Что значит царствие божие внутрь вас есть. Царствие небесное внутри нас

"Царствие Божие внутрь вас есть." Как понимать эти евангельские слова

Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царство Божие, отвечал им: не придет Царство Божие приметным образом и не скажут: «вот оно здесь», или «вот, там». Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть. Лк. 17:20-21  

Когда в очищенную покаянием душу снисходит Святой Дух, то в ней водворяется Царствие Божие, которое, по словам Господа, «внутрь вас есть» (Лк.17:21).

   Как пишет Иоанн Златоуст:

«Найди дверь внутренней горницы души твоей, и ты увидишь, что это дверь в Царство Небесное».

Божие Царство характеризуется особым, светлым, блаженным, радостным состоянием души человека, не зависит от внешних условий жизни или состояния тела и является даром благодати Божией.


   Про переживание святых, находящихся в Духе Святом, прп. Макарий Великий говорит так:

«Иногда бывают они обвеселены, как бы на царской вечере, и радуются радостью и веселием неизглаголанным. В иной час бывают, как невеста, Божественным покоем упокоеваемая в сообществе с Женихом своим. Иногда же, как бесплотные ангелы, находясь еще в теле, чувствуют в себе такую же легкость и окрыленность. Иногда же бывают как бы в упоении питием, возвеселяемые и упокоеваемые Духом в упоении Божественными духовными тайнами.

Но иногда как бы плачут и сетуют о роде человеческом и, молясь за целого Адама, проливают слезы и плачут, воспламеняемые духовною любовью к человечеству. Иногда такой радостью и любовью разжигает их Дух, что если бы можно было, вместили бы всякого человека в сердце своем, не отличая злого от доброго.

Иногда в смиренномудрии духа столько унижают себя перед всяким человеком, что почитают себя самыми последними и меньшими из всех.

Иногда душа упокоевается в некоем великом безмолвии, тишине и мире, пребывая в одном духовном удовольствии, в неизреченном упокоении и благоденствии. Иногда умудряется благодатию в уразумении чего-либо, в неизреченной мудрости, в ведении неиспытуемого Духа, чего невозможно рассказать языком и устами».

О таком же состоянии души, пребывающей в Духе Святом, говорит и современный нам подвижник - старец Силуан со Старого Афона:

«Когда Дух Святой исполнит всего человека сладостью любви Своей, тогда мир забыт совершенно и душа вся в неизреченной радости созерцает Бога; но когда душа снова вспомнит мир, тогда от любви Божией и жалости к человеку она плачет и молится за весь мир. Предавшись плачу и молитве за мир, порожденной любовью, душа от сладости Духа Святого снова может забыть мир и снова упокоевается в Боге; вспоминая же мир, опять в великой печали слезно молится, желая всем спасения».

Вот ощущения души, находящейся в Духе Святом. Эти ощущения и являются той особенностью, которая отличает пребывание души в Боге и в Его Царстве.
   Раскрытие в душе Царства Божия начинается еще здесь, на земле.


   Прп. Макарий Великий говорит об этом так:

«Душа еще ныне приемлет в себе Царство Христово, упокоевается и озаряется вечным светом. Воскресение умерших душ бывает еще ныне, а воскресение тел будет в оный день».


О том же пишет Симеон Новый Богослов:

«Корни Царства Небесного находятся здесь же, на земле. Поэтому если здесь еще, в настоящей жизни, не внидет в душу Христос и не воцарится в ней, то не оздоровеет она и нет ей надежды спасения: заключен для нее вход в Царство Небесное».

Очевидно, что глубина покаяния и смирения - непременное условие восхищения Царства Небесного, согласно словам Господа: «кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится» (Мф. 23:12).

   О путях к Царству Небесному так пишет епископ Михаил Таврический:

«Благодатная жизнь неба открывается для нас по мере свободного просветления души. Делать душу и тело свое чистыми и святыми, возводить окружающую нас природу к ее совершеннейшим формам, просвещать всю сферу данной нам конкретной жизни, животворить ближних тем дыханием, которое мы сами получили свыше, передавать им ту радость, ту благодать, которая открылась в нас, отдавать им свою жизнь, чтобы она возродилась и зацвела в них, - короче, подражать Христу, апостолам, святителям и мученикам - вот самый верный и надлежащий путь к Царству «не от мира сего».

Верующий в то Царство входит в самое внутреннейшее общение с окружающими его людьми, хотя часто и неведомо для них. Не помимо их он ищет того неба, к которому призван, а в них же и через них же. Он идет к тому миру через деятельное общение с ближними мира этого, будь оно в сфере мысли, дела или невидимой молитвы и любви.

То, что может казаться уединением христианина, - только видимость. Он ближе к своим ближним, чем сами ближние между собой и к самим себе. Он не мечтает, а реально живет. Он сквозь ближних же, в их собственной глубине, видит просветленный чудный мир того Царства вечной красоты, жизни и гармонии, который всегда обнимает их, но в который они никак войти не могут, если будут неудержимо скользить по блестящей поверхности этого мира в развертывающийся перед ними ряд грандиозных внешних перспектив, забывая, что «Царство Божие внутрь вас есть"».

К этому следует добавить, что старец Алексий М. запрещал своим духовным детям стремиться при жизни к сладостным духовным переживаниям или думать о наследовании после смерти райских блаженств.
   Он завещал при жизни на земле стремиться лишь к полноте подражания Христу в Его смирении и кротости, в полноте самозабвения в служении ближним («да будет вам слугою» - Мф. 20:26-27) и к соучастию в Христовых скорбях, когда они будут посланы христианину Господом (Кол. 1:24).

   Так же говорил и схимонах Зосима из Троице-Сергиевой Лавры:

«Кто желает Царства Небесного, тот богатства Божьего желает, а не Самого еще любит Бога».

Как пишет архимандрит (впоследствии Патриарх) Сергий:

«Человек, поступая в Царство Божие, поступает туда не для того, чтобы блаженствовать (если блаженство нужно и можно отделить от добродетели), а для того, чтобы быть святым. Высшее благо и добродетель - понятия между собой тождественные.

Сущность вечной жизни, а отсюда и цель ее состоит в нравственном совершенстве. Блаженство и святость праведников, с христианской точки зрения, таким образом, - понятия, неотделимые одно от другого. Таким образом, все дело спасения представляется в следующем виде: человек здесь, на земле, трудится, работает над собой, созидает в себе Царство Божие и чрез это теперь же начинает мало-помалу делаться причастником вечной жизни, насколько он имеет сил и способности для этого причастия.

После того, как злое начало будет окончательно изгнано, в век грядущий, человек наконец увидит Бога лицом к лицу, будет пользоваться вечной жизнью во всей ее бесконечной полноте.

Нравственное обновление человека, таким образом, существенно связано с вечным спасением: последнее - не особое какое-нибудь действие, не получение чего-нибудь нового, а только совершенное раскрытие, осуществление тех начал, которые заложены и развиты были человеком в настоящей жизни».

