Противотанковые сау. Самоходная артиллерийская установка

Что таоке ПТ САУ в World of Tanks? Как использовать в бою, основная тактика игры. Обзор всех ПТ-САУ по странам.

Номинально противотанковая самоходная установка, представляет собой полевую артиллерию, имеющую возможность самостоятельно передвигаться. Действительно – любое стационарное орудие всегда имело превосходство над танком, так как установить крупный калибр в бронемашину всегда сложней. Однако в мобильности полевая артиллерия проигрывала, ведь достаточно было обнаружить позиции артиллеристов, чтобы вопрос их уничтожения становился вопрос времени.

Самоходки в этом плане, безусловно, эффективней, чем обычные пушки, однако общая тактика для этого вида техники оставалась идентичной, максимально продуманный выбор огневой позиции, с возможностью обстрела большого сектора пространства, при этом сама самоходка должна максимально долгое время быть невидимой для противника.

Конечно, количество видов самоходок было огромно, некоторые инженерные бюро занимались разработкой максимально быстрых машин, некоторые занимались повышением калибра, проводились эксперименты по установке на самоходные орудия боевых рубок с возможностью вращения. Большая часть этих машин нашла свое отражение в WOT.

Основная идея тактических действий уже озвучена в первой части статьи – правильный выбор позиции и маскировка – первое и наиболее значимое для ПТ-САУ. Тем не менее, не стоит пренебрегать сменой позиции. ПТ САУ в World of Tanks наиболее приоритетная и «вкусная» цель для вражеской артиллерии, забывать об этом не стоит. А вычислить трассер, можно не только от огня вражеской САУ. Тем более что некоторые «классические позиции» известны профессионалам WOT, и профилактические выстрелы туда не редкость.

Во время движения старайтесь не поворачивать борта и корму к противнику, большая часть ПТ-САУ World of Tanks практически не защищены с этих сторон, зато имеют непробиваемую лобовую броню, которая не раз спасет вас.

ПТ-САУ обладает мощнейшим огневым потенциалом, однако в ближнем бою может проиграть легкому танку, за счет своей неповоротливости. Старайтесь держать противника на максимальной дистанции, если участвуете в атаке, то держитесь сзади основной бронегруппы, поддерживая ее огнем. Помните – ваша задача максимально долгий и продолжительный огонь, то есть выживание становится приоритетной целью.

ПТ САУ в World of Tanks по странам

Ветка прокачки советских СТ предлагает нам, пожалуй, одни из лучших противотанковых орудий. Первым в ветке становится машина АТ-1, которая фактически определяет собой всю советскую систему вооружения в игре. Это «картонная», «медленная» ПТ, обладающая при этом фантастическим орудием. Со скорострельностью 30 снарядов в минуту, ПТ может сжигать вражеский танк-ровесник буквально за 2 попадания, редко приходится посылать третий снаряд. Нередки ситуации, когда удачно расположенная АТ-1 в состоянии за полминуты «заработать воина», ликвидируя вражеский прорыв в полном составе.

Дальнейшее развитие представляет нам серию СУ (самоходных установок) – СУ-76, СУ-85Б, СУ-85 и СУ-100. В целом все эти машины очень похожи – быстрые и маневренные ПТ, обладающие точной и бронебойной, но не очень мощной пушкой. Снайперский огонь и поддержка быстрых прорывов их удел.

Исключением является замечательная машина СУ-100, которая «разделяет» ветку на 2 части. В качестве альтернативы игроку предлагается два орудия – менее мощное, но скорострельное 100мм-ое орудие, и мощное, но чрезвычайное неточное 122мм. Личные предпочтения отдаются 100мм, точность и скорострельность при равном пробитии дает возможность наносить, куда больший урон в минуту, нежели крупный калибр.

Фактически после этой машины ветка советских ПТ делится на две части – к первой относятся крупнокалиберные и тяжелые ПТ – , и , являющиеся развитием идеи СУ-100 с 122 мм орудием. Второй веткой становятся «шустрые» и менее мощные, но очень эффективные в умелых руках машины: , . Фактически первая ветка предлагает игроку «засадную» игру, со снайперской стрельбой с дальней дистанции, и нанесением противнику сокрушительного урона.

Уже ПТ 7го уровня – СУ-152 легко может с помощью своей фугасницы устраивать ваншоты танкам-ровесникам. Альтернативой становится «мобильное ПТ» — когда вы сидите в кустах меньшую часть времени, посвящая основную часть боя поддержке ударного кулака. Скорость и маневренность вашей ПТ позволяют даже атаковать вместе с СТ, прикрываясь которыми вы сможете значительно увеличить огневую мощь, и облегчая тем прорыв.

Немецкие ПТ САУ Ворлд оф Танк

Немецкая ветка ПТ-САУ менее разнообразна, но при этом вполне успешно конкурирует с советской альтернативой. Скорее даже на низких уровнях немецкая техника успешней, начиная отдавать первенство лишь к 8ым уровням, но оставаясь более чем успешной и популярной.

В отличие от советских ПТ САУ в Ворлд оф Танк, немецкие обычно значительно более медленные, но, как и вся немецкая техника точны, а огневая мощь их поражает. Panzerjäger I – стартовая ПТ не обладает талантами АТ-1, превосходя ее лишь по обзору, зато уже Мардер – ПТ-САУ третьего уровня, является, безусловно, лучшей машиной среди ровесников. Огромный горизонтальный сектор стрельбы и хорошее орудие, делает эту ПТ САУ в одной из излюбленных «песочных машин».

Hetzer и – две великолепные «фугасные ПТ». Уровень их рандома обычно невелик, что позволяет уничтожать половину противников «с одного попадания». Минусам становится слабая броня, и «подслеповатость», но все это затмевается разлетающимися с одного попадания врагами.

– пожалуй, самая невыдающаяся ПТ-САУ Германии – в основном из-за своего слабого по пробитию орудия, однако его точность и скорострельность позволяют играть на машине весьма комфортно.

– модификация ПТ САУ в World of Tanks на базе Пантеры. Основной минус машины – высокий профиль, делающий ее заметной и уязвимой. Однако мощнейшее для седьмого уровня орудие, позволяет без труда уничтожать танки 8го, и даже 9го уровней, а с использованием премиумных снарядов и точной стрельбы – быть опасным даже для ТОП-танков.

И – единственная развилка во всей ветке, причем обе они ведут к одному результату. Фердинанд – культовая немецкая «ПТ», обладает толстенной лобовой броней, и мощным орудием – однако расплачивается за это низкой скоростью движения. Джагпантера 2 – развитие идеи первой модификации, с орудием, установленным в задней части танка. Танк обладает высочайшей динамикой, орудие замечательно, но броня, конечно, оставляет желать лучшего. С другой стороны она весьма рикошетна, так что не один снаряд «звякнет» улетая в сторону.

– 250 мм лобовой брони малоуязвимы даже для лучших орудий в игре, а топовая пушка с уроном в 560, и пробитием 276 мм, весомый аргумент против любой машины в игре. Однако база «Тигра» несет за собой все «слабости» прототипа – «квадратность корпуса», что делает рикошеты фактически невозможными, тонкая броня бортов и кормы, неповоротливость, и огромные размеры. В целом, ПТ-САУ очень зависит от навыка игры – мнение о ней у различных игроков диаметрально противоположно.

– огромная бронированная крепость. Аналог танка Е-100, но с установленным корабельным 170 миллиметровым орудием. Одного попадания из такого ствола хватает для того чтобы противник запаниковал. Тем не менее, не стоит забывать про тонкий нижний бронелист, который нужно умело прикрывать, а также про нулевую маневренность машины, оставаясь один на один с быстрым противником — JagdPz E-100 беззащитна.

