Занятия в средней группе тема дикие животные. Открытое занятие в средней группе на тему: «Дикие животные

Воспитатель: Жерёбкина Л. Е. МБДОУ д\с № 31

Задачи:

  • Закрепить и обобщить знания детей о диких животных, их признаках, их приспособлении к условиям жизни;
  • Упражнять детей в образовании качественных и притяжательных прилагательных, в употреблении родительного и дательного падежа существительных;
  • Развивать речь, мышление. Воспитывать интерес, желание больше узнать о диких животных.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы: Д. Зуев «Тайны леса», «Волки», «В июль катилось лето»; Г. Скребицкий «Белка», «Заяц», «Ёж»; Соколов-Микитов «Медвежья семья» «Лоси»; А. Клыков «Лисица»
Рассматривание иллюстраций.

Ход.
1. Вводная часть
:
Сегодня к нам в гости снова пришёл Незнайка. Каждый раз мы ему рассказываем что-то новое. Вот и сегодня он узнает о диких животных нашего края.

  1. Основная часть.

Давайте посмотрим на картинки.
Кто здесь изображён? Это всё животные?
Подумайте и скажите, кто здесь лишний? Почему? Потому что синичка – птица, а все остальные звери или лучше сказать животные. Что вы знаете про животных (у них 4 лапы, есть хвост, тело покрыто шерстью).

Давайте поиграем. Я буду называть а вы отвечать животное это или нет.

^ Дидактическое упражнение «Определи животное».
Медведь, заяц, синица, белка, воробей, лиса, волк, щука.
Видишь Незнайка дети умеют определять где животное, а где нет.
А сейчас я буду вам загадывать загадки, а вы внимательно слушайте и отгадывайте. Если ответ правильный, то отгадка откроется на экране. Незнайка внимательно следи и помогай ребятам.

  • Не портной, а всю жизнь с иголками ходит.
  • Кто в дупле живёт в тепле?
  • Кто, позабыв тревоги, спит в своей берлоге?
  • Кто осенью холодной ходит злой, голодный?
  • Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живёт, в деревне кур крадёт.
  • Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко, рога раскинув высоко?
  • Мчится без оглядки, лишь сверкают пятки, мчится что есть духу, хвост короче уха. Всех зверёк пугается, под кустом спасается.

А где живут эти животные? В лесу, поэтому так и называют — лесные животные. Все лесные обитатели живут как бы одной большой семьёй, в которой существуют свои правила и все им подчиняются, потому что зависят друг от друга, жить друг без друга не могут. Ребята, у вас есть дом, где вы живёте со своей семьёй? А в лесу есть дома? У каждого животного есть свой дом в лесу. Только эти дома все разные. Где кому удобно, там и живут.

^ Дидактическая игра «Кто где живёт?»
Где живёт медведь? …в берлоге, лиса…в норе, заяц…под кустом, белка…в дупле, а волчий дом называется….логово.
Вот теперь Незнайка и ты знаешь как называются дома у животных.
У лисы в лесу глухом есть нора – надёжный дом.
Не страшны зимой метели белочке в дупле у ели.
Под кустами ёж колючий нагребает листья в кучу.
Спит в берлоге косолапый, до весны сосёт он лапу.
Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нём.
Уютно всем и мамам и их детёнышам.
Кто же создаёт уют, как же этих мам зовут?
Как зовут маму у лисёнка? Лисица. Мама медвежонка – медведица, мама ежонка – ежиха, мама волчонка – волчица, мама лосёнка – лосиха, мама бельчонка – белка. Молодцы ребята!

У каждого животного свой характер, свои особенности и свой внешний вид. Да вы и сами это хорошо знаете. Но давайте познакомим с этим и Незнайку.
^ Дидактическая игра «Какая? Какой?»
Лиса какая? (хитрая, рыжая, пушистая)
Заяц какой? (трусливый, длинноухий)
Медведь какой?(косолапый, бурый, неуклюжий)
Белка какая? (проворная, быстрая, пушистая)
Волк какой? (злой, сердитый, зубастый, страшный)
А теперь давайте покажем Незнайке, как можно сказать про людей, если сравнить их с животными. Я буду начинать предложение, а вы заканчивать.

Злой как….волк. Трусливый как….заяц. Хитрая как….лиса. Косолапый как…медведь. Зубастый как….волк. Прыгучая как…белка. Колючий как….ёж.

Дети, Незнайка, наверное, устал. Давайте вместе с ним отдохнём. Проведём «Звериную зарядку».

  1. Физминутка.

Раз – присядка, два – прыжок.

Это заячья зарядка.
А лисята как проснутся,

любят долго потянуться.

