Resident Evil HD Remaster. Прохождение игры

Центральный зал. Головоломка с проектором (тени)

Чтобы сбежать из главного зала и скрыться от смертельного топора Джека, вам нужно будет применить свет проектора на постаменте первого этажа главного дома. Прежде, чем это сделать, нужно будет отыскать и специальный предмет – деревянную статуэтку.

Для этого следуйте в ванную комнату на втором этаже главного дома и достаньте статуэтку из ванной, предварительно слив воду (переключатель в ванной). Поместите её на постамент на первом этаже главного дома, в центральной зале.

Отрегулируйте эту фигурку так, чтобы на стене из теней было сформировано изображение птицы (предположительно, орла). Когда это будет, то подтвердите решение.

Первая головоломка с проектором.

ПРИМЕЧАНИЕ. Совершенно необязательно делать так, чтобы тень совпадала с белым изображением птицы на картине. Даже если она будет чуть левее, выше, ниже или правее него, всё равно подтверждайте.

Теперь, когда появится Джек, просто убегайте от него и захлопывайте дверь позади вас, чтобы скрыться от него и получить дополнительное время на решение загадки.

Кремационная. Закрытая камера

В кремационной, первом помещении зоны обработки, есть ключ от секционной. Вам нужен будет этот ключ для того, чтобы прогрессировать по сюжету. Ключ спрятан внутри одной из камер кремационной печи, а именно – в крайней слева. Чтобы открыть эту камеру, осмотрите записку над раковиной. В ней приведены подсказки.

Сначала откройте дверцу, на которой есть кровавый отпечаток (в центре ряда).
Откройте дверцу в дальнем правом углу. Внутри лежит бирка с именем Тамара, а в записке говорилось о том, что нужно запомнить три «а». В имени Тамара три буквы «а».
Это приведёт к тому, что разблокируется левая камера. Внутри неё, на каталке вы найдёте ключ от секционной, но прежде нужно будет убить монстра.

Головоломка в кремационной.

Центральный зал. Дверь с собачьими головами

Когда вы доберётесь до центрального зала, то найдёте дверь, ведущую во двор. Она закрыта. Вам нужно будет изучить большую часть главного дома, чтобы отыскать все три собачьи головы.

Когда у вас будет ключ скорпиона, то вы сможете пройти в комнату бабушки на втором этаже. На столе в этой комнате лежит записка, в которой указываются все места, где Бейкеры решили спрятать собачьи головы.

Записка о расположении собачьих голов.

Синяя голова собаки: на втором этаже главного дома, в комнате отдыха. Она спрятана в большой книге на полке слева от стойки с видеопроигрывателем.

Голова синей собаки.

Белая голова собаки: в гостиной на первом этаже главного дома. Возьмите маятник от часов, расположенных в центральном зале, и вставьте его в часы из гостиной, в которую можно попасть из обеденной (где была сцена с ужином).

Манипуляции с маятником часов.

Красная голова собаки: в морге зоны обработки. Получите ключ от секционной в кремационной и заберите последнюю собачью голову из морга, из-за чего начнётся сражение с боссом.

Имея в инвентаре все три головы, вы сможете открыть дверь в холле и выйти во двор.

Главная спальня. Головоломка с часами

В главной спальне на втором этаже главного дома, на прикроватной тумбе слева от кровати вы найдёте часы, с которыми можно взаимодействовать. Здесь есть и записка с более, чем прямой подсказкой. Ответ достаточно прост.

Установите на часах 10:15. Именно это время показано на циферблатах остальных часов в доме.

Головоломка с часами.

Когда введёте время, то кровать отодвинется в сторону, а вы увидите секретный путь в подвал.

Детская комната. Секретная кнопка, позволяющая попасть на чердак

Для того чтобы попасть на чердак, вы должны будете отыскать спрятанную кнопку, которая опускает лестницу. Эта загадка будет доступна после того, как у вас будет ключ со змеёй. Есть две подсказки, позволяющие решить головоломку. Прочитайте документы. Решение, опять же, простое.

Отыщите лампу на столе у правой стены и взаимодействуйте с ней. Поверните её так, чтобы увидеть спрятанную под абажуром красную кнопку. Нажмите на неё – лестница опустится.

Как открыть путь на чердак из детской комнаты.

Наверху вы найдёте различные предметы, среди которых будет необходимая статуэтка на постаменте. Поверните её так, чтобы на стене было видно изображение, напоминающее мужчину с топором. Здесь же вы отыщите макет ружья, который можно вставить в руки статуе солдата.

Двор – секретный теневой проектор

Эта головоломка связана с игрушечным топором, о котором мы писали в отдельной статье.

Комната вечеринок. Головоломка из видеозаписи «С днём рождения»

Эту видеозапись вы отыщите на чердаке внутри шкафа напротив лестницы. Доступ к чердаку можно получить из детской комнаты. Когда поместите видеокассету в проигрыватель, то сможете приступить к решению загадки. Если найдёте ответ за 5 минут или меньше, то получите достижение.

Заберите свечу с манекена в самом начале. Принесите её в комнату с тортом. Вода, текущая сверху, затушит свечу. Таким образом, задача заключается в том, чтобы зажечь свечи на праздничном торте. Но сейчас сделать это невозможно!

Пока вы находитесь в комнате с тортом, нужно сделать две вещи:

Откройте праздничный подарок, используя комбинацию, и заберите соломенную куклу.
Комбинация изображений всегда одинаковая. Слева направо это: висельник (человек на петле), птица на колоколе, зародыш человека.

Правильная комбинация для шкафчика на стене.

Чтобы получить эту комбинацию, нужно достать из унитаза грязные старый телескоп (слейте бачок) и промыть его под водой, всё время гасящей свечу при входе в комнату с тортом. Далее направьте телескоп на экраны телевизоров и увидите комбинацию.

Заберите заводной ключ из бочки в комнате с праздничным тортом. Зажгите кухонную плиту и примените на неё соломенную куклу, чтобы отыскать палец манекена. Также вновь зажгите свечу из инвентаря.

Подожгите горящей свечой верёвку, удерживающую дверь с правой стороны от телевизоров. Вы окажетесь в комнате с кучей шаров. Двигайтесь в дальнюю часть и у стола справа с пола подберите валяющийся жёлтый шар (он целый).

Примените этот шар на трубу, видную через стену напротив прохода к праздничному торту. Шар взорвётся, а вы получите гусиное перо. У вас есть все элементы, позволяющие решить загадку.

Подойдите к странному манекену в начале локации и примените на него последовательно: палец на левую руку, гусиное перо туда же, заводной ключ на механизм в животе.

