Четыре наказания, возложенные Богом на всё грешное человечество. Наказание

Наказание Божье

Рано или поздно, но каждому придётся задуматься о наказании Божьем. Афоризм о том, что у многих людей «сносит крышу», действительно в точку. Человек 21 века стал надменен, хитёр, жесток и злобен. Выдержки в адрес Небес идут злобными, означающие, что сам Бог (Высший Разум) им не угоден. Дойдя до такого состояния, люди начинают идти в обратное развитие, деградируют в животное. Сейчас человек, словно Богом стал сам себе. Такое состояние уверенности, даёт ему сход с пути истинного, ибо он не вправе быть сам по себе. Он относится к управляющему всей Землёй - к Высшему Разуму. Потеря власти над собственным «Я», даёт человеку право быть всемогущим, всевластным, всесильным. Он теряет своё «Я», обретая мысль ту, которая не его и лезет за пределы этого «Я». У каждого человека есть своё назначение жизни на Земле, к сожалению, люди не выполняют его и создают себе путь земной, не входящий в их путь истинный (небесный).
Уйти от самого себя нелегко, но в жизни так и происходит, человек убегает от себя. Он не в силах принять свою мысль небесную и берёт мысли те, что земные - ничтожные в решениях и поступках. Мысль земная отличается от мысли небесной тем, что человечество хочет жить без трудностей, не преодолевая их. Люди постепенно тупеют от лени, идёт полное состояние не интереса ко всему, объём знаний сходит на нет.
Как быть и что делать с такими людьми Высшему Разуму? Он их убирает с Земли, наказывает, учит разбираться в своих собственных мыслях. Он создаёт особое состояние, при котором меняется сознание человека. Изменение сознания и есть понятие Божьего наказания. На Земле изменить сознание друг другу невозможно. Сознание меняет Высший Разум, все остальные методы обречены на неудачу. Человек, путём наказания другого, не сможет его поставить на путь истинный, так как наказания земные несравненны с теми, что Небесные.
Что же такое Небесное Божье наказание? Это особое изменение в подаче энергии жизни человеку. Если человек «ушёл» со своего пути истинного (не делает то, что должен творить на Земле в Божьем назначении), Высший Разум (Бог), а никто иной, ставит его на путь истинный. Он даёт мысли, которые создают правильные действия. Сила мысли такова, что люди начинают осознавать всё, что есть неправильно. Как всем хочется, чтобы рядом был правильный по мыслям человек. Увы, их почти нет. Человечество больное, оно страдает, и ноющая боль непонимания рядом живущего, делает это человечество в уходе развития в целом. Отныне Божье наказание будет обильным. Это означает, что никто не будет спасён, кто злой в мыслях, агрессивный, пьющий зелье (алкоголь), рвущий глотку на другого человека, чтобы доказать кто в мире сильнее.
Высший Разум (Бог) делает три предупреждения, которые очень серьёзные. Это болезни, страх за собственную жизнь и страх за родных. Всё это даётся для того, чтобы осознать ошибки собственные и чужие. Каждый для себя точно должен знать одно: «Я делаю радость другому, и буду её всегда делать». Лишь эта мысль гасит чужую энергию, что путает человека на данном этапе.
В Библии есть слова: «Да будет спасён тот на Земле, кто всё делает для радости другого». Это означает, что в жизни много больной крови, и от неё не принимает мозг той мысли, которая именно его. Все пытаются учить друг друга, никто не мыслит так, чтобы порадоваться за другого, а мыслят так, чтобы выразить своё негодование по поводу всего и вся на другого. У человека идёт сбой приёма энергии собственной информации, происходит какое-то разбитое состояние энергии в подаче, что ведёт к сбою развития всей цивилизации. Один, второй, третий и.т.д. правит собой как хочет, а в результате сбой программы Божьего мира.
