Степи: характеристика и виды. Родные просторы

В последнее время в связи с потеплением климата можно услышать о том, что якобы на Белорусское Полесья наступает степь. Вот-вот и вместо лесной зоны будет лесостепная, а затем степная. Особо интеллектуальные граждане даже прогнозируют опустынивание. А ведь разумно было бы посмотреть (до того, как что-либо прогнозировать), что было на территории Беларуси в далеком и не очень далеком прошлом, когда были потепления и посильнее нынешнего.


В последний миллион лет климат был весьма нестабильным, а временами весьма паршивым. Несколько раз были серьезные похолодания климата, когда значительная часть Евразии и Северной Америки покрывались ледниками. Территорию Беларуси перепахало как минимум 4 ледника. Оледенения чередовались с межледниковьями. Сейчас у нас крайнее межледниковье – голоцен, которое началось около 11 тысяч лет назад.

Предыдущее межледниковье – муравинское (так его называют в Беларуси) или микулинское (так его называют в России) или эем (так его называют в Германии и Нидерландах), которое было 90–110 тысяч лет назад.

Так, Я.К. Еловичева (2001) в муравинском межледниковье выделяет два климатических оптимума: чериковский и комотовский. По палинологическим данным во время чериковского оптимума на территории Беларуси доминировали широколиственные леса (дубовые, дубово-вязовые, липовые, липово-грабовые, грабовые), которые по мере похолодания сменились широколиственно-хвойными и хвойными лесами. В климатический пессимум доминировали сосново-еловые и сосновые леса с примесью термофильных и мезофильных пород. В комотовский климатический оптимум по территории Беларуси распространились сосново-широколиственные леса. По мере похолодания и наступления нового оледенения (поозерского) они сменились сосновыми, сосново-березовыми лесами с хорошо выраженными травяными ассоциациями.

Я.К. Еловичевой (2001) с помощью информационно-статистического (картографического) метода, в основе которого лежит статистическая связь современных спорово-пыльцевых спектров с современными климатическими условиями, были оценены вероятные климатические характеристики.

Установлено, что для чериковского оптимума была характерна средняя температура января –1–(–2) о С; средняя температура июля – +16–20 о С; среднегодовое количество осадков – 550–1000 мм. Для комотовского оптимума получены следующие показатели: средняя температура января – –1–(–2) о С; средняя температура июля – +19-20 о С; количество осадков – 550-800 мм/год. Таким образом, средняя температура июля была выше современной на 1–2 о (современная – 17–18,5 о С); средняя температура января была выше на 3–6 о (современная – –8– (–4,5) о С); количество осадков было выше на 50–350 мм/год (современное – 600). Среднегодовая температура была выше современной на 2–4 о С.

Т.Б. Рылова и И.Е. Савченко (2006) методом совмещения климатических ареалов растений было получены несколько другие характеристики. Для фазы развития широколиственных дубовых и дубово-вязовых лесов средняя температура июля – +18-24,5 о С; средняя температура января – –4– (+4,5) о С. Для фазы широколиственных грабово-липовых лесов: средняя температура июля – +17–21 о С; средняя температура января – –5– (+3) о С.

Поскольку закон природной зональности действовал и 100 тысяч лет назад, то можно предположить, что для юга Беларуси более вероятны наибольшие значения указанных температурных показателей.

В муравинское межледниковье в ландшафтах на территории Беларуси присутствовали относительно теплолюбивые виды, которые сейчас произрастают в западноевропейских и центральноевропейских ландшафтах, но отсутствуют в восточноевропейских, – Quercus pubescens Willd., Tilia tomentosa Moench, T. platyphyllos Scop., Fagus sylvatica L., Ilex aquifolium L. Ареал граба (Carpinus betulus L.) был гораздо шире, чем в современное время и охватывал всю территорию Беларусь.

Вид-индикатор – граб обыкновенный (Carpinus betulus L.), распространение которого сейчас ограничивает более холодный климат севера Беларуси. На карте современный ареал граба (Carpinus betulus L.) - красным.

В климатический оптимум муравинского межледниковья вся территория Беларуси – зона широколиственных лесов, которая в нынешнее время захватывает только южную часть.