ПТ-САУ США

На сегодня это единственные ПТ САУ в World of Tanks, имеющие в своем арсенале машины с вращающейся башней. В целом общее впечатление об американских ПТ – низкие уровни слабы и беспомощны, за редкими яркими «звездочками», зато ТОП-ПТ компенсируют все сложности старта.

Песочные ПТ — Т82, М8А1, Т40, Т49 и M10 Wolverine – слабы и малоэффективны. Высокая скорость некоторых машин, не компенсируется практически «никаким» орудием, которое, в общем, и определяет игру, переводя всю эту технику в «поддержку». Единственное исключение – Т49, бешеная скорость данной ПТ (до 72км/ч) может позволить, быстро меняя позиции стать весьма опасным врагом. Однако очень маленький боекомплект в сочетании со слабой пушкой, не позволяет машине проявить себя.

На 6ом уровне заметно выделяется «Хеллкэт», великолепная скорость, маневренность, и уже достойное орудие, в умелых руках может причинить много вреда противнику. Однако не стоит пытаться использовать данную машину как СТ, уничтожается она быстро и легко. Увы, но 9 из 10 игроков, играют на ней именно так.

Лучшие образцы американских ПТ мы находим на 9 и 10 уровнях. Это – аналог премиумного танка Т-34 с корабельным орудием, это – культовая «черепаха», ПТ-САУ обладающая лобовым бронированием в 300 с лишним миллиметров, и две топовых ПТ – и . Две этих ПТ – модификации топового американского танка Т110Е5. При этом Е3 развитие идеи «черепахи» с улучшенной динамикой, и сохранением мощнейшей брони, а Е4 обладает вращающейся на 180 градусов башней, что делает ПТ незаменимой в городах.

ПТ-САУ Франции

У этих машин тенденция американских ПТ САУ в World of Tanks еще более выражена. Если у США и на средних уровнях есть свои звезды, то Франция дает игроку лишь две замечательные машины: , и . Замечательная маневренность, динамика и проходимость «Фошей» в сочетании с крепкой броней, и достойным орудием позволяет этим ПТ занимать достойное место, и применяться в ротах и на глобальной карте.

Но путь к этим двум машинам тернист и тяжел. Практически все без исключения ПТ-САУ Франции начиная с RenaultFT AC и заканчивая проигрывают своим «ровесникам» других стран. Несколько выделяется Renault UE 57, данная машина по меткому замечанию одного из игроков напоминает «газонокосилку, с установленным на нее противотанковым ружьем, и куском забора для защиты стрелка». Выделяется она лишь габаритами – попасть в эдакую блоху иногда бывает проблематично.

Остальные же французские машины в основной массе имеют весьма странную конфигурацию, слабую броню, при крупных размерах, и далеко не лучших пушках.

ПТ-САУ Британии

С последним патчем игровой парк машин пополнен английскими противотанковыми машинами.

На втором уровне нам открывается Universal Carrier 2-pdr. Машина показывает себя отличным снайпером при использовании стокового орудия, при этом как не странно резко теряет в игровом качестве после установки ТОП-орудий. Происходит это за счет чрезвычайно низкой точности 6 дюймовых орудий для этой машины.

Следующая ПТ САУ в World of Tanks создана на базе среднего танка Матильды, имеет открытую рубку с практически отсутствующим бронированием. У этой ПТ САУ в World of Tanks выбрать между бронебойным и фугасным орудием довольно сложно: первое берет скорострельностью, но наносимый альфа-урон чрезмерно низок, фугасница, как и большинство орудий этого класса при попадании обладает огромной разрушительной силой. Но фугас надо сначала зарядить, а потом умудриться попасть в цель.

Машина 4го уровня – Alecto, уже прозванная Электрой в игровом мире – классическое легкое ПТ. Брони данная машина не несет фактически полностью, будучи уязвимой даже для пулеметов, однако потрясающий для ПТ обзор и хороший выбор орудий компенсирует недостатки. С орудиями сохраняется тенденция ПТ САУ прошлого уровня.

Пятый уровень, наконец, приводит нас к настоящим британским ПТ САУ. В этих машинах уже нет места скорости и легкобронированности. Churchill Gun Carrier как несложно догадаться выполнена на базе тяжелого танка Черчилль. Такое наследие несет в себе все его известные проблемы – отвратительную маневренность, низкую динамику, при неэргономичной броне. Однако столь мощная база позволила установить на ПТ САУ в World of Tanks отличное ТОП-орудие 8го уровня, используя которое можно с успехом воевать даже против машин 8-9 уровней. Правда до того момента, пока они не обнаружат Вас.

Машины с 6 по 9 уровень: АТ-8, АТ-7, АТ-15 и как венец A39 Tortoise – прототипы штурмовых машин, используемых для прорыва обороны. Сама идея такого скрещивания тяжелого танка и ПТ подразумевало максимально мощную лобовую броню. В сочетании с предельно крупнокалиберным орудием, позволяющим уничтожать опорные огневые точки, зачастую имеющие метровые стены из железобетона. Естественно, подобные машины проектировались с минимальной подвижностью и маневренностью, фланговую оборону таких танков должны были обеспечивать пехота и легкая техника.

В WOT эта техника имеет аналогичные параметры. ТОП-орудия этих машин предельно опасны, однако если вражеский танк сможет покинуть сектор обстрела ваших «черепах» и навязать ближний бой, судьба ПТ незавидна.

Венец британской инженерной мысли разрабатывающей ПТ-САУ в WOT — FV215b (183). Созданная на базе тяжелого танка FV215, ПТ имеет аналогичную комплектацию с размещением орудия в задней части танка. Но какого орудия! 183 миллиметровое орудие способно без шуток, единственным попаданием, уничтожать танки 10-го уровня, даже если противник выживет, это фактически равноценно прямому попаданию ТОП-артиллерии.

Мало того, орудие этой ПТ-САУ может еще и вращаться, что благотворно сказывается на маскировке. Однако не стоит считать это козырем. На весь бой у машины есть лишь 12 снарядов (!), а скорость перезарядки в полминуты, в случае промаха фактически выводит машину из боя, что при ее скорости весьма проблематично. Хотя в целом, умелое использование данной ПТ способно причинить огромный ущерб противнику.

ПТ-САУ Китая

В новой версии игры, к сожалению, Китай пока веткой ПТ САУ в World of Tanks не представлен, она ожидается в ближайших патчах.

Перед войной в СССР предпринимались многочисленные попытки создания различных самоходно-артиллерийских установок (САУ). Были рассмотрены десятки проектов, по многим из них построены опытные образцы. Но до массового принятия на вооружение дело так и не дошло. Исключение составили: 76-мм зенитная установка 29К на шасси грузовика ЯГ-10(60 шт.), САУ СУ-12 - 76,2-мм полковая пушка образца 1927 года на шасси грузовика «Морланд» или ГАЗ-ААА(99 шт.), САУ СУ-5-2 - 122-мм гаубичная установка на шасси Т-26(30 шт.).


СУ-12 (на базе грузовика «Морланд»)

Наибольший интерес в противотанковом отношении представляла не принятая на вооружение САУ СУ-6 на шасси танка Т-26, вооруженная 76-мм зенитным орудием 3-К. Испытания установки проходили в 1936 году. Военных не устроило, что расчет СУ-6 в походном положении полностью на САУ не помещался и установщики дистанционных трубок должны были ехать на машине сопровождения. Это привело к тому, что СУ-6 признали непригодной для сопровождения мотомеханизированных колонн в качестве самоходной зенитной установки.


Хотя возможность использования её для борьбы с танками не рассматривалась, САУ вооруженные такими орудиями могли бы стать отличным противотанковым средством. Выпущенный из орудия 3-К бронебойный снаряд БР-361, на дистанции 1000 метров, по нормали пробивал 82-мм броню. Танки с таким бронированием стали массово применятся немцами только с 1943 года.

