Чернышевского: отзывы, факультеты и специальности. Саратовский государственный университет имени Н

Университет готовит специалистов по самым современным и востребованным сегодня направлениям - гуманитарным, естественно-научным, педагогическим, компьютерным и др.

Саратовский государственный университет - последний императорский университет России, был основан в июне 1909 года Николаем II. За годы своего развития он стал одним из крупнейших вузов России, двигателем экономического, педагогического и духовного развития региона.

В составе СГУ 15 факультетов и филиал в г. Балашове - крупнейший в России среди филиалов вузов.

Сегодня университет - крупнейший информационный центр, в составе которого - Зональная научная библиотека им. В.А. Артисевич, Поволжский региональный центр новых информационных технологий, Вычислительный центр, Издательство и типография.

СГУ включен в федеральную сеть, объединяющую вузы, имеющие суперкомпьютеры. В качестве одного из 42 центров наноиндустрии университет подключен к национальной нанотехнологической сети.

В университете ведутся фундаментальные и прикладные научные исследования, инновационная деятельность, которые обеспечивают Образовательно-научный институт наноструктур и биосистем, НИИ естественных наук, Институт археологии и культурного наследия, Ботанический сад, областной центр компьютерных технологий в промышленности, технопарк, три центра трансфера технологий, центры коллективного пользования, бизнес-инкубатор.

СГУ - один из трех вузов страны, в составе которого есть структуры для реализации проектов по самым престижным грантам Минобрнауки РФ и крупнейших фондов (Корпорация Карнеги, Фонд МакАртуров, CRDF) в области развития как гуманитарных (МИОН - Межрегиональный институт общественных наук), так и естественных наук (НОЦ - Научно-образовательный центр «Нелинейная динамика и биофизика»). Обе эти междисциплинарные структуры образованы в результате побед в соответствующих конкурсах и входят в число лучших в России.

Лицензия серия А №227581, рег. №8062 от 21.12.2006 г.
Свидетельство о государственной аккредитации серия АА №000450, рег. №0431 от 22.12.2006 г.

Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского (Императорский Николаевский), открытый в 1909 году, – один из старейших и ведущих научно-образовательных центров России.

СГУ обладает значительным научно-исследовательским и инновационным потенциалом, играет системообразующую роль в социально-экономическом и культурном развитии региона (один из основных разработчиков и исполнителей Программы развития высоких технологий в Саратовской области), широко вовлечен в международное образовательное и научное пространство (имеет договоры о сотрудничестве с 56 зарубежными университетами Европы, Азии и Америки).

В структуру СГУ входят 13 факультетов, 5 образовательных институтов, филиал в г. Балашове с девятью факультетами и 3 колледжа. Образовательный и научно-исследовательский процесс в университете обеспечивают 175 кафедр, в том числе 10 базовых.

Обучение осуществляется по 83 специальностям высшего профессионального образования, 23 – среднего профессионального образования, 56 – аспирантуры, 10 – докторантуры, 28 направлениям бакалавриата и магистратуры, 45 программам дополнительного профессионального образования, 40 – профессиональной подготовки.

Особенностью программы развития НИУ СГУ является подготовка специалистов с глубокими исследовательским и инновационными компетенциями на основе фундаментального междисциплинарного образования.

Подготовка в университете специалистов, способных решать исследовательские и технологические задачи соответствующих направлений, приведет к существенному повышению конкурентоспособности регионального инновационного бизнеса и ускорит инновационные процессы в высокотехнологичных отраслях и экономики в целом.

Институты:

  • Балашовский институт
  • Институт археологии и культурного наследия
  • Институт дополнительного профессионального образования
  • Институт истории и международных отношений
  • Институт филологии и журналистики
  • Институт химии
  • Межрегиональный институт общественных наук
  • Научно-исследовательский Институт естественных наук
  • Научно-исследовательский институт обществознания
  • Научно-образовательный институт оптики и биофотоники
  • Образовательно-научный институт наноструктур и биосистем
  • Педагогический институт СГУ
  • Институт рисков
Факультеты:
  • Биологический факультет
  • Географический факультет
  • Геологический факультет
  • Социологический факультет
  • Механико-математический факультет
  • Факультет компьютерных наук и информационных технологий
  • Факультет нано- и биомедицинских технологий
  • Факультет нелинейных процессов
  • Факультет психологии
  • Физический факультет
  • Философский факультет
  • Экономический факультет
  • Юридический факультет
Факультеты Педагогического института СГУ:
  • Факультет иностранных языков
  • Факультет искусств и художественного образования
  • Факультет коррекционной педагогики и специальной психологии
  • Факультет педагогики, психологии и начального образования
  • Факультет русской словесности
  • Факультет физической культуры
Факультеты Балашовского института СГУ:
  • Педагогический факультет
  • Факультет биологии и экологии
  • Факультет иностранных языков
  • Физико-математический факультет
  • Факультет социальной работы
  • Факультет психологии
  • Факультет физической культуры и безопасности жизнедеятельности
  • Филологический факультет
  • Экономический факультет
www.sgu.ru

О ВУЗе

Один из старейших российских вузов – Саратовский университет – был основан Высочайшим указом от 10 июня 1909 года. Государственная Дума в начале июня 1909 года принимает положительное решение, утвержденное императором Николаем II. 6 декабря того же года после молебна и крестного хода саратовцы заложили камень на месте строительства будущих корпусов университета. Императорский Николаевский университет, с октября 1923 г. года – Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, стал источником экономического, культурного и духовного развития Нижнего Поволжья и всего Юго-Востока России.

Первым ректором Саратовского университета стал ученый, врач и общественный деятель – Василий Иванович Разумовский. Для постройки университетского комплекса в качестве архитектора был привлечен Карл Людвигович Мюфке. Впервые в истории Саратова он создал целостные ансамбли, отличающиеся единством замысла и высоким качеством исполнения. Первоначально в составе университета был только один факультет – медицинский. В 1917 году были созданы физико-математический; историко-филологический и юридический факультеты. Первым деканом историко-филологического факультета стал один из выдающихся учёных-гуманитариев ХХ века – философ Семён Людвигович Франк.

С 1918 по 1921 год на агрономическом факультете СГУ работал основоположник российской генетики Николай Иванович Вавилов. В 1922 году агрономический факультет преобразован в самостоятельный Сельскохозяйственный институт. Этим было положено начало формирования в Саратове целого комплекса высших учёных заведений. В 1930 году медицинский факультет преобразован в Медицинский институт. В 1931 году на базе факультета советского строительства и права был создан Институт советского права, сегодня являющийся Государственной академией права. В этом же году педагогический факультет стал Педагогическим институтом.

С первого года существования университета активно работала его Фундаментальная библиотека. Новый этап в её развитии начался, когда в 1932 году директором библиотеки стала Вера Александровна Артисевич. В 1957 году было введено в строй новое здание библиотеки, площадью почти 10 тыс. кв. м. В 1969 году библиотека приобрела статус Зональной для всех библиотек вузов и техникумов.

