T26E4 SuperPershing: кривая американская мечта. Тяжелый танк T26E1 Super Pershing Дилемма: фарм на ББ или нагиб на БП

Начиная с самой высадки в Нормандии, английские и американские войска время от времени стали встречать новый немецкий танк PzKpfw VI Ausf. B Tiger II, также известный под названием Königstiger. Общепринятый перевод второго названия – «Королевский тигр», хотя правильно это слово переводится как «бенгальский тигр». Королевско-бенгальские «Тигры» имели превосходную защиту и отличную для того времени 88-миллиметровую пушку. Если бы не малое количество выпущенных танков этого типа – менее пяти сотен – солдаты всех стран антигитлеровской коалиции получили бы много проблем. Однако в конце лета 1944 года американское командование еще не располагало информацией о темпах производства, поэтому ответные меры приняли соответствующий характер.

С начала 44-го года сотрудники арсенала Watervliet работали над новым буксируемым противотанковым орудием. Пушка T15 имела калибр 90 миллиметров и, согласно предварительным расчетам, могла поражать «Пантеры» на расстоянии около двух километров. Для пробития лобовой брони «Тигра-2», соответственно, требовалось подпустить его немного ближе. Такие хорошие показатели быстро заинтересовали американских военных и те потребовали завершить разработку орудия в максимально сжатые сроки. Сотрудники Watervliet, собирая опытные пушки, применили оригинальный подход. На складе арсенала имелось несколько заготовок для пушек схожего калибра. Вскоре две из них были переделаны под диаметр канала в 90 миллиметров и соединены с прочими механизмами пушки. Два таких орудия получили индекс T15. Пробные стрельбы на Абердинском полигоне в течение нескольких недель наглядно показали правильность расчетов. Так, дальность пробития плиты, эквивалентной лобовому листу «Пантеры», снарядом T44 превышала 2300 метров. Пушки рекомендовали к серийному производству.

Во время испытаний орудий T15 кто-то из военных обмолвился, мол, вот бы такую пушечку, да на танк… Сказано – сделано. Работники Абердинского полигона проконсультировались с конструкторами-пушкарями и вскоре поставили орудие на тяжелый танк M26 Pershing версии T26E1. В этом деле абердинским испытателям помогали сотрудники компании Wellman Engineering. Испытания нового танка провели прямо на месте сборки, все на том же Абердинском испытательном полигоне. Пушка для танка получила индекс T15E1

Ходовая часть немного обновленного танка не изменилась. Восьмицилиндровый бензиновый двигатель Ford GAF мощностью до 500 лошадиных сил обеспечил танку скорость по шоссе до 30-35 километров в час. Это было немного меньше, чем у исходного «Першинга». На то были свои причины и они заключались в следующем. Танк, получив новую пушку, «потолстел» на пару тонн. Дело в том, что новое орудие имело более длинный ствол длиной в 73 калибра. Вдобавок к этому пушка оснащалась дульным тормозом, который оказывался вынесенным на длинном рычаге. Из-за этого пришлось серьезно переработать башню. Во-первых, убрали башенную укладку боекомплекта, на место которой поместили противовес. Во-вторых, на верхней части башни поставили два балансира пружинной конструкции. Это было очень неудобно для боевой эксплуатации, но достаточно для испытаний. Несмотря на выросшую длину машины с пушкой, она смогла сохранить неплохие характеристики, хотя из-за противовеса, длинного ствола и балансиров немного уменьшилась максимальная скорость. Тем не менее, такую жертву во имя огневой мощи посчитали допустимой.

Другую же особенность нового танка, которая влияла на удобство эксплуатации, посчитали непригодной для того, чтобы оставлять. Снаряды для орудия T15E1 имели длину не менее 125 сантиметров. Обращение с такими боеприпасами было не очень удобным даже в родной башне «Першинга». Что касается танков T26E1, то их орудие имело более массивный казенник и никакой речи о быстром заряжании пушки теперь не шло. Из-за этого военные потребовали сделать новый боеприпас с раздельным заряжанием. За основу для нового раздельного выстрела взяли снаряд T33, а позже аналогичным образом был переделан T44. Пушка также подверглась некоторым изменениям, связанным с новым способом заряжания. Обновленное орудие обозначили индексом T15E2.

Одновременно с переделкой снарядов и пушки инженеры американские конструкторы привели экспериментальный танк в более приличный вид. Новая модификация получила наименование T26E3. С предыдущего прототипа взяли идею с противовесом на месте укладки, а пружинные балансиры заменили гидропневматическими. Большая эффективность новых компенсирующих устройств позволила убрать их внутрь башни и не подвергать опасности быть поврежденными огнем противника. Система крепления орудия T15E2 позволяла наводить его по вертикали в пределах от -10° до +20°. В боеукладках размещалось до 54 снарядов и гильз различных типов.

Второй прототип тяжелого танка с 90-мм пушкой был готов к концу 1944 года. Интересна судьба первого опытного T26E1. Сразу после испытаний на полигоне его быстро отправили в Европу, дабы проверить в реальных условиях. В январе 45-го этот танк был доработан в полевой мастерской 3-й танковой дивизии. С подбитой «Пантеры» срезали лист брони и поставили на лоб корпуса своего танка. Кроме того, подобным образом была усилена и защита башни. После этих доработок танк еще раз потерял часть скорости, зато приобрел прозвище: Super Pershing. В кустарно доработанном виде «Супер Першинг» с унитарным заряжанием впервые пошел в бой. Конечно, обращение с пушкой было не совсем удобным, но ее огневая мощь с лихвой компенсировала все прочие проблемы.

«Супер Першинг» открыл свой боевой счет в феврале 45-го. Первой пораженной целью был, предположительно, PzKpfw IV последних серий. Далее экипаж экспериментальной машины подбил несколько немецких танков. Во время боев Super Pershing получил несколько незначительных повреждений: благодаря мощной пушке он мог атаковать вражескую бронетехнику на таких дальностях, на которых немецкие танкисты не могли вести уверенный огонь. «Жемчужиной коллекции» экипажа T26E1 стал тот самый Königstiger. Столкновение тяжелых танков закончилось победой американцев. Правда, этот эпизод вряд ли можно назвать показательным. Дело в том, что американские танкисты поймали момент, когда Tiger II, заезжая на обломки какого-то здания, на несколько секунд «показал» свое днище. Именно в эту деталь и пришлось попадание.