 Как пишет прп. Макарий Великий:

«Потусторонность вечной жизни только кажущаяся. Христианин еще здесь, на земле, должен считать себя гражданином небесным, еще здесь, на земле, должен начать вечную жизнь, чтобы, насколько возможно, здесь же предначать и вечное блаженство…

Следовательно, если спрашивать о существе вечной жизни со стороны душевного состояния человека, живущего ею, то сущность ее, источник присущего ей вечного блаженства будет заключаться в святости. Человек потому будет вечно блаженствовать, что он (человек) будет святым и в общении со Всесвятым Богом».

Итак, душа может и должна еще здесь приобщиться к вечной жизни. Для этого надо почувствовать вкус к ней и ревностно искать ее доступными нам путями, помня, что «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе» (Рим. 14:17).

 Как говорила одна святая:

«Безумие думать, что можно войти на небо, прежде чем войти в самого себя, чтобы себя познать, и не понять своего ничтожества и не почтить всю неизмеримость Божиих благодеяний и не переставать умолять о помощи и милосердии».

Понятия «Царство Божие», «Царство Христово» и «Царство Небесное» по существу тождественны с понятием вечной жизни.

   Это видно из нижеприведенных слов архимандрита (впоследствии Патриарха) Сергия:

«Вечная жизнь как состояние души человеческой не зависит от условий пространства и времени, не приурочена только к миру загробному, а зависит исключительно от нравственного развития человека и, следовательно, может начаться для избранных и в здешней жизни.

Получить вечную жизнь не значит перейти из одной области бытия в другую, а значит приобрести известное душевное расположение. Вечная жизнь, таким образом, не получается, а постоянно растет в человеке».

Поэтому и возможно молить Бога: «Да будет сердце мое доброю для Тебя землею, приемлющей в себя доброе семя, и благодать Твоя да оросит меня росою вечной жизни» (Ефрем Сирин).

Здесь следует оговориться, что понятие «вечность» отнюдь не следует отождествлять с понятием «бесконечность». Мы не можем иметь представлений о будущей загробной жизни: ее понятие для нас, как говорят философы, является трансцендентальным, т. е. малодоступным разуму. При ограниченности нашего лексикона мы заменяем это понятие «вечностью».

О недоступности для нашего разума понятия вечности и сущности загробной жизни так пишет о. Александр Ельчанинов:

«Почему Церковь молчит о загробном мире? Человек живет, мыслит и чувствует в условных формах пространства и времени. Вне этих форм мы не можем ни мыслить, ни говорить. Потустороннее живет иными формами. Если будем говорить о нем, мы будем говорить плотским языком. Вот откуда целомудренное молчание Церкви».

Поэтому следует иметь в виду, что вся терминология, относящаяся к потустороннему миру и к Царству Небесному, должна пониматься не буквально, а аллегорически-условно: это относится к таким терминам, как «вечность», «престолы», «огонь вечный» и т. д.

Из определения понятия «вечность» приводим мнение о ней схиархимандрита Софрония.

«Вечность - единый непротяженный, непостижимой полноты акт Божественного бытия, который, будучи надмирным, непротяженно объемлет все протяженности тварного мира.

Вечность по существу - Единый Бог.

Вечность не есть нечто отвлеченное или отдельно сущее, но Сам Бог в Своем бытии.

Когда человек по благоволению Божию получает дар благодати, то он как причастник Божественной жизни становится не только бессмертным в смысле бесконечного продолжения его жизни, но и безначальным, ибо та сфера Божественного бытия, куда он возведен, не имеет ни начала, ни конца…

Здесь мы имеем в виду не предсуществование души, но приобщение нашей тварной природы безначальной Божественной жизни в силу Обожения твари благодатным действием».

   

Итак, живя в теле на земле, христиане имеют возможность уже здесь приобщиться к жизни в вечности. Вот как пишет об этом Н.:

«В нашей земной жизни все мы, христиане, призываемся постоянно переключаться с потока времени (суеты и забот мирских) на поток вечности (жизнь в Боге и с Богом). Плывя одновременно в двух потоках, мы должны острее чувствовать всю опасность первого и всю необходимость и спасительность второго. Жизнь в потоке вечности - это не только преодоление времени с его изменчивостью, неустойчивостью и томлением духа, а и полнота духовного бытия».

Следует заметить, что наше психологическое ощущение времени совершенно не связано с математической точностью движения часовой стрелки.

Как пишет архиепископ Иоанн:

«То, что мы принадлежим не ко времени, а к вечности, это ясно видно из того, как изменяется, расширяется или суживается наше сознание времени. Время иногда «летит», как ангел по небу; иногда, как демон, падает в бездну; иногда оно ползет, как расслабленный, или лежит у купели, не видя ни Господа, ни даже человека, который ввел бы его в жизнь» (см. Ин. 5:2-9).

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) Проповеди Том III

ЦАРСТВО БОЖИЕ ВНУТРИ НАС

Знаю, что все вы верите в жизнь вечную, знаю, что стремитесь получить доступ в Царство Небесное, но не уверен в том, что правильно понимаете, что такое жизнь вечная и что такое Царство Небесное.
   Знаю, что есть немало людей, которые совершенно неверно представляют себе Царство Небесное. Их представление очень близко к примитивному представлению о нем мусульман: они думают, что Царство Небесное - это радостная жизнь в роскошных райских садах, где будут их услаждать своим пением, танцами и музыкой прекрасные молодые женщины, где будут они наслаждаться роскошными яствами.

А святой апостол Павел сказал: «Царство Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость о Святом Духе» (Римл. 14:17).
   Как видите, совсем не то, что представляют себе мусульмане и мало понимающие люди даже из среды христиан - не пища и питие, не наслаждение роскошными яствами, а совсем иное - праведность, мир и радость о Духе Святом.
   Когда однажды спросили Господа Иисуса Христа о Царствии Небесном, то Он сказал: «Не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: “Вот, оно здесь”, или “вот, там”. Ибо вот, Царствие Божие внутри вас» (Лк.17:20-21).

Слышали вы когда-нибудь, читали, вникали в эти удивительные слова? Знаете ли, что Царствие Небесное внутри вас?
   О жизни вечной, которая есть то же, что Царство Небесное, Господь Иисус Христос в Своей Первосвященнической молитве так говорит: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единого Истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин. 17:3).

Опять совсем не то, что представляют себе мусульмане, опять нечто весьма глубокое; опять слова огромной важности.