Обязательно зевнуть,

ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнут

и легонечко подпрыгнут.
Ну, а мишка косолапый

широко расставив лапы:

то одну, то обе вместе

долго топчется на месте.
А кому зарядки мало –

начинаем всё сначала.

  1. Продолжение.

После зарядки животные тоже очень любят поесть, давайте угостим их. Кому мы дадим мёд? Морковь зайцу. Гриб – ёжику, рыба – лисе, орех – белке. Мясо – волку.

Покушали звери и побежали играть только хвостиком махнули. Давайте посмотрим и угадаем чей это хвост. Лисий, заячий, медвежий, волчий, беличий. Видишь Незнайка, животного можно узнать и по его хвосту.

А кто мне ребята скажет, чем отличаются дикие животные от домашних?
(дикие животные живут в лесу, а домашние дома, где о них заботятся люди).
Диким животным самим приходится заботиться о себе.
Как же они приспосабливаются к жизни в зимнее время? (меняют шубку, ложатся в спячку)

На столе перед вами лежит картинка для раскрашивания. Кто на ней изображён? Рисунок закончен? Что не дорисовал художник? А каким цветом будем раскрашивать животных?
Ваша задача: дорисовать животных и раскрасить их.

5. Анализ работы детей.

Давайте ещё раз посмотрим правильно ли вы подобрали цвета и дорисовали животных?
Молодцы ребята! Мне сегодня очень понравилось, как вы отвечали на занятии. Вы много знаете о животных. Своими знаниями вы поделились с Незнайкой. Он тоже благодарит вас. Давайте попрощаемся с ним и пригласим его на следующее наше занятие.



Цели:

Обучающие:

Закрепить знания детей о диких животных.

Формировать представление, о том из каких частей состоит тело животных, чем они питаются, об их среде обитания.

Упражнять в умении называть детенышей диких животных.

Развивающие:

Расширять кругозор; развивать память, мышление, внимание, речь.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, доброту, любовь к окружающей природе, активность, самостоятельность.

Оборудование и материалы:

  1. Иллюстрации диких животных(лиса, медведь, заяц, волк, белка).
  2. Иллюстрации семей диких животных.
  3. Предметные картинки на каждого ребенка, с изображениями животных мам и с изображением их детенышей.

Предварительная работа:

Беседа на тему " Дикие животные"

Работа с загадками.

Разучивание физкультминутки.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Воспитатель. Ребята давайте улыбнемся и пожелаем хорошего настроения друг другу! (Дети становятся на ковре в круг и передают друг другу мяч, желая хорошего настроения).

  1. Основная часть.

Воспитатель. Сегодня я предлагаю вам отправиться на волшебную лесную полянку! Хотите побольше узнать о тех, для кого лес родной дом? Ну тогда закрывайте свои глаза. (Звучит музыка)

Воспитатель. Вот мы с вами и на волшебной лесной поляне. Открывайте глаза. Мы видим животных которые обитают в наших лесах. И они хотят рассказать нам о своем житье бытье. Давайте внимательно послушаем, что нам расскажут лесные жители. Присаживайтесь на свои места. (Воспитатель читает от имени животных).

Я - заяц . У меня длинные уши, чтобы хорошо слышать. Длин-ная мордочка, чтобы все запахи чуять. Зимой я белый, а летом се-рый, чтобы меня не видно было. Хвост у меня короткий, чтобы не мешал бегать, а вот задние лапы длинные и сильные, чтобы далеко прыгать. Люблю я морковку и кору деревьев. На зиму я ничего не заготавливаю, у меня и норки-то нет. У зайчих весной появляются зайчата.

Воспитатель. Чем питается заяц? Есть ли у него норка?

Я - лиса. Летом у меня шерстка рыжая, зимой она становится очень густой и теплой, но цвета не меняет. У меня есть пушистый хвост. Он как руль, помогает делать резкие повороты. Когда я го-няюсь за мышами, хвост заметает следы. Кончик у хвоста белый. Живу я в норке. Весной у меня появляются лисята.

Воспитатель. Где живет лиса? Чем питается? Зачем лисе пушистый хвост? (Предполагаемые ответы детей).

Я - волк. Живу в логове. Шерсть у меня серая. Я внешне похож на собаку. Волки живут стаями, чтобы легче было поймать оленя, зайца. Я умею выть. Так я сообщаю стае о найденной добыче или о приближении опасности. Ранней весной у волчихи появляются волчата.

Воспитатель. Где живут волки? На кого охотятся? Зачем воет волк? (Предполагаемые ответы детей).

Я - медведь. Летом и зимой я бурый. Только зимой мех стано-вится густым, чтобы тепло было спать в берлоге. Всю зиму сплю я в берлоге. Только у медведей зимой рождаются медвежата. Люблю ягоды, насекомых, муравьев, корни и мед.

