Можно ли делать 40 дней позже. Что можно и нельзя делать в течение года после смерти близкого человека

Смерть - это горе и боль для близких усопшего. Естественным утешением является стремление помочь, облегчить умершему переход на другие грани бытия. Согласно христианской религии, 40-й день считается самым важным из всех поминальных дней, потому что в этот период душа навсегда прощается с землей и покидает её. Многими организовываются на поминки. Что говорить в этот день и как себя вести?

В чем смысл поминального обряда

Важно знать - суть поминального обряда заключается в том, чтобы сделать переход души умершего человека в другой мир безболезненным, помочь душе предстать перед Богом, ощутить покой и умиротворение. А это достигается с помощью молитв. Все, что будет сказано об умершем человеке в этот день: добрые слова, молитвы, хорошие воспоминания и речи, помогут душе выдержать Божий суд. Поэтому так важно соблюдать все традиции, связанные с этим днем, и знать,

Главное в этот день - молиться. Это можно делать самому, а можно пригласить священника.

Христианские традиции на 40 день

Обряд поминовения известен с самого начала зарождения христианства. Цель обряда - подарить душе ушедшего в иной мир покой и умиротворение, помочь познать вечное небесное Царство.

Для этого за поминальным столом должны собраться и друзья умершего. Когда организовываются на после смерти поминки, что говоритьприсутствующим? Считается, что чем больше людей помянет в своих молитвах покойного, тем лучше будет душе того, за кого молятся. В этот день принято вспоминать моменты из жизни почившего, делая акцент на его добродетелях и хороших поступках.

Жизнь не стоит на месте, если раньше поминки проводили в доме умершего, то сейчас это можно сделать в ресторане или кафе. Традиции православия обязывают в этот день принимать больше людей, чем на 9 день, ведь душа покидает землю, и с человеком должны проститься не только родственники, а и все, кто желает это сделать.

40 дней после смерти, поминки: что говорить на кладбище?

Посещение могилы умершего человека - обязательная часть поминального ритуала. С собой нужно взять цветы и свечу. На кладбище принято нести парное количество цветов, четные числа - символ жизни и смерти. Возложение цветов - самый лучший способ выказать уважение умершему.

Придя, следует зажечь свечу и помолиться об успокоении души, потом просто можно постоять, помолчать, вспоминая хорошие моменты из жизни усопшего человека.

На кладбище не устраивают шумных разговоров и обсуждений, все должно проходить в атмосфере спокойствия и умиротворения.

Поминовение на сороковины в церкви

Церковное поминовение - это упоминание имени умершего во время молитвы за Литургией для спасения души и вечного блага поминаемого. Обряд проводится после того, как родственники умершего подадут записку «О упокоении». Важно знать, что в этой записке подаются имена только тех, кто был крещен в Православной Церкви.

Для родственников умершего самым лучшим видом пожертвования будет свеча за покойника. В момент установки свечи нужно помолиться за упокой души, прося, чтобы Господь простил вольные и невольные грехи умершего человека.

По канонам православия, поминки (40 дней после смерти) раньше установленного срока не проводят. Если все же по стечению обстоятельств приходится проводить обряд в более раннюю дату, то в следующие после сороковин выходные нужно обязательно раздать милостыню. В этот же день провести и церковное поминовение.

Организация поминального стола

Цель поминального обеда - вспомнить умершего человека, помолиться за упокой его души, оказать психологическую поддержку нуждающимся, поблагодарить людей за участие и помощь. Нельзя устраивать обед с целью поразить приглашенных дорогими и изысканными блюдами, похвастаться обилием яств или накормить до отвала.

Главное - не пища, а объединение в горе и поддержка тех, кому тяжело. Важно учитывать главные правила христианства: ограничение в приеме алкогольных напитков, пост и наличие на столе самых простых блюд.

Не стоит воспринимать поминки как застолье. Большие растраты в этом случае неоправданные, гораздо полезнее будет направить финансовые вложения в область благотворительности.

Если прошло уже больше 40 дней после смерти, поминки можно позжеустраивать, в случае если будет перенесен только поминальный стол. Молиться же о душе покойника нужно именно на 40 день.

Основные блюда поминального стола

Накрывая на стол, желательно отдать предпочтение постным блюдам. Во главе стола должна находиться каша, сваренная из цельных зерен, с добавлением меда, орехов и изюма. Блюдо олицетворяет собой возрождение души, символизирует блага вечной жизни.

Состав блюд в основном зависит от устраивающей поминки. Традиционно готовят: блины, пирожки, каши, щи и кисель. Допустимы различные закуски: салаты, овощная или Среди первых блюд: борщ, лапша на курином бульоне, свекольник. Гарнир - гречневая каша, плов или пюре. Церковь против спиртных напитков, в любом случае их употребление следует ограничить.

Если поминки совпали с постом, то мясо следует поменять на рыбу. Из салатов отлично подойдет винегрет. Пусть на столе будут грибы, овощи и фрукты. Главное на поминках - подкрепить силы для того, чтобы продолжать неустанно молиться за покойника.

Как подготовить поминальную речь

Ни одни поминки не обходятся без произнесения поминальной речи. Иногда специально для этого случая приглашают ведущего, который поможет правильно расположить порядок выступлений. Если ведущий отсутствует, его роль должен взять на себя кто-то из близких родственников.

Когда устраиваются на 40 дней после смерти поминки, слова, произносимые за столом, должны быть распределены с соблюдением некоторой очередности выступающих. Сначала речь произносят самые близкие родственники, потом друзья и в последнюю очередь знакомые.

Не стоит слишком сильно надеяться на импровизацию. Это печальное событие, и слушать вас будут люди, у которых горе. Краткость и точность - вот главные критерии поминальной речи. Постарайтесь найти время, чтобы потренироваться дома, так вы сможете определиться, где стоит промолчать, а что добавить.

Приходят обычно все самые близкие на поминки (40 дней после смерти). Речь, произносимая за столом, не должна состоять из биографии умершего человека, ведь там будут люди, которые и так хорошо знают все жизненные этапы покойника. Очень хорошо рассказать о каком-то факте из жизни, который послужит доказательством добродетелей покойного.

Когда готовятся на 40 дней после смерти поминки, стихи, посвященные траурному событию, могут быть как никогда кстати. Они помогут настроиться на лирически-трагический лад, способствующий созданию атмосферы поминок.

Свою речь можно дополнить фотографией умершего или вещью, принадлежавшей ему, которая докажет присутствующим о том, каким хорошим человеком был усопший. Избегайте упоминания об ошибках покойного, сплетнях и тайнах. Таким речам за поминальным столом не место.

Примерный вариант речи

Многие задумываются, когда организовывают на 40 дней после смерти поминки: "Что говорить?"... Установленного варианта такой речи нет. Самое главное - произносить слова от души. Но все же есть определенные правила, используя которые можно подготовиться и правильно высказаться во время поминального обряда.

Начинать следует из приветствия присутствующих с последующим рассказом о том, кем вы приходитесь почившему. Скажите несколько слов о трауре и переходите к рассказу о хороших сторонах человека, которого поминают. Если есть возможность, вспомните хорошие моменты, пережитые вместе. Очень уместным будет вовлечение в воспоминания других людей, чтобы ваш рассказ дополнился хорошими воспоминаниями. Речь заканчивают обещанием вечно помнить того, кого поминают.

Все же поминать умершего человека можно всегда, когда вам захочется. Главное - соблюдать основные правила поминального обряда: молитва, милостыня и хорошие воспоминания об умершем.