В годы Великой Отечественной войны в Саратов был эвакуирован Ленинградский университет. В эти годы на развитие университета оказывали влияние такие выдающиеся ленинградские ученые, как физик Е.Ф. Гросс, историк В.В. Мавродин, филологи М.П. Алексеев, Г.А. Гуковский и Ю.Г. Оксман. В разные годы в университете трудились всемирно известные учёные: математики И.Г. Петровский, А.Я. Хинчин, А.Г. Курош, В.В. Вагнер, А.М. Богомолов; физики В.Д. Зернов, В.П. Жузе, Г.А. Остроумов, В.И. Калинин, П.В. Голубков; филологи В.М. Жирмунский, Н.К. Пиксанов, Б.М. Соколов, А.П. Скафтымов; химики В.В. Челинцев, Р.В. Мерцлин, Н.Л. Шлезингер, И.С. Мустафин; биологи А.А. Рихтер, Н.А. Максимов, Д.К. Зернов; геологи Б.А. Можаровский, А.И. Олли.

В 50-е – 70-годы структура университета не претерпела серьёзных изменений, в то же время активно шло создание новых научных направлений, открывались специальности и кафедры, строились новые корпуса. За эти годы число научных работников и студентов выросло в два раза, число аспирантов – в три.

За последние десятилетия СГУ превратился в один из крупнейших вузов России. Были открыты новые факультеты: нелинейных процессов, философский, социологический, факультет компьютерных наук и информационных технологий, нано- и биомедицинских технологий, восстановлены ранее существовавшие в СГУ экономический и юридический факультеты. Создан Поволжский региональный центр новых информационных технологий (ПРЦ НИТ), вобравший в себя лучшие достижения современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и ставший плацдармом информатизации Саратова и области. В 1998 году приказом Минобразования РФ в состав СГУ путём присоединения были включены Саратовский и Балашовский пединституты, техникум радиоэлектроники, политехникум и, таким образом, на базе СГУ было положено начало формированию университетского комплекса. В 2006 году в состав комплекса входило 29 факультетов, обучалось 28 тысяч студентов и работало свыше 4 тысяч преподавателей и сотрудников.

В структуре университета: Зональная научная библиотека, издательство, Ботанический сад, научно-исследовательская часть (НИЧ), НИИ естественных наук, ПРЦ НИТ, Вычислительный центр, областной Центр компьютерных технологий в промышленности, Технопарк, три центра трансфера технологий, Центр коллективного пользования, Центр патентных услуг, Центр развития предпринимательства, Бизнес-инкубатор, филиалы институтов, отделов, лабораторий РАН и др. СГУ – один из немногих вузов страны, имеющий в своем составе НОЦ «Нелинейная динамика и биофизика» и Межрегиональный институт общественных наук (МИОН). Эти межфакультетские учебно-научные структуры образованы в результате победы в соответствующих конкурсах и входят в число лучших в России.

Студенты и аспиранты СГУ в течение 10 лет успешно участвуют в Чемпионатах мира по программированию, проводящихся с участием команд из 700 университетов мира. Наибольшего успеха команда СГУ достигла в 2006 г., завоевав звание Чемпиона мира по программированию. В этом же году университет стал победителем Всероссийского форума по вопросам студенческого самоуправления, организованного Министерством образования и науки РФ и Российским союзом молодёжи.

В университете работает свыше 290 докторов наук. Среди ведущих профессоров университета 13 заслуженных деятелей науки РФ, 3 члена-корреспондента РАН, 10 лауреатов государственных и международных научных премий. Число кандидатов наук превысило 900 человек. Для постоянного возобновления научного потенциала в университете многие десятилетия функционирует аспирантура по 81 специальности и докторантура по 20 специальностям. За последние годы 38 молодых учёных стали обладателями личных грантов, из них восемь получают гранты Президента РФ, двое – награждены медалями РАН. Университет активно интегрируется с отраслевыми, академическими и бизнес-структурами. Создано 16 базовых кафедр и филиалов кафедр университета в академических и отраслевых институтах, на факультетах открываются филиалы институтов РАН с центрами проблемного изучения.

Университетом ведётся большая издательская деятельность. Выпускаются журналы «Известия вузов. Прикладная нелинейная динамика», «Электрохимическая энергетика», «Известия СГУ. Новая серия» по 9 направлениям и другие журналы, международные и межвузовские тематические сборники. Четыре журнала вошли в список ВАК.

Университет сегодня реализует образовательные программы трёх уровней – среднего, высшего и послевузовского профессионального образования. Обучение ведётся по 22 специальностям среднего профессионального образования, 88 специальностям высшего профессионального образования, трём направлениям подготовки магистров, восьми – бакалавров, 10 программам дополнительного образования. Реализуемые образовательные программы входят в 16 укрупнённых групп специальностей. Среди них 23 программы (24%) естественнонаучного и физико-математического профиля, 10 программ (10%) технического профиля, 14 программ (14,5%) социально-экономического профиля, 16 программ (16,5%) гуманитарного профиля и 34 программы (35%) педагогического профиля. Подготовка по многоуровневой системе высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) реализуется на 4 факультетах.
Активно развивается существующий в университете Институт дополнительного профессионального образования (ИДПО), получивший статус Федерального центра, который обеспечивает непрерывное послевузовское образование в регионе.

У истоков многих научных школ СГУ стояли такие учёные с мировым именем, как академик Н.И. Вавилов, основатель и первый директор АЭС в Обнинске чл.-корр. РАН Д.И. Блохинцев, лауреат Нобелевской премии академик Н.Н. Семёнов, Президент АМН СССР академик А.Н. Бакулев, ректор МГУ академик И.Г.Петровский, академик, литературовед В.М. Жирмунский, академик, физиолог растений Н.А. Максимов. В годы Великой Отечественной войны на базе СГУ располагался и совместно с ним работал Ленинградский университет. В результате в университете родились новые научные школы и направления, получившие затем признание как в стране, так и за рубежом. Среди них 4 коллектива, официально включённых в состав ведущих научных школ РФ (математик А.П. Хромов, физики В.С. Анищенко, Д.И. Трубецков, В.В. Тучин). Отметим также наиболее результативные научные школы СГУ, имеющие общепризнанные научные результаты и государственную поддержку в виде грантов Президента России, Минобрнауки, крупных российских и международных организаций: в области механики – Л.Ю. Коссович, физики полупроводников и наноструктур – Д.А. Усанов, биологии и биотехнологии – Г.В. Шляхтин и В.С. Тырнов, геологии Г.И. Худяков, языкознании – О.Б. Сиротинина. Шесть кафедр СГУ официально признаны в качестве ведущих научно-педагогических коллективов среди российских университетов, получая соответствующие гранты Министерства образования и науки на поддержку своей работы (заведующие кафедрами Д.А. Усанов, В.С. Анищенко, В.В. Тучин, Д.И. Трубецков, Г.И. Худяков, М.А. Кормилицина).