Бог близок к нам, когда имеем постоянное общение с Ним в молитве и делах любви. Много, очень много праведников было в мире, нет возможности говорить о всех, напомню вам о ближайших к нам праведниках земли русской: Серафиме Саровском, Сергии Радонежском, Антонии и Феодосии Печерских.
   Что же, неужели будем удивляться тому, что в сердцах этих великих праведников уже при жизни их началось Царство Небесное?
   Царство Небесное там, где живет Бог, а Бог Великий и Истинный жил, явным образом жил в сердцах этих великих праведников, ибо вся их жизнь была посвящена Богу, познанию Бога, любви к Богу, общению с Ним.
   Так что же странного, если поверим, по слову Христову, что в сердцах этих великих праведников уже во время их земной жизни началось Царство небесное? Их жизнь земная была совершенно непохожа на жизнь суетных мирских людей.

Всю жизнь свою они посвятили Богу, всю жизнь были в тесном общении с Ним. Дивно ли поэтому, если скажем, что в сердца их вселился Дух Святый, и были они храмами Божиими, и Дух Святой обитал в них?
   А так ли живут люди мира сего в своем огромном, подавляющем большинстве? Нет, нет, совсем не так: они не помышляют о Боге, они не стремятся к вечной жизни и не верят в нее; им нужды нет до Царства Небесного, ибо все мысли, стремления их, все желания направлены к одному только царству земному.

Не нужна им вечная жизнь, им нужно только как можно лучше устроить земную жизнь, и все их стремления, все мысли направлены только к этому.
   А те, которые целью жизни своей поставили приготовление себя к вечной жизни, приобретение высших достоинств, которые открывают им вход в Царство Небесное, эти составляют малое Христово стадо, по Его святому слову.

Но не только в сердцах великих святых открывается Царствие Божие уже при жизни их. И в сердцах рядовых христиан, идущих за Христом и возлюбивших Его, Царство Божие начинается уже теперь.
   Запомните очень важное слово апостола Иоанна Богослова о Духе Святом: «А что Он пребывает в нас, узнаем по духу, который Он дал нам» (1 Ин. 3 :24).

При каждой горячей молитве, при каждом добром деле ощущаем мы тихое веяние Святого Духа в сердце своем. Мы становимся мирными, тихими, кроткими, молчаливыми, перестаем осуждать и разглашать чужие грехи, и по этому благодатному изменению духа нашего узнаем, что Дух Святой пребывает в нас.
   Это начало Царства Божьего внутри нас подобно слабому рассвету дня, но по мере исполнения заповедей Христовых этот рассвет становится все ярче и ярче.

В сердцах великих святых уже воссияло солнце во всей своей силе, а у нас только рассвет... Но это то же Царство Божие внутри нас.
   Но не думайте, что это, подобное рассвету дня, начало Царства Небесного будет само собой развиваться и дальше в сердцах ваших. Нет, говорю вам, малое стадо! Поймите великие слова Господа Иисуса Христа: «Царство Божие силою берется, и употребляющие усилия восхищают его».
   Великой силой любви, напряжением в добрых делах надлежит нам неуклонно содействовать рассвету солнца правды в сердцах наших.
   Нужен большой труд очищения сердец наших от всякой греховной нечистоты, от страстей и похотей. И только тогда будет открываться все более и более явно внутри нас Царство Божие.

Если такой повседневный труд очищения сердец наших будет основной, важнейшей задачей жизни нашей, если повседневным нуждам тела будем только по необходимости уделять малое время, то тогда и самая смерть будет для нас не страшным, а глубоко радостным событием, ибо она будет непосредственным переходом в жизнь вечную.

Тогда при гласе трубы архангела и страшной молнии, которая сверкает от востока до запада, с великой радостью восклонимся мы, «ибо приблизилось избавление наше». Этой радости сподобит нас всех Солнце Правды Христос Бог наш, если пойдем чрез узкие врата, по тесному пути исполнения заповедей Его и страдания за Него.
   Аминь.
   30 мая 1954 г.
   Неделя о слепом

Павел Великанов о Царстве Христовом

Пришел к своим, и свои не приняли…

Если внимательно вчитаться в Евангелие и вдуматься во все слова Христа о Царствии Божием, становится очевидным: именно это учение стало роковым для Его земной жизни. Иудеи жаждали Царства, бредили Царем - но только не таким, каким оказался Христос. И Спаситель был к этому готов: в отличие от множества лжепророков и лжемессий, Его совершенно не волновал внешний эффект от Его проповеди. Он знал, что делал. И прекрасно понимал, какая цена - словам, и какая - делам. Достаточно вспомнить, как после слов о необходимости вкушения Его Тела и питья Его Крови как непреложном условии жизни с Богом многие отворачиваются от Него и уходят. И вот, вместо того чтобы, как сказали бы сегодня, «изменить тактику» и «внести коррективы» для большей эффективности проповеди - Христос поворачивается к Своим ближайшим ученикам: «А не хотите ли и вы - уйти?»…

Учение о Царстве Небесном - ключевое для всего евангельского повествования. С точки зрения иудеев, всё это не более чем какая-то абстракция, никак не связанная с жизненными реалиями . Поэтому Тот, Кто так дерзновенно смеет утверждать Свое Богосыновство - и тем самым превращать этот «непонятный вымысел» в Божественное Откровение - должен быть убит, и убит позорно, в назидание всем другим, чтобы никому не повадно было пытаться разрушить то, что - как считали ветхозаветные иудеи - веками сохраняло аутентичность и целостность еврейского народа. Уж кто другой, кроме иудеев, прекрасно понимал и помнил, что такое - Царство? Саул, Давид, Соломон - все они были вписаны в историю еврейского народа не только как святые и пророки, но и как строители того самого царства, по развалинам которого теперь и ходит этот новоявленный Пророк и рассказывает странные вещи о Небесном или Божием Царстве!

Христовы вопрошатели - евреи - люди очень конкретные в своем отношении ко всему, что касается важных для них областей жизни. Богатейший опыт выживания во враждебной среде научил их исключительному прагматизму, а сложные установления Моисеева Закона филигранно оттачивали из поколения в поколение эту способность к быстрому рассудочному реагированию. И когда читаешь, как они слушают слова Христа о Царстве, возникает ощущение, будто в воздухе буквально звенит этот непрекращающийся агрессивный фон вопросов: «А где это Царство, покажи его нам! Когда придет это Царство? А с чем его можно сравнить, как его пощупать, потрогать, увидеть? Не блеф ли всё это?… »

А Ответ - был у них перед глазами, ходил, разговаривал, исцелял больных… Только потом, уже после Воскресения, апостол Иоанн будет вспоминать с глубоким чувством искреннего изумления - как Его, Слово Жизни, Сына Бога, они могли видеть глазами, осязать руками, есть, пить вместе с Ним. Это с трудом вмещается в сознание даже Его ближайших учеников - видевших Его Воскресшим. Что же тогда говорить о тех, кто и смотрел-то на этого бродячего проповедника так, краем глаза, вскользь - много тут ходит всяких…

Вертикаль или горизонталь?