Справедливости ради стоит сказать, что в Германии к моменту вторжения в СССР так же не существовало серийных противотанковых САУ (ПТ САУ). Первые варианты САУ «Артштурм» StuG III вооружались короткоствольными 75-мм орудиями и существенными противотанковыми возможностями не обладали.


Германская САУ StuG III Ausf. G

Однако наличие в производстве весьма удачной машины, позволило в короткие сроки путём наращивания лобовой брони и установки 75-мм орудия с длиной ствола 43 калибра, превратить её в противотанковую.

В ходе первых же боев Великой Отечественной войны остро встал вопрос о необходимости скорейшей разработки противотанковой самоходно-артиллерийской установки, способной быстро менять позиции и бороться с немецкими танковыми частями, которые по мобильности значительно превосходили части Красной Армии.

В срочном порядке на шасси лёгкого тягача «Комсомолец» была установлена 57-мм противотанковая пушка обр.1941 года, обладавшая отличной бронепробиваемостью. На тот момент, это орудие уверенно поражало на реальных дистанциях боя любой немецкий танк.

ПТ САУ ЗИС-30 представляла собой легкую противотанковую установку открытого типа.
Боевой расчет установки состоял из пяти человек. Верхний станок орудия крепился в средней части на корпусе машины. Углы вертикальной наводки составляли от -5 до +25°, по горизонту – в секторе 30°. Стрельба велась только с места. Устойчивость самоходной установки при стрельбе обеспечивалась с помощью откидных сошников, располагавшихся в кормовой части корпуса машины. Для самообороны самоходной установки использовался штатный 7,62-мм пулемет ДТ, устанавливавшийся в шаровой опоре справа в лобовом листе кабины. Для защиты расчета от пуль и осколков использовалось броневое щитовое прикрытие пушки, которое имело откидную верхнюю часть. В левой половине щита для наблюдения имелось специальное окно, закрывавшееся подвижным щитком.


ПТ САУ ЗИС-30

Производство ЗИС-30 продолжалось с 21 сентября до 15 октября 1941 года. За этот период завод изготовил 101 машину с пушкой ЗИС-2 (включая и опытную машину) и одну установку с 45-мм пушкой. Дальнейшее производство установок было остановлено в связи с отсутствием снятых с производства «Комсомольцев» и прекращением выпуска 57-мм орудий.

САУ ЗИС-30 начали поступать в войска в конце сентября 1941 года. Ими были укомплектованы противотанковые батареи 20 танковых бригад Западного и Юго-Западного фронтов.

В ходе интенсивного применения у самоходки выявился целый ряд недостатков таких, как плохая устойчивость, перегруженность ходовой части, малый запас хода, малый боекомплект.

К лету 1942 года в войсках практически не осталось ПТ САУ ЗИС-30. Часть машин была потеряна в боях, а часть, вышла из строя по техническим причинам.

С января 1943 года началось серийное производство созданных Н.А. Астровым на базе лёгкого танка Т-70, самоходных 76-мм установок СУ-76(позже Су-76М). Хотя эта лёгкая САУ очень часто привлекалась для борьбы с танками противника, считать её противотанковой нельзя. Броневая защита СУ-76 (лоб: 26-35 мм, борт и корма: 10-16 мм) предохраняла экипаж (4 человека) от стрелкового огня и тяжелых осколков.


САУ СУ-76М

При правильном использовании, а это пришло не сразу (САУ не танк), СУ-76М хорошо показали себя как в обороне - при отражении атак пехоты и как подвижные, хорошо защищенные противотанковые резервы, так и в наступлении - при подавлении пулеметных гнезд, разрушении дотов и дзотов, а также в борьбе с контратакующими танками. На бронированную машину устанавливалась дивизионная пушка ЗИС-3. Ее подкалиберный снаряд с дистанции 500 метров пробивал броню до 91 мм, то есть любое место корпуса немецких средних танков и борта «пантеры» и «тигра».

По характеристикам вооружения к СУ-76М была очень близки САУ СУ-76И, созданные на базе трофейных германских танков Pz Kpfw III и САУ StuG III. Первоначально планировалось установить в боевом отделении САУ 76,2-мм пушку ЗИС-3Ш (Ш - штурмовая), именно эта модификация пушки устанавливалась на серийные САУ СУ-76 и СУ-76М на станке, укрепленном к полу, но такая установка не обеспечивала надежной защиты орудийной амбразуры от пуль и осколков, так как при подъеме и повороте орудия в щите неизменно образовывались щели. Эта проблема была решена установкой вместо 76-мм дивизионной пушки специального самоходного 76,2-мм орудия С-1. Это орудие было спроектировано на базе конструкции танковой пушки Ф-34, которым оснащались танки Т-34.


САУ СУ-76И

При одинаковой с СУ-76М огневой мощи, СУ-76И гораздо больше подходила для использования в качестве противотанковой из-за лучшей защищённости. Лоб корпуса имел противоснарядное бронирование толщиной – 50-мм.

Производство СУ-76И было окончательно остановлено в конце ноября 1943 года в пользу СУ-76М, которая уже избавилась к тому времени от «детских болезней». Решение о прекращении производства СУ-76И было связано с сокращением применяемых на Восточном фронте количества танков Pz Kpfw III. В связи с этим уменьшалось количество захваченных танков этого типа. Всего было выпущено 201 САУ СУ-76И (включая 1 опытную и 20 командирских), которые приняли участие в боях 1943-44 гг., но ввиду малочисленности и трудностей с запасными частями довольно быстро исчезли из Красной Армии.

Первой специализированной, отечественной ПТ САУ способной действовать в боевых порядках наравне с танками, стала СУ-85. Эта машина стала особенно востребована после появления на поле боя немецкого танка PzKpfw VI "Tiger". Броня "Тигра" была такой толщины, что ее с большим трудом и только на самоубийственно близких дистанциях могли пробить орудия Ф-34 и ЗИС-5, устанавливаемые на Т-34 и КВ-1.

Специальные стрельбы по захваченному немецкому танку показали, что гаубица М-30, установленная на СУ-122, имеет недостаточную скорострельность и малую настильность. Вообще, для стрельбы по быстро передвигающимся целям она оказалась мало приспособлена, хотя и обладала неплохой бронепробиваемостью после введения кумулятивного боеприпаса.

По распоряжению ГКО от 5 мая 1943 года, КБ под руководством Ф.Ф.Петрова развернуло работы по установке 85-мм зенитного орудия на шасси СУ-122.


ПТ САУ СУ-85 с пушкой Д-5С

Пушка Д-5С имела ствол длиной 48,8 калибра, дальность стрельбы прямой наводкой достигала 3,8 км, максимально возможная - 13,6 км. Диапазон углов возвышения составлял от −5° до +25°, сектор горизонтального обстрела был ограничен значениями ±10° от продольной оси машины. Боекомплект орудия составлял 48 выстрелов унитарного заряжания.

По советским данным, 85-мм бронебойный снаряд БР-365 по нормали пробивал на расстоянии 500 м бронеплиту толщиной 111 мм, на вдвое большей дистанции при тех же условиях - 102 мм. Подкалиберный снаряд БР-365П на расстоянии 500 м по нормали пробивал бронеплиту толщиной 140 мм.

Отделение управления, моторное и трансмиссионное остались такими же, как у танка Т-34, что позволило комплектовать экипажи для новых машин практически без переучивания. Для командира в крыше рубки приваривался броневой колпак с призматическими и перископическими приборами. На самоходных установках поздних выпусков броневой колпак был заменен командирской башенкой, как у танка Т-34.
Общая компоновка машины, была аналогична компоновке СУ-122, отличие заключалось только в вооружении. Защищённость СУ-85 была аналогична Т-34.

