Пьеса на всякого мудреца довольно простоты. На всякого мудреца довольно простоты

(Отрывок очерка «Из пьес А. Н. Островского» – части «Литературной коллекции», написанной Александром Солженицыным .)

«На всякого мудреца довольно простоты» (1868)

Узнать нельзя драматурга [Островского ] от прежних комедий! С первых слов заявляется интрига! – и дальше она динамично накатывает, клубится, изумляет неожиданными поворотами, приёмами. Чёткие диалоги, без лирических замедлений, напоены остротой, перчинками юмора – юмора персонажей и юмора ситуаций (без прежней игры на самобытности выражений, только фольклорные присказки у гадальщицы), иногда, правда (у вздорной богачки Турусиной), сбиваясь и в водевиль. И какой простор для актёрской игры. Очень смешные положения. Интрига быстро, успешно ветвится – в неожиданных, но угаданных психологических поворотах и в переблесках лицемерия главного интригана Егора Глумова. Тщетная была бы затея – уследить, пересказывать повороты сюжета. Нет уже больше замедленных мещанских фигур. Скользят обходные намёки видных персон, ошарашенных новым временем александровских реформ , схвачена и эпоха. (Но мы и сегодня прочтём – а ведь это о нашем времени: «После всего этого . Вы понимаете, после чего?.. Куда-то ведут нас; но ни мы не знаем – куда, ни те, которые ведут нас… Где же вековая мудрость, вековая опытность?») – Ещё отчётливей, уже до сатиры, пьеса врезается в общественные дискуссии: для его превосходительства Глумов составляет трактат: «О вреде реформ вообще»: «отметая старое, мы даём простор опасной пытливости ума… так называемому духу времени… измышлению праздных умов…» В присутственных местах увеличить оклады «председателям и членам, а отнюдь не младшим чиновникам». Глумов победно берёт всех намеченных – меткой, мгновенной находчивостью, лестью, ложью и лицемерием. «Всё взято одной энергией». (Да ещё: его неутомимая маменька рассылает безымянные письма, порочащие кого надо, и сидит-соглядатает в доме преднамеченной невесты.) «Целый замок висит на воздухе без фундамента».

На всякого мудреца довольно простоты. Фильм-спектакль театра им. Евгения Вахтангова по драме А. Островского (1971). 1-я часть

Так и есть. Слишком уж быстро авантюрист пошёл вверх, сорвался на показной любовной игре с женой дяди: её ревности открылся замысел той женитьбы. И первое это раскрытие представлено у Островского озорной ироничной сценой: женщина разрывается от ревности, а его превосходительство, не замечая и ничего не ведая, декламирует возвышенные тирады из трагедии полвека назад умершего Озерова.

И вот когда сбывается заглавное предупреждение комедии: «На всякого мудреца…» Зачем бы Глумову вести дневник? «Всю желчь, которая будет накипать в душе, сбывать в этот дневник, а на устах останется только мёд». А что? – жизненно. И – вёл. Но вот – в суматохе быстро переменчивых сцен – дневник по опрометчивости достаётся разгневанной даме.

А пока дневник неизвестно у кого, Глумов ещё актёрствует и перед глупо-доверчивой матерью невесты, виртуозно балансирует между своими покровителями – старо-консерватором и младо-либералом, всё острые повороты, берётся публично высмеять своё же сочинение, с той же изумительной находчивостью и перед дядиной супругой. И всё те же блёстки сверкают в диалогах.

На всякого мудреца довольно простоты. Фильм-спектакль театра им. Евгения Вахтангова по драме А. Островского (1971). 2-я часть

И вдруг – от почтальона конверт, и в нём – сам дневник, на чтение желающим. Чтение вслух по очереди, наразрыв, стараясь миновать о себе самом, – очень смешно, комично. А пришедший Глумов не потерял самообладания – «Вы сами скоро пожалеете, что удалили меня из вашего общества. Я вам нужен, господа. Без такого человека, как я, вам нельзя жить». – Но дальше растянутый монолог его об их всех бесчестности – уже публицистика, через публику – да крик в общественную жизнь. Художественно – это перебор.

А вне этого заключительного разоблачительства – пьеса стройная, живая, искромётная – вот, доступен Островскому и вполне французский стиль.

Примечание. Комедия «На всякого мудреца довольно простоты» была поставлена на сцене «из-под пера»: автор окончил ее 7 октября 1868 года, 1 ноября была премьера в Александринском, 6 ноября – в Малом. Шла с неизменным успехом и до, и после революции. Идет на сценах русских театров и сейчас. Существуют фильмы-спектакли: Малый театр (1952 и 2008), Театр им. Евг. Вахтангова (1971), МХАТ им. М. Горького (1976), Московский театр-студия п/р О. Табакова (2007).


Александр Николаевич Островский

На всякого мудреца довольно простоты

(Комедия в пяти действиях)

Действие первое

Егор Дмитрич Глумов , молодой человек.

Глафира Климовна Глумова , его мать.

Нил Федосеич Мамаев , богатый барин, дальний родственник Глумова.

Егор Васильич Курчаев , гусар.

Голутвин , человек, не имеющий занятий.

Манефа , женщина, занимающаяся гаданьем и предсказаньем.

Человек Мамаева.

Чистая, хорошо меблированная комната, письменный стол, зеркало; одна дверь во внутренние комнаты, на правой стороне другая – входная.

Явление первое

Глумов и Глафира Климовна за сценой.

Глумов (за сценой) . Вот еще! Очень нужно! Идти напролом, да и кончено дело. (Выходя из боковой двери.) Делайте, что вам говорят, и не рассуждайте!

Глумова (выходя из боковой двери) . Зачем ты заставляешь меня писать эти письма! Право, мне тяжело.

Глумов . Пишите, пишите!

Глумова . Да что толку? Ведь за тебя не отдадут. У Турусиной тысяч двести приданого, родство, знакомство, она княжеская невеста или генеральская. И за Курчаева не отдадут; за что я взвожу на него, на бедного, разные клеветы и небывальщины!

Глумов . Кого вам больше жаль: меня или гусара Курчаева? На что ему деньги? Он все равно их в карты проиграет. А еще хнычете: я тебя носила под сердцем.

Глумова . Да если бы польза была!

Глумов . Уж это мое дело.

Глумова . Имеешь ли ты хоть какую-нибудь надежду?

Глумов . Имею. Маменька, вы знаете меня: я умен, зол и завистлив, весь в вас. Что я делал до сих пор? Я только злился и писал эпиграммы на всю Москву, а сам баклуши бил. Нет, довольно. Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями. Конечно, здесь карьеры не составишь – карьеру составляют и дело делают в Петербурге, а здесь только говорят. Но и здесь можно добиться теплого места и богатой невесты – с меня и довольно. Чем в люди выходят? Не все делами, чаще разговором. Мы в Москве любим поговорить. И чтоб в этой обширной говорильне я не имел успеха! Не может быть! Я сумею подделаться и к тузам и найду себе покровительство, вот вы увидите. Глупо их раздражать – им надо льстить грубо, беспардонно. Вот и весь секрет успеха. Я начну с неважных лиц, с кружка Турусиной, выжму из него все, что нужно, а потом заберусь и повыше. Подите, пишите! Мы еще с вами потолкуем.

