Управление экологическими рисками. Управление экологическими рисками на предприятиях нефтяной отрасли

Министерство образования, науки, молодежи и спорта

ГВУЗ Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры

Кафедра экологии и охраны окружающей среды


По предмету: «Экологический менеджмент и аудит»

Теоретический анализ систем корпоративного экоменеджмента, его принципы. Управление экологическими рисками, формирование новой экологически чувствительной этики бизнеса


Выполнила: Василенко А.Ю.

ст. группы Эко з - 14с

Проверила: доцент Тимошенко Е.А.


г. Днепропетровск - 2014



Введение

2.Анализ стек-холдеров

Список использованной литературы


Введение


Экологический менеджмент - часть общей системы корпоративного управления, которая обладает четкой организационной структурой и ставит целью достижение положений, указанных в экологической политике посредством реализации программ по охране окружающей среды.

Название научной дисциплины «экологический менеджмент» претерпевает изменение в ходе своей эволюции. В работах зарубежных ученых Th. Dyllick, Н. Meflerl, М. Kircbgeorg, G. Mueller-Christ, U. Steger, R. Welford, а также отечественных исследователей А.Л. Боброва, А.С. Гринина, Е.И. Хабаровой, Э.М. Короткова и др. при определении экологического менеджмента чаще всего выделяется одна, по мнению того или иного автора, наиболее важная компонента экологического менеджмента. Например, Gray R, Bebbington J., Walters D., определяют эту деятельность как «совокупность реакций со стороны компаний на экологические проблемы при оценке их позиции по отношению к окружающей среде, разработке и воплощении политик и стратегии, направленных на улучшение этой позиции, сопровождающихся изменением систем управления, с целью обеспечения совершенствования и эффективного управления».

Некоторые авторы трактуют экологический менеджмент как «экологически осознанное управление предприятием». Fischer H., Wucherer Q, Wagner B. Burschel С. указывают, что - «это часть общего менеджмента, которая обеспечивает разработку, внедрение, выполнение и соблюдение экологической политики», Mueller К. считает, что менеджмент, ориентированный на окружающую среду, не должен быть ни менеджментом окружающей среды, ни менеджментом предприятия, а может быть только менеджментом отношений с окружающей средой.

В работах, отечественных ученых также наблюдаются различные подходы в использовании терминологии. По определению Е.И. Хабаровой «экологический менеджмент» - это экологически безопасное управление современным производством, при котором достигается оптимальное соотношение между экологическими и экономическими показателями». Э.М. Коротков подчеркивая значение менеджмента в обеспечении взаимоотношения общества и природы, указывает, что «сферой и объектом экологического менеджмента является взаимодействие человека и природы». По мнению Т. Хусанова, Л. Безбородова и Ю. Безборобова экологический менеджмент представляет собой «организацию охраны окружающей среды во всей ее совокупности». Известные ученые в области экономики охраны окружающей среды и экологического менеджмента Н.В. Пахомова, А. Эндрес и К. Рихтер определяют СЭМ «как систему управления деятельностью предприятия (организации) в тех ее формах, направлениях, сторонах и т.д., которые прямо или косвенно относятся к взаимоотношению предприятия с охраной окружающей среды».

Также наиболее полное определение дает ученый Г.С Ферару, «экологический менеджмент» (экологизация менеджмента) - инициативная и результативная деятельность экономических субъектов, направленная на достижение их собственных экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов экоэффективности и экосправедливости». Это тип управления, принципиально ориентированный на формирование и развитие экологического производства, экологической культуры и жизнедеятельности человека. В свою очередь понятие "экологизация" означает процесс внедрения технологических систем, управленческих и других решений, позволяющих повысить эффективность использования естественных ресурсов при сохранении качества природной среды. В соответствии с ISO 14000, система экологического менеджмента - это часть общей системы менеджмента , включающая организационную структуру , планирование деятельности , распределение ответственности, практическую работу, а также процедуры , процессы и ресурсы для разработки, внедрения, оценки достигнутых результатов реализации и совершенствования экологической политики , целей и задач.

1. Понятие «корпоративный экологический менеджмент» (КЭМ)


Современные системы управления предприятием подразумевают внедрение систем контроля качества, энергетического менеджмента, финансового или менеджмента персонала. И не менее важным становится . Он подразумевает под собой выработку системного и комплексного подхода к мониторингу и обеспечению экологичности корпоративного производства.

Корпоративный экологический менеджмент представляет собой систему управления деятельностью предприятия (организации) в тех её формах, направлениях, сторонах и т.д., которые прямо или косвенно относятся к взаимоотношения предприятия с окружающей природной средой.

Предметом КЭМ служат , прежде всего, экологические (природоохранные, ресурсосберегающие и т.п.) стороны деятельности предприятия (организации), производимой ею продукции и оказываемых услуг. Однако, управляя этими сторонами своей деятельности, предприятия, конечно, не может оказывать воздействие (положительное или отрицательное) на ОПС и её ресурсы. В конечном счёте целью КЭМ, действительно, является минимизация негативных воздействий бизнес-деятельности на ОПС, достижение высокого уровня экологической безопасности процес сов. производства и потребления выпускаемой предприятием продукции и оказываемых услуг. При этом реализация данных задач должна быть согласована с достижением предприятием других его приоритетных целей, включая обеспечение текущей и долгострочной конкурентоспособности.

С позиции современных представлений КЭМ можно определить как составную часть (или определенную сторону) системы менеджмента предприятия (организации), реализующую задачу поддержания конкурентоспособности предприятия, задаваемую экологическими аспектами его деятельности.

Формирование КЭМ как теоритической и одновременно прикладной дисциплины, обобщающей реальную практику управления ООС на предприятиях, происходило в последнюю треть ХХ столетия. В теоритическом плане КЭМ испытывал воздействие ставших классическими управленческих концепций (включая теорию человеческих отношений, системный поход и ряд и др.), а также традиционных экономико-теоретических и эколого-экономических парадигм, в том числе неоклассической микроэкономики и экономики благосостояния.

С начала 90-х гг. ХХ столетия на развитие КЭМ всё более существенное воздействие стали оказывать различные направления неоинституциональной и новой институциональной теорий. В их числе - теории стек-холдеров, принципал-агентов, сетевых структур, анализ риска, неопределенности и принятия решений в условиях неполноты и ассиметрии информации, а также имеющая самостоятельное значение теория устойчивого развития.


2. Анализ стейк-холдеров


Проблема стейк-холдеров имеет большое значение для теоретико-прикладного анализа КЭМ. Она существенна при изучении рюмочных условий и внешней среды КЭМ, для выработки предприятием экологически релевантных целей и конкурентоспособности, природоохранных стратегий, управления персоналом, формирование так называемой новой этики бизнеса и т.д. При этом важным является не только применение адекватной теоретической основы исследования, но и овладение практическим опытом управления сложной системой взаимоотношений различных стейк-холдеров, как это уже реализуется на практике лидерами экологического бизнеса и менеджмента.

Под стейк-холдерами понимаются лица (физические и юридические), обладающие правовой, экономической, моральной (а также самостоятельно осознаваемой) возможностью заявлять фирме о своих правах (в том числе имущественных) или интересах в отношении её прошлой, настоящей или будущей деятельности (её части).

Как правило, вся совокупность стейк-холдеров подразделяется на два основных класса: первичные стейк-холдеры, формирующие среду прямого воздействия на предприятии, без учета которого фирма как хозяйствующая единица не сможет важить и второстепенные (или вторичные) стейк-холдеры, образующие среду косвенного влияния.

К первой группе обычно относят собственников, инвесторов, работающий персонал фирмы, поставщиков, покупателей и их организации, конкурентов, как и саму Природу (её ресурсы и ассимиляционный потенциал). Среда прямого и косвенного воздействия также именуется контактной аудиторией. Особая роль стейк-холдеров с позиции менеджмента также объясняется тем, что они оказывают всё более сильное (прямое или косвенное) воздействие на принятие бизнесом своих решений, включая экологические, а тем самым они должны разделить ответственность за последствия (позитивные и негативные) этих решений.

Классификация стейк-холдеров согласно Х. Дюкхоффу


Потенциал влиянияНезначительныйЗначительныйГотовность к кооперированиюВысокаяТип А:поддерживающий (supportive) - персонал фирмы, профсоюзы, поставщикиТип В:смешанный (mixed blessing) - акционеры, инвесторы, менеджеры, потребители, банки, страховщикиНевысокаяТип С:предельный (marginal) - конкуренты, местное население, университеты и научная общественностьТип D: не поддерживающий (nonsupportive) - СМИ, государство, неформальные объединения

Анализ стейк-холдеров важен не только с точки зрения угроз, навлекаемых их активностью на фирму, но и с позиции создаваемых с их помощью возможностей, открывающихся шансов, включая совместное сотрудничество и совместных поиск решений сложных проблем.

Важным пунктом теоретического рассмотрения воздействия стейк-холдеров на принятие бизнесом решений в пользу ООС является то, что разные представители заинтересованных групп могут отличаться неодинаковым уровнем экологического сознания, а также различным уровнем ощущения и оценки экологических проблем, бедствий и катастроф.

Кроме того, отношение к экологическим проблемам всё существеннее зависит от растущей интенсивности коммуникации в обществе. Это значит, что уровень экологического сознания во все большей мере формируется посредством достаточно субъективного обмена информацией, а не вследствие объективного опыта отдельных людей.