У Высшего Разума своя программа и её сбить он не даст никому, так как сбой развития даст энергию сгорания до тла всего и вся. Энергия космоса несравнима ни с чем, каждый человек должен принять её своим мозгом. Если же мозг отторгает эту энергию (человек не пропускает её через себя в Землю), он лишается радости жизни. Ведь Земля, это особый сосуд, который тянет на себя энергию через всю материю, от простой травинки, до самой сильной станции - мозга человека. Мозг, главный приёмник энергии с космоса, благодаря которому человек правит осью земной. Он единственный на планете может создать в космическом хаосе порядок, только у него есть сила притяжения Солнечной и Разумной энергии одновременно. И если на Земле человек в радости жизни, то в космосе идёт правильный выброс энергий планет. Ведь своим мозгом он одновременно тянет энергию со всех планет. Земля рассчитана на определённое количество принятой энергии и использование её в своём ядре. Поэтому и существует точный контроль за количеством людей, зверей, растений и.т.д. которые тоже тянут эту энергию через себя к ядру Земли. Но сегодня этого мало, Земля скудеет, ей хочется расти, а не чахнуть. Рост силы земного ядра должен быть всё мощнее и мощнее. Это даст мозгу человеку всё больше и больше принимать энергию с Небес, создавая себе здравие и яркое мышление. Чем больше человек принимает мыслей с Небес, тем он больше прогоняет через себя энергию с космоса в Землю. Этот прогон даёт ему же состояние радости и стремления вновь создавать такой прогон ещё и ещё.
Те люди, которые замкнулись на приёме этой энергии, начинают «сгорать». Это особое скопление не вышедшей энергии, или начинают чахнуть, от не приёма этой энергии вообще. На сегодняшний день, человечество «замкнулось», т.е. создало себя в приёме энергии, и не в выбросе её в Землю. Это опасное состояние, что разрывает душу. Человек не может справиться с собой и уходит от мысли при помощи зелья. Алкоголь переключает мысль небесную на мысль земную, человек хочет лечь и быть в близости Земли, ибо тело без энергии тянется к Земле. Это есть уход от принятия энергии, и такой тип жизни не может радовать Космос. Человек закрывается от мыслей и его жизнь, становится похожей на жизнь животных. Этот вид деградации уничтожается Высшим Разумом. Человек с энергией животного долго не живёт, он выдержит её не более 7-8 лет. У него нет радости вообще, а это болезнь энергии, замыкается её подача. Всё, что можно сделать в этот момент, осознать своё положение и никогда, никогда, никогда не мириться с ним. Произойдёт пробой крови, что снова позволит силой брать своё «Я». Это и есть сила воли. Ей обладает каждый, но применять не хочет почти никто. Воля даёт усилие над собой, т.е. разбитие в крови тромбов от не создавшихся действий. Ведь в крови всё, что плохо, представляет из себя тромб в виде соединений многих элементов. Элементы крови тянут из космоса то, что им необходимо, а именно энергетический заряд, который у каждого из них свой. Если все элементы чистые, без тромбов, то человек счастливый. Работа его крови, есть самое мощное на планете Земля устройство. Это и есть энергетический заряд на всю жизнь.
Всем, кто создаёт мысль о радости, в первую очередь идёт подача энергии. Им дают чёткое понятие: твой путь, где всё, что есть счастье, будет всегда в радости. Этот мозг делает человечество развитым, твёрдо удерживая силу магнита и ось земную в идеале. Такой мозг даёт чистоту в космосе и радует Разумную Энергию – Божью.
У Высшего Разума столько новых видов мыслей, но он не может выбросить их в мозг человека, тот ещё не готов. Тем, кто слышит, видит, чувствует самого себя, будет дана программа обновлённой энергии. Она будет даваться в усиленном виде им, ибо другие не хотят этого. Человек 21 века разделён на два вида – уходящий и новорождённый. Вид уходящий - замкнутый в приёме энергии, от них отдачи космосу никакой. Создаётся общая картина в виде котла. Горят те, кто замкнулся в приёме энергии, и цветут с небывалой силой те, кому отдали всё, чем не воспользовался горящий.
Это есть умные и безумные, одним всё, другим ничего. И нет обиды, виноваты сами. Ведь трудность, это не слёзы, а мысли в преодолении этих трудностей. Однако человек зачастую не ищет выхода из ситуации, а лишь уходит от неё, ещё сильнее путаясь и путаясь. Такое состояние и зовётся сбоем подачи энергии, что в жизни означает Божье наказание.

