Stronghold 3 gold edition исторические осады прохождение. Двое из ларца

В последнее время возникает ощущение, что резко возрос интерес к градостроительным симуляторам – одно за другим выходят продолжения известных серий. Settlers, Anno… Разработчики не обделили вниманием и знаменитую твердыню Stronghold, выпустив третью часть стратегии о возведении, укреплении, обороне и штурме замков. Разберёмся, что же у них получилось в итоге.

Двое из ларца

С самого начала игра заставляет вспомнить предыдущие части серии, а в особенности – самый первый Stronghold. Вниманию игроков предоставляются две кампании, военная и экономическая. Оказывается, побеждённый и убитый в первой части герцог де Вольпе, более известный под кличкой «Волк», на самом деле выжил и зализал раны где-то на востоке. Теперь, найдя новых и собрав под свои знамёна выживших старых союзников, он вернулся в королевство, чтобы отомстить. И у него есть на это неплохие шансы, учитывая, в каком бедственном положении находится государство. Военная кампания как раз и будет в основном посвящена тому, чтобы не дать Волку достигнуть цели. Экономическая же кампания, как следует из её названия, связана с восстановлением порушенной экономики королевства, и боевых действий в ней много не предвидится. В целом обе кампании сделаны вполне добротно и атмосферно, хотя с точки зрения сюжета звёзд с неба и не хватают. Однако возможность снова встретиться со старыми врагами – Волком, Кабаном и Крысой – должна порадовать ностальгирующих по первому Stronghold игроков. Познакомиться с новыми героями и злодеями, такими как таинственный Шакал, тоже весьма интересно.

Привычно для глаза бывалого стронгхолдовца выглядят и остальные режимы игры – осада и свободное строительство. Во время осады игрокам требуется выбрать сторону защищающих крепость или нападающих на неё. Строить в этом режиме ничего, кроме осадных орудий, нельзя – на карте изначально размещены укрепления и войска, так что остаётся лишь правильно распорядиться попавшими в руки инструментами для достижения поставленных целей. Цели там, впрочем, достаточно простые – обороняющемуся для победы требуется уничтожить все атакующие войска, нападающему – убить вражеского лорда или захватить крепость, продержав своих бойцов на донжоне определённое время.К сожалению, несмотря на достаточно разнообразный набор войск – здесь и мечники, и алебардщики, и лучники, и арбалетчики, и рыцари, пешие и конные, и многое другое – особого простора для тактики нет. Войска не обладают никакими особыми способностями (разве что копейщики могут автоматически метнуть во врага копьё) и не имеют ни малейшего представления о такой полезной вещи, как строй. Поэтому бои тут выглядят очень просто: рукопашники собираются в большую кучу-малу и мутузят друг друга, а по ним издалека постреливают лучники и арбалетчики. Кого больше и кто занял более выгодную позицию, тот и победил. Определённое разнообразие в этот процесс вносят осадные орудия, применяемые как в атаке, так и при обороне – баллисты, катапульты… даже башенный гарпун завезли. Но по сути никакими выдающимися особенностями они не обладают – просто очень мощные стрелки, способные стрелять по площади, да ещё и не слишком удобные в управлении. Для третьей части игры, названной Stronghold – «Цитадель» - могли бы придумать и что-нибудь пооригинальнее, потому что все присутствующие элементы, выглядевшие свежо и новаторски в первом Stronghold, сейчас на фоне осад замков во всевозможных аналогах Total War смотрятся блекло и вторично.А вот режим свободного строительства куда интереснее, чем осада. Фактически это – симулятор средневекового города как он есть. В игре представлено множество зданий для самых разных нужд поселения – дома для проживания подданных нашего лорда, каменоломни, лесопилки и шахты, фермы для выведения свиней и коров, целые производственные цепочки, в которых выращиваемое зерно превращается на мельнице в муку, а потом в пекарне из муки делают хлеб…Кстати, о хлебе и зрелищах – как и в первом Stronghold, игроку приходится заботиться не только о том, чтобы жители были сыты, но и соблюдать баланс между развлечениями и запугиванием. Клетки с танцующими медведями, таверны, сцены для театрализованных представлений и тому подобное повышают настроение обывателей, но при этом отвлекают их от работы и понижают эффективность труда. Дыбы, виселицы и прочие костры для ведьм (которые, кстати, строятся сразу с растянутыми на дыбе или болтающимися на виселице бедолагами) понижают настроение горожан, зато наглядно демонстрируют им, что лучше бы работать поактивнее, а то виселице ещё есть свободные места. Очень сложно подобрать кнут и пряник так, чтобы жители и работали на совесть, и не убегали в страхе из тихого, мирного городка, уставленного плахами по периметру. Необоснованную сложность этому процессу добавляет ещё и тот факт, что в игре нет вообще никаких данных по поводу того, как то или иное строение влияет на эффективность работы горожан – во всплывающих подсказках показывается лишь эффект, оказываемый на их настроение. Даже после прохождения обучения игрок всё равно легко может встать в тупик перед вопросом – а зачем всё это богатство вообще нужно?Точно такой же вопрос возникает при виде огромного ассортимента укреплений и мастерских для создания оружия и доспехов. Да, в режиме свободного строительства легко можно соорудить неприступную цитадель и вооружить огромную армию… но только для того, чтобы на них полюбоваться. Потому что сражаться тут не с кем. А значит, чуть ли не треть зданий играет всего лишь декоративную роль.

