Броня средневековья. Доспехи рыцарей Средневековья: фото и описание

Отдавали предпочтение латам. Кольчужная броня начала терять свою актуальность тогда, когда были придуманы большие луки и арбалеты. Их пробивная способность была так велика, что сетки из металлических колец стали бесполезными. Поэтому пришлось защищать себя сплошными металлическими листами. В дальнейшем, когда доминирующее положение заняло огнестрельное оружие, отказались и от лат. Правила диктовал военный прогресс, а оружейники лишь подстраивались под них.

Рыцарь в кольчуге, поверх которой надето сюрко
На плечах имеются эспаулеры (прародители эполет)

Вначале кольчуга закрывала лишь грудь и спину. Затем её дополнили длинными рукавами и рукавицами. К XII веку появились кольчужные чулки. Так что практически все участки тела оказались защищёнными. Но самое главное - это голова. Её закрывал шлем, но лицо оставалось открытым. Затем сделали сплошной шлем, который закрывал и лицо. Но чтобы его надеть, на голову предварительно надевали толстый тканевый чепец. На него натягивали кольчужный наголовник. А уж сверху водружали на голову металлический клёпаный шлем.

Естественно, голове было очень жарко. Ведь изнутри шлем ещё оклеивали замшей. Поэтому в нём делалось множество отверстий для вентиляции. Но это плохо помогало, и рыцари старались сразу же после битвы снять с головы тяжёлую металлическую защиту.

Рыцарские шлемы XII-XIII веков

Щиты делались каплевидной формы. На них наносили рыцарские гербы. Гербы также отображались на специальных наплечных щитках - эспаулерах . Впоследствии их заменили эполеты. Сами же эспаулеры делались не из металла, а из кожи, и выполняли чисто декоративные функции. Нашлемные украшения делались из дерева и обтягивались кожей. Чаше всего их делали в виде рогов, орлиных крыльев или фигур людей, животных.

В вооружение рыцаря входило копьё, меч, кинжал. Рукоятки у мечей были длинными, чтобы их можно было обхватить 2-мя руками. Иногда вместо меча использовался фальшион . Это рубящий клинок, схожий по форме с мачете.

Фальшион сверху и два рыцарских меча

В конце XII века появились первые доспехи для лошадей. Это были вначале стёганые, а затем кольчужные попоны. На морду животного натягивали маску. Делали её обычно из кожи и покрывали краской.

В XIII веке на кольчугу стали накладывать кожаные пластины. Делали их из нескольких слоёв варёной кожи. Добавляли их только на руки и на ноги. Ну и, конечно, сюрко . Это был очень важный элемент одежды. Представлял он собой тканевый кафтан, который надевали поверх доспехов. Богатые рыцари шили себе сюрко из самых дорогих тканей. Их украшали гербами и эмблемами.

Данный вид одежды был обязателен. По понятиям католической морали неприкрытые ничем рыцарские доспехи были сродни голому телу. А поэтому появляться в них на людях считалось неприличным. Поэтому их и закрывали тканью. К тому же белая ткань отражала солнечные лучи, и металл нагревался меньше в жаркие летние дни.

Рыцарь в латах

Рыцари в латах

Как уже говорилось, во второй половине XIII века появились большие луки и арбалеты. В высоту лук достигал 1,8 метра, а выпущенная из него стрела пробивала кольчугу на расстоянии 400 метров. Арбалеты были не такими мощными. Они пробивали доспехи на расстоянии 120 метров. Поэтому пришлось постепенно отказаться от кольчуг, а на смену им пришли сплошные металлические латы.

Изменились и мечи. Раньше они были рубящими, а теперь стали колющими. Острый конец мог вонзиться в сочленение пластин и поразить противника. На шлемы стали крепить забрала в форме вытянутого вперёд конуса. Такая форма не давала стрелам попасть в шлем. Они скользили по металлу, но не пронзали его. Шлемы такой формы стали называть бундхугелями или "собачьими мордами".

К началу XV века латы полностью вытеснили кольчугу, и рыцарские доспехи перешли в другое качество. Металл стали украшать позолотой и чернью. Если же металл был без украшений, то его называли "белым". Продолжали совершенствоваться шлемы.

Слева направо: армэ, бундхугелям, бикок

Довольно оригинальным был шлем бикок . У него забрало не поднималось, а открывалось, как дверка. Самым крепким и дорогим шлемом считался армэ . Он выдерживал любые удары. Придумали его итальянские мастера. Правда, весил он около 5 кг, но зато рыцарь чувствовал себя в нём абсолютно безопасно.

Появились целые школы мастеров, которые соревновались друг с другом в изготовлении доспехов. Итальянские доспехи внешне сильно отличались от германских и испанских. А те имели очень мало общих черт с английскими.

Совершенствовалось мастерство, росли и цена. Латы стоили всё дороже и дороже. Поэтому в моду вошли доспешные гарнитуры. То есть можно было заказать полный комплект, а можно было оплатить лишь его часть. Количество деталей в таких сборных латах доходило до 200. Вес полного комплекта иногда достигал 40 кг. Если закованный в них человек падал, то уже не мог встать без посторонней помощи.

Но не надо забывать, что люди ко всему привыкают. Рыцари чувствовали себя в латах вполне комфортно. Надо было лишь походить в них недели две, и они становились как родные. Следует также заметить, что после появления лат стали исчезать щиты. Воин-профессионал, закованный в железные пластины, в этом виде защиты уже не нуждался. Щит потерял свою актуальность, так как латы сами по себе выполняли функции щита.