Как видно, экологические проблемы по-разному воспринимаются людьми. Они могут повлечь за собой различную реакцию и политику фирмы, в которой может делаться акцент или на применение рыночных механизмов, или на методы государственного регулирования. Возникающая ситуация опять же может быть воспринята по-разному: или как шанс по освоению новых перспективных рынков, или как риск (угроза) устоявшимся производственным структурам и продуктам предприятия.


3. Принцип устойчивого развития корпоративного экоменеджмента (КЭМ)


Устойчивым является развитие , которое способно обеспечивать удовлетворение потребностей ныне живущих поколений людей без подрыва условий, необходимых для соблюдения и удовлетворения потребностей будущих поколений. Применительно к деятельности бизнеса требования устойчивого развития получили отражение в принятой в 1991 году Деловой Хартии по устойчивому развитию Международной торговой палаты. В основу данной хартии положено соблюдение бизнесов следующих 16 ключевых обязательств:

.Корпоративный приоритет - признать управление ООС одним из высочайших корпоративных приоритетов и ключевым определяющим фактором для устойчивого развития; сформулировать политику, принять программы и установить методы проведения операций экологически приемлемым способом.

2.Интегрированное управление - полностью ввести упомянутые политику, программу и методы в предпринимательское дело в качестве существенного элемента управления во всех его функциях.

.Процесс совершенствования - продолжать совершенствовать политику, программы и повышать экологическую эффективность с учётом технических разработок, научных достижений, требований потребителя и ожиданий общества, считая исходной точкой правовые нормы; и применять одни и те же критерии состояния окружающей среды в международном масштабе.

.Обучение персонала - обучать, подготавливать и мотивировать персонал осуществлять свою деятельность с пониманием ответсвенности за состояние окружающей среды.

.Предварительная оценка - оценивать воздействие на окружающую среду до начала новой деятельности или реализации нового проекта, до вывода оборудования из эксплуатации и до того, как покинуть данное место.

.Продукция или услуги - разрабатывать и поставлять продукцию или услуги, которые не оказывают чрезмерного воздействия на окружающую среду и являются безопасными при их использовании по назначению и экономичными с точки зрения потребления энергии и природных ресурсов и которые могут быть рециклированы, повторно использованы и безопасно утилизированы.

.Консультация для потребителей - консультировать и, где это целесообразно, потребителей, дистрибьюторов и население безопасному использованию, транспортировке, хранению и утилизации поставляемой продукции и применять аналогичные соображения при предоставлении услуг.

.Оборудование и операции - разрабатывать, проектировать и эксплуатировать оборудование и осуществлять деятельность, принимая во внимание эффективное использование энергии и материалов, устойчивое использование возобновляемых ресурсов, минимизацию отрицательного воздействия на окружающую среду и производства отходов, а также безопасное и ответственное удаление неиспользуемых отходов.

.Изучение - проводить (обеспечивать) изучение воздействия на окружающую среду сырья, продукции, процессов, выбросов и отходов, связанных с предприятием, а также минимизация отрицательных воздействий.

.Предупредительный подход - модифицировать производство, маркетинг либо использование продукции или услуг, либо ведение работ в соответствии с научными и техническими достижениями, с тем, чтобы предотвратить серьёзное или необратимое ухудшение качества окружающей природной среды.

.Подрядчики и поставщики - содействовать принятию этих принципов подрядчиками, действующими от имени предприятия, поощряя и, где это уместно, требуя улучшения их методов, с тем, чтобы последние соответствовали методам, принятым на предприятии, а также поощрять более активное принятие этих принципов поставщикам.

.Подготовленность к аварийным ситуациям - разработать и поддерживать в рабочем состоянии там, где существует значительная опасность, планы подготовленности к аварийным ситуациям совместно с аварийными службами, соответствующими органами власти и местной общиной, признавая потенциальные трансграничные воздействия.

.Передача технологий - вносить вклад в передачу экологически приемлемых технологий и методов управления с помощью промышленного и государственного секторов.

.Вклад в общий эффект - вносить вклад в развитие государственной политики, а также в предпринимательство, правительственные и межправительственные программы и учебные начинания, которые должны расширить осведомленность о проблемах, связанных с окружающей средой, и усилить её охрану.

.Открытость к диалогу - поощрять открытость и диалог с сотрудниками и общественностью, предвидя из озабоченность потенциальной опасностью и воздействиями операций, продукции, отходов или услуг, включая те, которые имеют межграничный или глобальный характер, и реагируя на эту озабоченность.

.Соответствие и отчетность - определять экологическую эффективность; регулярно проводить экологические аудиты и подтверждения соответствия требованиям фирмы, требованиям законодательных актов и настоящим принципам; периодически предоставлять необходимую информацию совету директоров, акционерам, сотрудникам, органам власти и общественности.

При переходе предприятий к соблюдению требований устойчивого развития различные влиятельные участники хозяйственных процессов (заинтересованные лица), нетрадиционно воспринимая экологические проблемы и возможно будущие опасности, предлагают альтернативы стандартным методы решения. Экологические проблемы понимаются как последствия стиля жизни общества в целом и каждого его члена в отдельности. Разрешить их можно лишь при условии изменения критериев общественного развития. В частности, вместо ограничений эмиссии и выпуска экологически опасной продукции требуется разумная достаточность в потреблении, которая основана как раз на изменении стиля жизни («маленький» пример: возвращение от полиэтиленовых пакетов к серо-бумажной упаковке).

корпоративный экологический риск этика бизнес


4. Принципы циркулярности и коперирования


Для организации экологически безопасного бизнеса, предполагающего соблюдение ответственности в отношениях между различными поколениями людей, усилий отдельный предприятий, как правило, оказывается недостаточно. Сегодня всё более очевидной становится необходимость формирования на базе нескольких предприятий циклических воспроизводственных систем, разработка которых базируется на максимальном учёте принципов функционирования природных эко - систем.

Этим занимается интенсивно формируемое в последние годы в развитых странах научно - прикладное направление «индустриальная экология» . Одна из фундаментальных идей индустриальной экологии состоит в том, что природные эко - системы, практически реализуя принципы последовательного использования отходов одних из звеньев в качестве сырья другими звеньями, представляют собой достойный для подражания образец разработки экологически устойчивого, малоотходного бизнеса.

Процесс разработки и целенаправленного, поэтапного формирования безотходных (малоотходных) индустриальных систем (промышленных узлов, зон и т.п.), имеющих объединенную экологическую инфраструктуру, предполагает всемерное развитие устойчивых кооперативных связей между предприятиями различных секторов экономики. По существу, речь идёт о формировании по аналоги с экологическими системами своеобразной кооперационной сети, участниками которой являются предприятия из различных секторов и имущественных комплексов. Главным стимулом образования таких сетевых природоохранных структур предприятий является оптимизация ресурсных потоков, минимизация отходов и снижение тем самым нагрузки на ОПС. Для этого необходимо наличие взаимной заинтересованности различных предприятий в поддержке этих циклических связей и в их развитии. На современном экономическом языке эти процессы носят название ценностных циклов или циклов стоимости. Развитие всех этих процессов, в основе которых лежат технологические и организационные инновации, знаменует собой начало радикальной трансформации и структурной перестройки индустрии под воздействием экологических требований.

Три принципа КЭМ как составляющие элементы концепции УР

Экологически ориентированная трансформация индустрии бизнеса возможна двумя путями, которые, не противореча друг другу, имеют определенные содержательные различия, отражая взаимосвязанные последовательные этапы преобразования индустрии и бизнеса. Первое направление , получившее в специальной литературе наименование «эко - эффективности» и являющееся исходным, концентрирует внимание на технологических инновациях как основном средстве минимизации негативного влияния индустрии в целом и отдельных предприятий на состояние ОПС.

Второй путь , получивший наименование метода системных изменений, исходит из представлений о бизнесе и в целом об экономической системе как части более общей социальной и экологической метасистемы. Для обеспечения экологически устойчивого развития индустрии и бизнеса в качестве основного предполагается метод оптимизации ресурсных потоков в системе взаимоотношений различных производств друг с другом. В конечном счете, ставится задача на основе всемирного развития кооперативных связей между предприятиями различной отраслевой принадлежности организовать оптимальный совокупный ресурсно - материальный цикл от разработки и добычи полезных ископаемых по производства конечной продукции и утилизации отслуживший свой срок продукции. В этом случае акцент делается на развитие кооперативных связей между предприятий по использованию каждым последующим в цепи производством продуктов жизнедеятельности своего предшественника.

Проанализированные вкратце два возможных направления экологически ориентированной перестройки бизнеса (стратегия «эко-эффективности» и стратегия системных изменений) могут служить основой разработки на предприятиях базисных экологических стратегий в рамках стратегического менеджмента.


5. Управление экологическими рисками


Экологические риски охватывают угрозы, которые могут возникать для предпринимателя вследствие недооценки им роли и значения экологических факторов в бизнес - деятельности, а также угрозы, вызываемые неопределенностью последствий принимаемых решений. В данном пункте рассматриваем предпринимательскую деятельность в качестве источника экологических рисков.

