и его внутренняя политика: экономическая программа эллинистических государств и военная колонизация.

    реферат , добавлен 12.04.2009

    Личность Александра III, черты его характера и образ жизни. Предпосылки контрреформ 80-90-х годов XIX века. Реакционный политический курс самодержавия. Контрреформы в области местного управления и суда, национальная и финансово-экономическая политика.

    курсовая работа , добавлен 16.10.2009

    Характеристика личных качеств Александра I и их влияние на проводимые им реформы. Записка Лагарпа как первый реформаторский проект Александра I. Сущность "негласного комитета". Краткая характеристика реформ Александра I, проведенных в 1801-1806 годах.

    презентация , добавлен 19.10.2010

    Реформы по реорганизации государственного устройства в период правления Александра I, этапы и направления внешней политики, Отечественная война 1812 г. Восстание декабристов 14 декабря 1825 г. Внутренняя политика Николая I как "апогей" самодержавия.

    контрольная работа , добавлен 19.05.2010

    Реакционный характер внутриполитической деятельности царя Александра I. Причины неудачи министерской реформы в 1802 году. Реорганизация центральных органов государственной власти и образования, незыблемость устоев самодержавия и крепостного права.

    презентация , добавлен 25.04.2013

    Перипетии вступления Александра I на российский престол. Первые шаги императора во внутренней политике. Основные преобразования: жалованная грамота дворянству, жалованная грамота городам. Шаги Александра по освобождению крестьян от крепостной зависимости.

    презентация , добавлен 23.12.2014

    Изучение периода царствования императора Александра ІІІ. Анализ направлений внешней политики: укрепления влияния на Балканах, поиска союзников, закрепления России на территориях Дальнего Востока. Обзор среднеазиатской политики, установления границ страны.

    презентация , добавлен 16.05.2011

    Либеральные тенденции внутренней политики Александра I. Крестьянский вопрос и реформа народного образования. Преобразование органов центрального управления. Консервативные тенденции внутренней политики Александра I. Итоги реакционного политического курса.

    курсовая работа , добавлен 22.04.2009

    Основные биографические данные об Александре ІІІ. Особенности воспитания и его влияние на становление характера Александра. Внешняя и внутренняя политика императора, положения контрреформ в области науки, просвещения, аграрного вопросы и финансов.

    курсовая работа , добавлен 03.02.2012

    Блестящие победы и сокрушительные поражения России в XIX веке. Причины перехода правительства Александра I к реформам, отказ от них и переход к консервации отношений на втором этапе правления. Реформы Александра II, внутренняя политика Александра III.

Внешняя политика Александра 3 часто выпадает из памяти ребят, поскольку кажется, что в его правление особо ничего и не происходило. Он ведь как Миротворец вошел в историю России — значит никаких войн-то ведь и не было — можно не разбираться!

На самом деле так думать нельзя: нет в истории тем, в которых ничего учить не надо. Предлагаем вашему вниманию конспект урока для 8 класса, в котором эта тема и должна быть разобрана на уроках.

Кстати о внутренней политике этого царя .

Содержание кратко

Время правления Александра Третьего было одно из самых мирных, за всю историю Российской Империи, за что люди прозвали его “миротворцем”. Но, еще это было время свертывания реформ, которые проводил Александр Второй. Император объяснял это тем, что реформы дали много свободы людям, из-за чего погиб его отец Александр Второй — его карету взорвали террористы из “Народной воли”.

Внешняя политика Александра 3 была сдержанной, миролюбивой и взвешенной. Удалось установить дружбу с ведущими державами — Англией и Францией. Император был гарантом стабильности в Европе и на Азиатских владениях. Пресечено несколько крупномасштабных войн, в том числе с Японией. Были созданы военно-политические блоки: “Тройственный союз” и Франко-русский союз, обновлён “Союз Трех Императоров”. Была заложена Транссибирская магистраль.

Основные события

Ключевые события с датами, которые надо иметь в виду перед экзаменом.

  • 1881 — присоединение Ашхабада, создание Закаспийской области
  • 1881, 6 (по новому стилю 18) июня — создание обновленного “Союза Трёх Императоров” (Германия, Австро-Венгрия, Россия)
  • 1885 — сближение с Англией
  • 1887 — заключение договора с Германией
  • 1882 — оформление “Тройственного союза” с Германией, Австро-Венгрией и Италией, первого военно-политического блока
  • 1890 — “Торговая война” с Германией
  • 1891 — старт строительства Транссибирской магистрали
  • 1895 — установление границ России и Англии в Средней Азии
  • 1894 — 1895 гг. — Японо-Китайская война

План

Кратко по пунктам внешнюю политику можно описать так:

  • Характеристика внешней политики;
  • Основные события;
  • Основные отличия;
  • Выводы.