Суть всех дебатов в вопросе Сотворения и эволюции заключается в том, что если эволюционисты смогут доказать истинность атеистической эволюции, они тем самым отменят последнее великое наказание – День Суда. Однако истории известны уже три случая, когда всё грешное человечество было осуждено Богом. Тот факт, что эти три события произошли, свидетельствует о неизбежности четвертого и последнего грядущего наказания.

1. Грехопадение

Первое наказание мира произошло после события, известного как Грехопадение, о котором мы читаем в 3-й главе книги Бытие. Причиной этого наказания стало умышленное нарушение Адамом и Евой данной Богом заповеди относительно плодов от дерева познания добра и зла, растущего в Эдемском саду (Бытие 2:17). Когда Адам и Ева ослушались Бога, они узнали грех, испытали чувство вины, лишились святости, стали бояться Бога, потеряли общение с Ним, и ощутили стыд друг перед другом. Помимо всех вытекающих из их поступка последствий, Бог наложил особое наказание, известно как «проклятие».

Три случая, когда всё грешное человечество было осуждено Богом, свидетельствует о неизбежности четвертого и последнего грядущего наказания.

Проклятие касалось как духовной, так и физической области, и оно было возложено не только на Адама и Еву, но также и на их потомков, т.е. на всё человечество. С того момента Адам и Ева были отделены от Бога, т.е. духовно они умерли в день совершения греха. Что касается физического влияния их поступка, то их тела начали постепенно умирать и, в конце концов, должны были «возвратиться в прах»; Еве было сказано, что рождение детей будет сопровождаться «скорбью», и что её муж будет господствовать над нею; Земля была проклята, так что труд Адама с того момента стал трудной работой; Адам и Ева были изгнаны из Эдемского сада (Бытие 3:16–24).

Обратите внимание: на фоне этого наказания можно увидеть Божью милость, которая проявляется в двух аспектах:

  1. В Бытие 3:15 Бог дает обещание, что семя женщины (Иисус Христос) будет «поражать голову» змея (т.е. вызовет окончательное поражение Сатаны).

  2. Наказание через физическую смерть само по себе было проявлением милости Божьей! Без физической смерти человечество было бы обречено на вечную жизнь в плачевных результатах своего восстания против Бога. Однако, благодаря смерти Христа на Кресте за наши грехи и Его воскресению, те, кто каются в своих грехах и верят в Бога, после смерти будут воссоединены с Ним на небесах и приобретут состояние святости и общение с Богом, которые наши предки Адам и Ева утратили в Эдемском саду.

2. Потоп

Вторым наказанием мира стал катастрофический Потоп, описанный в книге Бытие 6–9. Причиной этого наказания было то, что «велико развращение человеков», «все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время», «всякая плоть извратила путь свой на земле» , и «наполнилась земля злодеяниями» (Бытие 6:5–13). В этом наказании погибло всё грешное человечество (кроме одной семьи), а также все наземные животные за исключением тех, которые были взяты на борт Ковчега (Бытие 7:21-23).

Божью милость можно увидеть в том, что Ной, описанный как праведный и непорочный человек в роде своем (Бытие 6:9 и 7:1), был спасен вместе со своей женой и семьей (в целом восемь человек) в Ковчеге, предназначенном также для животных, которые по Божьему замыслу должны были заново наполнить землю.

3. Вавилон

Третьим наказанием мира стало , описанное в 11-й главе книги Бытие. После Потопа Бог повелел сыновьям Ноя «наполнять землю» , т.е. расселиться, образовать множество народов и заселить все земли (Бытие 9:1). Когда население Земли увеличилось, и количество семей уже позволяло сделать то, что повелел Бог, люди начали строить для себя город и башню внутри него (Бытие 11:1-4).

Библия дает нам три причины строительства башни:

  1. Люди собирались построить «башню высотою до небес» (в оригинальной древнееврейской версии Писания слово «высотою» отсутствует), которую они могли использовать для поклонения небесам (возможно ангелам, что могло привести к демонической зависимости; или звездам, что привело бы к астрологии и оккультизму).

  2. Люди собирались сделать себе имя и прославить человеческое достижение, показывая, таким образом, свою гордость и самодостаточность.

  3. Замысел построить башню выражал попытку людей сохранить единство, которое из-за греха было утрачено, а это противоречило Божьему повелению сынам Ноя заново заселить землю («прежде нежели рассеемся по лицу всей земли» - Бытие 11:4).

Божье наказание, наложенное на людей из-за их восстания (смешивание их языков) показывает как милость Бога, так и Его мудрость. Божья мудрость проявляется в том, что Он не приравнял наказание к обиде. Божья мудрость выражается в том, что чудо смешивания языков эффективно остановило три цели людей:

  1. Без взаимного общения они больше не могли строить башню.

  2. Башня, которая должна была стать символом сделанного для себя имени, стала выражением позора - Вавилон символизирует «беспорядок».

  3. Люди были вынуждены делать то, что до этого они делать отказались - т.е. рассеяться по земле.

4. Великий белый Трон

Четвертое наказание мира (упомянутое ранее событие, являющееся сутью споров Сотворение против эволюции) – это то, что Библия называет Судом Великого Белого Престола. Нам известно об этом из книги Откровение 20:11–15: «И увидел я великий белый престол и Сидящего на нем, от лица Которого бежало небо и земля, и не нашлось им места. И увидел я мертвых, малых и великих, стоящих пред Богом, и книги раскрыты были, и иная книга раскрыта, которая есть книга жизни; и судимы были мертвые по написанному в книгах, сообразно с делами своими. Тогда отдало море мертвых, бывших в нем, и смерть и ад отдали мертвых, которые были в них; и судим был каждый по делам своим. И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное».

Этот суд описывается как суд общего права, на котором присутствует главный судья и представлены улики в виде того, что «написано в книгах» . Важно спросить, какой властью установлен этот орган правосудия, кем будет судья, и какие качества делают его судьей всего человечества. Подумайте о следующем:

В каждом из трех наказаний мира можно увидеть проявление Божьей милости. Проявит ли Бог милость в Своем четвертом наказании?