Фундаментальные и прикладные исследования в университете ведутся по 39 направлениям основных отраслей науки, в том числе по всем приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники Российской Федерации.

Под патронатом Правительства Саратовской области университет выступил с инициативой и провёл в 2005 и 2006 гг. 1 и 2-й Саратовские салоны изобретений, инноваций и инвестиций. В университете организована постоянно действующая выставка инноваций в образовании, науке и технике. Университет, таким образом, успешно продемонстрировал возможность использования своего потенциала в формировании инновационной среды Саратовской области и Поволжского региона. ПРЦ НИТ стал представителем шестой Европейской рамочной программы по развитию науки.

Университет использует свои широкие международные контакты для внедрения в регионе самых современных технологий как в области образования, так и в научно-исследовательской деятельности в естественных и гуманитарных науках. Широкая география этих связей четко просматривается в заключенных договорах о партнерстве, в том числе, с 32 университетами и научно-исследовательскими центрами США, 4 университетами Франции, 7 университетами Германии, 4 университетами Великобритании, 2 университетами Испании, 3 университетами Турции, 3 университетами Казахстана, а также университетами Италии, Польши, Македонии, Чили, Латвии, Монголии и других стран. СГУ в последние годы эффективно сотрудничает с зарубежными университетами по проблеме применения дистанционного обучения в образовании: реализуются договоры с университетами Восточной Каролины, Вайоминга, Техаса (США).

На сегодняшний момент в Саратовской области СГУ лидирует по числу абитуриентов, потому что является единственным вузом в регионе, где ведётся подготовка по всему спектру специальностей по приоритетным направлениям науки, технологий и техники. Как показывает анализ уровня качества подготовки по справочно-аналитической системе «Вузы России» Минобрнауки, подавляющее большинство специальностей СГУ входит в десятку лучших, а физика, химия и история – в тройку лучших по стране.
Миссию Саратовского государственного университета учёные СГУ и региональное сообщество видит:

*
в обеспечении научных, производственных, экономических и общественных институтов региона высококвалифицированными специалистами и новейшими технологиями в естественнонаучных и гуманитарных областях знания;
*
в проведении фундаментальных и прикладных исследований по приоритетным направлениям науки и техники с использованием результатов в учебном процессе;
*
в эффективном применении результатов прикладных исследований с целью решения конкретных задач региональной экономики и создания необходимых предпосылок для её перехода на инновационный путь развития.

*
по направлению 01 «Безопасность и противодействие терроризму» созданы методы расчёта, разработана и запатентована конструкция, выпущена опытная партия и проведены испытания не имеющей мировых аналогов сверхширокополосной акустической линии задержки СВЧ сигналов для систем активной защиты летательных аппаратов (совместно с ФГУП НПП «Контакт» намечен крупносерийный выпуск этих изделий);
*
по направлению 02 «Живые системы»:
– методами генной инженерии созданы новые сорта цветной кукурузы и разработана технология получения на этой сырьевой базе безвредного термически устойчивого натурального пищевого красителя. В перспективе это позволит создать новые рабочие места для сельского населения региона;
– разработаны научные основы для создания систем прогнозирования результатов хирургических операций на конкретных видах кровеносных сосудов и мягких тканей. Совместная работа с ведущим кардиоцентром страны позволит внедрить передовой российский опыт в региональную практику;
– разработаны и внедрены в лечебную практику методы и устройства для диагностики и лечения нистагма глаз у детей (совместно с клиникой глазных болезней СГМУ, Институтом глазных болезней им. Гельмгольца), продана лицензия на производство этих устройств;
– разработаны методы математического моделирования динамики и компьютерной диагностики ряда живых систем; организованы курсы по стажировке молодых учёных и практиков Саратова и других региональных центров по этому направлению;
– по заданию Правительства области составлено и опубликовано второе издание «Красной книги Саратовской области»;
– разработан и организован мелкосерийный выпуск и коммерческая реализация оптического диагностического оборудования, проведена медицинская сертификация прибора, более 20 приборов работают в клиниках Саратова, Москвы, Томска и др. городов РФ, основные идеи и конструкции защищены патентами РФ.
*
по направлению 03 «Индустрия наносистем и материалов» в рамках сформированной Министерством промышленности Саратовской области и СГУ Программы по развитию нанотехнологий:
– разработаны технологии создания биополимеров и нанокомпозитов для медицинской инженерии, созданы дермальные и сосудистые эквиваленты на основе биополимерных носителей;
– разработаны автодинные СВЧ и лазерные методы определения наноразмеров и наноперемещений. Разработанные в рамках данного направления приборы удостоены золотых и серебряных медалей зарубежных (Брюссель, Париж, Женева) и отечественных (Москва, Санкт-Петербург, Саратов) выставок;
– созданы методы контроля и технология создания наноразмерных порошков ферромагнитных материалов для получения магнитных жидкостей;
– отработана технология получения наноразмерных и нанокомпозитных покрытий и создана автоматизированная установка для получения наноразмерных планарных покрытий методом полиионной сборки «ПОЛИИОН-1М»;
– разработана технология создания микрокапсул, содержащих наночастицы оксида железа (совместно с сотрудниками института коллоидов и границ им. Макса Планка (Потсдам, Германия), физического факультета МГУ и ИРЭ РАН).
*
по направлению 04 «Информационно-телекоммуникационные системы»:
– разработан и внедрён в технологию строительства мостов большой протяженности (мосты через р. Волгу в Саратове и Казани) информационно-телекоммуникационный программно-аппаратный комплекс для контроля движения мостовых пролётов при их монтаже методом надвижки, удостоенный премии Правительства РФ за 2004 г.;
– на основе обработки спутниковой, геологической, социально-политической и экономической информации создана для использования при выработке научно-обоснованных управленческих решений региональная геоинформационная система (ГИС);
– на основе ИКТ разработана и опробована система электронного управления Саратовом «Электронный город»;
– создан Саратовский региональный центр олимпиадной подготовки команд студентов и аспирантов для участия в чемпионатах мира по программированию, что обеспечило победу в Мировом чемпионате по программированию 2006 г.
*
по направлению 05 «Перспективные вооружения, военная и специальная техника»:
– разработаны, запатентованы и внедрены в производство технологии по уничтожению химического оружия в п. Горный Саратовской области;
– совместно с Саратовским ФГУП НПП «Контакт» разработаны и внедрены новые технологии создания катодных узлов для мощных источников излучения, защищенные 3 патентами РФ;
– совместно с саратовским предприятием ОАО «Тантал» разработаны, запатентованы и внедрены в производство новые высокочувствительные к магнитному полю приборы;
*
по направлению 06 «Рациональное природопользование» разработаны, запатентованы и внедрены в системы контроля водной среды измерители качества воды (ИВК), неоднократно удостоенные медалей зарубежных и отечественных выставок.
*
по направлению 07 «Транспортные, авиационные и космические системы» разработаны и введены в эксплуатацию на искусственных спутниках Земли измеритель солнечной постоянной ИСП-2М бортового гелиогеофизического аппаратурного комплекса ГГАК-Э для космического аппарата «Электро-Л», а также измеритель коротковолновой отражённой солнечной радиации ИКОР-М комплекса ГГАК-М для космического аппарата «Метеор-М» (совместно с ИКИ РАН);
*
по направлению 08 «Энергетика и энергосбережение»:
– совместно с саратовским НИИ химических источников тока решены проблемы на пути создания технологии производства герметичных никель-металлогидридных, литий-ионных аккумуляторов различного назначения, а также электродных материалов (в том числе и наноструктурных) к ним, что способствовало повышению технических параметров и конкурентоспособности выпускаемых саратовскими предприятиями химических источников тока;
– методами генной инженерии создан сорт сорго, пригодный для промышленного получения биоэтанола в качестве экологически чистого топлива для автомобилей, что открывает новые возможности для сельскохозяйственной отрасли региона.