Идите к задней комнате и введите на замке кодовое слово, которое вам оставили на руке – LOSER.

Заберите вентиль со стены и вернитесь в комнату, где находится праздничный торт. Примените этот вентиль на трубу слева от прохода к торту, чтобы закрыть воду. Повторно зажгите свечу и примените её на праздничный торт. Попытайтесь включить воду тем же вентилем, смотрите кат-сцену.

Комната для вечеринок – головоломка в испытательной зоне

После того, как закончится видеозапись, вам повторно придётся решить загадку в комнате вечеринок. На этот раз её нужно решить так, чтобы ещё и не погибнуть, ведь в видеоролике всё закончилось именно этим. Вы должны понять, какое действие привело к взрыву. Если не разобрались, то вот вам руководство:

1. Возьмите свечу с манекена, идите в комнату с тортом, где находятся разбрызгиватели, которые её потушат. Как и в прошлый раз, ваша цель заключается в том, чтобы зажечь все свечи на праздничном торте.

2. Хитрость заключается в том, чтобы не брать заводной ключ из бочки с маслом (именно из-за разлитого масла сгорел Клэнси). Да и ключ вам не нужен, вы ведь видели пароль, поэтому не стоит запускать манекен.

3. Включите газовую плиту и вновь зажгите свечу. Подожгите верёвку, удерживающую дверь справа от телевизоров.

4. Введите на замке дальней двери кодовое слово LOSER.

5. Заберите вентиль, вернитесь в комнату с тортом и вставьте найденный предмет в пустое место слева от прохода. Перекройте воду.

6. Вновь зажгите свечу на газовой плите. Следуйте к торту и вставьте её. Вы не сгорите, поскольку заводной ключ на месте и масло осталось в бочке.

Лукас бросит в помещение бомбу. Быстро поднимите её, сломайте доску в разломанной стене справа от торта и слева от бочки, а затем через дыру забросьте взрывчатку.

Отломать доску в стене.

Гостиная. Головоломка с картинами на погибшем корабле

На разбитом корабле есть головоломка, которую на самом деле необязательно решать. Но если вы хотите получить доступ к нескольким комнатам на локации и собрать предметы, то сделайте это.

Когда закончится проигрывание видеоленты, спуститесь вниз на второй ярус и пройдите в гостиную. Всего есть шесть картин – по три с каждой из двух сторон.

Решение головоломки с картинами.

Вам нужно просто сопоставить каждые две картины, расположенные друг напротив друга:

Правую картину настройте так, чтобы дерево стояло так, как должно (корнями вниз).
Красно-синюю картину поверните так, чтобы синяя полоса была сверху, а красная – снизу.
Жёлтую картину настройте так, чтобы фиолетовое пятно было в левом верхнем углу.
Решив головоломку, вы откроете сейф с тремя коррозионными веществами.

Resident Evil Zero полное прохождение. Часть первая (диск первый)

Итак, добро пожаловать в первый диск!

Поезд

Начинаем игру в поезде.

Дверь в правый вагон закрыта. Бежим в противоположную сторону в левую дверь. После заставки убиваем зомби и продолжаем путешествие. В следующем вагоне берём у привалившегося к стене трупака ключ от правой двери вагона, в котором мы начали игру. Внимание, сейчас будут собаки. Убиваем милых зверушек и заходим в купе 201. Пришла пора записаться.

Бежим в вагон, с которого начали игру, и открываем правую дверь. Ребекка Чемберс знакомиться с Билли Коэном - осуждённым за массовые убийства морпехом. Поднимаемся по лестнице на второй этаж в вагон-ресторан и встречаемся с одним из адских созданий доктора Маркуса – человеком-пиявкой. Нетратьте патроны на эту тварь, а просто спуститесь обратно, после чего вам покажут ролик, в котором Билли спасает Ребекку. Теперь ребята работают сообща.

Поднимайтесь на крышу через вентиляционное окно вагона-ресторана. Ведущей пусть будет Ребекка. На крыше соедините провода, и мисс Чемберс проваливается в вагон. Билли пусть возвращается обратно в вагон-ресторан и спускается на первый этаж, туда, где ребята впервые встретились. Дверь с зелёной лампой теперь открыта, поскольку Ребекка соединила на крыше разорванный кабель. Входите в эту дверь и сразу поворачивайте налево к кухонному лифту подачи блюд. Как вы уже наверно догадались, Ребекка находится прямо над вами, запертой в раздаточной комнате.

Переключитесь на Ребекку, возьмите в раздаточной ключ поезда и спустите его на лифте Билли. Теперь мистер Коэн должен бежать к последнему вагону, в котором мы записывались Ребеккой. Полученным ключом откройте помещение кондуктора. Внутри вы найдете карту поезда, портфель в шкафу и кнопку на стене. Нажмите её, и с потолка опустится выдвижная лестница. Поднимайтесь на второй этаж и бегите по длинному коридору к двери.

В следующем коридорчике вы найдёте на столике у стены шило, с помощью которого можно освободить Ребекку из раздаточной комнаты. Заходите в купе 101, подбирайте дробовик, патроны и аптечку (не спроста они здесь лежат) и возвращайтесь в длинный коридор. Гигантский скорпион страшен, но не особо опасен. Убейте эту тварь, подберите с пола рукоятку для люка и спускайтесь в купе
кондуктора.

Возвращайтесь на кухню к лифту подачи и поднимите Ребекке шило. Затем, здесь же, откройте люк найденной рукояткой. Переключитесь на девушку и откройте шилом заблокированную дверь раздаточной комнаты. Всё, мисс Чемберс освободилась.

Спускайтесь через люк на кухне и попадёте в смежный вагон. Убейте собак и в одной из клеток подберите золотое колечко. Это один из ключей от портфеля. Выходите на платформу в конце поезда. А вот и первое задание для двоих персонажей. Вам нужно взять металлический гарпун, который прищёлкнут к стене вагона. Выберите в меню игрока режим «Solo» для партнёра (чтобы управлять персонажами по отдельности), поставьте Ребекку у рубильника и потяните за рычаг.
Тиски откроются, и вы сможете забрать гарпун, управляя Билли.

Бегите обратно в кухню. А! Испугались!!! Хороший получился «сюрприз» из холодильника. Следуйте к вагону, в котором открыто вентиляционное окно, и поднимайтесь на крышу с помощью
гарпуна.

Ползите по крыше до тех пор, пока не спрыгнете через дыру в купе вагона. Пришейте дежурящего там
зомби и поднимите с пола небольшую коробочку. Чтобы её открыть, выберите в меню игрока функцию «Examine» (осмотреть) и, повернув её лицом к себе, нажмите на действие. Внутри коробочки лежит серебряное колечко. Это второй ключ от портфеля. Откройте сумку и внутри найдёте электронную карточку.