Второй прототип «Супер Першинга» задержался на испытаниях и на фронт не попал. Зато благодаря ему военное руководство США в марте 45-го приказало вместо очередных танков M26 «Першинг» выпустить тысячу штук обновленных машин с орудием T15E1. К моменту окончания подготовки серийного производства нацистская Германия была повержена. Заказ на новые танки внезапно ограничили пробной партией в 25 штук. Эти бронемашины разошлись по испытательным полигонам, где применялись для различных целей, связанных с разработкой новых систем защиты танков – 90-мм орудие имело достаточную мощь для того, чтобы имитировать перспективные противотанковые пушки. По непроверенным данным, несколько «Супер Першингов» побывало в Корее, где они столкнулись с советскими Т-34. Информации о результатах таких боев нет.

Экипаж: 5 человек

Габариты:
Длинна без орудия: 6327 мм
Длинна с орудием: ~10577 мм
Ширина: 3510 мм
Высота: 2780 мм

Вооружение:
Основное: 90мм пушка Т15Е1 L\73 или Т15Е2 L\73; боекомплект - 54 выстрела
Дополнительное: 2 пулемёта 30-го калибра M1919A4 (курсовой и спареный) и зенитный пулемёт 50-го калибра; боекомплект - 5000 и 550 патронов соответственно

Бронирование:
Корпус:
Лобовое (верхнее): 102mm 44°
Лобовое (нижнее) : 76mm 37°
Бортовое: 76mm 90° & 51mm 90°
Кормовое: 51mm 80° & 19mm 28°
Верхнее: 22mm 0°
Нижнее: 25mm 0° & 13mm 0°
Башня:
Лобовое: 102mm 90°
Маска пушки: 114mm 90°
Бортовое: 76mm 82° - 90°
Кормовое: 76mm 85° - 90°
Верхнее: 25mm 0°
Произведено: 25 единиц (2 до окончания войны в Европе)

Характеристики орудия T15E2:

Снаряд HE T42, нач. скор. 975 м/с.

Снаряд AP T43, нач. скор. 975 м/с., бронепробиваемость при 30°
500 ярдов - 132мм
1000 ярдов - 127мм
1500 ярдов - 124мм
2000 ярдов - 122мм

Снаряд HVAP T44, нач. скор. 1143 м/с., бронепробиваемость при 30°:
91-м = 310-мм (330-мм?)
457-м = 244-мм
914-м = 221-мм
1371-м = 196-мм
1828-м = 173-мм
Заряжение: раздельное
Скорострельность: до 4 выстр./мин

Поклонники американских боевых машин в игре смогут покорять поля виртуальных сражений вот на таком на преимиумном танке T26E1 Super Pershing

По материалам сайтов:
http://vn-parabellum.com/
http://wwiivehicles.com/
http://peachmountain.com/
http://freeweb.hu/

Т26е4 супер першинг. Как играть на этом премиумном танке восьмого уровня куда лучше ехать чтобы принести максимальную пользу и стоит ли его покупать? Какие перки выкачать сначала, а какие оставить на потом. Прокачивать модули не надо так как он премиумный и получить его можно только за голду или по акции.

Откатал я на Супер першинг (Т26Е4) порядка 700 боев и исходя из опыта скажу что танк получился более менее нормальный пушка конечно не имба но пробитие у нее неплохое перезарядка средняя урон чуть за 230 примерно так как калибр 90 мм, но с собой надо иметь 6-7 подкалиберных снарядов так как у машины нет льготного уровня боев и поэтому его частенько кидает к девяткам десяткам.

Достоинства танка :

  1. Неплохая лобовая броня.
  2. Неплохая пушка с пробитием подкалиберами.
  3. Льготный уровень боев.
  4. Быстрая прокачка экипажа и повышенная награда серебра за бой.

Недостатки

  • Двигатель не тянет такую машину и откровенно слабоват для танка.
  • Довольно маленький урон наносимый снарядами.
  • Стабилизация могла быть и получше.
  • Хоть броня на лбу крепка но имеет множество мест куда можно пробить если человек знает их.
  • Разброс орудия довольно таки высок.
    Из перков по экипажу надо в первую очередь вкачивать командиру лампочку, наводчику и остальным ремонт. Так же из оборудование надо купить Досылатель, стабилизатор и приводы наводки.

Пробивается Супер першинг (Т26Е4) в места указанные на фото ниже.

Скажу честно что не знающему человеку трудно будет совладать с этим танчиком

Какие перки выкачать в первую очередь это конечно же боевое братство а так же ремонт а командосу лампочку. На потом оставить все остальное.

  • Видео машины как фармит и куда пробивает смотрите ниже.




t26e4-super-pershing-obzor

Немного истории

История T26E4 началась во время Второй мировой войны. С выходом на поле боя немецких Тигров второго поколения американские войска стали остро нуждаться в новом танке, который мог бы дать достойный отпор новым немецким машинам. Разработчики Супер Першинга планировали сделать его на базе стандартного Першинга M26. Первый экспериментальный T26 был оснащен электромеханической трансмиссией.

На первый вариант Супер Першинга T26E1 было установлено орудие Т15Е2 с раздельным заряжанием, а также новая трансмиссия "Torquematic". В последствии выяснилось, что орудие слишком длинное и разработчикам пришлось менять размеры и общий вид башни, с противовесом сзади и двумя пружинными балансирами спереди.

В 1945 году командование амриканских войск приняло решение направить новые першинги на фронт при этом укомплектовав их дополнительными листами брони от немецких пантер, уничтоженных в бою. Данная модификация была названа T26E4. Именно в таком виде представлен нам танк игре.

С чем придется иметь дело

T26E4 Super Pershing – премиумный американский средний танк находящийся на восьмом уровне. Введен в патче 0.7.5, в конце июля 2012 года и сразу же стал популярным среди игроков за доходность и бронораванный лоб. В игре Супер Першинг средний танк, однако его сложно определить к конкретному классу, как это сделано в игре. Он скорее тяжелый, чем средний, но давайте по порядку.

Желающим приобрести этот танк прийдется раскошелиться на 7200 золотых, что приблизительно составит 29 $ , лично я приобрел его со скидкой на Новый Год за 25 $. Как бы там ни было, это самый дешевый премиумный средний танк восьмого уровня, который впрочем не сильно уступает своим премиумным собратьям по уровню, а некоторых даже в чем-то превосходит.

Super Pershing и его экраны
Если кратко, то Супер Першинг - это отличная лобовая броня (почти непробиваемая, за исключением нескольких мелких уязвимых мест), почти отсутствие брони с боку и сзади, средняя пушка и ужасная динамика, но в противовес этим недостаткам нужно отметить очень неплохие показатели доходности, даже без премиум аккаунта.