Когда мы говорим о Царстве Небесном, нас сразу сбивает с толку его «небесность», которая подсознательно воспринимается нами как что-то не вполне реальное, исключительно духовное или как минимум - неземное или загробное . Однако в евангельских текстах «Небо» - синоним имени Божия, и, соответственно, «Царство Небесное» не что иное, как Его, Бога, правление на Земле - и только. Но это такое живое и реальное присутствие Бога в человеческой жизни, что оно оказывается той самой жемчужиной, ради которой всё остальное с легкостью продается и забывается. Царство Небесное бесконечно далеко от состояния «душевного комфорта» или «карманного Бога в душе», которым так любят оправдывать свое практическое безбожие наши современники . Здесь Бог приходит к человеку именно как Царь, Господин - и это откровение невозможно ни перепутать, ни симитировать. Царь не бывает без своих подданных: точно так же и Царство Небесное появляется лишь там, где происходит встреча человека и Бога - встреча, результатом которой для этого человека становится новая жизнь.

Царство Небесное - не пища и питие, не власть и могущество, не довольство и богатство. Всё это - горизонтальная плоскость: и в любой точке этого пространства может появиться новая реальность - вертикаль, которая выстраивается только между Богом и человеком. Царство Божие уже здесь, среди вас - говорит Христос Своим ученикам: они изумленно озираются, смотрят по сторонам, не понимая, что надо лишь только увидеть самих себя рядом со Христом. Нечего искать это Царство ни во времени, ни в пространстве - оно постоянно рядом .

Но Христос - кроток и долготерпелив, Он не вламывается в душу как Властный Хозяин, а стоит у двери и лишь скромно постукивает в надежде, что те, кто за дверью, внутри, услышат и сами захотят пустить. Отсюда - такое обилие в Его речи образов и сравнений, помогающих понять Его учение о Царстве. И при этом - постоянный акцент: «Да, Я - Царь, но не того Царства, о котором вы все так мечтаете. Мое Царство - другое. Оно там, где не властолюбцы и гордецы, а кроткие и скромные; там, где нет пышности и религиозного лицемерия, а детская простота и искренность; там, где Бог - не мысленная фикция, а Живой, реально присутствующий в жизни Господь !» Насколько эти слова были трудны для слуха, представить несложно: достаточно посмотреть вокруг - кто сегодня виноват в наших бедах? Власть имущие? Воры и взяточники? Да какая разница - все равно взгляд скользит по накатанной веками дорожке, и задолго до Христа этот путь уже был проторен. Перефразируя Христовы слова о Царстве Божием, можно было бы сказать так: какого бы даже самого святого, безгрешного и исполненного всех добродетелей правителя ни поставь - сути наших проблем это не решит: ведь наш главный враг не где-то снаружи, он - внутри; точнее - мы и есть сами себе враги номер один .

С чего начинается Царство?

Царство Божие - Царство Небесное - наступает уже тогда, когда человек обретает своего Царя и Господа: и для христиан это вхождение в Царство непосредственно связано с рождением от воды и Духа в таинстве Крещения. Когда крещаемого священник спрашивает: «Веруешь ли ты Ему?» - готовящийся родиться в Новое Царство отвечает: «Верую, яко Царю и Богу!» Поэтому крещение - не просто некий «очистительный» ритуал, а высоко ответственный момент: принимая Христа своим Господом и Спасителем, погружаясь в Его смерть и восставая с Его Воскресением из вод купели, он произносит клятву верности своему Царю и Богу. Отныне человек уже не одинок: он - на службе, он - «при деле», он принадлежит не своим желаниям и похотениям, но работает своему Царю и Богу, тем самым проявляя Его Царство в этом мире. Но не только об этом молится каждый день христианин, когда просит в молитве Господней «да приидет Царствие Твое»: его молитва - не только о том, чтобы этих точек живого и действенного присутствия Бога в мире посредством Его верных подданных было всё больше и больше. Наша надежда и ожидание - увидеть тот миг, когда небесный свод свернется, звезды исчезнут, мертвые восстанут - закончится эта долгая, такая бесконечно долгая холодная ночь греха, и откроется новый День, Светлый день Христова Царствия.

Однако к этому дню надо готовиться уже сейчас. «Кто не увидел Христа здесь, в этой жизни, тот не увидит Его и там », - говорил прп. Варсонофий Оптинский.

«Царство Мое - не от мира сего», - говорит Христос. И Его последователи, христиане, с одной стороны, не имеют иного мира для жизни, кроме этого, по умолчанию враждебно настроенного ко Христу. Но с другой стороны, Царство, которым они и живут, - Христово Царство - не от мира сего. Это внутреннее напряжение - от неизбежности жизни в этом мире и невозможности жить по его, мирским, законам - в реальной жизни оказывается очень продуктивным: так рождается аскетика, наука о стратегии и тактике в духовной войне против греха и страстей. В этом глубинном внутреннем напряжении и вызревает христианин. Поэтому Царство Небесное - «нудится», берется с усилием, оно «пробивает себе дорогу» только руками самого человека, его личными трудами отвоевывает себе новые и новые территории на вражеской земле.

О чем тоскует наше сердце

Вход в Царство Небесное открывается Таинством Крещения, и каждый раз, благословляя это Царство на Божественной Литургии, верный Христу проходит серьезный тест на свою «профессиональную пригодность» к участию в этом Царстве. С одной стороны, это единство обращенных ко Христу человеческих лиц образует Церковь как Его Тело. С другой стороны, это таинственное многочастное и при этом единое Тело оказывается для конкретно каждого члена Церкви судом и свидетелем его соответствия, его со-настроенности тому Духу, Который и животворит это Тело, - Святому Духу.

И чтобы попасть в это Царство, не нужно куда-то ехать или мучительно долго ждать, когда же оно придет «в силе и славе»: ведь оно уже пришло, это Царство ходило по нашей земле - и по сей день ходит ногами тех, кто Его считает своим Царем, живущих по Евангелию, исполняющих то, что Он, Христос, ждет от Своих братьев и друзей. Оно всегда рядом: лишь бы оказался настроен приемник нашей души на эту частоту Небесного Царства. И когда это происходит, христианин становится живым свидетельством объективного существования этого Небесного Царства уже здесь и сейчас. Иван Ильин как-то заметил, что свет религиозности скрыть невозможно - он все равно пробьется и будет светить миру. Весь неисчислимый сонм христианских святых - это именно такие «светлячки», светочи Божией правды, но сила их не в какой-то собственной исключительности, а в том, что все они светились одним и тем же светом Христова Царства - пусть каждый по-своему. Но источник их света всегда был один - Христос.

Это живое присутствие Христа не только в церковной общине, но и в душе каждого христианина для апостола Павла было настолько очевидным и важным критерием, что он дерзнул утверждать: «Кто Духа Христова не имеет - тот и не Его, то есть не Христов!» (Рим 8:9). Сам Христос - и есть Царство Небесное, и когда Он говорит об этом Царстве в притчах, образах, примерах - Он всегда говорит о Себе Самом. Жизнь со Христом, жизнь по Христу, жизнь в Нем - это совсем не абстракция, а реальнейшая реальность для церковного человека .