Вот такие ареалы сейчас имеют типичные виды западноевропейских широколиственных лесов.

Современный ареал бука лесного (Fagus sylvatica L.):

Современный ареал падуба остролистного (Ilex aquifolium L.):

Современный ареал дуба пушистого (Quercus pubescens Willd.) - красным:

Для этих видов климат, который был на территории Беларуси в течение всего нынешнего межледниковья, не подходит, прежде всего по низкой теплообеспеченности и высокой континентальности.

В западноевропейских широколиственно-лесных ландшафтах средняя температура января не превышает 0 о С, годовая сумма температур выше 10 о С составляет 2500-3500 градусов. В центральноевропейских широколиственно-лесных ландшафтах средняя температура января колеблется около 0 о С (не опускаясь, как правило, ниже –1–(–2) о С). Количество осадков в этих ландшафтах находится в пределах 500-700 мм/год. То есть западно- и центральноевропейские широколиственно-лесные ландшафты и есть современный аналог ландшафтов, которые существовали на территории Беларуси в муравинское межледниковье.

Анализ спорово-пыльцевых спектров муравинских отложений в Полесье (например, в районе Мозыря) указывает на наличие здесь широколиственных лесов с доминированием липы, а затем граба. На лесной ландшафт однозначно указывает доля пыльцы деревьев в спектре, которая составляет 90-95% (соответственно доля пыльцы трав незначительна).

Лесостепной ландшафт появляется при похолодании климата: из деревьев остаются только холодостойкие (береза, сосна), доля пыльцы трав возрастает до 50-80%, а доля пыльцы деревьев соответственно резко падает.

Спорово-пыльцевые спектры лесного и степного ландшафтов перепутать просто невозможно.

На рисунке приведены изменения спорово-пыльцевых спектров геологическом разрезе в районе Светлогорска, отражающих смену широколиственных лесов (нижняя часть) на сосново-березовые, а затем на лесотундростепь (верхняя часть).

Поведение таксонов флоры весьма закономерно. Вот результат кластерного анализа по муравинскому интервалу в районе Мозыря. Отчетливо выделяются две группы: таксоны широколиственных лесов (дуб, граб, липа, вяз) и таксоны холодных лесотундростепных ландшафтов.

Такая закономерность присуще не только муравинскому, но и всем другим межледниковьям плейстоцена на территории Беларуси. При максимуме потепления формируются широколиственные леса, при оледенениях в перегляциальных (т.е. окололедниковых) зонах – холодная лесостепь (тундростепь).

Широчайшие равнинные просторы, дикое поле, поросшее цветами и травами - вот что такое степь. Это гектары бескрайних угодий, дышащих свободой, прокаленных летним зноем, продуваемых всеми ветрами или промороженных зимней стужей. Изрезанная речными руслами, свободная, как душа русского человека, дикая степь воспевается в народных песнях. Ею восхищались, ее любили, ее берегли. В современном мире мало неосвоенных человеком просторов. Степи были перепаханы и засеяны пшеницей, овсом, рожью. Те же поля, что остались нетронутыми или были заброшены и вновь покрылись травами, продолжают очаровывать в любое время года.

Что такое степь в географии России? Это бескрайние просторы, которые протянулись от самых западных российских окраин до Сибири, охватив территорию до Черного, Азовского морей и Каспия и доходя до Через степную полосу несут свои воды такие крупные реки как Волга, Дон, Обь и Днепр. Это где-то равнинная, где-то слегка холмистая местность, на которой иногда, то тут то там, встречаются небольшие островки деревьев.

Природа степей разнообразна. Степь весной - это огромные территории, покрытые богатым разноцветием. Буйство красок, настоящая палитра художника, - вот что такое степь в это время года. Островки ярко-красных и соседствуют с фиолетовыми фиалками, голубыми и сиреневыми гиацинтами, золотыми искрами адониса, и все это средь ярко-зеленой травы. Чуть позже, уже в начале июня, это весеннее разноцветие сменяется на не менее яркую палитру поры - просторы покрываются голубыми незабудками, красными маками, ирисами, желтой пижмой, дикими пионами. Июль - пора цветения фиолетового шалфея. Во второй половине лета степь белеет, покрываясь полянами ромашек, клевера и таволги. В жаркое время года, когда солнце поднимается высоко и высушивает землю, а дожди идут редко, степь похожа на бесконечное выжженное полотно. Тут и там, среди выцветших стеблей злаковых трав, развеваются седые нити ковыля. Когда жаркое солнце окончательно «поработает» над бескрайними просторами, по блеклой выжженной потрескавшейся земле покатятся шары перекати-поля. Это сцепленные вместе различные растения, образующие ком и перемещающиеся по просторам, разнося свои семена.