Экологические риски как категория предпринимательской деятельности чаще всего определяются с помощью данных о вероятностях pi наступления некоторых событий (например, авария нефтяного танкера) и последствиях хi реализации этих вероятностей (соответствующих величинах экологического ущерба). Получаем следующее выражение:


µ (х) = ? pi * xi,


которое можно использовать для характеристики экологического риска предпринимательской деятельности.

В качестве главных задач риск - менеджмента выступают следующие:

· Идентификация причин экологических рисков;

· Устранение этих причин;

· Эффективная аллокация (распределение) экологических рисков (в случае невозможности их устранения), в частности между самим предприятием и страховой компанией.

Кроме того, для предпринимателей первоочередное значение имеет не столько экологический, сколько экономический (в том числе финансовый) риск. Экономический риск можно определить как угрозу не достичь поставленных экономических целей. С этих позиций риски могут возникать только в тех случаях, когда некоторые ожидаемые величины должны реализоваться как целевые параметры.

Если в качестве целевой величины рассматривать нулевой уровень эмиссии, то:

·Экологическим риском 1-го вида назовем угрозы уклонения от нулевого уровня Е* = 0 эмиссий,а

·Экологическим риском 2-го вида - угрозу отклонения от некоторого заданного уровня Е* > 0 эмиссии.

Определим в качестве принятого уровня экологического ущерба такой его уровень, который не превышает определённые цели или стандарты. И соответственно в качестве принятого уровня экологического риска - возможность возникновения принятого уровня экологического ущерба.

Реальным экологическим риском назовем возможность возникновения экологического риска 1-го и 2-го видов. Этот риск не затрагивает экономические интересы предпринимателя до тех пор, пока соответствующий ущерб не превышает принятый в обществе уровень. Однако он превращается в экономический риск, когда наблюдается превышение эмиссии предприятием общественно принятого уровня. В результате у предприятия появляется экономический риск как возможность возникновение санкций ввиду превышения принятого уровня экологического риска. Реальный экологический риск и вытекающий из него экономический риск, в совокупности отражающие высокую степень неопределенности, назовём экологическим риском фирмы.

Взаимосвязь между экологическим и экономическим рисками предприятия


Экологический риск фирмыДействия предпринимателяРеальный экологический риск Экономический рискЭмиссияЭкологический ущербЭкономическая опасность для фирмы

Существуют две основные ситуации, при которых у предприятия возникают экологические риски. Первая, когда и появление экологического ущерба и его последствия не определены. Вторая, когда экологический ущерб уже наступил, но его экономические последствия лдя предприятия не определены. Если первая ситуация характеризуется наличием как экологического, так и экономического риска, то вторая - наличием лиш экономического риска. Первой ситуации соответствует потенциальный экологический ущерб, второй - фактический. Данное разграничение существенно, так как для этих двух ситуаций необходимы различные стратегии и инструменты менеджмента экологических рисков.


Разновидности экологического ущерба как основа экологических рисков фирмы


УщербА - потенциальныйВ - фактическийИнформационное сообщество1. Субъективно представляемыйЭкологический риск фирмыРеальный экологический риск2. Объективно измеримыйЭкономический рискТранспортировка опасных веществАвария на химическом предприятии

Имеет значение и другая классификация: риск, оцененный научными методами, что приводит к нахождению объективно измеряемого ущерба (например, установленная вероятность аварийной ситуации при транспортировке опасных веществ) и субъективно представляемый и оцененный риск (раздутая средствами массовой информации опасность, связанная с заболеванием крупного рогатого скота) и соответствующий ущерб.


6. Формирование новой экологически чувствительной этики бизнеса


Этика является инструментом разработки жизненных принципов, способах привести людей к корректному моральному поведению и отразить моральные системы, разрабатываемые людьми. Практическая сторона этики состоит в том, что направляется желанием объединить действия и знания. Этика не является чем - то отстранённым от человека. Этические нормы устанавливаются людьми, и необходимость их изменения обусловливает потребность в личностях, сознательных по отношению к себе, остальным и адекватно оценивающих и реагирующих на окружающие условия.

Экологическая бизнес-этика , также представляя собой нормативное знание о действиях людей, устанавливает обязательные с моральных позиций нормы, касающиеся отношения предпринимателей к ОПС, а тем самым и к самой жизни, при чем не только нынешних, но и будущих поколений людей. Экологическая этика формирует пространство социальной ответственности бизнеса - ответственности за ООС и рациональное природопользование, за экологическую безопасность процессов производства и потребеления.

Формирующиеся сегодня представления об экологической этике бизнеса и его социальной ответственности не являються однородными. Могут быть выделены следующие основне подходы:

ü Неоклассический;

ü Интегрированный экономико - этический;

ü Радикально экологический.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Этической основой неоклассического подхода является утилитаризм, который подразумевает оценку действий в свете их влияния на экономическую эффективность и общественное благосостояние. Согласно логике неоклассического экономикса, владелец компании будет принимать решение по «озеленению» бизнеса лишь в том случае, если оно приведет к максимализации прибыли компании с учётом включения в её издержки отрицательных экстерналий.

Поскольку в неоклассической модели в качестве важнейшего оценочного критерия рассматривается лишь критерий эффективности, то не существует причин для выделения природоохранных вопросов в пределы обычного анализа эффективности. В рамках такого подхода не может бать обеспечено удовлетворительное решение, в частности вопросов, связанных с социально справедливым распределением природных ресурсов и удовлетворением экологических потребностей. Природа, её ресурсы, остальные формы жизни в этом случае оцениваются с позиции антропоцентризма , без учёта того, что все живые существа имею определённые права. Кроме того, не обходимо учитывать, что в подавляющем большинстве современных компаний существует различие между собственниками и управляющими. Потому в рамках функционального утилитаризма неоклассической теории индивидуальная этика управляющего компании практически игнорируется, а его менеджериальные усилия, по существу, сводятся к обеспечению максимальной доходности для собственников, что соответствует пожеланиям акционеров, заинтересованных в получении высоких доходов на акции.

Активная критика свойственного неокласскической теории утилитаризма привела к выработке так называемого интегрированного экономико-этического подхода. Согласно взглядам его сторонников, модели принятия управленческих решений, игнорирующие этические факторы, являются ошибочными. И причиной этому служат следующие обстоятельства:

·Во-первых , в том случае, если мы знаем, что переменная оказывает заметное влияние на рассматриваемые проблемы, мы должны включить эту переменную в модель. Индивидуальная этическая аргументация менеджеров, несомненно, оказывает влияние на принимаемые решения. Потому менеджерам, которые решают судьбу доверенной им компании, не следует закрывать глаза на собственные этические и моральные принципы.

·Во-вторых , располагаемые организацией ресурсы зависят от стейк-холдеров, в их руках заключено определенное влияние на фирму. Стейк-холдер менеджер являетя отражением принципов социального экономикса, который в свою очередь исходит из того, что экономика является зависимой от общества, политики, культуры. Индивидуальный выбор зависит не только и не столько от точного вычисления наилучшего варианта, но от эмоций, личных предпочтений, общественных связей и суждений.

·В-третьих , у руководствующихся высокими этическими принципами, социально ответственных фирм существуют следующие возможности улучить свои конкурентные позиции в сотрудничестве и доверии к стейк-холдерам:

- Кооперация с посредниками и озабоченность их делами увеличивает поддержку организации со стороны стейк-холдеров, результатом чего является выработка у посредников доверия к организации, а в конце концов и её поддержка;

- Этическое поведение компании создает предпосылки для сокращения управленческого аппарата и соответствующих издержек. В результате решения, основанные на этических мотивах и не ограничивающиеся принципом разумного эгоизма, оказываются более эффективными, нежели прочие.

Представители радикальных экологических взглядов , прежде всего, обращают внимание на то, что развитие и потребности человеческой личности на самом деле не ограничиваются «ценой, которую они готовы заплатить» за то, что бы получить определённое количество материальных благ. Далеко не последнюю роль в человеческом обществе играют отношения, основанные на взаимном доверии, альтруизме, заботе об окружающих. Ими обращается внимание на то, что существуют абсолютные пределы экспансий экономической подсистемы и продолжения существующего пути развития и поведения в экономической, социально-культурной и экологической сферах.


Выводы


Рассматривать корпоративный менеджмент стоит с той точки зрения, что это система менеджмента <#"justify">·Согласованность действий предприятия, что приводит к реализации методов экологического контроля и менеджмента в кратчайшие сроки;

·Минимизация разобщенности на функциональном уровне, которая может возникнуть при системах экологического менеджмента;

·Интеграционные системы, осуществляющие корпоративный экологический менеджмент, менее ресурсозатратны на разработки и внедрения, чем параллельные;

При подобной реализации процесса интеграции системы достигается большая вовлеченность персонала. Непосредственное внедрение системы менеджмента качества <#"justify">§Поддержание доверительных отношений с общественностью;

§Поддержание имиджа корпорации;

§Соответствие уровням инвесторов или страхователей;

§Повышение уровня контроля затрат;

§Снижение аварийности на предприятии; соответствие нормативным требованиям;

§Повышение показателей экологической и технической безопасности;

§Экономия материалов, сырья и энергии;

§Упрощение механизма получения разнообразных лицензий и полномочий;

§Улучшение ситуации взаимоотношений с органами власти.