Шло время, и рыцарские доспехи постепенно из средства защиты превратились в предмет роскоши. Связано это было с появлением огнестрельного оружия. Пуля пробивала металл. Конечно, латы можно было делать толще, но в этом случае значительно возрастал их вес. А это негативно сказывалось и на лошадях, и на всадниках.

Стреляли вначале из фитильных ружей каменными пулями, а позже свинцовыми. И даже если они не пробивали металл, то делали на нём большие вмятины и приводили латы в негодность. Поэтому к концу XVI века рыцари в латах стали редкостью. А в начале XVII века они исчезли совсем.

От лат остались лишь отдельные элементы. Это металлические нагрудники (кирасы) и шлемы. Главной ударной силой в европейских армиях стали аркебузиры и мушкетёры. Шпага вытеснила меч, а пистолет заменил копьё. Начался новый этап истории, в котором облачённым в доспехи рыцарям уже не было места .

В этой подборке фотографий из музеев России и Украины я пытался собрать русские доспехи которые применялись русскими если не в бою, то хотя бы на парадах. На первый взгляд может показаться что собственного стиля доспеха в России не было, он представляет собой доспех турецкого стиля и примесью кавказского и индо персидского. Но тем не менее свои особенности есть. В Московской России и на территории Украины и Белоруссии никогда не применялись тюрбанные шлемы. Корпусной бехтерцевый доспех застегивался всегда по бокам. Круговой зерцальный доспех в Московии делался с гофрированной поверхностью, и был настолько популярен, что в англоязычном оружиеведении употребляется термин «krug armour» даже для зерцальных доспехов привезенных из Турции или Египта.

Но тем не менее русский воин 16-17 веков был часто очень похож на тех против кого воевал. Потому что доспех его был у «басурман» куплен, получен в качестве трофея или подарка. Это относится не только к оружию, высший класс Московского государства пользовался вещами и предметами роскоши восточного происхождения и не видел в этом ничего плохого – ориентировались на красоту и качество.

Русские оружейники в дань уважения к стилю своих восточных учителей производя свои изделия старательно чеканили на своих изделиях арабскую вязь, правда с ошибками и сокращениями.

Русские шлемы

Шлем приписываемый князю Ярославу Всеволодовичу. Диаметр 19,5 см. Оружейная палата Московского Кремля.

Куполообразной формы, тулья кованае из одного куска железа, наносник прикован отдельно. Ряд небольших круглых отверстия для крепления бармицы. К лобной части прикована большая пластина из позолоченного серебра доска тиснением с фигурой архангела Михаила, огибаемая выгравированной надписью на кириллице: «Во имя Архистратига Михаила, помочи рабу твоему Федору». Верх украшен серебрянными пластинами, показывающими Бога Всевышнего и святых: Василия, Георгия и Федора. Край обрамлен серебряным позолоченным тиснением с фигурами птиц, грифонов, растительным орнаментом.

Вид с лицевой стороны.

Шлем с. Никольское бывш. Орловской губ. Случайная находка, 1866 г. (Эрмитаж). Фото А. Н. Кирпичникова

Тулья из трех частей выкована для увеличения прочности продольными желобками. К передней части прикреплена накладка с вырезами для глаз и горбатым заостренным наносником. Края накладки-полумаски и обрез наносника снабжены мелкими дырочками для бармицы, закрывавшей кроме шеи всю нижнюю часть лица. По низу корпуса заметны остатки 8-9 петель для тыльной части бармицы. Обруч не сохранился. Весь шлем покрыт тонким серебряным позолоченным листом, который во многих местах поврежден и выкрошился.

Шапка с Деисусом. Византия, XIII-XIV вв. Железо. Ковка, насечка золотом, насечка серебром. Диаметр — 30,0 см; вес – 2365,7 г. Оружейная палата Московского Кремля.

Колпак шлема конусообразный, разделен на равновеликие сегменты восемью инкрустированными в железо и идущими от вершины вниз золотыми прутиками. На прямом, почти цилиндрическом венце помещены вместе с именующими надписями резные золоченые изображения Спаса Вседержителя, Пресвятой Богородицы и Иоанна Предтечи (Деисус), Архангела Михаила, Архангела Гавриила, двух херувимов, двух евангелистов и св. Николая Чудотворца. К венцу присоединены широкие, чуть наклонные поля. Вся поверхность шлема покрыта тончайшим травным орнаментом.

Полумаска найденная Б. А. Рыбаковым в 1948 г. при раскопках детинца летописного города Вщиж (Жуковский район, Брянская область, Россия). Хранится в Государственном истори- ческом музее (ГИМ, опись 1115В; № 2057). Реставрация в 2010 году показала серебрение и золочение методом амальгамирования.

Датировка: вторая половина 12 -13век.

«Мугальские» то есть из Северной Индии шлемы с личинами. Оружейная Палата Московского Кремля. Эти маски имеют остатки налобных шарниров, и характерные монголоидные черты. Одна из личин жестко приклепана к шлему прямо сквозь шарнир – очевидно, это позднее «творчество» музейных работников. В действительности маски крепились к шлемам c помощью налобного шарнира и фиксирующего флажка, в закрытом положении проходящего сквозь специальную прорезь внутри защитного полукруглого буртика. И шлем и маска украшены схожим растительным орнаментом, что может свидетельствовать в пользу их комплектности. Еще один шлем из Оружейной Палаты Интересно, что у этого шлема нос, состоящий из двух частей, припаян к маске медным припоем, а на щеках сделаны характерные «шрамы», присутсвующие практически на всех поздних масках.