Характеристики

Super Pershing хоть и представляет средний класс танков, но на деле он напоминает тяжелый танк. По факту, это тяж с более слабым орудием, однако с очень крепкой лобовой броней. Прочность танка равна 1450 единицам. На мой взгляд вполне достаточно для среднего танка с хорошей броней спереди.

Никакая динамика танка обусловлена его весом в 50 тонн, что для ст (средний танк) очень много, а немалый вес в свою очередь вызван бронелистами от пантеры, которые дают танку непревзойденную лобовую броню, из-за которой танк и был прозван Супер Першингом.

Толщина лба у T26E4 составляет 178 мм. Фактически пробить его можно только при попадании в небольшое пулеметное гнездо, труднодоступный из-за своих размеров лючок командира или при удачном стечении обстоятельств для противника – под башню. На практике, очень часто обладателей этого танка не пробивают в лоб даже 9-е уровни.

На больших и средних расстояниях можно почти не переживать, пробитие возможно лишь при большой удаче соперника, так как выцелить уязвимые точки на таких дистанциях очень трудно. Однако, одно неловкое движение боком или кормой к противнику приведет к плачевным результатам, так как броня боков составляет 76 мм, а кормы – 51 мм. Такая слабая броня приводит к пробитию бортов и кормы почти с любого орудия.

Также нужно упомянуть чувствительность двигателя – подвержен критическому повреждению и пожару. Правда только в том случае, если вы подставляете упомянутые зоны под удар. Также нужно отметить, что T26E4 Super Pershing очень больно переносит артиллерийский огонь охотно пропуская урон. В купе с малой скоростью и динамикой это становится прямой дорогой в ангар.

Именно поэтому выбирая тактику для игры на данном танке, лучше придерживаться тактических приемов для тяжелых танков. Таких как, бой в городе между строениями, удержание узких направлений, где нас сложно объехать, стрельба издалека, поддержка союзников, как во втором ряде наступления, так и медленно продавливая оборону соперника в первых рядах за счет бронированного лба, но при обязательной поддержки союзников с тыла.

Продолжая о характеристиках танка, отмечу немного медлительный поворот башни в 24 градуса в секунду. Хороший обзор для СТ в 380 метров. Для любителей пострелять на Супер Першинге из кустов подойдет перк "орлиный глаз" и оборудование для увеличения неподвижного обзора "стереотруба". В наличии хорошая радиостанция с дальностью связи в 750 метров.

Что делать, если вы его купили

Получив этот в танк в руки я сначала был немного разочарован. Двигатель в 500 л. с. выдавал 20 км/час в безветрянную погоду… 30 км/час, если с горки (или обрыва). Поэтому первым делом, чтоб оценить данный агрегат объективно и начать получать от него удовольствие и фарм, необходимо довести его до ума, а именно поставить правильное оборудование и прокачать экипаж.

К плюсам не прокачанного Супер Першинга можно отнести только бронирование лба и динамику разворота на месте в 32 градусав секунду, не смотря на его слабую скорость. Поскольку именно экипаж единственное звено в игре через которое можно улучшить премимум танк, я начал с него.

Поставив оборудование "вентилятор",

а также ускорив сведение и перезарядку установив "приводы наводки"

И "досылатель".

Мой вариант конечно не супер истина, к примеру если вы хотите играть в стиле противотанкового орудия неподвижно стреляя из кустов, то вместо последних двух видов оборудования можно установить упомянутую выше "стереотрубу", в народе называемую "рогами" и маскировочную сеть, чтоб избежать обнаружения и кары со стороны артиллерии.

Далее я первым делом прокачал… нет, не ремонт. Дело в том, что если вы стоите к сопернику лбом, то сбитая гусеница особой погоды не делает, если конечно вы не под артиллерией, а если вас обошли, то уже не имеет значения где ваши гусеницы. Поэтому, я продолжил улучшать возможности экипажа в первую очередь прокачав перк "боевое братство".

После этого, во вторую очередь, для командира прокачивается "шестое чувство" или "лампочка" (ее полезность сложно переоценить),

а всем остальным – ремонт.

Хоть я и не стал качать его в первую очередь, это не означает, что это умение не нужно. Сбитая гусеница это неприятно и ведет в ангар, но в данном случае динамика и общая аура танка может бесить сильнее.

Третьим умением докачиваем командиру "ремонт", а остальным товарищам на ваш вкус, что-нибудь из специальных умений. К примеру, мехводу можно прокачать "король бездорожья", чтоб еще раз улучшить скорость при прохождении вязких грунтов или "чистота и порядок" для уменьшения вероятности возгорания пожароопасного двигателя. Эти умения уже зависят от вашего стиля игры и вы сразу поймете, что вам нужнее.

Прокачав первые два умения в предложенной мною последовательности мы получаем интересный танк с перезарядкой орудия за 6.77 сек., как у топового орудия советского среднего танка Т54. Бодрый, как для тяжелого танка, набор скорости до 30-35 км\час, более быстрое сведение и в целом более приятную игру.

Средний урон орудия составляет 240 единиц, что неплохо в купе с вышеупомянутыми доработками. Пробитие в среднем 170 мм, что частенько будет приводить к непробитию, а вот подкалиберными снарядами можно пробить и 258 мм брони (по возможности их следует возить с собой).

Доходность танка приличная. Без премиум аккаунта в среднем около 35 тыс. серебра за бой, однако всю прелесть можно ощутить лишь на премиуме – в редких случаях за бой удается вынести более 80 тыс. чистыми. Это позволяет установить соответствующие расходники. Кроме стандартного ремкомплекта и огнетушителя при желании можно пользоваться высокооктановым бензином, что еще больше ускорит танк.

Диагноз (заключение)

Самый дешевый премиум танк восьмого уровня порадует тех, кто привык играть на тяжелых танках. Для тех, кто любит динамичный бой он не подойдет. T26E4 Super Pershing – это отличное приобретение. Новичкам аппарат покажется грудой бесполезного металла. Танк требует опыта в игре и "прямых рук", но за это он вознаграждает хорошим количеством серебра.

При стоимости снаряда меньше чем у премиумного немецкого "Льва", Супер Першинг часто бывает прибыльней него. Также необходимо обладать некоторым терпением, пока прокачается экипаж, но после этого танк будет радовать обладателя броней, которая заставит попотеть бывалых игроков и ввергнет в панику новичков, а также довольно неплохим фармом серебра.