Машины этой марки выпускались на «Уралмаше» с августа 1943 по июль 1944 года, всего было построено 2337 самоходок. После разработки более мощной самоходки СУ-100 из-за задержки выпуска 100-мм бронебойных снарядов и прекращения выпуска бронекорпусов для СУ-85 с сентября до декабря 1944 года выпускался переходный вариант СУ-85М. Фактически он представлял собой СУ-100 с 85-мм пушкой Д-5С. От исходного варианта СУ-85 модернизированная СУ-85М отличалась более мощной лобовой бронёй и увеличенным боезапасом. Всего было построено 315 таких машин.

Благодаря использованию корпуса СУ-122 удалось очень быстро наладить массовое производство ПТ САУ СУ-85. Действуя в боевых порядках танков, они эффективно поддерживали огнем наши войска, поражая немецкие бронированные машины с дистанции 800-1000 м. Особенно отличались экипажи этих самоходок при форсировании Днепра, в Киевской операции и в ходе осенне-зимних боев на Правобережной Украине. Если не считать немногочисленные КВ-85 и ИС-1, до появления танков Т-34-85, только СУ-85 могли эффективно бороться со средними танками противника на дистанциях более километра. А на меньших дистанциях и пробивать лобовую броню тяжёлых танков. Вместе с тем, уже первые месяцы применения СУ-85 показали, что мощность её орудия недостаточна для эффективной борьбы с тяжёлыми танками противника, такими как «Пантера» и «Тигр», которые, обладая преимуществом в огневой мощи и защите, а также эффективными прицельными системами, навязывали бой с дальних дистанций.

Построенные в середине 1943 года СУ-152 и появившиеся позже ИСУ-122 и ИСУ-152 поражали в случае попадания любой немецкий танк. Но для борьбы с танками из-за высокой стоимости, громоздкости и низкой скорострельности они не слишком подходили.
Главным назначением этих машин было разрушение укреплений и инженерных сооружений и функции огневой поддержки наступающих подразделений.

В середине 1944 года под руководством Ф. Ф. Петрова, с использованием выстрелов морского зенитного орудия Б-34, была сконструирована еще более мощная, 100-мм пушка Д-10С. Пушка Д-10С обр. 1944 г. (индекс «С» - самоходный вариант), имела длину ствола в 56 калибров. Бронебойный снаряд пушки с расстояния в 2000 метров поражал броню толщиной 124 мм. Осколочно-фугасный снаряд массой 16 кг позволял эффективно поражать живую силу и разрушать укрепления противника.

Используя это орудие и базу танка Т-34-85, конструкторы «Уралмаша» оперативно разработали истребитель танков СУ-100 - лучшую противотанковую САУ второй мировой войны. По сравнению с Т-34 лобовая броня была усилена до 75-мм.
Пушка устанавливалась в лобовой плите рубки в литой рамке на двойных цапфах, позволявших её наведение в вертикальной плоскости в пределах от −3 до +20° и в горизонтальной ±8°. Наводка осуществлялась при помощи ручных подъёмного механизма секторного типа и поворотного механизма винтового типа. Боекомплект орудия состоял из 33 унитарных выстрелов, размещавшихся в пяти укладках в рубке.

СУ-100 обладала исключительной для своего времени огневой мощью и была способна вести борьбу с танками противника всех типов на всех дистанциях прицельного огня.
Серийное производство СУ-100 началось на «Уралмаше» в сентябре 1944 года. До мая 1945 года завод успел произвести более 2000 этих машин. Выпуск СУ-100 на «Уралмаше» велся, по меньшей мере, до марта 1946 года. Омский завод № 174 в 1947 году выпустил 198 СУ-100, и ещё 6 - в начале 1948 года, суммарно выпустив 204 машины. Выпуск СУ-100 в послевоенное время был также налажен в Чехословакии, где в 1951-1956 годах по лицензии выпустили ещё 1420 САУ этого типа.

В послевоенные годы значительная часть СУ-100 была модернизирована. На них появились ночные приборы наблюдения и прицелы, новое противопожарное и радиооборудование. В боекомплект был введён выстрел с более эффективным бронебойным снарядом УБР-41Д с защитным и баллистическим наконечниками, а позднее - с подкалиберным и невращающимся кумулятивными снарядами. Штатный боекомплект САУ в 1960-х годах состоял из 16 осколочно-фугасных, 10 бронебойных и 7 кумулятивных снарядов.

Имеющие с танком Т-34 одну базу, СУ-100 широко распространились по миру, официально состояв на вооружении более чем в 20 странах, они активно использовалась в многочисленных конфликтах. В ряде стран они всё еще в строю.
В России СУ-100 можно было встретить «на хранении» вплоть до конца 90-х.

По материалам:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/4200/СУ
http://www.tankovedia.ru/catalog/sssr/su
http://voencomrus.ru/index.php?id=120

Называют боевые машины, которые являются не чем иным как смонтированным на самодвижущихся шасси артиллерийским орудием. В обиходе их иногда называют самоходками или артсамоходами. В этой статье мы с вами разберемся, что такое САУ, где они используются, как классифицируются и чем отличаются от других видов вооружения.

Резюме

Итак, что такое САУ? В широком смысле в качестве САУ можно рассматривать все боевые машины, которые вооружены пушками. Однако в узком смысле к САУ относятся только те машины, которые вооружаются пушками или гаубицами, но не являются танками или бронеавтомобилями.

Виды САУ разнообразны, равно как и сфера их применения. Они могут иметь колесное или гусеничное шасси, защищаться или не защищаться броней, иметь фиксированную или башенную монтировку основного орудия. Многие самоходные артиллерийские установки мира, оборудованные башенной установкой, внешне напоминают танки. Однако они существенно отличаются от танков по тактическому применению и балансу «броня-вооружение».

Самоходная артиллерийская установка (САУ) начала свою историю примерно тогда же, когда и первые пушечные бронеавтомобили, - в начале 20 века. Более того, с точки зрения современной военной науки, первые были скорее аналогом более поздних САУ, нежели танками. В середине и второй половине двадцатого века в ведущих государствах настал период бурного развития всяческих самоходных артиллерийских установок.

В начале двадцать первого века, благодаря внушительному скачку военной науки, САУ, по мнению многих экспертов, стали претендовать на первенство среди прочей бронетехники. Раньше, оно, безусловно, принадлежало танкам. Роль САУ в условиях современного военного сражения растет с каждым годом.

История развития

На поле боя Первой мировой войны использовали самоходные установки, построенные на базе грузовиков, тракторов или гусеничных шасси. Позже, с развитием танков, инженеры осознали, что для монтажа мощных артиллерийских систем лучше всего подходит танковая база. Орудия на небронированных шасси также не были забыты, ведь они славились большой мобильностью.

В России первую бронированную САУ предложил сын Д. И. Менделеева - В. Д. Менделеев. Во времена Первой мировой и Гражданской войны активно использовали 72-миллиметровые орудия Лендера, построенные на базе грузовика «Руссо-Балт». Кабины некоторых из них даже частично бронировались. В 20-е годы прошлого века разработкой САУ занимались СССР, Германия и США, однако большинство проектов представляло собой не более чем суррогатные установки.

Когда Советский Союз и Германия стали активно развивать свои танковые силы, появилась возможность массово устанавливать на танковые шасси артиллерийские установки. Так, в СССР на базе танков Т-35 и Т-28 был создан прототип САУ СУ-14. В Германии для переделки под САУ применяли устаревшие танки Pz Kpfw I.