Смерть близкого человека – это горе и душевная боль для родственников. По христианской религии, сороковой день является самым важным. В это время душа покидает окончательно землю и попадает на суд Божий, где решается ее дальнейшая участь. Помогите душе близкого человека обрести покой на том свете поминками и искренними молитвами.

Как поминать 40 дней после смерти – посещение могилы

На сороковой день сходите на могилку к умершему человеку, чтобы проститься с ним. Это обязательная часть поминального ритуала. Правила посещения кладбища:

  • уберите венки, возложенные на могилу после похорон. Сожгите или отнесите в мусорный контейнер;
  • положите на могилу парное количество цветов;
  • зажгите свечу или лампадку;
  • помолитесь о душе усопшего, потом помолчите и вспомните все хорошие моменты из его жизни.

Нельзя устраивать в 40-й день на кладбище трапезу со спиртным и шумными разговорами. Поминальный обед организуйте дома или в кафе. Не ставьте на могилу рюмку с водкой и не выливайте туда алкоголь. На могилку часто кладут конфеты с печеньем. Это дело добровольное, но лучше всего заменить сладости тарелочкой кутьи, которую оставляете возле могилы. Печенье с конфетами раздайте присутствующим на кладбище и нищим. Не устраивайте шумных разговоров, все должно пройти спокойно и умиротворенно.

Как поминать 40 дней после смерти – посещение храма

На сороковой день обязательно пойдите в церковь и закажите панихиду. Это самая лучшая помощь душе усопшего родственника. Учтите, что панихида заказывается только по умершему человеку, который был крещен. Правила поминовения в церкви:

  • приготовьте дома продукты, которые вы положите в храме на поминальный столик. Это милостыня в честь умершего. Из продуктов можете понести печенье, конфеты, муку, сахар и разные крупы, фрукты, растительное масло и красное вино. Не вздумайте нести колбасу и прочие мясные продукты;
  • напишите имя усопшего в записке «Об упокоении». Записки выдают в церковной лавке. Под его именем напишите имена других усопших крещеных родственников и знакомых;
  • отдайте записку в церковную лавку;
  • поставьте свечу за покойного. В момент ее установки помолитесь за него и попросите Господа простить все его грехи;
  • не уходите из храма, когда батюшка служит панихиду. Стойте со свечой, пока она не закончится, и от души молитесь за умершего родственника.

Можете заказать панихиду на кладбище. Заранее обговорите в храме со священником, когда она будет проводиться. Хорошо, если после похорон вы сразу закажете в церкви сорокоуст. За усопшего будут молиться со дня его смерти и до сорокового дня.


Как поминать 40 дней после смерти – поминальный обед

Цель поминального обеда на 40-й день – память об умершем человеке и молитвы за его упокой. Позовите всех людей, которым усопший был дорог. Не стремитесь приготовить множество деликатесов. Отдайте предпочтение простым блюдам. На поминальном обеде запрещается петь песни, веселиться и употреблять много алкоголя. Водка тут неуместна, поставьте на стол легкое вино. Правила организации поминального обеда:

  • организуйте поминки на 40-й день дома или в кафе;
  • обязательно поставьте на стол кутью из риса или пшена, сдобные блинчики и канун – маленькое печенье, сверху намазанное медом;
  • приготовьте пирожки с разной начинкой;
  • включите в меню поминального обеда рыбные блюда, суп с лапшой, фаршированный перец, котлеты, гуляш, салат «Оливье» или селедка «под шубой», а также разные салаты из овощей. В кафе вам предложат поминальное меню;
  • перед началом обеда прочитайте молитву «Отче наш».

Главное в поминках – не обсуждение усопшего и других людей за столом, а объединение тех людей, которые могут вспомнить умершего человека хорошим словом.


Как поминать 40 дней после смерти – что раздать людям

На 40-й день раздайте людям конфеты, печенье и пирожки, чтобы они помянули усопшего. Переберите вещи умершего и раздайте нуждающимся людям. Попросите, чтобы они помолились за душу усопшего. Это ваше личное дело, можете оставить вещи, которые вам дороги. Если остались никому не нужные вещи – отнесите в храм, там их отдадут нищим. Но, ни в коем случае ничего не выбрасывайте.


Не забывайте об умерших и потом, молитесь за них, ставьте в храме свечки за упокой, проявляйте милосердие к ближним, убирайте могилку. Добрая память об ушедшем в иной мир человеке останется в вашем сердце навсегда.

ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ

П очему люди умирают?

- «Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих, ибо Он создал все для бытия» (Прем. 1:13-14). Смерть появилась в ре­зультате грехопадения первых людей. «Праведность бессмертна, а не­правда причиняет смерть: нечестивые привлекли ее и руками и словами, сочли ее другом и исчахли, и заключили союз с нею, ибо они достойны быть ее жребием» (Прем. 1:15-16).

Чтобы разобраться в вопросе о смертности, необходимо разли­чать смерть духовную и телесную. Смерть духовная - это разлучение души с Богом, Который для души есть Источник вечного радостного бытия. Эта смерть - самое страшное следствие грехопадения человека. От нее человек избавляется в Крещении.

Смерть же телесная после Крещения хотя и остается в человеке, но она приобретает иной смысл. Из наказания она становится дверью в рай (для людей, которые не только крестились, но и жили богоугодно) и она называется уже «успением».

Что происходит с душой после смерти?

По церковному Преданию, основанному на словах Христа, души праведников относятся ангелами в преддверие рая, где они пре­бывают до Страшного Суда, ожидая вечного блаженства: «Умер ни­щий, и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово» (Лк. 16:22). Души грешников попадают в руки демонов и находятся «в аду, в муках» (см. Лк. 16:23). Окончательное разделение на спасенных и осужден­ных произойдет на Страшном Суде, когда «многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2). Христос в притче о Страшном Суде под­робно говорит о том, что грешники, не творившие дел милосердия, будут осуждены, а праведники, творившие такие дела, будут оправ­даны: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25:46).

Что означают 3-й, 9-й, 40-й дни после кончины челове­ка? Что необходимо делать в эти дни?

Святое Предание благовествует нам со слов святых подвиж­ников веры и благочестия о тайне испытания души после отшеетвия ее от тела. Первые два дня душа умершего человека пребывает еще на зем­ле и с сопровождающим ее Ангелом ходит по тем местам, которые при­тягивают ее воспоминанием земных радостей и горестей, добрых дел и злых. Так проводит душа первые два дня, в третий же день Господь, во образ Своего тридневного Воскресения, повелевает душе вознестись на небеса для поклонения Ему - Богу всяческих. В этот день благовремен­но церковное поминовение души усопшего, представшей пред Богом.

Потом душа в сопровождении Ангела заходит в райские обите­ли и созерцает их несказанную красоту. В таком состоянии душа пре­бывает шесть дней - от третьего до девятого. В девятый день Господь повелевает Ангелам опять представить душу к Нему на поклонение. Со страхом и трепетом предстоит душа пред Престолом Всевышнего. Но и в это время Святая Церковь опять молится за усопшего, прося Мило­сердного Судию о водворении со святыми души преставившегося.

После вторичного поклонения Господу Ангелы отводят душу в ад, и она созерцает жестокие муки нераскаявшихся грешников. В со­роковой день по смерти душа в третий раз возносится к Престолу Бо­жию. Теперь решается ее участь - ей назначается определенное место, которого она удостоилась по делам своим. Потому так благовременны церковные молитвы и поминовения в этот день. Ими испрашивается прощение грехов и водворение души умершего в раю со святыми. В эти дни Церковь совершает панихиды и литии.