Внешне танк походил на слона благодаря «ушам», приваренным к маске из «пантеровской» брони. Из-за перегруженной дополнительной бронёй передней части корпуса корма танка приподнялась. Дополнительная нагрузка на двигатель привела к уменьшению скорости машины на 10 км/ч. Кроме того, усложнилось прицеливание танка, особенно на склонах, так как гидравлический механизм с трудом мог вращать потяжелевшую разбалансированную башню

К чему приводит пренебрежение бронетехникой

До начала Второй мировой войны (далее – ВМВ) командование американской армии уделяло мало внимания своим танковым войскам. На разработку новых моделей танков в предвоенный период из бюджета США ежегодно выделялась смехотворная сумма в 85 000 $. Для сравнения, стоимость одного серийного танка M4 «Шерман» различных модификаций в начале 40-х годов достигала 45 000-57 000 $. В результате до нападения немцев на Польшу на вооружении армии США находилось только 18 средних танков М2, конструкция которых была несовершенна и, по сравнению с немецкими и советскими аналогами, безнадёжно устарела. Остальные американские танки были лёгкими, и, в случае столкновения с бронетехникой противника, мало что смогли бы ей противопоставить.

Ситуация несколько изменилась с началом ВМВ. Американцы спешно разработали и приняли на вооружение средний танк М3 «Ли», который во многом повторял компоновку М2, но был лучше забронирован и вооружён. Однако и эта машина американских военных не устраивала, и в 1942 году в войска начинают поступать средние танки М4. Они могли на равных сражаться с немецкими Pz.Kpfw.IV, которые американцы называли просто «четвёрками». Но уже 1 декабря 1942 года на Африканском театре военных действий появились немецкие тяжёлые машины Pz.Kpfw.VI «Тигр» . Противопоставить этим монстрам американским танкистам было нечего, хотя работа по созданию новой бронетехники в США велась. Так, в декабре 1942 года планировали начать выпуск разрабатывавшегося тяжёлого танка М6, но испытания вскрыли у него массу недостатков, поэтому в 1943 году работы над его усовершенствованием продолжили. В результате машина была выпущена экспериментальной серией и не принимала участия в боевых действиях.

Тяжелый танк Pz.Kpfw.VI «Тигр», подорванный и брошенный немцами на улице сицилийского города Катания недалеко от дворца Бискари
Источник - waralbum.ru

Так или иначе, летом 1943 года американские войска высадились на Сицилии без соответствующего бронетанкового вооружения. Здесь они столкнулись с немецкой танковой дивизией «Герман Геринг», на вооружении которой имелись, в том числе, и «тигры». День 10 июля 1943 года чуть не закончился катастрофой для 7-й армии США, когда войска, десантировавшиеся ночью с моря близ города Джела, утром были атакованы немецкими танками и гренадёрами при поддержке роты «тигров» (американцев спасла только поддержка крупнокалиберной корабельной артиллерии). Во многом именно наличие на Сицилии танков Pz.Kpfw.VI позволило немцам длительное время удерживать рубеж на северо-востоке острова в районе вулкана Этна и обеспечить эвакуацию своих частей на материк.

Великая ошибка генерала Паттона

В январе 1944 года в Тидворт-Даунс (Великобритания), где располагалась главная бронетанковая база союзников, высшее командование экспедиционных сил провело смотр имевшейся военной техники, а также образцов перспективных разработок вооружений, часть которых была представлена даже не прототипами, а кадрами видеохроники, снятой на испытательных полигонах. Особенно яростные дебаты разгорелись вокруг среднего танка Т26Е3, созданного как раз для противостояния немецким «тиграм» благодаря длительному развитию целой серии экспериментальных и серийных танков – таких как Т20, Т22, Т23, Т25 и Т26.

Танк Т26Е3 прошёл полный цикл испытаний и был одобрен комиссиями, как службы снабжения, так и бронетанковых войск США. Детройтский танковый арсенал был готов запускать машину в серийное производство – благо, машина незначительно отличалась от уже выпускаемого Т23, и для начала выпуска требовалось лишь согласие Верховного командования союзных экспедиционных сил (далее – СЭС). Более того, был разработан и график поставки новых танков в Англию, чтобы они попали в боевые части к началу проведения операции «Оверлорд» по высадке в Нормандии.


Танк Т26Е3 (М26)
Источник – wikimedia.org

Командир боевой группы «А» 2-й танковой дивизии (далее – ТД) бригадный генерал Морис Роуз, чьи подразделения первыми встретились в бою с немецкими «тиграми» и на собственной шкуре почувствовали превосходство этих танков над американскими, сильнее прочих ратовал за принятие на вооружение новой бронетехники. Многие другие английские и американские танковые генералы поддерживали его точку зрения. Однако генерал-лейтенант Джордж Паттон , командовавший войсками во время Африканской кампании и высадки на Сицилии, считал, что СЭС не испытывают потребности в новом тяжёлом танке. Согласно доктрине действий бронетанковых войск, изложенной в тогдашнем уставе армии США, танки должны были избегать боестолкновений с бронетехникой противника, входя в подготовленные пехотой, артиллерией и авиацией прорывы, затем вырываясь на оперативный простор и громя вражеские тылы и коммуникации. С этими задачами вполне могли справиться модернизированные средние М4 «Шерман». М26 были значительно дороже, расходовали больше топлива, обладали меньшим запасом хода, а потому, с точки зрения Паттона, казались менее предпочтительными. Борьба же с бронетехникой противника и поддержка пехоты возлагалась на самоходные артиллерийские установки. В результате, армия отказалась от запуска «першингов» в серию, что потом стоило СЭС сотен потерянных танков и тысяч погибших танкистов и пехотинцев.

Генерал-лейтенант Джордж Смит Паттон
Источник – mynews-in.net

Американское и английское командование считало, что на фронте подразделения союзнических войск не встретят значительного количества немецких «тигров». Дело в том, что Pz.Kpfw.VI был машиной дорогой – производство одной единицы обходилось Третьему Рейху в 250 800 рейхсмарок (для сравнения, Pz.Kpfw.III стоил 96 163, а Pz.Kpfw.IV – 103 462 рейхсмарки), к тому же, эти танки были нужнее Вермахту на Восточном фронте. В целом, в этом американские генералы не ошиблись, однако просчитались в другом, не предусмотрев появления у противника более совершенных, чем Pz.Kpfw.IV, средних танков. Уже в 20-х числах января 1944 года при проведении десантной операции в Анцио подразделения СЭС столкнулись с Pz.Kpfw.V «Пантера», лобовую броню которых «шерманы» пробить не могли . Однако количество «пантер» на западных фронтах в то время было ещё невелико, и союзники не придали этому факту особого значения. Однако после высадки в Нормандии, где почти половина немецких танковых сил комплектовалась Pz.Kpfw.V, американцы оказались в сложном положении, так как им нечего было противопоставить «пантерам».