По-видимому, разработчики и сами понимали, что такие урезанные режимы свободной игры, дающие возможность одновременно строить и воевать лишь в кампании и мультиплеере, далеко не всем придутся по вкусу. Поэтому вместе с игрой они выпустили и редактор карт, в которых каждый может сам добавить в игру то, что он хочет в ней видеть. Довольно спорный ход, учитывая, что они не озаботились приложить к игре хотя бы пару наглядных примеров того, что в этом редакторе вообще можно сделать.

Средневековые пасторали

Выглядит игра вполне симпатично, хотя графику сложно назвать современной. Если в здании что-то происходит, то его стены становятся прозрачными и игрок может полюбоваться, как в таверне пьяница танцует на столе или женщина подметает пол в доме. Анимации персонажей в мирной жизни выглядят довольно реалистично – по улицам бегают и играют дети, бредут шатающейся походкой пьяные работяги, порой падая и беспорядочно дрыгаясь на земле, рабочие в зданиях занимаются своим делом, и порой действительно интересно наблюдать за повседневной жизнью трактирщика или кузнеца. А вот боевые анимации не выдерживают никакой критики – воины машут оружием куда-то в пустоту, мёртвые падают с грацией деревянных манекенов, лучники достают стрелы не из колчана, а из воздуха, после попадания громадной стрелы из баллисты жертва умирает точно так же, как и после болта из обычного арбалета… А уж эффекты, такие как порой вылетающие из убиваемых облачка крови, смотрятся и вовсе жалко – в Stronghold 2 и то всё было намного красивее и реалистичнее.

Со звуком тоже не всё в порядке. Музыка определённо хороша – отлично подобранные мелодии идеально подходят к жизни средневекового города, их можно с удовольствием слушать даже отдельно от игры. Звуковое сопровождение роликов, представляемых в виде рисованного слайд-шоу, тоже вполне на уровне. Но вот озвучка воинов попросту омерзительна, такое ощущение, будто тем же арбалетчикам специально подбирали наиболее противные и скрипучие голоса, чтобы игрокам не хотелось слушать те несколько стандартных фраз-откликов, которые удосужились прописать бойцам.

Вообще, игра оставляет ощущение недоделанности. Отсутствие элементарных подсказок во время строительства, абы как сделанная боевая система и озвучка, жалкий список из пяти карт для мультиплеера при богатых возможностях для строительства и хорошо проработанных кампаниях вызывают недоумение. Как будто разработчики что-то сделали качественно, а остальное уже лепили абы как, лишь бы поскорее.

Резюмируя, могу сказать следующее: тем, кто хочет красивых и зрелищных осад огромных замков, интересных боёв и строительства неприступных цитаделей, лучше всё-таки поискать другую игру. А вот любителям городских симуляторов Stronghold 3 определённо придётся по вкусу – не так уж много есть качественных игр, связанных с управлением средневековым поселением.

Серия стратегий в реальном времени Stronghold, стала залогом популярности британской компании Firefly Studios. Эта серия является симулятором строительства и обороны своего собственного замка. Почувствовать себя в роли феодала хотелось многим, поэтому вокруг игры быстро собралось большое количество фанатов. Это обеспечило игре многочисленные продолжения, дополнения и исправления, последнее достигалось тем, что разработчики взяли за правило внимательно прислушиваться к отзывам игроков. И это не прошло бесследно – каждая последующая часть была лучше предыдущей: появлялись новые деталями игрового мира, особенности экономики, военного развития, и, разумеется, улучшение графической составляющей.


В 2008 году, после выхода Stronghold Crusader Extreme, разработчики не раз делали заявления о том, что работают над новым проектом. Каким именно – не уточнялось, но прямо пропорционально скрытности разработчиков, в сети росли слухи о том, что этим проектом окажется продолжение Stronghold 2. Как ни странно, слухи оказались правдивы – 14 мая 2010 года была анонсирована игра Stronghold 3.