Воспитатель. Где зимуют медведь? Чем питается? Когда у медведиц появля-ются медвежата? (Предполагаемые ответы детей).

Я - белочка. Летом я рыжая, а зимой - серая. Живу я в дупле дерева. У меня сильные задние лапы, чтобы легко можно было пе-репрыгивать с ветки на ветку. А пушистый хвост, как парашют, помогает мне держаться в воздухе и как руль помогает рулить. Весной у бельчихи появляются маленькие бельчата. Мы, белки, любим ягоды, грибы, орехи и заготавливаем все это на зиму.

Воспитатель. Где живет белка? Зачем белке хвост? Чем она питается? (Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель. Интересно вам было слушать лесных зверей? (Предполагаемые ответы детей).

Воспитатель. А еще ребята, у каждого животного есть семья. Сейчас мы рассмотрим картинки и узнаем, с кем живут животные и чья это семья.

Воспитатель . С кем живет медведь? (Дети: Медведь живет с медведицей и медвежатами. Это медвежья семья.)

Воспитатель . С кем живет заяц? (Дети: Заяц живет с зайчихой и с зайчатами. Это заячья семья.)

Воспитатель . С кем живет белка? (Белка живет с папой белкой и бельчатами. Это беличья семья)

Воспитатель . С кем живет волк? (Волк живет с волчицей и волчатами. Это волчья семья)

Воспитатель. С кем живет лиса? (С лисом и лисятами. Это лисья семья).

Воспитатель. Вот мы с вами познакомились с семьями зверей. А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть. Ребята вставайте, проходите на ковер, мы поиграем в игру «Звери шли на водопой». Вокруг себя повернись и в лесного зверя превратись.

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой. (Идут по кругу друг за другом).

За мамой - лосихой топал лосёнок, (Идут, громко топая)

За мамой - лисицей крался лисёнок,(Крадутся на носочках)

За мамой - ежихой катился ежонок,(Передвигаются вприсядку)

За мамой - медведицей шёл медвежонок,(Идут вперевалку)

За мамою - белкой скакали бельчата,(Скачут вприсядку)

За мамой - зайчихой косые зайчата,(Скачут на прямых ногах)

Волчица вела за собою волчат (Крадутся)

Все мамы и дети напиться хотят.(Лицо в круг, лакательные движения языком)

Воспитатель. Вокруг себя вы повернитесь и в детишек превратитесь, отправляйтесь на свои места. Ребята я совсем забыла нам сегодня почтальон принес письмо, давайте посмотрим от кого оно. (Воспитатель открывает конверт с письмом).

Воспитатель. Это письмо нам пришло из леса, случилась большая беда, все мамы лесных жителей потеряли своих детенышей. Давайте поможем мамам найти своих деток. Посмотрите у вас на подносах лежат карточки одни с изображениями животных мам, а другие с изображением их детенышей. Вам нужно в ряд выложить животных мам, а под ними карточки с изображениями детенышей этих животных. Всем понятно задание? Приступайте.(Дети выполняют задание)

Воспитатель. Давайте посмотрим у всех получилось? (Воспитатель по очереди спрашивает детей, у кого, что получилось).

Воспитатель. Молодцы, все хорошо справились с заданием. Мы помогли найти мамам своих деток и они нам за это, очень благодарны. А теперь давайте поиграем еще в одну игру, я буду вам загадывать загадку, а вы если догадались должны показать картинку. Все готовы? Слушайте внимательно. (Воспитатель играет с детьми в игру " Отгадай и покажи")

Воспитатель. Трусливый, длинноухий, серый и белый (Зайчонок)

Воспитатель. Проворная, запасливая, рыжая или серая (Белка)

Воспитатель. Злой, голодный, серый (Волчонок)

Воспитатель. Ловкая, рыжая, хитрая (Лиса)

Воспитатель. Бурый, косолапый, неуклюжий (Медвежонок)

Воспитатель. Молодцы. Ну а теперь нам пришла пора возвращаться в детский сад!!! Закрывайте глаза. (Звучит музыка).

Итог занятия.

Воспитатель. Вот мы с вами вновь в детском саду, открывайте свои глаза. Расскажите где мы с вами сегодня были? Ребята вам понравилось?С какими животными вы встретились? Какое животное вам понравилось больше всего? Молодцы! Вы сегодня очень постарались! Всем спасибо!

Конспект НОД по окружающему миру

на тему «Дикие животные»

(средняя группа)

Цель:

  1. Познакомить детей с видами диких животных, познакомить со средой их обитания, особенностями внешнего вида и образа жизни.
  2. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Восп.: Дорогие ребята, сегодня я приглашаю вас на экскурсию в лес, там мы познакомимся с его обитателями, дикими животными.