Что касается четвертого наказания, то есть плохая новость и хорошая новость. Плохая новость заключается в том, что на Суде великого белого Престола время для милости навсегда уйдет . История достигнет времени завершения (или окончание) всего. Хорошая новость заключается в том, что милость, необходимая нам для того, чтобы избежать осуждения на этом суде, доступна в этой жизни. Мы должны принять эту милость сейчас, чтобы в следующей жизни она была для нас эффективной.

Бог определил единственные условия для прощения грешника - покаяние и вера в Господа и Евангелие.

Евангелие (или «хорошая новость») состоит в том, что когда Иисус умер на Кресте, Он в полной мере взял на Себя гнев Божий на всех грешников. Его страдания были замещающими, так как Он умер вместо человечества и за грех всего мира. Его страдания были искупительными, так как Он понес наказание за грех. И Его страдания были примиряющими, так как Он имел дело со всем тем, что отделяло людей от Бога и Бога от людей, сделав возможным примирение и восстановление утраченного общения.

Почему в таком случае не все люди спасены?

Потому что Христос - это Бог в человеческом образе. Если судья Сам берет наказание, Он может делать это на Своих собственных условиях. Бог определил единственные условия для прощения грешника - покаяние и вера в Господа и Евангелие. Мы должны выполнить эти условия до того, как мы сможем получить пользу от искупительной смерти Христа за нас, и когда мы их выполняем, «оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа» (Римлянам 5:1).

Заключение

Если всё это правда, почему немногие люди заинтересованы в этом?

Библия говорит нам, что «бог века сего [Сатана] ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет» (2 Коринфянам 4:4). Основной способ, с помощью которого он делает это сегодня, - через распространенное учение теории эволюции как «факта», которое ведет к тому, что люди отрицают , Спасителя и Судьи.

Это учение также отрицает все три наказания, которые уже имели место в истории:

  1. Отрицание наказания из-за Грехопадения.
    Эволюционисты (включая теистических) настойчиво утверждают, что «всё плохое» в этом мире (смерть, кровопролитие, страдания) было частью процесса развития мира. Следовательно, по их мнению, мир, в котором мы живем, - это нормальный мир, а не грешный.

  2. Отрицание наказания через всемирный Потоп.
    Теистические эволюционисты в один голос с атеистами заявляют, что в истории никогда не было такого события, как всемирный потоп. Если Потоп был, то мы должны рассматривать содержащие окаменелости породы не как свидетельство эволюционных эпох, а как доказательство Божьего суда.

  3. Отрицание наказания через Вавилон.
    Все эволюционные схемы антропологии отвергают историчность этого события.

Учение о Сотворении и последующих событиях, описанных в книге Бытие, включает подтверждение не только того, что Бог-Творец, Спаситель и Судья существует, но также и того, что Его власть судить является реальной, и что Он уже подверг всё человечество трем наказаниям в прошлом и Он сделает это еще раз в будущем. Правда в том, что факт этих наказаний неумолимо указывают на истину о Сотворении, а не на эволюцию. Поэтому нет ничего удивительного в том, что многие церкви, принимающие какую-либо форму теистической эволюции, обычно не имеют сильного желания провозглашать библейскую истину о Божьем суде и тем самым посылать четкий и реальный предупредительный сигнал неверующему миру.

А ведь средство спасения такое очевидное.

Ссылки и примечания

Отис Гейтвуд

Почему праведные страдают, а злые блаженствуют? Многие люди задают подобные вопросы, потому что они думают, что если Бог есть и Он управляет всеми человеческими делами, то праведные люди должны получать только доброе, а злые должны бедствовать.

Бог не хочет, чтобы кто-либо погиб

Мы должны помнить, что Бог есть любовь и Он желает блага всем людям, даже злым. Он является Богом милосердия и долготерпения и не хочет, чтобы кто-либо погиб, но чтобы все пришли к покаянию /2Петр.З:9/. По этой причине Бог проявляет Свою любовь даже к злым. В Мф.5:45 говорится: «…ибо он повелевает солнцу Своему восходить над злыми людьми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

Всякий труд благословляется Богом

Если неверующие люди соблюдают законы природы и старательны на работе или в поле, то они собирают обильный урожай. Если они прилежны в каком-то бизнесе, они имеют благословение, потому что они следуют принципам честности и трудолюбия. Христос сказал: «…ибо сыны века этого догадливее сынов света в своем роде» /Лк. 16:8/.

Если же верующие не проявляют старания и прилежания в работе по сравнению с людьми этого мира, то неудивительно, если неверующие люди будут иметь больший успех в своей жизни. В Деян.14:17 говорится, что Бог благий и посылает с неба дожди и времена плодоносные и наполняет пищею и веселием сердца наши. Это относится ко всем людям.