Глумова . Помоги тебе бог! (Уходит.)

Глумов (садится к столу) . Эпиграммы в сторону! Этот род поэзии, кроме вреда, ничего не приносит автору. Примемся за панегирики. (Вынимает из кармана тетрадь.) Всю желчь, которая будет накипать в душе, я буду сбывать в этот дневник, а на устах останется только мед. Один, в ночной тиши, я буду вести летопись людской пошлости. Эта рукопись не предназначается для публики, я один буду и автором и читателем. Разве со временем, когда укреплюсь на прочном фундаменте, сделаю из нее извлечение.

Входят Курчаев и Голутвин ; Глумов встает и прячет тетрадь в карман.

Явление второе

Глумов , Курчаев и Голутвин .

Курчаев . Bonjour!

Глумов . Очень рад; чему обязан?

Курчаев (садясь к столу на место Глумова) . Мы за делом. (Указывает на Голутвина.) Вот, рекомендую.

Глумов . Да я его знаю давно. Что вы его рекомендуете?

Голутвин . Тон мне ваш что-то не нравится. Да-с.

Глумов . Это как вам угодно. Вы, верно, господа, порядочно позавтракали?

Курчаев . Малым делом. (Берет карандаш и бумагу и чертит что-то.)

Глумов . То-то, оно и видно. У меня, господа, времени свободного немного. В чем дело? (Садится, Голутвин тоже.)

Курчаев . Нет ли у вас стихов?

Глумов . Каких стихов? Вы, верно, не туда зашли.

Голутвин . Нет, туда.

Глумов (Курчаеву) . Не марайте, пожалуйста, бумагу!

Курчаев . Нам эпиграмм нужно. Я знаю, что у вас есть.

Глумов . Никаких нет.

Курчаев . Ну, полно вам! Все знают.У вас на весь город написаны. Вон он хочет сотрудником быть в юмористических газетах.

Глумов (Голутвину) . Вот как! Вы писали прежде?

Голутвин . Писал.

Глумов . Что?

Голутвин . Все: романы, повести, драмы, комедии.

Глумов . Ну, и что же?

Голутвин . Ну, и не печатают нигде, ни за что; сколько ни просил, и даром не хотят. Хочу за скандальчики приняться.

Глумов . Опять не напечатают.

Голутвин . Попытаюсь.

Глумов . Да ведь опасно.

Голутвин . Опасно? А что, прибьют?

Глумов . Пожалуй.

Голутвин . Да говорят, что в других местах бьют, а у нас что-то не слыхать.

Глумов . Так пишите!

Голутвин . С кого мне писать-то, я никого не знаю.

Курчаев . У вас, говорят, дневник какой-то есть, где вы всех по косточке разобрали.

Голутвин . Ну, вот и давайте, давайте его сюда!

Глумов . Ну да, как же не дать!

Голутвин . А уж мы бы их распечатали.

Глумов . И дневника никакого у меня нет.

Курчаев . Разговаривайте! Видели его у вас.

Голутвин . Ишь как прикидывается; а тоже ведь наш брат, Исакий.

Глумов . Не брат я вам, и не Исакий.

Голутвин . А какие бы мы деньги за него взяли…

Курчаев . Да, в самом деле, ему деньги нужны. «Будет, говорит, на чужой счет пить; трудиться хочу». Это он называет трудиться. Скажите пожалуйста!

Глумов . Слышу, слышу.

Голутвин . Материалов нет.

Курчаев . Вон, видите, у него материалов нет. Дайте ему материал, пусть его трудится.

Глумов (вставая) . Да не марайте же бумагу!

Курчаев . Ну, вот еще, что за важность!

Глумов . Каких-то петухов тут рисуете.

Курчаев . Ошибаетесь. Это не петух, а мой уважаемый дядюшка, Нил Федосеич Мамаев. Вот (дорисовывает) , и похоже, и хохол похож.

Голутвин . А интересная он личность? Для меня, например?

Курчаев . Очень интересная. Во-первых, он считает себя всех умнее и всех учит. Его хлебом не корми, только приди совета попроси.

Голутвин . Ну вот, подпишите под петухом-то: новейший самоучитель!

Курчаев подписывает.

Да и пошлем напечатать.

Курчаев . Нет, не надо, все-таки дядя. (Отталкивает бумагу, Глумов берет и прячет в карман.)

Голутвин . А еще какие художества за ним водятся?

Курчаев . Много. Третий год квартиру ищет. Ему и не нужна квартира, он просто ездит разговаривать, все как будто дело делает. Выедет с утра, квартир десять осмотрит, поговорит с хозяевами, с дворниками; потом поедет по лавкам пробовать икру, балык; там рассядется, в рассуждения пустится. Купцы не знают, как выжить его из лавки, а он доволен, все-таки утро у него не пропало даром. (Глумову.) Да, вот еще, я и забыл сказать. Тетка в вас влюблена, как кошка.

Глумов . Каким же это образом?

Курчаев . В театре видела, все глаза проглядела, шею было свернула. Все у меня спрашивала: кто такой? Вы этим не шутите!

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Егор Дмитрич Глумов, молодой человек.

Глафира Климовна Глумова, его мать.

Нил Федосеич Мамаев, богатый барин, дальний родственник Глумова.

Егор Васильич Курчаев, гусар.

Голутвин, человек, не имеющий занятий.

Манефа, женщина, занимающаяся гаданьем и предсказаньем.

Человек Мамаева.

Чистая, хорошо меблированная комната, письменный стол, зеркало; одна дверь во внутренние комнаты, на правой стороне другая - входная.

Явление первое

Глумов и Глафира Климовна за сценой.

Глумов (за сценой) . Вот еще! Очень нужно! Идти напролом, да и кончено дело. (Выходя из боковой двери.) Делайте, что вам говорят, и не рассуждайте!

Глумова (выходя из боковой двери) . Зачем ты заставляешь меня писать эти письма! Право, мне тяжело.

Глумов . Пишите, пишите!

Глумова . Да что толку? Ведь за тебя не отдадут. У Турусиной тысяч двести приданого, родство, знакомство, она княжеская невеста или генеральская. И за Курчаева не отдадут; за что я взвожу на него, на бедного, разные клеветы и небывальщины!

Глумов . Кого вам больше жаль: меня или гусара Курчаева? На что ему деньги? Он все равно их в карты проиграет. А еще хнычете: я тебя носила под сердцем.

Глумова . Да если бы польза была!

Глумов . Уж это мое дело.

Глумова . Имеешь ли ты хоть какую-нибудь надежду?