Мы с вами поедем в лес на машине, возьмите руль и поедем: «Р-р-р-р»:

По дороге прямо … ехали,

На горку … въехали,

С горки … съехали,

Прямо … поехали,

Через мостик … переехали,

В лес … заехали,

На полянку … приехали.

Ну вот мы и в лесу. Здесь растут разнообразные деревья, кустарники, цветы, травы. А еще лес – это дом для различных животных и птиц. Какие же животные живут в лесу? Это лиса, заяц, белка, волк, медведь (воспитатель показывает иллюстрации и развешивает их на доске). Они сами добывают себе пищу, строят домики. У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост. Тело животных покрыто шерстью. У лисы она рыжая, у волка серая, медведя коричневая или белая, а вот зайчик летом надевает серую шубку, а зимой меняет ее на белую. И белочка тоже переодевается к зиме, летом она рыженькая, а зимой серая. А меняют шубку животные с целью маскировки, так зайчику легче спрятаться на снегу от волка, лисички, а белочке среди веток. Ежик же отличается ото всех! Его тело покрыто острыми иголками с помощью которых он защищается от хищных животных. А сейчас я буду называть взрослое животное, а вас прошу назвать его детеныша:

У медведицы …- медвежонок,

У ежихи …- ежонок,

У белки … - бельчонок,

У волчицы …- волчонок,

У зайчихи …- зайчонок,

У лисы …– лисенок.

А сейчас я буду вам загадывать загадки, помогите мне, пожалуйста, их разгадать. Тем ребятам, кто угадает, о ком я рассказала, разрешаю подойти и показать картинку с отгадкой!:

По снегу бежит петляет,

К лету шубку он меняет.

На снегу его не видно,

Волку и лисе обидно. (заяц) .

Пышный хвост торчит с верхушки,

Что за странная зверушка?

Щелкает орехи мелко,

Ну конечно это... (белка) .

День и ночь по лесу рыщет,

День и ночь добычу ищет.

Ходит-бродит он молчком,

Уши серые торчком. (волк) .

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живет,

В деревне кур крадет. (лиса) .

Вперевалку зверь идет

По малину и по мед.

Любит сладкое он очень,

А когда приходит осень

Лезет в яму до весны

Там он спит и видит сны. (медведь)

Лежала под елками

Подушка с иголками.

Лежала, лежала,

Да и побежала. (еж)

Физкультминутка «На водопой» :

Как-то днем лесной тропой звери шли на водопой (дети спокойно идут по кругу друг за другом) ,

За мамой лосихой топал лосенок (идут, громко топая) ,

За мамой лисицей крался лисенок (крадутся на носочках) ,

За мамой ежихой катился ежонок (приседают, медленно двигаются вперед) ,

За мамой медведицей шел медвежонок (идут вперевалку) ,

За мамой белкой скакали бельчата (скачут вприсядку)

За мамой зайчихой - косые зайчата (скачут на выпрямленных ногах) ,

Волчица вела за собою волчат (идут на четвереньках) ,

Все мамы и дети напиться хотят (лицом в круг, делают движение языком и лакают) .

Игра «Помоги животным найти свой дом».

На столе перепутаны фигурки домашних и диких животных. Рядом макет леса и дома.

Здесь собралось много разных животных, которые перепутали, кто, где живет. Ребята, вы хотите помочь животным найти свои домики? (Ответы детей).Тогда расселите животных туда, где они живут (дом, лес).

(Дети выполняют задание).

Как называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние).

А почему их называют домашними? (Они живут рядом с человеком, он ухаживает за ними, кормит их).

Правильно, ребята, человек заботится о домашних животных, а они приносят ему пользу.

Человек строит для коровы дом, как он называется? (Коровник).

А где живет лошадь? (В конюшне).

А у собаки, как называется домик? (Будка)

А где живут коза и овца? (В загоне).

Ребята, а где живут дикие звери? (В лесу).

Почему их называют дикими? (Они живут в лесу и сами добывают себе пищу).

Правильно, ребята, дикие звери живут в лесу, сами о себе заботятся, добывают себе еду. Домик белки называется дупло. Не всех животных можно увидеть в лесу зимой. Например, медведь всю зиму спит в берлоге, а ежик в своей норе. Лиса тоже живет в норке, а волк в логове, а вот у зайца нет норки, он спит под кустом, а зимой в сугробе.

Вот мы и помогли животным найти свои домики! А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Водитель, возьмите руль и поехали:

По дороге прямо …- ехали,

На горку … въехали,

С горки … съехали.

Прямо …поехали,

Через мостик … переехали,

В детский сад …приехали.

Подробный конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы с использованием электронных образовательных ресурсов.