В том, что прославленный генерал Паттон совершил жестокую ошибку, американские танкисты смогли убедиться уже в июльских боях, когда начали один за другим терять свои танки и экипажи, бессильные как-то повлиять на ситуацию. СЭС выручало только подавляющее преимущество в воздухе и численный перевес артиллерии и пехоты. Наконец, в ноябре 1944 года и высшее руководство осознало, что дальше так продолжаться не может, и заказало изготовление двух тысяч машин Т26Е3. На танковом производстве (его принято называть Фишеровским танковым арсеналом), созданном за бюджетные средства и отданном под управление корпорации «Дженерал Моторс», в ноябре 1944 года произвели 10 первых Т26Е3, в декабре – 30, в январе 1945 года – 70, в феврале – 132. Детройтский танковый арсенал, управляемый менеджерами корпорации «Крайслер», подключился к производству в марте 1945 года, в результате чего на двух предприятиях в этом месяце суммарно выпустили 194 машины. Всего до конца 1945 года американская промышленность произвела 2000 танков этой модели. Первые Т26Е3 прибыли в Европу в феврале 1945 года. Уже в марте им, как боевым танкам, присвоили индексы М26 и традиционное для американских войск «прозвище» «Першинг» в честь американского генерала, командовавшего экспедиционным корпусом США в Европе во время Первой мировой войны.

Сборочный цех Фишеровского танкового арсенала, в котором собирались М26
Источник – mlive.com

«Першинг» как предтеча «Супер-Першинга»

Что же представляли собой эти танки, которые, по расчетам американских генералов, должны были на равных бороться с немецкими бронированными «хищниками»? На самом деле танк проигрывал своим немецким визави и в бронировании, и в вооружении. 90-мм пушка М3 калибром превышала 88-мм орудие KwK 36 L/56, устанавливавшееся на «тиграх», а также 75-мм KwK 42 L/70, которым оснащались «пантеры». При этом американское орудие обладало худшей пробивной способностью, так как начальная скорость его снаряда (853 м/с) была ниже, чем у немецких танковых пушек, у которых этот показатель приближался к 1000 м/с при стрельбе бронебойными подкалиберными снарядами (далее – БПС).

Лобовые бронедетали корпуса «пантер» имели меньшую толщину (102 мм против 80 мм для верхней детали и 76 мм против 60 мм – для нижней), но располагались под более рациональными углами наклона. В остальном танки были почти равными по бронированию и подвижности. «Тигры» же по-прежнему превосходили американскую бронетехнику по всем параметрам, и потому экипажи «першингов», хоть и чувствовали себя увереннее, чем их коллеги на «шерманах», но также терялись при встрече с немецкими «тяжеловесами». Особенно тяжело приходилось американским танкистам, если они встречались с «королевскими тиграми» , лобовая броня которых была в полтора раза толще, чем у «тигров» и «першингов», и располагалась под более рациональными углами наклона, а пушка даже на дистанции в 4 километра могла пробить вертикальную 80-мм стальную плиту.

Американский ответ «королевским тиграм»

Для исправления ситуации в январе 1945 года на прототип «Першинга» Т26Е1 установили 90-мм орудие T15E1 длиной в 73 калибра, которое по своим баллистическим свойствам приближалось к немецкой 88-мм танковой пушке «королевских тигров» KwK 43 L/71. Для ускорения производства использовали два готовых ствола, хранившихся в Уотервлиетском арсенале. Т15Е1 являлась танковым вариантом буксируемой пушки Т16 L73, специально созданной для борьбы с немецким «Королевским тигром». Начальная скорость её снаряда достигала 1175 м/с при стрельбе БПС, и она могла пробить лобовую броню «пантеры» с дистанции 2400 метров. Новый прототип получил индекс T26E1-1. Его боекомплект состоял из унитарных патронов длиной 1250 мм, что создавало большие неудобства при заряжании орудия.


Экспериментальный танк T26E1-1. Хорошо видны поддерживающие орудие пружины, смонтированные над башней танка
Источник – vint-model.ru

На второй же прототип установили усовершенствованную пушку Т15Е2, которая заряжалась раздельно. Из-за этого скорострельность новой машины относительно стандартных «першингов» снизилась с восьми (у 90-мм М3) до четырех выстрелов в минуту. Для сбалансирования тяжёлой пушки, длина которой достигала 73 калибра, на башне танка смонтировали две защищённые бронированными кожухами пружины, поддерживавшие ствол. Для уравновешивания всей конструкции сзади на башню приварили стальную раму с противовесом. К тому же, была усилена люлька пушки, а также механизмы наведения орудия и поворота башни.

Новому танку присвоили индекс Т26Е4, и обе модели с раздельным заряжанием и унитарными патронами негласно окрестили «супер-першингами». Т26Е4 запустили в опытную серию, в результате чего общее количество «супер-першингов» увеличилось до 25 единиц.

Конструктивно Т26Е4 от М26 отличались только орудием и противовесами. При этом ходовая часть нового танка оставалась той же – на каждый борт приходилось по шесть обрезиненных опорных катков диаметром 660 мм и по пять обрезиненных поддерживающих роликов. Из-за заднего расположения трансмиссии ведущей являлась задняя пара колёс, а направляющей – передняя. Ширина гусениц с резинометаллическими шарнирами достигала 609,6 мм. Подвеска была торсионной с телескопическими гидравлическими амортизаторами на двух первых и двух последних катках, при этом первые катки блокировались с ленивцем на общем балансире и имели по два амортизатора.

На «супер-першингах» устанавливался форсированный двигатель, которым снабжались и «шерманы» модели M4A3 – V-образный восьмицилиндровый бензиновый мотор жидкостного охлаждения GAF V8 производства компании «Форд». Для новых танков эта 550-сильная силовая установка всё-таки была недостаточной в силу того, что их вес на 13 тонн превышал вес «шерманов». Тем не менее, других танковых двигателей американская промышленность на тот момент предложить не могла.


V-образный восьмицилиндровый GAF V8 в Бовингтонском танковом музее
Источник – wikimedia.org

У фронтовиков – своё мнение о совершенстве

Из двадцати пяти «супер-першингов» участие в боях принял только один. Во многих источниках встречается информация о том, что это был T26E1-1, пушка которого стреляла унитарными патронами. Однако Белтон Янгблад Купер, воевавший на Западном фронте в звании лейтенанта танковых войск, вспоминает, что пушка танка заряжалась раздельно: «Орудие Т15Е1 использовало стандартные 90-мм снаряды, но гильза раздельного заряжания была длиннее, чтобы вместить больший пороховой заряд. Сперва, чтобы зарядить орудие, требовалось два человека, но при известном опыте с этим мог справиться и один, пускай не без труда».