Глумов . Имею. Маменька, вы знаете меня: я умен, зол и завистлив, весь в вас. Что я делал до сих пор? Я только злился и писал эпиграммы на всю Москву, а сам баклуши бил. Нет, довольно. Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями. Конечно, здесь карьеры не составишь - карьеру составляют и дело делают в Петербурге, а здесь только говорят. Но и здесь можно добиться теплого места и богатой невесты - с меня и довольно. Чем в люди выходят? Не все делами, чаще разговором. Мы в Москве любим поговорить. И чтоб в этой обширной говорильне я не имел успеха! Не может быть! Я сумею подделаться и к тузам и найду себе покровительство, вот вы увидите. Глупо их раздражать - им надо льстить грубо, беспардонно. Вот и весь секрет успеха. Я начну с неважных лиц, с кружка Турусиной, выжму из него все, что нужно, а потом заберусь и повыше. Подите, пишите! Мы еще с вами потолкуем.

Глумова . Помоги тебе бог! (Уходит.)

Глумов (садится к столу) . Эпиграммы в сторону! Этот род поэзии, кроме вреда, ничего не приносит автору. Примемся за панегирики. (Вынимает из кармана тетрадь.) Всю желчь, которая будет накипать в душе, я буду сбывать в этот дневник, а на устах останется только мед. Один, в ночной тиши, я буду вести летопись людской пошлости. Эта рукопись не предназначается для публики, я один буду и автором и читателем. Разве со временем, когда укреплюсь на прочном фундаменте, сделаю из нее извлечение.

Входят Курчаев и Голутвин; Глумов встает и прячет тетрадь в карман.

Явление второе

Глумов, Курчаев и Голутвин.

Курчаев . Bonjour!

Глумов . Очень рад; чему обязан?

Курчаев (садясь к столу на место Глумова) . Мы за делом. (Указывает на Голутвина.) Вот, рекомендую.

Глумов . Да я его знаю давно. Что вы его рекомендуете?

Голутвин . Тон мне ваш что-то не нравится. Да-с.

Глумов . Это как вам угодно. Вы, верно, господа, порядочно позавтракали?

Курчаев . Малым делом. (Берет карандаш и бумагу и чертит что-то.)

Глумов . То-то, оно и видно. У меня, господа, времени свободного немного. В чем дело? (Садится, Голутвин тоже.)

Курчаев . Нет ли у вас стихов?

Глумов . Каких стихов? Вы, верно, не туда зашли.

Голутвин . Нет, туда.

Глумов (Курчаеву) . Не марайте, пожалуйста, бумагу!

Курчаев . Нам эпиграмм нужно. Я знаю, что у вас есть.

Глумов . Никаких нет.

Курчаев . Ну, полно вам! Все знают. У вас на весь город написаны. Вон он хочет сотрудником быть в юмористических газетах.

Глумов (Голутвину) . Вот как! Вы писали прежде?

Голутвин . Писал.

Глумов . Что?

Голутвин . Все: романы, повести, драмы, комедии.

Глумов . Ну, и что же?

Голутвин . Ну, и не печатают нигде, ни за что; сколько ни просил, и даром не хотят. Хочу за скандальчики приняться.

Глумов . Опять не напечатают.

Голутвин . Попытаюсь.

Глумов . Да ведь опасно.

Голутвин . Опасно? А что, прибьют?

Глумов . Пожалуй.

Голутвин . Да говорят, что в других местах бьют, а у нас что-то не слыхать.

Глумов . Так пишите!

Голутвин . С кого мне писать-то, я никого не знаю.

Курчаев . У вас, говорят, дневник какой-то есть, где вы всех по косточке разобрали.

Голутвин . Ну, вот и давайте, давайте его сюда!

Глумов . Ну да, как же не дать!

Голутвин . А уж мы бы их распечатали.

Глумов . И дневника никакого у меня нет.

Курчаев . Разговаривайте! Видели его у вас.

Голутвин . Ишь как прикидывается; а тоже ведь наш брат, Исакий.

Глумов . Не брат я вам, и не Исакий.

Голутвин . А какие бы мы деньги за него взяли…

Курчаев . Да, в самом деле, ему деньги нужны. «Будет, говорит, на чужой счет пить; трудиться хочу». Это он называет трудиться. Скажите пожалуйста!

Глумов . Слышу, слышу.

Голутвин . Материалов нет.

Курчаев . Вон, видите, у него материалов нет. Дайте ему материал, пусть его трудится.

Глумов (вставая) . Да не марайте же бумагу!

Бедный бес, под кобылу подлез, два шага шагнул, а на третий ножки протянул»

(А.С. Пушкин « Сказка о попе и работнике его Балде»)