ТЕМА: «В мире диких животных»

Предмет: образовательная область «Познавательное развитие»
Группа: «Средняя»
Автор конспекта: Сорокина Елена Александровна
Вид деятельности: непосредственная образовательная деятельность.
Интеграция образовательных областей: познавательное и речевое развитие.
Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о диких животных.
Образовательные задачи:
1. Формировать представление о внешнем виде, образе жизни и повадках диких животных.
2. Закрепить в речи детей обобщающее понятие дикие животные.
3. Уточнить предметный словарь (медведь, лиса, заяц, белка, еж, волк) и словарь признаков (коричневый, рыжая, хитрая, беленький, быстрый, трусливый, колючий, серый) по теме «Дикие животные».
Развивающие задачи:
1. Развивать зрительное внимание, мыслительные и психические процессы.
Воспитательные задачи:
1. Формировать интерес к живой природе, доброжелательность.
Предварительная работа:
беседы о диких животных;
рассматривание иллюстрационного материала по теме;
загадывание загадок про диких животных;
раскрашивание раскрасок по теме.
Оборудование:

Письмо в конверте;

Презентация: «Дикие животные»;
- картины с изображением животных: волк, медведь, лиса, заяц, ёж, белка.

Ход проведения:
Воспитатель: Ребята, нам пришло письмо. Посмотрим, что в этом письме. Нас зайчик приглашает к себе в гости.
Проводится беседа с использованием ЭОР презентация «В мире диких животных»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, где мы можем увидеть зайчика? Где он живёт?
Дети: В лесу (слайд 2)
Воспитатель: Какое это время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром.
Воспитатель: Скажите, кто ещё живёт в лесу?
Дети: заяц, белка, лиса, волк, медведь, ёж (слайды 3-8)
Воспитатель: Ребята, давайте поиграем с этими животными?
Проводится игра с использованием ЭОР развивающая игра «Звери в лесу». В ходе игры дети находят спрятавшихся лесных животных и выделяют их особенности (уши, лапы, цветовая окраска).
Воспитатель: Как мы можем назвать, одним словом всех этих животных?
Дети: Дикие (слайд 9)
Воспитатель: Мы сейчас с вами отправимся в лес в гости к диким животным.
В лес отправимся гулять
Будем весело шагать. (Дети маршируют.)
По тропиночке пойдем (Ходят «змейкой»)
Друг за дружкою гуськом, (Ходят «гуськом»)
На носочки встали
И к лесу побежали. (Бегут на носочках.)
Ноги выше поднимаем,
Мы на кочки наступаем. (Ходят высоким шагом.)
Мы на кочки наступаем.
Очень весело шагаем. (Дети маршируют)
Воспитатель: Вот мы с вами в лесу. Но зверей в лесу много, а к кому мы заглянем первому, вы узнаете, отгадав загадку:
1. Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый, ах краса,
А зовут ее...
Дети: Лиса.
Воспитатель: Рассмотрите лису. Расскажите, какая она?
Ответы детей.
Воспитатель: У лисы рыжая пушистая шубка, маленькие ушки и большой хвост. Знаете, зачем лисе такой пушистый хвост?
Ответы детей.
Воспитатель: Лисе нужен такой хвост, чтобы заметать следы. Лиса очень хитрая. Часто её в сказках называют плутовка, что означает обманщица. Лиса не меняет своей шубки. Она и зимой и летом рыжего цвета.
Воспитатель: Где живет лиса?
Ответы детей.
Воспитатель: Лиса живёт в норе. Чем питается лиса?
Ответы детей.
Воспитатель: Лиса ловит мышей, зайцев.
2. Ни барашек, и ни кот
Носит шубку круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы – другого цвета.
Дети: Заяц.
Воспитатель: Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки?
Ответы детей.
Воспитатель: Зайка маленький, беленький, пушистый. У него длинные ушки.
Воспитатель: Вспомните, какую шубку носит заяц зимой, и на какую шубку меняет её весной?
Ответы детей.
Воспитатель: Зимой у зайки белая шубка, а весной он меняет её на серую.
Воспитатель: А где же зайка живет? Какой у него домик?
Ответы детей.
Воспитатель: Нет у зайки домика, под кусточком поспал и убежал. Чем питается зайка?
Ответы детей.
Воспитатель: Зайка любит морковку, капусту.
3. Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный?
Дети: Волк.