Первоначально «супер-першинг» поступил на доработку в ремонтный батальон 3-й ТД – офицеры-практики имели свою точку зрения на то, какой толщины должна быть лобовая броня у машины, вознамерившейся тягаться на равных с «пантерами» и «королевскими тиграми». Лейтенанту Куперу, как дипломированному судостроителю и счастливому обладателю логарифмической линейки, доверили работы по наращиванию лобовой бронезащиты нового танка. В результате американскими ремонтниками были проведены следующие работы:

  • Из листов 38-мм котельной стали, найденных на близлежащем немецком предприятии, были вырезаны накладки на верхнюю и нижнюю лобовые бронедетали корпуса (далее – ВЛБ и НЛБ), которые ремонтники приварили поверх них, соединив между собой буквой «V». Так как листам был придан более рациональный угол наклона (у «першингов» листы лобовой брони располагались под углом 52° к вертикали), между ними и стыком ВЛБ и НЛБ появился зазор;
  • Из той же 38-мм стали поверх предыдущих накладок были приварены ещё две накладки, расположенные под ещё более рациональными углами наклона в 60° к вертикали, а потому между обоими дополнительными слоями «брони» также образовался зазор. Таким образом, в месте сочленения ВЛБ и НЛБ суммарная толщина брони выросла до 180-200 мм;
  • Из башни подбитой «Пантеры» ремонтники вырезали фрагмент 88-мм брони размерами 150×60 см. В нём они проделали отверстия для орудийного ствола, спаренного пулемета и прицела. Эту плиту надели на ствол пушки, продвинули до орудийной маски и намертво приварили к броне. Поскольку весила она почти 650 кг, центр тяжести ствола сместился на 35 см вперед от цапф;


Фотография «Супер-Першинга», сделанная, скорее всего, в процессе усиления его бронирования – усилены лобовые бронедетали и башня, но дополнительные противовесы ещё не приварены
Источник – modeland.com.ua

  • Чтобы уравновесить ствол по бокам плиты, позаимствованной у трофейной «Пантеры», в качестве противовесов узкими концами приварили детали специфической формы. Будучи длиной чуть больше метра, они на протяжении первых 45 сантиметров имели постоянную ширину (30 см), а затем расширялись вдвое, параллельно прикрывая «скулы» башни. Вырезали их из всё той же котельной стали;

На башне «Супер-Першинга» хорошо видны «уши» – противовесы, приваренные к плите, усиливавшей бронирование башни
Источник – precision-panzer.moonfruit.com

  • Так как для сбалансирования орудия этого было недостаточно, на стандартные противовесы, крепившиеся с тыльной стороны башни, ремонтники наварили дополнительные плиты 38-мм стали размером 30×60 см, методом проб и ошибок уравновесив всю систему «орудие-башня».

Получившийся монстр оказался тяжелее стандартного «Супер-Першинга» на 7 тонн – его масса достигла 50 тонн, отчего машина окончательно перешла в разряд тяжёлых танков. Внешне танк походил на слона благодаря «ушам», приваренным к маске из «пантеровской» брони. Из-за перегруженной дополнительной бронёй передней части корпуса корма танка приподнялась. Дополнительная нагрузка на двигатель привела к уменьшению скорости машины на 10 км/ч. Кроме того, усложнилось прицеливание танка, особенно на склонах, так как гидравлический механизм с трудом мог вращать потяжелевшую разбалансированную башню.


Тыльная сторона башни – хорошо видны противовесы
Источник – karopka.ru

Тем не менее, прибывшие для освоения машины танкисты 33-го бронетанкового полка были полностью довольны ею, так как мощное бронирование повышало их шансы выжить в кровавой мясорубке последних месяцев той войны.

Танк испытали, проведя стрельбы в полевых условиях – в качестве цели выбрали подбитую САУ JagdPz.IV. С расстояния в 2400 метров «Супер-Першинг» произвёл по ней несколько выстрелов. Вот как описывает результаты попадания Белтон Купер:

«Стоя позади «Шермана», можно было проследить взглядом, как вылетает из дула и мчится к цели, слегка снижаясь, его снаряд. Выстрел из «Першинга» выглядел совершенно иначе. Первый снаряд мы едва заметили. Казалось, будто он даже немного приподнимается над землей, прежде чем поразить цель. Это была, конечно, иллюзия, но эффект выстрела был потрясающим. Когда снаряд ударил в броню, искры взмыли в воздух фонтаном метров на двадцать, словно самоходки коснулось исполинское точильное колесо. А когда мы осмотрели мишень, у меня отнялся язык. 90-мм снаряд пробил 100 миллиметров брони, затем перебил ведущий вал последней ступени редуктора, прошел через боевое отделение, пронизал кормовую переборку, миновал 100-мм коленчатый вал «майбаха», двигателя самоходки, и, прошив 25-мм лист кормовой брони, зарылся в землю так глубоко, что мы его так и не отыскали».

«Супер-Першинг» идёт на войну

Утром 23 марта 1945 года в числе другой бронетехники «Супер-Першинг» близ городка Бад-Хоннеф переправили по понтонному мосту через Рейн на Ремагенский плацдарм. 3-я ТД вместе с остальными силами VII корпуса сосредоточивалась на северном фланге плацдарма. Корпусу предстояло охватить с юга так называемый «Рурский котёл», и 3-я ТД в этом наступлении играла роль стального наконечника таранного удара.

«Супер-Першинг» вступил в свой первый бой на завершающей стадии операции на пути от реки Везер к городу Нортхайму. Отступая с плацдарма, захваченного американцами на восточном берегу реки, немецкие части оставляли на дорогах засады, блокировавшие огнём продвижение по ним. Одна такая огневая точка, устроенная на склоне поросшего лесом холма в полутора километрах от дороги, открыла огонь по продвигавшейся американской колонне. Шедший в её голове «Супер-Першинг» повернул башню и выстрелил по противнику бронебойным снарядом. Фонтан ярких искр, взлетевший ввысь метров на пятнадцать, говорил о том, что поражённая цель, скорее всего, являлась танком или САУ, у которой сразу же сдетонировал боезапас. Однако проверять, что за объект они поразили, у американских танкистов не было ни времени, ни особого желания.

Самый известный и самый спорный бой «Супер-Першинга» произошёл в городе Дессау 21 апреля 1945 года. Экипаж штаб-сержанта Джозефа Мадури столкнулся с немецким танком, позже идентифицированным как «Тигр» капралом Джоном П. Ирвином (наводчиком «Супер-Першинга»).