Задачи внешней политики

  1. Уклонение от войны на Балканском полуострове;
  2. Обеспечение мира в Европе после Отечественной и Русско-Турецкой войн;
  3. Разграничение сфер влияния в Европе и Средней Азии;
  4. Российско — Германские отношения;
  5. Азиатский вопрос;
  6. Установление дружеских отношений с Францией;
  7. Поиски союзников в Европе.

Характеристика внешней политики

Александр Третий отличался от своих предшественников прямолинейностью, беспристрастностью и честностью. Последнее проявлялось в отказе от “тайной дипломатии”, когда происходили тайные дележи территории и заключение тайных договоров. Он точно знал, где находится сфера интересов страны и добивался ее признания от других правителей.

Основой всех побед в мире было то, что наш Император не стал идти на поводу многих европейских монархов и дипломатов, которые пытались спровоцировать новую войну, а занял очень упрямую и сдержанную политику. Это и было залогом поддержания спокойствия для тогдашних монархий. Раз уж Империи удалось ненадолго угомонить обнаглевших турок, даровав свободу Балканам, в частности Болгарии, то нам можно доверить Европу.

Основные события

Если говорить про Балканский вопрос, то здесь мы дали полную свободу действий — есть проблемы с другими странами — решайте их сами! Но мы потеряли влияние на Балканах.

Если говорить про Европейский вопрос, здесь также проявили сдержанность: взяли и подружились с Францией, хотя совсем недавно мы чуть не получили “ключ” от Парижа! Следующим шагом нужно было заключить выгодный для страны договор, при котором мы бы гарантировали себе безопасность. Это было сделано в 1887 году с Германией — это был “договор перестраховки”. Но кайзер Вильгельм и не думал жить в мире с Россией, а взял и тайком подписал мир с Австро-Венгрией, хотя это и вышло потом им боком, но про это еще не знали. А с 1890 года началась “таможенная война” — власти Германии решили поднять пошлины на русские товары. Дружбе с Германией пришел конец.

Но нам удалось оформить первый в истории военно-политический блок — франко-русский союз (будущая Антанта). Здесь мы спасли Францию от войны на два фронта — с Австро-Венгрией и Германией. А Германия, Австро-Венгрия и Италия создали “Тройственный Союз”, враждебный для России и Франции.

Потом Император Александр обернул свой взор на Среднюю Азию — в состав Империи был включен Ашхабад, образовав Закаспийскую область. Английская королева была озабочена данным фактом, ведь это грозило интересам короны. Император Всероссийский смог решить вопрос мирным путем, пойдя на сближение с Англией в 1885 году и созвав комиссию, которая определила границу государств — в 1895 году.

К тому времени на Дальнем Востоке, который был еще не сильно развит и далек от Петербурга, свои притязания выказала Япония. Это серьезно насторожило монарха и его приближенных, ведь Япония вполне могла напасть на Россию, как это случилось с Китаем (Японо-Китайская война 1894—1895 г.г). Было принято решение начать строить Транссибирскую магистраль в 1891 году. Вскоре, этот шаг оправдал себя, дав мощный толчок развития Сибири и Дальнего Востока. Японские войска захватили Порт-Артур, Манчжурию и Ляондунский п-ов, но Россия с Германией и Францией принуждают отказаться от всех завоеваний.

Основные отличия внешней политики

Данный пункт мы представим в виде небольшой таблицы:

Краткая характеристика Подробно
1. Император — гарант стабильности Как и предшественники, старался выступать гарантом стабильности в Европе и на Балканах, поэтому он не ввел войска в Болгарию, когда ситуация “накалилась” и сохранил “баланс сил” в регионе
2. Поддерживал влияние Заключал гарантийные договоры с ведущими державами, стараясь поддерживать влияние в Европе, на Дальнем Востоке
3. Россия — “третейский судья” Предотвращено множество вооруженных конфликтов между странами
4. Союз с Англией и Францией Многие предрекали сближение с Германией. Но канцлер Бисмарк не дал этим планам сбыться
5. “Контроль” за внешней политикой Император старался самостоятельно контролировать дела в мире, назначив послушного и исполнительного функционера — министра иностранных дел Н. Гирса

Выводы

Время правления Александра Третьего можно смело назвать “стабильным” и “спокойным”. Консерватизм и упорство монарха способствовало завоеванию авторитета надежного союзника, справедливого арбитра в международных спорах.