Поминовение умершего в 3-й день после его смерти Церковь совершает в честь тридневного Воскресения Иисуса Христа и во образ Пресвятой Троицы. Поминовение в 9-й день совершается в честь девяти чинов ангельских, которые, как слуги Царя Небесного и предстатели к Нему ходатайствуют о помиловании преставившегося. Поминовение в 40 -й день, по преданию апостолов, имеет основанием сорокадневный плач израильтян о кончине Моисея. Кроме того, известно, что соро­кадневный период весьма знаменателен в истории и Предании Церкви как время, необходимое для приуготовления, принятия особого Боже­ственного дара, для получения благодатной помощи Отца Небесного. Так, пророк Моисей удостоился беседовать с Богом на горе Синай и по­лучить от Него скрижали Закона лишь по прошествии сорокадневного поста. Пророк Илия достиг горы Хорив через сорок дней. Израильтяне достигли земли обетованной после сорокалетнего странствия по пу­стыне. Сам Господь наш Иисус Христос вознесся на небо в сороковой день по Воскресении Своем. Принимая все это за основание, Церковь установила совершать поминовение усопших в 40-й день по их смерти, чтобы душа преставившегося взошла на святую гору Небесного Синая, удостоилась лицезрения Божия, достигла обетованного ей блаженства и водворилась в небесных селениях с праведниками.

Во все эти дни очень важно заказывать поминание усопшего в Церкви, подавая записки для поминовения на Литургии и панихиде.

Какая душа не проходит мытарств после смерти?

Из Священного Предания известно, что даже Божия Матерь, получив извещение от архангела Гавриила о приближающемся часе Ее переселения на небо, повергшись пред Господом, со смирением умоля­ла Его, чтобы, в час исхода Ее души, не видать Ей князя тьмы и адских страшилищ, но чтобы Сам Господь принял душу Ее в Свои Божествен­ные объятия. Тем более грешному роду человеческому полезнее думать не о том, кто не проходит мытарств, а о том, как их пройти, и все де­лать для очищения совести, исправления жизни по заповедям Божиим. «Сущность всего: бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом все для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тай­ное, хорошо ли оно, или худо» (Еккл. 12:13-14).

Какое надо иметь понятие о рае?

Рай - это не столько место, сколько состояние души; как ад яв­ляется страданием, происходящим от невозможности любить и непри­частности Божественному свету, так рай есть блаженство души, проис­текающее от преизбытка любви и света, к которым всецело и полностью приобщается тот, кто соединился со Христом. Этому не противоречит то, что рай описывается как место с различными «обителями» и «черто­гами»; все описания рая - лишь попытки выразить человеческим язы­ком то, что невыразимо и превосходит человеческий ум.

В Библии «раем» называется сад, где Бог поместил человека; этим же словом в древне-церковной традиции называли будущее блажен­ство людей, искупленных и спасенных Христом. Оно также именуется «Царством Небесным», «жизнью будущего века», «восьмым днем», «но­вым небом», «небесным Иерусалимом». Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «Иувидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и преж­няя земля миновали, и моря уже нет. Ия, Иоанн, увидел святый город Ие­русалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говоря­щий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое... Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам да­ром от источника воды живой... И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имеет славу Божию... Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель -храм его, и Агнец. И город не име­ет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его-Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его...И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Апок. 21:1-6,10,22-24,27). Это самое раннее в христианской литературе описание рая

Читая описания рая, встречающиеся в богословской литерату­ре, необходимо иметь в виду, что многие Отцы Церкви говорят о рае, который они видели, в который бывали восхищены силой Святого Духа. Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она «несказанна» и превосходит человеческое постижение. Говорится также о «многих оби­телях» рая (Ин. 14:2), то есть о разных степенях блаженства. «Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, - говорит святи­тель Василий Великий, - потому что «звезда от звезды разнится в сла­ве» (1 Кор. 15:41). И поскольку «многи обители» у Отца, то одних упо­коит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем». Впрочем, для каждого его «обитель» будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства - в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни. «Все святые, находящиеся в раю, будут видеть и знать один другого, а Христос будет видеть и наполнять всех», - говорит преподобный Симеон Новый Богослов.

Какое надо иметь понятие об аде?

Нет человека, лишенного любви Божьей, и нет места, непри­частного этой любви; однако каждый, кто сделал выбор в пользу зла, сам добровольно лишает себя Божьего милосердия. Любовь, которая для праведников в раю является источником блаженства и утешения, для грешников в аду становится источником мучения, так как они со­знают себя непричастными любви. По словам святого Исаака «геенское мучение - есть раскаяние».

По учению преподобного Симеона Нового Богослова, главной причиной мучения человека в аду является острое чувство отлученно- сти от Бога: «Никто из людей, верующих в Тебя, Владыко, - пишет пре­подобный Симеон, - никто из крестившихся во имя Твое не стерпит этой великой и ужасной тяжести отлучения от Тебя, Милосердный, по­тому что это страшная скорбь, нестерпимая, ужасная и вечная печаль». Если на земле, говорит преподобный Симеон, непричастные Богу име­ют телесные удовольствия, то там, вне тела, они будут испытывать одно непрестанное мучение. И все образы адских мук, существующие в ми­ровой литературе - огонь, холод, жажда, раскаленные печи, огненные озера и т.д. - являются лишь символами страдания, которое происходит от того, что человек ощущает себя непричастным Богу.

Для православного христианина мысль об аде и вечных муче­ниях неразрывно связана с той тайной, которая открывается в богос­лужении Страстной седмицы и Пасхи, - тайной схождения Христа во ад и избавления находящихся там от владычества зла и смерти. Цер­ковь верует, что после Своей смерти Христос сходил в адские бездны для того, чтобы упразднить ад и смерть, разрушить страшное царство диавола. Как войдя в воды Иордана в момент Своего Крещения, Хри­стос освящает эти воды, напоенные человеческим грехом, так и сходя в ад, Он озаряет его светом Своего присутствия до последних глубин и пределов, так что ад уже не может терпеть силы Божьей и погибает. Святитель Иоанн Златоуст в Пасхальном огласительном слове говорит: «Ад огорчился, встретив Тебя долу; огорчился, ибо упразднился; огор­чился, ибо был осмеян; огорчился, ибо был умерщвлен; огорчился, ибо был низложен». Это не означает, что ада вообще больше не существует после Воскресения Христа: он существует, но смертный приговор ему уже вынесен.

Каждый воскресный день православные христиане слышат песнопения, посвященные победе Христа над смертью: «Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смертную же, Спасе, крепость разоривша... и от ада вся свобождша» (от ада всех освободив­шего). Избавление от ада, однако, не должно быть понимаемо как некое магическое действие, совершаемое Христом вопреки воле человека: для того, кто сознательно отвергает Христа и вечную жизнь, ад продолжает существовать как страдание и мука богооставленности.

Как выдержать горе при смерти близкого человека?

Скорбь разлуки с почившим может быть утолена лишь мо­литвой о нем. Христианство не воспринимает смерть как конец. Смерть - начало новой жизни, а земная жизнь - лишь подготовка к ней. Человек создан для вечности; в раю он питался от «древа жизни» (Быт. 2:9) и был бессмертен. Но после грехопадения путь к древу жизни был пре­гражден и человек стал смертным и тленным.