Разговаривая с читателем на разные темы, я стараюсь ему объяснить., что же на самом деле происходило в миру в прошедшие времена, как менялась культура, религия, сознание народов. Многие заметили. что автор придерживается иной версии истории, нежели традиционная. Моя версия, совсем даже не история. Потому как мне предельно понятно направление этой лженауки, потерявшей свой облик в 16 веке. Я занимаюсь былиной, то есть реальными событиями мировых процессов, старательно припрятанных вождями народов. Слишком уж неудобна правда правителям. Ложь и интриганство их удел, но спасения они им не принесут. Рано или поздно: тайное станет явным.
В этой миниатюре разговор пойдет о мировых религиях и времени их зарождения, однако, начиная рассказ, я спешу сообщить читателю, что человечество не настолько старо, как ему приписывают историки. Во всяком случае, то человечество, которому мы современны. Давайте не будем отвлекаться на более ранние периоды, преподносимые ремесленниками от Торы, в каменные века, а просто поймем, что среди всех дат о сотворении мира (а их около 50 у разных народов) нет цифры старше 10 000 лет. Я славянофил, и потому буду опираться на версию моего народа, впрочем, не отбрасывая и иные.
Проповедник де-Виньоль, живший в XVIII веке, после 40 лет изучения библейских хронологий, в результате проведённых подсчётов насчитал около 200 различных вариантов эры «от сотворения мира», или «от Адама». Согласно таковым, период времени от сотворения мира до Рождества Христова насчитывал от 3483 до 6984 лет.
В 2014 году, 14 сентября по григорианскому календарю Православная Церковь встретила 7523 год от сотворения мира.
Как видите, не взирая, на вес в мировой практике, Библия книга очень не точная и удобная к толкованию, с разных точек зрения. Расхожее мнение, о ее древности, так же не справедливо. Появляется она в известном читателю виде во времена первых Романовых, но и при них долгое время считается книгой вредной. Например, об этом свидетельствует указ сената Елизаветы Петровны, где все так и сказано: книга вредная.
Правится библия вплоть до начала 20 века и по тексту современный канон не совпадает с образцами, скажем Острожской Библии. Причем не совпадает именно в тех местах, где есть противоречия сложившейся истории мирового развития. Так, например, в Осторжском экземпляре, есть название пролива Босфор. Звучит оно как Иордан. В более поздних изданиях это убрано. Есть серьезные правки практически во всех книгах, которые противоречат современному расположению Иерусалима.
Начнем с того, что такого библейского города не существовало, а был Ёросалем. Это пригород современного Стамбула, где и произошли известные библейские события. Город в современном Израиле декорация 19 века, созданная в пустыне, из арабского городка Эль-Куц и не имеет ни малейшего отношения к местам, где произошло все действо, потрясшее мир. О причинах фальсификации я писал в иных работах.
Когда пал Первый Рим имевший столицей Александрию, центр мира переместился в Византий, который славяне звали Царьградом. Это Второй Рим, он же Византий, он же библейский Ёросалем, он же Троя, он же Константинополь. Рим в Италии вообще не Рим, а вся его история просто легенда. Это не Вечный Город, а Ватикан, названный так в честь БатуХана (Батыя). Правильное его название Батухан. Про это тоже можно прочитать в иных миниатюрах.
С времен Первого Рима, существует единобожие и все, кто верит в ЕДИНОГО БОГА, именуются иудеями. Это позже, данное слово превратиться в обозначение некоего народа, не имеющего отношения к самому иудаизму. Я говорю о хазарах, которые ныне именуют себя евреями-ашкеназами. Практически весь известный мир того времени, исповедает единобожие и очаги язычества невелики. Они есть в Европе, которая в описываемые времена находится в диком состоянии и в современном Китае, Индии.
Русский пантеон богов во главе со Сварогом не язычество. Он и сейчас узнаваем в современном представлении о небожителях. Просто «должности» иные.
Господствующая вера всего мира со столицей в Царьграде, который объявлен центром мира и Пупом Земли, дуализм или вера в двух Богов: Бога Добра и бога Зла.
Все происходившие в мире события, до наступления Христианства, описаны в Ветхом Завете, вот только его первоначальный текст, ныне можно увидеть только у староверов, то есть верующих до-никонианской реформы. Есть духовные книги Палея и Кормчая, которыми пользовались еще во времена отца царя Петра, во всем православии. Однако следует понимать, что греческая вера или ортодоксия, не православие, а правоверие. Вам ни один современный священник не сумеет объяснить, почему ортодоксия переведена как православие, если орто это действительно право, а вот доксия, переводится как вера. Считается, что такова православная традиция. Вот и все объяснение!
Итак, в древнем мире существует единобожие.
Однако стоит пояснить, что такое древний мир. Начнем с того, что ранее 10 века не существует никакой письменности и потому нет никаких письменных свидетельств того времени. Условно говоря, все, что ранее 10 века нашей эры следует понимать под племенно-общинным строем. Все рассказы историков о древности Египта, Индии, Китая и прочих «древностей», это средневековая фальсификация ордена иезуитов, на заказ ватиканского епископа, именующего себя папой.
Люди ранее 10 века еще не умели строить большие дома. Для примера скажу, что пирамиды Египта, посторойки 13-15, методом опалубки.
Ни древнего Рима, ни древней Греции, ни древнего Китая и прочего никогда не существовало в указанные историком времена. Они были, но одновременно с городами Новгородом, Суздалем, Владимиром и иными русскими городами.
Так продолжается до 1152 года, пока в России, у Марии Богородицы не родится сын, по имени Андроник (Андрей), который станет императором Византии и повелителем известного мира. Спустя 33 года его свергнет с трона империи и казнит на кресте, его бунташный военачальник Ангел Исаак Сатана. Вот этот Андроник и станет прототипом Иисуса Христа. Я уже писал об этом человеке, но еще раз скажу: это уникальная личность в былине, обладающая тайными знаниями, переданными ему от Матери. Все что описано в Евангелии, соответствует действительности: было и воскресение, будет и пришествие.
Воспитанный в молодости на Руси, Андроник Комнин, воспринял ее веру, вооруженный которой и прибыл на правление в Византий, где нравы населения, а главное элиты были извращены. Андроник начинает бороться с властолюбцами, казнокрадами и извращенцами. Это приводит к войне против него и свержению с трона.
Семья Андроника бежит на Русь, которая воюет с Хазарией. На Руси, его потомки, создают мощное многонациональное государство с новой верой, не противоречащей старой. Так из староверия возникает старообрядчество.
Тем временем, новую династию Ангелов, свергают в Византии и родственники казненного Исаака Сатаны, бегут в Хазарию, где создают современный иудаизм из народов, которые ранее его не мсповедали. Вообще Хазария долгое время живет в разных верах, а вот ее элита, бежавшая из Византия исповедует иудаизм, который изначально противоречит учению Андроника. Собственно Андроник враг иудаизма, поскольку еще во времена своего правления преследовал его адептов.
Россия разбивает Хазарию и ее остатки бегут в Европу, к латинянам (так именовали русские жителей Лтвонии-Европы). Русь покоряет Европу и до 15 века держит там гарнизоны и своих правителей. В результате распада Руси во времена Великой смуты, именуемой в Европе Реформацией, возникли там страны известные ныне. Поскольку Византия пала, то хозяйкой мира, стала Русь, до самого прихода на трон Романовых. Грубо говоря, цари Романовы, это Горбачев той далекой «перестройки».
Из древнего правоверия появляется учение о вере Христианстве, а уж из него религиозные течения или просто религии: исходят Православие, Католицизм, Иудаизм, Ислам, Буддизм. Основа этих религий старая вера и учение о ней Христа. Только в одних религиях он отрицается, а в других занимает разные места.
На никейском соборе откинутом в традиционными историками и Ватиканом, в древние времена, князья церкви определяют Исуса сыном Бога и добавляют в его имя еще одну букву «и». Имя начинает звучать как Иисус. Хотя имя Иисус Христос, совсем не имя, а должность и означает Мессию. Примерно, как Чингисхан означает великого хана.
Ислам не воспринимает такое положение дел, и ничем не отличаясь от Старообрядчества, выделяет Христу роль пророка Исы. Самого уважаемого пророка Ислама, предстоящего самому Магомету. Собственно Ислам и есть староверие в ином пересказе и он настолько родственен русскому правоверию, что человек не найдет в них отличий, если конечно не разбираться в том, что принесено в Ислам веками. Появляется национальный колорит и этнические особенности. Для примера скажу, что в русском правоверии и далее православии, существовали проповедники-столбники, вещавшие с колоколен. Это позже на них повесят колокола, ранее колокола располагались под навесом, во дворе храма. Так вот стобник и муэдзин одно и тоже лицо, только в разных одеяниях.