«He все счета оплачиваются в октябре»

Если неверующие люди материально живут в этом мире лучше, чем верующие, то в этом нет ничего удивительного, ведь существует еще другой мир. Все несправедливости этого несовершенного мира будут исправлены в будущем. Поэтому праведные не могут ожидать совершенства здесь. Совершенство будет на небе. Бог сказал богатому, который оказался в аду: «…чадо, вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь» /Лк.16:25/. Однажды злой человек говорил праведному: «Вот ты говоришь, что есть Бог. Но я не верю этому. Моя жена и дети живы и здоровы. Мой скот упитан и продуктивен. На моих полях обильный урожай. А твоя жена умерла в этом году, двое твоих детей больны, скот твой тощий и урожай у тебя скудный. Это доказывает, что Бога нет. Если бы Он был, то ты бы преуспевал, а я бы страдал». На это праведный человек ответил: «Не все счета у Бога оплачиваются в октябре или в этом мире».

Наказание свидетельствует о Божьей любви

Верующие должны также помнить, что Бог в Своем Провидении посылает нам иногда наказание. Те, которые не понимают этого, претыкаются обвиняют Бога и озлобляются. Но Библия говорит: «…сын мой, не пренебрегай наказания Господня и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще,то вы - незаконные дети, а не сыны» /Евр.12:5-8/.

Обратим внимание на несколько мыслей, содержащихся в этом отрывке. Первая и основная мысль - это то, что если мы остаемся без наказания, то Бог поступает с нами не как с сынами, но как с незаконными детьми. Следовательно, христианин должен больше беспокоиться тогда, когда он остается без наказания, чем тогда, когда он терпит какое-то наказание. Наказание свидетельствует о Божьей любви к нам, а не о том, что Он не благоволит к нам.

Не все несчастья являются наказанием

Не будем смотреть на все наши несчастья только как на бедствия без всякого значения или как на стихийные явления. Такими бедствиями могут быть ураган, засуха, эпидемия, болезнь. Бог не обещал исключить эти явления из жизни христиан. Не будем также смотреть на каждую неприятность в нашей жизни как на наказание, исходящее от Бога, хотя Бог и может посылать нам наказания. Христиане переносят стихийные бедствия вместе с неверующими. Но не все беды в жизни христианина происходят по естественным причинам. Выше приведенный отрывок из Священного Писания /Евр.12:5-8/ учит нас, что Бог в Своем Провидении может посылать нам особые переживания. Библия также учит, что все греховные искушения исходят от дьявола. Бывает, что и различные беды приходят от дьявола. Когда Бог наказывает нас или допускает сатане поражать нас, мы не должны пренебрежительно относиться к этому. Стоик приучал себя подчиняться неизбежному. Один философ отрицал несчастья и говорил, что все это вымысел и что бедствий реально не существует. Некоторые вступающие на христианский путь проявляют малодушие перед лицом различных неприятностей. Мы пренебрегаем наказаниями, когда позволяем им вводить нас в недовольство, отчаяние, темноту и сомнение или внушать нам чувство, что эти наказания несправедливы или незаслуженны.

Мы не должны терять самообладания. Это может случаться с нами тогда, когда мы допускаем уныние, теряем надежду или озлобляемся.

Христиане «хвалятся скорбями»

Если Бог посылает нам испытания или допускает их, то мы должны принимать их со смирением и уметь распознавать их среди различных обстоятельств. О Христе сказано: «Хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию» /Евр.5:8/. Наказание является свидетельством Божьей любви. «Ибо Господь, кого любит, того и наказывает» /Евр.12:6/. Поэтому мы должны «в скорби быть терпеливыми» /Рим.12:12/. Более того, апостол Павел говорит, что нам даже следует «хвалиться скорбями» /Рим.5:3/. А в Фил.3:10 выражено желание участвовать в страданиях Христовых. Апостол Иаков говорит: «С великою радостью принимайте, братья мои, когда впадаете в различные искушения» /Иак.1:2/. Христос сказал, что мы блаженны, когда будут поносить нас и гнать и всячески несправедливо злословить на Него, и нам следует радоваться и веселиться, ибо велика наша награда на небесах /Мф.5:11,12/.

Бог всегда преследует определенные благие цели, когда посылает нам страдания. В Евр. 12:10 сказано, что Божье наказание всегда дается нам «для пользы». О какой пользе в страданиях говорит Бог?

Наказание способствует возрастанию

В Евр.12:11 говорится: «Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности». А в Евр.12:10 сказано: «…чтобы нам иметь участие в святости Его».