Кроме всего вышеперечисленного корпоративный экологический менеджмент подразумевает постоянный контроль и ведение статистики, что в свою очередь позволяет определить факторы, влияющие на производство в целом - те факторы, которые невозможно было оценить, не имея полного набора для статистических исследований. А это позволяет с минимальными затратами регулировать слабые места производства имея лишь картину влияния тех или иных действий на экологический фактор.

Ведение экологического управления на предприятии - неотъемлемая часть современного управленческого подхода.

Список использованной литературы


1.

2.Н. Пахомова, К. Рихтер, А. Эндрес. Экологический менеджмент. - С.-Петербург:„Питер, 2003. - 535 с.

3.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Управление риском проводится с целью снижения его вероятности. Заблаговременное предвидение риска и своевременное принятие мер по его снижению (усилению его защищенности) и является управлением риском. Под управлением риском понимается процесс рационального распределения затрат на снижение различных видов риска, обеспечивающий достижение такого уровня безопасности населения и природной среды, какой только достижим в существующих в данном обществе экономических и социальных условиях.

Этапы управления рисками:

Описание экологического риска

Определения приемлемого уровня риска

Выбор необходимых действий для надзора и снижения рисков, в зависимости от экологического состояния факторов окружающей среды, показателей здоровья населения

Анализ затрат-выгод существующих рисков и планируемых мер по их наблюдению, предотвращению и сокращению

Определение приоритетов, в зависимости от описания факторов риска

Принятие решений по предотвращению, наблюдению и уменьшению экологических рисков

Осуществлению решений

Контроль над осуществлением данных решений, который проводится Гос.Экол. Инспекциями

Подведение итогов полученных результатов

Существует три метода по управлению экологическими рисками

1. Метод предотвращения риска , основывается на контроле экологического риска и может осуществляться следующими путями:

Предотвращение ситуаций риска, посредством устранения всех его предпосылок

Сокращение экологических затрат, посредством соблюдения всех экологических нормативов

Передача контроля над экологическими рисками, посредством передачи прав собственности компаниям, которые загрязняют окружающую среду, а также передача ответственности риска другим лицам, в особенности страховым компаниям

2. Метод компенсации экологических рисков, относится к деятельности, которая уже произошла и повлекла за собой ущерб, который должен быть восстановлен.

3. Метод страхования экологических рисков , включает в себя самострахование. Направлен на создание страховой защиты на случай причинения страхователям ущерба в результате внезапного сверхнормативного загрязнения окружающей среды (земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна). Компенсация ущерба возможна только в виде денежных сумм.

Тема 3

Экологические субсидии

Экономический механизм по защите окружающей среды, включает в себя совокупность инструментов по управлению природными ресурсами, которые влияют на расходы и доходы пользователей и загрязнителей ресурсов окружающей среды.

Система экономических инструментов природоохранной

деятельности включает в себя:

Налоговую политику;

Субсидии и льготное кредитование;

Ускоренную амортизацию фондов природоохранного назначения;

Продажу прав на загрязнение;

Использование принципа «залог-возврат»;

Платежи за загрязнение и размещение отходов.

Экологическая субсидия – это выплата или налоговая льгота, предназначенная для покупки природоохранного оборудования или реализации природоохранных мероприятий. В отличие от налогов и штрафов, которые являются инструментом наказания субъектов, загрязняющих окружающую среду, субсидии предназначены для поощрения их природоохранной деятельности. Они могут выступать в виде прямых выплат, дотаций, налоговых льгот и займов с пониженной процентной ставкой. Экологическая субсидия выступает в двух основных формах: субсидия на приобретение природоохранного оборудования и субсидия на единицу снижения уровня загрязнения.

Типы экологических субсидий:

Безвозмездных пособий для иностранных грантов и бюджетные пожертвования

Кредиты на длительный период погашения

Кредиты с низкой процентной ставкой

Субсидирование процентных выплат по банковским кредитам

Сокращение экологических налогов для определенных загрязнителей

Снижение на некоторые категории налогов

Дополнительный доход от реструктуризации налоговой системы в неблагоприятной экологической зоне

Гарантии по кредитам (коммерческие кредиты) для загрязнителей, которые неответственность лишь за часть затрат на оборудование по очистке

Помощь частным загрязнителям, что является пропорциональным со снижением уровня загрязнения

Затраты на исключительные случаи

Источники субсидий

1. Экологические налоги, собираются с владельцев и загрязнителей окружающей среды

2. Внебюджетные экологические фонды

3. Международные кредитные институты, которые финансируют программы и экологические проекты

4. Государственный бюджет, к которому обращаются, тогда, когда собранная сумма налогов является меньшей по сравнению с расходами, которые затрачены на обеззараживание, поддержание и улучшение факторов окружающей среды

5. Местные бюджеты и фонды

6. Коммерческие банки и другие финансовые и банковские учреждения

7. Добровольные фонды

Из международных кредитных учреждений, которые предоставляют экологические субсидии можно выделить: Всемирный Банк, Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк.

Преимущества экологических субсидий.

Поучается двойной эффект – поддерживается ритм роста продукции, для удовлетворения потребностей потребителя, в особенности тех продукций, которые имеют низкую степень замещения (пищевая продукция, определённые металлы и др), а также максимальное уменьшение или устранение ущерба окружающей среде.

Недостатки

Основной недостаток субсидий состоит в нестимулировании затрат интернализации загрязнения окружающей среды или чрезмерного ее использования.

Субсидии являются дорогостоящими и требуют средств, которые часто не возмещаются, увеличивая в несколько раз разницу между предельно-социальными и предельно-частными издержками, отрицательные экологические экстерналии

Привлечение большого количества экономических агентов, в последствии возрастает объем загрязнения, и возрастают затраты на дальнейшее восстановление окружающей среды

Плохо стимулируют новые технические инновации

Под субсидиями понимается возможность загрязнения, использовать природные ресурсы в недопустимых пределах

Распределение субсидий требует разработку нормативных актов, которые должны обеспечивать надлежащий контроль по их использованию,постоянный контроль над неправительственными организациями по защите окружающей среды и местного населения.

Субвенции -вид государственного финансового пособия местным органам власти или отдельным отраслям хозяйства, предоставляемые на определенные цели на безвозмездной основе

Субвенции – это некоторые суммы средств, которые выделяются из бюджета высшего уровня по решению государственного органа власти на безвозмездной и безвозвратной основе в бюджет низшего уровня. Однако данные денежные суммы должны быть израсходованы на определенные цели.


Похожая информация.


управление экологический риск

Среди мероприятий, направленных на управление качеством окружающей среды, в соответствии с нормами современного российского экологического права выделяют административно-правовые, экономические и информационные инструменты (Пашков, 1997). При этом к первым относят в числе других экологическое нормирование (в т. ч. нормирование качества окружающей среды) и стандартизацию, экологический учет и контроль, экологическую экспертизу и сертификацию, экологическое планирование и лицензирование деятельности в экосфере. Экономическими рычагами в экоуправлении являются различные принудительные и стимулирующие мероприятия, к которым относят экологические платежи и налоги (в т. ч. налоговые льготы), финансирование обеспечения экобезопасности, природоохраны и рационального природопользования, экологическое страхование и ряд других. К третьей группе могут быть отнесены экологический мониторинг (в т. ч. мониторинг качества окружающей среды), экологические исследования, экологическое прогнозирование и картографирование, геоинформационные системы (ГИС), а также экореклама, экологическое образование и другие информационные мероприятия в экологической сфере деятельности.

Гармонизация подходов управления безопасностью (управления риском) и нормативно-правовых основ системы управления, существующих в РФ и за рубежом, представляет собой первоочередную задачу для нашей страны и может иметь принципиальное значение как для обоснования приоритетов экологической политики, следовательно, рационального и эффективного вложения средств на снижение загрязнения окружающей среды и максимальное уменьшение риска, так и для создания благоприятного инвестиционного климата в отношении России.

Информационные методы управления. Существенным этапом процесса поиска вариантов снижения риска является прогнозирование изменения параметров имеющейся ситуации и моделирование поведения рассматриваемого объекта. Под научным прогнозом понимают высказывание в виде вероятностного утверждения о зависящем от неопределенных или неизвестных факторов поведении некоторой системы в будущем, сделанное на основании изучения и обобщения опыта прошлого с использованием интуитивных представлений о развитии данной системы в будущем. Научные прогнозы делаются экспертами -- специалистами в рассматриваемой области. В основе прогнозных экспертиз лежит особая научная дисциплина -- прогностика. Часто вместо термина “научный прогноз” употребляют термин “экспертные оценки”.

Сущность метода экспертных оценок заключается в том, что специалистам предлагают ответить на вопросы о будущем поведении объектов или систем, характеризующихся неопределенными параметрами или неизученными свойствами. Экспертные оценки оформляются в виде качественных характеристик или количественных значений вероятностей рассматриваемых событий или процессов, отнесенных к определенному отрезку времени. Важное значение при этом придается формированию оценочной шкалы, используемой экспертами. В настоящее время известно несколько десятков методов экспертных оценок, наиболее известный из них -- коллективное обсуждение и согласование по методу Дельфи. Метод экспертных оценок применяется для решения задач, связанных с управлением риском (например, по планированию систем обеспечения технологической, экологической и социальной безопасности некоторого объекта) в тех случаях, когда строгий расчет невозможен из-за наличия принципиальных неопределенностей. Широко используется метод деревьев. Метод деревьев особенно эффективен в тех случаях, когда сложная проблема может быть расчленена на то или иное количество сравнительно простых задач, каждая из которых решается отдельно, после чего производится своеобразный синтез сложного решения. К числу его достоинств относятся удобство и наглядность графического представления, а также существенное облегчение расчетов на компьютерах (Ваганов, 2001).