Вторая мировая война потребовала использования всех ресурсов участников. Германия массированно производила САУ на основе старых и трофейных танков. На базе собственных машин они делали более простые и дешевые установки. В историю вошли такие немецкие образцы: StuG III, и StuG IV, Hummel и Wespe, самоходная артиллерийская установка «Фердинанд» (так называли истребители танков Hetzer и Elefant) и некоторые другие. С конца 1944 года производство САУ в Германии превысило по объему производство танков.

Красная Армия начинала воевать без серийной самоходной артиллерии. Производство единственной самоходной гаубицы СУ-5 было остановлено еще в 1937 году. Но уже в июле 1941 года появилась САУ ЗиС-30 суррогатного типа. А в следующем году с конвейера сошли штурмовые орудия модели СУ-122. Позже в противовес немецкой тяжелой бронетехнике появились знаменитые СУ-100 и ИСУ-152.

Инженеры Англии и Америки сосредотачивали свои силы в основном на производстве самоходных гаубиц. Так появились модели: Sexton, Bishop, М12, и M7 Priest.

Из-за развития основных боевых танков, необходимость в использовании штурмовых орудий отпала. системы вместе с боевыми вертолетами вполне успешно могут заменить противотанковые САУ. А вот гаубицы и зенитные установки развиваются до сих пор.

По мере развития САУ сфера их применения росла, а классификация расширялась. Рассмотрим типы самоходных артиллерийских установок, фигурирующих в военной науке на сегодняшний день.

Как можно понять из названия, такие боевые машины специализируются на уничтожении бронетехники. Как правило, они получают в качестве вооружения длинноствольные полуавтоматические орудия калибром от 57 до 100 мм с унитарным способом заряжения, позволяющим достичь высокой скорострельности. Тяжелые истребители танков, предназначенные для борьбы с аналогичными машинными противника и тяжелыми танками, могут вооружаться длинноствольными орудиями с раздельным заряжением, калибр которых доходит до 155 мм. Установки такого класса малоэффективны против укреплений и пехоты. Скачок в развитии они получили во времена Второй мировой войны. Характерными представителями истребителей танков того времени являются советская САУ модели СУ-100 и немецкая «Ягдпантера». В настоящее время установки этого класса уступили свое место ракетным противотанковым системам и боевым вертолетам, которые гораздо эффективнее справляются с танками.

Штурмовые орудия

Представляют собой бронированные машины для огневой поддержки танков и пехоты. САУ такого типа вооружаются крупнокалиберными (105-203 мм) короткоствольными или длинноствольными орудиями, которые без проблем поражают укрепленные позиции пехоты. Кроме того, штурмовые орудия могли эффективно применяться против танков. Этот вид САУ, так же как и прошлый, активно развивался во время Второй мировой войны. Яркими примерами германских штурмовых самоходных орудий стали StuG III, StuG H42 и Brummbar. Среди советских машин отличились: Су-122 и Су-152. После войны развитие основных боевых танков привело к тому, что их стали вооружать крупнокалиберными орудиями, способными без проблем поражать укрепления противника и небронированные цели. Таким образом, необходимость в использовании штурмовых орудий исчезла.

Самоходные гаубицы

Представляют собой мобильные орудия для огня с закрытых позиций. По сути, это самоходный аналог буксируемой артиллерии. Такие САУ вооружались артиллерийскими системами калибром от 75 до 406 миллиметров. Они имели легкое противоосколочное бронирование, которое защищало разве что от контрбатарейного огня. С самого начала развития самоходной артиллерии развивались и самоходные гаубицы. Пушки крупного калибра вместе с высокой мобильностью и современными системами позиционирования делают этот вид вооружения одним из наиболее эффективных по сей день.

Особое распространение получили самоходные гаубицы калибром более 152 миллиметров. Они могут наносить удар по врагу ядерными боеприпасами, что дает возможность уничтожать крупные объекты и целые группы войск при малом количестве выстрелов. Во времена Второй мировой войны прославились немецкие машины Wespe и Hummel, американские гаубицы M7 (Priest) и M12, а также британские САУ Sexton и Bishop. СССР пробовала наладить выпуск таких машин (модель Су-5) еще в 40-х годах прошло века, однако эта попытка не увенчалась успехом. Сегодня на вооружении современной российской армии стоит одна из лучших самоходных гаубиц в мире - 2С19 «Мста-С» калибром 152 мм. В армиях стран НАТО на вооружении стоит ее альтернатива 155-миллиметровая САУ «Паладин».

Противотанковые

САУ данного класса представляют собой полуоткрытые или открытые машины, вооруженные противотанковым оружием. Обычно их строят на базе легкобронированных танковых шасси, которые уже устарели для своего прямого назначения. Такие машины отличались хорошим сочетанием цены и эффективности и выпускались в довольно больших объемах. Вместе с тем они все же проигрывали по боевым характеристикам машинам более узкой специализации. Неплохим примером противотанковой САУ Второй мировой войны являются немецкая машина Marder II и отечественная СУ-76М. Как правило, такие установки вооружали мелко- или среднекалиберными орудиями. Однако иногда встречались и более мощные версии, к примеру, немецкая Nashorn калибром 128 мм. В современной армии такие агрегаты не используют.

Зенитные установки

Это специализированные пушечно-пулеметные установки, задача которых состоит в поражении низколетящих и средневысотных самолетов, а также вертолетов противника. Обычно они вооружались мелкокалиберными автоматическими пушками (20-40 мм) и/или пулеметами крупного калибра (12,7-14,5 мм). Важным элементом была система наведения на быстролетящие цели. Иногда они дополнительно вооружались ракетами типа «земля-воздух». В городских боях и в случаях, когда нужно противостоять большой массе пехоты, зенитные установки показывали себя как нельзя хорошо. Во времена Второй мировой войны особо отличились немецкие зенитные установки Wirbelwind и Ostwind, а также советская ЗСУ-37. Современная российская армия имеет на вооружении две ЗСУ: 23-4 («Шилка») и «Тунгуска».

Суррогатные

Представляют собой импровизированные боевые машины, сконструированные на базе коммерческих или тракторов. Бронирование у суррогатных САУ, как правило, отсутствовало. Среди отечественных установок такого класса распространение получила 57-миллиметровая противотанковая самоходная боевая машина ЗиС-30, построенная на базе гусеничного артиллерийского тягача «Комсомолец». Наиболее широко суррогатные машины использовали нацистская Германия и фашистская Италия по причине недостатка другой бронетехники.

Типичная самоходная артиллерийская установка СССР с успехом совмещала в себе функции сразу нескольких классов. Явным тому примером стала модель ИСУ-152. Немцы придерживались стратегии создания узкоспециализированных САУ. Как следствие, некоторые немецкие установки были лучшими в своих классах.

Тактика использования

Разобравшись, что такое САУ и какими они бывают, давайте узнаем, как их используют на практике. Основной задачей самоходной артиллерийской установки на поле боя является поддержка других родов войск артиллерийским огнем с закрытых позиций. Благодаря тому, что САУ обладают высокой мобильностью, они могут сопровождать танки во время прорывов через линию обороны противника, значительно повышая боевые возможности танковых и мотопехотных войск.

Высокая мобильность также дает самоходной артиллерии возможность самостоятельно атаковать противника. Чтобы это осуществить, заранее рассчитываются все параметры стрельбы. Затем САУ выходят на огневую позицию и без пристрелки ведут массированную атаку по врагу. После этого они быстро покидают огневой рубеж, и к тому времени, когда противник рассчитает место для ответного удара, позиции уже будут пусты.

Если вражеские танки и мотопехота прорывают линию обороны, самоходная артиллерия может выступить в качестве успешного противотанкового средства. Для этого некоторые модели САУ получают в свой боекомплект специальные снаряды.

В последние годы самоходная артиллерия стала применяться для уничтожения снайперов, которые укрываются в неудобных для атаки другими огневыми средствами местах.