высшее учебное заведение , старейшее высшее учебное заведение города Саратова . Основан в 1909 году.

История университета

Саратовский государственный университет был основан 10 июня 1909 года , благодаря настойчивости саратовской общественности, администрации и премьер-министра П. А. Столыпина . Университет был открыт как Николаевский университет . Торжественное открытие состоялось 6 декабря с согласия императора Николая II дать университету своё имя. В тот же день после молебна и крестного хода был заложен камень на месте строительства будущих корпусов университета. Для их возведения в качестве архитектора будет привлечен Карл Людвигович Мюфке . За несколько лет ему удастся создать целостный ансамбль с высоким качеством исполнения.

Первым ректором Николаевского Саратовского университета стал Василий Иванович Разумовский . Первоначально в составе университета был только один факультет – медицинский. В 1917 году были созданы физико-математический, и юридический факультеты. Деканом историко-филологического факультета стал Семён Людвигович Франк . В университете работал П. К. Галлер . В первые послереволюционные годы на агрономическом факультете работал Н. И. Вавилов .

Фундаментальные и прикладные научные исследования, инновационную деятельность в Саратовском государственном университете обеспечивают научно-исследовательские и образовательно-научные институты, центры, лаборатории, музеи, инновационные и внедренческие структуры. Среди них: Образовательно-научный институт наноструктур и биосистем, НИИ естественных наук, Институт археологии и культурного наследия, Ботанический сад, областной центр компьютерных технологий в промышленности, технопарк, три центра трансфера технологий, центры коллективного пользования, бизнес-инкубатор.

СГУ – один из трех вузов страны, имеющий в своем составе структуры для реализации проектов по самым престижным грантам Минобрнауки РФ и крупнейших фондов (Корпорация Карнеги, Фонд МакАртуров, CRDF ) в области развития как гуманитарных (МИОН – Межрегиональный институт общественных наук), так и естественных наук (НОЦ – Научно-образовательный центр «Нелинейная динамика и биофизика»). Обе эти междисциплинарные структуры образованы в результате побед в соответствующих конкурсах и входят в число лучших в России. В Саратовском государственном университете реализуется непрерывный цикл подготовки: довузовская подготовка – среднее профессиональное образование – высшее профессиональное образование – послевузовское образование – повышение квалификации и переподготовка специалистов. В СГУ обучается 26342 студента и 590 аспирантов. Обучение осуществляется по 82 специальностям высшего профессионального образования, 21 – среднего профессионального образования, 61 – аспирантуры, 5 – докторантуры, 28 направлениям бакалавриата и 13 направлениям магистратуры, 15 программам дополнительного профессионального образования, 26 – профессиональной подготовки. Как правило, новые специальности в СГУ открывались по инициативе и при поддержке региональных партнеров (специальность «Компьютерная безопасность» – при участии управления ФСБ, специальность «Нанотехнологии в электронике» – крупных предприятий электронной промышленности, специальность «Химическая технология природных энергоносителей и углеродных материалов» – предприятий химического и нефтеперерабатывающего профиля, специальность «Защита в чрезвычайных ситуациях» – Главного управления МЧС России по Саратовской области и т. д.). В целом СГУ реализует основные образовательные программы по 19 укрупненным (из 28 существующих) группам специальностей, готовя специалистов для образовательных и научных учреждений, предприятий и организаций высокотехнологичных секторов экономики и социальной сферы. При этом СГУ является единственным вузом Саратовской области, ведущим подготовку по педагогическим специальностям. Помимо подготовки кадров СГУ занимается последующим повышением их квалификации в своем Институте дополнительного профессионального образования. Мощный научно-образовательный потенциал и отлаженная организация сферы дополнительного профессионального образования в СГУ послужили основанием для Минобрнауки РФ включить университет в число учреждений, организующих повышение квалификации научно-педагогических работников российских вузов. Только в 2007–2010 гг. в СГУ повысили квалификацию 635 преподавателей из 142 вузов, расположенных в 66 городах Российской Федерации – от Мурманска до Южно-Сахалинска. 142 вуза – это около половины общего числа вузов, находящихся ныне в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации. Специалисты университета обеспечивают также повышение квалификации гражданских служащих системы Прокуратуры Российской Федерации.

С 2002 года СГУ участвует в чемпионате мира по программированию ACM ICPC . В 2013 году на счету университета 5 серебряных медалей, две золотые медали, титул чемпионов Европы 2002 года и титул чемпионов мира 2006 года .

В 2010 году СГУ стал национальным исследовательским университетом .

СГУ входит в двадцатку лучших вузов страны (в 2011 году занял 13-14 место ).

Факультеты

Институты университета

  • Институт археологии и культурного наследия
  • Институт дополнительного профессионального образования
  • Институт искусств
  • (бывший исторический факультет)
  • Институт рисков
  • Институт физической культуры и спорта
  • (бывший факультет филологии и журналистики)
  • Институт химии (бывший химический факультет)
  • Межрегиональный институт общественных наук
  • Научно-исследовательский институт естественных наук
  • Научно-исследовательский институт механики и физики
  • Научно-исследовательский институт обществознания
  • Научно-образовательный институт оптики и биофотоники
  • Образовательно-научный институт наноструктур и биосистем
  • Объединённый институт микро- и наноэлектроники
  • Институт электронного и дистанционного обучения

Педагогический институт СГУ

Включён в состав СГУ в 1997 году, был представлен шестью факультетами:

  • русской словесности;
  • педагогики, психологии и начального образования;
  • иностранных языков;
  • искусств и художественного образования;
  • коррекционной педагогики и специальной психологии;
  • физического воспитания

В 2011 году Педагогический институт как структурное подразделение университета перестал существовать. Факультеты реорганизованы.

Включает в себя следующие факультеты:

  • математики, экономики и информатики;
  • филологический;
  • биологии и экологии;
  • иностранных языков;
  • психологии;
  • социальной работы;
  • физической культуры и безопасности жизнедеятельности;
  • педагогический.