Народ совершенно точно прозвал Александра Третьего “царем-миротворцем”, способного решать проблемы дипломатическими путями. И нужно сказать “спасибо” ему за Транссибирскую магистраль, ведь отдаленные окраины Империи теперь смогут развиваться и привлекать новых и новых людей!

Внутренняя политика Александра III

Начало правления Александра III пришлось на период борьбы двух партий: либеральной (желающей реформ, начатых Александром II) и монархической. Александр III отменил идею конституционности России и взял курс на усиление самодержавия.

14 августа 1881 г. правительство приняло специальный закон «Положение о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия». Для борьбы с беспорядками и террором вводились чрезвычайные положения, применялись карательные средства, в 1882 г. появилась секретная полиция.

Александр III считал, что все беды в стране идут от вольнодумства подданных и излишней образованности низшего сословия, что вызвано реформами отца. Поэтому он начал политику контрреформ.

Главным очагом террора считались университеты. Новый университетский устав 1884 г. резко ограничил их автономию, были запрещены студенческие объединения и студенческий суд, ограничивался доступ к образованию представителей низших сословий и евреев, в стране введена жесткая цензура.

Земская реформа Александра III:

Права земств были сильно урезаны, а их работа взята под жесткий контроль губернаторов. В Городских думах заседали купечество и чиновники, а в земствах – только богатые местные дворяне. Крестьяне потеряли право участвовать в выборах.

Судебная реформа Александра III

Судьи стали зависимы от властей, сократилась компетенция суда присяжных, мировые суды были практически ликвидированы.

Крестьянская реформа Александра III

Были отменены подушная подать и общинное землепользование, введен обязательный выкуп земель, но выкупные платежи были снижены. В 1882 г. учрежден Крестьянский банк, призванный выдавать ссуды крестьянам на покупку земель и частной собственности.

Военная реформа Александра III

Усиливалась обороноспособность пограничных округов и крепостей.

Александр III знал важность армейских резервов, поэтому создавались пехотные батальоны, формировались резервные полки. Была создана кавалерийская дивизия, способная вести бой как в конном, так и в пешем строю.

Для ведения боя в горной местности были созданы батареи горной артиллерии, были сформированы мортирные полки, осадные артиллерийские батальоны. Для доставки войск и армейских резервов была создана особая железнодорожная бригада.

В 1892 г. появились минные речные роты, крепостные телеграфы, воздухоплавательные отряды, военные голубятни.

Военные гимназии преобразованы в кадетские корпуса, впервые созданы учебные унтер-офицерские батальоны, которые готовили младших командиров.

На вооружение была принята новая трехлинейная винтовка, изобретен бездымный вид пороха. Военная форма заменена на более удобную. Был изменен порядок назначения на командные должности в армии: только по старшинству.

Социальная политика Александра III

«Россия для русских» - любимый лозунг императора. Только православная церковь считается истинно русской, все остальные религии официально определялись как «иноверные исповедания».

Была официально провозглашена политика антисемитизма, начались гонения евреев.

Внешняя политика Александра III

Царствование императора Александра III было самым мирным. Только однажды русские войска столкнулись с афганскими отрядами на реке Кушке. Александр III ограждал свою страну от войн, а также помогал гасить вражду между другими странами, за что получил прозвище «Миротворец».

Экономическая политика Александра III

При Александре III росли города, фабрики и заводы, прирастала внутренняя и внешняя торговля, увеличилась протяженность железных дорог, начато строительство великой Сибирской магистрали. В целях освоения новых земель шло переселение крестьянских семей в Сибирь и Среднюю Азию.

В конце 80-х годов удалось преодолеть дефицит государственного бюджета, доходы превысили расходы.

Итоги правления Александра III

Императора Александра III называли «самым русским царем». Он всеми силами защищал русское население, особенно на окраинах, что способствовало укреплению государственного единства.

В результате проведенных мероприятий в России произошел бурный промышленный подъем, вырос и окреп курс российского рубля, улучшилось благосостояние населения.

Александр III и его контрреформы обеспечили России мирную и спокойную эпоху без войн и внутренних смут, но и зародили в россиянах революционный дух, который вырвется наружу при его сыне Николае II.

Бывшие