Но жизнь со смертью не кончается, смерть тела не есть смерть души, душа бессмертна. Поэтому провожать душу усопшего надо с молитвой. «Не предавай сердца твоего печали; отдаляй ее от себя, вспоминая о конце. Не забывай о сем, ибо нет возвращения; и ему ты не принесешь пользы, а себе повредишь... С упокоением умерше­го успокой и память о нем, и утешься о нем по исходе души его» (Сир. 38:20-21,23).

Что делать, если после смерти близкого человека муча­ет совесть о неправильном отношении к нему при жизни?

Обличающий за вину голос совести затихает и прекращает­ся после искреннего сердечного покаяния и исповедания пред Богом священнику своей греховности по отношению к усопшему. Важно пом­нить, что у Бога все живы и заповедь о любви относится и к усопшим. Усопшие очень нуждаются в молитвенной помощи живых и подаваемой за них милостыне. Любящий будет молиться, творить милостыню, по­давать церковные записки о упокоении усопших, стремится жить Богоу­годно, чтобы Бог явил милость Свою о них.

Если постоянно пребывать в деятельной заботе о других, благо­творить им, то в душе водворится не только покой, но глубокое удовлет­ворение и радость.

Что делать, если снится умерший человек?

На сны не надо обращать внимания. Однако не стоит забы­вать, что вечно живая душа усопшего испытывает великую потребность в постоянной молитве за нее, потому что сама уже не может творить до­брых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Бога. Поэтому молитва в храме и дома за усопших близких - долг каждого православ­ного христианина.

Сколько дней носят траур по усопшему?

Существует традиция сорокадневного ношения траура по усопшему близкому человеку. По Преданию Церкви на сороковой день душа умершего получает определенное место, в котором она будет нахо­диться до времени Страшного Суда Божия. Именно поэтому до сороко­вого дня требуется усиленная молитва о прощении грехов усопшего, и внешнее ношение траура призвано способствовать внутренней сосредо­точенности и вниманию к молитве, удерживать от активного вовлечения в прежние житейские дела. Но можно иметь молитвенный настрой и без ношения черной одежды. Внутреннее важнее внешнего.

Кто такой новопреставленный и приснопамятный?

Новопреставленным в церковной традиции именуется усоп­ший человек в течение сорока дней после кончины. Первым считается день кончины, даже если смерть произошла за несколько минут до по­луночи. На 40-й день по ученик^Церкви, Богом (на частном суде души), определяется ее загробная участь до всеобщего Страшного суда проро­чески обетованого Спасителем (см. Мф. 25:31-46).

Приснопамятным обычно именуется человек по истечении со­рока дней по кончине. Присно-памятный - слово «присно» означает - всегда. А приснопамятный - всегда поминаемый, то есть тот, о котором всегда помнят и молятся. В заупокойных записках иногда перед именем пишут «приснопамятного(ой)», когда исполняется очередная годовщи­на со дня кончины усопшего(ей).

Как совершается последнее целование умершего? Надо ли при этом креститься?

Прощальное целование умершего происходит после его от­певания в храме. Целуют в венчик, положенный на лоб покойного, или прикладываются к иконе в его руках. Крестятся при этом на икону.

Что делать с иконой, которая была в руках умершего при отпевании?

После отпевания умершего икону можно взять домой, можно оставить в храме.

Что можно сделать для усопшего, если его погребли без отпевания?

Если он был крещен в Православной Церкви, то надо прийти в храм и заказать заочное отпевание, а также заказывать сорокоусты, панихиды и молиться за него дома.

Как помочь усопшему?

Облегчить участь усопшего возможно, если творить за него частые молитвы и раздавать милостыню. Хорошо в память об усопшем потрудиться для Церкви, например, в монастыре.

Для чего совершается поминовение усопших?

Молитва о тех, кто перешел из жизни временной в жизнь веч­ную, является древней традицией Церкви, освященной веками. Покидая тело, человек выходит из видимого мира, но он не покидает Церковь, а остается ее членом, и долг оставшихся на земле щ молиться за него. Цер­ковь верует, что молитва облегчает посмертную участь человека. Пока человек жив, он способен каяться в грехах и творить добро. Но после смерти эта возможность исчезает, остается лишь надежда на молитвы живых. После смерти тела и частного суда душа находится в преддве­рии вечного блаженства или вечных мук. Это зависит от того, как была прожита краткая земная жизнь. Но многое зависит и от молитвы за умершего. Жития святых угодников Божиих содержат множество при­меров того, как по молитве праведников облегчалась посмертная участь грешников - вплоть до их полного оправдания.

Можно ли кремировать усопших?

Кремация - это чуждый Православию обычай, заимство­ванный от восточных культов и распространившийся как норма в се- кулярном (безрелигиозном) обществе в советский период. Поэтому, родственникам усопшего, при малейшей возможности избежать крема­ции, нужно предпочесть погребение покойного в землю. В священных книгах нет запрещения сжигать тела усопших, но имеются положитель­ные указания христианского вероучения на иной способ погребения тел - это предание их земле (см.: Быт. 3:19; Ин. 5:28; Мф. 27:59-60). Этот способ погребения, принятый Церковью с самого начала ее существо­вания и освящаемый ею особым чинопоследованием, стоит в связи со всем христианским мировоззрением и с самою его сущностью - верой в воскресение умерших. По силе этой веры погребение в земле есть изображение временного усыпления умершего, для которого могила в недрах земли и есть естественное ложе упокоения и который поэтому и называется Церковью усопшим (а по-мирскому - покойным) до вос­кресения. И если предание земле тел усопших вселяет и укрепляет хри­стианскую веру в воскресение, то сожжение умерших легко роднится с антихристианским учением о небытии.

В Евангелии описан чин погребения Господа Иисуса Христа, который заключался в омовении Его Пречистого Тела, облачении в специальные погребальные одежды и положении во гроб (Мф. 27:59-60; Мк. 15:46; 16:1; Лк. 23:53; 24:1; Ин. 19:39-42). Эти же действия полага­ется совершать над усопшими христианами и в нынешнее время.

Кремация может быть допустима в исключительных случаях, когда нет никакой возможности предать тело усопшего земле.

Правда ли, что на 40-й день поминовение усопшего надо обязательно заказать сразу в трех храмах, либо в одном, но по­следовательно три службы?

Сразу после смерти принято заказывать в Церкви сорокоуст. Это ежедневное усиленное поминовение новопреставленного в течение первых сорока дней - до частного суда, определяющего участь души за гробом. После сорока дней хорошо заказать годовое поминовение и по­том каждый год его возобновлять. Можно заказать и более долговремен­ное поминовение в монастырях. Есть благочестивый обычай - заказывать поминовение в нескольких монастырях и храмах, (число их не имеет зна­чения). Чем больше будет молитвенников за усопшего, тем лучше.

Что такое канун?

Канун (или канунник) - это специальный стол квадратной или прямоугольной формы, на котором стоит Крест с Распятием и устроены лунки для свечей. Перед кануном служат панихиды. Здесь можно поста­вить свечи и положить продукты для поминовения усопших.

Зачем надо приносить в храм продукты?

Верующие приносят в храм различные продукты для того, чтобы служители Церкви помянули усопших за трапезой. Эти приноше­ния служат пожертвованием, милостыней за преставившихся. В преж­ние времена во дворе дома, где был усопший, в наиболее значимые для души дни (3-й, 9-й, 40-й) накрывали поминальные столы, за которыми кормили нищих, бездомных, сирот, чтобы было много молитвенников за умершего. За молитву и, особенно за милостыню, прощаются многие грехи, и облегчается загробная участь. Затем эти поминальные столы стали ставить в храмах в дни вселенского поминовения всех от века скончавшихся христиан с той же целью - помянуть усопших.

