Каждый день благодарю бога. Как правильно благодарить бога и святых

Как часто наша духовная жизнь представляет собой непрестанный список просьб у Бога, пусть даже самого высокого порядка, но в каком-то смысле с потребительским отношением! Мы как бы пытаемся соделать Бога своим должником и не замечаем, сколько милостей нам Господь уже оказал и что это мы - в неоплатном долгу перед Ним.

Много писавший о молитвенном подвиге, среди различных видов умного делания выделяет именно : «Благодарение Богу составляет часть умного… делания и состоит в благодарении и славословии Бога за всё случающееся - и приятное, и скорбное» . Даже ниспосланная от Бога скорбь, поскольку имеет в виду какую-то духовную пользу человека, заслуживает благодарения.

Это делание заповедано Самим Господом через апостола: «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1 Фес. 5: 18); «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4: 2).

«Что значит благодарение? Это - славословие Бога за бесчисленные Его благодеяния, излитые на всё человечество и на каждого человека. Таким благодарением вводится в душу чудное спокойствие; вводится радость, несмотря на то, что отвсюду окружают скорби, вводится живая вера, по причине которой человек отвергает все заботы о себе, попирает страх человеческий и бесовский, повергает себя всецело на волю Божию» .

Как поясняет святитель Игнатий, Господь «заповедал нам тщательно упражняться в благодарении Его, возделывать в себе чувство благодарности к Богу» . Это должно быть именно чувство, особое внутреннее расположение души, созидаемое деланием благодарения. Именно это чувство - безропотной благодарности Богу за всё - есть превосходное приготовление к молитве, потому что учит нас относиться к Богу подобающим образом. Чувство благодарения оживляет саму молитву. Святитель напоминает слова Писания: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь… Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом; и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе» (Флп. 4: 4-7).

равносильна неверию. Неблагодарный не видит путей спасения, на которые возводит Господь человека. Ему кажется, что всё происходящее с ним бессмысленно и случайно. Напротив, от благодарения и славословия Бога, особенно в скорбях и страданиях, рождается живая вера, а от живой веры - тихое, но могущественное терпение о Христе. Где же ощутится Христос, там и Его утешение .

Святитель объясняет, что истинное благодарение рождается не из самодовольства, а из видения собственных немощей и видения милостей Божиих к падшему созданию. Благодарение Бога из довольства собственной жизнью, как это узнаем мы из притчи о мытаре и фарисее, может означать глубокое душевное тщеславие, ослепление временным комфортом. Собственно, сами болезни, попускаемые нам Богом, правильно могут быть понесены только при благодарении за них Бога. И благодарение Господа - единственное оружие, способное победить любую скорбь, любую горечь. «Чудно приходит к праведникам посреди их бедствий мысль благодарения Богу. Она исторгает сердца их из печали и мрака, возносит к Богу, в область света и утешения. Бог всегда спасает прибегающих к Нему с простотою и верою» .

«Если сердце ваше не имеет благодарения, то принуждайте себя к благодарению; вместе с ним внидет в душу успокоение».

Но как быть, если в душе нет подобных благодарных чувств, если душу сковывают холод и бесчувствие? «Если сердце ваше не имеет благодарения, то принуждайте себя к благодарению; вместе с ним внидет в душу успокоение» . Вот как святитель описывает подобное делание в «Аскетических опытах»: «Повторяемые слова “Слава Богу за всё” или “Да будет воля Божия” со всей удовлетворительностью действуют против очень сложной скорби. Странное дело! иногда от сильного действия скорби потеряется вся сила души; душа как бы оглохнет, утратит способность чувствовать что-либо: в это время начну вслух, насильно и машинально, одним языком, произносить: “Слава Богу”, и душа, услышав славословие Бога, на это славословие как бы начинает мало помалу оживать, потом ободрится, успокоится и утешится» .

В одном из писем святитель Игнатий предлагает человеку, испытывающему сильные болезни и скорби, такой совет: «Пишу вам, потому что вы находитесь в болезненном состоянии. Знаю на опыте трудность этого положения. У тела отнимаются силы и способности; вместе отнимаются силы и способности у души; расстройство нервов сообщается духу, потому что душа связана с телом союзом непостижимым и теснейшим, по причине которого не могут не влиять друг на друга душа и тело. Присылаю вам духовный рецепт, которым советую вам употреблять предлагаемое лекарство по нескольку раз в день, особливо в минуты усиленных страданий и душевных, и телесных. Не замедлится при употреблении вынаружение силы и целительности… Уединясь, произносите неспешно, вслух самому себе, заключая ум в слова (так советует святой Иоанн Лествичник) следующее: “Слава Тебе, Боже наш, за посланную скорбь; достойное по делам моим приемлю: помяни мя во Царствии Твоем”… Начнете чувствовать, что успокоение входит в вашу душу и уничтожает терзавшее ее смущение и недоумение. Причина этому ясна: благодать и сила Божия заключается в славословии Бога, а не в красноречии и многословии. Славословие же и благодарение суть делания, преподанные нам Самим Богом, - отнюдь не вымысел человеческий. Апостол заповедует это делание от лица Божия (1 Фес. 5: 16)» .