Причем не на уровне чувств или ощущений: это состояние внутренней «синхронизации» с жизнью Христова Тела оказывается гораздо глубже любых психологических переживаний, оно выходит в сферу онтологическую, в область первооснов бытия. Поэтому то, что происходит в храме, Таинства, совершаемые руками священника - всё это резонирует не с какими-то внешними чувствами, но со стихиями земными и небесными: здесь ангелы не просто присутствуют, но сослужат иерею в страхе и трепете. И эта невидимая духовная мощь становится очевидной для чистых сердцем и открытых Богу душ. Здесь, в храме - Его территория, Его Царство - если только, конечно, храм наполнен верными Ему - а не предателями и дезертирами. И нет ничего удивительного в том, что однажды всего лишь переступив порог храма, человек оказывается до конца дней восхищен этой охватившей его внезапно со всех сторон новой реальностью - не нашей, а той, лучшей, заветной, желанной - по которой только и тоскует живое человеческое сердце.

Рай или Христос?

Христианин - это не тот, кто живет мечтой попасть в рай, а тот, кто живет Христом. Для верующего во Христа рай и открывается, и может закрыться уже в этой жизни. Поэтому для него каждый день, каждая минута этой, казалось бы, преходящей и поэтому мало что значащей жизни - на самом деле бесценны. А «механическое» помещение непреображенной Божественной благодатью души в место, где живут праведники и святые, качества жизни не изменит: от себя никуда не деться, и тот, кто носит в своем сердце ад самолюбия и страстей, сам убежит с презрением и злобой на этих «святош» и «лицемеров». Не став подданным Царства Божия здесь, на земле - слишком мало шансов попасть в него после смерти . Искать Христа, Его близости, Его ощутимого присутствия - причем не только в храме и таинствах, но и в ежедневных событиях жизни - не такая уж сложная задача, если слышать Его заповеди и стараться выполнять их. А заповедь в действительности одна: быть подражателями Христу, жить и вдохновляться Им, поступать, как Он поступал; думать, как Он думал, желать того, к чему Он стремился. Как это ни странно прозвучит, но об этом сегодня надо говорить во весь голос, снова и снова: христианство - Христоцентрично, а не «раецентрично», или, что еще хуже, «грехоцентрично». Для нас рай там, где Христос, а вовсе не наоборот. И Его Царство - как его ни назови - Божие или Небесное - уже здесь, на земле, с нами, среди нас. Если только сами мы - в своем сердце, в мыслях, словах и поступках - со Христом.

Просмотрено (2449) раз

ДЬЯКОН АЛЕКСАНДР РАСТВОРОВ

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Читая Евангелие, мы часто сталкиваемся с понятием «Царство Небесное», или «Царство Божие». Сам Спаситель неоднократно говорил о Царстве Небесном в беседах с учениками и народом.

Что же такое Царство Небесное? Вроде бы все знают. Это такое почти расхожее понятие. И во времена Христа люди тоже имели какое-то представление о нем.

Во первых, Царство Небесное – это предел наших устремлений, та вечность, в которую мы очень хотим перейти после смерти. Царство Небесное – это спасение человека, безопасное пристанище, вечная жизнь с Богом. Все это знают и для многих, к сожалению, знание это становится обыденным и никак не влияет на повседневную жизнь, на поступки.

Зачем же Христос говорил так часто о нем? Оказывается, человек входит в Царство Небесное не после смерти, человек приобщается к Царству Небесному уже во время своей земной жизни. Не только потому что заслуживает или не заслуживает его своими поступками, а потому что в определенной мере уже в земной жизни человек должен стать причастником будущих благ, носителем сверхъестественных благодатных даров.

Мы имеем прямую заповедь Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и все (остальное) приложится вам» . Поиск Царства Небесного – это не что иное как забота о святости. И даже вопросы повседневного выживания человека (что есть, во что одеться) должны отходить на второй план или решаться неразрывно с поиском этой правды и святости, о которых говорит Спаситель.

С самого начала Своей проповеди Спаситель говорит о покаянии в связи с Царством Небесным: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» . Христос открывает человеку великую истину «Царство Божие внутри вас есть».

Сегодня мы читали евангельское зачало от Матфея, где в виде притчи Господь Иисус Христос объяснял апостолам реалии Царства Небесного, говорил о тех качествах, которые должен стяжать человек, стремящийся к святости.

ЕВАНГЕЛИЕ ОТ МАТФЕЯ, 18, 23-35

Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что́ должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, ка́к и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Та́к и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

Непосредственно перед тем, как Христос рассказал притчу о государе и его рабе, апостол Петр спрашивал Его, сколько раз необходимо прощать брата своего, который согрешил перед тобой. Хватит ли семи раз, подразумевая, что дальше наверное можно дать место гневу и справедливости.

Христос призвал Петра к совершенству, сказав, что прощать надо «семь раз по семьдесят» раз. Он заповедует постоянно прощать – бессчетное количество раз.

И мы понимаем, что этого требует не земной закон человеческой справедливости, а небесный закон в Царстве Божием, который действует в сердцах святых, просвещенных благодатью Божией.

Содержание притчи нам хорошо знакомо. В ней говорится о том, что некий человек был должен государю десять тысяч талантов, т. е. огромную по тем временам сумму, отдать которую не было никакой возможности. Он молил государя, и тот простил ему долг. Сам же, освободившись от огромного долга, нашел одного из своих товарищей и потребовал с него незначительный долг (100 динариев), затем посадил товарища в темницу. За это негодный раб был наказан государем.

Под государем мы можем подразумевать Бога; под рабом, призванным государем к ответу, любого из нас. И единственное, чем мы можем оплатить бесчисленные благодеяния Божия по отношению к нам, – это молитва и готовность от всего сердца прощать прегрешения других людей по отношению к нам.

В притче под суммой в сто динариев изображены бесчисленные возможные согрешения людей перед нами. Но даже все прегрешения или кажущиеся несправедливости близких пред нами – это лишь сто динариев по сравнению с тем долгом, который мы имеем перед Богом, по сравнению с десятью тысячами талантов.

Христос учит нас, что готовность прощать является неотъемлемым качеством человека, стяжавшего Царство Небесное, признаком его святости.

Достигается же это не просто желанием и незначительным волевым усилием. Захотел – и начал с сегодняшнего дня всем все прощать и не волноваться по поводу своих обидчиков.

Мы знаем, исходя из своего жизненного опыта, что это тяжелый труд, связанный с преображением сердца, приобретением чистоты сердечной, постоянным понуждением себя, терпением. Ведь прощать нужно не формально, а от сердца, как заповедует Господь. Это трудный подвиг, но не невозможный, потому что нет ничего невозможного для человека, прибегающего к помощи Божией, уповающего на Бога.