Какие продукты можно положить на канун?

Продукты могут быть любые. Запрещается приносить в храм мясную пищу.

Какое поминовение усопших является самым важ­ным?

Особенную силу имеют молитвы на Литургии. Церковь мо­лится о всех усопших, в том числе и о находящихся в аду. Одна из коле­нопреклоненных молитв, читаемых в праздник Пятидесятницы, содер­жит прошение «о иже во аде держимых» и о том, чтобы Господь упо­коил их «на месте светле». Церковь верует, что по молитвам живых Бог может облегчить загробную судьбу умерших, избавив их от мучений и удостоив спасения со святыми.

Поэтому необходимо в ближайшие дни по кончине заказать в храме сорокоуст, то есть поминовение на сорока Литургиях: сорок раз приносится Безкровная Жертва за почившего, из просфоры вынимается частица и погружается в Кровь Христову с молитвой о прощении грехов новопреставленного. Это подвиг любви всей полноты Православной Церкви в лице священника, совершающего Литургию, ради поминае­мых на проскомидии людей. Это самое необходимое из того, что можно сделать для души усопшего.

Что такое родительская суббота?

В определенные субботние дни года Церковь поминает всех прежде почивших христиан. Панихиды, которые совершаются в такие дни, именуются вселенскими, а сами дни - Вселенскими родительскими субботами. Утром в родительские субботы во время Литургии помина­ются все прежде усопшие христиане. Накануне родительской субботы в пятницу вечером служится парастас (в переводе с греческого «предстояние», «предстательство», «ходатайство») - последование великой панихиды по всем усопшим православным христианам.

Когда бывают родительские субботы?

Почти все родительские субботы не имеют постоянной даты, а связаны с переходящим днем празднования Пасхи. Суббота мясопуст­ная бывает за восемь дней до начала Великого поста. Родительские суб­боты бывают на 2, 3 и 4-й седмицах Великого поста. Троицкая роди­тельская суббота - накануне дня Святой Троицы, на девятый день после Вознесения. В субботу, предшествующую дню памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) бывает Димитриев- ская родительская суббота.

Можно ли молиться о упокоении после родительской субботы?

Да, можно и нужно молиться о упокоении усопших и после родительских суббот. Это долг живых перед усопшими и выражение люб­ви к ним. Сами усопшие уже не могут помочь себе, не могут принести плоды покаяния, творить милостыню. Об этом свидетельствует евангель­ская притча о богаче и Лазаре (Лк. 16:19-31). Смерть - не уход в небытие, а продолжение существования души в вечности, со всеми ее особенно­стями, немощами и страстями. Поэтому усопшие (кроме прославленных Церковью святых) нуждаются в молитвенном поминовении.

Субботние дни (кроме Великой субботы, субботы на Светлой седмице и суббот, совпадающих с двунадесятыми, великими и храмо­выми праздниками), в церковном календаре по традиции считаются днями сугубого поминовения усопших. Но молиться об усопших, по­давать записки в храме можно в любой день года, даже когда по уставу Церкви не служатся панихиды, в этом случае имена усопших помина­ются в алтаре.

Какие еще есть дни поминовений усопших?

Радоница - через девять дней после Пасхи, во вторник после Светлой седмицы. В Радоницу с усопшими делятся радостью Воскре­сения Господа, выражая надежду и на их воскресение. Сам Спаситель сошел во ад проповедовать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название «радуница», или «радоница».

Особое поминовение всех усопших в годы Великой Отече­ственной войны 1941-1945 гг. установлено Церковью 9 мая. Воины, на поле брани убиенные, поминаются и в день Усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября по новому стилю.

Надо ли в годовщину смерти близкого родственника идти на кладбище?

Главными днями памяти усопшего являются годовщины кон­чины и тезоименитства. В годовщину смерти умершего молятся за него близкие ему родные, выражая этим веру, что день смерти человека есть день не уничтожения, а нового рождения для вечной жизни; день пере­хода бессмертной души человеческой в другие условия жизни, где уже нет места земным болезням, печалям и воздыханиям.

В этот день хорошо посетить кладбище, но прежде следует при­йти в храм к началу службы, подать записку с именем усопшего для по­миновения в алтаре (лучше, если это будет поминание на проскомидии), на панихиде и, по возможности, помолиться за службой.

Надо ли в Пасху, Троицу, День Святого Духа идти на кладбище?

Воскресные и праздничные дни следует проводить в молитве в храме Божием, а для посещения кладбища существуют особые дни поминовения усопших - родительские субботы, Радоница, а также годовщины кончины и дни тезоименитства усопших.

Что делать при посещении кладбища?

Придя на кладбище, надо прибрать могилу. Можно зажечь свечу. Если есть возможность, пригласить священника для совершения литии. Если такой возможности нет, то можно самостоятельно прочи­тать краткий чин литии, предварительно приобретя в храме или православном магазине соответствующую брошюру. По желанию можно прочитать акафист о упокоении усопших. Просто помолчать, вспомнить покойного.

Можно ли устраивать «поминки» на кладбище?

Кроме освященной в храме кутии на кладбище не стоит ничего есть и пить. Особенно недопустимо лить водку в могиль­ный холм - этим оскорбляется память покойного. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба «для усопшего» является пережитком язычества и не должен соблюдаться православными. Не надо оставлять на могиле еду - лучше отдать ее нищему или голодному.

Что положено употреблять в пищу на «поминках»?

По традиции после погребения собирается поминальный стол. Поминальная трапеза является продолжением богослужения и мо­литвы об усопшем. Поминальная трапеза начинается с вкушения прине­сенной из храма кутии. Кутия или коливо - это вареные зерна пшеницы или риса с медом. Также по традиции вкушают блины, сладкий кисель. В постный день и пища должна быть постной. Поминальная трапеза должна отличаться от шумного пира благоговейной тишиной и добры­ми словами о почившем.

К сожалению, укоренился плохой обычай поминать усопшего водкой с обильной закуской. То же самое повторяется и в девятый, и в сороковой дни. Это неправильно, так как новопреставленная душа в эти дни жаждет особенной усердной молитвы за нее к Богу и уж никак ни винопития.

Можно ли на могильном кресте помещать фотографию усопшего?

Кладбище - это особое место, где покоятся тела тех, кто пере­шел в иную жизнь. Видимым свидетельством этого является надгроб­ный крест, который воздвигается как знамение искупительной победы Господа Иисуса Христа над смертью. Как воскрес Спаситель мира, при­няв за людей смерть на кресте, так и телесно воскреснут все умершие. На кладбище приходят, чтобы в этом месте покоя усопших помолиться о них. Фотография на могильном кресте часто побуждает больше к вос­поминаниям, чем к молитве.

С принятием христианства на Руси усопших клали либо в каменные саркофаги, а на крышке изображали крест, либо в землю. На могиле ставился крест. После 1917 года, когда разрушение право­славных традиций приняло планомерный характер, вместо крестов стали ставить на могилах столбики с фотографиями. Иногда воздвигали памятники и к ним прикрепляли портрет умершего. После войны памят­ники со звездой и фотографией стали преобладать в качестве надгробия. В последние полтора десятилетия на кладбищах все чаще стали появ­ляться кресты. Практика помещения фотографий на крестах сохрани­лась от прошлых советских десятилетий.

Можно ли при посещении кладбища брать с собой собаку?