Шишак царя Михаила Романова. Оружейная палата Московского Кремля. Мастер. Н. Давыдов. 1613-1639. Железо, кожа. Ковка, насечка золотом, клепка.

Шапка ложчатая боярина Никиты Ивановича Романова. Россия, XVI в. Государственная Оружейная палата Московского Кремля. Наносник утрачен, но от него есть крепление, лицо защищает кольчужное полотно. Уши закрыты наушами, вплетенными в кольчужное полотно. Кольчуга также принадлежала Никите Романову.


Шлем Александра Невского, принадлежавший царю Михаилу Федоровичу. Втор. пол. 16 ст. В 1621 году переделанный мастером Никитой Давыдовым: он вероятно добавил фигурку святого на наносник и изображение короны на тулью.

По ободу арабская надпись из Корана: «Обрадуй правоверных обещанием помощи от Аллаха и скорой победы»

Оружейная палата Московского Кремля. Сталь, золото, драгоценные камни, жемчуг, шелковая ткань. Резьба, ковка, чеканка, насечка золотом, эмаль. Диаметр — 22 см. Высота — 35 см. Вес — 3285 г.

Шишак князя Федора Мстиславского. Оружейная палата Московского Кремля. Шлем турецкого происхождения, 16 век. Науши были добавлены реставраторами в 19 веке, они соответствуют шлему по периоду, но несколько ему велики.

Надписи на арабском языке на тулье шлема: Во имя Бога благого и милосердного дал тебе победу явную, да отпустит бог тебе грехи, которые содеял ты и которые сотворишь исполнит тебя господь благодати своей, наставит на путь правды и укрепит помощью преславной. Надписи на наушах: Боже единосущный царь всяческих, бессмертный, премудрый, святый.

Сборник из Киевского Национального Исторического Музея. Датируется рубежом 14-15 века.

Шлем царевича Ивана Ивановича. Россия, 1557. Оружейная палата Московского Кремля. Золото, сталь булатная, ткань шелковая, камни драгоценные, жемчуг. Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба, эмаль.

Изготовлен по повелению Ивана Грозного для его трехлетнего сына Ивана в 1557 году. Об этом свидетельствует насеченная золотом надпись по венцу шлема. Стрельчатая форма шлема с высоким шпилем типична для первой половины XVI века.

Турецкий шлем. Эрмитаж Санкт Петербург. Сер. — втор. пол. 16-го века Сталь и золото, ковка, клепка и насечка. Высота 27,9 см.

Шелом Ивана Грозного, предположительно 1547 год. Диаметр шлема 19 см – для головы подростка, Иван Васильевич вступил на царствование в 14 лет. Надпись у нижнего края тульи на арабском языке – «Аллах Мухамед» является сокращенной версией извесной мусульманской молитвы.

На втором поясе написано: «Шеломъ князя Василиевичя великого князя с(ы)на Василиа Ивановичя господаря всея Руси самодержца».

Хранится в музее Ливруст камера, Стокгольм, Швеция (Stockgolm Livrust Kammaren).

Каппелина шлем. Мастера: Ringler, Hieronymus. Германия, Аубург.

Первая треть 17-го века Сталь и кожа, кованый, резьба, чеканка, гравированные и позолочены. Выста. 32,8 см. Доспехи турецкого стиля делали не только в Турции.

Мисюрка боярина Голицина Василия Васильевича (умер в 1619 году). Оружейная палата Московского Кремля. Редкого для Руси раннетюрбанного типа.

Высокий шлем, Россия, начало 16 века. Железо, ковка. Найден в Москве на территории Китай-города.

Трофейный русский шишак, нач. 17 века. Музей Войска Польского. Варшава.

Шлем «шапка ерихонская» Турция, XVI в. Сталь булатная, камни драгоценные, бирюза, ткань, металл белый Ковка, чеканка, насечка золотом, резьба Диаметр: 21,3 см Принадлежал князю Федору Ивановичу Мстиславскому

Люди, достаточно богатые для того, чтобы не иметь надобности работать, составляют привилегированный класс, строго отделенный от остальной части общества. В этом высшем классе все, исключая духовных лиц, – воины по профессии, по терминологии Средних веков «рыцари ».

Еще Карл Великий обязал всех свободных людей своей империи носить оружие. Необходимость защищать себя, склонность к праздности и приключениям, предрасположение к воинской жизни привели во всей средневековой Европе к образованию военной аристократии. Чтобы привлекать людей на военную службу, не было надобности в высшем авторитете государства. Так как светские люди считали военную жизнь единственным почетным образом жизни, то каждый и стремился к ней; военный, рыцарский класс заключал в себе всех, кто имел достаточно средств, чтобы вступить в него.

Первым условием для того чтобы стать рыцарем, была возможность приобрести вооружение за свой счет. Между тем, начиная с IX в., сражались исключительно на лошадях. Поэтому средневековый воин назывался во Франции chevalier, на юге – caver, в Испании – caballero, в Германии – Ritter, в латинских текстах древнее название солдата, miles, сделалось синонимом рыцаря.

Во всей феодальной Европе война ведется одним и тем же способом, и воины вооружены почти одинаково.

Доспехи и вооружение средневековых рыцарей

У человека, вполне вооруженного для битвы, у рыцаря, тело защищено доспехами. До конца IX столетия это – броня, туника из кожи или материи, покрытая металлическими бляхами или кольцами; позже броню повсюду вытесняет кольчуга , рубашка из металлических колец с рукавицами и капюшоном и с прорезью сверху, чтобы ее можно было надевать, как рубаху. Вначале кольчуга доходила до ступней; когда ее укоротили до колен, то ноги для защиты стали закрывать чулками из колец; к этим чулкам приделывали шпоры, имевшие форму наконечника копья. Капюшон закрывал затылок и голову и доходил до подбородка, оставляя открытыми только глаза, нос и рот.