Получение объективной информации о состоянии окружающей среды возможно путем осуществления процедуры мониторинга.

Мониторинг окружающей природной среды - это постоянные, непрерывные комплексные наблюдения за ее состоянием - загрязнением, природными явлениями, которые происходят в ней, а также оценка и прогноз состояния окружающей природной среды и ее загрязнения.

биосферный (глобальный) - слежение за общемировыми процессами и явлениями в биосфере Земли и предупреждение о возникающих экстремальных ситуациях;

медицинский (санитарно-токсикологический) - слежение и контроль за показателями качества окружающей среды, соблюдение которых обеспечивает условия, благоприятные для жизни и безопасные для здоровья; прогноз состояния здоровья населения в условиях многофакторного воздействия окружающей среды;

импактный - слежение за природными процессами и явлениями, а также их изменениями под влиянием антропогенных факторов в особо опасных для состояния природной среды районах и точках:

  • - чрезвычайных ситуаций (при угрозе и возникновении аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий);
  • - локальный (наблюдение за воздействием на окружающую среду промышленных объектов или отдельных источников);

биологический - слежение за биологическими объектами (растительностью и животным миром) с помощью биоиндикаторов, чаще всего на базе биосферных заповедников;

базовый (фоновый) - слежение за общебиосферными, в основном природными, явлениями без наложения на них региональных антропогенных воздействий. Объектами наблюдения и контроля являются атмосферный озон, сейсмический режим на территории страны, физические явления и факторы (акустические, вибрационные, инфразвуковые, электромагнитные);

экологический - это мониторинг окружающей среды, при котором, во-первых, обеспечивается постоянная оценка экологический условий среды обитания и биологических объектов, а также оценка состояния и функциональной деятельности экосистем; во-вторых, создаются условия для определения корректирующих действий в тех случаях, когда целевые показатели экологических условий жизни не достигаются.

Главная цель экологического мониторинга состоит в обеспечении современной и достоверной информацией системы управления экологической безопасностью. Он ориентирован также на информационное обслуживание конкретных проектов, международных соглашений в области охраны окружающей среды (Масленникова, 2007).

Административные методы. Управление экологическими рисками производится путем разработки и применения нормативно-правовых актов, в которых устанавливается эколого-правовая ответственность. Правовые отношения в области обеспечения экологической безопасности определены в следующих законах Российской Федерации:

Об охране окружающей среды, 2002

Об экологической экспертизе, 1995

О промышленной безопасности, 1997

О гидрометеорологической службе, 1998

О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, 1999

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, 1993 (с изменениями 2.12.2000)

О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, 1994

О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности, 1996

О ратификации Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением, 1995

О безопасном обращении с пистицидами, 1997

О безопасности гидротехнических сооружений, 1997

Об отходах производства и потребления, 1998 (Матвеев, 2003)

Принятый в 1997 г. Закон Российской Федерации «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» предусматривает, что предприятие, являющееся источником повышенной опасности, обязано обеспечить меры по защите населения и окружающей среды от опасных воздействий. В этом законе также вводится порядок лицензирования опасных производств и рассматриваются возможности отзыва или приостановления лицензии в случае невыполнения требований промышленной безопасности или несоответствия принятым нормативам. Кроме того, в этом законе впервые в России было введено обязательное экологическое страхование, представляющее собой страхование ответственности за причинение вреда (например, аварийного загрязнения окружающей среды) при эксплуатации опасного производственного объекта. Экологическое страхование следует считать важной составной частью механизма управления экологическими рисками.

Стандарты серии ISO 14000 послужили основой стандартов в области экологического менеджмента, принятых в Российской Федерации:

ГОСТ Р ИСО 14001-98. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению.

ГОСТ Р ИСО 14004-98. Системы управления окружающей средой. Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования.

ГОСТ Р ИСО 14010-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы.

ГОСТ Р ИСО 14011-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Процедуры аудита. Проведение аудита для систем управления окружающей средой.

ГОСТ Р ИСО 14012-98. Руководящие указания по экологическому аудиту. Квалификационные критерии для аудиторов в области экологии (Ваганов, 2001).

Планирование - одна из важнейших функций менеджмента, в том числе и экологического. Под планированием понимается разработка мероприятий по природопользованию и охране окружающей среды и распределение объема их выполнения применительно к временным интервалам и территориям.

В последние годы планирование и финансирование природоохранных мероприятий осуществляются по федеральным целевым программам. В качестве примера можно привести Постановление Правительства РФ «О государственной комплексной программе повышения плодородия почв России». С целью выполнения решений Конференции ООН в Рио-де-Жанейро (Бразилия, 1992 г.) по окружающей среде и развитию в России разработан «Национальный план действий по окружающей среде». На предприятиях мероприятия по охране природной среды должны включаться в бизнес-планы.

Регуляторами природопользования служат так называемые лимиты. Лимитирование - это система эколого-экономических ограничений по территориям, срокам и объемам предельных показателей использования (изъятия) природных ресурсов, выбросов и сбросов в окружающую природную среду загрязняющих веществ и размещения отходов.

Лимитами для выбросов и сбросов загрязняющих веществ служат нормативы качества природной среды. Эти нормативы носят следующие названия:

ПДВ -- предельно допустимые выбросы в атмосферу;

ПДС -- предельно допустимые сбросы в водные источники;

ПДК -- предельно допустимые концентрации;

ПДУ -- предельно допустимые уровни воздействия шума, вибрации, электромагнитных полей;

ПДН -- предельно допустимые нагрузки на природную среду (количество посетителей на экскурсию в заповеднике, нагрузка скота на единицу пастбищных угодий и т.д.).

Hopмативы утверждаются федеральным органом, отвечающим за охрану окружающей среды. Виды хозяйственной деятельности, лимиты и экологические требования при использовании природных ресурсов фиксируются в лицензиях (т.е. разрешениях) на природопользование, выдаваемых органами управления. Существует около 30 видов природопользования, на которые выдаются лицензии. Эксплуатация природных ресурсов без соответствующей лицензии влечет за собой ответственность вплоть до уголовной (Орлов, 2002).

К административно-контрольным методам управления относится экологический аудит. В соответствии с законом «Об охране окружающей среды» экологический аудит -- это независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения субъектом хозяйственной и иной деятельности требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности.

В конкретных случаях экологический аудит может проводиться для выявления потенциальных экологических проблем и оценки риска, связанного с обязательствами владельца предприятия, при обосновании инвестиций в производство с учетом экологических аспектов, для определения направлений повышения эффективности управления природоохранной деятельностью, при изменении собственника предприятия и т.п.

В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению» организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии программы и процедуры периодических аудитов системы управления окружающей средой, проводимых с целью оценки соответствия действующей системы запланированным мероприятиям по управлению окружающей средой (в том числе требованиям самого стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98) и состояния системы с точки зрения ее реализации и поддержания в рабочем состоянии, а также предоставления информации о результатах аудита руководству.

В соответствии с руководящими указаниями стандартов при проведении экологического аудита различают первоначальную и системные проверки. Одним из важнейших пунктов содержания первой экологической проверки должна быть идентификация воздействия на окружающую среду экологических аспектов определенных видов деятельности. При этом идентификация проводится не только в нормальных производственных условиях, но и в чрезвычайных условиях, в условиях аварийной ситуации или несчастного случая.

Программа системных проверок, включая план их проведения, должна основываться на эффективности действий в отношении окружающей среды, результатах предыдущих проверок и соответствующих видов деятельности. Процедура проверки должна включать область ее распространения, периодичность проведения и методику, а также распределение ответственности, требования к проведению проверки и предоставлению отчетов о результатах проверок. Системные проверки представляют собой классический инструмент «постоянного улучшения», так как при правильном проведении они не только гарантируют поддержание уже достигнутого уровня, но и способствуют совершенствованию деятельности по охране окружающей среды.

После проведения на предприятии проверки по охране окружающей среды должно быть составлено заключение о ее результатах (аудиторское заключение).

В аудиторское заключение может быть включена следующая информация, связанная с аудитом:

  • · идентификация проверяемой организации и клиента;
  • · согласованные цели и объем аудита;
  • · согласованные критерии, по которым проводился аудит;
  • · период времени и даты, когда проводился аудит;
  • · идентификация членов аудиторской группы;
  • · идентификация представителей проверяемой организации, участвующих в аудите;
  • · заявление о конфиденциальном характере содержания;
  • · перечень рассылки аудиторского заключения;
  • · краткое изложение процесса аудита, включая любые встретившиеся препятствия;
  • · выводы по аудиту.

Среди многообразных целей экологического аудита особое место занимает сертификация систем управления охраной окружающей среды.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области сертификации, является Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» от 10 июня 1993 г. № 5151-1 (с изменениями и дополнениями от 27 декабря 1995 г. и 31 июля 1998 г.). По этому Закону (ст. 5) системы сертификации создаются государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями, представляют собой совокупность участников сертификации и подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Госстандартом России.