3-я ТД штурмовала хорошо подготовленный к обороне Дессау сразу с четырёх сторон. Прорваться ей удалось только после того, как артиллерия уничтожила или смела огнём многочисленные железобетонные надолбы и другие противотанковые препятствия, которыми были перегорожены все въезды в город. «Супер-Першинг» достиг одного из перекрёстков в городе и поворачивал вправо, когда в двух кварталах от себя на дистанции приблизительно 550-600 метров экипаж увидел тяжёлый немецкий танк. «Тигр» поспешил открыть огонь, но его снаряд пролетел выше башни американского танка.

Штаб-сержант Джозеф Мадури
Источник – 3ad.com

Наводчик Джон «Джэк» Ирвин ответил почти мгновенно, влепив «Тигру» снаряд в верхний лобовой лист. Но в стволе у «Супер-Першинга» находился осколочно-фугасный боеприпас, поскольку американские танкисты не рассчитывали встретить в городе бронированные цели. В результате, особых повреждений попадание немецкому танку не нанесло – отрикошетив от брони, снаряд взорвался в воздухе.

В это время американский экипаж почувствовал сотрясание от попадания в башню. Так и не удалось выяснить, стрелял это экипаж «Тигра» или в «Супер-Першинг» попали из какого-то другого противотанкового орудия. Как бы там ни было, снаряд броню не пробил, а только оставил на ней след. Между тем, американцы успели перезарядить орудие, и Ирвин выстрелил в «Тигр» второй раз. Тот как раз наехал на груду битого кирпича и на мгновение показал свою нижнюю лобовую бронедеталь и даже часть днища. Американский снаряд попал в это уязвимое место, в результате чего у немецкого танка сдетонировал боекомплект, а его башня слетела с погона. Ни один член экипажа «Тигра» покинуть его не успел.

«Супер-Першинг» не задерживался у побеждённого танка, а двинулся дальше вглубь города, бои за который продолжились и на следующий день. В этих боях экипаж Мадури подбил ещё один танк Pz.Kpfw.V «Пантера», первым выстрелом выведя из строя его ведущее колесо и сбив гусеницу. Немецкую 50-тонную машину развернуло на месте, и второй снаряд американцы всадили в её бортовую броню. В результате попадания в немецком танке сдетонировал боекомплект.

Экипаж ещё одного немецкого среднего танка сдался штаб-сержанту Мадури без боя – немецкие танкисты не захотели испытывать судьбу и проверять на себе пробивную силу длинной пушки, которой был вооружён танк их противника.

На американских интернет-ресурсах и в публикациях, откуда информация перекочевала и на ресурсы русскоязычные, утверждается, что «Тигр», подбитый экипажем Мадури, на самом деле был «королевским» Pz.Kpfw.VI Ausf.B. Однако в Дессау не могло находиться никаких «королевских тигров» – ближайшие из них в это время сражались в составе 502-го батальона тяжёлых танков СС в ста километрах северо-восточнее (в Фюрстенвальде), пытаясь остановить рвавшиеся к Берлину советские войска. Так что, скорее всего, подбитый танк являлся обычным «Тигром», как этот танк и определил Джон Ирвин в своей книге «Другая река. Другой город». При этом вполне может оказаться, что с «Першингом» экипажа Мадури вступил в дуэль не «Тигр», а Pz.Kpfw.IV последних модификаций.

Не пригодившийся тяжеловес

Послевоенная жизнь «супер-першингов» была недолгой. Машина оказалась сырой, тихоходной, неприспособленной к современному маневренному бою, с очень низким темпом ведения огня и слишком длинным орудием. Поэтому первоначальные планы производства сразу тысячи «супер-першингов» отменили. Последние фотографии танка штаб-сержанта Мадури сделаны на «кладбище» американской бронетехники, располагавшемся в районе Касселя.


«Супер-Першинг» штаб-сержанта Мадури на «танковом кладбище» возле Касселя. Фото сделано в июне 1945 года полковником Дж. Б. Джарретом
Источник – warl0ckwot.wordpress.com

Интересно, что в сетевой компьютерной игре World of Tanks «Супер-Першинг» известен именно в том виде, какой он получил после кустарной доработки, проведённой силами ремонтного батальона 3-й ТД. На самом деле, внешний вид этого танка в стандартной комплектации был несколько иным.

«Супер-першинги», оставшиеся в США, были сняты с вооружения в 1947 году и в основной своей массе отправлены на переплавку. Еще часть из них использовалась на танковых полигонах в качестве мишеней, поэтому до нашего времени ни одного экземпляра этого танка не сохранилось.

Армейские инженеры-оружейники были заинтересованы отправить новый танк в бой, в надежде, что он повоюет с Королевским Тигром. Уже потеряв несколько новых М26 от немецких противотанковых пушек с высокой начальной скоростью снаряда, мы знали, что его броня всё ещё уступала броне Тигра. Моя работа заключалась в том, чтобы разработать и установить дополнительную броню на новый танк.

В отлично оборудованной немецкой ремонтной мастерской имелось несколько больших кусков бойлерных листов толщиной полтора дюйма. Мы решили применить для гласиса ламинирующую схему. От бойлерного листа мы отрезали два куска и соединили в виде буквы V, чтобы установить на V-образную форму, образованную гласисом и нижним лобовым листом. Верхний лобовой лист корпуса имел наклон 38 градусов от горизонтали, что давало 52 градуса от вертикали и считалось достаточным углом, чтобы вызвать рикошет. Это обеспечило нулевой зазор вверху и около 3 дюймов под стыком, где присоединялся нижний лист.

Тем же образом мы отрезали второй бойлерный лист и расположили его под углом 39 градусов над первым листом. Там, где он соединялся с нижним листом, под ним оставался зазор от 7 до 8 дюймов. В итоге мы получили 4 дюйма литой брони танка на гласисе и две бойлерные плиты толщиной полтора дюйма с пространством между ними. Мы решили, что хотя бойлерный лист был мягче, ламинирование и уменьшенный угол наклона брони будут способствовать рикошету немецких снарядов. Новая броня добавила около 5 тонн веса в передней части танка. Линейкой замерили насколько спереди просядет торсионная подвеска.

Затем мы вырезали секцию из лобового листа подбитой немецкой Пантеры и подогнали её под размер - три с половиной дюйма толщиной* , 5 футов длиной и два фута шириной. Посередине прорезали большое отверстие для орудийного ствола и два маленьких отверстия по бокам для спаренного пулемёта и телескопического прицела. Эту плиту мы одели на ствол, придвинув до самой маски, и жёстко приварили по всей окружности. Эта плита, весом четырнадцать сотен фунтов, сместила центр тяжести на 14 дюймов вперёд от оси цапф, сделав орудийный ствол значительнее тяжелее к передней его части.