Брать собаку на кладбище с целью выгула, конечно, не стоит. Но в случае необходимости, например, собака-проводник для слепого или с целью охраны при посещении отдаленного кладбища можно взять ее с собой. Нельзя допускать, чтобы собака бегала по могилам.

Если человек умер на Светлой седмице (от дня Святой Пас­хи до субботы Светлой седмицы включительно), то читают Пасхальный канон. Вместо Псалтири на Светлой седмице читают Деяния святых апостолов.

Надо ли служить панихиду по младенцу?

Умерших младенцев отпевают и по ним служат панихиды, но в молитвах просят не о прощении грехов, так как у младенцев нет со­знательно совершенных грехов, а просят Господа сподобить их Царства Небесного.

Можно ли заочно отпеть погибшего в войну, если неизвестно место его захоронения?

Если погибший был крещеным, то его можно заочно отпеть, а полученную после заочного отпевания землю крестообразно посыпать на любую могилку на православном кладбище.

Традиция совершать заочное отпевание и появилась в XX веке в России в связи с большим количеством погибших в войне, и так как часто бывало невозможно совершить последование отпевания над те­лом умершего по причине отсутствия храмов и священников, по при­чине гонения на Церковь и преследования верующих. Бывают и случаи трагической смерти, когда невозможно найти тело погибшего. В таких случаях допустимо заочное отпевание.

Можно ли заказать панихиду по не отпетому погребен­ному усопшему?

Панихиды заказывать можно в том случае, если усопший был крещеным православным человеком и не из числа самоубийц. Церковь не совершает поминовений о некрещеных и самоубийцах.

Если стало известно, что погребенный не был отпет по право­славному обряду, то его нужно заочно отпеть. В чине отпевания, в отли­чие от панихиды, священник читает особую молитву о прощении грехов усопшего.

Панихиду и отпевание важно не просто «заказать», а родным и близким усопшего принять в них молитвенное участие.

Можно ли отпеть самоубийцу и молиться о его упокое­нии дома и в храме?

В исключительных случаях, после рассмотрения всех обстоя­тельств самоубийства правящим архиереем епархии, может быть благословлено заочное отпевание. Для этого на имя правящего архиерея подаются соответствующие документы и письменное прошение, где с особой ответственностью за свои слова, указываются все известные обстоятельства и причины самоубийства. Все случаи рассматриваются индивидуально. При разрешении заочного отпевания архиереем, становится возможной храмовая молитва об упокоении.

Во всех же случаях, для молитвенного утешения родных и близ­ких человека, покончившего с собой, разработан особый молитвенный чин, который может быть совершен всякий раз, когда родственники лица, окончившего жизнь самоубийством, будут обращаться к священ­нику за утешением в постигшем их горе.

Кроме совершения данного чина родственники и близкие могут с благословения священника читать дома молитву преподобного старца Льва Оптинского: «Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имя): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя» и подавать милостыню.

Правда ли, что на Радоницу поминают самоубийц? Что делать, если, поверив этому, регулярно подавали в храм записки о поминовении самоубийц?

Нет, это не так. Если человек по неведению подавал записки о поминовении самоубийц (отпевание которых не было благословлено правящим архиереем), то ему надо покаяться в этом на исповеди и боль­ше так не поступать. Все сомнительные вопросы следует разрешать со священником, а не верить слухам.

Можно ли заказать панихиду по усопшему, если он ка­толик?

Частная, келейная (домашняя) молитва об инославном усоп­шем не запрещается - можно поминать его дома, у гроба прочесть псал­мы. В храмах не отпевают и не поминают тех, кто никогда не принадле­жал к Православной Церкви: иноверцев и всех, умерших некрещеными. Чин отпевания и панихиды составлены с учетом того, что умерший и отпеваемый был верным членом Православной Церкви.

Можно ли подавать записки в храме о поминовении усопших некрещеных?

Литургическая молитва является молитвой о чадах Церкви. В Православной Церкви не принято поминать некрещеных, равно как и инославных христиан, на проскомидии (подготовительной части Литур­гии). Это, однако, не означает того, что за них вообще нельзя молиться. Келейная (домашняя) молитва за таких усопших возможна. Христиане веруют, что молитва может оказывать умершим великую помощь. Ис­тинное Православие дышит духом любви, милосердия и снисхождения ко всем людям, в том числе и находящимся вне Православной Церкви.

Церковь не может поминать некрещеных по той причине, что они жили и умерли вне Церкви - не были ее членами, не были возрож­дены к новой, духовной жизни в Таинстве Крещения, не исповедовали Господа Иисуса Христа и не могут быть причастны к тем благам, кото­рые Он обещал любящим Его.

Об облегчении участи душ умерших, не сподобившихся Свя­того Крещения, и младенцев, умерших во чреве матери или при родах, православные христиане молятся дома, читают канон святому мучени­ку У ару, имеющему благодать от Бога предстательствовать за умерших, не сподобившихся Святого Крещения. Из жития святого мученика У ара известно, что он своим ходатайством избавил От вечных мук родствен­ников почитавшей его благочестивой Клеопатры, которые были языч­никами.

Говорят, что умершие на Светлой седмице получают Царствие Небесное. Так ли это?

Посмертная участь умерших известна только Господу. «Как ты не знаешь путей ветра и того, как образуются кости во чреве беременной, так не можешь знать дело Бога, Который делает все» (Еккл. 11:5). Тот, кто жил благочестиво, делал добрые дела, носил крест, каялся, исповедовался и причащался - тот по милости Божией может сподобиться блаженной жизни в вечности независимо от времени кон­чины. А если человек всю свою жизнь проводил в грехах, не исповедо­вался и не причащался, но умер на Светлой седмице, можно ли утверж­дать, что он наследовал Царствие Небесное?

Если человек умер в сплошную седмицу перед Петро­вым постом, это что-либо означает?

Ничего не означает. Господь прекращает земную жизнь каж­дого человека в свое время, промыслительно заботясь о каждой душе.

«Не ускоряйте смерти заблуждениями вашей жизни и не при­влекайте к себе погибели делами рук ваших» (Прем. 1:12). «Не преда­вайся греху, и не будь безумен: зачем тебе умирать не в свое время?» (Еккл. 7:17).

Можно ли в году смерти матери выходить замуж?

Специального правила на этот счет нет. Пусть религиозное и нравственное чувство само подскажет, как поступить. По всем значи­тельным жизненным вопросам надо советоваться со священником.

Почему надо причащаться в дни памяти родных: в девятый, сороковой дни после кончины?

Такого правила нет. Но будет хорошо, если родственники по­чившего приготовятся и причастятся Святых Христовых Таин, покаяв­шись, в том числе и в грехах, имеющих отношение к почившему, про­стят ему все обиды и сами испросят прощение.

Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

Завешивание зеркал в доме является суеверием, и не имеет ничего общего с церковными традициями погребения усопших.Надо ли закрывать зеркало, если кто-то из родных умер?

Обычай завешивать зеркала в доме, где произошла смерть, ча­стично происходит из поверья, что тот, кто увидит в зеркале этого дома свое отражение, тоже скоро умрет. «Зеркальных» суеверий много, не­которые из них связаны с гаданиями на зеркалах. А там, где магия и колдовство, неизбежно появляются страх и суеверия. Завешанное или не завешанное зеркало никак не влияет на продолжительность жизни, которая всецело зависит от Господа.

Существует поверье, что до сорокового дня нельзя ни­чего отдавать из вещей умершего. Верно ли это?