Во время битвы средневековый рыцарь надевал на голову шлем – стальную шапку конической формы, окруженную ободком и кончавшуюся металлическим или стеклянным шариком (cimier); шлем был снабжен железной пластинкой, защищавшей нос (nasal – наносник, он исчез к концу XII столетия) и привязывался к кольчуге кожаными ремнями. Только в XIV в. появляются доспехи из металлических пластин и шлем с забралом, удержавшиеся до XVII в., – вооружение Баярда и Генриха IV , которое, однако, часто принимают за обычное вооружение средневекового рыцаря.

Чтобы отражать удары, средневековый рыцарь носил щит из дерева и кожи, обитый металлическими полосами и украшенный в середине бляхой (boucle) из позолоченного железа (отсюда название щита – bouclier). Вначале круглый, щит становится потом продолговатым и удлиняется до того, что закрывает всадника от плеч до пят. Рыцари вешали его на шею на широком ремне; во время сражения его надевали на левую руку посредством ручек, находившихся на внутренней стороне. Именно на щитах и стали, начиная с XII в., рисовать герб, признанный той или другой фамилией за свою эмблему.

Наступательным оружием рыцаря были меч (branc), обычно широкий и короткий, с плоской рукояткой, и копье с длинным и тонким древком из ясеня или граба, кончавшееся железным наконечником в форме ромба. Пониже наконечника прибивали гвоздями прямоугольную полосу материи (gonfanon – знамя), которая развевалась по ветру. Копье можно было воткнуть в землю рукояткой, кончавшейся железным острием.

Рыцари. Фильм 1. Закованные в железо

Одетый и вооруженный таким образом, средневековый рыцарь был почти неуязвим, и с течением времени вооружение все более совершенствовалось, делая воина похожим на живую крепость. Но вместе с тем он становится настолько тяжелым, что для битвы ему нужна особого рода лошадь. Рыцарь имеет при себе двух коней: обыкновенного (palefroi) для езды, и боевого (dextrier), которого ведет под уздцы слуга. Перед началом сражения рыцарь надевает свои доспехи, садится на боевого коня и устремляется в битву, направив копье вперед.

Только рыцари считались настоящими воинами; рассказы о средневековых сражениях говорят нам только о них, и только из них состояли боевые колонны. Но их сопровождали в походах еще другие всадники на менее выносливых лошадях, одетые в тунику и шапку, снабженные более легкими и менее дорогими доспехами, вооруженные небольшим щитом, узким мечом, пикой, топором или луком. Без этих спутников имевший тяжёлое вооружение рыцарь не мог обойтись: они вели его боевого коня (с правой стороны, отсюда название dextrier), несли его щит, помогали ему одевать доспехи в минуту сражения и садиться в седло. Поэтому их обычно называли valets (слуги) или ècuyers (щитоносцы), а по-латыни – scutifer (щитоносец) или armiger (оруженосец). В начале Средних веков рыцари держали этих оруженосцев в положении подчиненных. В сочиненной в конце XI в. «Песне о Роланде » о них говорится как о низшем классе. Они стригли голову, как слуги, и получали за столом более грубый хлеб. Но мало-помалу братство по оружию сблизило оруженосцев с рыцарями; в XIII в. обе группы составляли уже один класс – высший класс светского общества, и как к тем, так и к другим применяли древнее латинское название благородных (nobilis), составлявшее принадлежность к высшему классу (по-немецки edel).

Доспех это оборонительное вооружение, которое состоит из самого доспеха. При этом выделяют следующие разновидности доспехов: мягкий, кольчатый, пластинчатый, пластинчато-кольчатый. Естественно разновидностей доспехов гораздо больше и сегодня мы разберём некоторые из них более подробно. Также в состав доспеха входят боевое наголовье, поножи, наручи и другие средства защиты.

Доспех готический

Сплошной доспех европейской тяжёлой конницы второй половины XV в., предшественник максимилиановского, отличается от последнего большей функциональностью, высоким качеством обработки металла и выделки деталей, изяществом форм и несколько меньшей точностью соединения деталей, отсутствием желобков. По совокупности свойств некоторыми исследователями определяется как наиболее совершенный сплошной доспех.

Доспех декоративный

Интерьерный доспех, который производится с целью оформления и украшения различных интерьеров. Такой вид доспеха представляет собой копию боевого, охотничьего и других видов доспеха, но при этом не выполняет своих первоначальных функций.

Доспех гетерогенный

Доспех, включающий в свой состав элементы, состоящие из частей, которые нежёстко соединены и имеют небольшие размеры.

Доспех гомогенный

Доспех, который содержит в своём составе в основном крупные части, состоящие из одного материала, а также большие по размеру.

Доспех гомогенно-гетерогенный

Доспех, который сочетает в себе свойства как гомогенного, так и гетерогенного доспехов.

Доспех жандарма

Классическая разновидность сплошного доспеха, который был распространён во второй половине XV в. Впервые был принят на вооружение при короле Карле VII. Применялся французскими жандармами - тяжёлой кавалерией из обедневших дворян. В качестве наголовья доспеха применялся салад, у которого конец тульи переходит в длинный назатыльник. Привинченный к верху латного нагрудника предличник защищает нижнюю часть лица. Верхняя часть лица прикрыта неподвижным забралом, в котором на высоте глаз имеется поперечная щель, обеспечивающая обзор.