Своим путем пойдет и Буддизм. Там также ярко прослеживается личность Христа. Кстати на стенах пирамид полно изречений из Евангелия, а Осирис полный прототип Христа, только, в ином пересказе.
Иным путем пойдет католицизм. Бежавшие в Европу хазары, желая реванша, создают на базе Ватикана христиано-иудаизм, некий симбиох двух вер, ради управления верующими и создания нового центра борьбы с разбившей Хазарию Русью. Новоявленные евреи, именуемые ранее жидовинами (основной народ многонациональной Хазарии) проникают в западное христианство, укрепляя папскую власть деньгами полученными от введения ростовщичества, создают лживую историю мира, приписывают Западу события Византии-Руси, за неимением иных примеров, создают у себя героев списанных с русской былины и византийского предания.
Строго говоря, нет никакой Европы, а есть новая Хазария, которая стремится восстановить свое господство в мире, потерянное в 12 веке. Евреи-ашкеназы просто уничтожили культурное наследие народов Европы и то. что сейчас наблюдается, все таже самая Хазария, народы которой верят в предложенную им беглыми хазарами лже-религию, при том, что правящая Хазарская верхушка исповедует, современный иудаизм или Анти-Христианство.
Все события мира, это результат и наследие казни Андроника, на горе Бейкос, в пригороде современного Стамбула, Ёросе, на берегу полноводного пролива Босфора – Иордана. Кстати читатель может увидеть там и храм Соломона, о котором так стенают хазары-ашкеназы. Это мачеть-музей Аль-Софи, или святая София – величественнейший храм современного Стамбула-Константинополя.
Известное тебе Мировое правительство, это потомки Ангела Исаака Сатаны, которому они и молятся, именуя его Иисусом с двумя «и», подчеркивая его противостояние настоящему Христу-Андронику. Желающие сами поинтересуются бесславным концом Исаака Сатаны. Про это есть достаточно в Сети и у Никиты Хониата в его «Хрониках».
Пришедшие к власти Романовы, проводят церковную реформу Никона и его предшественника. Будучи засланными казачками Ватикана, они организовывают Великую Смуту, извращают русскую былину, преподнося западную историю. Особому гонению подвергаются староверы и старообрядцы. Трагедия протопопа Аввакума, боярыни Морозовой и огромного количества сожженных, тому пример. Староверы, по сей день именуют православие «жидовствующим лютеранством» и отказываются от Ветхого Завета, воспринимая Палею и Кормчую в их первичных экземплярах, считая святым писанием лишь Евангелие.
Однако русская действительность, превратила немцев Романовых в иных людей. Последние из них, которые Романовыми собственно не являются с времен Елизаветы, стали прорусскими царями, а проведенная Сталиным реформа церкви, создала совсем иную религию – Русскую Православную церковь, идущую на неуклонное сближение со своей праматерью, церковью Староверия. Следует читателю узнать, что РПЦ создана в 1941 году, а до революции православие именовалось по другому: Русская Ортодоксальная Кафолическая (Вселенская) церковь Причем слово «кафолическая» имеет смысл точно такой же, как и в названии Римской Католической церкви. Просто буква «фета» ранее читалась и как «Эф» и как «Тэ». Это по разному прочитанные названия одного и того же слова.
Грубо говоря, первая никоновская церковь, это попытка Ватикана создать иудо-христианство на Руси. К счастью она не удалась и ограничилась лишь внешними переделами, не поколебав в народе веру. Вот именно поэтому, так неугодны Ватикану, русское Православие и Ислам, с которыми он непрестанно борется. Один из методов такой борьбы, создание на Западной Украине греко-католической церкви или иудо-христианства греческого обряда. Что из этого получилось, читатель видит на примере Донбасских событий. То же происходит и в Исламе, где создается исламский сепаратизм. Деление на шиитов и суннитов с современными интерпретациями.
Если взглянуть на иудаизм то можно заметить, что там существуют 4 книги.
Первая это Тора, списанная с древнего правоверия. Эта книга истоков этой религии.
Вторая книга это Талмуд. Талмуд, как самая святая книга Иудаизма, имеет приоритет по отношению к Торе. Свидетельство этого можно найти непосредственно в Талмуде: "Мой сын, будь более старательным в соблюдении предписаний писцов, чем предписаний Торы".
Если провести параллель с Библией, то можно сравнить Его с Евангелием, чем Талмуд и является по сути. Только Мессия там иной. Они ждут прихода Ангела Исаака Сатаны, мудрости которого и посвящен Талмуд и преданиям о том боге, который принесли его потомки хазарам.
Как ни удивительно, но Талмуд - это не собрание доброжелательных, моральных наставлений, а частями - "расистское" произведение. полное ненависти к "гоям" (неевреям) со многими неприятными высказываниями. Что бы было понятно, гои, это все, кто вне иудаизма, то есть те, кто верит в Христа-Андроника и его учение. Вспоминайте сказанное здесь и не удивляйтесь ничему. Война эта имеет многолетние корни и ненависть зашкаливает.
Я дам несколько цитат из Талмуда, что бы читатель понял, с книгой какого уровня он имеет дело:
"Нашими шутками и нашими нападками мы будем выставлять их священников смешными и, в конечном счете, одиозными, их религия столь же смешна, столь же одиозна, как и их священники. Мы станем хозяевами их душ, потому что наша набожная преданность нашей религии подтверждает, что они будут нашей собственностью". Leviticus 25:44-45)
"Еврей может ограбить гоя - то есть, он может обмануть его в счете, если маловероятно, что он это узнает". (Schulchan Aruch, Choszen Hamiszpat 28, Статья 3 и 4)
"Ты не должен причинять вред своему соседу, но не сказано, "Ты не должен причинять вред гою.""(Мишна Синедрион (Mishna Sanhedryn) 57)
"Вся собственность других наций принадлежит еврейской нации, которая, следовательно, имеет право воспользоваться ею без каких-либо угрызений совести. Ортодоксальный еврей не обязан соблюдать принципы морали по отношению к людям других народов. Он может действовать вопреки морали, если это выгодно ему или евреям вообще". (Schultchan Aruch, Choszen Hamiszpat 348)
Еврей может иметь секс с ребенком, пока ребенок младше девяти лет. (Синедрион 54b)
"Когда взрослый мужчина имеет половые отношения с маленькой девочкой, это ничто". (Синедрион 54b)
Третья книга это Каббала. Она совсем не древняя и не содержит обрывки знаний иных народов, в первую очередь ведизм и знание славянских волхвов. Причем, в ней массовое содержание того, что именуется магией, мистикой, потусторонними явлениями. В христианстве тоже есть подобная книга. Именуется она Евангелием Сатаны. Хранится ныне в Чехии. Я сличал эти тексты и могу сказать, что в них говорится одно и тоже, правда с изменением последовательности пересказов и ритуала. Хочу рассказать читателю, о своих ощущениях. В первую очередь это чувство гадливости и понимания бессовестности написанного. Впрочем, я считаю, что сделал правильно, что ознакомился с этими шедеврами. Будучи славянином, русским человеком и верящим в Бога, я только сильнее укрепился в вере и осознал глубину падения Западного мирка.
В большинстве своем все «ужастики» от мистики, почерпнуты из этих двух книженций. Не ищите таланта в голливудских постановках, все там отснятое на эту тему, не что иное, как осовремененный пересказ Кабаллы и Евангелия Сатаны. Это обычная черная магия и поклонение злу. Христианину и мусульманину, буддисту не по пути с таким учением, ведь оно направлено на закабаление их самих в рабство.
Многие видели американский фильм о Вие, по мотивам сказки Гоголя. Это осовремененный вариант, рассказа великого мастера слова. Однако, мало кто знает, что Гоголь пишет свои работы, четко разделяя малоросскую культуру и украинскую, а так же отдельно воспроизводит быт запорожского этноса. Я указывал в иных миниатюрах на то, что это совершенно разные народы. Грубо говоря, украинцы это литвины и белые хорваты. То есть окатоличенная часть населения или же столкнувшаяся с этой псевдокультурой. Гоголь в "Вие", четко определяет панночку, как дочь реестрового сотника, польского короля. А это не запорожец и не слободской казак. Поэтому и Вий, совсем не славянский персонаж. Это как раз кабалистическое исчадие Ада. У славян живущих восточнее таких сказок нет.
Объясняю я это просто: вся территория современной Украины, это часть бывшей Хазарии, оставившей в наследство литвинам и белым хорватам, свою псевдокультуру. Кстати, и Киев, не мать городов русских, а хазарский город Самбатион. Это название он возьмет после падения Византии, перетащив на себя часть ее истории. Киув с хазарского означает царь, или все тот же Царьград, про что старательно молчат историки.