Ходатайствовать за подсудимого нужно до суда, а не после него. Поэтому ходатайствовать за душу усопшего надо сразу после его смерти до сорокового дня и после него: молиться и совершать дела ми­лосердия, раздавать вещи умершего, жертвовать в монастырь, в церковь. До наступления Страшного суда можно изменить загробную участь усопшего усиленной молитвой за него и милостыней.

Самая важная поминальная трапеза обычно проводилась на сороковой день поминок . На сороковой день считалось что душа окончательно покидает землю и отлетает далеко в потусторонний мир к Богу, ожидать дня божьего суда, и в этот день ей назначается по её заслугам при жизни и силе молитв за неё после, то место, где она будет находиться это время.

До 40-го дня поминок, усопший именуется новопреставленным, а в сами поминки 40 дня дополнительно заказывают в церкви сорокоуст или панихиду, за что обязательно платятся деньги. Раньше имена умерших записывали в годовое поминовение — синодик .

Зачем делаются поминки на 40 дней

А еще по одному народному поверью именно на 40 вой день поминок на целые сутки душа возвращается в родной дом, и уходит только после того как её проводят. Поэтому считалось что если «проводины » не устроить, то его душа будет мучатся, поэтому 40вому дню от смерти предавалось особое значение, день смерти кстати считался за первый день.

Иногда к такому приходу души даже тщательно готовились, стелили с вечера постель белой простыней и накрывали одеялом. К такой постели никто не должен был прикасаться, так как она была постелена именно для умершего.

Также часто в углу дома после похорон вешали полотенце и оставляли его висеть так 40 дней, так как по поверьям душа умершего продолжает сорок дней ходить по знакомым ему местам, а когда пролетает через дом, каждый раз обтирает полотенцем свое лицо. Происхождение этого ритуала вероятнее всего связано с тем что полотенце у славян считалось символом пути, указателем доро­ги домой.

Также имело значение, приходилась ли поминальная трапеза на постный день, так как если это происходило, то меню самой трапезы менялось соответственно требованиям поста. А если поминки приходились на будний день великого поста, то они переносились на ближайшие к ним выходные дни, называлось встречное поминовение.

Делалось это потому что в выходные дни совершаются большие Божественные литургии и панихиды. А поминальные дни, которые приходились на первую неделю после Пасхи (Светлую седьмицу ) и на понедельник второй пасхальной недели, переносились на специальный день поминок .

Что говорят на поминки 40 дней?

Часто за столом вспоминались заодно и все умершие предки и родственники, а сам недавно умерший представлялся как воплотившийся и находящийся вместе со всеми за общим столом. Часто хозяева даже кланялись и обращались к свободному месту для покойника со словами «Кушай-ка, родименький ».

Теоретически эта традиция пошла от апостолов, которые после Вознесения Иисуса все равно продолжали ставить его долю хлеба и вина, так же как если бы он был с ними.

Место где обычно сидел покойный при жизни никто не занимал , вместо этого обычно спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели, а вместо еды ставили пустую тарелку с перекрещенной на ней ножом и вилкой. Иногда если на сороковой день приходил священник, он садился во главе стола, а место покойного находилось справа от него.

Часто также оставляли рюмку водки и кусок черного хлеба, но это также отголосок языческих обрядов. Иногда эту рюмку с водкой оставляли до 40вого дня смерти, а когда водка убывала, то говорили что покойный её пьет. Также иногда оставляли водку с закуской и на самой могиле.

Современной Церковью считается, что на православном столе гораздо лучше заменять рюмку водки, рюмкой со святой водой . Да и вообще эта традиция теоретически по своему происхождению просто показывает, что умерший человек, все еще находиться рядом с нами.

Поэтому особенно если усопший не пил алкоголь, и не ел черного хлеба совершать данный ритуал в таком виде просто странно и даже не совсем адекватно. Лучше выбрать что-то из того что любил человек при жизни, если это предназначается ему, то однозначно будет более правильно, хотя есть и другие мнения на этот счет, но мы их обсудим как ни будь отдельно.

Как долго проводиться поминальный обед и поминки?

Сидели на поминальном ужине обычно довольно долго, особенно на 40 дней поминок, даже существовала такая примета, что тот, кто уйдет первым с поминок скоро умрет. Но думаю, эта традиция появилась чтобы подольше растянуть поминки и лишний раз помянуть усопшего.

После поминальной трапезы родственникам надо было сходить в баню помыться , хотя желательно это было сделать до захода солнца, но часто этого не успевали сделать, естественно это также было частью процедуры очищения.

Если таки еда с поминального стола оставалась, то на ночь её просто со столовыми приборами накрывали тканью, и посуду тоже обычно не мыли в этот день.

Ночью не плакали чтобы «не призвать умершего с кладбища» , также по этой причине во всем доме на ночь плотно закрывались окна и двери. Это также было частью ритуала для того чтобы покойный не вернулся, если днем таки не получилось запутать следы назад к дому, а также думаю чтобы минимизировать плачь родственников, и дать им поспать после тяжелого дня и печального события.

Милостыня на 40 дней

Также существует так называемая «тайная » или «потаенная » милостыня . Суть ее в том, что родственники сорок дней время от времени раскладывали по крыльцам и окнам бедных соседей в милостыню и подаяние, немного денег, хлеба, блины, яйца, иногда какие-то вещи коробки спичек, платки, куски ткани и немного одежды. В теории такая «тайная» милостыня обязывала соседей молиться за усопшего, и даже те, кто забирали эту милостыню, прини­мали на себя часть от грехов души усопшего.

Иногда гостям поминок раздавали деревянные ложки , и когда в последствии люди ели этими ложками они при еде невольно вспоминали о человеке, в честь которого проводились поминки. Иногда с той же целью на похоронах родным раздавались платки, которые они должны были хранить в память об усопшем и вспоминая его мысленно добрым словом.

Траур и тужение

После этого близкие родственники погибшего старались соблюдать траур «тужение », обычно он длился до 40 дней , в некоторых случаях полгода и даже год. В траур старались не проявлять сильных горестных эмоций, а больше думать о смысле жизни, также считалось, что лучше не стричься и не следить за траурной одеждой, что также могло расцениваться как неуважение усопшего.

Иногда на траур также останавливались все часы в доме и занавешивались зеркала. Женщины должны были носить платок, а мужчины часто носили траур только по важным датам и во время погребения, а в остальное время ходили в обычной одежде. Также считалось за правило не устанавливать постоянный памятник на могиле раньше, чем через год со дня смерти.

На этом проведение поминок, приуроченных к смерти часто заканчивалось, и дальше проводились в основном традиционные поминки на общие и приравниваемые к ним церковные праздники.

Посмертные поминки на 40 дней не так сильно отличались от поминок в другой день, просто старались сделать их более тщательно, так как они были самыми главными, но в поминках остальных дней, соблюдались примерно те же традиции и правила. Славяне издревле проводили свои общие поминки предков своего рода также примерно по тем же датам, из которых самыми главными для поминания считались масленица и родоница.

Более детально Традиции Поминок древних славян, а также и , мы обсудим в следующих статьях, оставайтесь в хорошем состоянии духа в любых даже самых сложных ситуациях, и уж тем более научитесь ценить если у вас все хорошо, тогда это хорошо будет происходить с вами все чаще, чего вам и желаю.

В православии дата 40 дней после смерти человека считается очень важной, как и 9 дней. Согласно установленным христианским канонам именно в этот день душа умершего человека на том свете получает окончательное решение о том, куда она теперь перейдет. Но считается, если душа покойного не может ничего изменить или исправить, то в этом помочь ей смогут родные и близкие.