Одиночные самоходные артиллерийские установки, вооруженные ядерными снарядами, могут уничтожать крупные объекты, укрепленные населенные пункты, а также места скопления вражеских войск. При этом ядерные снаряды САУ практически невозможно перехватить. Вместе с тем радиус возможных поражаемых целей у артиллерийских боеприпасов меньше, чем у авиации или тактических ракет, равно как и мощность взрыва.

Компоновка

Наиболее распространенные на сегодняшний день самоходные машины обычно строятся на базе танкового шасси или легкобронированных гусеничных машин. В обоих случаях компоновка узлов и агрегатов схожа. В отличие от танков, башенная установка САУ располагается в задней части броневого корпуса, а не в средней. Так процесс подачи боеприпасов с земли значительно облегчается. Моторно-трансмиссионная группа, соответственно, находится в передней и средней части корпуса. Из-за того, что трансмиссия расположена в носовой части, целесообразно, чтобы передние колеса были ведущими. Однако в современных САУ наблюдается тенденция к использованию заднего привода.

Отделение управления, оно же - рабочее место механика-водителя, располагается возле коробки передач по центру машины или ближе к ее левому борту. Мотор размещается между местом механика-водителя и боевым отделением. Боевое отделение включает в себя боезапас и устройства для наводки орудия.

Кроме описанного варианта размещения узлов и агрегатов, ЗСУ может компоноваться по танковому образцу. Иногда они и вовсе представляют собой танк, штатная башня которого заменена на специальную башню со скорострельным орудием и оборудованием для наведения. Вот мы с вами и узнали, что такое САУ.

Для борьбы с новыми средними и тяжелыми танками, появившимися в США и Великобритании, в СССР после войны были разработаны несколько типов противотанковых самоходок.

В середине 50-х началось производство спроектированной на базе среднего танка Т-54 - САУ СУ-122. Новая самоходка, обозначаемая для избегания путаницы как СУ-122-54, проектировалась и изготавливалась с учетом предыдущего боевого опыта использования САУ в военные годы. Ведущим конструктором был назначен А.Е. Сулин.


Основным вооружением СУ-122 являлась пушка Д-49 (52-ПС-471Д) - модернизированная версия орудия Д-25 которым вооружались послевоенные серийные танки серии ИС. Пушка оснащалась клиновым горизонтальным полуавтоматическим затвором с электромеханическим механизмом досылания, за счёт которого удалось довести скорострельность орудия до пяти выстрелов в минуту. Подъемный механизм орудия секторного типа, обеспечивает углы наведения орудия от -3° до +20° по вертикали. При придании стволу угла возвышении на 20° дальность стрельбы с использованием ОФ боеприпасов составляла 13400 м. Стрельба из пушки велась танковыми бронебойными и осколочно-фугасными снарядами, а также осколочно-фугасными гранатами гаубиц М-30 и Д-30. С появлением в начале 1960-х гг. американского танка М60 и английского танка Чифтен для нарезной пушки Д-49 были разработаны подкалиберный и кумулятивный снаряды. Боекомплект - 35 выстрелов раздельно-гильзового типа. Дополнительным вооружением являлись два 14,5-мм пулемёта КПВТ. Один с пневматической системой перезарядки спарен с пушкой, другой - зенитный.

Корпус САУ полностью закрыт и сварен из броневых катаных плит, толщиной в лобовой части -100-мм, борт - 85-мм. Боевое отделение было совмещено с отделением управления. В передней части корпуса находилась боевая рубка, в которой размещалась пушка.
Во вращающейся башенке, расположенной справа на крыше рубки, устанавливался дальномер.

САУ СУ-122-54 не было бы равных на полях сражений Второй мировой. Но совершенствование самих танков, которые стали способны поражать не только огневые средства и пехоту, но и бронированные цели, так как улучшилось их вооружение, и появление ПТУР, сделали производство специализированных ПТ САУ бессмысленным.

С 1954 по 1956 годы, общее количество выпущенных машин составило 77 единиц. В последствии, после проведения ремонта, эти машины переоборудовались в бронированные тягачи и машины технической поддержки.

К началу 80-х в большинстве армий развитых стран самоходные противотанковые артиллерийские установки практически исчезли. Их функции взяли на себя ПТРК и отчасти так называемые «колёсные танки» - легко бронированные универсальные машины с мощным артиллерийским вооружением.

В СССР развитие ПТ САУ продолжилось для обеспечения противотанковой обороны воздушно-десантных частей. Специально для Воздушно-десантных войск (ВДВ) были спроектированы и производились несколько типов САУ.

Первым образцом бронетехники, спроектированным специально для воздушно-десантных войск, стала вооружённая 76-мм пушкой АСУ-76, созданная под руководством Н. А. Астрова. Проект машины был разработан в октябре 1946 - июне 1947 года, а первый прототип САУ был завершён в декабре 1947 года. АСУ-76 имела экипаж из трёх человек, минимизированные размеры, лёгкое противопульное бронирование и силовую установку, созданную на базе автомобильных агрегатов. После завершения проведённых в 1948-1949 годах испытаний, 17 декабря 1949 года АСУ-76 была принята на вооружение, однако серийное её производство, за исключением двух собранных в 1950 году машин установочной партии, не выдержавших полигонных испытаний, не осуществлялось. Вследствие ряда причин, прежде всего отказа от производства тяжёлого транспортного планёра Ил-32 - единственного на тот момент средства десантирования 5,8-тонной машины.

В 1948 году в конструкторском бюро завода № 40 под руководством Н А. Астрова и Д. И. Сазонова была создана САУ АСУ-57, вооружённая 57-мм полуавтоматической пушкой Ч-51, с баллистикой грабинской ЗиС-2. В 1951 году АСУ-57была принята на вооружение Советской Армии.

Основное вооружение АСУ-57 составляла 57-мм полуавтоматическая нарезная пушка Ч-51, в базовой модификации или модификации Ч-51М. Пушка имела ствол-моноблок длиной 74,16 калибра. Техническая скорострельность Ч-51 составляла до 12, практическая прицельная - 7…10 выстрелов в минуту. Углы горизонтального наведения орудия составляли ±8°, вертикального наведения - от −5° до +12°. Боекомплект Ч-51 составлял 30 унитарных выстрелов с цельнометаллическими гильзами. В боекомплект могли включаться выстрелы с бронебойными, подкалиберными и осколочными снарядами, по ассортименту боеприпасов Ч-51 была унифицирована с противотанковой пушкой ЗИС-2.

Для самообороны экипажа АСУ-57 в первые годы э комплектовалась перевозившимся на левом борту боевого отделения 7,62-мм станковым пулемётом СГМ или ручным пулемётом РПД.

АСУ-57 имела лёгкую противопульную бронезащиту. Корпус САУ, полузакрытого типа, представлял собой жёсткую несущую коробчатую конструкцию, собранную из листов броневой стали толщиной 4 и 6 мм, соединявшихся между собой в основном при помощи сварки, а также неброневых дюралюминиевых листов, соединённых с остальными деталями корпуса при помощи клёпки.

АСУ-57 оснащалась рядным 4-цилиндровым четырёхтактным карбюраторным автомобильным двигателем модели М-20Е производства завода ГАЗ, максимальной мощностью 55 л.с.

До появления военно-транспортного самолётов нового поколения по воздуху АСУ-57 могли транспортироваться только с помощью буксируемого транспортного планера Як-14. АСУ-57 заезжала в планёр и покидала его своим ходом через откидную носовую часть; в полёте установка крепилась тросами, а для предотвращения раскачивания узлы её подвески блокировались на корпус.

Значительно изменилась ситуация с принятием на вооружение новых военно-транспортных самолётов повышенной грузоподъёмности Ан-8 и Ан-12, обеспечивавших десантирование АСУ-57 как посадочным, так и парашютным способом. Также для десантирования САУ посадочным способом мог использоваться тяжёлый военно-транспортный вертолёт Ми-6.