Богат и животный мир степей. Для него что такое степь? Это суровые условия проживания, к которым обитателям бескрайних просторов вынуждены приспосабливаться. В степи промышляет большое количество грызунов: суслики, слепыши, тушканчики, сурки, некоторые Все они строят свои норы с многочисленными ходами, под землей. Среди копытных встречаются различные виды газелей, антилопы. Не редки в степях и змеи. Хищные птицы представлены степными орлами, пустельгой, встречается лунь. Кроме того, в степях обитает дрофа и различные виды мелких птиц, таких как жаворонки. Обитают в степях и хищные волки и шакалы становятся особенно опасны зимой. Когда степь была еще мало освоена, нередкими были случаи, когда волчьи стаи нападали и на человека.

Степь встречается и на других континентах. Однако там она носит другие названия. В Америке - это прерии, в Африке - саванна.

«Степь, да степь кругом», «Ой ты, степь широкая», «Пыль, дороги, степь да туман»…. Слова из этих песен – первое, что приходит на ум, когда мы пытаемся представить себе эту бескрайнюю равнину. Так что же такое степь, и почему она настолько дорога русскому сердцу, что о ней сложено столько народных напевов? Где расположены степи, и чем отличаются европейские степи от североамериканских? Какие опасности нас могут поджидать в степи и кто там обитает? Обо всем этом вы узнаете из расположенного ниже материала.

Степь - это травянистая равнина в умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий. Степь Евразии расположена в умеренном поясе. Деревья здесь встречаются лишь в долинах рек, там, где хватает влаги. Посмотрите на фото степи: это самое настоящее царство трав, ковыля, мятлика, типчака и других растений, образующих сплошной или почти сплошной ковер. В наши дни огромные просторы степей распахали под поля, через которые проложили дороги, а сейчас на них выросли большие города.

Растения и животные в степи

Растения степей хорошо приспособлены к жаре и засухе, они отличаются сероватым или серо-зеленым цветом. Листья у них обычно толстые, покрытые пленкой-кутикулой, иногда сворачиваются в сухую погоду, чтобы уменьшить испарение. Корни у степной растительности цепкие и длинные. Весной, когда больше всего влаги, в степи распускаются прекрасные цветы.

Степные растения относятся к различным видам. Это и бобовые, и злаки, и другие растения, которые принято объединять в понятие «разнотравье». Одни травы служат хорошим кормом для животных, а другие несъедобны. Но многочисленные обитатели степей находят там себе пищу.

Типичными растениями степей являются ковыли. Они относятся к злакам, которых насчитывается около 300 видов. Соцветие ковыля представляет собой густую метелку, а его семена-зерновки снабжены длинными перистыми остями. Благодаря этому они прекрасно переносятся ветром, опускаются среди других трав и затем зарываются в землю. В этом им помогает острый кончик зерна, который просто ввинчивается в почву. Так ковыль распространяется по степи.

Животные степей — это не только лошади, которых давно одомашнили, но и дикие копытные сайгаки. В степях обитают зайцы, гнездятся куропатки, роют норы и запасают еду разные грызуны.

Причина пожаров в степях

Хотя степные пожары распространяются очень быстро, тушить их легче, чем лесные. Дело в том, что низовой лесной пожар может перейти в страшный верховой, а в степи это просто невозможно, так как там нет деревьев. Главная причина пожаров в степях - человеческая деятельность, и гораздо реже - молнии. Далеко не все звери и птицы успевают спастись, а весенние пожары еще губят их гнезда, детенышей и полностью выжигают траву. Впоследствии семена снова приносятся ветрами в почву, и жизнь возвращается. Но если огонь приходит слишком часто, степь может превратиться в полупустыню.