Воздавая Господу благодарение, христианин обретает бесценное сокровище - благодатную радость, которая наполняет его сердце и в свете которой совершенно иначе воспринимаются события жизни. Вместо уныния душу исполняет отрада, а вместо печали и огорчений - и утешение.

«Помышления злые сквернят, губят человека - помышления святые освящают, животворят его»

«Будем возделывать невидимый подвиг благодарения Богу. Подвиг этот напомянет нам забытого нами Бога; подвиг этот откроет нам сокрывшееся от нас величие Бога, откроет неизреченные и неисчислимые благодеяния Его к человекам вообще и к каждому человеку в частности; подвиг этот насадит в нас живую веру в Бога; подвиг этот даст нам Бога, Которого нет у нас, Которого отняли у нас наша холодность к Нему, наше невнимание. Помышления злые сквернят, губят человека - помышления святые освящают, животворят его» .

Как благодарить Бога?

Если даже будут только эти два слова: «Слава Богу!» - уже в нашей жизни это много. Поэтому не забывайте говорить «Слава Богу!». Поэтому, фантазия - как благодарить Бога и ближних - пусть будет делом вашего ума, души и сердца.

Поэтому есть церковные короткие молитвы, которые нам в этом помогают. Во всяком случае, когда совсем какая-то большая радость и большое какое-то событие, я, например, (из своего опыта) читаю 19-ю или 20-ю кафизму. Или ту или другую, потому что они все наполнены благодарственными хвалебными псалмами. Стоит только вспомнить, чем заканчивается и начинается Священное Писание, чем начинается Псалтирь святого Давида. Она начинается: «Блаже́н муж, и́же не и́де на сове́т нечести́вых», а заканчивается словами «Вся́кое дыха́ние да хва́лит Го́спода».

И наша жизнь должна стать «всяким дыханием», хвалящим Господа. Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение. Пусть любые слова будут, которые выходят из вашего ума, сердца и души.

Так вот, возвращаясь к Божественной литургии и вообще к той или иной домашней молитве, внутренней, сердечной, святитель Василий дает такой совет новоначальному и всем нам, потому что все мы новоначальные. Он говорит: пусть твоя молитва поделится на три части. С чего надо начинать? Надо начинать с благодарения. Потом исповедание грехов, и только потом прошение. Но начинай всегда с благодарения.

Понятно, что никаких схем в отношении молитвы и в отношениях с Богом. Они могут быть, могут и не быть. Но все-таки это духовный совет нашего святителя Василия Великого. И поэтому действительно любую молитву - домашнюю, или храм нам показывает этот пример - мы все начинаем именно с этого. Божественная литургия начинается с благодарения, потом мы переходим к прошению. Ну а исповедь - это уже по ходу любой молитвы, она должна… Наши вечерние молитвы так и заканчиваются - нашим исповеданием грехов.

Еще вспоминается один случай относительно благодарности, такой благодарности, которую мы порой не замечаем и не придаем этому значения. За что мы порой можем поблагодарить Бога? Я тут был недели две назад в Кронштадте, и как раз вспомнилось из жизни отца Иоанна Кронштадтского. Как раз читалось о нем в это время. И конкретно описывается случай. Отец Иоанн Кронштадтский, имея попечение о многочисленной пастве… и в то время и в наше время были больницы с душевнобольными людьми - расстройство психики - то ли это физиология, то ли это какое-то потрясение… Кстати, психические болезни - это не всегда только одна болезнь души или некая мистика, когда мы: «Да ладно, разве можно что-нибудь сделать таблетками и прочим?» - нет, дело в том, что психические расстройства могут быть связаны даже с физиологией - давление, какой-то сосуд пережат… И человек не из-за того, что у него какие-то грехи, какие-то неправильные в жизни поступки и прочее… да, порой банальная физиология, которая приводит к этим последствиям, и банальные таблетки это пошатнувшееся здоровье, поэтому в этом плане, конечно все только на одни молитвы, акафисты, исповеди или тем более только на одни отчитки направлять, если у человека какая-то в этом плане поврежденность. Нет, порой консультация врача, небольшое количество лекарств, которые он прописал - надо этому тоже доверять.