Колледж радиоэлектроники имени П. Н. Яблочкова

  • приборостроительное;
  • радиоэлектронное;
  • машиностроительное

Колледж управления и сервиса

Специальности:

  • Туризм
  • Реклама
  • Экономика и бухгалтерский учёт
  • Страховое дело
  • Менеджемент
  • Гостиничный сервис
  • Земельно-имущественные отношения

Геологический колледж

Включает в себя следующие отделения:

  • экономико-правовое
  • геодезическое
  • нефтяное

Библиотеки вуза

  • Саратовская зональная научная библиотека имени В. А. Артисевич
  • Библиотека Балашовского института (филиала)
  • Учебная библиотека колледжа радиоэлектроники им. П. Н. Яблочкова
  • Учебная библиотека геологического колледжа

Директором библиотеки СГУ с 1931 года в течение 67 лет (!) была В. А. Артисевич .

Домовой храм

В 2009 году на территории университетского городка начато возведение православного Храма Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия , который заменит собой утраченную ранее домовую церковь (часовню). В 2014 году завершено строительство храма .

Известные выпускники

Галерея

См. также

  • Астрономическая обсерватория Саратовского государственного университета

Напишите отзыв о статье "Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского"

Примечания

Отрывок, характеризующий Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского

– Еще, пожалуйста, еще, – сказала Наташа в дверь, как только замолкла балалайка. Митька настроил и опять молодецки задребезжал Барыню с переборами и перехватами. Дядюшка сидел и слушал, склонив голову на бок с чуть заметной улыбкой. Мотив Барыни повторился раз сто. Несколько раз балалайку настраивали и опять дребезжали те же звуки, и слушателям не наскучивало, а только хотелось еще и еще слышать эту игру. Анисья Федоровна вошла и прислонилась своим тучным телом к притолке.
– Изволите слушать, – сказала она Наташе, с улыбкой чрезвычайно похожей на улыбку дядюшки. – Он у нас славно играет, – сказала она.
– Вот в этом колене не то делает, – вдруг с энергическим жестом сказал дядюшка. – Тут рассыпать надо – чистое дело марш – рассыпать…
– А вы разве умеете? – спросила Наташа. – Дядюшка не отвечая улыбнулся.
– Посмотри ка, Анисьюшка, что струны то целы что ль, на гитаре то? Давно уж в руки не брал, – чистое дело марш! забросил.
Анисья Федоровна охотно пошла своей легкой поступью исполнить поручение своего господина и принесла гитару.
Дядюшка ни на кого не глядя сдунул пыль, костлявыми пальцами стукнул по крышке гитары, настроил и поправился на кресле. Он взял (несколько театральным жестом, отставив локоть левой руки) гитару повыше шейки и подмигнув Анисье Федоровне, начал не Барыню, а взял один звучный, чистый аккорд, и мерно, спокойно, но твердо начал весьма тихим темпом отделывать известную песню: По у ли и ице мостовой. В раз, в такт с тем степенным весельем (тем самым, которым дышало всё существо Анисьи Федоровны), запел в душе у Николая и Наташи мотив песни. Анисья Федоровна закраснелась и закрывшись платочком, смеясь вышла из комнаты. Дядюшка продолжал чисто, старательно и энергически твердо отделывать песню, изменившимся вдохновенным взглядом глядя на то место, с которого ушла Анисья Федоровна. Чуть чуть что то смеялось в его лице с одной стороны под седым усом, особенно смеялось тогда, когда дальше расходилась песня, ускорялся такт и в местах переборов отрывалось что то.
– Прелесть, прелесть, дядюшка; еще, еще, – закричала Наташа, как только он кончил. Она, вскочивши с места, обняла дядюшку и поцеловала его. – Николенька, Николенька! – говорила она, оглядываясь на брата и как бы спрашивая его: что же это такое?
Николаю тоже очень нравилась игра дядюшки. Дядюшка второй раз заиграл песню. Улыбающееся лицо Анисьи Федоровны явилось опять в дверях и из за ней еще другие лица… «За холодной ключевой, кричит: девица постой!» играл дядюшка, сделал опять ловкий перебор, оторвал и шевельнул плечами.
– Ну, ну, голубчик, дядюшка, – таким умоляющим голосом застонала Наташа, как будто жизнь ее зависела от этого. Дядюшка встал и как будто в нем было два человека, – один из них серьезно улыбнулся над весельчаком, а весельчак сделал наивную и аккуратную выходку перед пляской.
– Ну, племянница! – крикнул дядюшка взмахнув к Наташе рукой, оторвавшей аккорд.
Наташа сбросила с себя платок, который был накинут на ней, забежала вперед дядюшки и, подперши руки в боки, сделала движение плечами и стала.
Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала – эта графинечка, воспитанная эмигранткой француженкой, этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы эти были те самые, неподражаемые, не изучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка. Как только она стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел и они уже любовались ею.
Она сделала то самое и так точно, так вполне точно это сделала, что Анисья Федоровна, которая тотчас подала ей необходимый для ее дела платок, сквозь смех прослезилась, глядя на эту тоненькую, грациозную, такую чужую ей, в шелку и в бархате воспитанную графиню, которая умела понять всё то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.
– Ну, графинечка – чистое дело марш, – радостно смеясь, сказал дядюшка, окончив пляску. – Ай да племянница! Вот только бы муженька тебе молодца выбрать, – чистое дело марш!
– Уж выбран, – сказал улыбаясь Николай.
– О? – сказал удивленно дядюшка, глядя вопросительно на Наташу. Наташа с счастливой улыбкой утвердительно кивнула головой.
– Еще какой! – сказала она. Но как только она сказала это, другой, новый строй мыслей и чувств поднялся в ней. Что значила улыбка Николая, когда он сказал: «уж выбран»? Рад он этому или не рад? Он как будто думает, что мой Болконский не одобрил бы, не понял бы этой нашей радости. Нет, он бы всё понял. Где он теперь? подумала Наташа и лицо ее вдруг стало серьезно. Но это продолжалось только одну секунду. – Не думать, не сметь думать об этом, сказала она себе и улыбаясь, подсела опять к дядюшке, прося его сыграть еще что нибудь.
Дядюшка сыграл еще песню и вальс; потом, помолчав, прокашлялся и запел свою любимую охотническую песню.
Как со вечера пороша
Выпадала хороша…
Дядюшка пел так, как поет народ, с тем полным и наивным убеждением, что в песне все значение заключается только в словах, что напев сам собой приходит и что отдельного напева не бывает, а что напев – так только, для складу. От этого то этот бессознательный напев, как бывает напев птицы, и у дядюшки был необыкновенно хорош. Наташа была в восторге от пения дядюшки. Она решила, что не будет больше учиться на арфе, а будет играть только на гитаре. Она попросила у дядюшки гитару и тотчас же подобрала аккорды к песне.
В десятом часу за Наташей и Петей приехали линейка, дрожки и трое верховых, посланных отыскивать их. Граф и графиня не знали где они и крепко беспокоились, как сказал посланный.
Петю снесли и положили как мертвое тело в линейку; Наташа с Николаем сели в дрожки. Дядюшка укутывал Наташу и прощался с ней с совершенно новой нежностью. Он пешком проводил их до моста, который надо было объехать в брод, и велел с фонарями ехать вперед охотникам.
– Прощай, племянница дорогая, – крикнул из темноты его голос, не тот, который знала прежде Наташа, а тот, который пел: «Как со вечера пороша».
В деревне, которую проезжали, были красные огоньки и весело пахло дымом.
– Что за прелесть этот дядюшка! – сказала Наташа, когда они выехали на большую дорогу.
– Да, – сказал Николай. – Тебе не холодно?
– Нет, мне отлично, отлично. Мне так хорошо, – с недоумением даже cказала Наташа. Они долго молчали.
Ночь была темная и сырая. Лошади не видны были; только слышно было, как они шлепали по невидной грязи.
Что делалось в этой детской, восприимчивой душе, так жадно ловившей и усвоивавшей все разнообразнейшие впечатления жизни? Как это всё укладывалось в ней? Но она была очень счастлива. Уже подъезжая к дому, она вдруг запела мотив песни: «Как со вечера пороша», мотив, который она ловила всю дорогу и наконец поймала.
– Поймала? – сказал Николай.
– Ты об чем думал теперь, Николенька? – спросила Наташа. – Они любили это спрашивать друг у друга.
– Я? – сказал Николай вспоминая; – вот видишь ли, сначала я думал, что Ругай, красный кобель, похож на дядюшку и что ежели бы он был человек, то он дядюшку всё бы еще держал у себя, ежели не за скачку, так за лады, всё бы держал. Как он ладен, дядюшка! Не правда ли? – Ну а ты?
– Я? Постой, постой. Да, я думала сначала, что вот мы едем и думаем, что мы едем домой, а мы Бог знает куда едем в этой темноте и вдруг приедем и увидим, что мы не в Отрадном, а в волшебном царстве. А потом еще я думала… Нет, ничего больше.
– Знаю, верно про него думала, – сказал Николай улыбаясь, как узнала Наташа по звуку его голоса.
– Нет, – отвечала Наташа, хотя действительно она вместе с тем думала и про князя Андрея, и про то, как бы ему понравился дядюшка. – А еще я всё повторяю, всю дорогу повторяю: как Анисьюшка хорошо выступала, хорошо… – сказала Наташа. И Николай услыхал ее звонкий, беспричинный, счастливый смех.
– А знаешь, – вдруг сказала она, – я знаю, что никогда уже я не буду так счастлива, спокойна, как теперь.
– Вот вздор, глупости, вранье – сказал Николай и подумал: «Что за прелесть эта моя Наташа! Такого другого друга у меня нет и не будет. Зачем ей выходить замуж, всё бы с ней ездили!»
«Экая прелесть этот Николай!» думала Наташа. – А! еще огонь в гостиной, – сказала она, указывая на окна дома, красиво блестевшие в мокрой, бархатной темноте ночи.