На вооружение ВДВ СССР АСУ-57 поступала в сравнительно небольших количествах. Так, по штатному расписанию, в имевшихся к концу 1950-х годов семи воздушно-десантных дивизиях, не считая одной учебной дивизии, в общей сложности должно было насчитываться лишь 245 САУ. В войсках САУ за характерные особенности конструкции получила прозвище «голожопый „Фердинанд“», ранее носившееся СУ-76, которую АСУ-57 заменила в самоходно-артиллерийских дивизионах.

Поскольку имевшаяся на вооружении ВДВ транспортная техника в начале 1950-х годов не имела средств воздушного десантирования, САУ применялась и в роли лёгкого тягача, а также для перевозки на броне до четырёх десантников, последнее применялось, в частности, при фланговых или тыловых обходах противника, когда требовалась быстрая переброска сил.

Появление на вооружении ВДВ более совершенных образцов не повлекло за собой снятия АСУ-57 с вооружения; последние лишь, после ряда реорганизаций, были переведены из дивизионного звена ВДВ в полковое. АСУ-57 ещё длительное время оставалась единственным способным оказывать огневую поддержку десанту образцом бронетехники ВДВ, могущим десантироваться парашютным способом. По мере перевооружения парашютно-десантных полков в 1970-х годах на новые авиадесантные БМД-1, обеспечивавшие противотанковую оборону и огневую поддержку вплоть до уровня отделений, полковые батареи АСУ-57 постепенно расформировывались. Окончательно сняты с вооружения АСУ-57 были в начале 1980-х годов.

Успех лёгкой авиадесантной самоходки АСУ-57 породил у советского командования желание иметь ещё и среднюю самоходку с 85-миллиметровой пушкой.

В 1959 году на вооружение поступила разработанная ОКБ-40 во главе с Н.А. Астровым
АСУ-85. Основным вооружением АСУ-85 была пушка 2А15 (заводское обозначение - Д-70), имевшая ствол моноблок, оборудованная дульным тормозом и эжектором для удаления остатков пороховых газов из ствола. Секторным подъемным механизмом с ручным приводом обеспечиваются углы возвышения в диапазоне от -5 до +15 градусов. Горизонтальное наведение – 30 градусов. С пушкой был спарен 7,62-мм пулемёт СГМТ

В возимый боекомплект из 45 унитарных выстрелов входили унитарные выстрелы массой по 21,8 кг со снарядами нескольких типов. К ним относились осколочно-фугасные гранаты УО-365К весом 9,54 кг, обладавшие начальной скоростью 909 м/с и предназначавшиеся для уничтожения живой силы и разрушения укреплений противника. При стрельбе по подвижным, бронированным целям - танкам и самоходкам - применялись бронебойно-трассирующие остроголовые снаряды Бр-365К весом 9,2 кг с начальной скоростью 1150 м/с. Этими снарядами можно было вести прицельный огонь на расстоянии до 1200 м. Бронебойный снаряд на дистанции 2000 м пробивал броневую плиту толщиной 53 мм, расположенную под углом 60°, а кумулятивный снаряд - 150 мм. Максимальная дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом составляла 13400 м.

Защищенность АСУ-85 в лобовой части корпуса была на уровне танка Т-34. Гофрированное днище придавало корпусу дополнительную прочность. В носовой части справа находилось отделение управления, в котором располагалось место механика-водителя. Боевое отделение находилось в средней части машины.

В качестве силовой установки использовался автомобильный 6-цилиндровый, V-образный, двухтактный 210-сильный дизельный двигатель ЯМЗ-206В.

В течении длительного времени самоходка могла десантироваться только посадочным способом. Только в 70-е годы были разработаны специальные парашютные системы.
АСУ-85, как правило, транспортировались военно-транспортными Ан-12. Самоходка устанавливалась на платформе, к которой прикреплялось несколько парашютов. Перед соприкосновением с землей начинали работать специальные тормозные ракетные двигатели, и самоходная установка благополучно приземлялась. После выгрузки машины переводилась в боевое положение в течение 1-1,5 минут.

АСУ-85 находилась в производстве с 1959 по 1966 год, за это время установку дважды модернизировали. Сначала над боевым отделением установили вентилируемую крышу из листов катаной стали толщиной 10 мм с четырьмя люками. В 1967 году АСУ-85 участвовали в арабо-израильском конфликте, известном как «шестидневная война», и опыт их боевого применения выявил необходимость установки на рубке 12,7-мм зенитного пулемета ДШКМ. Поставлялась в ГДР и Польшу. Принимала участие в начальном периоде Афганской войны в составе артиллерийских подразделений 103-й воздушно-десантной дивизии.

Основная масса произведенных машин направлялось на комплектование отдельных самоходных артиллерийских дивизионов воздушно-десантных дивизий. Несмотря на прекращение серийного производства, АСУ-85 оставались на вооружении воздушно-десантных войск до конца 80-х годов прошлого века. АСУ-85 снята с вооружения Российской армии в 1993 году.

В 1969 году на вооружение была принята боевая машина десанта БМД-1. Что позволило поднять возможности ВДВ на качественно новый уровень. Комплекс вооружения БМД-1 позволял решать задачи борьбы с живой силой и бронетехникой. Противотанковые возможности машин ещё больше возросли после замены ПТРК «Малютка» на 9К113 «Конкурс» в 1978 году. В 1979 году на вооружение принят самоходный ПТРК «Робот» созданный на базе БМД. В 1985 году на вооружение поступила БМД-2 с 30-мм автоматической пушкой.

Казалось бы, авиатранспортабельные машины на едином шасси позволяют решать все задачи стоящие перед ВДВ. Однако опыт участия этих машин в многочисленных локальных конфликтах выявил острую необходимость в авиатранспортабельных, амфибийных бронированных машинах с мощным артиллерийским вооружением.
Которые были бы способны, оказывать огневую поддержку наступающему десанту, действуя наравне с БМД, а так же бороться современными танками.

Самоходная противотанковая пушка 2С25 "Спрут-СД" создана в начале 90-х, на удлиненной (на два катка) базе боевой машины десанта БМД-3 акционерным обществом "Волгоградский тракторный завод", а артиллерийская часть к ней - на артиллерийском заводе N9 (г. Екатеринбург). В отличие от буксируемой артиллерийской системы "Спрут-Б" новая САУ получила наименование "Спрут-СД" ("самоходная"- десантируемая").


САУ "Спрут-СД на огневой позиции

125-мм гладкоствольная пушка 2А75 является основным вооружением CAУ Спрут-СД.
Пушка создана на базе 125-мм танковой пушки 2А46, которая устанавливается на танки Т-72, Т-80 и Т-90. При установке на более легкое шасси пушка была оснащена противооткатным устройством нового типа, обеспечивающего откат не более 700 мм. Установленное в боевом отделении гладкоствольное орудие высокой баллистики оснащено компьютеризированной системой управления огнем с рабочих мест командира и наводчика, которые функционально взаимозаменяемы.

Пушка без дульного тормоза оборудована эжектором и термоизоляционным кожухом. Стабилизация в вертикальной и горизонтальной плоскостях позволяет вести огонь 125-мм боеприпасами раздельно-гильзового заряжания. Спрут-СД может использовать все виды 125-мм отечественных боеприпасов, в том числе бронебойные подкалиберные оперённые снаряды и танковые ПТУР. В боекомплект пушки (40 125-мм выстрелов, из них 22 в автомате заряжания) может входить снаряд с лазерным наведением, обеспечивающий поражение цели, находящейся на дальности до 4000 м. Пушка может вести огонь на плаву при волнении до трёх баллов в секторе ±35 град., максимальная скорострельность – 7 выстрелов в минуту.