Выходите из купе, просмотрите ролик и бегите в тот конец поезда, где первый раз взяли ключ у привалившегося к стене трупа. Кстати, пора бы и записаться.

Примените карточку к электронному замку на двери. Красный огонёк сменится зелёным. Путь свободен! Но учтите, чтобы войти в дверь, вам нужно играть двумя персонажами в командном режиме.

Просмотрите ролик и бегите в кабину машиниста. После очередной заставки вам нужно выбрать, какой
персонаж останется здесь, а какой побежит активировать аварийный тормоз. Лучше оставить Ребекку. Возьмите на панели машиниста электронную карточку и бегите в другой конец поезда, где мы брали гарпун. Торопитесь, запустился трёхминутный обратный отчёт, а зомби впереди видимо-невидимо. Примените карточку к электронной панели, и вам предстанет такая картина.

Нужно выставить на панели управления значение «81». Для этого девять раз нажмите на «8», а десятый на «9». Билли сообщит по рации Ребекке, что система активирована. Теперь очередь мисс Чемберс
выставлять значения на панели в кабине машиниста.

Её рабочее табло разбито, но не переживайте. Девять раз наберите значение «7», а десятый – «4». После этого вам покажут сцену страшной аварии. Всё, эпизод с поездом пройден. Поздравляю!

Подвалы

Вы оказываетесь на месте крушения поезда. Перебейте всех зомби.

Обратите внимание – все предметы, найденные в поезде, теперь находятся на этой локации и лежат прямо на полу.

Бегите к единственной двери и входите в неё. Теперь предстоит немного промочить ножки. Пробегите подтопленный канал и понимайтесь по железной лестнице. Вам покажут небольшой ролик, из которого станет понятно, что вы очутились в некоем доме, до боли напоминающем особняк Спенсера из Resident Evil Remake . Это тренировочный комплекс опального доктора Джеймса Маркуса. Кстати, его портрет изображён на стене между первым и вторым этажом.

Тренировочный комплекс

Поднимайтесь на второй этаж, бегите в левое крыло и входите в боковую дверь. В зеркальном трюмо возьмите рукоятку в форме головы льва и сразу же убегайте – разобьются стёкла и в помещение влетит туча ворон, перебить которых будет очень проблематично, да и незачем. Теперь бегите к широкой двери на втором этаже, которая расположена прямо над портретом Маркуса. Вы попадаете в конференц-зал. Идите к крайней левой двери и входите в неё.

В узком коридоре будут бродить пару зомбаков. Пришейте этих бродяг и входите через широкие двустворчатые двери в библиотеку. Здесь вы найдете карту всего комплекса, микрофильм «А» и ручной лифт. Вставьте рукоятку в виде головы льва в механизм лифта и поднимите Ребекку на второй этаж в часовню. Перед этим хорошо вооружите девушку – впереди предстоят опасные испытания. Поднять Билли наверх нельзя – грузоподъёмность лифта не более 80-ти килограмм, а здоровяк весит больше.
В часовне перебейте противную саранчу и выходите во внутренний дворик к удивительному по красоте фонтану.

Здесь много ворон, так что придётся повозиться, прежде чем они отойдут в мир иной. Бегите через железную дверь и попадёте в большой ангар, к потолку которого прицеплены клетки. Спускайтесь по
каменным ступенькам и входите в первую дверь. Кроме двух особей саранчи вы найдёта там обломок белой статуи и гранатомёт. Возвращайтесь в ангар и входите в следующую дверь. Открыв замок вы попадаете на второй этаж в центральный холл здания.

Теперь и Билли может проникнуть в ангар! Возвращайтесь туда вдвоём. Билли должени пондять клетку на цепи, а Ребекка полезет забирать ключ. В этот момент из сливной решётки выползает Гигантская многоножка и хватает девушку. Жизнь Ребекки оказывается в руках Билли. Убейте это отвратительное
насекомое, и мисс Чемберс будет спасена.

Что ж, многоножка повержена и в ваших руках оказывается красный ключ с изображением пламени. Бегите в главный холл, спускайтесь на первый этаж и проходите через левую дверь в столовую.


У находящихся в столовой многочисленных зомби нет ни единого шанса против Ребекки и Билли, ведущих интенсивную пальбу с двух стволов. Подойдите к красной двери раздаточной комнаты и примените к ней ключ с изображением пламени. Внутри вас будет ждать баллончик «Zippo». Заправьте им зажигалку Билли, возвращайтесь в столовую и бегите к двери, возле которой присел отдохнуть «милый» трупик.

Вы оказываетесь в темном коридоре. С левой стороны путь преграждает вырывающаяся из пневмобака струя пара. Следуйте к правой двери. В комнате возьмите семизарядный дробовик, чёрный обломок статуи и поднимайтесь по лесенке на уличную веранду. Бегите по ней до самого конца, попутно отстреливая зомбаков. Пройдите через дверь, открыв односторонний замок, и вы окажетесь в уже знакомом конференц-зале.

Следуйте в коридор, через который мы попадали в библиотеку. В конце коридора вы увидите красную дверь. Примените к ней ключ с изображением пламени и входите внутрь. Включите в помещении свет с помощью кнопки на стене и пододвиньте маленький столик так, чтобы из головы оленя можно
было взять светящийся предмет.

Этим предметом окажется минутная стрелка часов.

Теперь вновь идём в библиотеку и с помощью зажигалки Билли поджигаем свечу возле двери в книгохранилище. Вуаля! Дверь открылась! В хранилище двигаем шкаф на втором ярусе и за ним находим томик «Библии». Открываем книгу так же, как открывали коробочку с серебряным кольцом – в меню игрока через функцию «Examine». Перед этим нужно повернуть книгу ребром к себе.

Внутри лежит второй обломок белой статуи. Соединяем оба обломка и получившуюся фигуру кладём на чашу весов в центральном холле комплекса, прямо над портретом доктора Маркуса.

Затем бежим в часовню и устанавливаем в механизм минутную стрелку. На циферблате нужно выставить время «8:15». После этого сработает потайной механизм и откроются двери двух кабинетов. Один на первом этаже, дугой на втором. Сначала бежим в кабинет на втором этаже. Внутри полно зомби, так что
будьте осторожны. С каминной полки подберите микрофильм «В» и бегите на первый этаж холла ко второй двери.

В конце узкого коридора открывайте дверь и входите в рабочий кабинет. Установите в проектор микрофильмы «А» и «В». Вместо них из аппарата вылезет системный диск и отпечаток слайда, изображающий пронумерованные учебные места конференц-зала.