Североамериканская степь — прерия

Степи и прерии, по сути, одно и то же, просто расположены они на разных континентах. Прерия - это североамериканская степь, она довольно засушлива, потому что находится в глубине континента, а с запада от осадков ее заслоняют скалистые горы. Когда-то на этих травянистых просторах паслись стада бизонов. Сегодня они остались только в заповедниках и национальных парках, а прерии в большинстве своем превратились в поля, где выращивают кукурузу, пшеницу и другие культуры.

Ковбои, о которых так много снято приключенческих фильмов и написано книг, были обычными пастухами. Среди них было много афроамериканцев и мексиканских индейцев.

Животные и растения прерий

Часто в прериях можно увидеть группу холмиков диаметром 120 см и высотой 60 см, вокруг которых нет травы. Это поселения животных прерий — луговых собачек, их голос действительно похож на лай, но на самом деле они являются грызунами, родней белок. Собачки объедают траву не только для того, чтобы насытиться, но и для того, чтобы лучше обозревать окрестности. 32 луговые собачки съедают за день столько же, сколько одна овца, а 256 собачек - дневной рацион коровы.

Растение прерий бизонья трава - обычный для этих широт злак. Он прекрасно переносит засуху, разрастается после первых же дождей и служит пищей для бизонов.

Юкка - вечнозеленое растение из подсемейства агововых. Она хорошо растет в прериях, полупустынях и пустынях, выдерживая и жару, и зимние холода. Волокна одного из ее видов - юкки нитчатой - добавляют в хлопок для производства джинсов. Благодаря этому ткань становится более прочной.

Мексиканская шляпа, или ратибида колоновидная, растет в прериях, на пустырях и близ дорог от Канады до Мексики. Это очень выносливое растение, которое любит богатые известняком почвы, но может расти на глинистых участках и даже слабозасоленных землях. А свое название оно получило из-за формы цветка с направленными вниз лепестками.

В прошлые века на просторах американских прерий паслись миллионы бизонов - ближайших родственников зубров. Но прерии постепенно превращались в пшеничные и кукурузные поля и пастбища для коров, а на бизонов постоянно устраивали охоту. И к началу XX в. бизонов осталось только 500. Лишь тогда люди опомнились и начали восстанавливать численность этих животных. Сегодня насчитывается несколько десятков тысяч бизонов.

В XIX в. пастбища на Западе не имели ограды, и поэтому стада с разных ранчо смешивались между собой. Коров все время приходилось разделять и разгонять по загонам. Это занятие требовало немалой сноровки, а позже на его основе появилось соревнование - родео. Ковбои, восседая на лошадях, также перегоняли скот по прерии до ближайших железнодорожных станций. Порой такой путь был долгим и опасным. Расцвет эпохи ковбоев пришелся на 1865-1885 гг. Потом железные дороги покрыли всю страну, и длительные перегоны скота остались в прошлом. Однако ковбои до сих пор работают на ранчо и устраивают родео.

В прошлом в степной зоне были бескрайние степи. Теперь они почти везде распаханы, их место заняли поля. Сохранившиеся участки степей с их замечательным растительным и животным миром необходимо оберегать.

Используя карту в учебнике, закрась на контурной карте (Окружающий мир 4 класс, с. 36-37) зону степей. Для подбора цвета можешь воспользоваться приведённым ниже «ключом».

Какая зона, расположенная между степями и лесными зонами, осталась незакрашенной? Закрась её дома.

Ответ: Лесостепь

Наш любознательный Попугай кое-что знает о степях. Вот некоторые из его утверждений. Верны ли они? Обведи «Да» или «Нет». Если нет, исправь ошибки (устно).

а) Зона степей расположена южнее лесных зон. Ответ: Да
б) В степной зоне холодное, дождливое лето. Ответ: Нет
в)Почвы в зоне степей очень плодородные. Ответ: Да
г) Тюльпаны цветут в степи в самый разгар лета. Ответ: Нет
д) В степи встречается дрофа - одна из самых мелких птиц нашей страны. Ответ: Нет

Мама Серёжи и Нади интересуется, знаешь ли ты степные растения. Вырежи рисунки из Приложения и помести их в соответствующие окошки. Проверь себя по учебнику. После самопроверки наклей рисунки.