В качестве вспомогательного вооружения САУ Спрут-СД оснащена спаренным с пушкой 7,62-мм пулемет с боекомплектом из 2000 патронов, снаряженных в одну ленту.

САУ Спрут-СД по внешнему виду и огневой мощи неотличима от танка, но уступает ему в защищённости. Это и предопределяет тактику действия против танков - главным образом из засад.

Силовая установка и ходовая часть имеет много общего с БМД-3, база которой была использована при разработке САУ 2С25 Спрут-СД. Установленный на ней многотопливный горизонтально-оппозитный шестицилиндровый дизельный двигатель 2В06-2С с максимальной мощностью 510 л.с. сблокирован с гидромеханической трансмиссией, гидрообъемным механизмом поворота и отбором мощности для двух водометных движителей. Автоматическая коробка переключения передач имеет пять передач хода вперед и столько же передач заднего хода.

Индивидуальная, гидропневматическая, с изменяемым с места механика-водителя клиренсом (за 6-7 с от 190 до 590 мм) подвеска шасси обеспечивает высокую проходимость и плавность хода.

При совершении маршей до 500 км машина может двигаться по шоссе с максимальной скоростью до 68 км/ч, по грунтовым дорогам – со средней скоростью 45 км/ч.

САУ Спрут-СД может транспортироваться самолетами ВТА и десантными кораблями, десантироваться парашютным способом с экипажем внутри машины и без подготовки преодолевать водные преграды.

К сожалению, количество этих очень востребованных машин в войсках пока не велико, в общей сложности поставлено около 40 единиц.

По материалам:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_tech/4200/СУ
http://www.tankovedia.ru/catalog/sssr/su
http://voencomrus.ru/index.php?id=120

, БТР или другой БТВ и вооружалась средствами борьбы с танками на средних и больших дистанциях: противотанковой пушкой или ракетой .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Истребитель танков СУ 100

Субтитры

История развития

Во время Второй мировой войны массированное боевое применение танков воюющими сторонами поставило вопрос о создании адекватных средств противодействия. Существовавшие ранее противотанковые буксируемые пушки лишь частично решали проблему. Буксируемая противотанковая артиллерия как правило была эффективна в условиях заранее подготовленной противотанковой обороны (ПТО), насыщенной большим количеством фортификационных сооружений , инженерных заграждений и минных полей , дающих базовую защиту орудиям и резко ограничивающих противника в манёвре . Однако даже при наличии достаточного количества тягачей противотанковым буксируемым орудиям не свойственна высокая мобильность. Расчёты и материальная часть буксируемых противотанковых пушек в боевом положении крайне уязвимы для ружейно-пулемётного огня противника, артиллерийского обстрела осколочными снарядами или любых атак с воздуха. Для максимально эффективного действия противотанковые буксируемые орудия требуют отлаженного тактического взаимодействия со своей стрелковыми войсками (пехотой) и войсковой ПВО , что далеко не всегда возможно.

Решением проблемы была разработка и запуск в серийное производство специализированных истребителей танков (танк-истребителей), однако на это требовалось время и значительные ресурсы, тогда как острый вопрос организации мобильной ПТО не терпел отлагательства. Неплохим выходом из создавшейся ситуации стал простой монтаж полевых противотанковых пушек на шасси устаревших или трофейных танков, достаточно мощных тягачей или бронетранспортёров . Как правило и орудие, и танковая база подвергались минимально возможным доработкам с целью ускорения конверсии производства . Для обеспечения удобства работы расчёта рубка или башня противотанковой САУ часто делались открытыми, в подавляющем большинстве случаев бронирование машины было противопульным.

Противотанковые САУ (ПТ-САУ) могли оснащаться весьма мощными и, следовательно, тяжёлыми пушками , вплоть до таких образцов, как германское 128-мм орудие 12,8 cm Pak 44 . Тем самым решались проблемы их мобильности и быстрого поворота в заданном направлении, - вручную повернуть орудие массой более трёх тонн в направлении атакующего с фланга или тыла вражеского танка было практически невозможно (для расчёта такая ситуация была гарантированной смертью). Дешевизна в производстве зачастую приводила к тому, что изначально задумывавшиеся как временная мера противотанковые САУ выпускались и воевали вплоть до конца войны.

Довольно многие ПТ-САУ будучи САУ с открытым боевым отделением в значительной мере сохранили большинство недостатков буксируемых противотанковых пушек, за исключением низкой мобильности последних: они по-прежнему были уязвимы для:

  • осколков снарядов при артобстреле позиций,
  • попаданий фугасных и кумулятивных снарядов из-за «затекания» ударной волны от взрыва в открытое боевое отделение,
  • любых атак с воздуха,
  • а также слабы в ближнем бою против вражеской пехоты - для уничтожения расчёта такой САУ достаточно забросить в её боевое отделение ручную противопехотную гранату.

В то же время открытое боевое отделение позволяет весьма тесно взаимодействовать в бою со своей пехотой, предоставляет экипажу возможность быстро покинуть подбитую машину, а также устраняет проблему загазованности боевого отделения САУ при интенсивной длительной стрельбе.

Несмотря на все достоинства, в послевоенное время из-за своих неустранимых в принципе недостатков противотанковые САУ с открытым боевым отделением достаточно быстро утратили боевое значение. Не последнюю роль в этом сыграла ориентация на использование техники в условиях ядерной войны - экипаж получает базовую защиту от поражающих факторов только внутри герметично закрытой боевой машины, что для противотанковых САУ с открытым боевым отделением невозможно в принципе.

Иначе получалось с ПТ-САУ с закрытым боевым отделением, сочетавших в себе все достоинства буксируемых противотанковых пушек и САУ с закрытым боевым отделением. Яркий пример таких ПТ-САУ - советская СУ-100 , созданная на базе танка Т-34-85 и унаследовавшая от него достаточно хорошую бронезащиту. В частности такие ПТ-САУ надежно защищали свои экипажи от огня стрелкового оружия, воздействия ударных волн близких взрывов, осколков снарядов и шрапнели. Уничтожить такую ПТ-САУ можно было уже только противотанковым оружием. Но также такой ПТ-САУ свойственны и все недостатки любой САУ с закрытым боевым отделением. Этот вид ПТ-САУ в СССР развивался вплоть до появления истребителей танков на основе БРДМ , вооружённых ПТУРСами . (В дальнейшем такие ракетные истребители танков делались и на гусеничной базе.)

И любые ПТСАУ довольно неэффективны против небронированных целей.

Выдающиеся образцы противотанковых САУ

Германия

  • Ягдтигр - наиболее мощно вооруженная противотанковая САУ Германии времён Второй Мировой войны из серийно выпускавшихся, вооружена 12,8 см противотанковым орудием Pak-44 L/55; выполнена на шасси танка PzKpfw. VIB Tiger II .
  • Фердинанд - один из самых вооружённых и мощно бронированных представителей немецкой бронетехники периода Второй Мировой войны на базе шасси непринятого на вооружение танка PzKpfw VI Tiger (P) .
  • Nashorn (Носорог) - аналогичная САУ этого класса на базе танка Pz Kpfw IV с более легким бронированием.
  • Marder III - высокомобильная и технологичная в производстве противотанковая САУ на базе чешского танка TNHP-S «Прага» (Pz Kpfw 38(t)) .
  • Hetzer - немецкая лёгкая самоходная артиллерийская установка (САУ) класса истребителей танков.
  • Marder I (Sd.Kfz. 135) - немецкая самоходная артиллерийская установка, истребитель танков.
  • СУ-76 - высокомобильная и технологичная в производстве противотанковая САУ на модифицированной базе танка Т-70 .
  • СУ-100 - противотанковая САУ , создана на базе среднего танка
Измена жены