Как вы уже наверно догадались, сейчас нужно бежать в конференц-зал на втором этаже. На обратном пути в коридоре вас будет поджидать очередной человек-пиявка. Не тратьте на него бесценные патроны,
а быстро пробегите мимо. В конференц-зале установите системный диск в трибуну с монитором для брифингов. После этого зажгутся учебные места, а на экране монитора высветится требуемый для ввода двухзначный код. Билли и Ребекке нужно будет одновременно включить места с указанными в коде номерами. Как видно из верхнего рисунка, каждое место пронумеровано и ввести требуемых код не составит большого труда. Кстати, он всегда разный. После этого в комплексе откроются три
двери, загромождаемые мечами рыцарей.

Одна из открывшихся дверей будет находиться прямо в конференц-зале. Входим в неё. В коридоре нас будет ждать парочка зомби и две двери. Умерщвляем медлительных тварей и входим в первую дверь. Задачка проста – нужно расположить огромные напольные шахматы точно так же, как на маленькой шахматной доске на столе.

После этого доска отъедет и под ней окажется «Анти-Библия», в которой мы найдем вторую половинку черной статуэтки.

Возвращаемся в коридор и заходим во вторую дверь, которая ведёт в мед. комнату. Здесь куча травы и зелёный баллон с химикатами. Обязательно наполните пробирку Ребекки содержимым из этого баллона.

Пришла пора соединить две половинки черной статуэтки и получившуюся скульптуру положить на весы в холле. Стена с изображением доктора Маркуса опустится в низ и вам откроется проход в
подземелье. Спускайтесь туда. Перебейте гигантских пауков и входите в деревянную дверь в самом конце коридора. Здесь не помешает записаться. Входите в следующую дверь, которая ведёт к камерам пыток. Подсадите Ребекку, подставив ей свои широкие плечи, чтобы девушка могла пролезть в шахту вентиляции. Мисс Чемберс оказывается в очередной комнате пыток, из которой нет выхода – единственная дверь закрыта. Чтобы открыть её, нужно правильно выставить напряжение на приборной панели, последовательно переключая пять тумблеров.

Нажимаем тумблеры как показано на рисунке: вверх -> вверх –> вниз –> вверх –> вверх. Дверь откроется, после чего нам покажут, как безумный доктор Маркус выпускает на волю своих дьявольских созданий. Кроме того, электрощит откроет одну из дверей в подземелье и уберёт струю пара из пневмобака. На Ребекку нападают мутированные обезьяны и она проваливается в пропасть. Поспешите ей на помощь, иначе мисс Чемберс упадёт!

Билли должен выбраться из подземелья в холл на первый этаж. Затем в столовую, потом в левую дверь и снова налево по коридору, туда, где ранее нам преграждала путь струя пара. Теперь её нет. Бегите мимо пневмобака и спускайтесь к дальней двери.

Вас вновь ждут подземелья. Не теряйтесь. Комната, в которой находится Ребекка, подсвечена красным на карте. Скорее туда, и не обращайте внимания на назойливых обезьян.Фууууух! Вы успели! Девушка спасена и Билли, в порыве чувств, рассказывает ей свою историю. Немного отдохните за просмотром роликов, а по их окончании обязательно запишитесь. Выходите из комнаты с обрывом, убивайте обезьян и подходите к колесу, на котором установлены масляные факелы возле каменных скульптур зверей.


Пришла пора разгадать одну из самых сложных и таинственных головоломок в игре. С помощью зажигалки Билли нужно поджечь факелы от самого слабого животного до самого сильного. Эта последовательность такова: самый слабый олень –> оленя загрыз волк –> волка убила копытом лошадь –> лошадь задрал лев –> льва укусила змея –> змею поймала птица. После поджигания факелов в такой последовательности железная решётка, преграждающая путь в коридор, поднимется. Входим в коридор и
открываем ближнюю к нам дверь. В помещении находим каменный барельеф и возвращаемся в комнату с фигурами зверей. Нам осталось исследовать всего одну дверь, которая находится возле комнаты с обрывом, в которой мы спасли Ребекку. Открываем её и спускаемся ещё глубже в подземелье. Нас вновь ждут пауки. Убейте этих волосатых чудищ! В подземном коридоре заходим в первую дверь и
убиваем саранчу. Берём с ящика красный ключ. Затем возвращаемся и бежим ко второй двери. Поднимаемся по металлической лестнице наверх и открываем только что найденным ключом железный шкаф.


Внутри лежит кейс, в котором находятся улучшения для пистолета. Код к наборному замку «385». Прокачайте один из пистолетов (лучше Билли, он помощней) и оставляйте Ребекку у пульта управления
решётками. Мистер Коэн пусть спускается в небольшой лабиринт. Нехитрыми манипуляциями с решётками вы легко подведёте Билли к кнопке на стене. Нажмите её, и последняя решётка откроется. А вместе с ней появятся Хантеры. Убейте этих монстров и заберите синий ключ с изображением воды.

Теперь бегите в ангар, где мы бились с Гигантской сороконожкой, и входите в маленькую комнату,
где мы нашли первую половинку белой статуэтки. Открывайте синюю дверь ключом с изображением воды и входите в темный коридор, полный противных пиявок.

В первом помещении убейте пиявочника и заберите рукоятку от тисков. Во втором вас будет ждать рояль.Поскольку у Ребекки плоховато с музыкой, и играть она более-менее научится лишь в первой части , сажайте за инструмент Билли. После исполнения незамысловатой мелодии часть стены откроется. Заводите мисс Чемберс в потайную комнату и забирайте из ниши в стене аккумулятор. Стена сразу закроется, заперев девушку в ловушке. Опять сажайте Билли за рояль и Ребекка будет свободна. Теперь бегите в следующий коридор и заходите в правую дверь. Это мастерская. Убейте всех зомби и с помощью рукоятки для тисков освободите второй каменный барельеф.

Всё, что вам осталось сделать, это вернуться в холл комплекса и через главную дверь выйти во двор. Установите аккумулятор в механизм лифта и он опустит с третьего этажа деревянный ящик, который нужно пододвинуть к столбу. Заберитесь на ящик и возьмите с колонны третий каменный барельеф.

Отлично! Теперь вы можете, наконец, покинуть это проклятое место (чтобы попасть в следующее). Опять бегите в ангар, где мы бились с Гигантской многоножкой. Как видите, там расплодилось много её детишек. Пришейте назойливых тварей и пройдите через дверь, возле которой стоят два рыцаря с мечами. Вы попадёте в небольшую обсерваторию.


Установите три каменных барельефа в приборную панель и … «вставьте диск 2».