Плечи прикрыты наплечниками из находящих друг на друга блях, соединённых, в свою очередь, с налокотниками. Подмышки закрыты кольчужной сетью и, кроме того, прикрыты низко опущенными к нагруднику щитками плеч. Латный нагрудник из одной пластины имеет внизу утолщение, называемое «панцирем» и обеспечивающее дополнительное усиление этой части доспеха. Набрюшник и набедренники выполнены в виде несколько изогнутых пластин, находящих друг на друга подобно черепице. У сидящего в седле воина они закрывают ноги до колен.

Бедра могут быть защищены только набедренниками или дополнительно и боковиками (налядвенниками). Латный наспинник (спинная пластина) также имеет «панцирь», продолжением которого является крестцовое покрытие, достигающее, когда всадник сидит, седла. Под латами область таза дополнительно защищается кольчужной юбкой.

Наколенники, прикрепляющиеся к налядвенникам (нижняя часть бедра) и поножам, состоят из 5 пластин, центральная (наложенная на боковые как коньковая черепица) сильно выгнута в виде купола. Поножи состоят из наголенника и наикринника, соединённых шарнирами и застегивающихся с внутренней стороны ноги. Обувь остроносая, с длинным остриём и шпорами в виде помещённого на длинном стержне колеса с длинными лучами.

Острия башмака и шпоры пристёгиваются оруженосцем после того, как рыцарь садится на коня, и отстёгиваются прежде, чем он спешится. Локти закрыты налокотниками, предплечья - продолжением латных рукавиц. Доспех относительно лёгкий (общий вес 15-30 кг), но может быть полностью надет и надёжно застегнут только при помощи оруженосца. Надевается поверх мягкого комбинезона (штанов и куртки), кольчужных элементов.

Сперва надеваются башмаки, затем налядвенники, соединённые ремнями с поясом. После них надеваются поножи, набедренники, наколенники, затем латы, набрюшник и наплечники. Последними закреплялись щитки плеч прикреплёнными к комбинезону и проходящими сквозь специальные отверстия нагрудника ремнями. Дополнительную защиту правой стороны тела обеспечивает щиток копья.

Щит как самостоятельное вооружение не предусматривается и практически не используется. Вооружение всадника - меч, копье, дага, кортик; у офицеров, кроме того, - клевец. Лошадь тоже несёт латный доспех, полностью закрывающий грудь, спину, круп, бока, шею и голову, наложенный на кольчужную сеть или соединяющийся ею. К концу XVI в. доспех претерпел изменения. Снято с вооружения копье, вместо него жандарм получил шпагу и кортик, исчезли набедренники, укоротился и стал легче нагрудник. Кираса заменена полукирасой.

Доспех кольчатый

Доспех, который изготовлен из металлических колец, при этом размер их неодинаков. К данной разновидности доспеха можно отнести кольчугу и байдану.

Доспех ламинарный

Доспех, включающий в свой состав пластины, которые изготовлены из твёрдого материала. Пластины, достаточно длинные и располагаются горизонтально, между собой они связаны.

Доспех латный

Доспех, основу которого составляет относительно небольшое количество крупных, плоских или изогнутых (часто сложного рельефа) пластин (лат), соединённых друг с другом в единое целое при помощи вспомогательных деталей, шарниров или несоединяемых, независимых. Латы как доспех, обеспечивающий защиту груди, живота и спины (аналог кирасы), известны, уже в Древнем Египте, широко распространены у кельтов и в Древней Греции, где выделывались в виде двух соединённых шарнирами жёстких выгнутых пластин из кованой бронзы, точно воспроизводящих рельеф мускулатуры заказчика (владельца), в связи, с чем изготовлялись строго индивидуально (Гиалоторакс).

Из простого латного доспеха (кираса, накладные поножи, наручи, наплечники) этот доспех в дальнейшем развился в сплошной путём увеличения количества деталей, соединения их друг с другом и точной взаимной подгонки. Максимальное развитие и совершенство достигнуто в готическом доспехе конца XV в. и в максимилиановском доспехе начала XVI в., полностью закрывающем все тело. В России доспех этого типа получил название дощатого или досчатого.

Доспех латный XVII и XVIII

Сплошной доспех со временем упрощается, закрывает уже не все тело, уменьшается количество деталей, в первую очередь лишаются прикрытия ноги, таз, спина. Доспех, особенно нагрудник кирасы, очень тяжёл и массивен, чтобы защитить от пули. Нагрудник короткий, набрюшника обычно нет, набедренники в виде длинных, пристёгнутых к кирасе налядвенников, образующих над коленом выступ наколенника с боковыми, ушками. Поножи обычно отсутствуют. Шлем типа бургиньот часто имеет характерный для этой эпохи, восточного типа наносник в виде прута, дающего внизу завиток, и ещё один завиток над выступом забрала.

Иногда подобное украшение есть на назатыльнике. Наплечники симметричны - они, как и наручи, чешуйчатые. Последние войска, имеющие на вооружении такой доспех, - кирасиры Людовика XIV. Доспех носят воронёный, нагрудник ещё более укорачивается, набрюшник короткий, налядвенники большие. Руки закрыты чешуями, боевое наголовье - капеллина с назатыльником и наносником, напоминающая японское наголовье. На тулье султан.

Вначале XVIII в. в доспехе остаются только капеллина и кираса, очень короткая, прикрывающая тело до уровня рёбер и глубоко вырезанная под мышками. В дальнейшем отказываются от наспинника, а нагрудник кирасы надевается и закрепляется на теле посредством ремней. Иногда вместо полукирасы надевают железный нашейник типа латного ожерелья, со спускающимся на грудь широким выступом. К этому воротнику могли крепиться наплечники и доспехи предплечья.