Так вот, отец Иоанн Кронштадтский посещает больницу с душевнобольными людьми, совершает там о них молитву об исцелении, сказал какое-то назидательное слово, раздал какие-то подарки. И когда уже уходил из этой больницы, к нему подошел больной человек, взял у него благословение, и совершенно в трезвом уме и рассудке задает ему такой вопрос: «Дорогой батюшка, отец Иоанн! А вы когда-нибудь Бога благодарили за свой светлый ум?» И отец Иоанн задумался. Он настолько считал это все, как и мы бы посчитали, что это совершенно естественно, в порядке вещей. И он поклонился этому человеку с глубокой (как он пишет о том) благодарностью, как он направил его мысли к благодарности Богу даже за то, казалось бы, естественное имение здоровья, зрения, слуха, работают руки, ноги. Начинаем мы, к сожалению, ценить это только тогда, когда что-нибудь в жизни потеряем. Поэтому за то что имеем: за прожитый день, за родных и близких, должны в своей жизни благодарить.

И сегодня тоже вспомнилась одна история. В Англии один клерк, когда произошел какой-то кризис (оказывается, кризисы не только у нас в 2009 году, тут пророчат какой-то кризис в 2013 году, не только в 96-м году кризис - все эти кризисы до бесконечности), этот клерк пережил какой-то кризис, приходит после увольнения с работы и говорит: « Я все потерял!» К нему подсаживается пятилетняя девочка и говорит: «Папа, папа! Как же ты все потерял? А я, а мама? Мы никуда не потерялись, мы вот они, папочка». И тут только до него дошло - действительно, что значит «все потерял»? А дочь? А жена, а родные и близкие? Да, действительно, тяжело, но мы-то вместе. Не потеряно самое главное - семья, любовь, доброта, взаимопомощь, которая может быть среди них вот такая детская, наивное участие - папа, а разве мы потерялись с мамой? Мы не потерялись. И вернула его опять к жизни, к оптимизму, к вдохновению.

Вопрос: есть такое понятие Евхаристии как «высшая форма благодарности Богу». Как правильно это понять?

Мы Бога должны благодарить по несколько раз в день. Но есть соборная молитва, о которой святые отцы говорили: лучше в Церкви произнести один раз «Господи, помилуй!», чем дома прочитать всю Псалтирь. И поэтому Церковь собирается в воскресный день для Божественной литургии, на соборную молитву. В греческом языке эта соборная молитва называется евхаристией, то есть благодарением. И поэтому в Божественной литургии Евхаристия является самой высшей формой благодарения Бога, когда мы все вместе являемся этой молитвенной жертвой, когда приносится агнец за всех и вся. Поэтому нам заповедано никогда не пропускать Божественную литургию, никакой воскресный день.

Здесь я немножко хотел сказать не только о благодарности по отношению к Господу, но и о самое главное, и может быть, одну из составляющих этой благодарности - это благодарность между людьми. Потому что это чувство порой тоже уходит из нашей жизни; мы тоже все это воспринимаем как обыденное, как повседневное, как долг родителей по отношению к нам, долг жены по отношению ко мне, долг мужа по отношению ко мне, дети должны так, мама должна так. То есть, все должны. И оказывается, никто никому ничего не должен, всем должны только мы. И кстати, кто-то из мудрых людей сказал, что большая должность - это не большая честь. Это означает, что человек всем всё должен. Вот что такое большая должность.

И поэтому маленькое внимание: обед, участие, вовремя звонок - какое-то со стороны родных людей участие в нашей жизни - за все это надо минимум говорить «благодарю, спасибо» - эти добрые и нежные слова, которые должны быть в нашей жизни. Кто-то из мудрых людей сказал, что слова назидают, а дела влекут, и любое доброе дело по отношению к нам, должно быть не только словами, но и делом самим поблагодарить тех людей, которые находятся рядом с нами, и чем-то нам в жизни помогли, будь то даже самое маленькое (как нам кажется), незначительное дело или внимание.

Обращаться к Богу мы не забываем. Особенно в трудных жизненных ситуациях. А с благодарностью возникают проблемы. В церковной среде есть притча на эту тему.

Один ангел отдыхает на облаке, а второй летает туда-сюда. И первый спрашивает второго: «Ты чего летаешь?» Тот отвечает: «Просьбы к Богу ношу». А ты чего лежишь? На что первый ангел дает ответ: «А я благодарения Богу ношу».

И от этого становится как-то грустно. Бог не забывает будить нас утром, а как мы отвечаем Ему? По большому счету - никак.

Что такое благодарность?