Серия от Capcom, как и многие другие старые франчайзы, изобилует различными боссами. Практически к каждому нужен свой подход, и - не исключение.

Осторожно, спойлеры! В этой статье изложены способы победы над всеми боссами в игре, и это знание вполне может испортить впечатление от самостоятельного боя с ними. Рекомендуется прибегать к нашей помощи только в том случае, если у вас ну совсем никак не выходит превозмочь трудности.

Кратко о боссах Resident Evil 7

Перед тем, как рассмотреть каждого из особых противников в отдельности, стоит немного рассказать об общей концепции прохождения игры.

Resident Evil 7 условно можно разделить на эпизоды, пусть даже в самой игре нет никаких четких границ между этапами. Тем не менее, в каждом таком условном эпизоде имеется заключительный бой, привязанный к тому или иному противнику.

Всего в игре можно выделить 6 особенных боев, которые выделяются на фоне остальных своей сложностью. Далее все они будут разобраны более подробно. Еще раз предупреждаем о спойлерах!

Как победить Мию в Resident Evil 7

Начальный этап игры проходит в гостевом домике, в подвале которого главный герой находит свою возлюбленную - Мию Уинтерс. Однако уже через пять-десять минут он набрасывается на него с ножом.

Полюбовавшись на оскал одержимой Мии, дождитесь, пока она отбросит Итана к стене. Затем хватайте лежащий справа топор. Тут все довольно просто: нужно блокировать удар Мии, а затем сразу бить, причем можно даже без прицеливания.

После нескольких ударов по голове вновь запустится кат-сцена, и главный герой зарубит свою девушку топором. Та упадет, но уже через несколько мгновений бесследно пропадет, а Итану останется только подняться на чердак, чтобы выбраться из дома.

Обязательно прихватите пистолет и патроны в одной из комнат, но не тратьте их на то, чтобы сломать ящики: в них ничего нет. Затем начните подниматься по лестнице, а затем сразу давайте заднюю, ведь вам навстречу начнет вылезать Мия, вооруженная бензопилой.

Топор в этом случае не очень поможет, так что лучше всего воспользоваться пистолетом. Старайтесь стрелять в голову, и уже через 7-8 попаданий та потеряет сознание.

Как победить Папочку Джека в гараже

Глава семейства Бейкер станет вторым боссом в Resident Evil 7, и с ним будет связано сразу три довольно напряженных сражения, первое из которых пройдет в гараже. Туда главный герой спустится, чтобы встретить помощника шерифа.

Увы, но Джек тоже решит поприветствовать гостя, превратив его голову в кровавое месиво. После этого и начинается бой.

Сразу хватайте пистолет полицейского, он лежит рядом с его телом. Затем можете немного пострелять в Джека, чтобы убедиться в том, что он вовсе не человек. Но не тяните: ваша задача заключается в том, чтобы найти ключи от машины. Они лежат возле одной из стен.

Заполучив заветные ключики, аккуратно ответите Джека куда-нибудь подальше от машины, а затем быстро бегите к ней. Забирайтесь в кабину и наслаждайтесь очередной жестокой кат-сценой.

Разумеется, Джек вновь оживет и направится прямо к вам сразу после того, как машины загорится. Вот сейчас и пригодится пистолет.

Цельтесь в голову и держитесь на безопасном расстоянии от оппонента. После того, как он свалится, воспользуйтесь лестницей, чтобы покинуть гараж.

Как победить Папочку Джека в подвале

Второй бой с Джеком Бейкером будет проходить в подвале, где глава семейства разделывал трупы тех, кого не удалось обратить на свою сторону. Пространство тут довольно сильно ограничено, так что действовать нужно быстро, не забиваясь в угол от страха (поначалу это будет сложно!).

Стреляйте в голову Джека из пистолета или, если еще остались патроны, из дробовика. Если тот подошел слишком близко, быстро отбегайте в противоположную часть «арены» или по возможности пинайте в него висящие мешки с трупами.

После получения обширного отравления тяжелыми металлами Папочка подойдет к освещенному трупу возле стены и достанет из него угрожающего размера секач. Сразу же прекращайте стрельбу: патроны вам уже не понадобятся, так как теперь вы можете воспользоваться бензопилой возле все того же тела у стены.

После получения определенного количества урона Джек будет приседать на одно колено, а верхняя часть его тела начнет регенерировать.

В эти моменты нужно атаковать его без всяких пауз, чтобы нанести как можно больший ущерб и не дать поврежденным частям тела возможность восстановиться. Через некоторое время торс лопнет и окатит вас противной слизью, но вы этого не заметите: так сильно вас обрадует победа над этим гадом!

Как победить Маргариту в оранжерее

Кажется, что после того, как Итан уже два раза успел разделаться с Джеком, мамочка не должна составить больших проблем. Отчасти так оно и есть, но только в том случае, если вы не тратили понапрасну патроны и по возможности пробегали опасные места.

В зависимости от боезапаса, бой с Маргаритой будет либо очень легким, либо очень сложным. Так или иначе, он будет разделен на две фазы.

Сначала Маргарита будет пытаться устраивать для вас ловушки, поджидая в дырах наверху. В этот момент у вас может возникнуть обманчивое чувство безопасности, ведь вы можете отстреливаться, удерживая оборону в одной из частей оранжереи.

На самом деле это ловушка: через некоторое время Маргарита начнет насылать на вас рой насекомых, разобраться с которым будет не так-то просто, если у вас мало топлива в горелке.

Поэтому сразу же старайтесь вести себя агрессивно: если Маргарита засела в засаде, то стреляйте в голову, чтобы выманить ее, и в такие моменты стреляйте в мерзкий улей у нее между ног.

Если будете достаточно напористы, то Маргарита ни разу не воспользуется своими маленькими друзьями, а в определенный момент улей окажется испорчен, и тогда Мамочка впадет в ярость и будет гоняться за вами на четвереньках!

Это и есть вторая фаза, и она тоже довольно сложная, ведь босс станет двигаться быстрее и чаще атаковать. Нужно вовремя ретироваться и делать меткие выстрелы в голову. Когда Маргарита подползает слишком близко, стреляйте из дробовика - так вы оптимизируете расход патронов.

Как победить монстра-толстяка в сарае

Конечно, вы наверняка ждали боя с Лукасом Бейкером, который к этому момент уже жутко надоел своими «приколами», но вместо него биться придется со здоровенным жирным монстром.

Босс не очень сложный, но может вызвать проблемы, если не знать тактики. После того, как эта черная скользкая туша вываливается из импровизированного лифта, бегите к лестнице, там босса «встречать» удобнее всего.