В базовой и наиболее крупной системе сертификации ГОСТ Р, центральным органом которой является Госстандарт Российской Федерации, в настоящее время под сертификацией понимается действие третьей стороны, доказывающее, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция, процесс или услуга соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Закон РФ «О сертификации продукции и услуг» устанавливает обязательную сертификацию (ст. 7), которая предусмотрена в отношении номенклатуры продукции и услуг нормативно-правовыми актами, и добровольную сертификацию (ст. 17), которая распространяется на объекты, не подлежащие обязательной сертификации.

Процесс сертификации предполагает подтверждение соответствия нормативным требованиям по многим направлениям, среди которых особое место занимает обеспечение соответствия требованиям экологической безопасности, как в сфере потребления, так и в сфере производства (Бабина, 2002).

Экономические меры воздействия основаны на использовании материальных (экономических, денежных) интересов. Конкретный экономический метод включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупности. Комплекс взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует экономический механизм управления экологической безопасностью.

Экономический механизм управления экологической безопасностью можно рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле экономический механизм управления -- это система организационно-экономических мер, касающихся природопользования и охраны окружающей среды, что означает наличие взаимосвязанных организационно-административных и экономических мер. Так, планирование, разработка, введение, исполнение и контроль целевых программ природопользования осуществляются с помощью механизма управления экологической безопасностью. В них содержатся элементы экономического воздействия. В частности, контроль за установленными государством нормами осуществляется административными методами, но при этом он сопровождается штрафами и субсидиями, т.е. экономическими воздействиями на природопользователей. В узком смысле экономический механизм включает только собственно экономические меры, без административного воздействия. Например, потребители готовы платить больше за экологически чистые продукты, что стимулирует сельскохозяйственных производителей изготовлять такие продукты.

Механизм управления экологической безопасностью и охраной природной среды в России включает ряд элементов, основными из которых являются:

  • · платежи за использование природных ресурсов;
  • · платежи за загрязнение окружающей природной среды;
  • · платежи за размещение экологически вредных веществ;
  • · система правового и организационного обеспечения экономического стимулирования и экономической ответственности;
  • · система экологических фондов;
  • · система экологического страхования.

Плата за природные ресурсы складывается из трех слагаемых:

  • - выплаты непосредственно за право пользования природными ресурсами;
  • - платежи и штрафы за загрязнение окружающей природной среды;
  • - отчисления на воспроизводство и охрану природных ресурсов.

Мировой опыт показывает, что платность природопользования способствует более рациональному использованию природных ресурсов. Законодательством предусмотрена плата за пользование недрами, водными объектами, лесными и растительными ресурсами, ресурсами животного мира. Платежи за воспроизводство и охрану природных ресурсов служат для компенсации затрат ресурсов в процессе производства.

В России введены платежи за загрязнение окружающей среды. Введено три вида платы:

  • · за выброс в атмосферу загрязняющих экологически вредных веществ,
  • · за сброс загрязняющих веществ в водные объекты или на рельеф местности;
  • · за размещение экологически вредных отходов.

Существенное значение для обеспечения экологической безопасности имеет экономическое стимулирование. Без него выполнение планов и программ в области экологии и рационального природопользования может быть весьма затруднено. Сущность экономического стимулирования природоохранной деятельности заключается в создании у природопользователей непосредственной материальной (денежной) заинтересованности в осуществлении мер природоохранного характера.

В основополагающем документе - «Национальном плане России действий по окружающей среде» поставлена задача разработать научные основы экономического стимулирования рационального использования земель и других природных ресурсов.

Основные виды экономического стимулирования предусмотрены Законом РФ "Об охране окружающей природной среды". К ним относятся льготное налогообложение и кредитование предприятий, установление повышенных норм амортизации основных производственных природоохранных фондов, применение поощрительных цен и надбавок на экологически чистую продукцию.

Для успешного функционирования механизма управления экологической безопасностью необходимо прежде всего финансирование, т.е. обеспечение выполнения природоохранных программ материальными средствами. Оно осуществляется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации, бюджетов органов местного самоуправления; собственных средств предприятий, учреждений, организаций; экологических фондов; фондов экологического страхования; кредитов банков; добровольных взносов населения; других источников.

Цель создания экологических фондов -- формирование независимого от государственного бюджета централизованного источника финансирования природоохранных нужд, дополняющего государственные затраты.

Органичный элемент организационно-экономического механизма управления экологической безопасностью и охраны окружающей природной среды - экономическая ответственность. Закон "Об охране окружающей природной среды" называет возмещение вреда, причиненного природной среде и здоровью человека, одной из задач экономического механизма управления экологической безопасностью и охраны окружающей природной среды. Экономическая ответственность касается юридических лиц.

Одной из актуальных проблем природопользования является научно обоснованный расчет ущерба, причиняемого среде. Полезным инструментом эколога являются математические модели эколого-экономических явлений и процессов (Орлов, 2002).

Управление экологическим риском на уровне предприятия.

Реальным экологическим риском принято называть возможность (угрозы) превышения заданного (в том числе, обязательными экологическими стандартами или определœенными целями предприятия) уровня эмиссии. Он превращается в экономический риск , когда наблюдается превышение эмиссии предприятием общественно принятого и закрепленного в стандартах уровня. Со стороны контролирующих структур для предприятия появляются экономически чувствительные санкции, включая закрытие предприятия, рост издержек вследствие увеличения налогообложения или наложения штрафов, уменьшение доходов и т.п., что является предпосылкой экономического риска как вероятности возникновения санкций ввиду превышения принятого уровня экологической безопасности. Реальный экологический риск и вытекающий из него экономический риск , которые в совокупности отражают высокую степень неопределœенности, в литературе называются экологическим риском фирмы (см. рис. 6.1.).

Существуют две основные ситуации , при которых у предприятия возникают экологические риски .

Первая – когда и появление экологического ущерба и его последствия не определœены.

Вторая – когда экологический ущерб уже наступил, но его экономические последствия для предприятия не определœены.

В случае если первая ситуация характеризуется наличием как экологического, так и экономического риска, то вторая наличием лишь экономического риска. Первой ситуации соответствует потенциальный экологический ущерб, второй – фактический.


Рис. 6.1. Взаимосвязь между экологическим и экономическим

риском предприятия

Данное разграничение существенно, так как для этих двух ситуаций необходимы различные стратегии и инструменты менеджмента экологических рисков.

В корне управления экологическим риском на уровне предприятия находится взаимосвязь базовых разновидностей рисков и соответствующих ущербов (см. рис. 6.2.).

Рис. 6.2. Взаимосвязь между основными разновидностями рисков и соответствующих ущербов как основа риск-менеджмента предприятия (Пахомова Н.В., Рихтер К.К., 2006)

Необходимым условием эффективного риск-менеджмента на предприятии является также наличие хорошо функционирующей информационной системы в виде экологических балансов, анализа сценариев, методов исследования последствий технологий, данных экологического аудита͵ ОВОС и т.д. Вместе с тем, важна и соответствующая подготовка всœей организации и персонала предприятия.

Особенности риск-менеджмента применительно к представленной (см. рис. 6.2.) классификации экологических рисков представлены на рис. 6.3.

Рис. 6.3. Основные разновидности и особенности

риск-менеджмента

(по Пахомовой Н.В., Рихтеру К.К., 2006)

Управление рисками в разных ситуациях может производиться следующим образом (по рис. 6.2.) (по Пахомовой Н.В., Рихтеру К.К. Экономика природопользования и экологический менеджмент, 2006 ᴦ.)

Риск-менеджмент для случая А2. В данном случае мы имеем дело с научно измеренным потенциальным экологическим ущербом . У предприятия есть следующие варианты риск-менеджмента. Важно заметить, что для случая действующего производства избежание или уменьшение возможного риска (при транспортировке радиоактивных отходов это достижимо путем избегания самой транспортировки, ᴛ.ᴇ. либо перерабатывая отходы в месте их образования, либо повышая уровень безопасности и надежности средств транспортировки, либо посредством применения чистых технологий, исключающих образование самих отходов и т.д.).

Также возможно перераспределœение экологических рисков между самим предприятием и стейкхолдерами (к примеру, путем образования вокруг потенциально опасного объекта защитных зон) или заключение договоров с фирмами специализирующимися на выполнении связанных с существенными рисками производственно-технологических операций. При этом стейкхолдерами могут считаться физические или юридические лица, которые с одной стороны, обладают возможностями в процессе реализации своих целœей оказывать на хозяйствующий субъект воздействие, а с другой – сами испытывают на себе воздействие принимаемых субъектом решений.

Риск-менеджмент для случая А1. Субъективно представляемые потенциальные экологические риски в принципе возникают в результате асимметричного распределœения информации между хозяйствующим субъектом и стейкхолдерами. По этой причине основной задачей является преодоление (уменьшение) этой асимметрии. Согласно О.И. Уильямсону (см.: ), средствами решения данной проблемы являются сигналинг и связанное с ним улучшение репутации фирмы .