Ответы детей.
Воспитатель: Волк сильный, смелый, умный. У волка острые зубы, серая шерсть. У волка длинный и протяжный вой.
Воспитатель: Как называется дом волка?
Ответы детей.
Воспитатель: Дом волка называется логовом. Чем питается волк?
Ответы детей.
Воспитатель: Ловит зайцев.
4. Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой.
Дети: Медведь.
Воспитатель: Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он? Какие у него лапы?
Ответы детей.
Воспитатель: Медведь большой, сильный, коричневый. У него длинные когти и сильные лапы. А как называют дом медведя?
Ответы детей.
Воспитатель: Дом медведя называется берлогой. Всю зиму спит медведь в берлоге. Только весной проснётся.
Воспитатель: Как вы думаете, ему тепло или холодно?
Ответы детей.
Воспитатель: У медведя мех очень тёплый. Вход в берлогу ветками завален. Снегом сверху засыпан. Чем питается медведь?
Ответы детей.
Воспитатель: Медведь большой сладкоежка, очень любит мёд и малину.
Физкультминутка «Лесные жители»
Раз – присядка, два – прыжок.
Это заячья зарядка,
А лисята, как проснуться,
Любят долго потянуться.
Обязательно зевнуть,
Ну и хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть,
И легонечко подпрыгнуть.
Медвежонок косолапый
Широко расставив лапы
То одну, то обе вместе
Долго топчется на месте.
5. Под соснами, под ёлками
Лежит мешок с иголками.
Дети: Ёжик.
Воспитатель: Расскажите, какой он?
Ответы детей.
Воспитатель: Мордочка ежа вытянутая. Нос острый и постоянно влажный. Глаза круглые черные, уши маленькие, закругленные. На теле ёжика находятся иголки. На голове и брюхе растет густая жёсткая шерсть. На лапах по пять пальцев, когти острые. А как называют дом ёжика?
Ответы детей.
Воспитатель: Дом ёжика называется нора. Всю зиму спит ёж в норе. Чем питается ёжик?
Ответы детей.
Воспитатель: Ёж питается яблоками и грибами, которые запас ещё осенью.
6. Щелкает орешки мелко,
Ну, конечно, это...
Дети: Белка.
Воспитатель: Расскажите, какая она? Какие у неё ушки и хвост?
Ответы детей.
Воспитатель: У белки короткие ушки, а на них кисточки. У неё большой, пушистый хвост. Где живет белка? Как называется ее домик?
Ответы детей.
Воспитатель: Домик у белки называется дупло. Дупло находится высоко на дереве, чтобы другие звери не достали. Белка прячется в дупле и хвостиком вход закрывает. Так она от мороза спасается. Чем питается белка?
Ответы детей.
Воспитатель: Белка питается орешками и грибами, которые запасла ещё осенью.
Воспитатель: Всем лесным жителям очень понравилось, как вы занимались, сколько всего интересного рассказали про них. Вы все молодцы! Пора нам возвращаться в наш детский сад.
Дети идут за столы.
Воспитатель: Ребята, как можно назвать лесных зверей?
Дети: Дикие животные.
Воспитатель: Почему они так называются?
Дети: Потому что они живут в лесу и сами добывают пищу.
Воспитатель: Каких диких животных вы знаете?
Дети: Зайца, лису, волка, медведя, белку, ежа.
Воспитатель: Скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?
Дети: Нет.
Воспитатель: Почему, как вы думаете?
Дети: Медведи и ежи зимой спят.
(Во второй половине дня воспитатель предлагает детям раскраски «Животные»)

Используемые электронные ресурсы:
Электронный образовательный ресурс, созданный самостоятельно, презентация «В мире диких животных»
Загадки про зверей - http://detkam.e-papa.ru/zagadki
Раскраски «Животные» материалы взяты с сайта - http://zakras.ru/katalog-raskrasok/zhivotnye-pticy-rybyc
Развивающая игра «Звери в лесу» http://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/igra-zveri-v-lesu

НОД по познавательному развитию «Дикие животные» в средней группе.