Атакуйте его, когда тот начинает подниматься к вам по лестнице. Он может попытаться окатить вас жгучей блевотой, но в таком случае просто отходите назад, и тогда будете недоступны для этой атаки.

Когда толстяк поднялся, ловко прошмыгните прямо перед его носом и спуститесь вниз.

Так вы вновь получите тактическое преимущества, а жирному ничего не останется, кроме как вяло следовать за вами. Скорее всего, на этом этапе вы его и прикончите. Если же выйдет иначе, просто повторите забег по лестнице и спуск с нее.

Как победить Джека Бейкера у причала

Соскучились по Папочке? И он тоже по соскучился по вам. В прошлый раз вы его довольно сильно травмировали, так что на регенерацию ушло много времени. Затем теперь Джек Бейкера ну просто не узнать!

Он стал гораздо больше и сильнее, а арена для боя с ним расширилась и получила дополнительный нижний уровень.

Тактика боя с монстром-Джеком тоже изменилась, и очень напоминает излюбленную забаву Capcom - «стрельбу по пупырышкам». Чтобы победить, нужно стрелять по глазам, которые расположены в самых разных частях тела босса.

Большую часть глаз можно уничтожить на первом уровне, только старайтесь смотреть под ноги, чтобы не свалиться. При этом краем глаза всегда следите за Джеком: когда он начинает замахиваться, тут же меняйте курс и отбегайте в противоположную сторону, иначе придется тратить «аптечки».

Некоторые глаза спрятаны в довольно труднодоступных местах, и до них проще добраться, стреляя снизу вверх. Прыгайте вниз и внимательно следите за движениями оппонента. Как только появляется возможность выстрелить в глаз, сразу делайте это.

Когда у монстра не останется запасных глаз, начнется кат-сцена, и тогда он начнет крушить арену, а затем откроет последний глаз. Нужно прострелить и его, а затем Итан вколет Джеку одну из двух имеющихся под рукой инъекций с сывороткой, и тот рассыпется на множество кусочков. Джек мертв, теперь уже с концами. Победа!

Как победить Эвелину в Resident Evil 7

Это последний босс в игре, но, несмотря на это, победить его проще, чем предыдущего. Сначала вам нужно добраться до девочки. Она будет мешать вам, создавая опасные для здоровья звуковые волны. Блокируйте их, как блокируете все остальные атаки, и постепенно подбирайтесь ближе к своей цели.

Когда Итан окажется совсем близко, он схватит Эвелину и вколет ей сыворотку, и тогда девочка покажет свое истинное лицо. На самом деле она уже постарела и сопровождала главного героя с самого начала игры в образе старой бабки.

Но на этом проблемы только начинаются, ведь Эвелину натурально «разбарабанит» до необъятных размеров, и тогда придется использовать самое убойное оружие, чтобы победить. Надеюсь, что у вас припасено что-нибудь на такой случай, ведь спрятаться или увернуться от Эвелины будет крайне трудно.

После того, как вы нанесете достаточный урон, действие переходит во двор, и там Эвелина отбросит Итана на землю. Придется отстреливаться из имеющегося оружия, при этом игра снова не даст возможности пошевелиться и укрыться от атаки.

Через несколько мгновений, когда вы обреченно начнете перезаряжаться, рядом с вами упадет ящик с пистолетом, а сверху вам прокричат, чтобы вы им воспользовались. Делайте это!

Сделав три выстрела из чрезвычайно мощного пистолета, названного в честь небезызвестного Альберта Вескера, полюбуйтесь на смерть Эвелины, а затем выдохните: Resident Evil 7 пройдена.

Кого же нам так долго в ней не хватало? Разумеется, классической первой части, с которой для большинства любителей сериала и начался тернистый путь в мир хоррора…

По традиции, прохождение будет непосредственно касаться только ключевых моментов игры, все бонусы и секреты описываться не будут, дабы не убивать интерес на корню.

Итак, поехали!

Прохождение

После динамичного ролика мы оказываемся в холле таинственного особняка и идем на поиски Барри. В коридоре находим первого зомбака, который лакомится членом команды «Браво» - Кеннетом.

Убивать упыря не обязательно. Возвращаемся в холл. Джил и Вескер куда-то испарились. Поднимаем с пола пистолет Джил.

Поднимайтесь на второй этаж. В левом крыле на ярусе над столовой сбросьте в проём каменную статую.

С её осколков поднимите синий кристалл на первом этаже в обеденной комнате.

Теперь возвращайтесь в левое крыло второго этажа. Оттуда вы попадете в коридор с лестницей на первый этаж. Раскидайте зомбаков и спускайтесь вниз. Первая дверь ведет в комнату отдыха, где произойдет встреча Криса с Ребеккой - медиком из команды «Браво».

С кушетки подберите первый ключ от особняка с изображением меча, и выходите из помещения. Двигаясь по коридорам, вы достигните комнаты со статуей льва. Установите в глаз синий кристалл, скульптура повернется, и вы найдете эмблему ветра.

Теперь идите в правое крыло первого этажа. Длинные коридоры закончатся развилкой - слева будет картинная галерея, справа выход на улицу. Идите в галерею.

Активируйте картины в следующей последовательности:

    Новорожденный (New Born).

    Дитя (Infant).

    Бойкий мальчик (lively Boy).

    Молодой человек (Young Man).

    Человек средних лет (Middle Aged Man).

    Усталый старик (Tried Old Man).

Затем активируйте картину на самой дальней стене. Она упадет, и за ней вы найдете эмблему звезды.

Выходите на улицу и установите обе эмблемы в выемки на медной плите.

Чтобы открыть проход в сад необходимо найти ещё две эмблемы.

Идите в комнату сохранений на первом этаже правого крыла. На полу лежит пакет химикатов. Растворите его в водяном насосе парниковой комнаты,

чтобы убить ожившее растение.

Здесь же вы найдете второй ключ от особняка, с изображением доспехов. Идите в рыцарскую комнату на втором этаже правого крыла.

Закройте двумя статуями решетки на полу и нажмите переключатель. Откроется камин, в котором лежит эмблема солнца. Установите её в медную плиту. Осталось найти последний элемент замка.

Идите в коридор, где зомби убил Кеннета в самом начале игры. Дальняя дверь справа ведет в комнату с роялем. Сдвиньте шкаф у стены, возьмите ноты и примените их к роялю.

После ролика с Ребеккой бегите в холл и возвращайтесь обратно. Девушка сыграет «Лунную сонату» Бетховена и в стене откроется тайный проход. Выньте из статуи золотую эмблему, а на её место установите деревянную, которую можно вынуть из камина в обеденной комнате. В свою очередь в камин установите золотую эмблему. От стены отъедут напольные часы. В тайнике вы обнаружите ключ особняка с изображением щита. Он ведет на чердак.