Сегодня мы расскажем, что происходит на 40 день согласно верованиям с душой и что должны в этот день делать родные – как проводить поминки, что готовить и говорить и делать, когда поминают усопшего.

Значение даты 40 дней после смерти человека

Если верить православным традициям, наиболее значимы для родных покойного такие даты, как третий, 9 и 40 день после смерти, и они должны провести их согласно всем поминальным канонам. При этом 40 день наиболее значимый, поскольку, как уже говорилось в самом начале, это тот срок, когда душа человека окончательно отдаляется от земной жизни в вечность.

С религиозной точки зрения 40 дней – это дата более значимая, нежели даже физическая смерть человека. А сейчас давайте выясним, что происходит с душой покойного до и после 40-дневных поминок.

В течение нашей земной жизни душа человека состоит в единении с телом, но в момент смерти душа его покидает. Но душа забирает от жизни многие привычки, страсти, деяния и все остальное, включая как негативное, так и положительное. После смерти душа получает или наказание или награду в зависимости от того, как была прожита жизнь.

После смерти душа проходит серьезное испытание, поскольку она обязана преодолеть ряд препятствий и отчитаться перед Богом за все содеянное. Помните следующее:

  • нужно понимать, что до 40 дня душа покойного будет продолжать находиться в месте своего обитания , поскольку она будет находиться в некоем замешательстве, поскольку она еще не знает, как жить без физической оболочки;
  • примерно на 3-4 день душа медленно начнет привыкать к новому физическому состоянию и перестанет его бояться, она отвяжется от тела и способна совершать так называемые прогулки;
  • стоит знать, что родные и близкие покойника до 40 дней не должны заказывать истерики и горько страдать за ним , поскольку его дух все слышит и испытывает в связи с этим сильные мучения. Лучшее, что могут близкие сделать сразу после смерти – это прочесть Священное Писание.

Теперь рассмотрим, что же происходит с душой после сорока дней. После этой даты душа получает возможность в последний раз вернуться на землю, чтобы побывать в наиболее важных для себя местах. Очень многие люди, потерявшие родных, часто рассказывают истории, что именно в этот день они приходят к ним во снах или видениях, чтобы окончательно попрощаться.

Кроме того, многие люди, которые до этого срока присутствовали, что усопшие родные где-то рядом, признавались, что после 40 дней их присутствие перестало ощущаться, они уже не слышали их шаги, запахи или вздохи.

Что же происходит с душой: она направляется к Богу, чтобы предстать перед его судом . Но, согласно верованиям, судит ее не сам Бог, а человек будет самостоятельно отвечать за содеянное в жизни. Считается, что после пребывания души перед образом Всевышнего, она получает два пути – воссоединиться с его светом или отправиться в бездну.

То или иное решение о перемещение души принимается не от силы воли, а от того, насколько был духовным человек и того, какова была его жизнь.

Если верить церковным канонам, в течение сорока дней душа ожидает, какое решение будет принято о ее дальнейшей судьбе, однако, этот суд не будет последним. Ведь затем она будет ожидать следующего, окончательного Страшного суда. На нем судьбы многих людей будут очень сильно меняться.

Поминки 40 дней: порядок проведения

Многие часто запутываются в вопросе, как правильно отсчитывать после смерти человека 40 дней . Так, берется календарная дата смерти человека, именно ее и считают первым днем с момента смерти, даже если она наступила вечером. Соответственно, что 9 или 40-1 день смерти будет считаться девятым и сороковым с учетом самого дня смерти.

На сороковые сутки после смерти душа вновь возвращается в родной дом и находится там примерно сутки, а после окончания поминок она уходит уже навсегда. Среди верующих людей считается, что если не провести поминки в этот день по всем канонам, то душа покойника будет вечно мучиться. Именно поэтому очень важно провести эту дату правильно.

Порядок проведения поминок следующий:

  • помните, что первое, что следует сделать, то это молиться . Молиться следует не только во время поминок, но и в предыдущие дни. Благодаря этому, вы облегчите участь своего близкого человека, тем самым уговорив Высшие силы изменить решение относительно его души в лучшую сторону и проявить милосердие;
  • чтобы спасти душу усопшего, при нужно заодно отказаться от определенного своего греха. Так, если вы даже иногда употребляете алкоголь или курите, то для спасения души следует на какое-то время отказаться от своего вредного пристрастия. Если вы не курите и не пьете, то для собственной пользы, молитвы и для утешения души покойного хотя бы откажитесь на несколько дней от просмотра телевизора или интернета;
  • очень важным моментом является и то, как именно будут проведены поминки. Все те, кто соберутся за поминальным столом, должны быть православными христианами. Ведь если человек в Бога не верит, то его присутствие не будет помощью для души покойного;
  • нельзя воспринимать поминки на 40 дней в качестве повода для встречи со старыми друзьями или родственниками, ведь это не простое застолье;
  • православная церковь категорически запрещает при проведении поминок веселиться, пить алкоголь или петь песни. Вы должны отдавать в этом себе отчет.

На эту поминальную дату рекомендуется приготовить и подать на стол такие блюда:

  • кутью (обязательно);
  • блины сдобные;
  • бутерброды с рыбой, например, со шпротами;
  • салаты на основе овощей;
  • салат из свеклы с чесноком;
  • винегрет с селедкой или оливье;
  • котлеты, запеченные с грибами и сыром;
  • перец фаршированный;
  • студень из рыбы;
  • голубцы постные из овощей с грибами;
  • запеченная рыба с овощами под майонезом;
  • пироги с начинкой из рыбы, капустой, рисом и грибами, картошкой или яблоками.
  • хлебный квас;
  • лимонад;
  • сбитень;
  • морс;
  • кисель малиновый, сливовый, смородиновый, вишневый, яблочный, овсяный или клюквенный.

Милостыня для людей на поминках в 40 дней

Согласно православным христианским традициям, когда наступает эта дата после момента смерти человека, его вещи обязательно нужно перебрать и раздать тем, кто в этом нуждается , а также попросить, чтобы эти люди помолились за душу покойного.

Данный ритуал считается добрым делом, которое обязательно учитывается во время решения о том, где будет жить душа после смерти. Поэтому лучше сделайте именно так, особенно когда осталось много вещей.

Родственники могут оставить после покойного только те вещи, которые представляют наибольшую ценность как память о нем. Часть вещей можно отдать близким родным и друзьям. Остальное отнесите в храм, но выбрасывать вещи категорически запрещено .

Что говорить на поминках в 40 дней?

Достаточно часто во время ритуала поминают не только умершего человека, но и всех покойных родных, самого же покойника представляют так, будто он сидит за столом вместе со всеми.

Поминальную речь обязательно говорят стоя, не забывайте почтить память покойного минутой молчания. Можно выбрать ведущего поминок из числа близких друзей семьи. Он обязан контролировать свои эмоции, несмотря на эмоциональную тяжесть обстановки. Задача ведущего будет заключаться в том, что он по очереди будет давать слово родным покойника в зависимости от того, насколько они были близки с ним:

  • супругу или супруге;
  • детям или родителям;
  • близким родственникам или друзьям семьи.

Ведущий обязан заблаговременно подготовить несколько фраз для разрядки обстановки и отвлечений гостей, когда у кого-то во время произнесения речи пойдут слезы.

Поминать на 40 дней очень важно как для родных усопшего, так и для успокоения его души. И очень важно все делать правильно согласно установленным канонам и православным традициям.

Чувства