Это выражение своей признательности за какое-либо оказанное добро. Если разобрать состав слова, то получается «благо дарю». То есть благодаря Создателя, мы выражаем свое признание Ему. И свою любовь.

Правильная благодарность

Как благодарить Бога правильно? Лучше употребить слово «спасибо» или «благодарю»? Последнее слово будет более верным. Потому что «спасибо» трактуется, как «спаси Бог». А Богу незачем и не от чего спасаться. Он сам Спаситель рода человеческого.

За что благодарить?

За все. За каждый наступивший и прожитый день. За то, что мы здоро́вы. За то, что Бог дает нам возможность ходить по земле, дышать воздухом. В болезни и печали тоже нужно благодарить Господа Бога. Ибо без Его произволения не бывает ничего. Он правит миром. И если Господь допустил до нас скорбь, то значит - это нужно нам.

Ежедневно не забывая

Благодарить Бога за день, наступивший и прожитый, нужно обязательно. Господь не забывает о нас, дарует жизненные дни. И относиться к Его дарам необходимо с благодарностью.

Как приносить ее Господу ежедневно? С помощью Есть специальные утренние молитвы и молитвы на сон грядущий. Проснулись, взяли в руки молитвослов, отблагодарили за пробуждение. Ложимся спать, также берем молитвослов и молимся на ночь. Благодарим за еще один прожитый день и просим защиты на сон грядущий.

К молитвенной благодарности можно добавить и свою собственную. Своими словами, исходящими из души.

Жизнь - дар Божий

Часто ли мы слышим следующие слова: благодарю Бога за жизнь, дарованную мне? Увы, но нет. А это нужно делать. Благодарить за то, что Господь позволил нам прийти в этот мир, увидеть его своими глазами, стать частью сотворенной Господом вселенной.

Как благодарить за бесценный дар - жизнь? Заказать благодарственный молебен Господу. Помолиться дома, своими словами. Сходить в храм, поставить свечку и помолиться перед иконой и Распятием Господа.

В скорби и болезни

Как благодарить Бога в момент болезни, печали и скорби? Когда крылья наши подрезаны и ничего не хочется. Какое тут летать, ползаем с трудом. Через это проходили все.

Как справиться с таким состоянием? Ну, во-первых, следует всегда помнить, что все наши скорби посланы Богом. У Него для каждого уготовлен свой путь ко спасению. И Бог ведет неразумного человека этим путем. А человек ропщет и негодует, пытаясь вырваться от Спасителя и пойти самостоятельно. И конечно, как маленький ребенок, падает, набивает себе шишки и не понимает, почему это произошло. Для вразумления особо самостоятельных и посылаются болезни да скорби.

Во-вторых, нельзя унывать. Как бы плохо ни было. Уныние - это самый страшный враг человека. Когда люди унывают, все валится из рук, мысли ходят вокруг одного. Человек перестает бороться и начинает потихоньку сдаваться.

Как вернуться к борьбе? Выйти из состояния уныния? Нужно благодарить Бога за посланные печали и болезни. Почитать благодарственный акафист «Слава Богу за все». Этот акафист продается в любой церковной лавке, его цена вполне доступная.

За семью

У каждого есть семья. У кого-то это только родители, у кого-то - супруг и дети. И фразу «благодарю Бога за маму и папу», к сожалению, почти невозможно услышать от детей. Конечно, в христианских благочестивых семьях, где дети приучены молиться и благодарить Господа с младых ногтей, возможно, и есть что-то подобное. Но в обычной жизни чаще происходят ссоры с близкими, нежели возносится благодарность Богу за то, что они есть.

А возносить ее нужно. За то, что родители живы-здоровы, муж не пьет и не гуляет, дети учатся, а не пропадают в плохой компании на улице. Чаще мы ругаемся на детей, мол сидят за компьютером целыми днями. А смысл от этой ругани? Помолитесь, и Бог поможет разрешить проблему.

За помощь

Обращаться к Богу с просьбами - в порядке вещей. Каждый день люди просят своего Творца о своих житейских проблемах и нуждах. Господь помогает, если эта просьба не во вред человеку. И что же? Проситель, получив желаемое, тут же забывает о Боге. До следующего обращения к Нему по своим нуждам. Разве это правильно?

Когда мы помогаем человеку, а нам в ответ не скажут «спасибо» - это задевает. А каково Богу, который любит свое творение и помогает ему? Господь терпеливо сносит нашу неблагодарность. Но это неправильно, Бог тебе помог, его и благодари. Помощь приходит через ближних, друзей, знакомых. А иногда Бог управляет так, что помощь человек получает оттуда, откуда и не ждал. И мы благодарим тех людей, которые помогли нам в исполнении желаемого. Забывая отблагодарить Господа.