Другого пути у нас нет. Мы каждый день по несколько раз произносим молитву «Отче наш» – единственную молитву, которую Господь дал Своим ученикам. Не будем же механически произносить слова «и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» без того чтобы следовать им на самом деле. Тогда мы сможем стать причастниками того Царства Божия, о пришествии которого просим в молитве Господней. Аминь.

"Да приидет Царствие Твое!”

Человек, читая Евангелие, не может не обратить внимания на то, что оно очень часто говорит о Царстве Божием. Раскрытию природы, свойств и назначения Царства Божия посвящены многие беседы и притчи Иисуса Христа. И это настолько было очевидно современникам, что всю Его учительскую деятельность они назвали проповедью "Евангелия Царствия” (Мат. 4:23).

Но что следует понимать под эти именем? Обозначает ли оно будущую загробную жизнь, которая наступит после воскресения мертвых; или, может быть, - нынешнее духовное состояние человека, его настроенность и общение с Богом; или - общество, построенное на евангельских принципах; или - всемирное тысячелетнее царство, управляемое святыми, о котором говорит книга Откровения (От. 20:4)?

Само наименование “Царствие " предполагает довольно большую и сложную общественную структуру - государство, империю. Теперь задумаемся: если всё существующее ведет свое начало от Бога, ибо не существует ничего такого, что не было бы создано Им, то Царство Божие, в принципе и по заданию - это весь Божий мир, вся необъятная вселенная, включающая в себя всё видимое и невидимое! Так, думается, должно бы быть.

Но в таком случает, зная, что Бог бесконечно благ и справедлив, откуда возникает весь этот разлад, катастрофы и разрушения, откуда все то зло: преступления, насилия и несправедливости, болезни и смерть, - которые наблюдаются повсюду? Почему то, что должно быть, не совпадает с тем, что на самом деле есть?

От греха и непослушания Богу, - учит Священное Писание, от сознательного противления Ему.

Именно в даре свободы, которым Творец одарил нас, людей (и ангелов), заключается возможность нарушать Его волю и законы и вносить дисгармонию в ту красоту и порядок, которые должны были бы всюду существовать. Свобода воли - это, как огонь, который дикарь может употребить или для приготовления себе пищи и отопления в холодную погоду, или - для сожжения леса, в пламене которого он может сам погибнуть.

В принципе Бог мог бы “запрограммировать” нас, чтобы мы делали только “добро,” чтобы не могли бы вредить себе и другим, а совершали бы только предначертанные для нас действия, например, - ели, спали, размножались... Но в таком случае мы не были бы свободно-нравственными существами, а лишь роботами или животными, движимыми инстинктами природы. Мы оказались бы не только духовно-неполноценными, но и лишенными возможности того блаженства, которое происходит от творчества и вдохновения, от духовного роста и совершенствования, от сознательного творения добра и дел любви. Хотя таких существ, не наделенных нравственной свободой, живущих лишь по физическим законам, Бог создал великое множество, но они были лишь подготовительной ступенью к созданию человека, ради которого Бог и создал наш физический мир.

Господу по Его непостижимой любви было угодно сделать нас не слепо-послушными “механизмами,” а свободными “детьми," которые бы сознательно любили Его и стремились к Нему, как к своему первообразу и идеалу. Бог наделил человека большими духовными способностями, поселил его в раю сладости, подчинил ему всю тварь, дал ему дерево жизни для того, чтобы он, живя всегда здоровым и совершенствуясь, радовался жизни. Какая честь и милость! И как благодарны должны были быть Ему люди, поселенные в Эдеме!

Но, как мы знаем, произошла трагедия: “научившись добывать огонь, дикарь сжег лес!” - К счастью, не весь и не навсегда!

Здесь не будем пересказывать всех подробностей духовной катастрофы человечества, описанной в 3-й главе книги Бытия. Важно помнить, что в результате той трагедии все люди рождаются с нравственно поврежденной природой, с предрасположенностью грешить. Первородный грех - это как биологическое повреждение клетки, которое от родителей передается к детям.

Трагедия человечества заключается в том, что люди одними своими добрыми намерениями и усилиями не в состоянии излечиться от нравственной порчи, корни которой слишком глубоко уходят в нашу духовно-физическую сущность.

Милостью Божией ни наша земля, ни ад - это темное царство зла, которое создали себе демоны, - не распространились по всему Царству Божию. Они скорее отдельные “острова," "карантинные изоляторы,” или темные пятна - на фоне необъятно великого Царства Света и Добра. Повсюду, в особенности в ангельском мире, царят жизнь, мир и гармония. Все радуются в животворящем свете Творца, все благодарят Его за бесконечную благость.

Лишь в нашем обществе, отпавшем от Творца, слышатся стоны, ропот и проклятия. Люди обманывают и обижают друг друга, “человек человеку стал волком.” По временам кажется, что духовная тьма совсем поглотит наш мир и сделает его кромешным адом.

Но это не случится! Мы знаем, и нам обещано Спасителем, что зло попускается только до поры до времени. Сын Божий, второй раз придя в наш мир, воскресит всех людей. Тогда все те, которые сознательно творили зло, все насильники и злодеи, все те, которые ненавидели свет и радовались злу, вместе с демонами будут ввержены в геенну огненную. Тогда произойдет полное обновление мира. Все те, которые жили по Евангелию, любили добро, искали истину, невинно страдали, тяготились ложью и насилием, будут “спасены,” т.е. воссоединятся с остальным Царством Божиим. То будет радость, которую нельзя описать.

"И увидел я новое небо и новую землю, - пишет апостол Иоанн в книге Откровения, - ибо прежнее небо и прежняя земля миновали... И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло... Храма же я не видел там, ибо Господь Бог Вседержитель - храм его... И город [Новый Иерусалим] не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его - Агнец [Сын Божий]. Спасенные народы будут ходить во свете его, и цари земные принесут в него славу и честь свою. Ворота его не будут запираться днем; а ночи там не будет. И принесут в него славу и честь народов... И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, древо жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья дерева - для исцеления народов... И узрят лице Его, и имя Его будет на челах их. И ночи не будет там, и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном, ибо Господь Бог освещает их” (из книги От. 21-22 главы).

Природа того мира настолько отлична от нашего физического мира, что у автора не хватает слов, чтобы описать его. Одно ясно, что это прекраснейший мир. Одно сознание осужденного грешника, что он никогда не сможет попасть в него, думается, будет его тягчайшей мукой.

Вот почему Евангелие с такой настойчивостью всех призывает прилагать все усилия, жертвовать всем, включая своей временной жизнью, чтобы попасть в Царство Божие. Ведь оно - наше подлинное отечество, а этот мир в своем нынешнем состоянии - чужд Богу и потому должен быть чуждым и нам.