Граф Илья Андреич вышел из предводителей, потому что эта должность была сопряжена с слишком большими расходами. Но дела его всё не поправлялись. Часто Наташа и Николай видели тайные, беспокойные переговоры родителей и слышали толки о продаже богатого, родового Ростовского дома и подмосковной. Без предводительства не нужно было иметь такого большого приема, и отрадненская жизнь велась тише, чем в прежние годы; но огромный дом и флигеля всё таки были полны народом, за стол всё так же садилось больше человек. Всё это были свои, обжившиеся в доме люди, почти члены семейства или такие, которые, казалось, необходимо должны были жить в доме графа. Таковы были Диммлер – музыкант с женой, Иогель – танцовальный учитель с семейством, старушка барышня Белова, жившая в доме, и еще многие другие: учителя Пети, бывшая гувернантка барышень и просто люди, которым лучше или выгоднее было жить у графа, чем дома. Не было такого большого приезда как прежде, но ход жизни велся тот же, без которого не могли граф с графиней представить себе жизни. Та же была, еще увеличенная Николаем, охота, те же 50 лошадей и 15 кучеров на конюшне, те же дорогие подарки в именины, и торжественные на весь уезд обеды; те же графские висты и бостоны, за которыми он, распуская всем на вид карты, давал себя каждый день на сотни обыгрывать соседям, смотревшим на право составлять партию графа Ильи Андреича, как на самую выгодную аренду.
Граф, как в огромных тенетах, ходил в своих делах, стараясь не верить тому, что он запутался и с каждым шагом всё более и более запутываясь и чувствуя себя не в силах ни разорвать сети, опутавшие его, ни осторожно, терпеливо приняться распутывать их. Графиня любящим сердцем чувствовала, что дети ее разоряются, что граф не виноват, что он не может быть не таким, каким он есть, что он сам страдает (хотя и скрывает это) от сознания своего и детского разорения, и искала средств помочь делу. С ее женской точки зрения представлялось только одно средство – женитьба Николая на богатой невесте. Она чувствовала, что это была последняя надежда, и что если Николай откажется от партии, которую она нашла ему, надо будет навсегда проститься с возможностью поправить дела. Партия эта была Жюли Карагина, дочь прекрасных, добродетельных матери и отца, с детства известная Ростовым, и теперь богатая невеста по случаю смерти последнего из ее братьев.
Графиня писала прямо к Карагиной в Москву, предлагая ей брак ее дочери с своим сыном и получила от нее благоприятный ответ. Карагина отвечала, что она с своей стороны согласна, что всё будет зависеть от склонности ее дочери. Карагина приглашала Николая приехать в Москву.
Несколько раз, со слезами на глазах, графиня говорила сыну, что теперь, когда обе дочери ее пристроены – ее единственное желание состоит в том, чтобы видеть его женатым. Она говорила, что легла бы в гроб спокойной, ежели бы это было. Потом говорила, что у нее есть прекрасная девушка на примете и выпытывала его мнение о женитьбе.
В других разговорах она хвалила Жюли и советовала Николаю съездить в Москву на праздники повеселиться. Николай догадывался к чему клонились разговоры его матери, и в один из таких разговоров вызвал ее на полную откровенность. Она высказала ему, что вся надежда поправления дел основана теперь на его женитьбе на Карагиной.
– Что ж, если бы я любил девушку без состояния, неужели вы потребовали бы, maman, чтобы я пожертвовал чувством и честью для состояния? – спросил он у матери, не понимая жестокости своего вопроса и желая только выказать свое благородство.
– Нет, ты меня не понял, – сказала мать, не зная, как оправдаться. – Ты меня не понял, Николинька. Я желаю твоего счастья, – прибавила она и почувствовала, что она говорит неправду, что она запуталась. – Она заплакала.
– Маменька, не плачьте, а только скажите мне, что вы этого хотите, и вы знаете, что я всю жизнь свою, всё отдам для того, чтобы вы были спокойны, – сказал Николай. Я всем пожертвую для вас, даже своим чувством.
Но графиня не так хотела поставить вопрос: она не хотела жертвы от своего сына, она сама бы хотела жертвовать ему.
– Нет, ты меня не понял, не будем говорить, – сказала она, утирая слезы.
«Да, может быть, я и люблю бедную девушку, говорил сам себе Николай, что ж, мне пожертвовать чувством и честью для состояния? Удивляюсь, как маменька могла мне сказать это. Оттого что Соня бедна, то я и не могу любить ее, думал он, – не могу отвечать на ее верную, преданную любовь. А уж наверное с ней я буду счастливее, чем с какой нибудь куклой Жюли. Пожертвовать своим чувством я всегда могу для блага своих родных, говорил он сам себе, но приказывать своему чувству я не могу. Ежели я люблю Соню, то чувство мое сильнее и выше всего для меня».
Николай не поехал в Москву, графиня не возобновляла с ним разговора о женитьбе и с грустью, а иногда и озлоблением видела признаки всё большего и большего сближения между своим сыном и бесприданной Соней. Она упрекала себя за то, но не могла не ворчать, не придираться к Соне, часто без причины останавливая ее, называя ее «вы», и «моя милая». Более всего добрая графиня за то и сердилась на Соню, что эта бедная, черноглазая племянница была так кротка, так добра, так преданно благодарна своим благодетелям, и так верно, неизменно, с самоотвержением влюблена в Николая, что нельзя было ни в чем упрекнуть ее.
Николай доживал у родных свой срок отпуска. От жениха князя Андрея получено было 4 е письмо, из Рима, в котором он писал, что он уже давно бы был на пути в Россию, ежели бы неожиданно в теплом климате не открылась его рана, что заставляет его отложить свой отъезд до начала будущего года. Наташа была так же влюблена в своего жениха, так же успокоена этой любовью и так же восприимчива ко всем радостям жизни; но в конце четвертого месяца разлуки с ним, на нее начинали находить минуты грусти, против которой она не могла бороться. Ей жалко было самое себя, жалко было, что она так даром, ни для кого, пропадала всё это время, в продолжение которого она чувствовала себя столь способной любить и быть любимой.
В доме Ростовых было невесело.