Сюжет игры является продолжением Stronghold 2. Поверженный во второй части серии злодей Волк, возвращается в королевство, чтобы отомстить врагам и вновь взять власть в свои руки. Сюжет в играх серии никогда не был главной их чертой, и при создании новой части, разработчики не стали изменять традициям.


Одиночную кампанию можно пройти двумя способами. Первый – агрессивный. Выбрав этот путь, вы, в роли молодого короля, будете собирать войска. На первом месте для игрока стоит создание и должное оснащение собственной армии. Экономика хоть и нужна, но не обременительна, она стоит на втором плане. Второй способ – мирный. В нем игрок будет действовать от имени королевы Катерины. В этом режиме главное – та самая экономика. Вам предстоит отстроить разрушенное и ослабленное после войны королевство.

Каждый вариант прохождения имеет свои собственные миссии и сюжетные линии, которые в итоге, связываются в единый сюжет всей игры. Так, в роли агрессивного правителя, игрок уничтожит противника и восстановит власть над страной. В роли же королевы Екатерины, приходится заниматься другими проблемами, такими как восстановлением разрушенных городов, устранение нищеты, обеспечение населения жильем и едой. Подобный выбор тактики игры, был самой главной особенностью всех игр серии Stronghold.


Главным геймплейным новшеством третьей части стала смена времени суток. Отныне, если днем игрок имеет прекрасный обзор и видимость, то ночью ваши владения окружаются кромешной тьмой, освещаемой только уличными фонарями. Темнота – это эквивалент “тумана войны”, так хорошо известного нам по другим играм этого жанра. Теперь у игрока появляется возможность незаметно приблизиться к замку противника под покровом ночи. В этом случае тихая и неожиданная атака может иметь намного больший успех, чем открытое выступление на врага днем. Вместо привычного таймера, дедлайном служит рассвет. Это новшество может работать и против самого игрока – армии врага могут подойти к самым границам ваших владений, о чем вы узнаете только в самый последний момент.


Изменилась и постройка крепостей. Крепостные стены теперь можно строить на любой местности, будь то голое поле или крутые скалы. Здания можно вращать и устанавливать по своему желанию, что делает каждый замок уникальным. Но с размещением строений не все так просто – чем ближе к центру находятся постройки, тем выше становится их полезность. Например, если поставить хижину для крестьян в самом центре владений – в ней поселятся около десятка работников, в противном случае – построенная у самых границ хижина, будет вмещать только одного свинопаса. Это правило работает и для других зданий, будь то пекарня, лесопилка или фруктовый сад – чем ближе они находятся, тем больше ресурсов получает игрок. Все это отражается и на самих зданиях – близкая постройка всегда ухожена, окружена работниками. Отдаленная – выглядит как покосившаяся, старая хибара, вокруг которой не встретишь ни души.


В игре присутствуют еще два режима. Первый из них – исторические осады. В нем игроку выпадает возможность поучаствовать в захвате исторических крепостей, таких как Эдинбургский замок, или Лондонский Тауэр. Второй режим – уже знакомый по предыдущим частям – “свободная игра”. Здесь игрок не ограничен по времени, и может развиваться в свое удовольствие. Никуда не делся и мультиплеер – принять участие в совместных баталиях, можно будет как по интернету, так и по локальной сети.


Главным разочарованием, стала так расхваливаемая разработчиками графика. Игра создана на движке Havoc, который должен обеспечивать игре хорошую трехмерную графику (отсутствовавшую в предыдущих частях серии) и отличную физику. На деле – графика выглядит на уровне пятилетней давности. На самых высоких настройках игра выдает угловатые модели, низкое разрешение текстур, кривую анимацию – юниты регулярно проходят как сквозь друг друга, так и сквозь строения. Лучше дела обстоят с физикой – поваленные деревья, разрушенные здания выглядят довольно реалистично. При штурме замков, крепостную стену уже не выйдет пробить с помощью легкого оружия, этим игрок добьется лишь откола от твердыни пары кирпичей. Но при ударе из огромной катапульты, можно основательно разрушить каменную стену по кускам и открыть проход пехоте.


Stronghold 3 стала достойной преемницей всех предыдущих частей серии. Разработчики ввели большое разнообразие в геймплей – система смены дня и ночи, возможность создать свой индивидуальный замок, особенности расположения строений, придутся по вкусу многим игрокам. Общее впечатление портит только графика – создатели все-таки не смогли выполнить все обещания и обеспечить хорошую картинку. Но даже несмотря на это, игра достойна внимания всех любителей RTS – как фанатов, так и новичков.

Оценка: 4 из 5 баллов.