Как благодарить Бога за помощь в исполнении просьбы? Пойти в церковь и заказать благодарственный молебен. Поставить свечку, поблагодарить своими словами, стоя перед иконой Спасителя или Его Распятием.

Это нужно знать

Чаще благодарите Бога за все, что случается в жизни. Помня о том, что пути Господни неисповедимы. Мы думаем, что должно быть так, а Бог знает, как оно лучше для нас с вами.

Ходите в храм, приносите свои молитвы в доме Божьем. Исповедуйтесь, причащайтесь Святых Христовых Тайн. И обязательно носите крестик. Крест - это «колокольчик на шее овечки Божьей».

Общие правила посещения храма

Мы иногда забегаем в храм, чтобы поставить свечки. Кто-то подает записочки о здравии и упокоении близких. Но как часто мы посещаем церковные службы? В массе своей очень, очень редко.

Как подготовиться к службе? Как туда попасть? Что для этого надо? Как попасть на исповедь и причаститься? Обо всем этом по порядку.

  1. Подготовка к службе, если человек не планирует причащаться, не требует каких-либо усилий. Просто надо узнать расписание богослужений ближайшего храма и пойти туда на службу.
  2. Приходить к службе нужно заранее, не опаздывая. Это поможет без суеты поставить свечи, приложиться к иконам, попросить Господа о чем-либо и поблагодарить Его.
  3. Женщинам желательно посещать богослужение в юбке. Голова должна быть покрыта платком или шляпкой.
  4. Мужчина приходит в храм в брюках. Шорты недопустимы.
  5. Во время критических дней женщине дозволяется заходить в храм. Но нельзя ставить свечи, целовать иконы и прикасаться к святыне. Благословение у священника в эти дни брать можно.
  6. Тем, кто желает исповедоваться и причаститься, необходимо подготовиться к этим Таинствам.
  7. Исповедуемся мы в своих грехах. Перед лицом Господа, а проводником между нами и Богом является священник. Перед тем как пойти на исповедь, нужно сесть и серьезно подумать. Потревожить свою память в поисках сокрытых в ней грехов. Для тех, кто исповедуется впервые, существует специальная книга-помощница с перечнем всех основных грехов. Она продается в церковных лавках.
  8. Причастники готовятся приступать к Таинству следующим образом: постятся три дня - не вкушают мясных, молочных продуктов и всех продуктов, связанных с животными. Вечером, накануне Причастия, нужно вычитать молитвы ко святому Причастию, а также - три канона. Господу, Матери Божьей и Ангелу Хранителю.
  9. Утром перед Причастием не едят. Сначала подходят на исповедь к священнику, а затем, получив его благословение на Причастие, приступают к этому Таинству.
  10. После Причастия необходимо выслушать слова благодарственного молебна. Это к вопросу о том, как благодарить Бога. после святого Причастия можно и нужно прочесть дома. За то благодарим, что Бог позволил нам причаститься, принял раскаявшихся грешников и допустил к Себе.

Читаем дома

В домашних условиях можно читать не только благодарственные акафисты и молитвы. Утренние и вечерние молитвы, Евангелие - хотя бы глава в день, Псалтирь - ежедневно по кафизме, это основное минимальное правило православного христианина.

Если есть время и возможность, можно почитать акафист святому, к которому чаще всего прибегают за помощью. У кого-то это Николай Чудотворец, у кого-то - Сергий Радонежский. Помогают нам и Матрона Московская, и Ксения Петербургская, и каждый святой поможет, если человек искренне попросит его о чем-то. После того как просьба была исполнена, не забудьте поблагодарить Господа Бога и святого, к которому обращались.

Заключение

Итак, как благодарить Бога? Это можно сделать в храме, заказав благодарственный молебен. А можно и дома, почитав акафист «Слава Богу за все». Ежедневно нужно благодарить Господа, принося ему молитвы утром и вечером. Не бояться обращаться к Богу своими словами, искренними и сердечными.

И наверное, самая главная благодарность - это жить по заповедям Божьим. Исполнять тот закон, который постановил для каждого из нас сам Господь. Ходить в храм, приносить покаяние, приобщаться к Святым Христовым Тайнам. В общем, благодарить Бога своей правильной, христианской жизнью, мудрым отношением к близким своим. Никого не обижать, не осуждать и помнить, что «каждая овечка будет за свой хвостик подвешена».