А это задание подготовил для тебя папа Серёжи и Нади. Узнай животных степи по фрагментам. Подпиши названия животных. Попроси рядом сидящего ученика проверить тебя.

Составь схему цепи питания, характерной для степной зоны. Сравни её со схемой, предложенной соседом по парте. С помощью этих схем расскажи об экологических связях в зоне степей.

Ковыль - Кобылка - Степной жаворонок - Степной орел
Типчак - Хомяк - Степная гадюка

Подумайте, какие экологические проблемы степной зоны выражены этими знаками. Сформулируйте и запишите.

Предложите для обсуждения в классе меры охраны природы, которые помогут решению этих проблем.

Продолжи заполнение плаката «Красная книга России», который нарисовал папа Серёжи и Нади. Найди на плакате растение и животных степной зоны и подпиши их названия.

Пион тонколистный, степной орел, дрофа, степная дыбка

8. По заданию учебника (с. 117) нарисуй степь.

9. По заданию учебника (с. 117) подготовь сообщение о растениях и животных степи, которые тебя особенно заинтересовали.

Тема сообщения: Дрофа


План сообщения:

1) Предисловие
2) Основная информация
3) Заключение

Дрофа признана самой тяжелой из летающих птиц, этот степной обитатель в основном передвигается по земле и быстро бегает в случае опасности. Особи считаются всеядными, в их рационе растительные корма (семена, побеги, дикий чеснок) и животные (насекомые, грызуны, лягушки), в брачный период самцы исполняют эффектный танец.
Размеры:
Длина: самцы до 105 см, самки от 75 до 80 см
Вес: самцы до 16 кг, самки – до 8 кг
Продолжительность жизни: 20-25 лет
Дрофа – преимущественно степная птица. Она обитает на открытых равнинах без перелесков, лугах и полях. Это объясняется осторожностью птиц, так как свободное пространство там далеко просматривается. Во время гнездования, особи останавливаются на участках с высокой растительностью. Бывают и случаи, когда дрофы гнездятся среди посевов зерновых, подсолнечника и прочих культур.

Источник (источники) информации: Интернет, энциклопедия

Поэтика степного пространства. Степь как культурологическое

понятие.

Цель образовательная: выявить определение степи как культурологического

понятия. Проследить взаимодействие культур разных

этносов в процессе анализа поэтических и

прозаических текстов.

Цель воспитательная: развитие толерантности и уважительного отношения к

культуре различных народов. Развитие духовности на

основе исторической памяти.

Ход урока:

1 Свой урок хочу начать словами известного методиста М.А.Рыбниковой: «…чувство природы надо воспитывать, культивировать, взращивать, если не помочь ребенку увидеть и почувствовать красоты природы, то в 16 лет он может обнаружить совершенную невосприимчивость, полную глухоту и слепоту».

А говорить мы сегодня будем о степи. Степь…Только ли географическое понятие?

Начнем с сухих теоретических понятий. Степь относится к географическим естественным пейзажам.

Это пейзажи вертикального или горизонтального пространства?

Спокойные или бурные?

Естественные или искусственные?

Открытые или закрытые?

Просмотр музыкальной видеозаписи песни «Ой, ты степь

широкая» под управлением Е. Стрельникова.

Различие в приемах описания степи.

Чтение наизусть отрывка из повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба»

- Назовите смысловой ряд понятий, который вкладывает русский человек в

слово «степь?» /природа, Отечество, вольница, историческая память место

восхищения /

Художественное чтение отрывков из повести А.П.Чехова «Степь»

/ «Егорушка оглядывался и не понимал…грустно и жалко себя»/

/ «Но вот, наконец, когда солнце…как на поединке»/

/ «В июльские вечера…сладко-приторен и нежен»/

Какой мы видим степь глазами главного героя? /степь как вечный живой организм, углубленный психологизм главного героя. Главный поэтический прием-олицетворение/

Культурологические ассоциации

Опираясь на художественный текст повести Н.В.Гоголя ответьте на вопрос: развитию каких черт русского национального характера способствует, на ваш взгляд, равнинный ландшафт? /от степного простора идет у русских тяга к воле, удали и разгулу/

Русский историк В.О.Ключевский писал: «Жилья не видно на обширных пространствах; никакого звука не слышно кругом – и наблюдателем овладевает жуткое чувство невозмутимого покоя, беспробудного сна и пустынности, одиночества, располагающего к беспредельному унылому раздумью без ясной отчетливой мысли. …С одной стороны, степь символизирует волю, разгул, широту, не ограниченную никакими узами или запретами, с другой, - степь-это опасное пространство, заселенное хищными кочевниками и гуляками-ворами,…несущими разорение и разрушение любой социокультурной стабильности».