Значение покаяния

Когда Сын Божий, Господь наш Иисус Христос, пришел в мир, то Он застал Его в самом плачевном состоянии. "Мир весь во зле лежит” (1 Ин. 5:19). Зло в форме духовного невежества и грубости нравов, в бесправия слабых, наглой распущенности богачей, насилия и пошлости, скотского отупения толпы, разнузданной оргии низменных страстей - было всеобщим явлением и воспринималось, как нормальное. Поэтому духовное возрождение людей: просвещение их умов и исправление нравов стало основным делом Спасителя.

"Люди, изнывающие под бременем неправды и беззакония, - как бы так говорит Иисус Христос. - Та жизнь, которую вы создали себе, не может дать желанного счастья. Если хотите обрести его, то - покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное."

"Покайтесь" - вот первый Евангельский призыв. Возможность получения Царства Божия обусловливается прежде всего покаянием. Русское слово “покайтесь” недостаточно передает изначальную мысль. В подлиннике “покайтесь” - “метанои тэ” значит: измените ваш образ мышления, ваше отношение к жизни, всю градацию ваших ценностей.

Сам призыв к покаянию предполагает, что на земле возможна и осуществима жизнь иная, чем та, которую ведут люди и под бременем которой сами стонут. Заблуждение, себялюбие, злоба и беспорядочный поток низменных инстинктов - не представляют собою нерасторжимых цепей. Наряду с ними в человеке, хотя бы в скрытом, потенциальном виде, находятся лучшие, благородные и святые желания: любовь к истине, чувства сострадания и братства, смутное тяготение к праведности. Если их не утерять, а дать им раскрыться, они озарят внутренний мир человека небесным светом; жизнь станет неузнаваема: вместо пороков и постыдных страстей, в сердце человека воцарятся мир, праведность и любовь.

Процесс внутреннего обновления очень индивидуален. Он может наступить в человеке или мгновенно, или постепенно. Всё зависит от той искренности и усилия воли, с которым он обращается ко Христу. Только такие люди, которые есть ныне в наличности, не пригодны для Царства Божия: им надо измениться самым радикальным образом, осуществить коренную переоценку своих мыслей, желаний, стремлений и начать новую жизнь - словом: полностью проникнуться духом учения Христова и стараться подражать Ему.

Но и одного искреннего желания недостаточно: продолжительная нравственная болезнь подкосила наши духовные силы, сама воля к добру стала шаткой и тусклой. Для коренного изменения жизни, для полного ее поворота в сторону Царствия Божия необходим приток свежих духовных сил. Нужно как бы снова родиться: "Если кто не родится свыше, не может увидеть Царства Божия” (Ин. 3:1-3). Это рождение к духовной жизни совершается Духом Святым, а проводником Его силы является вода Крещения.

Значение Благодати

Благодать Божия - это первичный источник всех духовных сил и способностей. Она - как солнце, дающее свет и жизнь всему нашему миру.

Отпав от Бога через грех, люди лишились Его живительной силы, и потому духовно умерли. Целью пришествия Христова является вернуть нам утраченное общение с Богом, а с ним - утраченную жизнь. Вот почему обращение ко Христу уподобляется воскресению из мертвых: "Наступает время и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия [Евангельскую проповедь] и, услышав, оживут,” - говорил Спаситель (Ин. 5:25).

Проникая в сердце грешника, благодать Божия первым делом обнаруживает перед его сознанием все убожество и поврежденность его души. Внезапно он, как от сна пробужденный, начинает сознавать всю трагичность своего состояния, начинает страшиться за свою вечную участь и заботиться о том, как бы избавиться от беды и спастись. Прежде он был слеп по отношению к своему спасению, нечувствен и беспечен; теперь и видит, и чувствует, и заботится. Но это еще не изменение, а только возможность изменения и призвание к тому. Благодать как бы стучится в сердце грешника и говорит ему: “Видишь, куда зашел, смотри же, прими меры к спасению.” Пробудится ли он и воспользуется этим внушением - благо ему; не воспользуется - будет оставлен и снова погрузится в свой тяжелый сон.

Общая черта покаянных чувств под действием благодати Божией есть недовольство собой и искание чего-то высшего. Человек становится неудовлетворенным ничем, что окружает его, ни своими преимуществами, ни тем, чем обладает, хотя бы он был очень богат.

Слова "Если кто не родиться от воды и Духа...” (Иоан. 3:5) говорят о благодатном возрождении человека в воде Крещения и о приобщении к благодати Святого Духа в Миропомазании. Другие духовные средства, данные нам Спасителем, в особенности таинства Исповеди и Причащения, имеют целью закрепить и усилить в нас духовные силы. Этому же помогают наши домашние и церковные молитвы, христианские подвиги и добрые дела. Особое внимание надо обратить на сердечную молитву, которая привлекает к нам благодать Божию и делает нас храмом Духа Святого.

Благодать помогает человеку видеть убожество и ничтожество всего земного и согревает сердце пламенной любовью к Богу. Постепенно в сознании человека общение с Богом становится его главным богатством.

Отличительной чертой того, что в душе человека начинает вселяться Царство Божие - это то усердие и энтузиазм, с которым он воспринимает все духовное. "Огонь пришел Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся,” - говорил Спаситель (Лк. 12:49). Как во время пожара пламя охватывает все здание, так и огонь духовного горения должен захватить все существо христианина - его мысли, интересы, чувства, желания, всю его деятельность. Но есть опасность потерять общение с Богом. "Духа не угашать” (1 Фес. 5:19), "в усердии не ослабевайте, духом пламенейте,” - предупреждает апостол Павел (Рим. 12:11).

Как начало благого расположения полагается в нас особым внушением Божиим, так им же подается нам и помощь к совершению добродетелей. От нас же зависит с большей или меньшей готовностью покоряться внушению Божию и принимать Его помощь. Мы заслуживаем награду или наказание, судя по тому, ленимся ли или с благоговейной покорностью стараемся жить сообразно с волей Божией.

Процесс духовного обновления происходит глубоко в человеке, потому и сказано, что "не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие - внутри вас" (Лк. 17:20-21). К закреплению внутри себя этого Царства должны быть направлены все наши усилия: "Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, - говорит Спаситель, - и остальное все приложится вам” (Мт. 6:33). Он не говорит: “Ищите только Царства Божия и правды,” а "ищите прежде всего ," т.е. заботы о Царстве Божием, стремления к правде в жизни должны быть первенствующими в нашем сознании.

Враг нашего спасения только то и делает, что старается отвлечь нас от главного, подсовывая нам всякие “срочные” и “важные” дела. Предостерегая нас от нового порабощения материальным, Господь убеждает: "Не заботьтесь и не говорите, что нам есть? или пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники” (Мт. 6:31-32). Только люди с непробужденным нравственным чувством удовлетворяются материальными благами. Для сынов Царства Божия внешний мир со всеми его благами может быть лишь средством к достижению главной цели, лежащей вне его.

Кого привлекает Царство?