Иногда человек замечает только негативные события в своей жизни, сосредотачиваясь на том, чего у него нет, и забывает благодарить Господа. Но это неправильно. Какие бы эмоции вы ни испытывали, поблагодарите Создателя за все, что он вам предоставил. Вспомните о том, что было и что есть сейчас хорошего в вашей жизни. Очень часто люди не обращают никакого внимания на то хорошее, что имеют и жалуются, например, что у них нет шикарной машины, хотя водят автомобиль среднего класса, нет собственного дома, хотя имеют хорошую квартиру в собственности и прочее. Они не понимают, за что благодарить Бога и впоследствии остаются ни с чем: без крова, без машины и так далее. Все желают вкусно поесть, забывая о голодающих – людях, остро нуждающихся в помощи.

Когда мы выражаем свою благодарность Богу, мы тем самым признаем свою зависимость от Него. В Священном Писании указаны причины, по которым людям надо благодарить Бога. Наш великий пример - Иисус – Сын Божий возносил благодарность Отцу в своих молитвах. Сердце человека должно быть наполнено благодарностью Богу уже за то, что по своей милости Господь ввел нас в Свое Царство света, в котором вечно будет владычествовать Христос.

Как благодарить Бога

  • Если вы не знаете нужной молитвы, можете благодарить Бога своими словами. Сделав это, трижды перекреститесь справа на левую сторону, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».
  • Также, если вокруг вас достаточно людно, можете просто сказать про себя: «Спасибо тебе, Господи!» Исходя из православного вероучения, христиане благодарят Господа за все. Даже если в жизни случается что-то лихое, православные веруют, что эти испытания посылает им Бог, дабы человек признал свои ошибки, раскаялся в совершенных грехах и встал на новый путь – путь исправления.
  • Внимательно прочитав Псалтырь - книгу, которая является частью Библии, вы обнаружите в ней 150 песен, большинство из которых посвящены исключительно благодарению Господа. Прочитайте эту священную книгу, и вы непременно ощутите, что окрепли духовно.
  • Посетите любую православную церковь. У церковных служащих приобретите свечку и поставьте её перед иконой с образом Спасителя. Зачастую, этот лик помещают справа перед алтарем. В церковной лавке вы можете купить молитвослов (на случай, если не знаете благодарственной молитвы). Эта специальная книга содержит не только благодарственные, а и на все случаи жизни молитвы. В установленные в храме ящички для подаяний вы можете положить столько средств, сколько посчитаете нужным. Обычно эти подаяния идут на покупку церковной утвари, восстановление храма и т.д. Этим вы отблагодарите Бога.
  • Можно также заказать за свечным ящичком в храме благодарственный молебен - представляет собой специальную службу, на которой священник читает определенные молитвы к Господу. Для этого напишите на листке бумаги имена тех, от кого молебен будет совершаться.
  • Совершите любое доброе дело - это будет лучшая благодарность. Подайте милостыню, накормите голодную кошку или собаку, окажите помощь своим родственникам и пр.

Христианская притча

Один мужчина чувствовал, что очень обязан Господу Богу, так как счастливо избежал угрожавшей его жизни опасности. Как-то в разговоре с другом, он спросил, что ему сделать, чтобы по достоинству отблагодарить Бога. В ответ друг рассказал ему такую историю.

Молодой человек сильно любил одну девушку и просил её стать его женой. Однако у молодой женщины были иные планы. И вот однажды, во время прогулки по улице на перекрестке девушку чуть не сбила машина. Она не погибла только благодаря сноровке парня, который резко дернул её назад. После чего девушка повернулась и сказала: «Теперь я стану твоей женой».

Как ты полагаешь, как чувствовал себя парень в этот момент? - спросил друг.

А вместо ответа его товарищ лишь недовольно скривил рот.

Вот видишь, - снова обратился к нему друг, - может быть, и твое поведение сейчас вызывает у Бога те же чувства.