Доспех максимилиановский

Доспех, получивший распространение в эпоху Возрождения, использовался рыцарями Европы. В его состав входит около 200 крупных элементов, снаружи покрыт рёбрами и желобами. Общее количество деталей, включая пряжки, соединительные болты, крючки и прочие мелкие детали, доходит до 1000. Ребра (жилки) и желобки выработаны и направлены так, чтобы удары копья скользили вне сочленений доспеха, что повышает защитные свойства доспеха. Кроме того, они выступают, как ребра жёсткости и повышают прочность доспеха, одновременно позволяя снизить его вес. Назван по имени императора Максимилиана I, для вооружения, армии которого был разработан. Средний вес доспеха 22-30 кг, шлема — 1,5-4 кг, кольчуги — 4-7 кг, щита — 3-6 кг, меча — 1-3 кг. Общий вес доспеха редко превышал 40 кг.

Боевое наголовье - армэ - имеет навершие с отверстиями около ушей, иногда выдающийся по навершию гребень не плоский, а в виде жгута. На тыльнике (тулье) имеется трубка для султана. Забрало из одной или двух частей, верхняя (козырек) защищает лоб, нижняя (дыхало) - подбородок; имеет прорези или изготовлено в виде решётки. Иногда забрало состояло из трёх и более частей. Подбородник закрывает всю нижнюю часть лица до нижней губы, его продолжает скреплённое с ним горловое прикрытие из нескольких изогнутых пластин. Сзади к навершию при помощи чешуй крепится затыльник из нескольких чешуй.

Основа и упор для доспеха - оплечье-бармица из трёх передних и задних пластин, закрывающих шею, к ней крепятся латы, наплечники, армэ. Бармица - род нашейника, имеет с левой стороны шарнир, справа застёжки или запонки. Всегда изготовлялась по мерке, тщательно подгонялась в соответствии с антропометрическими данными владельца доспеха, так как обеспечивала подвижность и прочность сочленений, возможность движений головой.

Плохо подобранная бармица причиняет боль, лишает воина подвижности, способности управлять вооружением. Иногда вместо армэ применяли шлем с ожерельем, с прямым основанием, который не имел горлового прикрытия и затыльника. Нижний ровный край шлема при повороте головы скользил в пазе или вдоль верхней закруглённой закраины шейного прикрытия (ожерелья). Ожерелье выполняло функции прикрытия горла, затылка, по внешнему виду напоминало бармицу, только очень широкую и надевавшуюся через голову, почему и не требовало подгонки к владельцу.

Однако нижний край шлема и ожерелье друг к другу подгонялись очень тщательно, чтобы не препятствовать движениям головы. Эта конструкция, в отличие от предыдущей, не позволяла в бою наклонять или запрокидывать голову без угрозы для безопасности рыцаря. Латы состояли из соединённых шарнирами нагрудника, снабжённого большим ребром, и наспинника. Нагрудник обычно выковывался из одного листа железа. Ребро отводило удар, желобки направляли его.

Форма нагрудника менялась - выпуклый остроконечный в конце XV-начале XVI в., в середине XVI в. он становится вытянутым продолговатым, с 1570-х гг. изготавливается с остриём, а с начала XVII в. - тупым и коротким. Очень редко вся кираса изготавливалась из чешуй. К нагруднику в подмышках при помощи ремней прикреплялись подмышковые чешуйки.

Набрюшник состоял из 2-3 пластин. Набедренники закрывали бока, начиная от талии, и верхнюю часть ног (верхнюю треть передней и боковой поверхности бедра), часто являлись продолжением набрюшника. Состояли из нескольких чешуй или пластин, в конце XVI в. удлинились, чтобы прикрыть бедро от тазобедренного сустава до коленного и компенсировать отсутствие вышедших из употребления налядвенников.

Нижнюю часть спины прикрывало крестцовое прикрытие из 1-3 чешуек, не имеющих выреза, делавшегося в готическом доспехе для плотного прилегания к поверхности седла. Поверх лат к бармице ремнями прикреплялись оплечья. Правое оплечье всегда меньше, чтобы не мешать движениям руки; кроме того, левая сторона, по которой обычно наносится удар, требует большей защиты.

Известны доспехи для левшей. Шейные прикрытия есть не у всех доспехов и представляют собой гребни или крылья над плечами, защищавшие от крючьев и мешавшие стащить с рыцаря шлем. Иногда вместо них прикрепляли круглые бляхи. Наручи разделены налокотником на две части. Верхняя - цилиндр и несколько скреплённых с ним чешуй. Нижняя, защищающая предплечье, изготавливалась в виде двустворчатого цилиндра с шарнирами и запонками, к верхней крепилась ремнями. Налокотник выпуклый, в ранних моделях с остриём, крепится к наручам винтами.

Обитые жестью рукавицы (перчатки) в некоторых испанских и итальянских доспехах были с пальцами, тогда каждый палец обшивался чешуйками или кольцами, в прочих доспехах пальцы покрывались общими чешуями, иногда только обозначаясь снаружи. Большой палец во всех случаях отделён от прочих, имеет отдельное чешуйчатое покрытие. Отверстие перчатки оформлено браслетом или крагой на шарнире и застёжке.