Пришли святки, и кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме на всех надетых новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки, а в безветренном 20 ти градусном морозе, в ярком ослепляющем солнце днем и в звездном зимнем свете ночью, чувствовалась потребность какого нибудь ознаменования этого времени.
На третий день праздника после обеда все домашние разошлись по своим комнатам. Было самое скучное время дня. Николай, ездивший утром к соседям, заснул в диванной. Старый граф отдыхал в своем кабинете. В гостиной за круглым столом сидела Соня, срисовывая узор. Графиня раскладывала карты. Настасья Ивановна шут с печальным лицом сидел у окна с двумя старушками. Наташа вошла в комнату, подошла к Соне, посмотрела, что она делает, потом подошла к матери и молча остановилась.
– Что ты ходишь, как бесприютная? – сказала ей мать. – Что тебе надо?
– Его мне надо… сейчас, сию минуту мне его надо, – сказала Наташа, блестя глазами и не улыбаясь. – Графиня подняла голову и пристально посмотрела на дочь.
– Не смотрите на меня. Мама, не смотрите, я сейчас заплачу.
– Садись, посиди со мной, – сказала графиня.
– Мама, мне его надо. За что я так пропадаю, мама?… – Голос ее оборвался, слезы брызнули из глаз, и она, чтобы скрыть их, быстро повернулась и вышла из комнаты. Она вышла в диванную, постояла, подумала и пошла в девичью. Там старая горничная ворчала на молодую девушку, запыхавшуюся, с холода прибежавшую с дворни.
– Будет играть то, – говорила старуха. – На всё время есть.
– Пусти ее, Кондратьевна, – сказала Наташа. – Иди, Мавруша, иди.
И отпустив Маврушу, Наташа через залу пошла в переднюю. Старик и два молодые лакея играли в карты. Они прервали игру и встали при входе барышни. «Что бы мне с ними сделать?» подумала Наташа. – Да, Никита, сходи пожалуста… куда бы мне его послать? – Да, сходи на дворню и принеси пожалуста петуха; да, а ты, Миша, принеси овса.
– Немного овса прикажете? – весело и охотно сказал Миша.
– Иди, иди скорее, – подтвердил старик.
– Федор, а ты мелу мне достань.
Проходя мимо буфета, она велела подавать самовар, хотя это было вовсе не время.
Буфетчик Фока был самый сердитый человек из всего дома. Наташа над ним любила пробовать свою власть. Он не поверил ей и пошел спросить, правда ли?
– Уж эта барышня! – сказал Фока, притворно хмурясь на Наташу.
Никто в доме не рассылал столько людей и не давал им столько работы, как Наташа. Она не могла равнодушно видеть людей, чтобы не послать их куда нибудь. Она как будто пробовала, не рассердится ли, не надуется ли на нее кто из них, но ничьих приказаний люди не любили так исполнять, как Наташиных. «Что бы мне сделать? Куда бы мне пойти?» думала Наташа, медленно идя по коридору.
– Настасья Ивановна, что от меня родится? – спросила она шута, который в своей куцавейке шел навстречу ей.
– От тебя блохи, стрекозы, кузнецы, – отвечал шут.
– Боже мой, Боже мой, всё одно и то же. Ах, куда бы мне деваться? Что бы мне с собой сделать? – И она быстро, застучав ногами, побежала по лестнице к Фогелю, который с женой жил в верхнем этаже. У Фогеля сидели две гувернантки, на столе стояли тарелки с изюмом, грецкими и миндальными орехами. Гувернантки разговаривали о том, где дешевле жить, в Москве или в Одессе. Наташа присела, послушала их разговор с серьезным задумчивым лицом и встала. – Остров Мадагаскар, – проговорила она. – Ма да гас кар, – повторила она отчетливо каждый слог и не отвечая на вопросы m me Schoss о том, что она говорит, вышла из комнаты. Петя, брат ее, был тоже наверху: он с своим дядькой устраивал фейерверк, который намеревался пустить ночью. – Петя! Петька! – закричала она ему, – вези меня вниз. с – Петя подбежал к ней и подставил спину. Она вскочила на него, обхватив его шею руками и он подпрыгивая побежал с ней. – Нет не надо – остров Мадагаскар, – проговорила она и, соскочив с него, пошла вниз.
Как будто обойдя свое царство, испытав свою власть и убедившись, что все покорны, но что всё таки скучно, Наташа пошла в залу, взяла гитару, села в темный угол за шкапчик и стала в басу перебирать струны, выделывая фразу, которую она запомнила из одной оперы, слышанной в Петербурге вместе с князем Андреем. Для посторонних слушателей у ней на гитаре выходило что то, не имевшее никакого смысла, но в ее воображении из за этих звуков воскресал целый ряд воспоминаний. Она сидела за шкапчиком, устремив глаза на полосу света, падавшую из буфетной двери, слушала себя и вспоминала. Она находилась в состоянии воспоминания.
Соня прошла в буфет с рюмкой через залу. Наташа взглянула на нее, на щель в буфетной двери и ей показалось, что она вспоминает то, что из буфетной двери в щель падал свет и что Соня прошла с рюмкой. «Да и это было точь в точь также», подумала Наташа. – Соня, что это? – крикнула Наташа, перебирая пальцами на толстой струне.