☦ "Как благодарить Бога?" Батюшки рассказывают. Иеромонах Савва (Гамалий) Благодарность - это даже не лекарство для исправления нашей падшей природы, как, скажем, вера. Благодарность - это одна из основных черт религиозного опыта. Общение человека с Богом обязательно было бы пронизано благодарностью, даже если бы человек не был обезображен грехопадением. На каждой литургии мы повторяем ангельскую песнь: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея, осанна в вышних, благословен Грядый во имя Господне!» Если мы вникнем, то услышим, что её смысл - преклонение перед Богом, хваление и благодарение. Апостол Иоанн Богослов в книге Откровения рассказывает о своём видении небесной литургии, где праведники вместе с Ангелами воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков, то есть Богу. Наша земная литургия называется ещё Евхаристией, что в переводе с греческого означает «Благодарение». Молящиеся миряне, к сожалению, не слышат тех молитв, которые священник читает в алтаре при совершении литургии. Текст этих молитв каждому сознательному христианину нужно прочесть, изучить и знать, ведь священник читает эти молитвы от лица всех участвующих в литургии. И главной темой этих общих наших молитв является благодарность Богу - за все «явленные и неявленные благодеяния, бывшие на нас». Эти молитвы начинаются с призыва священника «Благодарим Господа!». И дальше священник читает нашу молитву так: «Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты - Бог Неизреченный, Непознаваемый, Невидимый, Непостижимый». «За все благодарите Бога» Уже одна только мысль о Боге должна вызывать в нас чувство благодарности. В самом деле, что мы можем воздать Богу за все Его неизреченные дары нам? А самое главное, за дар Самого Себя, который Он дал нам. Мы ничем не можем равно воздать Богу, и потому ничто не может превратить этот дар в сделку. Это неизреченный, неоплатный, бесконечно превосходящий нас дар. Ничто не может сделать нас достойными этого дара. Но если у нас не будет благодарности Богу, мы будем хуже животных. Пророк Исаия говорит: Вол знает владетеля своего, и осёл - ясли господина своего (Ис. 1, 3). Получается, если человек не имеет благодарности Богу, то становится хуже вола или осла, которые знают своего хозяина, знают, из чьих рук получают пищу. И только испытывая благодарность Богу, мы можем принять Его дар хоть сколько-нибудь достойно. Опыт многих людей, и даже многих христиан, говорит, что жизнь тяжела, тускла и беспросветна. Что нет никаких поводов для того живого и радостного чувства признательности и благодарности, из которого и родились молитвы литургии. Это происходит от того, что мы разучились принимать подарки. Мы потребляем Божии дары как должное и мелочно унываем, что Бог нам чего-то недодал. Мы получили несметные сокровища от Бога: жизнь, способность любить, дружить, думать, дышать. Мы получили в дар от Бога все красоты сотворённого мира - деревья, горы, небо, звёзды. Но мы не воспринимаем это всё как дар и потому не умеем благодарить Бога - за наших родных и близких, за детский смех, за ветви деревьев, за дуновение ветра, за возможность молиться Богу. Не умея благодарить, мы и не получаем других даров. Исаак Сирин писал: «Благодарность от принявшего благо воодушевляет Дающего (то есть Бога) преподать ещё большие дары». И даже когда в жизнь приходят настоящие скорби и испытания - и тогда нужно не переставать благодарить Бога за всё. Святитель Иоанн Златоуст, сам изведавший несправедливые гонения, но умерший со словами «слава Богу за всё», приравнивал подвиг безропотного и благодарного перенесения скорбей к мученичеству: «Нет ничего святее того языка, который в несчастьях благодарит Бога. Кто перенёс скорбь и благодарил Бога, тот получил венец мученический». Кроме того, у нас есть твёрдая надежда, которую нам доносит апостол Павел, что Бог не попустит нам испытаний выше наших сил и что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8, 18). Мы переносим с благодарностью те болезненные процедуры, которые делают с нами врачи. Как же тогда не потерпеть с благодарностью испытания, которые нам для нашей же пользы посылает Господь, Который Сам без ропота претерпел за нас страшные мучения и позорную смерть? В помощь человеку дан спасительный камертон - тайные молитвы литургии Иоанна Златоустого и Василия Великого. В этих молитвах содержится всё нужное богословие, из этих молитв можно перенять самый правильный - благодарственный - настрой христианина. Иметь те же чувства и те же мысли, которые вложены в эти удивительные слова, необходимо для того, чтобы участвовать в литургии. Если мы не имеем благодарности Богу, то и наших голосов не слышно в общем хоре людей и Ангелов, поющих Богу благодарственную службу - Евхаристию. Тайные молитвы анафоры литургии свт. Василия Великого Священник: Сущий, Владыка, Господи, Боже, Отче, Вседержитель, Поклоняемый! Поистине достойно, праведно и приличествует