Фокр (кронштейн) составной, причём нижняя часть (опора) прикреплена к кирасе неподвижно, а сам крюк мог при необходимости опускаться на шарнире. Налядвенники из двух пластин (передней и наружной боковой) крепились ремнями. Наколенник состоял из конической или сферической передней части и наружной боковой, а также четырёх чешуй. Поножи для голени полуцилиндрические, их створки называются наголенник и наикринник (наножник и наголенник), соединены на наружной поверхности ноги шарниром и застёгиваются на внутренней.

Позднее поножи утратили заднюю половину и стали крепиться ремнями. Поножи для стоп прикреплены к наголеннику поножным шарниром. Под доспех надевались замшевые лосины, комбинезон, кольчуга до середины бедра или чуть короче, с длинными рукавами. Чешуи доспеха прикреплялись друг к другу снизу вверх. Крупные чешуи прикреплялись поверх меньших. Удар копья и острия меча скользил по чешуям до встречи со следующей чешуёй, далее с возвышенными рёбрами и полосками, где и терял силу. Слабые части доспеха дублировались снизу кольчугой.

Доспех мягкий

Доспех, в изготовлении которого использовались ткань и кожа. Существовали разновидности, которые предусматривали и бронирование.

Доспех охотничий

Доспех, получивший распространение у охотников, которые охотились на крупного зверя - например, на кабана.

Доспех парадный

Доспех, который надевали только для особенно торжественных событий. Во всех случаях отличался от боевых доспехов одного с ним времени меньшим весом, менее качественной подгонкой деталей и богатой отделкой. Известны парадные доспехи и латы, изготовленные целиком из золота, серебра, инкрустированные драгоценными камнями, причём толщина лат иногда не превышает 5 мм (самый ранний золотой доспех открыт в погребении бронзового века). Европейский латный парадный доспех, кроме того, отличался отсутствием фокра (крючка для копья) и симметричностью наплечных щитков. Иногда обшивался дорогими тканями.

Доспех пластинчато-кольчатый

Доспех, который состоял из колец и пластин. К такому виду доспехов можно отнести бахтерец и юшман.

Доспех пластинчатый

Доспех, в состав которого входят пластины, причём их форма и размер могут быть различны.

Доспех полный

Доспех, в состав которого входят панцирь, поножи, шлем, наручи, щит и другие элементы.

Доспех рыцарский

Полный доспех, который носили рыцари Европы в Средние века.

Доспех сплошной

Одна из разновидностей чешуйчатого или кольчато-чешуйчатого доспеха, который полностью защищал тело воина.

Доспех спортивный

Доспех, который применяли для защиты спортсменов во время военно-спортивных состязаний. Турнирный доспех также считается спортивным доспехом.

Доспех стёганный

Доспех мягкой формы, состоящий из слоёв кожи или ткани. Между слоями обычно вшивали хлопковую или шерстяную прокладку, которая прошивалась как по прямым, так и по косым линиям.

Доспех тренировочный

Доспех, который надевали во время тренировок воинов, т. е. когда отрабатывались воинские упражнения.

Доспех турнирный

Доспех, который надевался европейскими воинами на турнирах. Как правило, сплошной, тяжёлый, сильно ограничивающий подвижность рыцаря доспех, который со временем сильно упростился и трансформировался в неполный доспех, обеспечивающий защиту только головы, передней поверхности туловища (преимущественно левой его части) и левой ноги, бёдер. Изготавливался из очень толстого железа.

Доспех для конного копейного турнира с барьером (решёткой) исключал использование поножей. Нога для предотвращения травмы от скольжения по барьеру защищалась особой конструкцией луки седла в виде ящика. Налядвенники и набедренники изготавливались из цельной пластины. Руки обычно не защищались, левая имела рукавицу, правая прикрывалась щитом. Кираса имела один, иногда два (передний и задний) фокра, а позднее начала снабжаться счетчиками ударов.

В дальнейшем отказались от наспинной пластины кирасы - таким образом, прикрывали только переднюю поверхность тела. К левой части нагрудника часто привинчен дополнительный щиток. Пространство между плечом и грудью закрывают подмышковые прикрытия в виде дисков. Если имеется только левый диск, то правый наплечный щиток увеличен, часто имеет вырез для копья. Левый наплечник иногда составляет единое целое со сплошным шлемом. Боевое наголовье - решетчатый шлем, бургиньот, вначале XVI в. применяют наголовье «жабья голова». Этот шлем прикрепляется к нагруднику, иногда и к наспиннику. В конце XVI в. использовался преимущественно салад.

Тарч трансформировался в деревянный плащ. Если копье не имело щитка, правая рука приобретала наруч, защищавший её переднюю поверхность. Общий вес доспеха достигал 80 кг.

Турнирный доспех для пешего боя оставался полным (сплошным) вплоть до прекращения проведения турниров, от современного ему боевого отличался отсутствием набрюшника, набедренников и крестцового прикрытия, заменённых колоколообразной юбкой, более надёжно защищавшей область таза. Наплечные щитки почти симметричны. Общий вес доспеха колебался в пределах 25-40 кг. Боевое наголовье - решетчатый шлем, бургиньот, в XVI в. — салад.

Доспех узелковый

Защитное вооружение в виде надеваемого на тело покрытия, сплетённого из древесных волокон, коры, прутьев, лиан, просмолённых верёвок. Толстые узлы, туго завязанные вплотную друг к другу, обеспечивали надёжную защиту от стрел, духовых игл, рубящих ударов бронзовых и даже железных клинков. Различные разновидности этого доспеха широко применялись аборигенами Африки, Полинезии, Америки.

Доспех чешуйчатый

Доспех, состоящий из пластин, имеют форму чешуи.