Мало кто из выпускников может с уверенностью назвать вуз, в котором хочется учиться. Но зато описать его смогут почти все. Это должен быть тот университет, в котором можно будет обучаться за средства государственного бюджета, в котором можно будет получить достаточно знаний, чтобы стать успешным специалистом, в котором будет яркая внеучебная жизнь. Под все эти критерии подходит Саратовский имени Н. Г. Чернышевского.

История вуза

Университет является одним из старейших в России. Он был создан в далеком 1909 году. Тогда в его стенах готовили только медиков. В 1917 году добавились новые факультеты. С тех пор там стали обучаться ребята, которым интересны физика и математика, а также те, кого заинтересовал историко-филологический факультет. В том же году в университете начали готовить и юристов.

В 1922 году стало понятно, что агрономический факультет слишком разросся. Потому он отделился от университета и превратился в отдельное учебное заведение. Чуть позже та же участь постигла и медицинский факультет.

В 1923 году у сменилось название. Оно превратилось в Саратовский Н. Г. Чернышевского. Под этим названием мы знаем вуз и сейчас.

Университет привлекал большое количество одаренных абитуриентов, многие из которых стали потом известными людьми. Кроме того, в этих стенах работали которые, благодаря материальной базе учебного заведения, совершали открытия.

В настоящее время имени Н. Г. Чернышевского очень популярен. Здесь студенты получают образование по самым разным направлениям. Выбор настолько богат, что каждый второй абитуриент подает документы именно сюда.

Институты

Саратовский университет имени Чернышевского предлагает вниманию абитуриентов 5 образовательных институтов и 13 действующих факультетов. Кроме того, имеется филиал в г. Балашове.

Среди образовательных институтов достойное место занимает Межрегиональный институт общественных наук. Он тесно связан с другими образовательными учреждениями страны.

Большое значение для развития современной науки значат научно-исследовательские институты естественных наук, оптики и биофтоники, а также наноструктур и биосистем. Без их работы невозможно представить будущее. А для изучения общества людей немаловажен научно-исследовательский институт обществознания.

Есть также ряд институтов, которые не являются образовательными. Они знамениты на весь город. Выпускники школ готовятся заранее, чтобы подать туда документы.

Популярностью пользуется институт археологии и культурного наследия. Работа его выпускников овеяна ореолом романтики. Ведь специалисты возрождают прошлое и рассказывают нашим современникам о том, как жили предки. Но это не единственная их задача. Специалисты также делают все для сохранения культурного наследия.

Очень перспективно учиться в институте истории и международных отношений. Невозможно представить одно без другого. Каждый переводчик и специалист по работе с представителями другой культуры должен знать историю отношений своей родной страны с другими странами. Это секрет настоящего профессионала.

Любители русского языка подают документы в институт филологии и журналистики. Выпускники смогут найти работу в разных областях. Они востребованы в газетах, журналах, на телевидении, в издательствах. Кроме того, можно стать учителем и передавать свои знания следующим поколениям.

Все интересующиеся миром вокруг себя смогут получить знания в институте химии. Учиться здесь непросто, но очень интересно.

А те, кто хочет посвятить свою жизнь работе с детьми, научиться понимать психологию подрастающего поколения и передавать им свои знания, смогут стать успешными и получить любимую работу после обучения в педагогическом институте СГУ.

Стоит особого внимания и институт рисков. Он чуть менее популярен, чем остальные, но также дает много знаний.

Кроме того, Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского предлагает получить знания в институте дополнительного профессионального образования.

Факультеты

Большой выбор специальностей предоставляет Саратовский университет имени Чернышевского. Факультеты, имеющиеся здесь, заинтересуют и любителей точных наук, и гуманитариев.

Тем, кто хочет изучать природу и человека, подойдет биологический факультет. Именно здесь дадут знания, которые затем позволят работать в разных областях.

Любителей приключенческих романов и фильмов про путешествия заинтересует географический факультет. Его выпускникам предстоит очень интересная и познавательная работа, которая не сможет надоесть даже спустя годы.

Не менее романтична работа выпускников геологического факультета. Им предстоит много путешествовать, чтобы приумножить богатство родной страны.

Тем, кто хочет работать с людьми, знать, какими умонастроениями живет современное общество, обязательно понравится факультет социологии. Учиться здесь очень увлекательно.

А те, кто не может представить свою жизнь без расчетов, кто отдал сердце точным наукам, подойдет механико-математический факультет. Учиться здесь непросто, но зато выпускники всегда смогут найти себе работу по специальности.

Все большей популярностью пользуется факультет компьютерных наук и информационных технологий. Представить без этих специалистов современный мир невозможно. Они не только умеют обращаться с техникой, но и могут создавать нечто новое.

Созданием нового будут заниматься и выпускники нано- и биомедицинских технологий. Им предстоит искать лекарства от болезней, чтобы сделать человечество более здоровым.

Сложным, но увлекательным будет обучение и на факультете нелинейных процессов. Готовиться к поступлению на этот факультет нужно будет за несколько лет до выпуска из школы.

Тем, кто хочет познать человека, его образ мыслей, стоит обратить внимание на Специалисты-психологи необычайно востребованы на рынке труда.

Также любителям изучать человека и его жизнь понравится философский факультет. Здесь научат думать и делать правильные выводы.

А вот физический факультет поможет узнать, почему все происходит именно так, а не иначе. Студентам предложат разгадать большое количество интересных загадок, придуманных природой.

Большой популярностью на протяжении нескольких лет пользуются экономический и юридический факультеты. Стоит учесть, что конкурс здесь всегда велик.

Саратовский педагогический институт им. Чернышевского

Желающие работать с детьми, передать им свои знания и опыт поступают в педагогический. Именно здесь получают образование будущие учителя иностранных языков, физкультуры, русского языка и литературы.

Кроме того, здесь можно получить профессию учителя начальных классов, детского психолога и специалиста по работе с особыми детишками.

Учиться в педагогическом институте очень интересно. А его выпускники всегда будут востребованы на рынке труда.

Общежитие

Студенты, которые выбрали для себя Саратовский институт имени Чернышевского, очень часто вынуждены искать комнату или квартиру для проживания на время учебы. Не каждый может их снимать. Но не стоит беспокоиться, потому что университет предлагает своим студентам комнаты в общежитии.

Однако стоит учесть, что в вузе обучается большое количество иногородних ребят, поэтому мест на всех может не хватить. Следовательно, подавать заявление на место в общежитии нужно заранее.

Чувства