Кабала книга мистики, источник кабалистических знаков, используемых Иллюминатами и Вольными каменщиками (Масонами). Создавалась она в 18 веке с целью систематизации тайных знаний и создания ореола таинственности вокруг задуманного мирового правительства. Именно в эти времена возникают тайные общества масонов и прочей ереси. Это программа сионизма.
Ну и наконец четвертая книга именуемая Зора. На самом деле это Трактат Авода Зара посвящёный вопросам взаимоотношений между иудеями и язычниками. Христианская церковь рассматривает данный трактат, как попытку представить христиан идолопоклонниками. Собственно говоря, это самый обычный катехизис иудаизма.
Как видите, ничего особо нового и таинственного нет. Если называть вещи своими именами и быть немного заинтересованным исследователем.
Учитывая все сказанное, автор считает, что бог Иудаизма и Бог Христианства, разные боги. А учитывая происхождение обоих учений их раннего дуализма, я смею утверждать, что в современном иудаизме, зародившемся в 11 веке в Хазарии, богом является Зло, а храмом синагога Сатаны. Кстати это имя первого правителя Византии, из династии Ангелов, в его время еще не означала падшего Ангела Денницу. Существуют реальные свидетельства, что он был хром, ослеплен и его лицо перекошено. Происходил Исаак из темнокожей расы, а гербом его рода был бык Апис. Слово «дьявол», это всего лишь обозначение этого быка и значит диа (бог) вол (бык) или просто бог Бык. Кстати в хрониках Византии есть информация и о боевом шлеме этого правителя-василевса. Это шлем с рогами быка. Если читатель соберет во едино все сказанное, то он получит описание католического сатаны, а заодно поймет, что западные шлемы с рогами, которые носили тевтоны и прочая западная перхоть, удобрившая русские поля своими телами, как раз дань этому богу, анти-Христу. Кстати, представление о русском боге Зла совсем иное, да и имя ему Черт (тьфу-тьфу-тьфу, не к ночи будет упомянут). Однако, это имя более позднее. В славянском пантеоне богов, есть некое существо именуемое Бес, что снова же означает рогатое создание с копытами, носом – поросячим пятачком (вспомните носы негроидной расы), своими ужимками напоминающими негра. Что до хвоста, то оставляю это на раздумье читателя. Вариантов много. В качестве подсказки предложу обидную кличку президента США Обамы. Там, что то, связанное с пальмой и приматами. Неужели, ты читатель, современный разумный человек, считаешь, что наши предки, не называли по аналогии так Исаака Сатану? Я почти в этом уверен, хотя документальных подтверждений не нашел.
Мир должен измениться, хотя бы потому, что в дуализме, которым по сути дела является Христианство, всегда побеждает Добро.
Сейчас носителем этой идеи (да и раньше) была наша с тобой, Святая Русь, среди народа которой и скрыты потомки того, кто дал миру новое учение, в надежде на его возрождение. Однако, и этот человек, понимая всю силу Зла и видя его перед глазами, завещал нам слова: «Многие придут с моим именем, но не от меня».
Читатель, все написанное здесь не проповедь, а реальный ход событий мировой хронологии. Вот именно про это я пишу былины, сознавая, что если хоть один человек задумается над сказанным, то мой труд уже сделан не зря.
У человека всегда есть выбор. Иногда он трагичен и ведет к смерти. Я изучал жизнь Андроника Комнина. Этот император был обычным человеком, у которого жизнь тоже не сладко складывалась. Он мог припеваючи править миром, давая своим боярам грабить народ и своевольничать. Приход его во власть, произошел в те времена, когда разврат в Ёросалеме превысил все мыслимые границы. Содом и Гоморра, лишь блеклое подобие того, что творилось в Византии. Воспитанный в славянских традициях, вскормленный молоком своей славянской матери, Андроник не стал терпеть вопиющей несправедливости. Он вступил в бой со своим окружением. Его предали самые ближние друзья и ученики. История отрекшегося Петра, Иуды Искариота и прочих малодушных спутников, мифологический пересказ реальных событий. Среди его апостолов, была и жена Мария Магдалина (у староверов Мария Египтыня). Это ее Ватикан сделает кающейся грешницей и женщиной лёгкого поведения. Это не правда. Она верный друг и ученик своего мужа. У староверов есть икона именуемая «Святое Семейство». На ней, в отличие от более позднего исполнения (плотник Иосиф, Мария, Иисус) изображены совсем иные персонажи. Сидящая Мария, держит на коленях маленькую девочку, а стоящий Исус держит на руках мальчика. Мария радостно улыбается, глядя на сына и отца.
Есть еще один интересный факт. В Стамбуле, сохранились фрески и мозаика с лицами практически всех правителей. Кроме одного - Андроника Комнина. Все они старательно сбиты и прижизненного изображения просто нет. Зато возникает некое жульничество: на староверческих иконах Христос изображается русоволосым. Он не курчав, высок, строен, у него явный европейский тип лица. Славянский тип. А вот после войн реформации, на его изображении прослеживается изменение цвета волос на темный, появление восточных черт, уменьшение роста. Сделано это не зря, просто иудеями Ватикана убивалась любая память о настоящем обличье Спасителя. Я интересовался работами по Туринской плащанице, датируемой 12 веком. А это как раз время, жизни Андроника Комнина. От того то папизм и держит святыню в Турине, что на ней изображение этого человека. Туринская плащаница, это Спас Нерукотворный, самая уважаемая святыня православия-правоверия, выкраденная поляками во времена Великой Смуты из Московского Кремля. Именно в это время, она как бы случайно всплывает в Европе, отлежав положенное время в папском хранилище, мешая папизму в изложении теории лжи, в которую поверил мир. Читатель знает эту икону, с изображением головы Христа. Именно так она и хранилась на Руси, сложенная в три раза. Причиной этому было целомудрие русских людей, которым запрещено было смотреть на изувеченное тело Спасителя. Второе название этого полотна Убрус, что означает широкий кусок материи-платок. Отпечаток на Туринской плащанице принадлежит высокому русоволосому человеку, с явным славянским типом лица. Это Комнин. Именно так изображала староверческая иконопись Исуса Христа, мало того, есть полная идентичность этих образов. В Турине, у иудо-христиан, сберегается русская святыня, первая икона правоверия, Спас Нерукотворный.
Кстати, если читатель заинтересуется значением фамилии Комнин, то будет несказанно удивлен. Так до сих пор в русской глубинке именуют плотника: комня! А еще есть такая река в Сибири, город в Чехии(Злинський край), селение в районе Красноярска и многое другое. Полезно будет знать, что фамилии Ангел означает - вестник или посол, Палеолог - старьевщик. А ведь это фамилии правящих династий Византии.
Выданная замуж в Царьград, русская княжна Мария Богородица, была значительно моложе своего мужа, правителя одного из фемов Византии Иосифа, по прозвищу Комня. Факт, рождения кесаревым сечением Андроника, создал легенду о непорочном зачатии, которую использовали князья церкви себе во благо. Они начали создавать образ того, кого мы знаем ныне, безвольного и слабого человека. Настоящий Христос таким не был. Многие знают слова этого смелого воина и мудрого правителя: «Если ударили по щеке, то подставь другую!». Но ведь это только часть его слов, цитата вырванная из текста! На самом деле, эта фраза звучит по иному: «Если ударили по щеке, то подставь другую, НО НЕ ДАЙ УДАРИТЬ!».
Как тебе читатель, сказанное им? Сомневаешься? Так ведь я это из Библии списал!
Современного россиянина, если спросить, какой он веры, последний, не задумываясь ответит: «Православный я (мусульманин, буддист)». А на вопрос: « Почему он так решил?», последует иронический ответ: « Так я же русский!». Я уверен, что большинство из опрошенных, никогда серьезно не изучали Библию, Коран, Палею, Кормчую. Все что они слышали, это рассказы из Торы, ради триумфа которой и была создана лженаука Ис Торы Я.
Сегодня читатель услышал о былине. Открой хотя бы Библию, которая у тебя, скорее всего, издана в США и относится совсем не к православию. Почитай библейскую историю, определенную в рамки Евангелия, с оглядкой на сказанное мной. Поверь мне, что зуд исследования, тебя поведет дальше, и ты откроешь для себя иной мир, осознаешь свою душу, а главное поймешь, кто такой русский человек. Но главное, ты, понимающий что с Богом в сердце жить намного лучше, чем без него, осознаешь все величие Христианства и поймешь, что Христос действительно воскрес! Иначе бы, людская память, давно стерла это имя, как имена тысяч жалких правителей, деяния которых были между кормушкой и отхожим местом. Пойми, что Андроник, отдал жизнь за народ и Бог увидев такую веру в него, откликнулся, совершил чудо и вернул людям бессмертие души. В широком смысле, Исус это последний Адам, человеческого рода искупивший его грехи и давший миру новую веру.
А еще, прочитай подборки цитат. которые я нашел специально для тебя, и пойми, почему Андроник, поступил именно так, как поступил.