С.М. Соловьв «…обширность государства не только не дает ему силы сравнительно с небольшим государством, обладающими этими условиями, но и служит главным препятствием народному развитию». / «Чтения и рассказы по истории России», с.428,М., «Правда»,1990/

От культурологических ассоциаций на нравственную тему перейдем теперь к поэтическому анализу стихотворений. Попробуем вместе с автором насладиться красотой степи.

2. Поэтический анализ стихотворения А.А.Фета «Степь вечером»

- Почему нет обилия цветов в этом стихотворении?

/наступление сумерек, алый и золотистый/

-Чего больше в этом стихотворении: цвета или звука?

/Звука. Сумерки, звон колокольчика ямщика, жужжание жука, перепел

откликнулся, скрипят коростели/

-Какие природные явления напоминают о наступлении сумерек?

/алый блеск, роса, прохлада,/

/красоту степи, готовящейся ко сну/

-Какие литературные тропы использует автор в этом стихотворении?

/сравнения: степь, как море; Млечный путь, как река.

Олицетворения: поля нежатся, звезды глянут, лунь проплыл,

Жук прожужжал сердито.

Эпитеты: алый блеск, покрылись нивы сетью золотистой./

3. Несколько по иному звучит слово «степь» в казахской культуре, хотя с русским культурологическим понятием «степь» много общего.

Чтение стихотворения А.Кунанбаева «Лето»/ отрывок/ читает учащийся

Назовите смысловой ряд понятий, который вкладывает казахский народ в слово «степь»?

/ у русского народа – место вольницы, удали; у казахского народа – место, где живет кочевник, дом, очаг, место для размышления. Спутник – конь/

А. Сейдимбеков в книге «Поющие купола» пишет: «Кочевой образ жизни и хозяйствования неразрывно связан со средой их постоянного местообитания – великой степью. Понять кочевников, не поняв законов жизни и развития степей, специфики их фауны и флоры, невозможно. Жизнь степи, жизнь в степи – вот главные факторы формирования духовной и материальной культуры, определяющие их специфику и самобытность».

4. Чтение и анализ стихотворения П.Н.Васильева «Затерян след в степи

солончаковой»

- Что является свидетелем многовековой жизни степи?

/пыль многовековая, курганная луна, темные стремена, кладница

шевровая/

- Что является хранителем истории многовековой?

/степь/

- Какие строки и какой литературный троп доказывают, что степь жива ?

/Как мерно сердце бьется Степной страны, раскинувшейся тут./

Отповедь О.Сулейменова «нечистоплотным» историкам, которые пытаются утверждать, что в степи не было культуры.

«Почему А.Плетнева, которая говорит о фатальном отсутствии культуры у кочевников…, упускает из виду, например, скифов, чье искусство является гордостью Эрмитажа? Они ведь были классическими кочевниками….

Это документальное подтверждение является доказательством того, что тюркоязычные кочевники имели значительные культурные контакты с аграрными цивилизациями Китая, Индии, Ирана, со славянской Европой, с Византией…

Вы утверждаете, что славяне всегда имели враждебные отношения с кочевниками? Тогда почему такие тюркские слова, как «товарищ» и «друг», перешли в славянские языки?.. Почему сами тюрки не сохранили форму «друг», а используют иранское «дост?»...

«Если встретишь человека, обрадуй его: может быть, ты видишь его в последний раз».

Таково подлинное гостеприимство степи»./ «Кочевники и культура: казахский эксперимент»/.

В казахской культуре степь, родной очаг – это еще и место, перед которым человек в вечном долгу. Чтение стихотворения Б.Канапьянова «Родной очаг»

/ кратко о биографии Б.Канапьянова/

Родной очаг,

За все прости меня.