В старые добрые времена, которые, как известно, были весьма нелегкими, одежда была вопросом жизни и смерти: простая, непрочная ткань была делом обычным, кожа считалась редкостью, а для состоятельных джентльменов важную роль играли только доспехи ...

Армет Генри VIII, известный как "Панцирь с рогами". Инсбрук, Aвстрия, 1511 год


Существует несколько версий относительно появления первых доспехов. Некоторые полагают, что все началось с мантий, сделанных из кованого металла. Другие уверены, что защита из древесины тоже должна считаться, в этом случае нам нужно вспомнить о поистине далеких предках с камнями и палками. Но большинство думают, что доспехи пришли из тех трудных времен, когда мужчины были рыцарями, а женщины томились в их ожидании.

Еще один странный панцирь-маска, из Аугсбурга, Германия, 1515 год.


Разнообразию форм и стилей средневековых панцирей следовало бы посвятить отдельную статью:


Или доспехи, или ничего


Первые доспехи были очень простыми: грубо обработанные металлические пластинки, предназначенные для защиты рыцаря, находящегося внутри них, от копий и мечей. Но постепенно оружие становилось все более усложненным, и кузнецам приходилось это учитывать и делать доспехи все более прочными, легкими и гибкими, до тех пор, пока они не станут обладать максимальной степенью защиты.


Одной из самых блестящих инноваций было усовершенствование кольчуги. По слухам, впервые ее создали кельты много веков назад. Это был долгий процесс, который занял очень много времени, пока за него не взялись оружейники, которые вывели эту идею на новые высоты. Данная идея не совсем логична: вместо того, чтобы изготавливать доспехи из крепких пластин и очень надежного металла, почему бы не сделать их из нескольких тысяч тщательно соединенных колец? Получилось замечательно: легкая и прочная, кольчуга позволяла своему обладателю быть подвижным и зачастую являлась ключевым фактором того, как он покинет поле битвы: на лошади или на носилках. Когда доспехи из пластин были добавлены к кольчуге - результат оказался сногсшибательным: появились доспехи эпохи Средних Веков.


Средневековая гонка вооружений


Сейчас это трудно представить, что долгое время рыцарь на лошади был поистине страшным оружием той эпохи: прибывая на место битвы на военной лошади, часто также одетой в доспехи, он был столь же ужасен, сколь и непобедим. Ничего не могло помешать таким рыцарям, когда они, с мечом и копьем, могли легко напасть практически на любого.


Вот воображаемый рыцарь, напоминающий о геройских и победных временах (нарисован восхитительным иллюстратором Джоном Хоувом):


Причудливые монстры


Сражение становилось все более и более "ритуальным", что привело к рыцарским турнирам, которые мы все знаем и любим по фильмам и книгам. Доспехи стали менее полезны на практике и постепенно стали в больше степени лишь показателями высокого социального уровня и благосостояния. Только богачи или дворяне могли позволить себе доспехи, однако только поистине богатый или очень зажиточный барон, герцог, принц или король могли позволить себе фантастические доспехи высшего качества.


Становились ли они от этого особо прекрасными? Через некоторое время доспехи стали выглядеть скорее как одежда для ужина, нежели снаряжение для битвы: безукоризненная металлическая работа, драгоценные металлы, вычурные гербы и регалии... Все это хоть и выглядели потрясающе, но было бесполезно во время сражения.

Только взгляните на доспехи, принадлежащие Генриху VIII: разве они не шедевр искусства того времени? Доспехи были разработаны и изготовлены, как и большинство всех доспехов того времени, по размеру обладателя. В случае с Генрихом, однако, его костюм выглядел скорее благородно, нежели устрашающе. А кто может вспомнить королевские доспехи? Глядя на комплект таких доспехов, возникает вопрос: они придуманы, чтобы сражаться или чтобы похвастаться? Но, честно говоря, мы не можем винить Генриха за его выбор: его доспехи в действительности никогда и не разрабатывались для войны.


Англия выдвигает идеи


Не вызывает сомнений то, что костюм с доспехами был ужасающим оружием тех дней. Но любые дни заканчиваются, и в случае с классическими доспехами, их конец был просто ужаснее некуда.

1415 год, северная Франция: с одной стороны - французы; с другой - англичане. Хотя их количество - вопрос спорный, в общем, полагают, что французы превзошли в численности англичан в соотношении примерно 10 к 1. Для англичан, при Генрихе (5-м, праотце вышеупомянутого 8-го), это вовсе не было приятным. Вероятнее всего, они, используя военный термин, будут "перебиты". Но затем произошло то, что не только определило исход войны, но также изменило Европу навсегда, так же как обрекло гибель доспехов как основного оружия.



Французы не знали, что их поразило. Ну, на самом деле, они знали, и это превратило их поражение в еще более страшное: ведь это были они, "сливки" снаряжения французской пехоты, идущей к очевидной победе, их кольчуги и пластины, сверкающие на солнце, их чудовищные металлические доспехи и самая лучшая в мире защита...

На них начали падать стрелы, выпущенные из секретного оружия Генриха: английского (если быть точным, уэльского) большого лука. Несколько залпов - и французы были разбиты врагом, к которому не смогли даже приблизиться, их драгоценные доспехи оказались подушками для булавок, а армия - втоптанной в грязную землю.



Одежда многое говорит о человеке. И в течение очень долгого времени доспехи были самым универсальным, пригодным на практически все случаи жизни одеянием того времени. Но времена меняются. В нашем случае этому сильно помогли несколько людей с небольшим количеством луков и стрел.


Доспехи Первой мировой войны

Доспехи Брюстера, 1917-1918 год:

Развод