Вот каким образом совершается эта работа. Когда человек становится христианином, Бог освобождает его от всех его грехов, и человек становится оправданным. Он не имеет опыта и не умеет еще упражняться в праведности, он «несведущ в слове правды, потому что он младенец» /Евр.5:13/. Он должен возрастать, чтобы его чувства навыком были приучены к различению добра и зла /Евр.5:14/. Страдания приносят такой опыт и способствуют возрастанию. Бог хочет, чтобы наша праведность укреплялась в испытаниях. Святость подразумевает возможность противоположного состояния - греховности, истина подразумевает возможность противоположного состояния - заблуждения. Итак, мы должны с великой радостью принимать встречающиеся в нашей жизни искушения /Иак.1:2/. Испытанная вера наша должна быть драгоценнее огнем испытанного золота /1Петр.1:7/. В Писании говорится, что спасенные-«это те, которые пришли от великой скорби, они омыли одежды свои и убелили одежды свои кровью Агнца» /Откр.7:14/. В небе с Богом будут те, которые вели борьбу и одержали победу. В Иак.1:12 говорится: «Блажен человек, который переносит искушение, потому что был испытан, он получит венец жизни, который обещал Господь любящим Его». Поэтому в Иак.1:2-4 сказано: «…испытание вашей веры производит терпение, терпение же должно иметь совершенное действие, чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка». Христос сказал: «Всякую у Меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» /Иоан.15:2/.

Христиане с терпением переносят наказания

Итак, мы не должны впадать в уныние, когда приходят наказания, не должны «пренебрегать» наказанием или смотреть на него как на незаслуженное и несправедливое, или считать, что мы согрешили и заслужили это наказание. Наказания являются доказательством Божьей любви и посылаются нам на пользу, для упражнения, испытания, утверждения, усовершенствования и очищения. Поэтому мы должны терпеливо переносить наказания, зная, что они полезны, что через них мы получаем благословение, мы должны принимать их с радостью и считать для себя за великую честь участвовать в страданиях Христовых. Страдания приносят мирный плод праведности, делают нас причастниками Божьей святости, более плодоносными, усовершают нас, делают нас более полноценными, всем довольными и, таким образом готовят для нас неувядающий венец жизни. Благодарение Богу за Его наказания!

В прекрасной песне «Бог ведет нас чудным путем» есть такие прекрасные слова:

Не суди о Боге ограниченным умом,

Но верь Ему и Его благодати.

За строгостью Его Провидения

Скрывается радостное Его лицо.

Его цели станут понятными скоро.

Они открываются ежечасно;

Цветы могут быть невзрачными,

Но плоды - ароматными и сладкими.

Отис Гейтвуд, Есть Бог на небесах

Человеку во все времена было свойственно стремление к счастью. Но человеческая жизнь такова, что ее зачастую наполняют горести, болезни, скорби. Люди во все века стремились понять, почему их жизнь полна страданий, пытались понять их причину. Кто-то видел в этом роковое стечение обстоятельств, а кто-то постиг связь между грехом, совершенным человеком и воздаянием за него. С этой точки зрения, что бы ни совершал человек на земле, за все он ответит перед Верховным Судьей. За каждый злой поступок человеку воздастся Богом здесь или в будущей жизни. Такое представление свойственно многим религиям. Но христианское понимание греха и наказания сложнее и глубже.

Его выразил Сам Господь в беседе с Никодимом, одним из иудейских военачальников, тайно пришедшим расспросить о Его учении. Эта беседа приводится в Евангелии от Иоанна. Христос сказал, что Бог так возлюбил человека, что послал Сына Своего на крестные страдания и смерть, чтобы каждый, кто уверует в Его воскресение, мог спастись от рабства греха и смерти.

Человеческая история, полная бед и страданий, началась тысячелетия назад в эдемском саду. Господь, отдавая всю землю во владычество человеку, запретил ему вкушать плоды с одного дерева в раю. Он предупредил Адама, что если он вкусит от него, то станет смертным.

Адам и Ева нарушили заповедь Божию. Они вкусили плод древа познания добра и зла и стали смертными. Они обрекли себя и своих потомков на болезни, страдания, смерть. Но было ли это наказанием Божиим?

Господь не наказывает Адама и Еву, преступивших заповедь. Человек наказывает себя сам, отвергая Бога, источник жизни и бессмертия. Все беды в жизни человека происходят потому, что он отверг божественную любовь. Он отвернулся от Света, и дела его стали темны. Трагедия, разыгравшаяся в раю, открывает нам истинное понимание смерти. Истинный и самый страшный смысл смерти в разлучении человека с Богом. Физическая смерть, разлучение души и тела, - лишь следствие этого духовного выбора.

Всемогущий Господь мог Своим вмешательством остановить дальнейший ход событий. Он мог поддерживать падшего человека в бессмертии. Но делая так, Он проявил бы неуважение к свободе человека. Ведь Он создал его разумным и свободным существом, таким же, как Он Сам. И с этого момента никто, даже Бог, не может попрать свободу человека. Человек не захотел быть с Богом, не пожелал ответить любовью на любовь, и Господь склоняется перед этим выбором. Он пойдет на крестный подвиг, чтобы тот, кто пожелал отвергнуть Его, смог еще раз, также свободно сделать самый важный в своей жизни выбор. Выбрать между жизнью и смертью, между светом и тьмой.