Под сигналингом принято понимать поведение хозяйствующего субъекта͵ противоположное оппортунистическому (ᴛ.ᴇ. преследующему корыстные интересы), ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ позволяет убедить стейкхолдеров в реальной готовности компании решать свои экологические проблемы. Примерами сигналинга бывают:

Проверяемые самоограничения или обязательства в области ООС;

Долгосрочные, связывающие хозяйствующего субъекта природоохранные инвестиции (к примеру, в строительство водоохранных сооружений);

Экологическийспонсоринг (финансовая поддержка экологических организаций и инициатив);

Условные договоры (к примеру, обязательство автомобильной компании переоборудовать автомобили в случае введения в стране более жестких стандартов на выхлопные газы).

Все эти сигналы должны подтвердить серьезность природоохранных намерений и действий компании и тем самым повлиять на восприятие обществом экологических рисков, связанных с ее деятельностью.

Стратегия улучшения репутации включает в качестве одной из возможностей сигналинг , а также различные формы ʼʼPublicRelationʼʼ .Другим средством улучшения экологической репутации хозяйствующего субъекта является покупка ею так называемого экологически приемлемого портфеля , к примеру, покупка энергетической компанией акций фирмы, занимающейся рециклированием или переработкой отходов.

Риск-менеджмент для случаев В1 и В2. Здесь в качестве фактического рассматривается ущерб, который либо наступил, либо с высокой степенью вероятности наступит. Этот тип риск-менеджмента в основном базируется на использовании и формировании адекватных институтов для регулирования взаимоотношений между предприятием и стейкхолдерами и, в особенности, для регулирования происходящих в рамках этих отношений процессом обмена. Так, посредством заключения трудовых договоров между администрацией и персоналом фирмы можно предусмотреть компенсацию в виде надбавок к заработной плате воздействия на здоровье неблагоприятных условий труда, а тем самым сократить, или ликвидировать неопределœенность для хозяйствующего субъекта͵ связанную с возможностью возникновения со стороны рабочих требований по компенсации ущерба, наносимом) их здоровью. Подобным образом функционируют и институты, регулирующие отношения фирмы с ее политико-административной внешней средой. Примером могут служить выдаваемые предприятию лицензии (разрешения) на загрязнение (в определœенных пределах) окружающей природной среды. Аналогичную роль играют ОВОС и экологическая экспертиза проектов. Последняя, включая как государственную, так и общественную оценку проекта и подтверждая целœесообразность (с экономической, социальной и экологической сторон) его реализации, также выступает средством регулирования отношений между инвестором и соответствующими стейкхолдерами и управления соответствующими рисками. Инструментом риск-менеджмента в рассматриваемом смысле является сертификация систем ЭМ на их соответствие ISO 14 000 (или ЕМАS).

Наряду с достаточно устоявшимися институтами, позволяющими управлять данным видом экологических рисков, существует многочисленная группа стейкхолдеров, отношения с которыми не имеют такой степени определœенности (к примеру, разного рода неформальные экологические организации, местные общины и т.п.). Для регулирования взаимоотношений с ними нужно развивать инновационные институты. Речь в данном случае идет о формировании двусторонних и многосторонних трансакционных отношений. Двусторонние трансакции охватывают договорные отношения между хозяйствующим субъектом и ее разнообразнымистейкхолдерами. При этом дизайн договоров определяется хозяйствующим субъектом и стейкхолдерами самостоятельно, вне прямой связи с существующими в обществе формализованными институтами (экологическими лицензиями, сертификатами, стандартами и т.п.).

Примером многосторонних трансакций может служить институт неформальных дискуссий, где представители различных общественных труни и фирм обмениваются своими позициями (взглядами) для выработки согласованных перспектив решения определœенной экологической проблемы.

Управление экологическим риском на уровне предприятия. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Управление экологическим риском на уровне предприятия." 2017, 2018.

Управление экологическим риском является логическим про­должением оценки и анализа экологического риска. Оно базируется на совокупности политических, социальных и экономических оце­нок полученных величин риска, сравнительной характеристике воз­можных ущербов для здоровья как отдельного человека, так и общества в целом, возможных затрат на реализацию различных ва­риантов управленческих решений по снижению риска и тех выгод, которые будут получены в результате реализации мероприятий.

Управление экологическим риском состоит из четырех элементов.

1. Сравнительная оценка и ранжирование рисков по их вели­
чине, а также социальной и медицинской значимости возможных
последствий для здоровья человека.

2. Определение уровней приемлемости риска.

3. Выбор стратегии снижения и контроля риска.

4. Принятие управленческих решений.

Если на завершающей стадии оценки экологического риска устанавливается степень опасности конкретного вещества при оп­ределенных условиях, то на начальном этапе управления экологи­ческим риском проводится сравнительная характеристика рисков с целью установления приоритетов - выделение круга вопросов, тре­бующих первоочередного внимания, определение вероятности и ус­тановление последствий. Этот этап управления риском включает в себя определение уровней вероятности развития нарушений состоя­ния здоровья и анализ их причинной обусловленности.

Управление риском может осуществляться несколькими путями:

1. Абсолютный контроль - снижение риска до нуля. Данный подход используется в случае существования реальной возможности полного предотвращения воздействия особо опасного химического ве­щества, например, путем запрета его производства и применения.

2. Снижение риска до разумного максимального технически и экономически достижимого уровня. Данный подход достаточно субъективен, так как требует аргументации понятий «разумность» и «максимальность». Применение данного подхода должно обязатель­но сопровождаться оценкой возможных ущербов для здоровья, так как в противном случае невозможно оценить соотношения «затраты- выгода».



3. Применение концепции минимума, т.е. снижение риска до такого уровня, который воспринимается абсолютно всеми как прак­тически нулевой.

4. Установление риска на приемлемом для каждого индивидуу­ма и общества в целом уровне («адекватный запас безопасности»).

При анализе приемлемости риска учитываются:

Выгоды от использования конкретного вещества (например, увеличение урожайности благодаря использованию пестицидов);

Расходы, связанные с регулированием применения этого вещества (полным или частичным запретом, заменой его другим препаратом и т.п.);

Возможность осуществления мероприятий с целью умень­шения потенциального негативного воздействия вещества на окру­жающую среду и здоровье человека.

Для установления приемлемости риска широко используется метод экономического анализа «затраты-выгода». Однако понятие приемлемости определяется не только результатами экономическо­го анализа, но и большим числом политических и социальных фак­торов, включая восприятие экологического риска различными груп­пами населения.

Стратегия контроля уровней экологического риска предусмат­ривает выбор мероприятий, в наибольшей степени способствующих минимизации или устранению риска. Такие типовые меры могут включать:

Использование предупредительных маркировок (надписей, наклеек, ярлыков);

Ограничение числа лиц, находящихся в зоне источника риска;

Ограничение сферы использования источника риска или территорий с такими источниками (например, запрет использования загрязненньгх участков территории для рекреационных целей);

Полный запрет производства, применения и ввоза опреде­
ленного химического вещества или использования данного техно­
логического процесса или оборудования.

В задачи управления экологическим риском, наряду с разра­боткой приоритетных мероприятий по устранению и снижению риска, входит выбор стратегии периодического или постоянного мо­ниторинга экспозиций и рисков. Данные виды мониторинга выпол­няют следующие функции:

Контрольную (сравнение с предельно допустимыми или приемлемыми уровнями);

Сигнальную (быстрое реагирование на возникновение опас­ной ситуации);

Прогностическую (возможность предсказания рисков);

Инструментальную (как средство для распознавания и клас­сификации наблюдаемых явлений).

Разработка системы управления экологическими рисками в техногенных системах требует определения характерных компонен­тов производства и значимых экологических аспектов деятельности того или иного предприятия, оказывающих негативное влияние на окружающую среду и здоровье населения, наличия информацион­ной системы с целью распространения результатов определения уров­ней рисков для здоровья человека среди заинтересованной части населения (например, среди врачей, лиц, принимающих управленчес­кие решения, научных сотрудников, населения и общества в целом).

Передача и распространение информации о риске является естественным продолжением процесса оценки риска. Оценка риска не имела бы смысла, если бы получаемые при этом результаты не доводились тем или иным образом до сведения тех, кто причастен к решениям по снижению риска.

Результаты, полученные в процессе оценки риска, должны быть представлены таким образом, чтобы они были доступны для неспе­циалистов, представителей прессы и населения, позволяли выявить общественное мнение о воздействии текущей или намечаемой хо­зяйственной деятельности.

При распространении информации о риске необходимо при­нимать во внимание особенности восприятия риска разными груп­пами населения. Если специалисты в оценке риска руководствуются

количественными характеристиками и профессиональной информа­цией, то население в своем восприятии риска ориентируется не только на его количественные характеристики и возможные последствия для здоровья, но и на уже сформировавшееся мнение общественности.

Важным фактором, влияющим на восприятие информации о риске, является уточнение добровольного характера риска. Населе­ние всегда больше волнует вынужденный, а не добровольный риск. Поэтому к факторам, повышающим чувство опасности и, как след­ствие, вызывающим большее «возмущение», относятся такие, как вдыхание воздуха, загрязненного промышленными химическими веществами (искусственный риск), катастрофические утечки газо­образных ядовитых веществ (катастрофический риск), микроорга­низмы, созданные методами генной инженерии (экзотический риск), риск, связанный с отсутствием видимых преимуществ (строитель­ство каких либо предприятий рядом с жилыми домами).