"Русские люди никогда не будут счастливы, зная, что где-то творится несправедливость", - Шарль де Голль, французский государственный деятель, президент Франции

"Русским людям не нужны материалистические «ценности» Запада, не нужны сомнительные достижения Востока в сфере абстрактной духовности, не имеющей ничего общего с реальностью", - Альберт Швейцер, немецко-французский мыслитель

"Русским людям нужна Правда, и они ищут её, прежде всего в жизни", - Франсуа де Ларошфуко, французский писатель-моралист

"Жить по Правде - это по-русски!", - Уильям Томсон, английский физик

"Русские люди добросовестно и безвозмездно трудятся, если в обществе есть нравственная идея, праведная цель", -Фридрих Гегель, немецкий философ

"Концепция добронравия - жить по совести -- это по-русски", - Уинстон Черчилль, премьер-министр Великобритании

"Русскость - это мировоззрение справедливого жизненного строя", - Станислав Лем, польский писатель

"Ради праведной идеи Русские люди с радостью трудятся, даже находясь в заключении, и тогда они не чувствуют себя узниками, - они обретают свободу", - Адам Смит, шотландский экономист и философ

"Трудиться на благо народа, всего человечества - это по-русски", - Никколо Макиавелли, итальянский политический мыслитель

"Общинность - в крови у Русских людей", - Имре Лакатос, английский математик

"Русская душа - это щедрость, не знающая границ", - Далай-Лама, духовный лидер тибетского народа

"Для Русских людей характерно нестяжательство Русские люди никогда не одурманивают себя", - Карл Маркс

"Абсолютная трезвость - это по-русски! Русские люди не нуждается ни в чём сверх меры", - Бичер Генри Уорд, американский религиозный и общественный деятель

"Мера - есть суть Русской цивилизации", - Клод Гельвеций, французский философ

"Русская культура не приемлет разврат", - Иоганн Вольфганг Гёте, немецкий писатель

"Русские люди не терпят всякой мерзости!", - Генри Форд, американский инженер,

"Русские люди никогда не живут по принципу «моя хата с краю, ничего не знаю»", - Томас Джефферсон, американский просветитель

"«Жить для себя», «работать на себя», прожигать жизнь в различных удовольствиях - это не по-русски", - мать Тереза (в миру Агнес Гонджа Бояджиу), основательница и настоятельница католического Ордена милосердия

"Смысл слова «радость» в русском языке неслучайно отличён от смысла слова «удовольствие»", - Стивенсон Роберт Луис, английский писатель

"Радость у Русских людей появляется от чёткого осознания смысла жизни: делать всё возможное (и невозможное),чтобы будущие поколения не были рождены в рабовладельческом толпо-элитарном обществе", - Гейзенберг Вернер, немецкий физик-теоретик

"Русские люди неустанно работают на преображение себя и окружающих от человекообразия к Человечности!", - Дюма Александр,известный французский писатель

"Жить по-русски - значит жить по-человечески!", - Адольф Дистервег, немецкий педагог

"Счастье для Русских людей - это ощущать себя частью великого Единения и соучаствовать в деле создания справедливого мироустройства на Земле", - Бенджамин Франклин, американский просветитель, государственный деятель

Остальное, читатель ты знаешь.

«На всякого мудреца довольно простоты» — комедия А.Н. Островского. Время создания — сентябрь-октябрь 1868 г. Первая публикация: журнал «Отечественные записки», 1868, №11.

Эту пьесу принято определять как «общественную» комедию, написанную «в щедринской манере», критика оценила ее как «едкую сатиру на отживающее в России поколение», отметив черты новой манеры драматурга: «утрировки», «карикатуры», «шаржа», «фарса». Закономерно, что художественный тип Глумова был подхвачен и развит М.Е. Салтыковым-Щедриным в целом ряде сатирических обозрений: в цикле «В среде умеренности и аккуратности», в «Письмах к тетеньке», в романе «Современная идиллия» и пр. Только там, где у Щедрина доминирует «литературная злость», у Островского возникает лукавая усмешка по поводу «мудрецов» московского общества и ирония, направленная на «мудреца», вздумавшего поиграть в кошки-мышки с каждым из них в отдельности и с обществом в целом.