И поэтому Господь не вмешивается в естественный ход событий. Адам и Ева теряют рай. Начинается человеческая история, полная страданий, ненависти, войн. История, в которой зачастую господствует несправедливость, а зло торжествует над добром.

И тут имеющему глаза человеку открывается вся глубина премудрости Божией. Смертность, на которую обрек себя человек, кладет конец его беззакониям, останавливает убийцу, тирана, палача. Переживая страдания, болезни, человек все больше осознает невозможность справиться с ними только человеческими силами. Он обращается к Тому, в Чьих силах облегчить страдания и исцелить болезнь. Человек приходит к познанию благой мудрости Того, Кто положил предел его греху. Кто допустил страдания, болезни, смерть для вразумления заблудшего.

С христианской точки зрения истинным наказанием за грех являются не беды и напасти, постигшие человека, а утверждение его во грехе. Человек создан благим Богом для праведной жизни. Когда же человек творит зло, он идет против своего естества. Грех, подобно невидимой язве, поражает его душу, расстраивая его жизнь и делая его несчастным.

Со временем, многократно совершенный грех утвердится в человеке и станет греховной страстью, невидимой духовной болезнью. Человек будет стремиться совершать все новые и новые грехи, порой вопреки слабеющему голосу своей совести. Страсть особенно страшна тем, что она поражает человека духовной слепотой: он перестает осознавать свои беззакония. Душа человека скорбит и мучается, но он не может понять причину своих страданий, не видит выхода из них. Только помощь Божия и глубокое, искреннее покаяние могут спасти человека от окончательной гибели – от духовной смерти и пребывания в аду.

С помощью Божией этот человек сможет исцелить свою душу от греховных язв. Он обретет совершенство и святость, в его душе воцарится счастье и покой. Он сможет постигнуть самый важный смысл всего, происходящего с человеком.

Он поймет, что для того, кто впустил в свою душу Христа, не существует бед и напастей. Болезни, страдания, лишения будут для него даром Божиим. Ибо достойно переживая их, он станет подобным Самому Богу, который терпел и страдал за нас. Смерть для него будет не пустотой, а соединением с Тем, Кто победил смерть. Он вслед за апостолом Павлом сможет сказать: «Жизнь моя Христос, а смерть – приобретение».

„Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими. Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя. Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает. Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец? Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны. Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить? Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей – для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его. Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности. Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось” (Евр. 12:3-13).

По мнению вдохновленного автора Послания к евреям наш Небесный Отец наказывает всех Своих детей. Если Он никогда не наказывает нас, то мы не Его дети. Поэтому мы должны быть чувствительными к Его наказаниям. Некоторые христиане, думающие только о Божьих благословениях и благости, истолковывают все негативные обстоятельства, только как демоническую атаку, и никогда не видят в этом Божьей руки. Это – большая ошибка, потому что иногда именно через наказание Бог пытается привести людей к покаянию.

Хорошие земные родители наказывают своих детей в надежде, что их дети чему-то научатся, повзрослеют и подготовятся к ответственной взрослой жизни. Точно так же Бог наказывает нас, чтобы мы духовно росли, становились более полезными для служения Ему и были готовы предстать пред Его судом. Он наказывает нас, потому что любит и хочет, чтобы мы имели часть Его святости. Любящий Небесный Отец посвятил Себя нашему духовному росту. Писание говорит: „Начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа” (Флп. 1:6).

Никто из детей не находит удовольствия в получении шлепков от своих родителей, и когда Бог нас наказывает, наказание „кажется не радостью, а печалью”, как мы только что прочитали. Однако впоследствии мы благодарны Ему, потому что наказание „доставляет мирный плод праведности”.

Когда и как Господь наказывает нас?

Как любой добрый отец, Бог наказывает Своих детей, только когда они непослушны Ему. Каждый раз, проявляя непослушание, мы ставим себя под угрозу страданий от Его наказания. Однако Господь очень милостив и обычно дает нам достаточно времени на покаяние. Его наказание обычно следует за чередой непослушных поступков и проигнорированных предупреждений с Его стороны.

Как Бог наказывает нас? Как мы узнали из предыдущей главы, Божье наказание может выражаться в виде немощи, болезни или даже преждевременной смерти:

„Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром” (1 Кор. 11:30-32).

Не стоит зачислять любую болезнь в разряд Божьих наказаний (случай с Иовом тому пример). Однако если нас поражает болезнь, то было бы мудро проанализировать свое духовное состояние и посмотреть, не открыли ли мы дверь Божьему наказанию из-за непослушания.