Открываете интернет-ресурс, полностью посвященный игре Stronghold 3, и хотите, чтобы о нем узнало узнало как можно больше людей, разделяющих ваши интересы? В таком случае, рассылка смс с компьютера (http://www.aramba.ru/) - это именно то, что Вам нужно!

Хотите узнать подробности? Тогда обязательно посетите сайт www.aramba.ru.

ФОРМУЛА ИГРЫ

Французские революционеры были неприятно удивлены, когда после непродолжительного, но яростного штурма Бастилии обнаружили в крепости всего семь заключенных: четырех контрабандистов, двух психов и одного неугодного собственному отцу аристократа. Похожие чувства вызывает и : от игры ожидаешь как минимум возможности построить собственный неприступный замок, но на деле оказывается, что все свои фантазии придется реализовывать в Minecraft или настольной Carcassonne .

Развалина

Суть оригинальной Stronghold была, напомним, как раз об этом - о том, как буквально на пустом месте вашими заботами воздвигаются несокрушимые стены и башни, собирается непобедимое войско, а построившие все это великолепие простолюдины ликуют, славя прозорливого правителя. Разработчики смешали в одной игре сразу три разновидности стратегии: экономическую, строительную и военную. В Stronghold 3 те же самые люди формально попытались сохранить ключевые элементы ими же придуманной формулы, но потерпели сокрушительное фиаско.

Развитие любой крепости начинается с одинокой хижины и лениво потягивающегося лорда.

Самое дикое в игре - это война. Над солдатами в Stronghold 3 явно поработал Урфин Джюс. Заторможенные болваны застревают в зданиях, во время осады бьются в стены замка как мухи в стекло и реагируют на команды через одну.

Адекватно маневрировать даже небольшой армией - крайне непростая задача. Ни о каких тактических построениях речи даже не идет: какая уж тут тактика, когда в большинстве случаев даже сложно сказать сказать заранее, как отреагируют подчиненные на вашу команду - пойдут в атаку, займутся выкапыванием рва на полпути или просто промаршируют мимо врага. Все - из-за того, что игра требует предельной точности движений. Если промахнулись на пиксель влево или вправо попытка не засчитывается.

Чтобы на карте появилась хотя бы вот такая стена, должно пройти немало времени.

Бизнес-модель

Можно конечно закрыть глаза на неуклюжую боевую механику и заняться экономической частью, тем более, что Stronghold 3 как раз предлагает две одиночные кампании на выбор - военную и экономическую. Но и это не спасает от разочарования.

Стоит лишь раз хорошенько все обмозговать, определить оптимальное количество построек и их расположение, а потом миссию за миссией строить один и тот же поселок. Собственно, игра сама подталкивает вас к этому: в Stronghold 3 есть только два варианта решения любой проблемы: заранее заданное и неправильное.

Осадные машины крайне полезны при штурме - если, конечно, доедут до пункта назначения и не развалятся по пути.

Тематическое разделение кампаний, кстати, довольно условное. В обеих предполагается, что ваше поселение будет развиваться каждый раз в одинаковом ключе - с достаточной защитой от врагов и работающей инфраструктурой.

Есть, впрочем, и третий режим - свободный. Но и он в итоге оказывается неполноценным: карты небольшие и чтобы построить что-то реально интересное, нужно потратить немало игровых лет и часов реального времени: пока крестьяне соберут достаточное количество ресурсов для возведения стен.

На этих каменоломнях крестьяне будут работать не один десяток лет. Если ощущаете тягу к благотворительности, можете еще одарить их волом.

Мнения

Максим Еремеев, редактор «Игромании»

В Stronghold 3 не работает, кажется, вообще ничего. Во всем скрыт какой-то изъян, какая-то мелкая деталь, которая либо ломает геймплей, либо лишает процесс всякой привлекательности. Такое ощущение, будто тебя специально стараются усыпить или вывести из себя.

Поэтому тем, кто давно любит Stronghold, лучше не приближаться к ней, чтобы не портить приятных воспоминаний, а тем, кто ничего о серии не слышал и хочет попробовать ее в первый раз, лучше обратиться к предыдущим выпускам. Они точно доставят больше удовольствия.

Странно конечно, что создавали все это более-менее те же люди, которые работали над оригинальной игрой. Видимо некоторым разработчикам просто везет в первый раз.

ПРОГНОЗ УСПЕШНОСТИ

У Stronghold 3 есть по сути одна фундаментальная проблема: каждая ключевой элемент игры был реализован гораздо лучше где-то еще. Не хватает масштабных сражений и осад - Total War к вашим услугам. Душа просит экономической стратегии - достаточно вспомнить The Settlers . Возведение замков было куда интереснее еще в первой части Stronghold. А третья - и сделана отвратительно небрежно, и простора для творчества не дает никакого.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА: 4,0

Чувства