Особый «московский» колорит комедии «На всякого мудреца довольно простоты» (отзвук грибоедовского «Горя от ума») роднит ее с такими пьесами, как «Бешеные деньги» и «Последняя жертва». Оживленное, шумное, активное разноголосье триптиха московской жизни разительно отличается от стиснутой, сдавленной атмосферы пьес «из жизни захолустья», от содержательной духовности исторических драм, от широты и раздолья «волжского» цикла («Гроза», «Воевода», «Горячее сердце»), от насыщенной религиозности таких пьес, как «Бедность не порок», «Не так живи, как хочется», «Грех да беда на кого не живет».

Давая срез специфично московского общества, способного «заболтать» и окарикатурить любые общественно значимые идеи, Островский раскрывает его интересы, идеалы и возможности. «Идеи, попавшие в общество» (ср. у Достоевского: «идея, попавшая на улицу»), являются в комически-искаженном, смехотворно-сниженном варианте.

В жажде учительства богатого барина Мамаева легко угадываются идеи просвещенного консерватизма; в «прожектах» «очень важного господина» Крутицкого — убежденное, упертое, несгибаемое охранительство; в легковесной суетности «молодого, важного господина» Городулина — общественные воззрения русских либералов; в жалком поденщике бульварной прессы Голутвине — разоблачительный пафос героев «благодетельной гласности». Образ Мамаевой вводит тему типичной «московской тетушки», с помощью связей устраивающей карьеры многочисленных «красавцев-мужчин». Образы «московской барышни» Машеньки Турусиной, лукаво подтрунивающей над «ма тант» («Я буду грешить и буду каяться так, как вы») и светского оболтуса гусара Жоржа Курчаева, желающего жениться на ней, — довершают картину нравов московского общества. Все эти лица и составляют «кружок Турусиной», куда мечтает пробиться ведомый социальной завистью Глумов.

Образ «богатой барыни из купчих», начавшей «ханжить» под старость, — олицетворение самой матушки Москвы. Дача Турусиной — с приживалками, лакеями, воспитанницей-племянницей, множеством дальних родственников, приятельниц, знакомых и привечаемых «блаженных», «уродливых», странников («которые скитающие») — типичный уголок московской старины. Ее религиозные чувства — с легкомысленной жаждой пророчеств и «видений», с суеверным разбиранием примет — образец вырождения старорусской святости. В ее высказываниях легко узнается противостояние «старой Москвы» современному «вольнодумству» («Нынче принято ни во что не верить...»).

Глумов — единственный персонаж в драматургии Островского, сознательно избравший своим жизненным кредо философию цинизма. «Маменька, я умен, зол и завистлив», — говорит он, приступая к осуществлению своих планов. Эти «исходные» человеческие данные оказываются «необходимы и достаточны» для его целей. Дар наблюдательности и талант сатирика помогают ему успешно осуществлять «цинизм в действии». Решив выступить автором и режиссёром этой комедии, он набрасывает сценарий, наскоро распределяет роли (себе отводя, разумеется, главную роль) и берется за организацию «случайностей»: заставляет маменьку писать подметные письма, подкупает человека Мамаева ради «нечаянной» встречи с дядей, задаривает приживалок Турусиной, привлекает к заговору «пророчицу» Манефу — и все ради «теплого места и богатой невесты».

Случайность — пружина водевильной интриги, на ней держится весь водевильный механизм действия. Но жизнь оказывается «водевильней» затеянной интриги, неожиданней и «случайней» сочиненного сценария. Она подбрасывает Глумову все новые и новые задания. Мамаеву нужно отвлечь от жены поклонников, и он просит Глумова поухаживать за женой. Мамаевой, в свою очередь, необходим пылкий молодой обожатель, чтобы освежить свои чувства. Крутицкому нужно написать трактат «о вреде реформ вообще», а Городулину — спич о «благодетельности» реформ. Турусиной необходимо какое-нибудь «предзнаменование», без которого она не решается выдать замуж племянницу. Нужно, чтобы Мамаева не узнала о сватовстве к Машеньке, чтобы Жорж Курчаев не вызвал на дуэль (или просто — не побил), чтобы Глутвин прекратил шантажировать... Одно лепится к другому, нагромождается, растет и в любую секунду этот возведенный «на острие игры» замысел Глумова может обвалиться, как карточный домик.

Одной «грубой, беспардонной лести» оказалось недостаточно, чтобы «подделаться к тузам». Глумову пришлось бесстыдно лицедействовать (глумотворствовать, «глум творить»), накапливая вслед за «подлостью в манерах» и «подлость в душе». Изливая в дневник накопившуюся за время общения с «тузами» злобу и желчь, ведя «летопись людской пошлости», Глумов и сам превращается в пошляка. Мгновенная смена личин характеризует Глумова как бессовестного шута, исполняющего лакейскую должность при сильных мира сего. (Шут — лицо, презираемое Островским, изображаемое им в качестве низменного прихлебателя при дворце царя («Василиса Мелентьева»), воеводы («Воевода, или Сон на Волге») или одуревшего от богатства купца («Горячее сердце»).

Желая «использовать» людей («пользоваться их слабостями»), герой очутился в положении человека, которого вовсю использовали те самые люди, которых он презирал и считал дураками. Глумов «перемудрил», и жизнь посмеялась над ним: отомстила руками оскорбленной им женщины, случайно прочитавшей записи в его дневнике. Играя в этой комедии роли «злого умника», «фата», «героя-любовника», «либерала», «консерватора», «жениха», разыгрывая попеременно то Чацкого, то Молчалина, он в итоге оказался водевильным «простаком». «На всякого мудреца довольно простоты», — предупреждает Островский молодых людей, желающих вступить на стезю бессовестной игры с жизнью. Глумова эта игра привела к «достойному» венцу его карьеры: должности «секретаря» при богатой старухе.

Первая общественная комедия Островского — «Доходное место» — предваряла эпоху либеральных реформ, вторая — подводила ее итоги, вылившиеся в «обширную говорильню». На смену герою-идеалисту пришел герой, воплотивший «безыдеальный» дух времени. Живописуя нравы московского общества, Островский показал человеческое преломление общественных идей и убеждений: как «общественный порок», обретая человеческий облик, становится «личным пороком» персонажа.

Первая постановка пьесы состоялась 1 ноября 1868 г. на сцене Александринского театра (Петербург); премьера в Малом театре (Москва) — 6 ноября 1868 г. В XX веке пьесу ставили многие режиссеры: В.И. Немирович-Данченко (1910 г., МХТ), С.М. Эйзенштейн (1923 г., Первый Рабочий Театр Пролеткульта, Москва), А.М. Лобанов (1958 г., театр Сатиры, Москва), А.И. Ремизова (1968 г., театр имени Е. Вахтангова, Москва), Г.А. Товстоногов (1985 г., БДТ имени М. Горького), М.А. Захаров (1989 г., театр имени Ленинского комсомола, Москва). Зарубежные постановки: театр «Юнити» (1945 г., Кардифф), спектакль А. Кука (1956 г., Нью-Йорк; под названием — «Дневник подлеца»), театр «Феникс» (1963 г., Лондон).

Бывшие