Как уже было сказано, в данных условиях Царство Божие осуществляется не столько во внешних социальных улучшениях, сколько в тех внутренних благотворных изменениях, которые оно производит в людях. Царство Божие особенно близко тем, которых гнетет этот пошлый и жестокий мир, которые томятся собственными грехами и недостатками, которые задыхаются в атмосфере окружающей их лжи и неправды, которые жаждут торжества добра и правды.

Проникнется ли жаждой духовного обновления тот или другой человек - Царство Божие наступит для него. Проникнется ли этой жаждой тот или другой народ - и Царство Божие наступит для данного народа. Для тех же, кто доволен собой, кто счастлив существующим строем, кому смешно и непонятно стремление к идеальному, кого не волнуют существующие ложь и беззакония, кто презирает чистоту и бескорыстие, кто мечтает разбогатеть и гонится за мирским счастьем и физическими удовольствиями - тому Царство Божие странное и ненужное учение.

Царству Божию не суждено восторжествовать в этом мире. Оно - "тесные врата, и узкий путь,” которые не многие находят. Оно не завершенное, а лишь строящееся "здание.” Но при всем этом оно вполне реальное явление, осуществляющееся в мире со дня пришествия на землю Спасителя. Оно постоянно растет и распространяется, привлекая и как бы втягивая в себя духовно чутких людей из всех слоев общества, всех национальностей и всех уровней развития. Оно - организация (объединение) личностей, мыслей, сил, писаний, внешних преобразований и явлений, направляемая Богом и совершенствуемая Его невидимой благодатной силой. Царство Божие - это новая, праведная жизнь, строящаяся на вере в Спасителя и на принятии Его учения.

Полное и всем очевидное торжество Царства Божия осуществится лишь после Второго пришествия Христова, когда общество праведников сольётся с ангельским миром и станет Царством Небесным. Сейчас же оно осуществляется лишь частично и неполно в сердцах верующих в меру их духовного преуспеяния.

Тем не менее благотворные результаты или “плоды” этого Царства заметны в истории человечества после Рождества Христова - в упразднении рабства, в исправлении нравов, в преодолении жестокости и распущенности, в более гуманном законодательстве, в отмирании суеверий, в большем уважении к личности, в облагораживании всех отраслей искусства - в литературе, живописи, архитектуре, музыке...

Итак, вся жизнь и учение Спасителя были направлены к тому, чтобы заложить новые духовные начала в человеческую жизнь: чистую веру, живую любовь к Богу и ближним, стремление к нравственному совершенствованию и святости. На этих началах нам следует строить свое религиозное мировоззрение и свою жизнь.

Строя свою жизнь на заповедях Христовых, мы утешаем себя мыслью, что Царство Божие непременно восторжествует, и на обновленной Земле наступит обещанный мир, справедливость, радость и бессмертная жизнь. Молим Господа сделать нас достойными наследовать Его Царство!

Таким образом даже здесь, под сводами гробниц страдальцев, отдельные скорбные вздохи растворились в радостном гимне побеждающей веры. Созерцание занимающейся над миром зари евангельского дня заставляет христиан забыть свои горести и неудачи. Надо напоминать себе, что Царство Божие силою берется, и что только употребляющие усилие получают его .

Да приидет к нам Царствие Твое, Господи!

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 17, ст. 20 - 25.

20. Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

21. и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

22. Сказал также ученикам: придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите;

23. и скажут вам: вот, здесь, или: вот, там, - не ходите и не гоняйтесь,

24. ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

25. Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.

(Лк. 17, 20–25)

Слова сегодняшнего евангельского чтения повествуют о знамениях и условиях наступления Царствия Божия.

По пути в Иерусалим, когда Господь проходил между Самарией и Галилеей, фарисеи приступили к нему с вопросом о времени прихода Царствия Божия. На этот вопрос Господь сказал следующее: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там (Лк. 17, 20–21).

Другими словами, Господь обозначил духовный характер Царства Божия, для которого не назначено определенного места в мире, так как оно не материально: сущность Царствия Божия во внутреннем обновлении и освящении людей. Фарисеи понимали под Царством Божиим земное царство Мессии, пришествие Которого они ожидали вместе с освобождением от ига ненавистных римлян. Господь внушает им, что это царство не внешнее, земное, а духовное, внутреннее, и что оно уже наступило.

Царствие Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21) , – говорит Господь, таким образом поясняя, что Царствие это не от мира сего. Оно не приходит так приметно, как возникают царства этого мира. Про царства мира говорят, что в такой-то стране правит такой-то царь, а в такой-то – другой, но про Царство Божие этого сказать нельзя, так как оно не ограничивается пределами каких-либо стран, но действует прежде всего в душах людей, преобразуя не внешнее положение, а их сердца и жизнь.

Архиепископ Аверкий (Таушев) отмечает: «”Внутри вас” понимается двояко: во-первых, Царство Божие уже пришло - оно среди вас, среди народа Иудейского, хотя вы и не замечаете его, по своей духовной слепоте; во-вторых, Царствие Божие невидимо для внешних очей, ибо оно водворяется в душе человека».

Придут дни, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого, и не увидите (Лк. 17, 22), – обращается Господь к ученикам. Желание это будет вызвано, вероятно, скорбями последних времен. Потому и захотят они, по крайней мере, увидеть один из дней времени Христа, чтобы отдохнуть от скорбей, но этого дня не увидят, так как время Его Второго пришествия еще только впереди.

Блаженный Феофилакт отмечает: «Хотя они (ученики Господа) и в то время как с Ним были, вели жизнь не без трудов и опасностей, а терпели бегство с бегущим и оскорбление с оскорбляемым, но, если прежние их приключения сравнить с будущими опасностями, то окажется, что они тогда были очень безопасны. Поэтому и при таком образе жизни, то есть при небольших опасностях и трудах, Царствие Божие было внутри апостолов; между тем как после Воскресения они были как бы пленники и изгнанники».

Говоря о наступлении этого Царства, Господь поясняет, что второе Его пришествие будет настолько славным и блистательным, что не́ для чего будет узнавать об этом от других. Пришествие это не ограничится каким-нибудь местом, а, как молния не скрывается, но является с одного края земли до другого, так светло́ и явно оно будет. По вавилонско-иудейскому представлению небесный свод упирался своими двумя концами в землю, а потому молнию, о которой говорит Христос, должно быть видно с одного края неба до другого.

Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим (Лк. 17, 25). Так Господь заранее предупреждает учеников о Своем страдании, чтобы, когда оно наступит неожиданно, они не соблазнились, думая, что Он не предвидел и пострадал против своей воли. Этими словами Христос приготовляет сердца апостолов к трудам и терпению. Ведь, если Господу это предстоит, ученики Его не должны ожидать ничего другого.

Нам же, дорогие братья и сестры, следует всегда помнить, что воцарение Бога происходит в душе человека. Если люди любят Бога и ближних, то куда бы они ни переселялись, в какой бы стране ни жили, везде они будут исполнителями Его воли и причастниками единого Царства Божия. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Измена мужа