После нападения гигантской змеи можете в неё не стрелять. Подберите с пола последнюю эмблему и покидайте чердак.

Теперь вы можете пройти в сад. В сторожке пододвиньте лестницу к стене и возьмите с полки четырёхгранную рукоятку.

С помощью неё слейте воду из бассейна и двигайтесь в охотничий домик.

Прибыв в домик, первым делом сдвиньте статую к пролому в полу,

иначе щупальца будет постоянно вас душить, отнимая здоровье.

В номере «001» вы найдете красную книгу. В туалете слейте воду из ванны. На дне лежит ключ от контрольной комнаты.


Бегите в холл. Под ульем лежит ключ от номера «002».

В номере «002» раздвиньте по сторонам два шкафа и опускайтесь по лестнице вниз.

Океанариум с акулами разбит. Быстро следуйте к дальней двери и примените к ней ключ от контрольной комнаты. Активируйте переключатель, который сольет воду в помещениях.

Второй переключатель на стене открывает дверь в оружейку. Там вы найдете солидный боезапас и ключ от номера «003».

В номере «003» достаньте из книжного шкафа V-Report, а на его место установите красную книгу. Откроется секретный проход, ведущий в зал с гигантским растением.

После его уничтожения подберите в камине ключ с изображением шлема и возвращайтесь в особняк.

Откройте кабинет Спенсера (серая дверь) и включите ночник на столе. В шкафу лежит книга тьмы №1. В меню инвентаря поверните её ребром и нажмите «Х». Книга откроется - внутри спрятана медаль орла.

Теперь следуйте на второй этаж и открываете дальнюю комнату в правом крыле.

Вам предстоит схватка со змеёй. После её смерти прыгайте в пролом в полу. После нескольких коридоров вы попадете на кухню. Поднимайтесь на лифте на второй этаж и следуйте в кладовку. Подберите с полки аккумулятор.

Его необходимо установить в лифт в саду, а затем перекрыть слив воды из бассейна. Под водопадом будет спуск в подземелье.

Идите в первую дверь справа. После смерти Энрико вы найдете на земле шестигранную рукоятку. С помощью неё поверните фрагмент стены, чтобы получился проход вперёд.

Имейте ввиду, что в подземелье присутствует хитрая система замков в виде опор для огнеметов. Огнемет можно снять и дверь закроется. Если поставить обратно - откроется.

После бойни с гигантским пауком возьмите с бочки нож и разрежьте паутину, опутывающую дверь.

Впереди очередная выемка в стене для рукоятки.

Проверните фрагмент стены так, чтобы проём оказался слева от игрока. В открывшемся помещении вас ждет головоломка. Необходимо установить статую на выключатель на полу. Статуя стоит вплотную к стене. Чтобы её отодвинуть воспользуйтесь гнездом для рукоятки и выдвижным фрагментом стены.

В открывшемся тайнике вас ждет книга тьмы №2, а в ней медаль волка.

Поднимайтесь на лифте в сад к очередному бассейну.

Установите медали волка и орла в постаменты, и откроется тайный проход в подземную лабораторию.

В лаборатории спускайтесь на нижний уровень (В3) и идите в комнату контроля. Включите компьютер и введите:

    логин - JOHN

    пароль - ADA

    пароль №2 - MOLE

Откроются комнаты на уровнях В2 и В3.

Идите на уровень В2 в конференц-зал. Слева от проектора кнопка в стене. Нажмите её, и правая колонна отъедет в сторону, открывая тайник.

Там лежит ключ от энергоотсека.

Идите в генераторную. В машинном зале активируйте питание лифта.

Теперь поднимайтесь на лифте в лабораторию. После серии роликов и первой битвы с Тираном покидайте локацию.

Запустится аварийная система уничтожения комплекса. Бегите к аварийному эвакуационному выходу.

Когда достигните вертолетной площадки, запустите в воздух осветительную ракету.

Спасение близко, но и Тиран тут как тут. Стрелять в него бесполезно - нужно всё время убегать. Продержитесь полторы минуты, и Брэд скинет с вертолета ракетную установку. Один точный залп, и от монстра останутся рожки да ножки.

| Следующая страница >>

В особняке

После разговора с Вашими коллегами пройдите в столовую и дальше в следующую дверь. Сверните налево - там Вам предстоит впервые повстречаться с зомби. Не убивайте его и вернитесь в столовую, а затем пройдите в холл.

Там уже никого нет. Возьмите пистолет "Берета" с пола и пройдите в синие двойные двери. Пододвиньте лестницу к статуе и заберите карту первого этажа. Затем отодвиньте комод слева от двери (сама дверь еще заперта) и пройдите в проход за ним. Убейте зомби, лежащего на полу и возьмите красящую ленту в шкафу.

Теперь вернитесь туда, где встретили первого зомби (комната за столовой) и расправьтесь с ним. Затем обыщите труп члена stars - найдете 30 патронов. Теперь вернитесь в холл и, если необоходимо, сохраните игру. Затем поднимайтесь вверх по лестнице и сверните налево в двойные двери. вы окажетесь в столовой на втором этаже. Расправьтесь с зомби и пройдите в следующую дверь. Убейте трех зомби, спуститесь вниз и идите в комнату под лестницей.

Здесь Вам впервые предстоит встретится с Ребеккой. После видеосценки заберите 30 патронов из сундука, ключ меча с кушетки и, если необходимо, сохраните игру. Только Вы захотите выйти из комнаты, Ребекка спросит Вас, следовать ли ей за Вами? Если ответите "Да" - то Ребекка придет к Вам на помощь в борьбе с растением 42, но лучше ответить нет - каждый раз, когда Вы будете возвращатся в этот лазарет, она будет полностью восстанавливать Ваше здоровье. Выйдите из лазарета и идите дальше по коридору. Видите дверь справа? Зайдите в комнату, возьмите патронную обойму с кровати и подойдите к столу. Как только Вы попытаетесь взять Дневник Хранителя со стола - откроется дверь шкафа и на Вас нападет зомби. Убейте его, а затем обыщите шкаф - найдете патроны для дробовика.

В этой комнате теперь Вам делать нечего, вернитесь в коридор и идите в двери в его конце. Вы находитесь в коридоре за столовой (там, где Вы впервые встретились с зомби). Пройдите в столовую и снимите эмблему с камина, затем вернитесь в коридор за столовой и откройте красные двери в бар.

Сдвиньте вправо шкаф и возьмите листок с нотами, подойдите к пианино и используйте ноты.