Супер М26 Першинг уже имел сверху пружины балансира, прикреплённые к башне и родной маске, что как мы предполагали, компенсирует большую длину ствола пушки. Однако добавленный нами вес превысил силу пружин балансира, и ствол пушки спереди кренился вниз. Механический редуктор внутри башни применявшийся для возвышения и склонения ствола оказался недостаточным, для такого веса.

Чтобы это компенсировать мы взяли два куска полуторадюймовой бойлерной плиты и вырезали несколько нелепо смотрящихся противовесов длиной около трёх с половиной футов - с одного края на протяжении первых 18 дюймов они имели ширину приблизительно два фута и потом расширялись приблизительно до двух футов на протяжении следующих 24 дюймов. Узкие края мы приварили по бокам маски, сделанной из брони Пантеры так, что они шли назад горизонтально и расширялись, выступая слегка за башню. Таким образом тяжёлая часть оказалась сзади за цапфами, образовывая эффект противовеса. Эти противовесы помогли, хотя наводчику всё ещё было трудно наводить ствол вверх с помощью механического привода вертикальной наводки.
Было ясно, что к этим противовесам следовало добавить больше веса, но вопрос был как и где. Из своих ограниченных познаний в теоретической механике я знал, что это потребует долгих расчетов, информации и времени, которых у нас не было. [...]

Мы решили применить эмпирический метод. Взяли несколько полуторадюймовых плит шириной один фут и длиной два, и прикрепили их струбцинами сзади больших противовесов. Перемещая этот вес назад и вперёд, путём проб и ошибок, мы, наконец, нашли точку равновесия, когда орудие могло легко подниматься и опускаться вручную. Затем мы приварили плиты на своё место.

С орудием, повёрнутым вперёд, танк выглядел, как разъярённый рвущийся напролом слон. Длинный ствол торчал, как хобот; большие, характерной формы противовесы выглядели, как уши; а отверстия в маске для телескопического прицела и пулемёта напоминали глаза. Мы надеялись, что он произведёт такое же впечатление и на немцев.

Башня уже до этого была модифицирована сзади большими противовесами, чтобы компенсировать длинное орудие. С той же целью мы добавили ещё вес. Однако, когда танк находился на склоне было трудно поворачивать орудие даже с помощью силового привода. Такую проблему замечали ещё на немецкой Пантере. Если она находилась на крутом склоне, а орудие повёрнуто вниз, то немецкому наводчику требовалось много времени, чтобы повернуть башню прямо с помощью ручного поворотного механизма.

Теперь мы добавили 7 тонн к танку. Ещё раз проверили клиренс и обнаружили, что опорные колёса просели ещё на два дюйма. Это привело к тому, что задняя часть танка торчала вверх, как у возбуждённого дикого селезня. Несмотря на свой нелепый вид и тот факт, что мы, вероятно, снизили скорость почти на 5 миль в час, танк со своим 550-сильным мотором, ещё имел достаточно мощи.

Затем мы испытали ходовые качества и отъехали к краю ложбины для пробных стрельб. Поискав вокруг подходящую цель, наконец нашли подбитое немецкое штурмовое орудие Jagdpanzer IV, которое было уничтожено единственным попаданием в борт и не горело. Мы подцепили его к одному из наших буксирных крюков и оттащили на другую сторону ложбины, в самый низ, около 50 футов ниже гребня. Jagdpanzer поставили к нам лбом. Расстояние до цели около полутора миль.

Боеприпас к 90мм пушке T15E1 был стандартным 90мм выстрелом, только гильза длиннее, чтобы вместить больше порохового заряда. Сначала мы задействовали двух человек для заряжания снаряда в ствол. Однако, слегка поупражнявшись, это мог делать и один человек, хотя с некоторым трудом. Для экспериментального танка иметь определённые проблемы было нормальным делом.

Майор Дик Джонсон послал за экипажем для этого танка в 33-й Танковый Полк. Мы ознакомили их с инструкциями, при этом обучая и себя самих. Сержант, отвечавший за артиллерийское вооружение и стрельбы, предварительно сделал выверку орудия, и мы были готовы стрелять. Я убедился, что все стояли сзади по бокам и за танком, чтобы вспышка от выстрела никого не задела.

Каждый кто стоял за М4 Шерманом мог видеть, как вылетел снаряд и описывая небольшую дугу, устремился к цели. Это новое орудие с высокой начальной скоростью снаряда полностью отличалось от тех, к которым мы привыкли. При первом выстреле едва разглядели снаряд. Казалось, что он слегка пошёл вверх, хотя на самом деле попал в цель. Это была оптическая иллюзия, но эффект был потрясающим. Когда он попал в цель, то искры взметнулись в воздух почли на 60 футов, как будто гигантское точильное колесо чиркнуло по металлу.

Взглянув на цель, я был ошарашен. 90мм снаряд пробил четыре дюйма брони, прошёл сквозь пятидюймовый вал дифференциала, боевое отделение, заднюю стенку боевого отделения, пробил четырёх с половиной дюймовый коленвал двигателя Майбах, дюймовую кормовую броню, и зарылся в грунт так глубоко, что найти его так и не смогли. Хотя наши офицеры-оружейники из Абердина говорили нам, что танковая пушка может пробить тринадцать дюймов брони с сотни ярдов, всё же ещё с трудом верилось в такую чудовищную мощь. Мы все поняли, что теперь имеем оружие, способное разорвать даже самый мощный немецкий Mark VI Tiger.

Мы проинструктировали новый экипаж, как обращаться с орудием дали каждому выстрелить. Мы объяснили, что новый боеприпас длинее и тяжлей заряжается, а дополнительная броня затрудняет переключение передач, тем не менее, немного освоившись, они со всем справятся. Хотя танк имел дополнительную броню, им не следует глупо подставляться. Задача заключалась в том, чтобы вступить в бой при самых выгодных условиях и посмотреть, что танк сможет против немецкой брони.

Экипаж был настолько рад получить этот танк, что люди были готовы терпеть любые неудобства. Уверен, что они чувствовали, что танк, вероятно, самый мощный из американских, немецких или советских, повышает их шансы выжить.

Я сказал майору Джонсону, что его экипаж должен хорошо ознакомиться с танком, в частности с конечной передачей, гусеницами и двигателем, поскольку дополнительные семь тон могут вызвать определённые трудности в обслуживании. Несмотря на это, я чувствовал, что танк справится со своей задачей.

* Если быть точным, то лобовой лист Пантеры был не 3.5 дюйма (88.9 см), а 3.1496063 дюйма (80мм). Бэлтон Купер округлил показатель, использую американскую систему измерений, что дало погрешность.

Измена жены