За то, что о корнях

Я забываю.

Все получил

От твоего огня

И ничего в ответ

Не возвращаю.

В степь ухожу,

Там на исходе дня

Своих семь предков

Я не называю.

И ничего почти

О них не знаю,

Но в сумерках

Спешу на храп коня.

Здесь мой аул,

Могила здесь отца.

Начало – здесь.

И нет ему конца.

И этот путь

Продолжен будет мной:

Встречать людей,

Стихи дарить,

И – жить!

Судьбой

Народу своему служить.

Благословляет степь:

Иди, сын мой!

5. Черный жаворонок – символ Тургайских степей. Чтение стихотворения В.Шестерикова «Черный жаворонок» и стихотворения «Черный жаворонок» О.Сулейменова.

Эдуард Багрицкий птиц любил.

В кабинете маленьком орали

Попугаи, кенары, ульбилы,

Чижики…

Молчал-

Караторгай.

Жаворонок из Тургайской области,

Он степям своим давно наскучил.

Мы ему: «Лети на юг!»

Не хочет.

Прячется,

дрожит в Тургайской области.

Ежится.

Зимою там бураны.

Неприятные,

по десять баллов.

В шерсть (как в сено) на спине барана

Закопается и дрыхнет, баловень.

А чабан поймал полузамерзшего

И отдал проезжему газетчику.

Тот продал караторгая летчику,

Летчик – подарил.

Поэт поморщился.

Но подарок принял,

Сунул в клетку,

В дальний угол, на пол.

Чай распили.

Гость поправил синюю пилотку.

Улыбнулся. Улетел.

Разбился.

И Багрицкий в телеграмму плакал.

Кенары кричали, попугаи

Равнодушно брякали:

«Дурак».

На полу молчал караторгай.

Он молчал, мой жаворонок черный.

О, молчанье –

Он молчал.

Он потерял еще раз

Свой Тургай,

Заснеженную область.

Улыбаюсь жизнелюбым гениям!

Договоры с жизнью расторгая,

Человек припас на случай кенара

И навечно взял караторгая.

И когда я приезжаю в область,

Я подолгу слушаю ночами:

Жаворонок под огромным облаком

Удивительно пронзительное стихотворение. Главный образ стихотворения караторгай является не только символом жизнелюбия, но и символом щемящей тоски по родине.

Интересна параллель летчик и жаворонок. Один остался навечно в небе, другой -«…голосит о родине молчаньем». Он потерял родину дважды.

Это стихотворение интересно еще и тем, что автор соединил два поэтических образа, степи и неба.

6. И все-таки ничто так не способно передать состояние человека, глубину переживаемых им чувств (даже поэзия- «мысль изреченная есть ложь») как музыка. /Прослушивание кюя Курмангазы «Сары – Арка»/

/учащиеся готовят историю создания этого музыкального

произведения/

Вывод: Известный ученый Л.Гумилев писал о том, что «за три тысячи лет своего существования кочевая культура прошла творческую эволюцию, не менее яркую и красочную, чем страны Средиземноморья и Дальнего Востока». Все это сформировало самобытную материальную культуру, морально-этические установки, богатейшее песенное искусство и совершенный язык.

Д/з «Мое восприятие степи»/сочинение-миниатюра/. Желательно, чтобы учащиеся записали некоторые оценочные конструкции, которые можно использовать в сочинении. /На мой взгляд…, я был совершенно потрясен…, музыка явилась для меня совершенным откровением…, это так необычно…, пожалуй трудно не согласиться… ./

Литература

1.Ключевский В.О. Курс русской истории// Соч. в 9тт.,т.1-М.,1987,-с.83-84

2.С.М. Соловьев. Чтение и рассказы по истории России. М., Правда,1990.

3. О. Сулейменов. Эссе. Публицистика. Стихи. Поэмы. Алма-Ата,1990.

4. А.Сейдимбеков. Поющие купола. Алма-Ата.Жалын,1985.

5. Использованы слайды Л.А.Крыловой «Художественное произведение

как культурный космос».

6. З.П. Табакова, А.К. Карабатырова, О.М. Медведева. Степные напевы.

Хрестоматия. Петропавловск, 2011.

Бывшие