Вот беда, Крис не знает ни одной ноты, на тут в бар входит Ребекка и говорит, что сможет помочь Крису, только ей нужно немного потренироваться. Верниесь в главный холл и запишитесь там.

Вернитесь в бар, Ребекка уже сможет сыграть мелодию. Как только она сыграет "Лунную сонату" откроется секретный проход. Пройдите туда и заберите золотую эмблему (стена закроется). Поставьте на ее место простую эмблему, которую Вы взяли над камином - стена вновь откроется и Вы сможете выйти.

Теперь вернитесь в столовую и повесьте на камин золотую эмблему - часы ударят несколько раз и сдвинутся влево, а за часами Вы обнаружите ключ щита. Вернитесь в холл и пройдите в синие двойные двери - теперь Вы сможете открыть дверь. Откройте ее, выбросите ключ меча и пройдите дальше.

Убейте двух сереберов в L - образном коридоре и сдвиньте второй комод (который можно двигать) - найдете петронную обойму. Пройдите в следующий коридор, по пути зайдите в ванную (дверь справа), спустите в ванной воду и заберите со дна маленький ключик. Выйдите из ванной и идите до конца коридора. Войдите в двойные двери, убейте зомби в коридоре и направляйтесь в картинную галерею - дверь в противополжной стороне, слева от входа.

В галерее Вам нужно "Щелкнуть в определенном порядке картины, чтобы заполучить ветрянный гребень. Картины нужно "щелкнуть" в следующем порядке:
1. Новорожденный.(New - Born)
2. Дитя.(Infant)
3. Бойкий мальчик.(Lively Boy)
4. Молодой человек.(Young Man)
5. Человек средних лет.(Middle Aged Man)
6. Усталый старик.(Tried Old Man)

Затем подойдите к последней картине и нажмите выключатель на ней. Картина упадет со стены и Вы получите звездный гребень. Вернитесь в коридор и пройдите в серую дверь. Убейте зомби и зайдите в лазарет под лестницей. Запишитесь там, если хотите и заберите химикаты.

Теперь направляйтесь обратно в западную часть дома в оранжерею (лучше не поднимайтесь по лестнице на второй этаж - там враги, а патронов у Вас маловато). В оранжерее подойдите к насосу и испольуйте химикаты - растение и погибнет. Теперь пройдите за фонтан - там Вы найдете еще один ключ.

Выйдите в коридор и пройдите в первую дверь (прямо), затем сверните в дверь налево (откройте ее ключом). В комнате возьмите патронную обойму, сломанный дробовик и патроны для дробовика в столе.

Теперь вновь направляйтесь в восточную часть дома и в конце следующего коридора за L - образным сверните в дверь налево (а не в двойные двери!). Пройдите в комнату и заберите со стола дробовик и повесьте на его место сломанный. Вернитесь к лазарету в восточной части дома (если хотите, можете зайти и запомнить игру) и поднимитесь на второй этаж. Расправьтесь с двумя зомби и идите влево до двери с правой стороны. Откройте ее ключом доспехов и пройдите вправо - попадете в спальню. Возьмите патроны для дробовика за правой кроватью, красную лекарственную траву (если нужно) и зажигалку со шкафа.

Выйдите из спальни и идите в левую дверь. Возьмите документы со стола, а теперь осмотрите коллекцию насекомых на стене в углу. Нажмите на самое большое насекомое - увидите как вода в аквариуме спустится. Сдвиньте вправо аквариум и сдвиньте вправо шкаф - за ним обнаружите секретную нишу. Возьмите там патроны для дробовика, в халате на вешалке (справа от двери) обнаружите красящую ленту.

Возвращайтесь в коридор и идите обратно мимо лестницы ко второй двери. Через нее вы попадете в V - образный коридор.

Пройдите в соседнюю дверь - Вы попали в малую библиотеку. Возьмите со стола книгу и пройдите в следующую дверь. Снова выйдите в V - образный коридор, расправьтесь с зомби и идите в железные двойные двери.

Поставьте статуи над отдушинами в полу и нажмите кнопку между ними - ящик у стены откроется и Вы получите солнечный гребень. Вернитесь обратно и идите дальше в дверь в конце коридора.

Вы оказались в холле на втором этаже, идите налево в дверь. За дверью на зеркале возьмите маленький ключ и вернитесь обратно - на террасу нам ходить незачем. пройдите в двойные двери напротив - Вы окажетесь в столовой на втором этаже.Пододвиньте статую к месту, где нет перил и сбросьте ее вниз - Вы услышите как она разобъется. Теперь пройдите в следующую дверь, затем спуститесь вниз и зайдите в лазарет. Запаситесь здоровьем и патронами - Вам предстоит встреча с боссом, возбмите с собой зажигалку и ключ щита.

Возвращайтесь в V - образный коридор и выйдите в первую дверь (направо). За углом осмотрите тело и пройдите в следующую дверь. Убейте зомби и поднимитесь по ступенькам. Откройте дверь ключом щита, спуститесь вниз, идите по коридору и попадете в малую столовую.

В столовой возьмите обойму со шкафа, затем зажгите свечи и очмотрите шкаф наискосок от входа. Сдвиньте шкаф в сторону и попадете в секретную комнату. Возьмите патроны для дробовика со шкафа и возвращайтесь в коридор. Поднимитесь по ступенькам и войдите в дверь с оружием наизготовку - Вам предстоит встреча с боссом.

Пройдите по чердаку... и неожиданно появится большая змея - это и есть первый босс. После того, как расправитесь со змеей (точнее она уберется восвояси) заберите лунный гребень (он находится рядом с дырой, из которй эта змея выползла) и уходите с чердака.

Как только Крис спустится по ступенькам он почувствует себя плохо (змея его отравила) и потеряет сознание...

Очнется он в лазарете, в западной части дома - Ребекка уже вылечила его, - значит Ваше здоровье в порядке. Теперь направляйтесь в столовую, где в осколках статуи отыщите синий драгоценный камень. Идите в комнату со статуей тигра и получите ветряный гребень.

Ну вот, Вы собрали все гребни. Прежде чем покинуть дом зайдите еще в одну комнату - в нее ведет дверь из главного холла (рядом с синими двойными дверями). Напротив входа на зеркале возьмите патронную обойму и пройдите налево. Убейте зомби за углом и возьмите патроны в тумбочке. Если Вам необходимо здоровье пройдите в следующую дверь и подлечитесь травой (не забудьте расстрелять зомби на полу).

За следующей дверью находится раздевалка, где вы можете переодеть своего персонажа,правда, если вы играете впервые Вам туда не попасть, Вам нужен special key. Теперь направляйтесь в восточную часть дома. В лазарете, если необходимо сохраните игру и бегите в крытый проход.

Измена мужа