Божьего суда можно избежать, если мы судим сами себя – то есть признаем свой грех и раскаиваемся в нем. Поэтому, если наша болезнь – результат Божьего наказания, логично заключить, что мы вправе рассчитывать на исцеление после того, как раскаемся.

Павел говорит, что посредством Божьего суда мы избегаем осуждения вместе с миром. Что он имеет в виду? Он мог иметь в виду только то, что Божье наказание ведет нас к покаянию, чтобы в конце концов мы не отправились в ад вместе со всем миром. Это очень трудно понять тем, кто считает святость необязательным условием для того, чтобы попасть на небеса. Но хорошо знающие нагорную проповедь Иисуса понимают, что только послушные Богу войдут в Его царство (см. Матф. 7:21). Поэтому если мы настойчиво грешим, то рискуем потерять вечную жизнь. Слава Богу за Его наказания, которые ведут нас к покаянию и спасают от ада!

Сатана в качестве инструмента Божьего суда

Из ряда мест Писания ясно следует, что Бог может использовать сатану для наказания. Например, в притче о непрощающем слуге, которая находится в Матф. 18, Иисус сказал, что господин „разгневался”, когда узнал, что прощенный слуга не простил своего должника. В конце концов, он отдал непрощающего слугу „истязателям, пока не отдаст ему всего долга” (Матф. 18:34). Иисус заканчивает притчу следующими словами:

„Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его” (Матф. 18:35).

Кто эти „истязатели”? Наиболее вероятно, что это дьявол и его демоны. Бог может предать своего непослушного ребенка дьяволу для того, чтобы привести его к покаянию. Как мы видим из притчи о блудном сыне, трудности и бедствия – один из способов пробуждения покаяния в людях (см. Лук. 15:14-19).

В Ветхом завете мы видим примеры, где Бог использовал сатану или злых духов для исполнения своего наказания и суда в жизнях людей, которые этого заслуживали. Один из примеров записан в девятой главе Книги судей, где говорится, что „послал Бог злого духа между Авимелехом и между жителями Сихема” (Суд. 9:23) для того, чтобы произвести суд за их злые дела против сыновей Гедеона.

Библия также говорит, что „злой дух от Господа” удручал царя Саула для того, чтобы привести его к покаянию (1 Цар. 16:14). Однако Саул так и не покаялся и погиб в сражении из-за своего упрямства.

В этих отрывках из Ветхого Завета Писание говорит, что злые духи были посланы от Бога. Это не означает, что на небесах Бог имеет в своем распоряжении злых духов, ожидающих Его приказаний. Вероятнее всего, Бог просто позволяет сатанинским злым духам делать зло в определенных границах в надежде, что грешники раскаются под давлением обстоятельств.

Другие виды Божьего наказания

В ветхозаветные времена Бог часто наказывал Свой народ, допуская голод или нашествия врагов. Когда люди в конце концов раскаивались, Бог избавлял их от врагов. Если же после многих лет притеснений и предупреждений они отказывались покаяться, Бог позволял иноземным захватчикам полностью овладеть их землей, а их самих увести в качестве пленников в свою страну.

Во времена Ветхого Завета Бог наказывал своих непослушных детей, допуская проблемы в их жизни. Он мог допустить упадок экономики, чтобы воздействовать на них. Например, место Писания, говорящее о наказании, приведенное в самом начале этой главы (Евр. 12:3-13), соответствует контексту, в котором жили верующие евреи, испытывая гонения за свою веру. Однако не всякое гонение допускается как результат непослушания. Каждую причину надо рассматривать отдельно.

Правильная реакция на Божье наказание

В соответствии с наставлением, приведенном в самом начале этой главы, у нас могут быть две неправильные реакции на Божье наказание. Мы можем „пренебречь наказанием Господним” или впасть в уныние из-за Его обличения (Евр. 12:5). Пренебречь наказанием Божьим – значит проигнорировать Его предупреждение. Впасть в уныние – значит перестать пытаться угодить Ему, потому что мы считаем, Его наказание слишком суровым. И та, и другая реакция неправильны. Мы должны признавать, что Бог любит нас и наказывает для нашего же блага. Если мы признаем его любящую наказывающую руку, то должны покаяться, чтобы получить прощение.

После покаяния мы вправе ожидать смягчения наказания. И хотя неправильно рассчитывать на то, что мы не вкусим неизбежных последствий греха, мы можем просить Господа о Его милости и помощи. Бог смотрит на смиренный и сокрушенный дух (см. Ис. 66:2). Библия обещает: „Ибо на мгновение гнев Его, на всю жизнь благоволение Его: вечером водворяется плач, а на утро радость”. (Пс. 29:6).

После того, как Его суд пришел на израильтян, Бог пообещал:

„На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя. В жару гнева Я сокрыл от тебя лице Мое на время, но вечною милостью помилую тебя, говорит Искупитель твой, Господь” (Ис. 54:7-8).

Бог благ и милостив!

Измена жены