Варламова Ольга Вячеславовна, воспитатель МКДОУ «Гаврилово-Посадский детский сад №1»
Описание: Предлагаю вам конспект непрерывно образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познавательное развитие» на тему «Дикие животные». Данный материал подходит для детей дошкольного возраста 4-5 лет. Дети во время данной образовательной деятельности знакомятся и закрепляют знания о диких животных.
Цель: расширять представления о лесе и его обитателях.
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Образовательные:
- расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни;
- закреплять в речи обобщающее понятие: «дикие животные»;
- формировать навыки связной речи у детей;
- формировать навыки мыслительной деятельности;
- формировать у детей изобразительные навыки и умения в рисовании, используя нетрадиционную технику «оттиск бумаги».
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук и пальцев;
- развивать зрительное внимание, память, мышление и воображение детей;
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к лесу и диким животным.
Планируемые результаты: проявляют интерес к информации, которую получают во время общения и игр; активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; умеют поддерживать беседу, интересуется нетрадиционной техникой рисования.
Материал и оборудование: Презентация «Дикие животные», картинки с изображением животных леса, пищи, которую употребляют животные; листы бумаги с силуэтами бельчат, салфетки, маски диких и домашних животных, запись музыки.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, какой сегодня хороший, солнечный день. Хотите мы с вами отправимся в лес? (ответ) Но для этого мы должны быть бодрыми и весёлыми! Давайте подарим, друг другу наши красивые улыбки, повернемся друг к другу и улыбнемся. А теперь, давайте вспомним правила поведения в лесу (дети называют, которые не знают, добавляет воспитатель):
- Не вырывать кустарники с корнем.
- Не разорять птичьи гнезда.
- Не разорять муравейники.
- Не забирать из леса животных.
- Не обижать лесных насекомых.
- Не рвать цветы.
- Не ловить бабочек и стрекоз.
- Не шуметь.
- Не разжигать костер.
- Не оставлять мусор.
- Не бить стекло.
Воспитатель: В лесу ещё есть несъедобные грибы, их нельзя есть, и портить не надо. Ими питаются животные.
Воспитатель: Правила вспомнили, теперь отправляемся в лес.
По тропинке в лес пойдем, (дети шагают)
Лужу мимо обойдем, (обходят воображаемую лужу)
Перепрыгнем ручеек, («перепрыгивают» на двух ногах)
Посмотрели мы налево, (поворот головы налево)
Посмотрели мы направо, (поворот головы направо)
Посмотрели в облака, (тянутся на носочках, смотрят вверх)
Ах, какая красота! (развести руки в стороны).
Показ презентации.
1слайд
Воспитатель: Ну, вот мы с вами и в лесу. Посмотрите, как здесь хорошо и красиво! Светит солнышко, слышны птичьи голоса!
Воспитатель: Скажите, кто живет в этом лесу?
Дети: В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка, ежик.
Воспитатель: Как назвать этих животных, одним словом?
Дети: Дикие.
Воспитатель: А почему их называют дикими?
Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.
2 слайд.
Воспитатель: Сейчас мы проверим, правильно назвали вы диких животных, а поможет нам в этом мудрая сова. Она приготовила для вас загадки и рассказ о животных.
Рыжий маленький зверёк,
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.
3 слайд.
Белка – умна, проворна. Своё гнездо лесная жительница формирует из веточек, мха, изнутри выстилает шерстью и перьями. Чтоб было помягче да потеплее. Питается растительной пищей - грибами, ягодами, плодами деревьев, орехами, жёлудями.
4 слайд. Летом ходит без дороги,
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
5 слайд.
Медведь - грозный лесной житель. Ноги у него толстые, голова массивная с небольшими ушами и глазами, цвет шерсти – коричневый. Хорошо плавает и лазит по деревьям. Медведь – хищник, но любит ягоды, мёд, плоды, зёрна, траву, корешки растений. Зимой медведь спит в берлоге.
6 слайд.
Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами…
7 слайд.
Заяц - дикое животное. Уши у него длинные, хвостик не велик, задние лапы – сильные. Летом заяц – серый, зимой – белый. Врагов у зайца – хоть отбавляй. Волки, лисы, хищные птицы, всех он опасается. Но догнать и поймать зайца непросто. Питается травой, ветками, корой деревьев, клевером, мышиным горошком, грибами, плодами черники.
8 слайд.
В стае я живу в лесу,
Всем зверушкам страх несу.
Грозно вдруг зубами щелк!
Я свирепый серый…
9 слайд.
Волк – лесной житель, крупный зверь, внешне похожий на собаку. Волк достаточно умён – всегда ловко уходит от опасности, искусен в охоте. В лесу добыча волков – лоси, косули, кабаны, олени. Могут всё смести на своём пути – съесть зайца, птицу, птичье яйцо. Если набредут на стадо овец – загрызут всех.
10 слайд.
Хвост пушистый бережёт,
И зверюшек стережёт.
Знают, рыжую в лесу –
Очень хитрую…
11 слайд.
Лиса - хитрая плутовка. У неё шикарная рыжая шубка и длинный пушистый хвост с белым пятнышком на конце. Слух у этого зверя – великолепный. Зимой лиса внимательно прислушивается к различным звукам и безошибочно определяет, где под снегом возится мышь. В летнюю пору лисица лакомится лягушками, мелкими птичками, зверьками. Любит таскать курочек да петушков.
12 слайд.
Вместо шубки лишь иголки.
Не страшны ему и волки.
Колкий шар, не видно ножек,
Звать его конечно...
13 слайд.
Ёжик - один из самых известных лесных жителей. Всё тело ежа покрыто иголками (кроме брюшка, мохнатой мордочки и пушистых лапок). Глаза у него - словно две черные блестящие бусинки. Видит он плохо. Нос у ежа всегда влажный. Питается – насекомыми, ужами, жабами, лягушками, улитками, мышами, змеями, земляникой, малиной. Всю зиму ёж спит в своём гнезде.
14 слайд.
Дикий зверь тропой бежит,
То как хрюкнет, завизжит.
С ним детишек караван,
Этот зверь лесной – …
15 слайд.
Кабан - ближайший родственник домашней свиньи. У взрослых самцов-кабанов вырастают устрашающие клыки, опасные для любого зверя. Кабаны довольно быстро бегают, хорошо передвигаются по густым зарослям. Тело у них покрыто жесткой щетиной, которая не цепляется даже за корявые ветки. Кабаны - всеядные животные. Они питаются корневищами и клубнями, семенами и плодами деревьев, грибами, мхом, едят и пищу животного происхождения: дождевых червей, жуков и их личинки, рыбу, мышей.
16 слайд.
Тяжелы рога по весу,
Ходит важно он по лесу:
Он хозяин, а не гость –
Хмурый и сердитый …
17 слайд.
Лось - крупное животное. Он легко узнаваем. Крупные, мощные ноги, верхняя губа у него очень большая. Шея короткая, уши длинные, остроконечные, высокая холка. Взрослые лоси могут похвастаться большими рогами, похожими на лопату. Но иногда рога надоедают лосю. И он их сбрасывает в ноябре-декабре и ходит без них до мая. Питается ветками деревьев и кустарников, растениями, осокой, а также болотной растительностью.
Воспитатель: Так как же называются эти животные?
Дети: Это дикие животные.
Воспитатель: Ох, беда! Наших зверей заколдовала злая волшебница, и они забыли, чем они питаются. Что же нам делать? (ответы детей) Поможете им вспомнить?
Игра «Кто, чем питается?»