великолепию Твоей святости Тебя хвалить, Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебе поклоняться, Тебя благодарить, Тебя славить - единого истинно сущего Бога, и Тебе приносить с сердцем сокрушённым и сознанием своей ничтожности это словесное служение наше, ибо Ты даровал нам знание Твоей истины; и кто может рассказать о могуществе Твоём, возвестить о всех славных делах Твоих или поведать о всех чудесах, которые Ты всегда совершаешь? Владыка всего, Господи неба и земли, и всего творения, сидящий на Престоле славы и видящий бездны, Безначальный, Невидимый, Непостижимый, Неописуемый, Неизменный, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Великого Бога и Спасителя, Упования нашего, Который есть Образ Твоей благости, точный отпечаток, являющий в Себе Тебя - Отца, Слово Живое, Бог истинный, предвечная Премудрость, Жизнь, Освящение, Сила, Свет истинный, Которым был явлен Дух Святой - Дух истины, Дарование усыновления, Залог будущего наследства, Начаток вечных благ, животворящая Сила, Источник освящения, Который даёт силы всему творению, как людям, так и Ангелам, Тебе служить и Тебе вечно воссылать славословие, ибо всё служит Тебе: Тебя хвалят Ангелы, Архангелы, Престолы, Господства, Начала, Власти, Силы и исполненные очами Херувимы; вокруг Тебя находятся Серафимы: у каждого из них по шести крыльев, и, покрывая двумя лица свои, двумя ноги, и двумя летая, они в неумолкающем славословии непрестанно взывают друг ко другу, победную песнь воспевая, вопия, взывая и говоря: Хор: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, небо и земля полны славы Твоей! Осанна в вышних, благословен Приходящий во имя Господне! Осанна в вышних! Священник: С этими блаженными Силами, Владыка Человеколюбче, и мы грешные взываем и говорим: воистину Ты Свят и Пресвят, и неизмеримо великолепие святости Твоей. И Ты свят во всех делах Твоих, ибо Ты всё соделал с нами по справедливому и истинному суду: Ты создал человека из праха земного, почтил его, Боже, образом Твоим, и поместил его в раю наслаждения, пообещав ему бессмертную жизнь и наслаждение вечными благами, если он соблюдёт заповеди Твои. Но он не послушал Тебя - истинного Бога, создавшего его - и увлёкся обманом змея, и, умерщвлённого своими грехами, Ты изгнал его праведным Твоим судом, Боже, из рая в этот мир, и возвратил его в землю, из которой он был взят, уготовляя ему спасение возрождения в Самом Христе Твоём. Ибо Ты не навсегда отвернулся от творения Твоего, созданного Тобою, Благой, и не забыл произведения рук Твоих, но посетил его многообразно, по милосердию и милости Твоей: Ты посылал пророков, творил чудеса через святых Твоих, бывших угодными Тебе в каждом поколении. Ты говорил к нам устами рабов Твоих пророков, предвозвещая нам будущее спасение; дал нам в помощь закон, приставил Ангелов-хранителей. Когда же наступила полнота времён, Ты стал говорить с нами через Самого Сына Твоего, через Которого Ты сотворил всё, и саму вечность. Он, будучи сиянием славы Твоей и образом ипостаси Твоей, всем управляющий могущественным словом Своим, не почитал хищением быть равным Тебе, Богу и Отцу; но, будучи предвечным Богом, Он сошёл на землю и стал жить с людьми. И, воплотившись от Святой Девы, Он истощил Себя, приняв вид раба; телом стал сообразен уничижению нашему, чтобы нас сделать сообразными образу славы Своей. И поскольку грех вошёл в мир, а с грехом и смерть, через человека, то восхотел Твой единственный Сын, пребывающий в Тебе, Боге и Отце, воплотившись от женщины - Святой Богородицы и Приснодевы Марии, подчинившись закону, умертвить грех в плоти Своей, чтобы в Адаме умирающие ожили в Самом Христе Твоём. И пожив этом мире, оставив спасительные повеления, избавив от обмана идолов, Он даровал нам знание Тебя, истинного Бога и Отца, соделав нас Себе народом избранным, царственным священством, родом святым. И, очистив водой и освятив Духом Святым, Он Самого Себя отдал в выкуп смерти, которая владела нами, проданными греху. И, сойдя крестом в ад, чтобы всё наполнить Собою, расторгнул узы смерти. И воскреснув на третий день, проложив дорогу всем людям к воскресению из мёртвых (ибо невозможно было оказаться смертным Источнику жизни), Он стал начатком умерших, перворождённым из мёртвых, чтобы Ему во всём быть первым. И, взойдя на Небеса, Он воссел одесную величества Твоего на высоте, и Он же придёт воздать каждому по делам его. Он оставил нам в память о Своём спасительном страдании эти дары, которые мы принесли Тебе согласно с Его заповедью. Ибо, намереваясь идти на вольную, приснопамятную и животворящую Свою смерть, в ночь, в которую Он отдавал Себя для жизни мира, взяв хлеб в Свои святые и пречистые руки, показав Тебе, Богу и Отцу, возблагодарив и благословив Тебя, Он освятил, преломил и дал его Своим святым ученикам и апостолам, сказав: «Возьмите, ешьте, это - Тело Моё, ради вас преломляемое во оставление грехов». Хор: Аминь.

Измена жены