Реакция человека или группы людей на риск определяется как индивидуальными факторами, так и факторами, характеризующими сам риск или информацию о нем.

Индивидуальные факторы, влияющие на восприятие риска, подразделяются на следующие группы:

Личностные особенности;

Эмоциональное состояние.

Факторы, связанные с самим риском, характеризуются:

Происхождением опасности и теми последствиями, к которым может привести риск;

Выраженностью риска для индивида или группы лиц;

Выраженностью последствий риска;

Вариабельностью информации о риске, получаемой из различных источников.

Информирование населения об экологическом риске является неотъемлемой частью системы управления рисками. При этом ин­формирование представляет собой процесс взаимодействия в ходе обмена данными и мнениями относительно риска между отдельны­ми лицами, группами людей и учреждениями.

Основные правила распространения информации об экологи­ческом риске основаны на максимальном привлечении обществен­ности к квалифицированному и доброжелательному обсуждению проблем, связанных с оценкой этого риска. Данные правила форму­лируются следующим образом.

Относиться к общественности как к законному партнеру и обеспечивать ее участие в решениях, относящихся ее жизни и систе­ме ценностей. Это правило основывается на убеждении, что населе­ние имеет право участвовать в решениях, непосредственно касающихся его жизни. Информирование общественности должно быть организовано так, чтобы ее участие было продуктивным.

Учитывать интересы различных групп населения, тщатель­но планировать передачу информации. Общаясь с той или иной груп­пой населения, следует тщательно планировать передачу ей информации о риске, так как многочисленные группы людей пре­следуют свои особые интересы и имеют свои собственные заботы. Например, жителей, проживающих вблизи от химического предпри­ятия, мало будет интересовать количество случаев смерти на 1 тонну выпуска продукции завода. Их будет интересовать, каков риск забо­левания для них и их детей.

Прислушиваться к тому, что беспокоит население. Люди станут прислушиваться к специалистам лишь тогда, когда специа­листы начнут прислушиваться к голосу граждан. Людей, как прави­ло, больше волнуют такие вопросы, как социальная справедливость, наличие работы, ответственность должностных лиц, чем статистические данные о смертности и заболеваемости. Следует вникнуть в то, что их беспокоит, и дать понять, что вы об этом знаете.

Добиться доверия населения. При распространении инфор­мации необходимо быть честным, не преуменьшать и не преувеличивать степень риска, пытаясь, например, решить задачу финан­сирования научных исследований. Не пытаться ответить на вопро­сы, недостаточно изученные или спорные. Быть готовым ответить: «Я не знаю». Не высказывать ненаучную точку зрения по проблемам, связанным с качеством окружающей среды и ее воздействием на здо­ровье.

Координировать свою работу и сотрудничать с другими надежными партнерами. В случаях разногласий по поводу факторов

риска ученым следует стремиться выработать единую точку зрения, прежде чем информация будет предоставлена населению.

Учитывать запросы средств массовой информации. Спе­циалисты по оценке риска и регулированию должны быть доступны для корреспондентов, так как пресса является основным передаточ­ным звеном информации.

Выражать свои мысли четко и понятно. Необходимо старать­ся реже использовать специальные термины и профессиональный жар­гон, не перегружать информацию статистическими данными.

При передаче и распространении информации об экологичес­ком риске могут возникнуть ошибочные представления о роли са­мой информации, освещающей риск. Например, ошибочным является представление о том, что распространение информации о риске якобы не всегда способствует разрешению конфликтной си­туации и упрощает принятие управленческих решений по контро­лю риска. Это связано с тем, что не всех людей объединяют общие интересы и общие системы ценностей. Управленческие решения по контролю риска могут устраивать одних людей и совсем не устраи­вать других.

Большие возможности в управлении риском предоставляет экологический менеджмент. В течение 90-х годов подавляющее боль­шинство ведущих зарубежных промышленных компаний продемон­стрировали существенные результаты в области уменьшения отрицательного воздействия на окружающую среду при одновре­менном увеличении объемов производства, снижении удельных рас­ходов сырья и материалов, экономии энергоресурсов, повышении качества продукции. Экологическая деятельность как одна из со­ставляющих сбалансированного развития становится все более эко­номически оправданной, позволяя предприятиям использовать связанные с ней разнообразные прямые и косвенные преимущества и выгоды.

Развитие экологического менеджмента становится общеприз­нанным путем практического решения экологических проблем и снижения экологического риска в техногенных системах. Экологи­ческий менеджмент можно определить как процесс и результат ини­циативной деятельности экономических субъектов, направленной на последовательное улучшение в достижении их собственных эколо гических целей и задач, разработанных на основе самостоятельно принятой экологической политики. Характерными особенностями данного процесса являются:

Возрастание экологической ответственности предприятий вследствие общемировой тенденции к сокращению вмешательства государства в экономику, стимулирования частной инициативы и создания глобальных рынков;

Переход предприятий от пассивной позиции в решении эко­логических проблем, определяемой требованиями государственно­го экологического контроля, к активной позиции, в значительной степени определяемой собственными целями и задачами;

Расширение границ инициативной экологической деятель­ности предприятий;

Перенос приоритетов в действиях с «конца трубы» (очист­ка сточных вод, отходящих газов, размещение и удаление отходов) непосредственно на источники образования отрицательного воздей­ствия на окружающую среду (использование ресурсов, технологи­ческие процессы, организация производства);

Установление прямой взаимосвязи экологической деятель­ности с возможностями привлечения инвестиций, развитием произ­водства, экономией и сбережением ресурсов, снижением потерь, повышением качества продукции и ее конкурентоспособностью;

Максимальное использование беззатратных и малозатрат­ных методов и средств для решения экологических проблем; акти­визация внутренних неиспользуемых резервов и возможностей;

Открытая демонстрация предприятием экологических це­лей, задач и достигнутых в соответствии с ними результатов, вклю­чая и отрицательные результаты;

Активное сотрудничество со всеми заинтересованными в экологических аспектах деятельности предприятия лицами и сторо­нами (от инвесторов, акционеров и деловых партнеров до потреби­телей, общественности и конкурентов).

Практической основой деятельности предприятий в области экологического менеджмента является предотвращение негативно­го воздействия на окружающую среду. К ее характерным направле­ниям относятся:

Экономия сырья, материалов, энергетических ресурсов;

Сокращение технологических потерь, потерь при склади­ровании и транспортировке, неучтенных потерь и т.п.;

Сокращение потребления чрезвычайно опасных и высокоопасных веществ и материалов;

Использование вторичных ресурсов;

Усовершенствование основных и вспомогательных техно­логических процессов с целью сокращения источников образования загрязняющих веществ, отходов и других вредных факторов воздей­ствия на окружающую среду;

Организация потоков загрязняющих веществ и отходов;

Рециклинг (переработка и использование отходов производ­ства и потребления, производство побочной продукции);

Сокращение ситуаций с повышенным экологическим рис­ком (аварийного воздействия на окружающую среду);

Подготовка к деятельности и деятельность в условиях ава­рийного воздействия на окружающую среду; ликвидация экологи­ческих последствий аварий;

Экологическое образование персонала предприятия с целью повышения экологической культуры и снижения экологических рис­ков для персонала;

Повышение эффективности производственного экологичес­кого мониторинга.

Эффективная деятельность предприятия в сфере экологичес­кого менеджмента рассматривается как основная гарантия экологи­ческой безопасности и возможности управления экологическими рисками в процессе проектирования, строительства и эксплуатации промышленных объектов. Развитие деятельности в области эколо­гического менеджмента позволит не только решать конкретные эко­номические и природоохранные задачи, стоящие перед отдельными предприятиями и страной в целом, но и вовлечь неиспользуемый потенциал России (в том числе культурный, интеллектуальный, пред­принимательский) в решение национальных и мировых экологичес­ких проблем.

Практические занятия:

Модуль 2. Основные принципы обеспечения безопасности человека и окружающей среды

№1. Глобальные экологические проблемы: климатические изменения, разрушение озонового слоя, загрязнение природных вод органическими веществами и др.

Защитные механизмы природной среды и факторы, обеспечивающие ее устойчивость. Динамическое равновесие в природной среде. Гидрологический цикл, круговорот энергии и вещества, фотосинтез.

№2. Диагностика и химико-аналитический контроль объектов окружающей среды. Предельно допустимые концентрации. Санитарно-гигиеническое нормирование. Показатели качества окружающей среды. Оценка воздействия на окружающую среду. Пути превращения загрязнителей в окружающей среде

№ 3. Индивидуальный и коллективный риск. Уровень риска. Распределение риска среди населения. Восприятие рисков и реакция общества на них.

Сравнение и анализ рисков в единой шкале. Неопределенности в оценках риска. Риски от воздействия нескольких опасностей. Суммарный риск.

№ 4. Применение логических методов анализа – дерева отказов, дерева событий.

№ 5. Характер и масштабы стационарных и аварийных химических выбросов. Динамика и прогнозы. Анализ причин возникновения аварий на ХТО. Оценка последствий.

Модуль 3 . Основные направления и методы борьбы с загрязнения ми окружающей среды.

№ 6. Методы очистки сточных вод. Методы очистки атмосферы.

№ 7. Утилизация производственных твердых отходов.

№ 8. Методы локализации, консервации, захоронения радиоактивных отходов.

Измена жены