На столе картинки с изображением животных и картинки с изображением ягод, травы, грибов, шишек, яблок, моркови, мышки, сено. Дети находят и кладут парами рисунки.
Воспитатель: Я снова предлагаю вам поиграть.
Игра «Где, чей дом?»


Дети надевают маски диких и домашних животных.
Воспитатель: Дети, вам нужно перевоплотиться в диких и домашних животных и изобразить их пока играет мелодия. Как только мелодия перестанет звучать, вам нужно найти свои дома. Домашние животные должны занять своё место у домика, а дикие животные возле ёлочки.
18 слайд.
Воспитатель: Ой, дети к нам пришло письмо. Посмотрим от кого? Письмо от белки, для вас. Давайте, прочитаем его.
Читаем письмо.
«Здравствуйте, дети! Пишет вам белка. Беда, беда! У меня пропали бельчата. Спешите, помогите!».
Воспитатель: Дети, а как можно помочь белке? (ответы детей)
Воспитатель: А я предлагаю вам нарисовать бельчат. А потом развесим ваши рисунки по лесу, и звери помогут найти бельчат.Посмотрите, у меня есть на листе бумаги изображение бельчат, но как вы видите, они не раскрашены. Предлагаю раскрасить. А каким цветом будем раскрашивать?



Дети: Оранжевым цветом.
Воспитатель: Мы с вами будем раскрашивать наших бельчат, необычным способом, не кисточками, сжатой бумагой оставляя оттиск. Для этого у меня есть листочек бумаги, я его сжимаю и катаю между ладошек. И у меня получилась сжатая бумага. Какая у меня получилась бумага?
Дети: Сжатая бумага.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю приготовить комочек сжатой бумаги для рисования.
Пальчиковая гимнастика.
Лист бумаги мы сжимаем,
И ладошки разминаем.
Мы, стараемся, катаем,
Дружно в шарик превращаем.
Не дадим ему скучать,
Будем им мы рисовать.
Воспитатель: Все сжали, молодцы, а теперь, предлагаю вам пройти за стол и раскрасить вам веселых бельчат.
Воспитатель: Берем сжатую бумагу в правую руку, и макаем ее в краску, левой рукой придерживаем листок с изображением бельчонка и раскрашиваем оранжевой краской, оставляя оттиск. Что оставляем?
Дети: Оттиск.
Воспитатель: Приступаем к работе.
Включить музыку.
Воспитатель: Вот какие у нас получились бельчата.


Давайте их развесим на елочки.
(по окончании работы, руки вытереть влажной салфеткой)
Воспитатель: Вот, наше путешествие в лес закончилось. Теперь нам пора возвращаться в детский сад. Посмотрим направо, посмотрим налево, перепрыгнем через ручей, лужу мимо обойдем и по тропиночке пойдем. Вот и снова мы в детском саду. Вам понравилась наша прогулка?
Дети: Да!
Воспитатель: Где мы сегодня побывали?
Дети: В лесу.
Воспитатель: Кому мы сегодня помогли?
Дети: Белке.
Воспитатель: Белочка, говорит вам спасибо и хочет угостить вас вкусными сладкими грибочками. Угощайтесь!
Чувства